ВОЗВРАТ К ОГЛАВЛЕНИЮ 

НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ К ВЛАСТЬ ПРЕДЕРЖАЩИМ

Ниже опубликованы архивные материалы, добавляющие несколько штрихов к условиям, в которых в конце 1930-х — первой половине 1940-х гг. находились работники рыбной промышленности Камчатки, трудившиеся на морских судах и рыбокомбинатах. Они представлены в виде вопросов, охватывающих достаточно широкий круг проблем, как производственных, так и бытовых, заданных рядовыми тружениками своим руководителям. С высоты десятилетий, прошедших со времени описываемых событий, часть их может показаться смешной и наивной, а часть остается актуальной и поныне, что лишний раз подтверждает известную мудрость: «Все течет, но мало что меняется».

1. ВОПРОСЫ К НАЧАЛЬНИКУ АКОФЛОТА ОТ КОМАНДЫ ПАРОХОДА «ЭСКИМОС»

В середине 1938 г. моряки парохода АКОфлота «Эскимос» обратились к начальнику флота Егорову с любопытным документом, включавшим несколько десятков вопросов, из которых ниже приведены двенадцать наиболее характерных. Несмотря на то что к этому времени АКОфлот существовал уже десять лет, ряд проблем, в первую очередь — нарушения ранее утвержденных графиков движения судов, большие непроизводительные простои и плохие социально-бытовые условия членов экипажей и их семей, – не решались из года в год. Это подтолкнуло моряков к протесту против крайне неэффективной системы управления флотом вот таким оригинальным способом.
1. Чем объяснить такие факты: судно должно получать план-наряд на рейс за три дня до отхода, но фактически получает [его] по телеграфу вдогонку? Все расчеты по выполнению рейса должны производиться не позднее трех дней по окончании рейса, а [мы] уже совершили три рейса — прошло шесть месяцев, а результатов никаких.
2. Почему получаются такие явления, что рейсовые планы все выполнены, а годовой остался невыполненным?
3. Почему был сделан пустой перегон Микояновск — Сахалин в конце июня и начале июля, тогда как на западном берегу лежал старый запас неснятой рыбопродукции, и в это время года судно можно загрузить за несколько дней, а осенью приходится терять месяцы из-за непогоды?
4. Почему по коллективному договору кочегарам полагается только одна пара спецботинок в год, в то время как их на месяц не хватает?
5. Почему на берегу ботинки стоят 19 руб., а на пароход выписывают за прозодежду по 44 руб.?
6. На одном из заседаний комсостава на «Эскимосе» т. Демидов высказался, что у т. Корнюшина и т. Притыко (начальник АКО и начальник политсектора АКО — ред.) создалось мнение, что команда не борется с причинами, порождающими простой судна, и нарочно старается задержаться подольше во Владивостоке, так как у них там семьи. Но кто же является виновником такого безобразия, что на западном берегу на открытом рейде разгрузили судно за трое суток, а во Владивостоке в закрытом порту разгружали целый месяц и погружали целый месяц для последнего рейса? Придя в Петропавловск, простояли вместо двух дней тринадцать и этот последний рейс был сорван этими простоями. Кто в этом виноват?
7. Чем объяснить такое явление, что согласно тарифному соглашению клиенты и порт могут задерживать судно, а команда от этого должна терять в заработке, так как за это время не выплачивается расчетная ставка, но и эти простои не предусматриваются в план-наряде, и поэтому резко снижается выполнение плана. Так как команда в этом не виновата, то создается мнение, что этот пункт внесен с целью, чтобы сорвать выполнение плана и этим не придется платить за перевыполнение.
8. Что предпринимается АКОфлотом в части семейств команды судов, которые желают перейти на постоянное жительство в Петропавловск?
9. Что делается АКОфлотом в деле прекращения безобразной перевозки людей на комбинаты судами АКОфлота?
10. Что предпринимается АКОфлотом в деле постройки морвокзала и клуба моряков?
11. Почему руководители АКОфлота занимаются гастролерством и не считают необходимым беседовать с командами судов?
12. Что делается со стороны АКОфлота в деле обеспечения кадрами судов АКОфлота и повышения квалификации имеющихся кадров?

Пароход АКОфлота "Эскимос"

Архивы не содержат сведений о том, были ли даны прямые ответы на эти вопросы. Но мы располагаем документом — отчетом самого Егорова «О работе флота АКО», — адресованным облплану и датированным 21 ноября 1938 г. Как видно из приводимых ниже выдержек, многие из затронутых моряками тем нашли в нем отражение.
«…Важный момент — это организация управления флотом, необходимость твердых графиков движения судов, дабы создать условия для клиентуры в части планирования перевозок своих грузов, подготовки их к погрузке в срок к моменту подачи данного парохода. …Твердые графики движения судов необходимы для нормального пассажирского движения и культурной связи между населенными пунктами Камчатки…
…Руководство флотом в лице начальника АКОфлота обезличено. Все распоряжения по флоту исходят от управления АКО и комбинатов через начальника АКО, причем все прорывы и неувязки в путине находят отражение в частых изменениях графиков движения судов. Короче говоря, флот АКО подчинен клиентуре, а не наоборот, как следовало бы…
Очень серьезным вопросом в АКО является вопрос кадров. Плавсостав судов АКО, достигающий в настоящее время 580 чел… жилищем в Петропавловске совершенно не обеспечен, не считая единиц… Нужен также в Петропавловске Морской техникум. При таком положении, когда кадры базируются на Владивосток, создается большая текучесть и невозможность закрепления людей.
Техническое состояние флота АКО доведено до износа. Приведение всех судов в хорошее техническое состояние требует громадных средств, материалов и сразу не под силу здешнему судоремзаводу. Достаточно сказать, что на ремонт только двух судов — “Эскимоса” и “Симы” — требуется свыше 3 млн руб.
Сумма всех затронутых вопросов по АКОфлоту говорит за то, что флот АКО перерос рамки узкого значения подсобного для путины флота и в конечном счете превращен в настолько узкое место в общем хозяйстве Камчатки и в той же путине, что флоту неизбежно нужно уделить большое внимание, поставив его в условия дальнейшего роста в ногу с растущим хозяйством и культурными нуждами Камчатки…».

Материал подготовил С. В. Гаврилов.

2. ВОПРОС 1945 ГОДА: «ЧЕРЕЗ СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ МОЖНО ОЖИДАТЬ ПОЛНОГО
РАСЦВЕТА РУССКОГО НАРОДА И СВОБОДНОГО ВЫЕЗДА С КАМЧАТКИ?»

О вкладе наших земляков в победу над немецко-фашистскими захватчиками и японскими самураями наслышаны многие. Куда меньше известно, какой ценой доставались двойные и тройные перевыполнения производственных заданий, рекорды, ставшие едва ли не нормой. Основной груз лег на плечи работников рыбной промышленности, и они несли безоговорочно его четыре с лишним года. Но вот — враг повержен. И на Западе, и на Востоке. Что дальше? Над этим задумывалась вся страна и вместе с нею камчатцы. Публикуемый материал дает представление о мыслях и чаяниях военного поколения на примере всего лишь одного коллектива, где рядом с великим, «глобальным» — малое, житейское, но столь же важное и нужное для человека, даже если его называют «винтиком».
21 сентября 1945 г. на рыбокомбинате им. Микояна (впоследствии «Октябрьский») состоялся единый политдень. На нем присутствовало около шестисот рабочих и служащих предприятия. Они получили возможность задать устно и письменно свои вопросы власти в лице ее представителей — партийных и советских работников районного и областного масштаба.
На 278 вопросов, хранящихся в ЦДНИКО (ответы на них, к сожалению, не обнаружены), для публикации отобраны наиболее характерные, волновавшие многих.
1. Оказывает ли СССР помощь продовольствием Германии, и чем она будет за это расплачиваться?
2. Почему не завозят табак, на котором рабочие теряют очень много денег и даже продают вещи?
3. Будет ли на японских островах Советская власть?
4. Завод выпускает на десятки миллионов рублей рыбопродукции и существует более десяти лет, но до сегодняшнего дня не имеет радио, красного уголка, нет даже телефона. Прошу прояснить.
5. Скоро ли отменят карточную систему?
6. Будет ли СССР осваивать сам или будет сдавать в концессии рыболовецкие участки Камчатки и Курильских островов?
7. Какие должны быть условия семейным и в общежитии: квартиры отдельно всем или — начальникам?
8. Будут ли предоставляться отпуска рабочим, проработавшим более пяти лет, и какая при этом будет оказана материальная помощь?
9. Будет ли со стороны Америки нашей стране предъявлен счет за данный ею заем во время войны с Германией и Японией?
10. Света нет. Когда придешь с работы — кушаешь в потемках…
11. Какие принимаются меры руководством в улучшении делами медпомощи и особенно зубоврачебной?
12. Как мне разузнать судьбу мужа, который был на фронте?
13. Будет ли повышаться зарплата или расценки? При таких расценках не хватает на хлеб.
14. Когда кончится военный налог?
15. Будет ли переименовано Японское море в другое название?
16. Что делают пленные фрицы и самураи? Работают ли они у нас или их отпустили?
17. Будут ли установлены на продукты цены довоенного времени?
18. Будут ли предоставлены отгулы за проработанные выходные в 1944 и 1945 гг., в которых есть нужда?
19. Почему матерям погибших на фронте сыновей плохо помогают — не ремонтируют квартир и нет другой материальной помощи?
20. Будут ли заключаться с рабочими и служащими трудовые договоры по примеру довоенного времени?
21. Будет ли на рыбозаводе кино (в течение года была одна картина)?
22. Отменят ли Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. (об уголовной ответственности за опоздание, прогул, самостоятельный переход с одного предприятия на другое — ред.)?
23. Куда девался спецтовар для демобилизованных (показали кукиш)?
24. Все бараки, общежития развалились; материала нет. Как все же думают улучшить бытовые условия рабочих завода?
25. Какую заботу проявят партия и правительство оставшимся сиротам и старикам воинов, павших в борьбе за Родину?
26. Какую задолженность имеет Советский Союз за время войны нашим союзникам? За чей счет будут погашены долги и в какой срок?
27. Будет ли сделан волнорез на морском берегу?
28. Когда будет выдаваться мыло (не получали больше года)?
29. Будут ли исчислять надбавки за прошлое время?
30. Как взять перевод с этой базы и избавиться от этого начальства?
31. Можно ли ходить на работу босой и разутой?
32. В начале войны с Японией у населения были отобраны ружья для охраны интернированных японцев. Почему их до сего времени не возвращают?
33. Будет ли обеспечена моя семья, как фронтовика, промтоварами?
34. Как исчисляется производственный стаж на Камчатке? Раньше было: пять лет исчислялось за десять лет. И какими льготами будет пользоваться работник, выехавший на материк?
35. Разыскан ли Гитлер, где он находится и будет ли он наказан по суду?
36. Через сколько лет можно ожидать полного расцвета русского народа и свободного выезда с Камчатки?

Материал подготовил В. П. Пустовит.

  ВОЗВРАТ К ОГЛАВЛЕНИЮ