ВОЗВРАТ К СОДЕРЖАНИЮ 

С. В. ГАВРИЛОВ

ОТ ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО УЧЕНИЧЕСТВА
ДО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА № 2

К концу 1930-х гг. в рыбокомбинатовских поселках на побережье Камчатки начало складываться постоянное население из людей, приехавших на полуостров и осевших здесь. Правительство страны и дальневосточные власти способствовали этому процессу, видя в нем залог последующего экономического развития территории. Так, в январе 1938 г. в Кировском рыбокомбинате «закрепилось», то есть осталось на зиму, 440 рабочих.
Далеко не все они обладали знаниями и умениями, пригодными для работы со сложным оборудованием заводов и промыслового флота. В феврале 1938 г. механик Крутогоровского крабоконсервного завода № 8 Пальчиков сообщал: «У меня нет квалифицированных слесарей-станочников. На весь завод имею лишь одного станочника, который может только справиться с окончательными закатками».
В качестве оперативной меры по подготовке специалистов рабочих профессий на предприятиях были организованы различные краткосрочные курсы технического минимума. 8 февраля 1938 г. директор Микояновского рыбокомбината Разговоров докладывал на областном совещании стахановцев рыбной промышленности о том, что на базах его комбината обучались 75 рыбаков, 24 моториста, 36 слесарей и 122 рыбообработчика. В тоже время Разговоров жаловался на то, что АКО не уделяет достаточно внимания открытой в поселке при неполной средней школе специальной школы рабочего образования, дававшей желающим продолжить образование взрослым знания в объеме семиклассной программы. «…Тетрадей и учебников не хватает, а отдел кадров АКО не заботится об их заброске».
Спустя полгода об этом же свидетельствовал начальник отдела кадров комбината Верзин. «Рыбокомбинат имени Микояна приступил к организации широкой технической учебы среди рабочих и работниц. Преподавательский состав подобран по всем дисциплинам, включая и общеобразовательные. Преподаватели — молодые инженеры и практики — вполне могут обеспечить проведение учебы. По всем базам и отделам проходит подготовка и оборудование помещений для занятий. Однако эта работа является для комбината не совсем легкой, так как не хватает помещений для занятий. Определены специальности, по которым нужно пройти техминимум. Но сейчас назрел вопрос и о создании учебы повышенного типа, ибо имеются рабочие, которые уже прошли техминимум и нуждаются в учебе на курсах мастеров социалистического труда. К сожалению, комбинату в вопросах техучебы приходится вариться в собственном соку. Отдел кадров АКО совершенно не помогает. Обеспечение учебными пособиями, карандашами, ручками и т. д. очень плохое, тетрадей нет совсем. До сих пор нет также средств на проведение занятий. Нет данных об оплате труда преподавателей, нет программ по специальности и т. д. Скоро начнутся занятия. Пока время еще не упущено, сектору кадров АКО следует быстрее обеспечить комбинат всем необходимым».
В следующем 1939 г. на комбинате «техминимум первой ступени» прошли 304 чел., а «повышенной второй ступени» — 34 чел.
Тем временем в поселках побережья подрастало новое поколение местных жителей, которое также нуждалось в профессиональной подготовке. Выбор учебных заведений на Камчатке в это время был крайне ограничен: в Петропавловске работали лишь педагогическое училище да фельдшерские курсы. Ни одного училища рыбохозяйственного профиля в области не имелось. Первые попытки организовать их были предприняты именно в этом году. 8 июля 1939 г. «Камчатская правда» сообщила читателям о том, что в области намечено создать три школы фабрично-заводского ученичества: в Ключах, в Усть-Камчатске и в комбинате им. А. И. Микояна. Называлась даже численность учащихся: по 120 чел. в каждой школе.
Похоже, что эти планы не были реализованы. Школа ФЗУ с годичным сроком обучения в Ключевском лесокомбинате открылась в сентябре 1944 г.: в ней обучались профессиям столяров, плотников и бондарей 75 чел. Сведений о работе школы ФЗУ в 1939 г. в Усть-Камчатске не выявлено, а годовой отчет рыбокомбината им. А. И. Микояна за 1939—1940 гг. в разделе «Отчет по подготовке кадров массовых профессий» за октябрь, ноябрь и декабрь 1939 г. данных о работе школы ФЗУ не содержит.
В то же время архивные фонды хранят несколько документов более поздних лет, из которых следует, что началом среднего профессионально-технического образования в Микояновске следует считать именно 1939 г. Так, 19 октября 1964 г. старший инспектор Приморского краевого управления ПТО по Камчатской области Н. Малахов обращался к начальнику управления со следующим предложением: «Довожу до Вашего сведения, что 14 ноября 1964 г. Октябрьское ГПТУ № 29 отмечает двадцатипятилетие существования училища. Училище возникло в системе Камчатрыбпрома, а затем было передано в систему профтехобразования. Прошу Вас рассмотреть вопрос о юбилее училища» [6, л. 28]. Немногим ранее, 2 сентября 1964 г., газета «Камчатская правда» сообщила о том, что 1 сентября 1964 г. «первому и единственному на западном побережье Камчатки техническому училищу» исполнилось 25 лет.
Итак, сведения о начале работы учебного заведения в Микояновске носят противоречивый характер. Попробуем разобраться, в чем тут дело.
В 1940 г. в комбинате им. А. И. Микояна технической учебой были «охвачены» 407 чел., в том числе 127 женщин. При этом техминимум второй ступени, проводившийся с отрывом от производства, прошли 52 чел., в числе которых были 13 машинистов холодильных установок, 8 трактористов, 15 кочегаров и 16 бригадиров-неводчиков. Напомним, что впервые понятие «техминимум второй ступени» упоминается в 1939 г.
По мнению руководства комбината, одних курсов техминимума было недостаточно. Для дальнейшего повышения образовательного и профессионального уровня рабочих было решено организовать «Курсы мастеров социалистического труда», то есть ту самую «учебу повышенного типа», о необходимости которой говорилось еще в 1938 г.
Эти курсы «организуются во исполнение постановления декабрьского (1935 г.) пленума ЦК ВКП(б) о техническом обучении рабочих и являются одним из важнейших мероприятий в осуществлении исторической задачи — "поднятия культурно-технического уровня рабочего класса СССР до уровня работников инженерно-технического труда" (из резолюции XVIII съеза ВКП(б) по докладу тов. Молотова)».
Курсы должны были дать рабочим знания по общеобразовательным предметам в объеме семи классов средней школы и по специальности, как практические, так и теоретические. Их учебный план был рассчитан на 1 728 часов (общеобразовательный курс — 1 152, технический и специальный цикл — 576). Нетрудно показать, что этот объем при шестичасовом учебном дне мог быть освоен не менее чем за 11 месяцев учебы.
Курсы должны были готовить мастеров рыбозаводов, специалистов посольного, икряного, холодильного и коптильного производств. По их окончании успешно сдавшим экзамены и «показавшим образцы применения полученных знаний на производстве», присваивалось звание мастера социалистического труда, дававшее право «преимущественного продвижения в производстве на более сложные и ответственные работы по своей квалификации, занятия административно-технических должностей (помощника мастера, мастера, начальника цеха, помощника начальника цеха и т. д.), поступления на курсы по подготовке техников, которые дают после окончания их полное среднее техническое образование».
Зачислялись на учебу рабочие, предварительно сдавшие Государственный технический экзамен и имевшие образовательный ценз в объеме не ниже четырех классов начальной школы. Преимущественным правом при поступлении пользовались «стахановцы, ударники, награжденные орденами и медалями Советского Союза, знаками отличия рыбной промышленности, похвальными грамотами». Заведовал курсами А. Аксенов. Их работа должна была начаться 15 октября 1940 г.
Похоже, что именно курсы техминимума второй ступени и «Мастеров социалистического труда» и стали прообразом и прямым предшественником учебного заведения, ныне известного как «Профессиональное училище № 2».
В годы Великой Отечественной войны рыбная промышленность Камчатки особенно остро нуждалась в квалифицированных кадрах, так как значительную часть ранее обученных людей призвали в армию, а на их места встали слабо обученные переселенцы и «вторые и третьи члены семей» (то есть жены и дети). АКО уделило их подготовке серьезное внимание. Об этом свидетельствую сохранившиеся архивные документы. Так, приказ по управлению АКО № 228 от 25 июня 1942 г. гласил: «В условиях Отечественной войны необходимо уделить большое внимание на подготовку кадров из числа женщин и подростков, способных заменить на производстве ушедших в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию мужчин».
По ходатайству ряда директоров предприятий и комбинатов, в конце 1941 и 1942 гг. АКО отпустило средства на подготовку рабочих: бригадиров и технических руководителей лова, станочников, бондарей. Их обучали непосредственно на предприятиях. 5 октября 1942 г. руководство АКО постановило: «…Необходимо в первую очередь готовить такие кадры, как бондари, судоплотники, лесорубы, мотористы, которые, согласно предоставленных заявок, подлежит готовить заводам в большом количестве».
27 апреля 1942 г. приказом № 125 начальник АКО С. П. Емельянов «на основании контингентов, утвержденных правительством и сообщенных АКО заместителем наркома рыбной промышленности СССР т. Сениным», установил «к обязательному выполнению план выпуска массовых кадров во втором квартале 1942 г. следующим комбинатам и предприятиям АКО». Далее следовал перечень из 27 наименований, восьмой пункт которого гласил: «Микояновскому рыбокомбинату подготовить 50 человек стахановской школы, 15 человек индивидуального ученичества».
Из этого документа видно, что подготовка рабочих на комбинате в первой половине 1943 г. велась путем индивидуального обучения. Об этом же свидетельствует объявление, опубликованное в комбинатовской газете «Микояновец» 30 марта 1943 г. «Микояновский рыбокомбинат проводит индивидуальное обучение ведущим профессиям: слесаря, токаря, судового плотника, столяра, моториста, машиниста, лебедчика, жестянщика и проч. Желающие обучаться рабочие, домохозяйки, подростки (не учащиеся в школе), могут обратиться в отдел кадров». Заслуживает внимания упоминание о подростках, «не учащихся в школе», — похоже, что никакими другими формами образования они в тот период охвачены не были, что в военный период представляется сомнительным, особенно с учетом хронической нехватки рабочих рук и положениями Указа от 2 октября 1940 г. о мобилизации молодежи в школы ФЗУ.
Сведения о том, что при комбинате начала действовать школа ФЗУ, содержатся в отчете предприятия за 1944 г. На 1 января 1944 г. на нем трудились 1 641 чел., из них 1 267 — промышленно-производственного персонала, в том числе 1 181 рабочих [8, л. 52]. Раздел «Отчет о подготовке кадров за 1944 г.» показывает, что на содержание школы были израсходованы 79 тыс. руб., в том числе 22 тыс. на зарплату ее сотрудникам. Число учащихся на начало года составляло 65, на конец года — 46 чел. В школе трудились пятеро административно-управленческих сотрудников и два мастера производственного обучения. Одновременно при комбинате обучались и юнги.
Первый выпуск Микояновская школа ФЗУ сделала 25 апреля 1945 г. Из ее стен на комбинаты разъехались более четырех десятков слесарей-станочников консервных заводов и мотористов. Тогда же школа начала подготовку к приему второго набора учащихся.
Таким образом, из приведенных выше фактов можно сделать следующий вывод. Если принять срок обучения первого набора в школе ФЗУ равным полутора годам, так как это было в конце 1940-х гг., то учебное заведение должно было начать работать не ранее осени 1943 г. Если же считать, что срок обучения составлял всего один год, и учесть данные отчетов комбината за 1943 и 1944 гг., то следует признать началом ее работы февраль или март 1944 г. Наконец, все сомнения снимает фотокопия документа об образовании, выданная С. Е. Климовскому, хранящаяся в самом учебном заведении: в соответствии с ней, учеба в Микояновской школе ФЗУ началась 1 октября 1944 г., а завершилась 25 апреля 1945 г. Следовательно, фактический срок обучения первого набора школы составил немногим более полугода.
Первыми специальностями, по которым началось обучение, стали мотористы маломерных судов с мощностью двигателей до 30 л. с. и слесари-станочники консервного оборудования. Директором школы работал Яков Михайлович Егоров, его заместителем по политической части — Курочкин, мастером производственного обучения у мотористов — Александр Яковлевич Дикуненко. Занимался с ребятами и преподаватель Бочаров. К проведению занятий привлекались квалифицированные работники рыбокомбината им. А. И. Микояна.
Школа располагалась в бараке, имевшем несколько классных комнат для теоретических занятий, общежитие на сорок человек и столовую на двадцать пять мест. Это здание размещалось на берегу р. Большой рядом с рыбоконсервным заводом № 48. Оно было дощатым, с неутепленными стенами, имевшими массу щелей, поэтому топить его приходилось круглосуточно. Для этого из числа учащихся назначался дежурный. Топливом служили бревна-топляки, обрывки веревок, различный горючий мусор, который учащиеся собирали на берегу Охотского моря. Позже это первое здание школы снесли.
В октябре 1945 г. АКО было преобразовано вначале в Камчатский государственный рыбопромышленный трест, а годом спустя — в Главкамчатрыбпром. 13 мая 1948 г. начальник Главкамчатрыбпрома издал приказ № 278 «О наборе учащихся в школы ФЗУ», гласивший:
«1. Впредь до строительства школ ФЗУ установить средний контингент приема на 1948 г. в школы ФЗУ 150 человек, в том числе школе ФЗУ им. Микояна — 50 человек.
2. Утвердить следующий перечень профессий, разряды и сроки обучения в… школе ФЗУ комбината им. Микояна: слесари-станочники, контингент — 25 чел., срок обучения один год шесть месяцев; мотористы — контингент 25 человек, срок обучения один год шесть месяцев. Приступить к занятиям с группами 1 июня с. г…
4. В соответствии с телеграфным распоряжением № 10287 министра Союзвостокминпрома тов. Захарова, начальнику энергомеханического отдела тов. Сендзимерж выделить Ключевской и Микояновской школам ФЗУ станки: два токарных, по одному строгальному, фрезерному и наждачному точилу из фондов Главрыбснаба на 1948 г. из числа трофейных отремонтированных.
5. Директорам предприятий тт. Евдокимову, Бурмакину и директорам школ Дикуненко, Кузьмину обеспечить ремонт общежитий, классов и подготовить все необходимое для приема нового набора учащихся».
26 апреля 1952 г. областная газета «Камчатская правда» информировала читателей о выпуске школой очередного отряда молодых специалистов. «Комбинат имени Микояна. Для широко механизированной рыбной промышленности Камчатки требуются квалифицированные кадры специалистов и опытных рабочих. Большую помощь в этом рыбопромышленным предприятиям оказывает школа фабрично-заводского обучения. Недавно школа ФЗО выпустила новый отряд молодых рабочих. С отличием окончили школу тт. Маштачков, Сушкин, Трифонов, Икимов, Иванов, Макаркин и другие. Им вручены Почетные грамоты».
Подготовка рабочих кадров в Микояновске по-прежнему шла не только в школе, но и на различных краткосрочных курсах, размещавшихся в неприспособленных помещениях, не имевших наглядных пособий. Начальник отдела кадров рыбокомбината С. Кондратьев 1 июня 1957 г. сообщал следующее. «…В то же время в рыбокомбинате имеется неплохое здание школы ФЗУ, в которой ежегодно обучается не более 50—60 человек, а в этом году — одна группа судовых мотористов — 25 человек и группа слесарей — 13 человек. В этой школе на шесть учащихся приходится один ответственный работник (директор, завуч, три мастера, физрук и другие, а также семь внештатных, оплачиваемых по часам, преподавателей).
По грубым расчетам, на содержание школы расходуется более полумиллиона рублей. Это нецелесообразно. На базе школы ФЗУ, не ликвидируя ее, целесообразно создать учебно-курсовой комбинат, в котором можно организовать подготовку кадров судоводителей, механиков третьего разряда, бригадиров всех квалификаций, мастеров, и не только для комбината им. Микояна. Этим можно ликвидировать бессистемность в подготовке кадров в нашем районе, упорядочить учебный процесс и повысить качество обучения».
В целом же, по его оценке, и в существовавших условиях рыбокомбинат был обеспечен необходимым количеством подготовленных работников.
В 1961—1962 учебном году в школе обучались всего 80 чел.: 56 на первом курсе (24 слесаря и 32 моториста до 100 л. с.) и 24 — на втором. Они учились полтора года. Выпуск этого года составил 24 молодых слесаря по ремонту рыбоконсервного оборудования.
К 1 сентября 1962 г. учебное заведение приняло 96 новых воспитанников. Среди поступивших образование 7 классов имели 69, 8 классов — 16, 9 классов — 6, 10 классов — 5 чел. По возрасту они делились так: 14 лет — один, 15—16 лет — 15, 17—20 лет — 56, старше 20 лет — 14 чел.
К началу 1962—1963 учебного года базовое предприятие — Октябрьский рыбокомбинат (бывший Микояновский) — безвозмездно передал школе два двухэтажных каменных здания под учебный корпус, общежитие и учебно-производственные мастерские. Эти здания располагались на песчаной косе у Охотского моря. 1962—1963 учебный год Октябрьская школа ФЗУ должна была начать в этих новых помещениях.
В 1962 г. комбинат построил для школы ФЗУ мастерские, которые позже из-за отдаленности от училища передали средней школе. В 1962 г. собственными силами началось сооружение мастерских, кузницы, лаборатории, спортивного зала.
«В училище имеется общежитие, располагающееся в одном отдельном корпусе, состоит из восьми спальных комнат 360 кв. м и подсобных помещений. Своей столовой училище не имеет, столовая от Октябрьского рыбкоопа. Два помещения под учебно-производственные мастерские: старое на 25 чел., новое — 25 мест. Учебно-производственные мастерские имеют необходимое станочное оборудование, комплект слесарных тисков на 42 чел. и кузницу. ФЗУ не имеет необходимой классной мебели. Имеющаяся мебель устарелая и не отвечает требованиям установленного стандарта. Так, например, учебные классы укомплектованы столами на четыре человека, нет стульев, и они заменяются устаревшими табуретками. В спальных комнатах общежития нет тумбочек, стульев, не хватает столов.
Училище имеет в новом учебном корпусе помещение, которое временно можно использовать под спортзал. Для организации физкультурно-спортивной работы в училище необходим полный комплекс спортивного оборудования. В настоящее время училище имеет только неполный комплект лыж и несколько учебных винтовок». Не укомплектован был и состав воспитателей: работали всего два мастера производственного обучения вместо требовавшихся шести.
В январе 1963 г. школа ФЗУ перешла из ведомственного подчинения в «систему ПТО» и была реорганизована в ГПТУ № 29, которое теперь относилось к Приморскому краевому управлению ПТО. До передачи школу финансировал Камчатрыбпром, который в прошедшем 1961—1962 учебном году выделил на ее содержание 55,3 тыс. руб. Кроме этого, учебное заведение поддерживал Октябрьский рыбокомбинат, давший 55,1 тыс. руб. Таким образом, на содержание 82 чел., занимавшихся в школе в 1961—1962 учебном году, предназначались 110,4 тыс. руб.
В 1962—1963 учебном году общая численность слушателей выросла до 156 чел. На первом курсе обучались 50 матросов и 50 слесарей, на втором — 30 матросов и 26 слесарей. Однако управление ПТО выделило на их содержание лишь утвержденные в прошлом году Камчатрыбпромом 55,4 тыс. руб. При этом управление полагало, что Камчатрыбпром на основании постановления Совета Министров РСФСР от 25 мая 1960 г. № 746 «О временных дополнительных ассигнованиях ФЗУ» будет продолжать финансировать остальные расходы. Но он отказался делать это, ссылаясь на приказ Главдальвостокрыбпрома № 289 от 27 июня 1962 г., в котором о дополнительных ассигнованиях ничего не говорилось.
Из-за этой бюрократической возни учебное заведение начало испытывать большие трудности в обеспечении учащихся питанием, обмундированием, прекратило выплачивать стипендию, не могло приобретать оборудование и инструменты [13, л. 4—5]. Из-за финансовых затруднений новый учебный год не мог начаться 1 сентября 1962 г. «В настоящее время школа ФЗУ не имеет необходимого оборудования… Под угрозой срыва находится весь учебный год…». О сложившемся положении известили Главное управление ПТО при Совете Министров РСФСР и Приморское управление ПТО, но меры по поддержке школы оперативно приняты не были.
Директор училища отправил секретарю обкома КПСС М. А. Орлову телеграмму с криком о помощи. По его словам, если в ближайшее время школе не будет оказана поддержка, то он будет вынужден распустить по домам принятых в нее учащихся.
Областные власти в лице председателя облисполкома К. Е. Есауленко в свою очередь обратились в Совет Министров РСФСР с просьбой увеличить финансирование школы до 213 тыс. руб. в год.
С 1964 г. училище имело два отделения: дневное и вечернее. В этом году в нем впервые стали готовить мотористов для судов с мощностью двигателей до 150 л. с. Об условиях, в которых в этом году находилось училище, свидетельствует обращение старшего инспектора Приморского краевого управления ПТО по Камчатской области Н. Малахова к своему руководству от 19 октября 1964 г. По его словам, «контингент учащихся ГПТУ № 29 в текущем году 215 человек. Кроме того, 50 человек обучается на вечерне-сменном отделении. Место расположения училища — Октябрьский рыбокомбинат на морской косе. Условия для организации культурно-воспитательной работы на базе рыбокомбината ограничены. Считаю необходимым выделить штатную единицу заместителя директора по культурно-воспитательной работе для непосредственного улучшения и развития культурно-воспитательной работы в училище».
Среднегодовая численность дневного отделения в 1964—1965 учебном году составила 200 чел., все они успевали, а 123, то есть 61,5 % — занимались только на «хорошо» и «отлично».
Рост количества учащихся поставил училище в сложное положение. В декабре 1964 г. его директор В. М. Ломакин просил Камчатрыбпром предоставить для общежития дополнительные помещения. Камчатрыбпром ответил, что он «не может передать училищу дополнительно здание под расширение общежития из-за отсутствия помещений и не имеет средств для строительства ему нового общежития». Одновременно он заявил, что «кадры, которое готовит училище, Камчатрыбпрому нужны, и что желательно построить и открыть такое училище и на восточном побережье полуострова в районе Усть-Камчатска».
Усть-Камчатск являлся главным центром рыбной промышленности восточной Камчатки. Еще 1 апреля 1963 г. секретарь Усть-Камчатского райкома КПСС А. Гронский обращался к областному руководству — секретарю обкома КПСС М. А. Орлову и председателю облисполкома А. Я. Рындину, а также к начальнику Камчатрыбпрома В. Н. Каленову с просьбой «решить вопрос об организации и открытии в пос. РКЗ-56 технического ремесленного училища с 1963—1964 учебного года… в составе восьми групп следующих специальностей: тралмастеры, бондари, деревообработчики-станочники, судоплотники, крановщики и экскаваторщики, электромонтажники, слесари-сантехники, каменщики». Всего в училище предлагалось набрать 200 чел.
Руководство Камчатрыбпрома в лице заместителя начальника М. Овечкина считало целесообразным перевести училище из пос. Октябрьского в Усть-Камчатск, обещая предоставить там для него соответствующее помещение. Такой перевод не состоялся, но спустя некоторое время в Усть-Камчатске открылся филиал ГПТУ № 29.
В конце года в училище вновь не оказалось средств для оплаты питания учащихся в столовой рыбкоопа, в результате чего 21 декабря 1964 г. столовая грозилась прекратить их обслуживать.
В Поименной книге училища на 1 января 1965 г. числились 276 чел. Из них пятеро были отчислены, 49 выпустились и один остался на повторное обучение из-за болезни. Таким образом, фактически в начале 1965 г. занимались 223 чел.
Училище продолжало испытывать недостаток в квалифицированных педагогических работниках. С целью преодоления кадрового голода, 1 апреля 1965 г. его директор обратился в управление ПТО с просьбой прислать музыкального руководителя и преподавателя математики и черчения с высшим образованием «для использования его на преподавательской работе и во вторую половину дня — как воспитателя».
В целом в течение «семилетки» (1959—1965 гг.) учебное заведение выпустило 565 чел.: 237 судовых мотористов, 188 слесарей-станочников консервного оборудования, 45 машинистов холодильных машин и установок, 95 «вечерников»: 54 судовых моториста и 41 судоводителя.
Несмотря на достаточно сложные условия, в которых приходилось жить, работать и постигать будущие профессии коллективу учебного заведения, он неплохо справлялся со своими задачами. Но, по замечанию инспектора управления ПТО, «в течение нескольких лет камчатские училища ПТО совершенно не поощрялись… Такое отношение в какой-то степени сдерживает активность и развитие творческой инициативы работников училищ. Так, например, директор ГПТУ № 13 т. Беломытцев Г. Н. работает в училище более тринадцати лет, однако ни разу не премировался управлением, хотя училище имеет неплохие показатели в учебе, производстве, сохранении контингента учащихся и т. д. То же можно сказать о директоре ГПТУ № 29 т. Ломакине В. М…».
Предложение было услышано, и 15 июня 1965 г. Василий Максимович Ломакин был представлен к награждению знаком «Отличник ПТО». Почетные грамоты ожидали следующих работников училища: Константина Ивановича Кадушкина, Василия Ивановича Калашникова, Алексея Афанасьевича Копылова и Антонину Петровну Калитину.
В 1965 г. в училище появились новые специальности: судоводители плавсредств до 200 рег. т. и машинисты холодильных установок. Отныне обучение, срок которого стал двухгодичным, шло уже по четырем профессиям: — слесари-наладчики рыбоконсервного оборудования; — мотористы для судов с мощностью двигателей до 150 л. с.; — машинисты холодильных установок береговых предприятий; — судоводители плавсредств вместимостью до 200 рег. т.
В 1965—1966 учебном году училище приняло на первый курс 128, на втором продолжали заниматься еще 116 чел. Таким образом, контингент учащихся составил 244 чел. За год за нерадивое отношение к учебе и грубые нарушения устава и распорядка дня отчислили пять человек. В течение учебного года удалось приобрести отсутствовавшее ранее спортивное оборудование. Теперь спортзал площадью 96 кв. м был снабжен перекладиной, параллельными брусьями, козлом, кольцами, штангой. Имелись 50 пар лыж, теннисный стол и мелкокалиберные винтовки. Библиотека училища располагала пятью тысячами книг.
Осенью 1965 г. за хулиганство и избиение сезонных рабочих были осуждены четверо учащихся. Это преступление, как и большинство подобных, было совершено в нетрезвом виде. Пьянство и «выяснения отношений» при помощи кулаков в среде учащихся являлись серьезными проблемами, особенно обострявшимися после их возвращения с практики.
Заместитель прокурора Усть-Большрецкого района Тишкин 26 октября 1965 г. характеризовал неблагополучное положение в этой области такими словами. «Из допросов… бесед с другими учащимися видно, что обвиняемые незадолго до совершения такого опасного и дерзкого преступления были морально подготовлены к нему. Среди учащихся ГПТУ бытует мнение, что со всеми обидчиками можно расправляться только при помощи кулака, а некоторые считают, что обвиняемые вообще не совершили ничего из ряда вон выходящего…».
Один из осужденных учащихся во время нахождения на практике не без помощи взрослых увлекся выпивкой, позже втянув в нее своих товарищей. Прокурорский работник отметил: «Действительно, большая часть опрошенных заявили, что они научились курить и пить водку именно во время прохождения практики. Имея сравнительно большие суммы свободных денег, заработанных во время практики, часть учащихся не умела ими правильно распорядиться, под влиянием отдельных взрослых часто устраивались пьянки».
Нехватка преподавательского состава способствовала тому, что за учащимися, проживавшими в общежитии, не удалось наладить должного контроля. Дежурный мастер находился в общежитии до отбоя, после которого ребята оказывались предоставлены сами себе. «Училище серьезно страдает недостатком кадров, а некоторые из работающих сейчас мастеров явно не справляются со своими обязанностями, не имеют достаточного опыта педагогической работы. Имели место случаи появления мастеров на работе в нетрезвом виде, что оказывает огромное разлагающее влияние на учащихся». Несмотря на то что администрация училища неоднократно обращалась в различные инстанции с ходатайствами о доукомплектовании состава преподавателей и мастеров, в этом направлении длительное время ничего не предпринималось.
В качестве одной из мер противодействия подобным антисоциальным явлениям могли стать активное вовлечение учащихся в занятия спортом и художественной самодеятельностью. Они признавались «недостаточно культивируемыми», несмотря на то что в училище формально существовали различные секции и кружки. «Но многие учащиеся не знают, чем занять свой досуг, пьянствуют, и в результате почти ежегодно кто-то из учащихся попадает на скамью подсудимых».
Вот что 30 ноября 1965 г. директор училища докладывал своему руководству по поводу пьянства учащихся. По его словам, их соприкосновение с некоторыми трудовыми коллективами нередко превращалось в серьезное испытание: реальная жизнь существенно отличалась от декларируемой.
«…Учащиеся второго курса в течение практики не всегда находились в такой среде, где бы к ним предъявлялись такие же требования, как это было в училище. Нередко те коллективы, где приходится практиковаться нашим учащимся, "воспитывают" их в противоположном направлении. В подтверждение этому могут служить хотя бы такие примеры, как смерть У… и Б… в Жупаново, где по причине пьянки погибли члены судокоманды, в том числе и наши практиканты. Или другой пример. В Олюторском рыбокомбинате на судне практикуется наш учащийся Р… Там вся команда занимается систематической пьянкой. Дело доходило до того, что механик, напившись пьяным, доверял управление двигателем практиканту. Ясно, что в таких условиях и учащиеся приучаются к водке. Таким образом, в целом ряде случаев наши практиканты оказываются предоставленными сами себе и возвращаются в училище с нехорошими замашками».
Что ж, была в жизни учебного заведения и такая грустная сторона.
Набор желающих учиться в 1966—1967 учебном году по-прежнему велся на четыре специальности — судоводителей, судомотористов, машинистов холодильных установок и наладчиков-регулировщиков — в количестве по 30 чел. на каждую.
Бытовое положение учащихся в этом учебном году оставалось тяжелым. Оно обрисовано в докладе директора училища, датированном 30 декабря 1966 г. По нормам в общежитии на одного человека должно было приходиться по 4 кв. м жилой площади, на деле же ее было не более 2,5 кв. м. Санузлы, водоснабжение, канализация и сушилки отсутствовали. Зимой стены комнат отпотевали, отопление, подаваемое от котельной комбината, было недостаточным, температура в помещениях держалась на уровне 10—15 градусов. К тому же не хватало электроэнергии: «получаемая электроэнергия от станции комбината ниже нормы на 40—50 %».
Столовая располагалась в двухстах метрах от училища. «Само здание находится в удовлетворительном состоянии. Канализация и центральное водоснабжение отсутствуют. Для приготовления пищи вода подвозится автотранспортом. При штормовой погоде или при отсутствии автотранспорта приходится организовывать поднос воды из речки силами самих учащихся. Прием пищи в две смены. Витаминизация готовой пищи витамином "С" не проводится. Свежие овощи бывают только в осеннее время, и то очень редко…».
В 1967 г. директором училища стал Л. А. Радионов. Учебно-материальная и методическая база ГПТУ постепенно росла. К 1 июня 1967 г. мастера и учащиеся изготовили 48 плакатов на фанерных листах, выполнили чертежи для установки в лаборатории действующих двигателей 3Д6, НВД-24, 2ЧСП 10,5/13, разработали ученые пособия на темы «Сверление и развертывание отверстий в деталях», «Распиливание и припасовка» и «Паяние и лужение».
К 1970 г. рыбокомбинат при активной помощи учащихся построил для училища кузницу, две мастерские, лабораторию двигателей внутреннего сгорания, спортивный зал. Но вскоре случилась беда: все эти помещения в январе 1971 г. разрушили сильные штормы. Областной комитет КПСС и Камчатрыбпром решили перенести училище на новое место. В 1971 г. ему временно передали мастерские и контору бывшей плавмастерской под общежитие учащихся. Вскоре, в 1972 г., закончилось строительство нового спортзала. Кроме этого отремонтировали здание механических мастерских, где разместили две слесарных участка, токарный и столярный цехи, кузницу. В учебном корпусе оборудовали кабинеты холодильной техники, судовождения, электротехники.
Тем временем областные власти решили начать строительство нового училища в поселке Озерновском. В 1973 г. там стали возводить общежитие. Но проект перевода ГПТУ в Озерновский не осуществился. Училище в этот период возглавлял В. И. Калашников. В январе 1974 г. его сняли с должности: формальным поводом для этого стало преступление, совершенное одним из учащихся. В нетрезвом виде он стрелял из ружья по окнам общежития, желая «отомстить обидчикам», ранив при этом двух учащихся. Руководство училища было обвинено в плохой воспитательной работе. Новым директором стал Г. А. Бейм.
В 1974 г. училище перешло в разряд среднего (официальное подтверждение Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1975 г. № 673-Р). Но в том же году очередной сильный шторм вновь нанес ему огромный, невосполнимый ущерб, снова разрушив его здания. Поэтому в 1975 г. бюро обкома КПСС своим постановлением от 25 ноября 1975 г. решило перевести учебное заведение в Петропавловск.
В 1975 г. директором училища был назначен В. Ф. Кузьмин. В этом году здесь обучалось 276 чел. 14 апреля 1976 г. по итогам социалистического соревнования среди ПТУ области за первый квартал 1976 г. училище завоевало второе место, а его коллективу были вручены переходящий вымпел и Почетная грамота.
В июне 1976 г. училище переехало в Петропавловск, где разместилось в новом общежитии на 500 мест, ранее предназначавшемся для мореходного училища. С этого времени оно стало именоваться ГПТУ № 2.
В связи с переездом в город, педагогический коллектив и обслуживающий персонал пришлось практически заново комплектовать в течение ограниченного срока (август и сентябрь 1976 г.). Сделать этого в полном объеме не удалось, к тому же вновь принятые преподаватели и мастера производственного обучения опыта работы в системе ПТО не имели. Естественно, что это потребовало больших усилий по налаживанию их методической учебы.
«В связи с тем, что преподаватели общеобразовательного цикла работают в системе ПТО первый год, большое внимание в методической работе уделялось выявлению и практической реализации межпредметных связей с профессиональной подготовкой. Эта проблема решалась как через методические секции, так и по линии постоянно действующих семинаров…». Кроме организованной учебы, преподаватели и мастера занимались самообразованием в соответствии с личными планами, в которых, наряду с повышением общего профессионального уровня, предусматривалась и работа по узким методическим проблемам. Так, Р. И. Петрова знакомилась с особенностями проблемного обучения на уроках физики, А. А. Рождественская изучала методику организации индивидуальной работы с учащимися, а И. П. Лисицина осваивала различные виды самостоятельной работы на уроке.
В сентябре 1976 г. начал действовать семинар мастеров производственного обучения по изучению основ профессиональной педагогики, психологии и методики ведения урока. Им руководил В. П. Ерофеев, который незадолго до этого вернулся с курсов повышения квалификации.
Бесценным оказался опыт, почерпнутый у более опытных коллег: во время зимних каникул педколлектив побывал на экскурсиях в СПТУ № 2 и в ГПТУ № 3, познакомившись здесь с оборудованием кабинетов и организацией работы заведующих ими. Тесные методические связи у преподавателей и мастеров установились и с ГПТУ № 1 и 5.
С переводом в категорию среднего срок обучения в ГПТУ № 2 стал трехгодичным. План набора на 1977 г. определялся в 150 чел., выпуск этого года должен был составить 108 чел.
Училище готовило специалистов трех профессий: судоводителей до 200 рег. т., рефмашинистов и судомехаников. Имелось и вечернее отделение, где обучались по направлению от колхозов. К началу 1980-х гг. в ГПТУ № 2 занимались уже 580 чел.
В 1981 г. учебное заведение получило столовую на 460 мест. Обучение в нем велось уже по четырем специальностям: в 1981 г. была набрана первая «совмещенная» группа судоводителей-судомехаников.
К началу 1990-х гг. прекратило действовать областное управление ПТО. Училище перешло в подчинение управления образования администрации Камчатской области. Теперь его финансирует федеральный бюджет. Как и другим учебным заведениям, наиболее тяжко училищу жилось в 1990-х гг. С 1995 г. прекратились финансирование питания учащихся и выдача им форменной одежды, остановилась столовая, начались перебои с выплатой сотрудникам заработной платы. В 1996 г. неплатежи достигли пика: длительное время задерживались коммунальные платежи, зарплата не выдавалась в течение многих месяцев. Аналогичное положение сложилось и в других образовательных учреждениях. Это заставило работников ПТО прибегнуть к ранее небывалой форме протеста: в октябре и ноябре 1996 г. они вышли на забастовку, длившуюся около месяца.
Такая крайняя мера заставили власти обратить внимание на бедственное состояние бывшей «системы» ПТО. Постепенно жизнь училища наладилась. Своеобразным символом ее улучшения стала совсем недавно вновь заработавшая, хотя и не в полном объеме, ученическая столовая — теперь ребята могут здесь пообедать.
Ныне учебное заведение, носящее официальное название «Государственное образовательное учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище № 2"», бесплатно обучает юношей не моложе 15 лет по пяти специальностям на базе девятиклассного образования. Среди них: судовой электрик 1-го класса; машинист холодильных установок 1-го класса  — матрос 2-го класса; моторист 1-го класса  — матрос 2-го класса; моторист 1-го класса — электрик 2-го класса. Такое «совмещение» профессий позволяет выпускникам иметь большую востребованность в быстро меняющихся рыночных условиях. Срок обучения на них составляет три года. А вот желающим стать механиками маломерного флота учиться придется немногим больше — три с половиной года.
Занятия ведет инженерно-педагогический коллектив, в состав которого входят восемнадцать преподавателей высшей и первой категории, шестеро награждены нагрудным знаком «Отличник профтехобразования», а двое — имеют почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
В училище за многие годы сложились устойчивые традиции. Так, в начале осени все поступившие на первый курс проходят торжественный обряд «Посвящения в мореходы», после чего получают звание «курсант». В ноябре или декабре проводятся праздники профессий, на которых будущие рыбаки соревнуются в знаниях, силе и ловкости. Самые веселые и находчивые учащиеся образуют команду КВН, принимающую участие в областных состязаниях клуба. В феврале традиционно проходит месячник военно-спортивных мероприятий. Любители точных наук соревнуются на олимпиадах и предметных неделях…
Всего за годы работы учебного заведения для рыбной промышленности Камчатки было подготовлено около 8 870 специалистов. Среди его выпускников много замечательных тружеников. Вот лишь некоторые из них. М. Т. Шлапаков — выпускник первого набора, В. Б. Бойко — старший механик рыболовного сейнера, Анатолий Константинович Михайлов и Виктор Яковлевич Храпатый — выпускники 1980 г., капитаны МРС-80, Альберт Исламович Гайпуллин, закончивший училище в 1976 г., — помощник капитана и многие другие.

  ВОЗВРАТ К СОДЕРЖАНИЮ