ВОЗВРАТ К СОДЕРЖАНИЮ 

С. А. ШУШПАНОВ

КАК Я УЧИЛСЯ ВО ВТОРОМ УЧИЛИЩЕ

В июле 1988 года я поступал на техника-судомеханика в Петропавловск-Камчатское мореходное училище (ПКМУ): сдал документы, успешно прошел собеседование, но когда дело дошло до зачисления, то оказалось, что мне не хватает двенадцати дней до возраста, положенного для приема. Выяснив, почему меня нет в списках зачисленных, я, расстроенный, направился домой, думая о том, что теперь придется возвращаться в школу и учиться в девятом классе.
В фойе главного корпуса ПКМУ (сейчас это учебный корпус № 2 КамчатГТУ) сидел мужчина, который, как это потом выяснилось, оказался Валерием Юрьевичем Барковым, мастером производственного обучения среднего профессионального училища № 2. Он спросил, поступил ли я в мореходку, и, получив отрицательный ответ, сказал: «А пошли к нам!». Я и пошел: получать специальности моториста и матроса в ПТУ № 2.
До этого момента я ни разу не слышал об этом училище и совершенно не представлял, какое оно. Оказалось, что весь срок обучения (три года) в его стенах нужно ходить в курсантской форме, кроме которой здесь обеспечивали спортивной формой, бельем (в том числе и теплым), бесплатным трехразовым питанием, сухим пайком и выплачивали компенсацию за неиспользованное питание.
Сразу после поступления нас, бывших абитуриентов, а теперь уже курсантов сорок девятого набора, направили на работы для подготовки зданий училища, столовой и близлежащей территории к новому учебному году. Во время работ мы познакомились с училищем и друг с другом. На первом этаже учебного корпуса размещались слесарные и электромонтажные мастерские, спортзал, на втором — учебные аудитории, кабинеты администрации училища, переход в здание столовой, на третьем и четвертом этажах находились в основном учебные аудитории, а на пятом — актовый зал и общежитие для иногородних курсантов. В одной из аудиторий располагался компьютерный зал с компьютерами ДВК-2. На первом этаже большой столовой имелся гардероб.
Перед самым началом учебного года нас познакомили с директором — Олегом Алексеевичем Ларченко и администрацией училища. Затем наша группа вместе с мастером В. Ю. Барковым отправилась в двухдневный поход на реку Авачу, во время которого мы окончательно перезнакомились друг с другом и с мастером нашей группы. Оказалось, что почти всю группу Валерий Юрьевич набрал, так же как и меня, в фойе главного корпуса ПКМУ.
Во время обучения на первом курсе мы привыкали к ношению формы, несению вахт в учебном корпусе и в столовой, к распорядку дня в училище. Каждый учебный день начинался и заканчивался построением, кроме того, такие сборы происходили перед завтраком, обедом и ужином, для проверки формы одежды, для развода на работы (в основном для уборки снега), перед проведением любых других массовых мероприятий.
Кормили в столовой училища очень хорошо. После первого урока нам полагался завтрак, состоявший из вкусных каш, приготовленных на молоке, чая или какао. К чаю подавались бутерброды с маслом, сгущенное молоко, печенье, конфеты, булочки и довольно часто — пирожные. Обед был после четвертого урока. На первое обычно следовал наваристый борщ, на второе — картофельное пюре, гречневая каша, макароны с котлетами, тефтелями или с целыми отварными цыплятами, на третье — традиционный компот из свежих или сухих фруктов и, кроме того, различные соки: яблочный, персиковый, сливовый, манго, папайи и другие. В меню имелись и различные холодные закуски: салаты из свежих и консервированных овощей, крабы, сельдь, яйца под майонезом и многие другие. Очень часто на обед давали свежие фрукты — яблоки, груши, мандарины. На ужин мы ходили редко, потому что к его наступлению занятия обычно заканчивались, состоял же ужин примерно из тех же блюд, что и обед.
Во время учебы один день в неделю посвящался производственному обучению. В мастерских училища, на фабрике орудий лова, на судах Камчатрыбпрома и в дизельной лаборатории ПКМУ нас учили слесарному делу, морской практике и правилам эксплуатации судовой техники. Производственное обучение в нашей группе вели Валерий Юрьевич Барков и Александр Львович Машницкий.
Из аудиторных занятий более всех запомнились те, которые проводили Галина Васильевна Кохан — наш классный руководитель (алгебра и геометрия), Геннадий Петрович Барабанов (теория и устройство судна, морская практика), Юрий Иванович Тупицин (судовые силовые установки), военный руководитель капитан-лейтенант Александр Емельянович Дроздов (военное дело), Татьяна Николаевна Державина и Ольга Ивановна Ерофеева (русский язык и литература). Информатику и вычислительную технику вел преподаватель Ураков (к сожалению не помню его имени и отчества), физику и астрономию читала изумительный преподаватель Людмила Александровна, фамилию которой я, к своему теперешнему стыду, не знал даже во время обучения.
Кроме производственного обучения и аудиторных занятий, у нас проводилась строевая подготовка, которой руководил строгий начальник организационно-строевого отдела капитан-лейтенант Владимир Викторович Никитин.
Помимо учебы, мы совместно проводили и свободное время, заполненное спортивными соревнованиями, походами в кино и в драматический театр, совместными просмотрами видеофильмов в аудитории, закрепленной за нашей группой (практически в каждой аудитории училища имелись аудиомагнитофон, проигрыватель грампластинок, телевизор, а для просмотра видеофильмов у профорга Праведных можно было взять и видеомагнитофон).
После первого курса нас направили на слесарную практику. Весь ее срок я работал в училище. После практики (приблизительно в середине июня 1989 года) из части курсантов (около сорока человек) организовали летний студенческий отряд «Мореход», который отправился на рыбозавод в Оссору на обработку рыбы. Для многих наших ребят это было серьезное испытание: подъем в шесть часов утра, первая по-настоящему тяжелая работа. Официально у нас, как у несовершеннолетних, рабочий день заканчивался в три часа дня, но все оставались и продолжали работать, перевыполняя норму, поэтому отбой нередко происходил заполночь — когда закончится рыба. Но время оставалось и на то, чтобы побродить по поселку и по его окрестностям, сходить на дискотеку или на просмотр видеофильмов. Параллельно с нами трудился еще один студенческий отряд — из Иркутского медицинского института.
По окончании путины руководство рыбозавода отметило нашу работу, многие мои товарищи получили Почетные грамоты, знаки ЦК ВЛКСМ «За отличие в труде», всем нам выдали памятные значки «Ударник Всесоюзного летнего студенческого отряда 1989 года».
По возвращении в Петропавловск меня ожидала еще одна поездка: администрация училища и профком выделили мне путевку в один из санаториев города Нальчик. Вообще путевки в санатории, профилактории, на базы отдыха, в том числе и за границу, для курсантов училища были в то время нередким явлением.
После второго курса, в 1990 году, по окончании слесарной практики, которую я проходил автослесарем в гараже управления снабжения и сбыта, меня и еще несколько курсантов нашего училища отправили в составе группы, собранной из учащихся всех ПТУ области на отдых в Народную Республику Болгарию. Мы побывали в Софии, посетили города Велико Тырново, Карлово, Шумене, были на Шипке, гостили в Варне. Большую же часть времени провели в небольшом курортном городке Каварне, расположенном на черноморском побережье. Конечно, это была незабываемая поездка: многие из нас впервые побывали за границей.
После завершения теоретического цикла учебы на третьем курсе нас направили на плавательную практику. Я проходил ее мотористом на танкере «Аламбай». Здесь закрепились знания, полученные во время обучения, здесь же мне пришлось на деле показать приобретенные в училище навыки. По окончании практики нас ждали Государственные экзамены, получение дипломов…
Время, проведенное в ПТУ № 2 со всеми приятными и неприятными событиями, сейчас вспоминается как что-то очень далекое и доброе. Три года, прошедшие в этих стенах, пролетели как один день. Полученная в училище трудовая и специальная закалка пригодилась и в дальнейшем, хотя бы только потому, что свое образование я продолжил в стенах еще одного учебного заведения морского профиля: по окончании ПТУ № 2 поступил в Петропавловск-Камчатское высшее инженерное морское училище.

  ВОЗВРАТ К СОДЕРЖАНИЮ