НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ К ВЛАСТЬ ПРЕДЕРЖАЩИМНиже опубликованы архивные материалы, добавляющие несколько штрихов к условиям, в которых в конце 1930-х первой половине 1940-х гг. находились работники рыбной промышленности Камчатки, трудившиеся на морских судах и рыбокомбинатах. Они представлены в виде вопросов, охватывающих достаточно широкий круг проблем, как производственных, так и бытовых, заданных рядовыми тружениками своим руководителям. С высоты десятилетий, прошедших со времени описываемых событий, часть их может показаться смешной и наивной, а часть остается актуальной и поныне, что лишний раз подтверждает известную мудрость: «Все течет, но мало что меняется».
1. ВОПРОСЫ К НАЧАЛЬНИКУ АКОФЛОТА ОТ КОМАНДЫ ПАРОХОДА «ЭСКИМОѻ середине 1938 г. моряки парохода АКОфлота «Эскимос» обратились к начальнику флота Егорову с любопытным документом, включавшим несколько десятков вопросов, из которых ниже приведены двенадцать наиболее характерных. Несмотря на то что к этому времени АКОфлот существовал уже десять лет, ряд проблем, в первую очередь нарушения ранее утвержденных графиков движения судов, большие непроизводительные простои и плохие социально-бытовые условия членов экипажей и их семей, – не решались из года в год. Это подтолкнуло моряков к протесту против крайне неэффективной системы управления флотом вот таким оригинальным способом.
1. Чем объяснить такие факты: судно должно получать план-наряд на рейс за три дня до отхода, но фактически получает [его] по телеграфу вдогонку? Все расчеты по выполнению рейса должны производиться не позднее трех дней по окончании рейса, а [мы] уже совершили три рейса прошло шесть месяцев, а результатов никаких.
2. Почему получаются такие явления, что рейсовые планы все выполнены, а годовой остался невыполненным?
3. Почему был сделан пустой перегон Микояновск Сахалин в конце июня и начале июля, тогда как на западном берегу лежал старый запас неснятой рыбопродукции, и в это время года судно можно загрузить за несколько дней, а осенью приходится терять месяцы из-за непогоды?
4. Почему по коллективному договору кочегарам полагается только одна пара спецботинок в год, в то время как их на месяц не хватает?
5. Почему на берегу ботинки стоят 19 руб., а на пароход выписывают за прозодежду по 44 руб.?
6. На одном из заседаний комсостава на «Эскимосе» т. Демидов высказался, что у т. Корнюшина и т. Притыко (начальник АКО и начальник политсектора АКО ред.) создалось мнение, что команда не борется с причинами, порождающими простой судна, и нарочно старается задержаться подольше во Владивостоке, так как у них там семьи. Но кто же является виновником такого безобразия, что на западном берегу на открытом рейде разгрузили судно за трое суток, а во Владивостоке в закрытом порту разгружали целый месяц и погружали целый месяц для последнего рейса? Придя в Петропавловск, простояли вместо двух дней тринадцать и этот последний рейс был сорван этими простоями. Кто в этом виноват?
7. Чем объяснить такое явление, что согласно тарифному соглашению клиенты и порт могут задерживать судно, а команда от этого должна терять в заработке, так как за это время не выплачивается расчетная ставка, но и эти простои не предусматриваются в план-наряде, и поэтому резко снижается выполнение плана. Так как команда в этом не виновата, то создается мнение, что этот пункт внесен с целью, чтобы сорвать выполнение плана и этим не придется платить за перевыполнение.
8. Что предпринимается АКОфлотом в части семейств команды судов, которые желают перейти на постоянное жительство в Петропавловск?
9. Что делается АКОфлотом в деле прекращения безобразной перевозки людей на комбинаты судами АКОфлота?
10. Что предпринимается АКОфлотом в деле постройки морвокзала и клуба моряков?
11. Почему руководители АКОфлота занимаются гастролерством и не считают необходимым беседовать с командами судов?
12. Что делается со стороны АКОфлота в деле обеспечения кадрами судов АКОфлота и повышения квалификации имеющихся кадров?
Пароход АКОфлота "Эскимос"Архивы не содержат сведений о том, были ли даны прямые ответы на эти вопросы. Но мы располагаем документом отчетом самого Егорова «О работе флота АКО», адресованным облплану и датированным 21 ноября 1938 г. Как видно из приводимых ниже выдержек, многие из затронутых моряками тем нашли в нем отражение.
«…Важный момент это организация управления флотом, необходимость твердых графиков движения судов, дабы создать условия для клиентуры в части планирования перевозок своих грузов, подготовки их к погрузке в срок к моменту подачи данного парохода. …Твердые графики движения судов необходимы для нормального пассажирского движения и культурной связи между населенными пунктами Камчатки…
…Руководство флотом в лице начальника АКОфлота обезличено. Все распоряжения по флоту исходят от управления АКО и комбинатов через начальника АКО, причем все прорывы и неувязки в путине находят отражение в частых изменениях графиков движения судов. Короче говоря, флот АКО подчинен клиентуре, а не наоборот, как следовало бы…
Очень серьезным вопросом в АКО является вопрос кадров. Плавсостав судов АКО, достигающий в настоящее время 580 чел… жилищем в Петропавловске совершенно не обеспечен, не считая единиц… Нужен также в Петропавловске Морской техникум. При таком положении, когда кадры базируются на Владивосток, создается большая текучесть и невозможность закрепления людей.
Техническое состояние флота АКО доведено до износа. Приведение всех судов в хорошее техническое состояние требует громадных средств, материалов и сразу не под силу здешнему судоремзаводу. Достаточно сказать, что на ремонт только двух судов “Эскимоса” и “Симы” требуется свыше 3 млн руб.
Сумма всех затронутых вопросов по АКОфлоту говорит за то, что флот АКО перерос рамки узкого значения подсобного для путины флота и в конечном счете превращен в настолько узкое место в общем хозяйстве Камчатки и в той же путине, что флоту неизбежно нужно уделить большое внимание, поставив его в условия дальнейшего роста в ногу с растущим хозяйством и культурными нуждами Камчатки…».
Материал подготовил С. В. Гаврилов.
2. ВОПРОС 1945 ГОДА: «ЧЕРЕЗ СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ МОЖНО ОЖИДАТЬ ПОЛНОГО
|
ВОЗВРАТ К ОГЛАВЛЕНИЮ |