С. В. ГАВРИЛОВУЧЕБНО-КУРСОВОЙ КОМБИНАТПотребность флота и береговых предприятий рыбной промышленности Камчатки в специалистах в середине 1930-х гг., в военные и первые послевоенные годы в значительной степени покрывалась за счет выпускников различных краткосрочных курсов. На них, как правило, обучались так называемые «практики». Средних учебных заведений с трех-четырехлетним циклом обучения в то время на полуострове еще не было, а после того, как в Петропавловске в 1942 г. начал работать моррыбтехникум, до его первого выпуска оставалось еще целых четыре года.
Краткосрочные курсы организовывались при управлении АКО или в рыбном порту. Один из первых приказов о начале их работы подписан начальником АКО И. А. Адамовичем и датирован 3 января 1936 г. «Для прохождения техучебы работниками водного транспорта АКО обязываю врид. начальника порта тов. Веселкина организовать работу по прохождению техминимума. Работу проводить согласно преподанных Наркомводом учебных планов и программ. К проведению техминимума для работников порта: мотористов, старшин катеров, матросов 1-го класса и стивидоров — приступить с 10 января с. г.».
24 января 1938 г. слушателями на курсах капитанов флота при отделе кадров АКО стали 19 чел. Им устанавливалась стипендия в размере 300 руб. в месяц. Преподавали на курсах Д. Т. Пивоваров (устройство корабля, судоремонт и эксплуатация), М. В. Стукалин (лоция, морское законодательство, эксплуатация флота), А. А. Гонсировский (навигация), А. А. Левицкая (русский язык), М. А. Приходько — учительница школы им. А. М. Горького (математика, физика), В. А. Кортиков — работник лоцдистанции (океанография, метеорология), Б. А. Бурыкин (история СССР, международное положение, Конституция СССР), М. Н. Лялин (история партии).
7 мая 1939 г. учеба капитанов завершилась, начались «выпускные испытания», длившиеся до 15 мая. В состав экзаменационной комиссии вошли: председатель — капитан парохода «Колыма» П. П. Тищенко, члены: исполняющий дела главного капитана АКО С. С. Степанов, аварийный инспектор АКОфлота С. Г. Левченко, старший методист сектора кадров АКО Ю. М. Борисова и преподаватели основных спецдисциплин.
В октябре 1940 г. работали курсы машинистов. На них преподавали работники управления АКО: Розенфельд — математику, Макарон — физику и химию, Демидов — географию, Хмырова — русский язык, Цимбал — устройство судна, Либерман — технологию металлов, Кириленко — судовые котлы и паровые машины, Ген — электромеханику, Альфонский — двигатели внутреннего сгорания.
Подобные курсы могли покрыть лишь «горящие» потребности общества, в то время как ему требовалось постоянно действующее учебное заведение, способное быстро менять профиль обучаемых специалистов. Его создание стало возможным в самом конце Великой Отечественной войны. 7 апреля 1945 г. АКО издало приказ об организации в Петропавловске учебно-курсового комбината (УКК) «для проведения централизованных курсовых мероприятий в соответствии с приказом народного комиссара рыбной промышленности СССР за № 5 от 9 января 1945 г.». В соответствии с этим приказом, комбинат открывался с 15 апреля 1945 г. и подчинялся сектору подготовки кадров АКО. 10 апреля 1945 г. его первым директором был назначен М. И. Кузьмин, до этого трудившийся директором ФЗУ Ключевского лесокомбината.
На деле УКК заработал только во второй половине 1945 г., так как до этого не был укомплектован штат его преподавателей. Поэтому занятия на курсах на первых порах шли при управлении АКО. В мае 1945 г. учебную часть комбината возглавила А. И. Чиликина, а 15 июня его директором была назначена В. Л. Рамбеза.
Комбинат начал действовать, не имея ни собственного помещения, ни общежития. Занятия шли в помещении моррыбтехникума, где комбинату предоставили две аудитории. Слушатели занимались в две смены. В декабре 1945 г. была выделена третья аудитория, но делу это помогло мало, так как использовать ее можно было лишь по вечерам.
Фактический набор в первый год работы комбината составил всего 46 % планового, а выпуск — 85 % от фактического набора и 39,5 % от планового.
Недовыполнение плана «по контингенту» объяснялось рядом обстоятельств, среди которых основным стала начавшаяся война с Японией, помешавшая организовать новый набор на курсы. Более того, многие уже зачисленные были отозваны в связи с призывом в армию. Не хватало и преподавателей: много инженеров управления АКО находились в командировках или были «связаны с военными обязанностями». Например, срок открытия курсов помощников бухгалтеров совпал с началом войны с Японией.
Осенью 1945 г., после окончания военных действий, людей не смогли собрать с рыбокомбинатов, так как началась пора штормов. Один из траулеров дважды отправлялся за ними на западную Камчатку, но не смог никого взять из-за непогоды.
Вместо запланированных 11 специальностей обучение в 1945 г. шло лишь по шести. Еще до официального открытия комбината, 2 апреля 1945 г., начали действовать трехмесячные курсы судомехаников и судоводителей-двухсоттонников. Остальные группы заработали в таком порядке: с 4 июня — радиооператоры, с 1 августа — четырехмесячные курсы плановиков, с 6 августа — трехмесячные курсы помощников бухгалтеров и с 6 декабря — трехмесячные курсы мастеров обработки рыбы.
Занятия шли по учебным планам, разработанным сектором подготовки кадров АКО. Расписание составлялось за несколько дней до начала учебы. Вначале в него включались общеобразовательные дисциплины, затем — специальные, но основной предмет всегда изучался с первых дней. Так, на курсах радиооператоров первыми шли уроки по русскому языку и математике, затем — по основам электротехники и двигателям внутреннего сгорания. После них читались спецпредметы по радиотехнике. Прием на слух и работа на ключе проводились ежедневно с момента начала учебы.
На курсах плановиков русский язык и математика не велись, дисциплина же «Планирование предприятий рыбной промышленности» шла первой, наряду с техникой добычи, технологией рыбных продуктов, хозяйственными вычислениями, основами гражданского и трудового права, экономикой рыбной отрасли и общей рыбопромышленной статистикой. Во вторую очередь изучались бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и финансовое планирование.
Помощники бухгалтеров знакомились с математикой и хозяйственными вычислениями, учетом и калькуляцией, теорией бухгалтерского учета. Кроме этих предметов читались техника добычи, технология рыбных продуктов, организация и планирование работы предприятий.
На курсах мастеров обработки рыбы, где большинство курсантов имели лишь начальное образование — три-четыре класса, а то и меньше — русский язык изучался одновременно с технологией рыбных продуктов. Дополнительные дисциплины вводились на протяжении всего срока обучения. Так, консервное производство отдельно преподавалось только мастерам-консервщикам. В процессе обучения расписание изредка изменялось, в основном, из-за отсутствия штатных преподавателей (работников управления треста), выезжавших в командировки и по специальным заданиям.
Интересна некоторая статистика, касающаяся обучаемого контингента. В числе 135 первых курсантов были 102 мужчины и 33 женщины. «Свободным набором» из них приняли 40 чел., а основная масса — 95 чел. — откомандировывались с предприятий. Среди учеников имелись 23 комсомольца и семеро членов ВКП(б).
Самому старшему из зачисленных исполнилось 52 года, трем самым молодым — по 15 лет. Больше всех — 15 чел. — имели возраст 17—18 лет. По образовательному цензу слушатели курсов делились так: с одноклассным образованием — двое, с двух- и трехклассным — по шесть, с четырехклассным — 23, с пятиклассным — 21, с шестиклассным — 19, с семиклассным — 51, с восьмиклассным — шесть, с девятиклассным — четыре и с десятиклассным — семь. Как видно, семилетнее и более высокое образование, соответствовавшее в то время неполной средней школе, имели 61 чел., то есть 45,2 % от общего числа. Полное среднее образование имели всего 7 чел., то есть 5,2 %, а 37 обучаемых, то есть 27,4 %, прошли только начальную школу в объеме не выше четырех классов.
Главной проблемой в организации нормальной работы комбината стало почти полное отсутствие учебно-методической базы. Острый недостаток учебников, наглядных пособий, библиотеки и лабораторий «резко снижали качество учебы, так как большое количество времени тратилось на записи конспектов под диктовку преподавателей».
Отсутствие собственных учебных мастерских и лабораторий не позволяло проводить занятия учебно-производственного характера. На курсах мастеров-технологов практические занятия, предусмотренные программой, свелись лишь к посещению жестяно-баночной фабрики и базы Морлова на Моховой, где имелись икорный, посольный, коптильный цеха и холодильник. Но «эти экскурсии дают возможность быть простыми наблюдателями производственных процессов, но отнюдь не принимать непосредственного участия в них».
Наиболее удачно с практикой дело обстояло на курсах радиооператоров, занимавшихся на центральной и силовой станциях КГРТ, где учащиеся самостоятельно принимали и передавали радиограммы, а также знакомились с аппаратурой и оборудованием. Руководили этими занятиями преподаватели. Учащиеся курсов плановиков закреплялись за различными отделам треста, где они стажировались под началом опытных специалистов.
Руководство комбината отмечало со стороны слушателей неплохую дисциплину и желание учиться. Командированные с предприятий пропусков занятий не имели вовсе, а вот «вольнопринятые» иногда были не против и «погулять». За нарушение дисциплины в приказах по комбинату виновникам объявлялись выговоры, их «прорабатывали» на групповых собраниях, а двух человек даже отчислили. Отличники же отмечались в приказах, а к 7 ноября 1945 г. 15 чел. из них поощрили премиями в размере 100 руб.
Досуг курсанты скрашивали, посещая клуб треста, в котором им читали лекции и доклады, показывали кинокартины и постановки. Для этого специально выделялись билеты. Некоторые курсанты занимались в драматическом кружке клуба. Имелась и выборная редколлегия, которая, правда, выпустила всего один номер стенной газеты.
Собственной столовой УКК не располагал, курсанты питались в столовой треста. Кроме основной продовольственной карточки они получали талоны на рыбу, мясо и так называемые «спецталоны». Особенно тяжело было с жильем: своего общежития комбинат не имел. На помощь пришло коммунальное хозяйство треста, выделившее две палатки «засыпного типа». В одной из них размещались 14 чел, в другой — 10. Этого было недостаточно, к тому же палатка на ул. Ключевской, 26 оказалась почти совсем непригодной для жилья: в ней можно было находиться лишь летом. Курсантов пришлось размещать даже в бильярдной клуба треста. Поддерживать чистоту и порядок в такой тесноте было весьма сложно. В общежитиях «прикрепленные агитаторы» раз в неделю проводили беседы, туда же доставлялись свежие газеты.
В декабре 1945 г. для УКК построили еще одну засыпную палатку на 40 чел. Курсантов вселили в нее, даже не проведя туда электроосвещение, «так как далее находиться в такой тесноте было невозможно». В новой палатке жили мужчины, «женское общежитие было выделено отдельно». Несмотря на это приобретение, общежитий по-прежнему не хватало, так как курсы постепенно расширялись. Директор УКК полагал необходимым строить помещение на 120—150 чел.
Первых в своей истории специалистов комбинат выпустил в середине ноября 1945 г. Ими стали 23 слушателя курсов помощников бухгалтеров. «Приказ по учебно-курсовому комбинату № 25 от 19 ноября 1945 г. 1. Работу курсов помощников бухгалтеров, организованных при учебно-курсовом комбинате КГРТ с 17 ноября 1945 г., считать законченной. В результате проведения курсов помбухгалтеров из 23 обучающихся на курсах сдали экзамены… на бухгалтера — 1 человек, на помощника бухгалтера — 11 человек, на старшего счетовода — 5 человек, на счетовода — 5 человек. Всего — 22 человека. 2. Отличникам учебы, сдавшим экзамены с оценкой “5”, выношу благодарность персонально каждому: 1. Криворученко, 2. Кузяковой, 3. Куриновой, 4. Зайцевой. Уверена, что окончившие курсы помощников бухгалтеров в своей практической работе оправдают полученное звание и справятся с возложенными на них обязанностями. Директор УКК В. Рамбеза».
Всего в 1945 г. стены учебного заведения покинули 36 чел.
Первый год работы комбината выявил основные трудности, с которыми ему пришлось бороться в течение многих последующих лет, но в целом показал жизнеспособность этого учебного заведения.
В 1946 г. в соответствии с планом, разработанным отделом подготовки КГРТ, комбинат должен был подготовить 450 различных специалистов. На деле же на учебу приняли всего 223 чел., а «из переходящего контингента», то есть продолжавших учебу с прошлого года, занимались еще 72 курсанта. Из этих 295 чел. в 1946 г. комбинат закончили 146 и продолжили учебу в следующем году еще 126. За год отсеялись 23 слушателя.
В начале 1946 г. состоялся набор на морские специальности: 11 января на восьмимесячные курсы штурманов малого плавания зачислили 23 чел., в том числе таких известных на Камчатке моряков и рыбаков, как И. Г. Евстафиади, А. М. Пасько, П. Ф. Козинца, С. Я. Учителева, И. Н. Косыгина, М. П. Пинчука, П. С. Кащеева. 22 января 1946 г. слушателями трехмесячных курсов механиков-паровиков стали еще 25 моряков, среди них А. И. Лесовой, А. Е. Мамонов, И. Ф. Мицай.
В 1946 г. УКК своего помещения по-прежнему не имел, продолжая заниматься в техникуме. «Несмотря на то что УКК занимает в Мортехникуме всего одну аудиторию, все же размещение курсов в их здании нежелательно, и поэтому УКК приходится ежедневно выслушивать нарекания о стеснении техникума, что нервирует работников». Машинисты холодильных установок, судомеханики и штурманы малого плавания учились в кабинетах управления треста, «что также неудобно, так как комнаты небольшие и создать нормальных условий для проведения занятий невозможно. Например, по курсу навигации у штурманов малого плавания нельзя проводить практические занятия по прокладке курса, нельзя проводить занятия по черчению».
Не имея своих постоянных аудиторий, комбинат не мог оборудовать специализированных кабинетов, что отрицательно сказывалось на качестве обучения. У него вновь имелись проблемы с преподавателями, вернее, с отсутствием части из них. Почасовая ставка, определенная в размере 15 руб., была крайне низка, что не позволяло привлечь классных специалистов. Кроме того, многие предприятия не отпускали своих сотрудников вести занятия в рабочее время.
В 1946 г. комбинат выпустил плановиков, два набора мастеров по обработке рыбы, по набору радиооператоров, судомехаников, нормировщиков, начальников ПВХО и помощников бухгалтеров. Обучение в этом году велось по типовым программам и учебным планам МРП СССР. Впрочем, иногда от них делались отступления, утвержденные методическим советом управления Главкамчатрыбпрома (ГКРП) — так теперь стал называться бывший Камчатгосрыбтрест. Их причиной была слабая подготовка части слушателей. «Люди с производства с большим практическим опытом, но с низкой грамотностью поступают в УКК. Спецдисциплины ими воспринимаются легко, но русский язык и математика даются тяжело. На курсах машинистов-холодильщиков завышены часы физики и математики, черчения, введен русский язык. На эти курсы должны быть приняты люди с образованием семь классов, а в действительности подавляющее большинство окончили четыре-пять классов».
Практические занятия вновь проводились в виде экскурсий. «Мастера обработки посетили базу Моховая, там они посмотрели различные виды обработки рыбы. Курс консервного дела был закреплен экскурсией на жестяно-баночную фабрику. Судомеханики при прохождении паровых котлов, машин и турбин были неоднократно на пароходах». Только «занятия на радиооператоров проводятся в специально оборудованном кабинете, каждый слушатель имеет свой ключ и наушники».
На курсах штурманов малого плавания, «в целях производственной необходимости», приказом по управлению ГКРП был сделан шестимесячный перерыв. Учащихся направили на стажировку на суда транспортного флота и Морлова в качестве помощников капитанов.
Механики закончили учебу 20 июня 1946 г. Из 25 чел. успешно сдали экзамены и получили звания механиков-паровиков и механиков-универсалов 3-го разряда 24 курсанта. Что это были за люди? Ответ на этот вопрос можно найти в производственных характеристиках, приложенных к протоколам Государственной квалификационной комиссии.
«Кривец Всеволод Спиридонович — работая на шхуне “Дежнев”, показал отличное знание своего дела, постоянно обеспечивал бесперебойную работу двигателя, проявлял инициативу и соблюдал производственную дисциплину. В 1939 г. вполне самостоятельно установил на шхуне “Дежнев” двигатель “Кубото”, а в 194… — на кавасаки “Беринг” — двигатель № 17. Тов. Кривец неоднократно премировался, а 20 декабря 1944 г. приказом Наркомрбыпрома № 728 награжден “Похвальной грамотой” НКРП СССР с выдачей ценного подарка…
Кононов Александр Иванович — за время службы на паровом буксире “О-6”, машина “Компаунд” 180 л. с., старшина 2-ой статьи проявил себя как самый дисциплинированный старшина и специалист своего дела. Во время стоянки буксира в заводском ремонте возглавлял ремонт нескольких катеров, работая бригадиром по ремонту, за что дирекцией завода был представлен к премированию… За отличную службу в ВМФ старшина 2-ой статьи Кононов награжден Почетной грамотой Камчатского обкома ВКП(б) и исполкома областного Совета депутатов трудящихся…
Мамонтов Александр Елисеевич — за весь период своей работы показал себя с положительной стороны как специалист, хорошо знающий работу всех механизмов, передающий свои знания другим товарищам, чем способствовал росту своих кадров. В работе аккуратен и исполнителен. За время стоянки судна в ремонте т. Мамонтов сам непосредственно контролировал и руководил ремонтом. За отличную работу в Морлове АКО неоднократно премирован денежными суммами, в январе 1941 г. был награжден наркомом рыбной промышленности нагрудным значком “Отличник социалистического соревнования”. За весь период работы аварий по вине т. Мамонтова с механизмами не было. Активно действует в общественной жизни судна и пользуется авторитетом у судоэкипажа…
Корольков Михаил Григорьевич — работает в Камчатрыбфлоте с 1934 г. На пароходе “Якут” работает с 1940 г. в должности машиниста, четвертого механика и третьего механика. За этот период проявил себя как хороший работник, знающий свое дело. К делу относится добросовестно, в работе инициативен, неоднократно премирован за хорошую работу. В партийной и общественной работе принимал активное участие. В течение нескольких лет был председателем судового комитета.
Лесовой Александр Иванович — работая в должности старшего механика на рыболовном траулере “Восток” показал себя исключительно с хорошей стороны, как отличного механика и хорошего организатора. Т. Лесовой свои обязанности выполняет добросовестно и аккуратно, выдержан, дисциплинирован и к подчиненным требователен. На судне пользуется среди команды авторитетом и любовью. Т. Лесовой за перевыполнение судном квартального плана и транспортные рейсы имеет денежные премии и благодарности в приказах. На судне т. Лесовой принимает активное участие в общественной жизни.
Плюснин Григорий Кузьмич — с 5 марта 1938 г. работает в Морлове ГКРП по настоящее время в должности второго механика. За время работы в Морлове показал себя знающим хорошо свое дело, дисциплинированным, выдержанным работником, требовательным к подчиненным. В 1943 г. за хорошую работу на рыболовном траулере “Буревестник” был занесен на областную и краевую Доски Почета»…
Бытовые и жилищные условия по сравнению с прошлым годом остались без изменений. «Целый ряд учащихся не мог продолжать учебу из-за отсутствия обуви, одежды. Учебный комбинат принимал все меры по обеспечению последних всем необходимым. Только за последние месяцы розданы курсантам промтоварные ордера».
Новый набор курсантов, съезжавшихся с побережий, размещать было негде. «Приезжие спали в общежитиях по два на одной кровати, на полу, на столах». В ноябре по распоряжению обкома ВКП(б) комбинату предоставили общежитие на ул. Микояновской, 48б (ныне ул. Ленинградская) на 20 чел. Шестеро девушек снимали комнаты в частных квартирах. Палатки, полученные в прошлом году, капитально отремонтировать не удалось, правда для них приобрели новые столы, табуретки, тумбочки, бачки для воды, тазы и умывальники. Отапливались эти помещения дровяными печами. «Дрова привозят долготье или просто колбаны, их надо пилить и колоть, это делают курсанты, что ненормально».
Набор 1947 г. ожидали в количестве 360 чел., но план приема вновь не выполнили, зачислив всего 236. В этом году действовали «переходящие» курсы штурманов малого плавания, судомехаников, радиооператоров, судоводителей-двухсоттонников, машинистов холодильных установок. Вновь были набраны группы радиооператоров, мастеров-икрянщиков, штурманов малого плавания, повышения квалификации директоров рыбозаводов и мастеров обработки рыбы, а также две группы судомехаников.
Учебные помещения оставались теми же, что и в прошлом году: одна аудитория в моррыбтехникуме, остальные — в здании ГКРП. Все они использовались аж в три смены. В этом году УКК по совместительству возглавил новый директор — И. В. Николин, в январе назначенный директором моррыбтехникума.
Выпуск следующего 1948 г. составил 79 чел. вместо плановых 215, то есть всего 31 %. Начальник отдела подготовки кадров ГКРП Попов, проверявший работу учебного заведения, привычно объяснял это отсутствием необходимой материальной базы в виде учебных помещений и общежитий, отпугивавшим потенциальных курсантов.
«Нормальных условий для организации учебного комбината до настоящего времени не создано. Занятия, проводимые в течение года в трех-четырех группах, не могут называться базой для организации комбината и тем более комбинатом. В настоящее время отсутствует материальная база и кадры комбината. За исключением уборщиц, весь штат комбината укомплектован совместителями, которые получают полные оклады по двум занимаемым должностям. Например, директор комбината тов. Николин работает одновременно директором Мортехникума, заведующая учебной частью Чиликина имеет полную нагрузку преподавателя. Бухгалтер комбината одновременно работает бухгалтером отдела связи, заведующая библиотекой комбината работает одновременно заведующей библиотекой техникума, являясь женой тов. Николина. Кассир комбината работает одновременно кассиром техникума…».
На основании названного выше, учебно-хозяйственная работа УКК за 1948 г. признавалась неудовлетворительной.
Состояние дел в последующие годы существенно не изменилось. В 1950 г. УКК выполнил план приема лишь на 83 %: вместо 310 были зачислены 176 чел., с прошлого года учились еще 83 курсанта. План выпуска также оказался не выполнен: вместо 286 специалистов вышли всего 139. Учебные группы были недоукомплектованы, в них числились от 14 до 23 чел. вместо установленных планом 30. Так получилось из-за того, что не удалось организовать четырехмесячные курсы по повышению квалификации директоров рыбозаводов, плановых и счетных работников.
В штате комбината имелся всего один преподаватель — по математике, все остальные приглашались по мере необходимости. Нередко занятия срывались из-за их неявки или неподготовленности.
Директор УКК С. И. Катальников отмечал, что комбинат «не создал авторитет на предприятиях, которые при наборах на курсы посылают не тех людей, которые требуются, посылают с низкой грамотностью, создавая этим трудности в выполнении учебной программы, успеваемости курсантов и положительных результатах выпуска». Серьезным недостатком, мешающим нормальной работе, директор полагал многопрофильность учебного заведения, частое изменение номенклатуры специальностей, по которым шла подготовка. «Это не позволяет комбинату в целях улучшения качества подготовки специализироваться на подготовке немногих главнейших профессий…».
С этим согласилась и комиссия ГКРП, хотя и признавшая работу УКК неудовлетворительной, но также рекомендовавшая «пересмотреть профиль подготовки… в сторону сокращения количества подготавливаемых специальностей до трех-четырех». Для привлечения желающих учиться она рекомендовала шире извещать рыбокомбинаты и другие предприятия об УКК через газеты, передачи по радио и прочим способами, вплоть до выпуска листовок.
В 1950 г. в УКК началось создание собственной учебно-материальной базы. Первым появился радиокабинет с тремя радиостанциями, но он не был в достатке оснащен наглядными пособиями. Вырос библиотечный фонд, приобретались новые штурманские пособия. Вот каким имуществом для подготовки судоводителей располагал комбинат на 1 декабря 1950 г.: компасной лупой, приборами для измерения силы ветра, судовыми часами, компасами, секстаном, барографом, 22 морскими картами, девятью измерительными циркулями, политической картой, креномером, анемометром, барометром и звездным глобусом.
Удалось отремонтировать общежития, которые теперь «стали иметь культурный вид». В результате этих усилий «учебный комбинат в отличие от прошлых лет принял вид учебного заведения».
План приема слушателей с учетом накопленного отрицательного опыта был изменен в сторону уменьшения с учетом реальности: на 1951—1952 учебный год он утверждался в количестве 150 чел. Впрочем, набрать их вновь не удалось. Не получилось пригласить завуча и двух штатных преподавателей, как это рекомендовалось в прошлом году. В 1950 г. комбинат, наконец, приобрел собственное помещение. Им стало частично освобожденное жилое двухэтажное здание на ул. Ключевской, 31, построенное в 1938 г. Помещения арендовали у строительной конторы ГКРП. Для того чтобы они достались комбинату, «надо было вести борьбу в течение двух лет». Библиотека за год пополнилась на 501 издание.
В 1952 г. комбинат располагал частью здания, доставшегося ему в прошлом году. Здесь на площади 185 кв. м размещались четыре учебных класса, учительская, канцелярия и библиотека. Последняя, собранная за три года, имела 4 275 книг. В 1952 г. она «первый раз ощутила помощь УУЗа, которая выразилась в частичном снабжении учкомбината учебниками по подготовке штурманов, судомехаников и судоводителей». Библиотека вела просветительскую работу: организовала две выставки к Пушкинским дням и по произведениям А. М. Горького, нередко в ней звучали интересные беседы и лекции.
Имевшиеся тесные учебные классы не вмещали группы из 25 чел., поэтому преподавателям было очень трудно работать, а учащимся нормально заниматься. Из-за недостатка помещений по-прежнему действовал лишь один специализированный кабинет, оснащенный учебным радиооборудованием.
План подготовки специалистов на 1952 г. составлял 220 чел. Перечень специальностей был сокращен. В их число входили судоводители до 200 рег. т, механики 3-го разряда, радиооператоры и директоры рыбозаводов. Фактически приняли всего 98 чел., из которых успешно закончили учебу лишь 77.
Основную массу курсантов составляли люди в возрасте от 20 до 30 лет, с образованием пять-шесть классов, имевшие стаж работы на производстве. Вновь не удалось укомплектовать курсы учащимися с неполным средним образованием (в требующемся объеме семи классов), поэтому было получено специальное разрешение МРП на увеличение объема общеобразовательного цикла. Основную массу поступивших составляли жители пригородных селений. Несмотря на то что ГКРП «дал разверстку» на рыбокомбинаты на 60 чел., с побережья их прибыло всего семеро. Посланные из УКК по разным адресам более сорока радиограмм эффекта не дали.
В 1952 г. работали два штатных преподавателя: директор Сергей Иванович Катальников (история партии) и Софья Семеновна Кушнир (математика). Еще 20 чел. привлекались как почасовики. В их число входили известные специалисты: заведующий лабораторией ТИНРО Николай Филиппович Чернигин, старший инспектор Регистра СССР Александр Иванович Ветров, научный сотрудник ТИНРО Анатолий Иванович Зонов, инженер ГКРП П. А. Романов и другие. Выбор преподавателей не всегда был удачен. Так, их часть, работавшая в прошлом году, была заменена по просьбе курсантов.
В течение года дисциплина учащихся была вполне удовлетворительной. Они в общей сложности заслужили 46 благодарностей и всего 13 взысканий. Хуже обстояло дело с группами, набранными в сентябре и ноябре 1952 г.: в них в день «гуляли» по 17—20 чел., «процветает пьянка, драки». С сентября 1952 г. до января 1953 г. учащиеся пропустили 2 803 часа. Проведенная со стороны администрации, партийной и комсомольской организаций комбината кропотливая работа дала результаты: к весне положение выправилось.
Парторганизация включала 14 чел., комсомольская — 23. Действовали и общественные организации: ДОСААФ, совет старшин и профсоюзный комитет. Досуг учащихся скрашивали стрелковый кружок, которым «руководили товарищи из воинских прикрепленных частей», и художественная самодеятельность. Курсанты на свои средства приобрели музыкальные инструменты. Концертами отмечались все «красные дни» календаря. Еженедельно по средам шли киносеансы. Их репертуар составляли такие фильмы, как «Сельская учительница», «Западня», «Пржевальский», «Тарзан» и прочие. Большое внимание уделялось политическому просвещению курсантов. Для этого им прочитали восемь лекций: «О великих стройках коммунизма», «О победе китайского народа», «О международном положении», «О демократический Германии». Кроме этого, в группах прошли шесть бесед на темы морали и воспитания, в том числе «О дружбе и товариществе», «О новом облике молодого советского человека». Раз в месяц выходили юмористическая и сатирическая стенгазеты «Курсант» и «Острое жало».
Приезжие курсанты жили в общежитии, арендуемом у Комхоза ГКРП. Здесь на площади 549 кв. м размещались 112 чел. при том что она была рассчитана лишь на 80. «В общежитии группы штурманов так тесно, что даже негде поставить стол для выполнения домашних занятий. В общежитиях чисто, в двух общежитиях были установлены радиолы, купленные на средства курсантов. Обеспечены электроутюгами, электрочайниками, висят художественные картины на полотне. На каждых двух курсантов имеется тумбочка с салфетками, на окнах и кроватях — занавески. Мягкого инвентаря имеем: матрацев ватных 69, матрацев, набитых сеном, — 50. Одеяла — 122 штуки с износом до 80 %. Имеем 975 простыней, 119 железных кроватей с большим износом. Топливом обеспечены.
Состояние общежитий по чистоте удовлетворительное, белье меняется через каждую декаду. Помещение общежитий ветхое, особенно по Микояновской улице, 65. Для жилья это общежитие непригодное, так как оно в настоящее время заливается водой. Хорошего склада для хранения имущества не имеем» [13, л. 6—10]. В декабре 1952 г. УКК обзавелся собственным новеньким грузовиком ГАЗ-51 грузоподъемностью 2,5 т.
А вот зарисовка одного из учебных дней 1952 г. в группе радиотехников, сделанная преподавателем комбината Г. Кононенко. «В 14 часов 30 минут в здании учебно-курсового комбината Главкамчатрыбпрома раздается звонок. Курсанты спешат в свои аудитории. Небольшие, но уютные, светлые, с наглядными пособиями на стенах, классы производят приятное впечатление.
Класс радиооператоров. Здесь все оборудовано так, чтобы будущий радист получил не только теоретические знания, но и практические навыки, которые будут необходимы впоследствии на производстве. В классе установлена радиостанция. Другая радиостанция — в общежитии курсантов. Идет урок приема текста на слух. Задача урока — практически установить радиосвязь между двумя станциями.
Еще четыре-пять месяцев назад курсанты выполняли задание медленно, неуверенно. Наращивание скорости передачи текста давалось с трудом. Теперь в курсантах уже видны завтрашние мастера эфира.
Курсантам Савченко и Панову дано задание связаться на заданной волне и произвести обмен радиограммами. Савченко включает приемник и прослушивает эфир. Проходи минута, другая… В репродукторе шум, кажется, что весь звуковой хаос эфира стремится втиснуться в комнату. Но вот среди шума появляются позывные курсанта Панова.
В работе курсантов еще есть недостатки, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что Савченко и Панов будут радистами высокого класса. После обмена радиограммами выявляются все недостатки и тут же исправляются.
На втором уроке идет прием на слух, скорость — 110 знаков в минуту. Через 30 минут передачи поверяется качество приема. Курсанты Беговатов, Алексеев, Мещанова без единой ошибки читают написанное. Курсанты сами производят зарядку аккумуляторов для питания передатчика и приемника, заводят двигатель внутреннего сгорания, соединяют провода, по приборам следят за нормальной подачей энергии.
Через два месяца — Государственные экзамены. Закончится годичная учеба. Будущие радиооператоры будут иметь прочные, глубокие, всесторонние знания. На курсах читались лекции по 17 учебным дисциплинам: истории, математике, физике, русскому языку, географии, электротехнике, приемникам, передатчикам, электропитанию и другим.
Ежегодно из стен учебно-курсового комбината выходят десятки самых различных специалистов. Через несколько месяцев новый отряд радиооператоров придет на помощь рыбной промышленности, примет участие в дальнейшем улучшении радиосвязи, без которой немыслимо оперативное управление рыбными предприятиями. После окончания занятий курсанты разъедутся по комбинатам, пойдут на транспортные и рыболовные суда ГКРП».
Следующий 1953 г. стал для комбината годом перемен. 12 марта 1953 г. исполком Петропавловского городского совета депутатов трудящихся принял решение «Об отводе земельного участка под строительство УКК и общежития Главкамчатрыбпрома», в соответствии с которым комбинату выделялась территория площадью 2 250 кв. м в районе ул. Ключевской, № 43—45. Спустя два года здесь началось строительство первой очереди собственного здания учебного заведения, благополучно стоящего и поныне по адресу ул. Ключевская, 41.
7 июля 1953 г. Совет Министров СССР своим постановлением № 1687. реорганизовал УКК в «Школу усовершенствования кадров командного плавсостава и специалистов рыбной промышленности Главкамчатрыбпрома (ШУККПС)».
Впервые за годы своего существования учебное заведение выполнило план выпуска: оно должно было обучить 207, а фактически подготовило 218 чел. За год на это израсходовали 517 тыс. руб.
Всего в 1953 г. на учебу зачислили 242 чел. Отсев составил 24 чел. (15 — за неуспеваемость, двое — по собственному желанию, трое — призваны в армию, четверо — за нарушение дисциплины). Из выпущенных 218 чел. семеро не прошли Государственную аттестацию и получили более низкие квалификации, нежели те, на которые они рассчитывали, поэтому реальный выпуск специалистов составил лишь 95 % от плана.
Обеспечить высокое качество обучения было по-прежнему сложно. Реорганизация не изменила ненормального положения учебного заведения. Помимо традиционных причин: отсутствия штатных преподавателей, недостатка учебных площадей, плохих жилищных условий, проявило себя еще одно обстоятельство. В прошедшем 1952 г. была установлена низкая стоимость академического часа для почасовиков — всего 12 руб. Поэтому, по словам заместителя начальника ГКРП М. Овечкина, «несмотря на приказы начальника Главка, специалисты Главка от преподавания в школе всячески уклонялись».
А вот что по этому поводу сообщал директор школы: «Планируя выпуск специалистов, школе не запланировали ни одного штатного преподавателя, надеясь на то что работники Главка и преподаватели средних школ за такую низкую плату с желанием возьмутся за чтение специальных и общеобразовательных дисциплин. За истекший год в школе перебывало около 70 преподавателей, причем около 12 человек из них были отстранены от преподавания по различным причинам». Кроме того, весь 1953 г. школа не имела завуча.
Несмотря на все трудности, учебно-материальная база постепенно развивалась. В сентябре 1953 г. вступил в строй радиокласс «с новейшей коммутацией». Для подготовки радиооператоров использовались приемно-передающая станция «ПАРКС» и еще три радиостанции, трансузел «УК-50» и наглядные пособия, изготовленные руками курсантов.
Для будущего штурманского и электрорадионавигационного кабинетов приобрели гирокомпас «ГУ», радиопеленгатор «Бурун-К», 14 секстанов различных систем, в том числе новейших, звездный глобус, три магнитных компаса, барометр, барографы, анемометры, психрометры, термометры, части электромеханического лага, механический забортный лаг. Судомеханический кабинет ожидали части двигателя 3Д6 и 150 плакатов, часть из которых выполнили курсанты. «В настоящее время у нас имеется возможность оборудовать штурманский, электронавигационный, механический кабинеты и радиомастерскую для качественной подготовки кадров плавсостава, но из-за отсутствия помещений мы вынуждены сложить все оборудование и экспонаты на складе…».
К трем общежитиям школы (ул. Микояновская, 31, 52 и 64б), одно из которых, как известно, годилось лишь под склад (в который оно в конечном итоге и превратилось), добавилось «“общежитие типа К-4” на четвертом километре». Оно располагалось на почтенном удалении от учебного корпуса, поэтому администрация ШУККПС считала, что «размещать в таком удалении от учебного здания курсантов нежелательно, так как пришлось бы иметь дополнительный штат обслуживающего персонала, кроме трудности контроля за курсантами, проживающими на четвертом километре, отсутствие воды и света, трудность доставки большого количества дров и угля на двадцать печей, — конечно, нельзя признать нормальным для школы…».
Еще одной сложностью являлась выплата курсантам стипендии. Под ней подразумевалась сумма денег, которую они получали от предприятий, направивших их на учебу. По словам директора школы, «ненормальное положение в части выплаты курсантам заработной платы до сих пор имеет место». Предприятия нередко по два-четыре месяца не высылали людям денег. «Несмотря на неоднократные наши запросы, требования Главка о своевременной высылке зарплаты курсантам, руководители рыбокомбинатов, особенно в зимний период, не считают даже обязанностью ответить, по каким причинам происходит эта задержка. Несвоевременная выплата курсантам зарплаты, конечно, не может не повлиять на качество успеваемости. Мы неоднократно ставили вопрос перед главной бухгалтерией о том, чтобы нам разрешили выплачивать курсантам зарплату, а Главк, в свою очередь, требовал или снимал с расчетного счета предприятий сумму зарплаты и переводил на наш расчетный счет. Однако, наши просьбы и, самое главное, требования курсантов, остались без внимания со стороны руководства Главка…».
1 января 1954 г. здание на ул. Ключевской, 31 перешло на баланс школы. Официальный акт об этом был подписан 12 марта 1954 г. «Двухэтажное комнатной системы, с общим коридором, в плане прямоугольной формы. Имеются две общих кухни. Здание находится в эксплуатации с 1938 г.». При этом весь его второй этаж заселяли сотрудники различных предприятий ГКРП, а половину первого этажа занимал трест «Камчатлес», который «не был выселен в принудительном порядке, то есть мы не успели его выселить лишь потому, что нашлись достойные покровители в лице руководства Главка. Что же можно сказать о выполнении школой плана подготовки кадров в 600 человек, если руководство Главка само тормозит нашему общему делу?» — вопрошало руководство школы. — «И сейчас трест “Камчатлес” по-прежнему сидит в нашем здании и совершенно не думает “добровольно переселяться”… совершенно не посчитавшись с тем, что четыре учебные группы не могли начать занятия в течение трех месяцев. Передавая на баланс школы здание, где мы занимаем одну треть всей площади, следовало бы подумать о том, какая это будет ненужная обуза школе. Нам нужна реальность размещения и обучения 600 человек, а не “солидный баланс” без учебных аудиторий и общежитий».
План нового набора на 1954 г. более чем вдвое превысил прошлогодний: теперь школе необходимо было принять, разместить, обучить и выпустить 605 чел. В сложившихся же условиях «о реальности выполнения этого плана нечего и думать до тех пор, пока не будет учебного здания и общежития на 300 человек, штатных преподавателей — это самое главное».
В феврале 1954 г. школа временно расположилась в незавершенном здании на ул. Ключевской, 38. Здесь на первом и втором этажах разместились десять учебных групп и канцелярия. На ул. Ключевской, 31 осталась одна группа радиооператоров, которой в новых помещениях не нашлось места. К началу марта ожидался еще один набор из трех учебных групп, разместить которые школа тоже не могла, «хотя оборудования для учебных классов и общежитий мы имеем достаточное количество…».
Задание по подготовке кадров на 1955 г. было выполнено на 88,7 %: при плане 415 чел. обучили 386, при этом 16 из них квалификацию не присвоили. Справедливости ради следует отметить, что в 1955 г. не закончили учебу 67 чел. Причинами этого стали традиционное участие курсантов в сельскохозяйственных работах и «срыв занятий из-за отсутствия электрического света», достигший 10 % учебного времени.
Государственная квалификационная комиссия отметила неплохие знания у большей части выпускников: средний балл на испытаниях составил 4,0. За год был отчислен 51 курсант, в том числе 20 — из-за неуспеваемости, а 18 — за нарушения дисциплины.
Преподавательский состав насчитывал 26 чел., «подбирается самой школой, за исключением лиц, прикомандированных из флотов».
В самом конце 1955 г., 10 декабря, была принята в эксплуатацию долгожданная первая очередь нового учебного корпуса школы на ул. Ключевской, 41. В 1956 г. занятия шли уже в восьми новых аудиториях, каждая из которых имела площадь 40 кв. м. Но учились по-прежнему в две смены: первая с 8:00 до 14:50, вторая — с 15:10 до 20:00. Большой контингент (400 чел.) не давал возможности выделить помещения под специализированные классы судоводителей и механиков. В течении года удалось закончить лишь оборудование радиокласса, в котором установили учебный коммутатор ПРКУ-24. На перспективу на материке и в Петропавловске закупили оборудования и плакатов на 67 000 руб., приобрели много литературы и два кинопроектора. Все это имущество намеревались в следующем году разместить в помещениях второй очереди учебного здания, которая по плану должна была войти в строй к 1 октября 1957 г. Тогда же должны были начать действовать учебные мастерские с размещенными в них оборудованием консервных линий, рыборазделочными автоматами и судовыми двигателями.
По плану выпуск 1956 г. должен был составить 400 чел., из них 265 моряков и 135 слушателей курсов повышения квалификации работников береговых предприятий. Фактически из стен школы вышли 238 чел.: 33 штурмана дальнего плавания, 42 штурмана малого плавания, 56 судоводителей маломерных судов (до 200 и до 20 рег. т), 52 механика 2-го разряда, 32 механика 3-го разряда и 20 радиооператоров 2-го класса. Не успели закончить учебу, как и в прошлом году, из-за задержки в «битве за урожай» еще 100 механиков 3-го разряда и штурманов малого плавания, Государственные экзамены у которых завершились в январе 1957 г. Курсы повышения квалификации выпустили 84 чел.
В ходе набора слушателей в 1956 г. удалось устранить «недостатки в части соблюдения правил приема в школу». На сей раз зачислялись только лица, имевшие необходимый плавательный ценз и стаж ремонтных работ, а также «положительно зарекомендовавшие себя на работе». Четыре группы нового набора укомплектовали слушателями, имевшими семилетнее образование. Лишь в порядке исключения в группы механиков 3-го разряда и судоводителей-маломерщиков приняли людей с образованием пять и шесть классов.
Возглавляли школу в 1956 г. директор Ю. Н. Серебренников, его заместитель по учебной части Ю. А. Панов и замполит Н. И. Гладков. Заметно возросло качество ее преподавательского состава. Он стал более стабильным — число штатных преподавателей возросло до шести: К. Г. Оканева (математика), А. Ф. Плюкалова (химия, физика промысловая ихтиология), Е. Ф. Соколова (русский язык), А. Я. Васильева (электротехника, радиотехника), Л. П. Шелковникова (математика, черчение), Г. В. Петров (радиоманипуляция). «Устоялся» и состав преподавателей, прикомандированных от флотов. Наиболее опытными из них являлись В. Н. Бантюк, Н. В. Аверина, П. П. Демидов, Л. Е. Гершенович, Н. А. Мельников и Е. Г. Додонов. «Указанная группа из двенадцати человек является ядром преподавательского состава, несет на себе основную часть нагрузки и ответственность за подготовку квалифицированных специалистов для флота рыбной промышленности Камчатского полуострова… Общий вывод, который можно сделать о преподавательских кадрах школы, состоит в том, что в основном это вполне работоспособный, здоровый коллектив, каждый член которого стремится добросовестно передать курсантам свои знания».
«В деле обеспечения школы преподавательскими кадрами и их укреплении до сих пор нерешенным остается вопрос о размере оплаты за один час преподавательской работы. Установленная оплата в 12 руб. за час лишает штатных преподавателей и совместителей основной льготы Камчатской области — полуторного коэффициента зарплаты. Двенадцать рублей в час получают и наши преподаватели, живущие в условиях Камчатки, и преподаватели, например, Ростова, живущие в гораздо лучших климатических, материальных и культурных условиях. Указанное обстоятельство создает затруднения в деле подбора преподавателей, как штатных, так и нештатных. Неоправданной является также значительная разница в заработной плате между штатными преподавателями и прикомандированными от флотов специалистами — с одной стороны, и между всеми преподавателями и курсантами — с другой (курсанты, как правило, имеют зарплату от полутора до трех раз выше средней зарплаты преподавателя, хотя квалификацию имеют намного ниже). Справедливое решение вопроса о зарплате преподавателей будет содействовать улучшению работы школы и повышению качества выпускаемых школой специалистов».
Улучшение преподавания сказалось на качестве знаний обучаемых. В большинстве групп текущая успеваемость имела сходный характер изменения в процессе учебы. Вначале она обычно не превышала 60—70 %, что объяснялось недостаточной подготовкой большинства курсантов. Многие из них просто успевали забыть то, что они много лет назад учили в школе. После отсева лиц, случайно попавших в школу, или просто неспособных освоить изучаемую специальность, успеваемость поднималась до 80—90 %. К моменту сдачи зачетов и экзаменов она достигала 95—100 %. Как правило, из группы в 25—30 чел. зачет не сдавали не более одного курсанта. Успеваемость же на Государственных экзаменах увеличивалась до 98—100 %, так как на них выходили лишь те, кто полностью освоил программу. Большинство групп госэкзамены сдавали на 100 %, причем хорошие и отличные оценки составляли здесь более 65 %.
Наблюдали за учебой и анализировали успеваемость по группам классные руководители, или «шефы», как их называли в школе. Лучшие курсанты и выпускники получали благодарности, награждались скромными памятными подарками и заносились в Книгу Почета школы.
Бытовые условия, в которых находились приезжие курсанты, оставались сложными. Собственной столовой школа не имела, но с начала 1956 г. заработал небольшой буфет. В общежитиях жили 105 чел., 66 из них находились в учебном корпусе на ул. Ключевской, 31. Здесь они занимали площадь в 222 кв. м, поделенную на комнаты, вмещавшие от трех до девяти человек. Здание имело водяное отопление, но в нем отсутствовали кухня, сушилка, камера хранения личных вещей, умывальник и водогрейка. Недоставало мебели, особенно платяных шкафов. На Камчатке их в то время не производили, а приморские мебельные фабрики заказов не принимали. За проживание же на частных квартирах курсанты платили хозяевам 300—400 руб. в месяц.
В 1957 г. школа выпустила 366 чел., что составило 98,4 % от плана. Из ее стен вышли 15 учебных групп. Небольшое благоустройство было выполнено в общежитии: здесь устроили общественную кухню. Но по-прежнему «внешний вид общежитий указывает на недостаточно высокую культуру учебного заведения. В большинстве комнат беспорядок, убираются они плохо, отсутствие внутренних шкафов и шифоньеров влечет за собой усиление захламленности… Не только в общежитиях школы, но и в учебном корпусе ее нередко можно услышать нецензурную брань, а решительно борьбы с нею не ведется».
В конце 1958 г. школа получила вторую очередь учебного корпуса по ул. Ключевской, 41, сооружение которой началось в 1956 г. Приемо-сдаточный акт был подписан 7 декабря 1958 г. Двухэтажное здание с подвалом строилось по проекту Камчатского отделения Гипрорыбпрома, разработанному в 1955 г. Его общая площадь составляла 905,9 кв. м, в том числе учебная — 683,9 кв. м. Стены были выполнены из бруса, главный фасад имел парадную лестницу с железной оградой. Территорию вокруг здания оградили штакетником и облагородили: откосы покрыли дерном, вдоль фасада посадили деревья. Со стороны дворового фасада сделали бетонную подпорную стенку.
Теперь школа получила долгожданную дополнительную площадь: четыре аудитории площадью по 40 кв. м. В них оборудовали кабинет электронавигационных приборов, судоводительский кабинет и химическую лабораторию. Остальные помещения заняли бюро технической информации Совнархоза, городская библиотека, кабинет заведующего консультационным пунктом заочного факультета Дальрыбвтуза и кабинет председателя общества изобретателей и рационализаторов.
Впрочем, радость длилась недолго. 1 сентября 1959 г. четыре аудитории были переданы вновь организованному рыбопромышленному техникуму. Этих помещений ему катастрофически не хватало. Одновременно в тяжелом положении вновь очутилась и школа. «Попали в очень сложное положение, так как в школе имеется 17 групп и восемь аудиторий, что не позволяет заниматься даже при работе в две смены. Имеющиеся кабинеты (электрооборудования, ДВС, паросиловых установок, вспомогательные механизмы) в связи с вселением техникума пришлось ликвидировать, заняв их под аудитории».
В таких условиях вместо запланированных на 1960 г. 475 чел. школа выпустила аж 710 чел., в том числе 300 — с подготовительных курсов в Дальрыбвтуз.
В 1960 г. школа располагала уже десятью штатными преподавателями. Текущая успеваемость по сравнению с 1958 и 1959 гг. улучшилась, достигнув 83 %. Государственная квалификационная комиссия особо отметила отличную подготовку группы штурманов дальнего плавания, «где ведущими преподавателями были тов. Аверин В. Д. и тов. Вишняков И. В.».
Территория школы постепенно застраивалась. 27 июня 1960 г. горсовет разрешил увеличить ее земельный участок на 100 кв. м для постройки здесь учебно-производственных мастерских. 23 февраля 1961 г. школа получила разрешение пристроить к основному зданию актовый зал площадью 450 кв. м. Для этого следовало снести жилой дом на ул. Чукотской, 7 [21, л. 75]. Проект застройки территории на основании технического задания, составленного директором школы, в ноябре 1961 г. разработало проектно-сметное бюро при Горкомхозе Петропавловского городского совета депутатов трудящихся.
В 1962 г. учебному заведению вернули его прежнее название — «Учебно-курсовой комбинат». 12 марта 1963 г. комбинат получил земельный участок № 19 площадью 1 300 кв. м на ул. Лесной для строительства общежития.
В 1962—1966 гг. силами преподавателей и курсантов УКК была возведена каменная пристройка к учебному корпусу. В ней разместились 11 аудиторий, пять лаборантских помещений, лаборатория ДВС, оборудованная двумя дизелями, хозяйственные помещения. В результате этого строительства УКК теперь имел 24 учебных и 13 лаборантских помещений. Это позволило удвоить набор и в 1967 г. довести его до 800 чел. в год.
В 1960—1961 гг. учебно-консультационный пункт заочного факультета Дальневосточного технического института рыбной промышленности и хозяйства в Петропавловске был преобразован в филиал заочного факультета. Ему Камчатрыбпром по устному распоряжению (без оформления официальных документов) временно выделил в 1967 г. 12 аудиторий, девять лаборантских помещений, лабораторию ДВС и механическую мастерскую с оборудованием. Кафедрам химии и технологии рыбных продуктов филиала досталось 740 кв. м учебной и вспомогательной площади. По обоюдной договоренности между руководством учебных заведений, филиалу на полтора-два года были предоставлены две аудитории и три лаборантские комнаты в каменной пристройке. В результате аудиторный фонд комбината уменьшился более чем вдвое.
После подобного сокращения учебно-материальной базы выпуск специалистов УКК начал резко снижаться. С 1967 по 1971 гг. он уменьшился почти в два с половиной раза (с 800 до 336 чел.).
Растущий промысловый и обрабатывающий флот в конце 1960-х и начале 1970-х гг. требовал большого количества специалистов. В этих условиях два основных «потребителя» выпускников морских учебных заведений — Камчатское межколхозное производственное объединение и Камчатрыбпром — в 1973 г. выделили средства на строительство для УКК четырехэтажного корпуса и на приобретение необходимого оборудования. Здание на ул. Ключевской, 35 (ныне главный корпус КамчатГТУ), построенное в 1977 г., по решению вышестоящих органов было передано Камчатскому филиалу Дальрыбвтуза, который вселился в него, но при этом не освободил помещения, занимаемые им в здании УКК.
В программе расширения комбината предусматривался рост его аудиторного фонда. Для этого в расчете на строящийся новый четырехэтажный корпус приобретались действующие приборы, механизмы, узлы, макеты, орудия лова, оборудование для обработки рыбы. С передачей нового корпуса филиалу Дальрыбвтуза это оборудование пришлось хранить на складе или частично разместить вместе с другим оснащением в имевшихся учебных классах.
12 октября 1977 г. состояние старого здания УКК оценивала комплексная комиссия, которая установила, что оно находится в аварийном состоянии. «Стены деформируются, изменяется опирание несущих балок перекрытий на наружные стены. В местах примыкания поперечных стен к продольным увеличиваются трещины по всей высоте…». Комиссия запретила эксплуатацию восьми учебных помещений (пять — комбината и три — филиала) и запуск дизелей в лаборатории ДВС, а также «движение гусеничного транспорта в непосредственной близости от здания, и предупредила, что здание может развалиться от малейших нагрузок».
Здание требовало капитального ремонта, который начался в 1978 г. В его ходе стены укрепили стальными стяжками. На время работ филиал Дальрыбвтуза освободил помещения, перенеся свое оборудование в новый корпус, а комбинат разместился в каменной пристройке, не имевшей естественного освещения и вентиляции.
После ремонта надежды руководства комбината на получение назад своих помещений не оправдались: «Камчатрыбпром ориентирует руководство УКК отремонтированные помещения предоставить институту…». В 1980 г. директор УКК А. В. Михайлов, напоминая, что все сроки возвращения помещений прошли, обращался к областному руководству и в Камчатрыбпром и просил «две аудитории и три лаборантских в каменной пристройке оставить за УКК, после ремонта рассмотреть вопрос о возвращении помещений, занимаемых филиалом».
В спор между двумя учебными заведениями одного профиля о помещениях вмешалась высшая инстанция — Камчатский областной комитет КПСС. 12 марта 1980 г. он принял решение № 02-496, в котором указывалось, что Дальрыбвтуз должен занимать десять аудиторий, шесть лаборант-ских помещений, мастерские и лабораторию ДВС. Остальные помещения остались за УКК.
Впрочем, к завершению спора это не привело. Так, 12 августа 1981 г. руководство филиала Дальрыбвтуза, игнорируя его, «повторило притязания на подвальные помещения и ряд учебных классов, обвиняя УКК в незаконном их захвате, и выступило в роли хозяина здания».
В середине 1970-х гг. камчатский флот вновь начал ощущать серьезную нехватку специалистов массовых профессий. В связи с этим УКК были утверждены новые планы по их подготовке. Для их выполнения были напряжены все силы коллектива и задействованы все возможности оставшейся учебно-материальной базы. Выпуск специалистов начал возрастать. С 1974 по 1977 гг. он утроился, достигнув ранее небывалой величины — с 420 до 1 274 чел.
Для нормального обеспечения учебного процесса катастрофически не хватало помещений, но даже те, которые имелись, нередко использовались для других целей. Так, в плане мероприятий по развитию учебной базы комбината в 1976 г. предусматривалось переоборудование кабинета холодильной техники, но по распоряжению Камчатрыбпрома кабинет был передан филиалу Дальрыбвтуза.
В 1977 г., в связи с введением двухсотмильных экономических зон, комбинат начал обучение переводчиков с английского языка. Первая учебная группа переводчиков из-за отсутствия аудиторий занималась в преподавательской.
В задании на 1978 г. предусматривалось выпустить уже 1 400 чел. по 23 специальностям. Их обучение велось в 14 учебных помещениях, в том числе в одном подвальном. После того как были закрыты пять аварийных кабинетов, занятия проходили в девяти оставшихся в две смены.
Самое большое количество выпускников пришлось на первую половину 1980-х гг.: теперь через комбинат ежегодно проходило более 2 000 чел. Рекордным стал 1986 г., когда было подготовлено 2 453 специалиста. В это время шло активное пополнение флота Камчатрыбпрома новыми БАТМами, а также проводилась переподготовка плавсостава, ранее проходившего индивидуальное обучение. Наибольшую долю учившихся составляли матросы, мотористы и котельные машинисты.
Наиболее сложный период комбинат пережил в конце 1980 — начале 1990-х гг. В наступивший период «реформ» он не раз стоял перед опасностью потери самостоятельности. Так, существовали планы его слияния с учебным комплексом ПКВМУ, затем, после выделения из состава Камчатрыбпрома, учебное заведение пытались присоединить к предприятию «Альбатрос». Руководству комбината удалось отстоять независимость, и с 1992 г. он находится в «автономном плавании». В это же время решился и спорный вопрос с помещениями, не раз встававший между УКК и высшим учебным заведением: в 1993 г. занимаемые последним площади перешли в его собственность. Правда, теперь сложилась другое своеобразное положение: половина здания, занимаемая КамчатГТУ, оказалась федеральной собственностью, а вторая его часть, принадлежащая УКК — областной в лице Комитета по государственному имуществу Камчатской области, выступившему учредителем комбината.
Комбинат признан социально-значимым предприятием. Его официальное название в настоящее время звучит так: «Государственное унитарное предприятие “Учебно-курсовой комбинат”». Впрочем, этим дело и ограничивается. Бюджетной поддержкой УКК не пользуется. Здесь уже давно научились зарабатывать на жизнь сами.
В настоящее время комбинат обучает специалистов по многим профессиям. Среди них матросы 1-го и 2-го классов, квалифицированные матросы и специалисты по спасательным шлюпкам и плотам, боцманы, лебедчики, мотористы, электрики, машинисты по стирке спецодежды, буфетчицы, судоводители-мотористы промысловых ботов. Работают курсы по обучению методике оказания первой медицинской помощи. В последние время количество ежегодно обучаемых достигает тысячи человек.
В общей сложности за годы работы УКК выпустил более 40 000 специалистов, преимущественно морского профиля, больше, чем все остальные учебные заведения области вместе взятые. В числе первых выпускников 1945 г. был прославленный рыбак, Герой Социалистического Труда капитан Павел Егорович Алешкин. Питомцами комбината являются Герои Социалистического Труда Константин Андреевич Числов (выпуск 1954 г.) и Иван Федорович Стекольщиков (выпуск 1964 г.), Знатный рыбак Камчатки Владимир Кузьмич Косолапов (выпуск 1961 г.).
В разные годы закончили комбинат, работали капитанами и старшими механиками, а потом вернулись в родное учебное заведение уже в качестве преподавателей Александр Никитович Пикалов, Анатолий Иосифович Брицкий, Леонид Тихонович Видякин и Владимир Иванович Савин.
История учебно-курсового комбината не закончилась: она пишется и в наши дни…
|