С. В. ГАВРИЛОВПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 1Первым техническим учебным заведением на Камчатке, организованным специально для подготовки квалифицированных рабочих, стала школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), открытая осенью 1939 г. при Петропавловской судоверфи. Первая очередь верфи, являвшейся крупнейшим промышленным предприятием области, была пущена в ноябре 1936 г. Ее главным назначением являлось малотоннажное судостроение, техническое обслуживание и ремонт транспортных и рыболовных судов. К 1939 г. предприятие имело все необходимые для этого цехи и вспомогательные производства, а годом раньше оно получило плавучий док. До 1945 г. верфь входила в состав АКО.
Верфь нуждалась в рабочих руках. Разговоры о том, что ей следует обзавестись собственной «кузницей кадров», велись уже в 1938 г. Конкретные шаги в этом направлении были предприняты в середине 1939 г. Инициатором начинания стали профсоюзный комитет верфи и областной комитет комсомола.
2 июля 1939 г. «Камчатская правда» опубликовала объявление о приеме желающих учиться в новом учебном заведении. «Петропавловская судоремверфь производит набор учеников в школу фабрично-заводского ученичества по специальностям: 1) токари по металлу, 2) слесари по ремонту судов, 3) электромонтеры. Срок обучения — от одного года до полутора лет. Учащиеся ФЗУ обеспечиваются стипендией до 200 рублей в месяц. Принимаются лица от 15 до 18 лет с образованием не ниже семи классов. Все лица, желающие поступить в школу ФЗУ, подают заявление в отдел кадров судоремверфи с приложением справки об образовании, справки о рождении и двух фотокарточек; ежедневно от 9 часов до 15 часов. Срок подачи заявлений до 25 августа 1939 г. Начало занятий с 1 сентября 1939 г. Дирекция».
В действительности занятия начались не 1 сентября 1939 г., как планировалось, а 15, к тому же группу электромонтеров набрать не удалось.
Известие об открытии в Петропавловске первой школы ФЗУ быстро облетело рыбокомбинаты побережья и населенные пункты центральной части полуострова. Реакция на это была однозначной: «исключительно важное значение в деле подготовки кадров для Камчатки».
Первый набор составил, по разным источникам, 39 или 40 чел. Большинство учеников школы представляли именно приезжие. В их числе находились десять жителей комбинатов, шестнадцать человек из окрестностей Петропавловска, восемь детдомовцев. Местных ребят насчитывалось всего пятеро.
Поступившие попали в весьма тяжелые условия, вызвавшие их недовольство и позволившие заявить о том, что «нет заботы об учащихся». Один из очевидцев, укрывшийся под псевдонимом «Сатурн», спустя два месяца после начала работы школы так описывал происходившее. «В ФЗУ при судоремверфи занимаются сорок учащихся из Петропавловска, Микояновского, Большерецкого и других рыбокомбинатов. Ученики помещаются в необорудованных палатках. Нет расписания уроков. Культмассовая работа не проводится. Руководители ФЗУ (Клейман, Рабинович и секретарь комитета комсомола Долгов), зная о таких безобразиях, не принимают никаких мер».
Приведенная анонимная информация вполне соответствовала действительности. Школа не имела своего помещения, поэтому уроки проводились в случайных помещениях, зачастую совершенно непригодных для этого. Недоставало наглядных пособий и учебной литературы. Правда, школу удалось полностью укомплектовать преподавателями: общетехнические и специальные дисциплины вели специалисты завода, а общеобразовательные — учителя из школы поселка Индустриальный, «инструкторами выделены производственники верфи из числа стахановцев».
Приехавших из-за пределов города поместили в общежитии. 34 ученика занимали здесь 12 комнат. Ребятам не хватало постельного белья, они не имели спецодежды. Стипендия, размер которой составлял от 107 до 145 руб., не покрывала даже затрат на питание, на которое, по самым скромным меркам, надо было потратить не меньше 180 руб. в месяц, притом что половина учащихся (например, сироты) не получали никакой помощи. Правда, 1 марта 1940 г. при общежитии заработала своя столовая, несколько облегчившая положение.
В 1940 г. школу возглавлял директор И. Скоморохов. Второй набор желающих учиться в ней на «металлистов» состоялся в августе 1940 г. 3 августа были объявлены новые правила приема. Обучение должно было проходить по двум уже сложившимся специальностям. «Школа готовит токарей и слесарей-судоремонтников. Срок обучения 18 месяцев. Принимаются лица в возрасте 14—18 лет с образованием не ниже 6—7 классов. Все принятые обеспечиваются стипендией в размере от 107 до 204 рублей в зависимости от успеваемости…».
Школа ФЗУ при судоверфи начала действовать еще до принятия законодательных актов, положивших начало отечественной системе профессионально-технического образования (ПТО).
2 октября 1940 г. был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР». Документ предписывал начать в централизованном порядке подготовку в ремесленных и железнодорожных училищах, а также в школах ФЗУ «для передачи промышленности» до одного миллиона молодых людей в год. Для этого по всей стране следовало организовать сеть ремесленных училищ со сроком обучения два года, готовящих квалифицированных рабочих, в том числе и для морского и рыбопромыслового флота, и школ с шестимесячной подготовкой для обучения кадров массовых профессий.
Комплектование училищ и школ, в соответствии с постановлением советского правительства — Совета Народных Комиссаров СССР «О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения», — должно было проходить призывом (мобилизацией) или добровольным набором. Мобилизация шла по разнарядкам, спускаемым региональными властями в города и районные центры. Ею занимались специальные комиссии, состоявшие из председателя местного Совета, представителя профорганизации и секретаря комитета ВЛКСМ.
Комиссия вручала мобилизованному путевку и особый «литер» на бесплатный проезд по железной дороге до места учебы. Правления колхозов были обязаны снабдить своих призываемых одеждой, обувью, двумя сменами белья и продуктами на время следования до учебного заведения. Все они проходили медицинский осмотр. Первый призыв в количестве 250 тыс. чел. должен был состояться в период с 10 по 25 ноября 1940 г.
Для «проведения в жизнь» этих решении при Совнаркоме СССР было образовано Главное управление трудовых резервов, которое возглавил П. Г. Москатов. В регионах создавались областные и краевые управления трудовых резервов.
До 1956 г. Камчатская область входила в состав Хабаровского края, поэтому ее единственная школа ФЗУ перешла в подчинение Хабаровскому управлению Крайтрудрезервов. Теперь официальное название и адрес учебного заведения звучали так: «Петропавловское ремесленное училище № 8, поселок Индустриальный, при судоверфи».
К 1 января 1941 г. здесь обучались 300 мальчишек, за учебный год тринадцать из них выбыли по разным причинам. Все учащиеся были распределены по девяти группам практического обучения, где будущие рабочие практиковались в слесарном и токарном деле, выполняя заказы базового предприятия. Помимо приобретения рабочей сноровки, это позволяло зарабатывать деньги, часть которых шла самим ребятам в качестве добавки к более чем скромной стипендии. В декабре 1940 г. учащиеся отремонтировали станки и сделали другие работы на сумму 5 295 руб. К 1 января 1941 г. школа выпустила продукции на 13 000 руб.
3 апреля 1941 г. начала работать Государственная квалификационная комиссия по оценке знаний и умений новоиспеченных слесарей и токарей. Училище закончили 28 чел. 10 апреля в клубе судоверфи состоялся торжественный вечер: в ее коллектив вливалось молодое пополнение.
Новый набор, который планировалось провести в августе 1941 г., должны были составить 60 юношей: 30 токарей и 30 слесарей. Начавшаяся 22 июня 1941 г. Великая Отечественная война внесла поправки. Набор был увеличен, а в число принятых включили девушек.
В тяжелые военные годы, когда потребовалось заменить ушедших на фронт мужчин, к станкам судоверфи встали женщины и подростки. Произошли изменения и в составе учащихся ремесленного училища: значительную часть их теперь составили девчата. Они не просто успешно овладевали традиционно мужскими специальностями токаря, судосборщика, слесаря, но и в полтора-два раза перекрывали существовавшие нормы выработки, нередко ничем не уступая опытным кадровым рабочим. Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу, и конкретно — огрубевшими от нелегкой работы девичьими руками.
Наиболее ранняя Поименная книга ремесленного училища № 8 (начата 1 августа 1941 г., закончена 23 декабря 1943 г.) содержит скупые сведения об учащихся военного периода. Ее первая страница сохранила имена семнадцати человек, зачисленных 1 августа 1941 г. для обучения по специальности «Судосборщик». Вот они: 1. Гончарова Фаина Алексеевна, 1925 г. р. 2. Груздев Алексей Лаврентьевич, 1926 г. р. 3. Гурчиков Александр Александрович, 1925 г. р. 4. Ерофеев Геннадий Васильевич, 1926 г. р. 5. Звонков Иван Васильевич, 1925 г. р. 6. Комарова Тамара Ивановна, 1924 г. р. 7. Кузнецова Зоя Васильевна, 1924 г. р. 8. Кожухова Надежда Михайловна, 1924 г. р. 9. Каплатадзе Виктор Михайлович, 1925 г. р. 10. Логашова Антонина Тихоновна, 1925 г. р. 11. Лаптев Алексей Николаевич, 1925 г. р. 12. Овсянников Валентин Егорович, 1926 г. р. 13. Рожков Александр Петрович, 1925 г. р. 14. Савин Николай Иванович, 1925 г. р. 15. Сахнов Андрей Павлович, 1925 г. р. 16. Селифонтов Петр Тимофеевич, 1925 г. р. 17. Федулов Василий Иванович, 1925 г. р.
Всего в 1941 г. училище приняло 304 чел. Выпустились они 30 июня 1943 г. Из перечисленных выше девушек две — Ф. Гончарова и Т. Комарова — получили квалификации судосборщиков 5-го разряда, а А. Логанова — «заработала» 3-й разряд. Все они были направлены на судоверфь.
Предприятие в этот период активно строило мелкий промысловый флот, баржи, понтоны и «жучки» — сварные буксирные катера типа «Ж». Для этих катеров верфь даже освоила выпуск калоризаторных двигателей марки К-50 «Камчадал», являвшихся достаточно сложной продукцией.
В 1942 г. набор вырос до 334 чел. В число входили 126 девушек, то есть 37,7 % всех поступивших. Большинство зачисленных прибыли с побережья Камчатки — Микояновска, Большерецка, Кихчика. Много было елизовских и ключевских ребят. В Петропавловске и его окрестностях жили 120 чел. В последующие военные годы число принятых составило: в 1943 г. — 186, в 1944 г. — 80 и в 1945 г. — 99 чел. Из приведенных цифр видно, что наиболее интенсивно училище работало в течение первых трех самых тяжелых военных лет. Очевидно, большое количество учащихся должно было возместить значительную долю квалифицированных специалистов, покинувших предприятия и призванных в армию.
В июле 1941 г. в училище работал 41 сотрудник. В их число входили: директор Владимир Исидорович Мышак, его заместитель Илья Григорьевич Кугель, старший мастер Александр Михайлович Ужаков, военрук Яков Никитович Паравенков, старший бухгалтер Мария Макаровна Федосеева, слесарь-инструментальщик Иван Осипович Воробьев, мастера производственного обучения Владимир Наумович Пожидаев, Василий Филиппович Федотов, Алексей Григорьевич Протасов, Иван Прокопьевич Ситников, Михаил Иванович Крикливый, Николай Алексеевич Колпащиков, Семен Петрович Носков, Михаил Иванович Ширшов, Николай Петрович Гиренко, уборщица Дарья Яковлевна Шаврагина, старший комендант Иван Алексеевич Стремяный. В октябре 1941 г. персонал учебного заведения насчитывал 47 чел., в том числе девять мастеров производственного обучения. К марту 1942 г. численность работников уменьшилась до 32 чел., но количество мастеров осталось прежним.
В январе 1944 г. численность сотрудников вновь выросла до 47 чел. К концу первого квартала 1944 г. в училище при плане 300 чел. занимались 180 учеников, поделенных на восемь групп. В конце года из его стен вышли 106 молодых специалистов.
Вот как сложилась судьба Алексея Ивановича Отлячкина — одного из выпускников военных лет. Алексей пришел учиться на токаря 1 августа 1941 г. Занятия завершились 30 марта 1943 г., а вскоре его призвали на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и отправили в Приморье. Здесь командиры заметили, что парень неплохо подготовлен. Его послали во Владивосток учиться на мастера-оружейника. На фронт он так и не попал. Вышел приказ: высококвалифицированных специалистов на передовую не отправлять, а использовать их для ремонта боевой техники. В 1950 г. Алексей Иванович демобилизовался, пришел на судоверфь, где работал слесарем механо-сборочного цеха. Когда на предприятии организовали участок специализированных приспособлений, то его пригласили сюда как специалиста высокой квалификации. Уже в 1980 г. он мог выйти на пенсию по возрасту, но продолжал работать еще два десятилетия, и только в июле 2000 г. отправился на заслуженный отдых. Алексей Иванович — ветеран труда, один из почетнейших работников судоверфи, имеет правительственные награды.
В послевоенные годы количество учащихся оставалось стабильным и колебалось в пределах 150—200 чел. Так, в начале 1949 г. в училище при плане 220 обучались 154 чел. За 1949 г. оно подготовило и выпустило на производство 119 чел., а им на смену пришли 120 новых учеников.
В 1951 г. ремесленное училище возглавляли директор И. С. Федоров и его заместитель по воспитательной работе Т. Ф. Андреева. Помимо обычных занятий и производственной практики большое внимание уделялось внеучебному воспитанию рабочей молодежи. Его традиционным видом являлась кружковая работа. 17 сентября 1951 г. училище получило предписание управления Крайтрудресурсов активизировать ее. Для этого нужно было дополнительно организовать технические («Юный судостроитель» и радиомонтажный), а также предметные (исторический и литературный) кружки. Кроме этого, требовалось созвать ученический хор.
Особое внимание учащихся следовало уделить изучению «биографии тов. Сталина И. В., положив в основу организацию кружка в каждой производственной группе». Руководить ими должны были наиболее подготовленные мастера, преподаватели и воспитатели, персонально утвержденные райкомами ВКП(б).
В 1960-х гг. ремесленное училище № 8 подчинялось Приморскому управлению ПТО. В 1963 г. оно было преобразовано в городское профтехучилище № 13 (ГПТУ № 13) с двухгодичным сроком обучения. Его базовыми предприятиями являлись судоверфь и трест «Камчатрыбстрой».
К началу 1963—1964 учебного года в Камчатской области имелось всего три учебных заведения ПТО: ГПТУ № 13, в котором учились 200 чел., ПТУ № 29 (бывшая Октябрьская школа ФЗУ), где занимались 150 чел., и Паланское сельское ПТУ № 7, в котором обучались всего 88 чел. Столь малые цифры были явно недостаточны для развивающегося хозяйства области. К тому же, в ней год от года росло количество школьников, заканчивавших неполные средние школы, перед которыми остро вставал вопрос о выборе профессии, а, следовательно, — своей судьбы. Областная «система» ПТО нуждалась в дальнейшем развитии.
«…Необходимость расширения контингента обучающихся в ПТУ диктуется не только потребностью промышленности и сельского хозяйства в квалифицированных кадрах, но и наличием молодежи, оканчивающей восьмые классы общеобразовательной школы. Так, в 1963 г. закончат восьмые классы 2 900 человек, в 1964 г. — 3 850 человек, а в 1965 г. — 4 600 человек. Та часть из них, которая не поступит в одиннадцатилетние школы (по данным облоно, около половины) и средние специальные учебные заведения, должна быть обеспечена профессионально-техническим обучением».
Перечень специальностей, по которым вело подготовку ГПТУ № 13, постепенно расширялся. В их число в 1961 г. входили: судосборщики, слесари по ремонту судовых машин и механизмов, судовые плотники и арматурщики-бетонщики. План приема в 1961 г. составлял 100 чел.: по 25 на каждую специальность. Руководил училищем в этот период директор Г. Н. Беломытцев. Знания выпускников оценивала авторитетная Государственная комиссия, которую возглавили заместитель начальника управления ПТО А. К. Сидоренко и главный инженер судоверфи.
В течение семилетки (1959—1965 гг.) ГПТУ № 13 выпустило 590 чел. По годам они распределились следующим образом: в 1959 г. — 50, в 1960 г. — 51, в 1961 г. — 49, в 1962 г. — 99, в 1963 г. — 95, в 1964 г. — 151, в 1965 г. — 95 чел. Молодые специалисты были представлены следующими профессиями: слесари-ремонтники — 172, трубопроводчики судовые — 74, судосборщики — 73, столяры — 49, арматурщики-бетонщики — 73, слесари-сантехники — 29, плотники — 96, монтажники стройконторы — 24 чел. Кроме этого, вечернее отделение выпустило 70 слесарей-электромехаников и 36 машинистов-дизелистов.
В 1965—1966 учебном году в училище поступили 100 чел. В следующем 1966—1967 году на двухлетнее обучение по пяти специальностям (электромонтеры, электрогазоварщики, котельщики-корпусники, судовые трубопроводчики, слесари-судоремонтники) были зачислены 150 чел.
Об условиях, в которых находилось учебное заведение в первой половине 1960-х гг., говорит официальный документ. «Существующее в настоящее время городское ПТУ № 13 располагается в старом двухэтажном каркасно-засыпном здании постройки 1930-х гг. Училище не имеет общежития, и многие учащиеся живут на частных квартирах. Отсутствие учебных кабинетов, мастерских, столовой, спортивного и актового залов не позволяют увеличить контингент учащихся и отрицательно влияют на всю учебно-воспитательную работу».
Строительство новых зданий было решено начать в 1962 г. 4 апреля 1962 г. Камчатский облисполком утвердил необходимую проектно-сметную документацию. В соответствии с ней ГПТУ № 13 должно было получить учебный корпус на 200 чел., общежитие на 220 чел. и мастерские общей стоимостью 1 164,8 тыс. руб. Стройка началась в этом же году, но вскоре она остановилась на несколько лет из-за отсутствия средств.
22 октября 1964 г. председатель облисполкома Я. Рындин обращался в Совет Министров РСФСР с просьбой о выделении средств для продолжения строительства нового училищного комплекса. «Учитывая растущую потребность области в местных квалифицированных рабочих, и особенно по судоремонту, которых готовит училище № 13, Камчатский облисполком еще раз обращается к вам с просьбой выделить на 1965 г. средства на продолжение строительства в г. Петропавловске-Камчатском нового типового ПТУ в сумме 300—400 тыс. рублей».
На помощь пришло базовое предприятие — судоверфь. Общежитие включили в первую очередь его строительства на 1966 г. Летом этого года заместитель директора верфи А. Безручко обращался к областным властям, прося предоставить ему проект здания.
В 1965 г. в Камчатская область имела четыре ПТУ, которые ежегодно могли выпускать не более 400—430 квалифицированных рабочих. Все они располагались в небольших неприспособленных помещениях, их мастерские были недостаточно оснащены оборудованием и инструментами, нередко отсутствовали кабинеты специальных дисциплин с необходимыми учебными пособиями. Действуя в таких условиях, они не могли увеличить число обучаемых и улучшить их профессиональную подготовку.
Это обстоятельство тревожило областные власти. В начале 1965 г. вопрос о состоянии и развитии областной системы ПТО изучало бюро обкома КПСС, принявшее 24 февраля 1965 г. постановление «О расширении сети ПТУ в области и улучшении качества подготовки в них квалифицированных рабочих». Оно же утвердило планы мероприятий по расширению учебных площадей действовавших училищ и перспективный план развития системы ПТО на ближайшие годы.
Два ПТУ, готовившие специалистов для рыбохозяйственного комплекса Камчатки, намечалось развивать следующим образом. ГПТУ № 13, в котором учились 220 чел., в течение 1966—1967 гг. должно было получить общежитие на 300 чел. и помещение учебных мастерских площадью 200 кв. м для размещения газосварочного и токарного участков. Октябрь-ское ГПТУ № 29, обучавшее 200 чел., в этот же период ожидало сдачу общежития на 400 чел. и расширение ученической столовой.
В перспективе контингент учащихся ГПТУ № 13 и ГПТУ № 29 увеличивался до 400 чел. Дополнительно предполагалось организовать три новых ПТУ морского профиля: при Тралфлоте, в Усть-Камчатском рыбокомбинате (по 400 чел.) и при Петропавловском морском торговом порту. Камчатрыбпром внес в пятилетний план развития своего хозяйства пункт о строительстве двух первых училищ, названных выше. «Дальрыба» одобрила этот проект и включила их сооружение в свой план. Но высшая инстанция — Министерство рыбной промышленности СССР — эти предложения не утвердила. Камчатское морское пароходство по приказу Министерства морского флота запланировало на 1969 г. начало строительства мореходной школы при морском торговом порту, рассчитанной на обучение 300 чел. Этот проект также не осуществился.
Тем не менее, количество ПТУ в области постепенно увеличивалось, поэтому для оперативного руководства ими в 1967 г. было образовано Камчатское областное управление ПТО. Его первым начальником стал В. М. Ломакин, ранее работавший директором ГПТУ № 29.
Пока в высоких инстанциях решались стратегические вопросы развития областной системы ПТО, жизнь ГПТУ № 13 шла своим чередом. Вот лишь несколько эпизодов из нее, датированных второй половиной 1960-х гг.
В 1965 г. выпуск специалистов составил 95 чел. За успехи в обучении подрастающего поколения и в формировании молодых рабочих кадров 15 июня 1965 г. к награждению знаком «Отличник профессионально-технического образования» были представлены несколько работников училища: директор Григорий Николаевич Беломытцев, сотрудники Владимир Каленикович Серый, Антонина Васильевна Осадчая, Мария Степановна Шумская и Лилия Григорьевна Бажанова. Грамотами Приморского краевого управления ПТО были поощрены Виктор Иосифович Левентас и Александр Федорович Терентьев.
К 1 июня 1967 г. Камчатка имела пять ПТУ. По уровню методической работы училище № 13 стояло на одном из первых мест: его сотрудники активно осваивали педагогическое мастерство. Так, мастер А. А. Ларичев приготовил доклад на тему «О роли личности мастера в обучении и воспитании учащихся», преподаватель Л. П. Ковалева выполнила методическую разработку по тематике и формам проведения лабораторных работ по технике измерений и технической механике. Опыт, накопленный мастерами Кравцовым, Гутковским и Шепелевым по созданию сплоченного ученического коллектива, достижению хороших показателей в успеваемости и дисциплине, по рациональной организации урока производственного обучения, получению хороших учебно-воспитательных результатов и отличного качества изготовляемой продукции, рекомендовался для изучения в других учебных заведениях области.
18 декабря 1968 г. в училище прошел КВН. «За активное участие в его подготовке и проведении премированы ценными подарками Владимир Сухих (8 руб.) Сергей Литвинов (7 руб.), Сергей Зверев (5 руб.)». Приказ о поощрении зачитали на утренней линейке, здесь же ребятам вручили подарки.
10 марта 1969 г. «учащийся гр. 25 слесарей-судоремонтников судовых П… вырезал на сидении табурета заглавные буквы фамилий и имен своего и Г… На сидении, таким образом, было вырезано "Г. А С. П гр. 25 4 отс". Указанный поступок учащегося П… является ни чем иным, как откровенным вредительством — умышленной порчей государственного имущества…». С виновника удержали стоимость табурета, ему объявили строгий выговор с предупреждением о выселении из общежития, копии приказа выслали по месту работы родителей и почему-то — в городской военный комиссариат.
В начале 1969—1970 учебного года в училище, которое теперь называлось ГПТУ № 1, состояли 283 чел., (150 на первом курсе и 133 — на втором). Ребята обучались уже по шести специальностям: слесари-судоремонтники, судовые трубопроводчики, котельщики-корпусники, электромонтеры-ремонтники — судовые электромонтажники, электрогазосварщики, судовые столяры-монтажники.
Педагогический коллектив составляли 14 мастеров производственного обучения, старший мастер, четыре преподавателя, руководитель физвоспитания и два воспитателя. Шестеро мастеров имели среднетехническое образование, шестеро — среднее, три человека — восьмиклассное. Трое из них для поднятия своего образовательного уровня намеревались поступить на заочный факультет Камчатского филиала Дальрыбвтуза.
Учащиеся второго курса проходили производственную практику в цехах базового предприятия — судоверфи им. В. И. Ленина. Организация воспитательной работы с ними имела ряд особенностей, вызванных в первую очередь тем, что учащиеся находились на различных объектах обширной территории предприятия. Надо отметить, что некоторые руководители цехов верфи не нагружали будущих молодых специалистов работой по их специальности в требующемся объеме. А вот коллективы трубопроводного, механо-сборочного, слесарно-монтажного, корпусного цехов и электроучастка за активную работу по обучению и воспитанию учащихся на выпускном вечере были награждены Почетными грамотами областного управления ПТО. Мастера этих цехов вели «воспитательную работу с учащимися совместно с членами рабочих бригад».
В училище активно работали кружки технического творчества, в них занимались 49 чел. За рационализаторскую деятельность училище было награждено Почетной грамотой республиканского Совета Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов, а на выставке технического творчества среди ПТУ области оно заняло первое место и получило премию. Два представленных им экспоната — «Кубок» и барельеф «Макет бота В. Беринга» — в качестве сувениров были вручены делегатам Камчатки, уезжавшим в Москву на XVI съезд ВЛКСМ.
Кружковцы изготовили массу учебно-наглядных пособий для оформления кабинетов родного училища: 62 плаката и стенда, 54 макета, среди которых наиболее сильное впечатление производили модели валопровода СРТ-400, винтовой привод Дэвиса, участка электрогазосварки и грузового устройства судна.
Не менее успешно работали и другие кружки: фото-, вокально-хоровой, автомобильный, инструментальной музыки, радиолюбительский, драматический, танцевальный, исторический, художественного слова. Кроме этого, около сорока человек занимались вне стен училища на курсах шоферов при ДОСААФ.
В 1974—1975 учебном году в ГПТУ № 1 обучались 150 чел. С 1975 г. училище перешло на подготовку рабочих со средним образованием, которым вместо аттестата отныне выдавался диплом.
Училище всегда находилось, как говорится, «на хорошем счету». Об этом свидетельствуют многочисленные поощрения, которые получило как учебное заведение в целом, так и его сотрудники. 14 апреля 1976 г. подводились итоги социалистического соревнования среди профтехучилищ области. ГПТУ № 1 завоевало в нем первое место с вручением Переходящего знамени Камчатского областного управления ПТО и обкома профсоюза работников государственных учреждений. В начале июня 1976 г. в г. Томске прошел зональный конкурс электрогазосварщиков. От ГПТУ № 1 в нем не без успеха принимал участие В. В. Шаров, ранее победивший в аналогичном областном состязании.
17 февраля 1976 г. начальник областного управления ПТО В. М. Ломакин распорядился «премировать руководящих работников ГПТУ-1 за выполнение плана производственной деятельности»: директора Г. В. Куляпина и его заместителей В. И. Симилетова и В. Г. Прохорову. 8 марта 1976 г. за отличный труд Почетной грамотой управления награждались преподаватели Валентина Александровна Кострова, Зинаида Григорьевна Гайнулина и Галина Егоровна Журавлева.
2 октября 1976 г. исполнилось 36 лет со дня создания в стране государственной системы ПТО. В честь этого события за добросовестное воспитание и обучение квалифицированных рабочих и за активное участие в общественной жизни училища областное управление ПТО наградило Почетными грамотами преподавателей Э. Е. Симилетову, Е. А. Тюпа и мастера производственного обучения В. Т. Дроздова.
В 1977 г. училище готовило рабочих со средним образованием по пяти специальностям: слесарь-судоремонтник, судокорпусник-ремонтник, электрогазосварщик, токарь, судовой трубопроводчик-трубогибщик.
«Контингент учащихся формируется из выпускников восьмых классов средней школы. Уровень знаний общеобразовательных предметов большинства поступающих в училище невысок. Поэтому инженерно-педагогическому коллективу приходится затрачивать много сил и энергии для того чтобы в процессе обучения привить ребятам не только профессиональные знания и рабочий навык, но и знания общеобразовательных дисциплин».
Среди последних наиболее успешно преподавались история и обществоведение. Училище располагало специализированным кабинетом по этим предметам, которым заведовала Э. Е. Симилетова. Этот кабинет «способствовал формированию у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения, воспитанию патриотизма, интернационализма, расширению кругозора». Здесь имелись материалы педагогических изданий, статьи из газет и журналов, пособия, которыми для самообразования могли воспользоваться ученики и преподаватели. Кабинет вел и краеведческую работу: накопленные материалы оформлялись в альбоме «Камчатка вчера и сегодня».
Кабинет имел современные технические средства обучения, был красиво оформлен стендами. При нем работал исторический кружок, выпускавший стенную газету «Юный историк» и исторический бюллетень. Актив кружка организовал и провел конференцию, викторину и олимпиаду в честь «60-летия Великого Октября». В апреле 1977 г. кабинет стал центром «Ленинских чтений». Заведующая кабинетом активно помогала учащимся. В кабинете вывешивались плакаты «Прочти! Это интересно!», «Как конспектировать текст», «Как читать газету». Здесь же работала группа лекторов, знакомившая учащихся с докладами и сообщениями, вроде таких: «Партия — наш рулевой», «Десятая пятилетка» и прочими в духе эпохи.
Понятно, что этот кабинет был гордостью училища. Более того, по результатам 1976—1977 учебного года он стал победителем конкурса на лучший кабинет обществоведения и истории и удостоился особого диплома Госпрофобра РСФСР.
Старались не отставать от передовых преподавателей и другие члены коллектива воспитателей. И это им удавалось. Так, под руководством методической секции металлистов, охватывавшей специальные предметы, прошел конкурс среди учащихся-слесарей на звание «Лучший по профессии». Его победителями стали группы, возглавляемые мастерами производственного обучения А. Ф. Гутковским и Н. И. Сигаревым. Сами мастера приняли участие в областном конкурсе на звание «Мастер — золотые руки». Призовые места заняли Н. И. Сигарев и А. Ф. Терентьев, их успехи отметили дипломами и ценными подарками.
Надо отметить, что мастеров производственного обучения катастрофически не хватало. Вместо полагающихся по штату 31 чел. их в 1976—1977 учебном году работало всего 16. И хотя администрация вела постоянную работу по привлечению в штат училища специалистов требуемых квалификаций, решить эту проблему было весьма тяжело: ее главной причиной являлось отсутствие своего жилья.
В середине 1977 г. училище обзавелось двумя филиалами. 29 июля 1977 г. в его ведение, «учитывая целесообразность», перешел филиал ГПТУ № 2, работавший в поселке Усть-Камчатск. Тогда же на базе подведомственного управлению внутренних дел Камчатского облисполкома «учреждения ЮФ 326/6» открылся еще один филиал «с контингентом учащихся 60 чел.». Таким способом количество занимающихся в ГПТУ № 2 увеличилось на две сотни человек.
План набора на 1977 г. составлял 210 чел., из них 50 так называемых «вечерников». За этот год было выпущено 182 молодых специалиста.
Серьезное внимание в училище уделялось физическому воспитанию и работе спортивных секций. В его стенах выросло много хороших спортсменов. Так, Герман Подгорный (выпуск 1955 г.) защищал честь училища на соревнованиях по боксу. Став в дальнейшем заслуженным строителем РСФСР, он возводил ныне действующий корпус училища. Борис Дмитриевич Сумин (выпуск 1957 г.) — участник похода «Камчатка — Дон» по рекам Дальнего Востока, Сибири и Урала на родину М. Шолохова, в 1967 г. стал чемпионом спартакиады народов СССР, выполнив норматив мастера спорта СССР по водно-моторному спорту. Он долгие годы являлся лучшим специалистом по электрооборудованию таксомоторного парка.
В 1957 г. звание абсолютного чемпиона области по лыжным гонкам среди взрослых, еще будучи учащимся, завоевал Владимир Зайцев. А Николай Артемьевич Сурков, учившийся в 1957—1959 гг., на втором курсе стал чемпионом области по боксу. Юрий Соломонов (выпуск 1968 г.) являлся девятикратным чемпионом области и двенадцатикратным чемпионом Тихоокеанского флота по этому же виду спорта.
Получил спортивную «закваску» в стенах училища судокорпусник верфи Николай Алексеевич Барышников (выпуск 1958 г.). Став кандидатом в мастера спорта по боксу и окончив Хабаровский институт физкультуры, он около тридцати лет являлся руководителем физвоспитания училища. Николай Алексеевич вырастил многих известных на Камчатке боксеров. Его ученик — Сергей Сергеевич Чистяков, мастер спорта по боксу, закончивший тот же институт — в прошлом квалифицированный специалист, бригадир слесарей по ремонту оборудования на судоверфи и мастер производственного обучения училища, является главным тренером области по боксу.
Выпускник Александр Иванович Аничков после работы на судоверфи трудился мастером в училище и одновременно учился на факультете физвоспитания Благовещенского педагогического института, впоследствии также став руководителем физвоспитания училища.
В новом здании училище получило неплохой спортивный зал, ставший базой для его спортсменов. Они не раз занимали призовые места по стрельбе, лыжам, боксу и другим видам спорта на соревнованиях различных рангов. Сегодня об отлично поставленной в «доперестроечный период» спортивно-массовой работе, к сожалению, приходиться вспоминать как об утраченном. В обстановке острейшего недостатка финансирования, когда отсутствие необходимых средств ставило училище на грань выживания, о былых возможностях по организации работы спортивных и технических секций, кружков по интересам для учащихся ветераны вспоминают с болью.
С течением времени перечень специальностей, предлагаемых молодежи, изменялся. Так, в конце 1980-х гг. в него входили резчики-инкрустаторы по дереву, оставившие о себе зримую память: их дипломными работами — великолепными панно — украшены актовый зал и столовая учебного заведения. А вскоре получилось так, что стены традиционно «мужского», исключая военный период, учебного заведения вновь заполнили девичьи голоса. Дело в том, что в середине 1990-х гг. у училища появился филиал, в котором обучаются ранее несвойственные для него специалисты общественного питания (необходимость этого диктуют «рыночные отношения»): повара, кондитеры, продавцы продовольственных товаров, официанты-бармены, изготовители хлебобулочных изделий, контролеры-кассиры, а также секретари-референты.
Конечно, коллектив был бы рад вернуться к подготовке технических специалистов и судоремонтников, но сложившиеся в настоящее время экономические условия сделать этого не позволяют. Так, ушло в небытие понятие «базовое предприятие», которым долгие годы являлась Петропавловская судоверфь.
Любое учебное заведение сильно своими традициями, выпускниками и педагогами. За более чем шестидесятилетнюю историю училище № 1 подготовило более 10 тыс. квалифицированных рабочих, в первую очередь судоремонтников и строителей. Опыт, полученный при подготовке выпущенной в 1964 г. группы строителей-монтажников, положил начало новому учебному заведению — ПТУ № 3.
Сегодня на Петропавловской судоверфи успешно руководят вверенными им подразделениями бывшие учащиеся-судокорпусники Валентин Бабушкин и Анатолий Мишин, учившийся на слесаря-судоремонтника Михаил Аксенов. Имена Александра Турского, Леонида Суворова, Михаила Доронина, Виктора Мироненко, Юрия Манякина, Николая Санина, Александра По дгорнова и других стали символами рабочих — специалистов высочайшей квалификации.
Бывший учащийся Владимир Дембеков, закончив Дальрыбвтуз, стал судовым механиком, а потом десять лет работал в училище № 2, получив там высшую категорию. В этом же учебном заведении успешно работает мастер Александр Николаевич Кашутин, выпустившийся из училища № 1 в 1970 г. Здесь же некогда обучался известный камчатский писатель и поэт Георгий Поротов.
Первым из работников ПТО области звание «Заслуженного учителя РСФСР» получил Григорий Николаевич Беломытцев, директор училища в 1960-х гг. Эти же почетные звания носят бывший директор училища Валерий Филиппович Кузьмин и работающая сегодня заместителем директора по учебно-воспитательной работе Галина Васильевна Уварова. «Почетным работником профтехобразования Российской Федерации» является учитель математики Вера Васильевна Рудмина, «Отличниками профтехобразования» — нынешний директор училища Виктор Николаевич Марков, выросший в нем из мастеров производственного обучения до руководителя, бывшие и действующие работники училища Альберт Францевич Гутковский, Эмилия Ефимовна Симилетова, Василий Васильевич Пацюк, Любовь Васильевна Сигарева, Надежда Ивановна Павлова, Мария Михайловна Кострова, Геннадий Викторович Куляпин, Владимир Данилович Лобанов.
Коллектив шутливо называет свое училище «кузницей по подготовке руководящих кадров». Наверное, потому что в нем сложились ставшие директорами профессиональных училищ № 4 и 10 Людмила Семеновна Лякишева и Василий Васильевич Пацюк и другие руководители предприятий и учреждений.
Невзирая на трудности, с которыми училище сталкивается сегодня, в его коллективе трудятся истинные бессребреники — педагоги и мастера производственного обучения Вера Васильевна Рудмина, Татьяна Михайловна Кореновская, Елена Юрьевна Чапурина, Николай Алексеевич Барышников, Татьяна Юрьевна Илюшкина, Светлана Ивановна Китаева, Людмила Хабибрахмановна Сердюк, Василий Федорович Фадеев, Нина Владимировна Андреева.
Самозабвенно работают заместители директора Ирина Николаевна Авдейчик и Наталья Ивановна Таскаева, административные сотрудники: Юлия Агеевна Митрофанова, Юлия Аркадьевна Мысляева, Елена Ивановна Матюнькина, Анжелика Вячеславовна Федосеева, Наталья Михайловна Николаева, технический персонал: Ульяна Кузьминична Вахненко, Александр Викторович Стиценко, Владимир Семенович Дотов и другие…
В 2000 г. в училище получали профессии 450 юношей и девушек. В этом году в него поступили 256 чел., которые приступили к освоению знаний и навыков, необходимым будущим электрогазосварщикам, мотористам 2-го класса-электрогазосварщикам, слесарям-судоремонтникам-электрогазосварщикам, а также специалистам торговли, обслуживающих и пищевых производств.
В 2002 г. обучение ведется по 12 специальностям, из которых всего четыре технических. Учеба бесплатная, учащиеся получают стипендию и обедают в собственной уютной столовой за счет федерального бюджета.
|