ВОЗВРАТ К СОДЕРЖАНИЮ 

К сорокалетию первого выпуска
инженеров рыбохозяйственной сферы,
подготовленных на Камчатке

С. В. ГАВРИЛОВ

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОРСКОЙ И РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ СФЕРЕ КАМЧАТКИ. 1957-1976 гг.

Летом 2004 г. исполняется сорок лет с момента первого выпуска инженеров рыбохозяйственной сферы, подготовленных на Камчатке. За это время учебное заведение, в разное время называвшееся учебно-консультационным пунктом, филиалом Дальрыбвтуза, Петропавловск-Камчатским высшим инженерным морским и просто высшим морским училищем, академией рыбопромыслового флота и Камчатским государственным техническим университетом, подготовило около двенадцати тысяч специалистов с высшим образованием для основной отрасли экономики нашей области.
В середине 1950-х гг. специалисты, требовавшиеся бурно развивавшейся рыбной промышленности полуострова, обучались в нескольких учебных заведениях, расположенных на Камчатке. В Петропавловске действовали среднее мореходное училище, выпускавшее штурманов и судовых механиков, и фабрично-заводское училище при Петропавловской судоремонтной верфи, готовившее квалифицированных рабочих-судоремонтников. Еще одно фабрично-заводское училище размещалось в одном из центров рыбной промышленности западного побережья — поселке Октябрьском. Здесь учились будущие моряки маломерных судов и слесари-наладчики оборудования рыбоконсервных заводов. Инженерные кадры в области не готовились.
Для полного укомплектования действовавших на полуострове рыбопромышленных предприятий, входивших в производственное объединение «Камчатрыбпром», на 1 января 1958 г. требовались 970 инженеров. Из этого числа трудились лишь 717 чел., остальные должности замещали «практики», обладавшие богатым производственным опытом, но не имевшие необходимого образования. Часть должностей оставалась свободной.
Ежегодно около сотни квалифицированных инженеров уезжали с полуострова в связи с окончанием трудовых договоров. Их заменяли направляемые из центральных районов страны выпускники учебных заведений, обязанные отработать на новом месте по «распределению» не менее трех лет. Эти молодые специалисты отрывались от привычной жизни и попадали в совершенно новые, весьма суровые климатические и не обустроенные бытовые условия, не способствовавшие их закреплению на новом месте. Так, за пять лет с 1953 по 1957 гг. прибыли 1 915 молодых специалистов со средним и высшим образованием, а уехали 1 178, то есть 77 %. Выход из сложившейся ситуации был только один — начать обучение необходимых инженеров на месте.
«Подготовка кадров специалистов из числа местной молодежи наиболее целесообразна, так как такие кадры не склонны к выезду с Камчатки и являются наиболее приспособленными для преодоления трудностей работы в условиях Крайнего Севера. Однако отсутствие на Камчатке соответствующих учебных заведений заставляет большинство молодежи выезжать в центральные районы с целью продолжения своего образования. Вместе с ними вынуждены уезжать и их родители — в основном кадровые работники рыбной промышленности…».
Решение об организации в Петропавловске прообраза будущего высшего технического учебного заведения рыбохозяйственного профиля было принято в 1957 г. В этом же году в двухэтажном деревянном здании Школы усовершенствования кадров командного плавсостава Камчатского Совнархоза (ШУККПС) открылся учебно-консультационный пункт (УКП) Всесоюзного заочного института рыбной промышленности, управлявшийся из Москвы. Его по совместительству возглавил начальник ШУККПС Юрий Николаевич Серебренников. Одним из первых сотрудников УКП стала методист Глафира Георгиевна Куликова. В конце 1958 г. в учебно-консультационный пункт пришла старейший из ныне работающих в Камчатском государственном техническом университете преподавателей — Валентина Васильевна Кузнецова.
УКП разместился в доме № 41 на улице Ключевской, там, где ныне находится кафедра биологии и химии КамчатГТУ. Старожилы университета еще помнят несколько небольших комнаток, из которых с годами выросло мощное древо камчатского высшего профессионального рыбохозяйственного образования. Возможно, что когда-нибудь на стене этого здания появится мемориальная доска с напоминанием о событиях, развернувшихся здесь почти полвека назад.
Первый набор слушателей в УКП состоялся в августе 1957 г. Более сотни абитуриентов сдавали экзамены в Петропавловске, еще тридцать — в Озерновском рыбокомбинате. В числе поступавших на учебу были работники различных предприятий, съехавшиеся со всей области, имевшие самый разный возраст и житейский опыт. Среди них находился, например, Анатолий Яковлевич Мамаев, механик Петропавловской моторно-рыболовной станции, некогда с отличием закончивший судомеханический техникум. Его без экзаменов зачислили на факультет судовых силовых установок.
На этот же факультет поступали Ниил Хафизович Сулейманов, колхозник из «Красного труженика», и техник-конструктор судоремонтных мастерских Управления активного морского рыболовства Алексей Андреевич Христюк. Капитаны средних рыболовных траулеров Виктор Иванович Осокин и Александр Константинович Калюжный желали учиться на факультете судостроения и судоремонта, технический руководитель комбината бытового обслуживания Анатолий Иванович Евстифеев — на экономическом.
Уверенно сдавал экзамены девятнадцатилетний комсомолец Александр Лимарев. Три года назад он закончил школу, имея среди отличных оценок всего лишь одну «четверку». Приехал на Камчатку, в Жупановском рыбокомбинате трудился водителем автомашины. Когда он узнал о начавшемся в Петропавловске приеме во Всесоюзный заочный институт рыбной промышленности, решил продолжить образование. В число абитуриентов входили и опытные руководители, такие как директор Корфского рыбокомбината Иван Ильич Федоренко.
На первых порах УКП, не имевший пока своей материальной базы, использовал помещения ШУККПС. Они постепенно расширялись: в конце 1950-х гг. создавались электронавигационный, судомеханический и ряд других специализированных кабинетов.
Деятельность УКП способствовала расширению заочного обучения на Камчатке: уже в 1958 г. в нем учились 226 чел. Условия их обучения оставляли желать лучшего. Самым большим неудобством для студентов являлась необходимость поездок на экзаменационные сессии за пределы полуострова. Для того, чтобы дать им возможность сдавать экзамены на месте, было решено открыть в Петропавловске филиал заочного факультета Дальневосточного технического института рыбной промышленности и хозяйства (Дальрыбвтуза), находившегося во Владивостоке. Преобразование УКП Всесоюзного заочного института рыбной промышленности в камчатский УКП заочного факультета Дальрыбвтуза произошло в 1958—1959 учебном году. Одновременно в области начало действовать первое самостоятельное высшее учебное заведение — Камчатский государственный педагогический институт. Его организация стала крупным событием в культурной и научной жизни полуострова.
В мае 1959 г. УКП объявил прием студентов на двенадцать специальностей, в число которых вошли: промышленное рыболовство, технология рыбных продуктов, машины и аппараты пищевых производств, судовые силовые установки, судостроение и судоремонт, судовождение на морских путях, экономика и организация промышленных и продовольственных товаров, холодильные и компрессорные машины и установки, технология консервирования, технология мясных и молочных продуктов, технология хлебопекарного, макаронного и кондитерского производств и даже технология пластмасс.
Такое большое число специальностей объяснялось тем, что к филиалу были «прикреплены» и наравне со студентами Дальрыбвтуза обучались свыше сотни заочников других высших технических заведений (Дальневосточного политехнического института, Новосибирского института связи, Хабаровского автомобильного института и прочих).
Заявления от желающих учиться принимали до 25 июня, после чего допущенные к экзаменам получили официальный вызов. Вступительные экзамены прошли с 25 июня по 20 августа 1959 г.
С 1959 г. по вечерам четыре раза в неделю читались циклы лекций по дисциплинам, наиболее трудным для усвоения, проводились консультации по истории КПСС, политической экономии, высшей математике, физике, химии, начертательной геометрии и другим предметам, рассматривались методики выполнения контрольных заданий. Преподаватели отмечали высокую активность слушателей, с большим желанием посещавших занятия.
2 февраля 1960 г. министр высшего и среднего специального образования РСФСР распорядился для улучшения подготовки инженеров реорганизовать УКП: «В связи с необходимостью расширения подготовки специалистов рыбной промышленности на Камчатке и увеличением контингента студентов приказываю: 1. Преобразовать учебно-консультационный пункт заочного факультета Дальневосточного технического института рыбной промышленности и хозяйства в городе Петропавловске-на-Камчатке в филиал заочного факультета… 3. Принять к сведению, что Камчатрыбпром передает филиалу в 1960 году необходимые помещения и один миллион рублей на оборудование лабораторий филиала».
В соответствии с предложениями местных органов управления, отныне в филиал должны были ежегодно поступать 150 чел. По планам отдела кадров и учебных заведений Камчатского Совнархоза, в 1965 г. общее число обучающихся здесь заочников должно было достигнуть 1 000 чел.
В 1960—1961 учебном году в филиале заочного факультета Дальрыбвтуза на первом курсе учились 308, на втором — 102, на третьем и четвертом — 50 студентов, как работников рыбохозяйственных предприятий, так и «прикрепленных». Некоторые из них говорили о «неправильном отношении» к себе со стороны части руководителей. Так, помощник капитана плавбазы «Орочон» приводил собственный пример опоздания на экзаменационную сессию. Ему было заявлено: «Нам студенты не нужны, нам нужны рыбаки». По мнению моряка, «такие люди не понимают, что чем больше будет образованных рыбаков, тем будет лучше…».
В начале 1960-х гг. филиал располагал небольшим штатом преподавателей, помогавшим заочникам осваивать дисциплины, читавшиеся на первом, втором и третьем курсах. Для консультаций и рецензирования студенческих работ приглашали квалифицированных специалистов, трудившихся на городских предприятиях. Многие студенты жили в Петропавловске и его окрестностях. Это давало возможность активно использовать вечернюю форму обучения, несмотря на трудности с помещениями для занятий.
Вот как характеризовал работу учебного заведения и состояние его материальной базы в конце 1960 г. новый директор Михаил Николаевич Игошин: «Как и во всяком деле, в работе филиала Дальрыбвтуза не обходится без трудностей. Вечерняя очная форма обучения очень важна и необходима студентам, а постоянных аудиторий для этого нет. Приходится использовать аудитории рыбопромышленного техникума, школы усовершенствования кадров плавсостава (в школе, как вспоминает В. В. Кузнецова, парты стояли даже в спортивном зале. — С. Г.), хотя эти учебные заведения сами работают в крайне стесненных условиях. Профсоюзная организация управления рыбной промышленности Камчатки предоставила в распоряжение филиала зал клуба, Дом политического просвещения один раз в неделю — две аудитории, педагогический институт — физическую лабораторию для выполнения лабораторных работ.
И все-таки, если это и выход, то только временный. Филиалу необходима собственная учебная площадь, помещения для лабораторий, оборудование для которых уже поступает. Будь у нас помещение, уже с будущего года филиал можно реорганизовать в вечерний (с заочным отделением), а в недалеком будущем — создать самостоятельный Камчатский вечерний институт рыбной промышленности и хозяйства.
Желающих получить высшее образование в области много, потребность в инженерных кадрах большая. Следовательно, с созданием собственного высшего технического учебного заведения нельзя медлить».
Спустя некоторое время вечерняя форма обучения была узаконена правительственным распоряжением. 28 июля 1961 г. вышел приказ министра высшего и среднего специального образования РСФСР № 456 «Об открытии вечерней подготовки в филиале заочного факультета Дальневосточного технического института рыбной промышленности и хозяйства в городе Петропавловске-на-Камчатке». Для улучшения подготовки специалистов министр приказывал: «1. Открыть с 1 сентября 1961 г… в Петропавловске-на-Камчатке вечернюю подготовку по специальностям: 0517 — “Машины и аппараты пищевых производств” и 1010 — “Технология рыбных продуктов” с общим приемом пятьдесят человек в год за счет плана приема в институт». К лету 1963 г. вечерней формой обучения был «охвачен» 91 чел.
Для оказания методической помощи студентам филиала преподаватели выезжали в районы области. В начале 1960-х гг. филиал стал применять практику приема вступительных экзаменов прямо на местах. Уже первый опыт в этом направлении показал, что оттуда, где побывали его сотрудники, заочников поступало больше всех.
Число последних росло из года в год, но одновременно увеличивалось и количество отсеивающихся студентов. «По условиям труда им трудно сочетать работу с учебой. И они идут по пути наименьшего сопротивления — оставляют учебу». Особенно много людей уходило с первого и второго курсов. В результате численность студентов старших курсов росла медленно. Так, в 1961 г. из 368 студентов, сдававших экзамены, перешли на следующий курс всего 58 чел. В середине мая 1963 г. в филиале учились 626 заочников, причем на первом курсе 81 студент числился второй год, а 37 — третий. Успеваемость в целом оценивалась как низкая, наблюдался большой процент второгодничества и значительный отсев. Ежегодно отчислялись до 80 заочников, на второй год оставалось по 200—300 чел.
На сохранении численности учащихся отрицательно сказывался и существовавший порядок приема на заочное обучение. После проведенных в филиале вступительных экзаменов окончательное решение о зачислении в состав студентов того или иного абитуриента принималось во Владивостоке. Ни абитуриентам, ни руководству филиала на протяжении длительного времени не было известно о решении тамошней приемной комиссии. Уехавшие после сдачи экзаменов из Петропавловска в районы области долго не знали о том, приняты они или нет. Установочные занятия с поступавшими не проводились и методической литературы они не получали. В результате, даже получив ее, они не представляли, как следует начинать самостоятельную работу. Некоторые из сдавших экзамены к учебе так и не приступали.
Студенты-заочники проходили шестигодичный курс обучения. Первые три года они получали общеобразовательную вузовскую подготовку в стенах филиала, а с четвертого курса учились специальности в головном институте во Владивостоке. Таким образом, теперь Камчатский филиал становился для них учебно-консультационным пунктом.
Первый выпуск заочников в количестве девятнадцати человек состоялся в 1963—1964 учебном году. Первые инженеры камчатской «закваски» в июне 1964 г. готовились к защите дипломных проектов. «Шесть лет совмещали они работу на производстве с учебой в Дальрыбвтузе. Приходилось нелегко. Зато не новичками, получившими дипломы инженеров, прибудут они на производство, а людьми, у которых за плечами опыт».
Защита проходила в головном вузе во Владивостоке. Дипломники разместились в гостинице «Волна», завершая свои квалификационные работ. Вот и написаны их последние страницы. «Закрывается папка. Завтра, в последний раз перед защитой, папка пойдет на проверку. Волнуется Тамара Кулагина, работница Петропавловского судоремонтного завода. Она взяла трудную тему: “Организация и планирование судоремонта на Петропавловском судоремонтном заводе”. А волновалась дипломантка напрасно — работа получила высокую оценку».
Дипломы инженеров получили первые выпускники. Среди них были капитан треста «Камчатморгидрострой» Виктор Очеретин, сдавший государственные экзамены на «отлично», сотрудник Камчатского филиала Тихоокеанского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии Александр Щербаков, инженер бюро рационализации и изобретательства Петропавловского судоремонтно-механического завода Репин и другие.
Им было, куда приложить силы. К тому же перед выпускниками филиала разворачивались перспективы служебного роста: в это время на предприятиях области большое количество руководящих работников не имело высшего образования. Только в Камчатрыбпроме в середине 1963 г. из 4 628 инженерно-технических должностей 1 978, то есть почти 43 %, занимали «практики». У крупнейшего камчатского судовладельца — Управления тралового и рефрижераторного флота — треть руководителей и специалистов не обладали соответствующим образованием. Из 118 штатных сотрудников аппарата управления Камчатрыбпрома с высшим образованием были всего 51, причем 35 совсем не имели специальной подготовки. Из семнадцати директоров комбинатов только семеро закончили вузы, из девятнадцати главных инженеров — тринадцать, из двенадцати главных технологов — четверо. В Петропавловском рыбокомбинате пятнадцать руководителей, занимавшие инженерные должности, также не имели высшего образования и нигде не учились.
В 1965 г. филиал имел только две лаборатории (физики и химии), три аудитории и библиотеку. 17 марта 1965 г. бюро обкома КПСС обязало Камчатрыбпром укрепить его материальную базу, но сделать это быстро возможности пока не имелось.
По состоянию на 3 марта 1965 г. в Камчатском филиале Дальрыбвтуза трудились двенадцать штатных преподавателей (в скобках указаны читавшиеся ими дисциплины):
— Ю. М. Колесник, старший преподаватель, в 1952 г. закончил Одесский технологический институт, в 1954 г. — Одесский государственный университет (история КПСС);
— В. С. Гузь, старший преподаватель, в 1948 г. закончила Астраханский рыбвтуз (начертательная геометрия, машиностроительное черчение);
— Д. Г. Боровиков, старший преподаватель, в 1955 г. закончил Ленинградский кораблестроительный институт (технология металлов, машиностроительное черчение);
— В. В. Кузнецова, старший преподаватель, в 1955 г. закончила Казахский государственный университет (высшая математика);
— В. Г. Кариус, старший преподаватель, в 1958 г. закончил Хабаровский педагогический институт (физика);
— Л. М. Бессонова, старший преподаватель, в 1956 г. закончила Первый Ленинградский институт иностранных языков (английский и немецкий языки);
— Л. Д. Шурчкова, ассистент, в 1956 г. закончила Хабаровский педагогический институт (общая и органическая химия);
— Е. Г. Додонов, старший преподаватель, в 1954 г. закончил Ленинградский военно-механический институт (детали машин, теория механизмов и машин, термодинамика);
— Г. К. Мичурин, старший преподаватель, закончил Ростовский инженерно-строительный институт (сопротивление материалов, теоретическая механика);
— Г. Г. Бурмакин, старший преподаватель, в 1961 г. закончил педагогический институт в Петропавловске (высшая математика);
— Т. Я. Акименко, старший преподаватель, в 1958 г. закончил Иркутский государственный университет (общая и аналитическая химия);
— А. И. Пономарев, старший преподаватель, в 1961 г. закончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС (политическая экономия).
Летом 1965 г. филиал сделал второй выпуск: из его стен вышел уже тридцать один свежеиспеченный инженер. С учетом того факта, что в рыбной промышленности Камчатки специалистов с высшим образованием по отношению ко всей армии рыбаков насчитывались единицы, этого по-прежнему было явно недостаточно.
Несмотря на это, в 1965—1966 учебном году численность обучавшихся на вечернем отделении несколько сократилась. Уменьшился и прием на это отделение. Камчатрыбпром «почти не приступил к выполнению решения бюро обкома КПСС… Мало того, назревает вопрос сокращения штата преподавателей в связи с сокращением набора». Для дальнейшего развития в области высшего профессионального рыбохозяйственного образования требовалось немедленно начать строительство учебных корпусов и общежитий, «так как сама жизнь, развитие рыбной промышленности на полуострове требуют этого».
Но вместо строительства в 1967 г. по устному распоряжению Камчатрыбпрома (без оформления официальных документов) филиалу временно выделили двенадцать аудиторий, девять лаборантских помещений, лабораторию двигателей внутреннего сгорания и механическую мастерскую с оборудованием, принадлежавшие учебно-курсовому комбинату. Их общая площадь составила 740 кв. м.
За 1967—1968 учебный год были отчислены 53, а на второй год остались 227 чел. Выпуск специалистов медленно рос год от года: летом 1968 г. инженерами стали очередные 48 выпускников.
К началу 1970-х гг. филиал выпустил ряд специалистов, обучавшихся заочно, имена которых были широко известны на Камчатке. В их число входили заместитель начальника Камчатрыбпрома Михаил Борисович Овечкин, ставший кандидатом экономических наук, известный капитан, Герой Социалистического Труда Георгий Васильевич Мещеряков, также заместитель начальника Камчатрыбпрома, начальник Камчатрыбфлота Арнольд Рихардович Янсон, множество капитанов, штурманов, тралмастеров. Продолжали заочно учиться штурман Виктор Иванович Шевченко, выполнявший контрольные задания в море, капитан теплохода «Тургенев» Сергей Михайлович Кульнев, капитан теплохода «Петропавловск» Владимир Николаевич Жигулин и другие.
К концу 1960-х гг. филиал уже не мог справиться с подготовкой специалистов для рыбной промышленности только по заочной форме обучения. В перспективе к 1975 г. только образованному в апреле 1968 г. Управлению океанического рыболовства могли потребоваться около 1 700 специалистов с высшим образованием. На повестку дня встал вопрос о необходимости расширения учебного заведения.
Учитывая острую потребность в инженерных кадрах, областной комитет КПСС и облисполком в 1968 г. обратились в Министерство рыбного хозяйства СССР (МРХ СССР) с просьбой открыть при Камчатском филиале Дальрыбвтуза дневное отделение с ежегодным набором на него 100 чел. МРХ СССР пошло областным властям навстречу и выпустило 27 августа 1968 г. распоряжение № 279 соответствующего содержания. На его основании Камчатрыбпром 26 сентября 1968 г. издал приказ № 300, основные положения которого были выполнены к концу года, «кроме строительных дел».
1968—1969 учебный год стал в истории морского и рыбохозяйственного образования полуострова особо знаменательным: филиал впервые принял сотню студентов для обучения на дневном отделении по крайне необходимым для рыбной индустрии полуострова специальностям «Промышленное рыболовство» и «Технология рыбных продуктов». Так осенью 1968 г. в Петропавловске фактически появилось второе высшее учебное заведение, аудитории которого заполнили вчерашние выпускники средних школ.
«В коридорах института — тишина. Только из-за дверей аудиторий доносятся голоса. Идут занятия. Мимо спешит запоздавший студент. На ходу принимает тот вид, какой, по его мнению, должен иметь опоздавший — слегка лохматит волосы, расстегивает воротник рубашки и проскальзывает в дверь. Кажется, впустили… Вполне институтская обстановка. Кончилось время, когда в эти двери входили только заочники. Теперь здесь появилось дневное отделение».
В это время филиалом руководил директор кандидат технических наук, доцент Юрий Александрович Волков. Дневное отделение возглавлял декан Борис Ильич Фризоватый. Учебной частью дневного отделения заведовала Галина Васильевна Ковтун.
Организация дневного обучения столкнулась с немалыми сложностями. Первой из них стало размещение и обслуживание приезжих студентов: филиал не имел собственной столовой и общежития. На помощь пришли Камчатрыбпром и УТРФ, выделившие помещения в своих общежитиях и гостинице. Студенты расположились в шести комнатах флотской гостиницы и в гостинице Камчатрыбпрома. Небольшой буфет, работавший при учебно-курсовом комбинате, вмещал всего три стола. «Как в гостинице, так и в буфете большие очереди, качество блюд низкое. Питание в гостинице УТРФ для студентов дорогое».
Вторая проблема заключалась в недостатке оборудованных аудиторий. В 1968 г. филиал по-прежнему размещался в помещении учебно-курсового комбината Камчатрыбпрома, состоявшем из деревянного двухэтажного учебно-лабораторного корпуса и трех двухэтажных каменных пристроек. Эти сооружения были тесными и совершенно не удовлетворяли постоянно растущие потребности, как филиала, так и самого комбината.
В распоряжении филиала находились четыре аудитории и восемь лабораторий. Физическая лаборатория занимала три классных комнаты. Ее площадь и оборудование считались достаточными для обеспечения учебного процесса на ближайшую перспективу. Химическая лаборатория включала четыре помещения, чего на будущее было достаточно для студентов механических специальностей и заочников, а для технологов — лишь на первые два курса. В дальнейшем требовались еще три-четыре помещения. Лаборатории сопротивления материалов площадью 70 кв. м и гидравлики признавались «достаточными в перспективе». Завершилось создание лаборатории судовых электроприводов, но ее пока использовал учебно-курсовой комбинат. В стадии монтажа и наладки оборудования находились еще две лаборатории: технологии и термической обработки металлов. Ряд кабинетов студенты создали своими руками — впоследствии это стало традицией.
Лаборатории в основном были обеспечены оборудованием, необходимым для проведения всех практических занятий и работ, но не хватало металлографических микроскопов, лингафонного кабинета, киноустановок и машинно-счетного оборудования. «Есть возможность получить электронно-счетную машину и четырех человек для ее обслуживания, но поставить ее негде».
Кроме лабораторий филиал располагал кабинетами материаловедения и конструкционных материалов, черчения и начертательной геометрии и общественных наук. Два последних были весьма тесными. Книжный фонд библиотеки насчитывал десять тысяч экземпляров, но в их числе недоставало методических пособий для студентов.
Не хватало мебели: учебных столов, стульев, шкафов. В приобретении учебного оборудования, оформлении кабинетов большую помощь учебному заведению оказывал не только главный заказчик будущих специалистов — Камчатрыбпром, но и судоремонтный завод «Фреза» (директор Ю. А. Гончаров), жестянобаночная фабрика (директор В. Д. Каплун), некоторые воинские части.
Начало обучения студентов на дневном отделении потребовало совершенствования структуры филиала: в нем были организованы один факультет и три кафедры, действовавшие на общественных началах. Первым деканом дневного факультета стал Б. И. Фризоватый, кафедру общественных наук возглавил кандидат исторических наук Ю. М. Колесник, кафедры общетеоретических и общетехнических дисциплин — кандидаты технических наук В. Г. Кариус и Ф. А. Церих.
К этому времени учебное заведение действовало уже двенадцатый год. За это время в нем сложился неплохой преподавательский коллектив. Больше всех (от восьми до десяти лет) в нем проработали В. В. Кузнецова (высшая математика), Ю. М. Колесник (история КПСС), В. Г. Кариус (физика). Более пяти лет трудились В. С. Гузь, Г. Г. Бурмакин, А. И. Пономарев и другие. Из восемнадцати штатных преподавателей шестеро имели степени кандидатов наук. Диссертации, работая в филиале, защитили: Ю. А. Волков (в 1963 г.), Ю. М. Колесник (в 1967 г.) и В. Г. Кариус (в 1968 г.). Еще шестеро сотрудников сдавали кандидатские минимумы и работали над диссертациями (В. Н. Аров, Б. С. Апарц, Б. И. Фризоватый, А. И. Пономарев и другие).
Кроме штатных преподавателей, занятия с заочниками проводили четырнадцать «почасовиков». В связи с открытием дневного отделения учебное заведение ожидало восемь дополнительных штатных единиц. Пока же «в силу недостаточного количества штатов и за счет работы на дневном и вечернем отделениях имеет место перегрузка преподавателей». К 1 января 1969 г. в филиал прибыли двое новых преподавателей, чего было недостаточно. Однако «приглашение в филиал преподавателей со степенями и званиями требует соответствующего планового обеспечения жильем… Филиал нуждается уже в этом году в 14—15 квартирах, без выделения которых мы не сможем решить эту важнейшую задачу по развитию».
«По всем предметам учебного плана, кроме философии, преподаватели имеют опыт работы в техническом вузе, но не имеют опыта работы на дневном отделении, что нередко проявляется в их повседневной деятельности». Частично эту проблему решили тем, что три преподавателя в 1968 г. повысили квалификацию на четырехмесячных курсах при ведущих вузах страны.
С этого момента их учеба стала регулярной. Отныне каждые четыре года они должны были проходить стажировку в ведущих университетах и институтах страны: Московском высшем техническом училище имени Николая Баумана, Новосибирском, Киевском, Минском, Ленинградском и Томском государственных университетах.
Пятнадцать сотрудников филиала состояли членами и кандидатами в члены КПСС. Все коммунисты выполняли общественные поручения по месту основной работы, а некоторые из них (Колесник, Пономарев, Церих) вели большую работу в обществе «Знание», вечернем университете марксизма-ленинизма и заочной Высшей партийной школе.
В 1968—1969 учебном году в филиале обучались 804 студента и 39 «прикрепленных» из других вузов страны. На дневном отделении на двух специальностях (технология рыбных продуктов и промышленное рыболовство) учились 100 студентов, на заочном по шести специальностям (холодильные машины и компрессорные установки, машины и аппараты пищевых производств, технология рыбных продуктов, эксплуатация судовых силовых установок, судовождение на морских путях и промышленное рыболовство) занимались 636 чел. и на вечернем отделении по специальности холодильные машины и компрессорные установки — еще 68 слушателей.
В работе со студентами дневного отделения отмечались серьезные недостатки, порожденные, скорее всего, тем, что коллектив филиала не имел опыта работы с ними. А эта работа весьма сильно отличалась от уже привычной работы с заочниками. Одними из главных отличий являлись «нежный» возраст вчерашних школьников и отсутствие у части из них мотивов к успешной учебе и приобретению специальности.
«Анализ журнала по учету успеваемости свидетельствует об отсутствии в течение семестра равномерной и систематической работы студентов по изучаемому материалу. На семинарских занятиях и коллоквиумах их знания оцениваются в основном баллом “три”. По состоянию на 20 января в группах до шести человек не имели зачета по истории КПСС. Не случайно накануне сессии студент Е… подал заявление об отчислении его из филиала по академической задолженности.
Согласно учета посещаемости, за три с половиной месяца обучения студенты пропустили без уважительных причин 1 350 часов, то есть в среднем по 13,5 часа на каждого человека. 16 января на семинаре по работе В. И. Ленина “Детская болезнь “левизны” в коммунизме” не явилось 14 студентов из 25, занятие было сорвано.
Нет должного порядка и в организации труда студентов. Большинство из них сидят в аудитории в верхней одежде. В отдельных спальных комнатах грязно, душно, сушится белье. В комнатах для занятий не хватает столов. К каждой студенческой группе прикреплены преподаватели-кураторы (Бессонова и Панарина у технологов, Бурмакин и Ким у промрыбаков). Судя по их некорректным и наспех составленным планам, целеустремленной повседневной воспитательной работы со студентами проводится недостаточно.
Проведены вечера — “Посвящение в студенты”, “50 лет ВЛКСМ”, 51-я годовщина Октября, День Конституции, новогодний. Но лекции по ленинской тематике и о международном положении студентам не читались.
Комсомольская студенческая организация пока еще не является ведущей в учебе и посещаемости. Председатель студенческой профсоюзной организации переизбран в связи с его академической задолженностью…».
Первые студенты-дневники осенью 1968 г. во внеучебное время в субботние и воскресные дни работали на погрузке соли в рыбном порту, перевалив ее почти 230 тонн. Они же выполнили большой объем работ в строительно-монтажном управлении Камчатрыбпрома. Заработанные деньги (около 700 руб.) ребята решили израсходовать на приобретение культурно-спортивного инвентаря и на проведение общественных мероприятий.
С этого времени участие студентов и их наставников в общественных работах по благоустройству родного города, носивших в то время название «субботников», стали традиционными. Как вспоминает замечательный преподаватель физики Жанна Федоровна Иваницкая, прошедшая во время весенних субботников вместе со своими учениками «все дороги и все тротуары от Комсомольской площади до улицы Океанской», «студенты таскали бревна для художественной школы, приводили в порядок территорию механического завода вблизи озера Култучного, чистили снег на Театральной площади».
Основную часть заочников по-прежнему составляли работники рыбной промышленности. Для них, как и раньше, в вечернее время проводились лекции, семинары, практические занятия и консультации. Такая работа велась в течение всего учебного года, но была рассчитана лишь на тех, кто «по причине личной инициативы прибегает к помощи филиала и имеет возможность регулярно посещать занятия в вечернее время. Работа со студентами-заочниками, находящимися в море, практически пущена на самотек. Каких-либо действенных мер, учитывающих специфику работы с рыбаками, например, выезды преподавателей на суда для дачи консультаций и оказания помощи в подготовке письменных работ, филиал не выработал и никакой попытки в этом плане не сделал. Поэтому складывается положение, при котором определенная часть заочников в течение нескольких лет лишь числится студентами, не проявляя попыток к выполнению учебного плана».
В ответ на критику руководство филиала сообщало обкому КПСС: «Коллектив работников филиала, партийная и профсоюзная организация критически анализируют свою работу, не закрывают глаза и не мирятся с теми недостатками, устранить которые мы в силах и без посторонней помощи. Мы считаем, что, проявляя еще большую энергию, инициативу и настойчивость с помощью и поддержкой областных органов и ректора института (владивостокского Дальрыбвтуза. — С. Г.), у нас имеются все предпосылки для создания на Камчатке в ближайшие три-четыре года первого самостоятельного технического высшего учебного заведения».
Какими виделись местным властям перспективы развития филиала в ближайшие годы? Ответ на этот вопрос содержится в пояснительной записке, составленной 19 февраля 1969 г. инструктором отдела школ обкома КПСС Е. Кузаковой. В соответствии с приведенными в ней данными, головной институт предполагал увеличить набор на первый курс филиала до ста двадцати пяти при плане в сто человек и открыть две новые специальности — «Эксплуатация судовых силовых установок» и «Машины и аппараты пищевых производств». Но это требовало дополнительной площади. Имевшаяся же у филиала база могла обеспечить лишь первые два-три года обучения.
Для расширения учебно-материальной базы своих учебных заведений Камчатрыбпром начал проектировать комплекс учебно-лабораторных и бытовых зданий на 8-м километре (на проспекте имени 50-летия Октября). В составе этого комплекса предполагался новый учебно-лабораторный корпус средней мореходки, рассчитанный на тысячу мест. Его строительство намеревались начать в 1970 г. (ныне этот корпус принадлежит профессиональному училищу № 2). Позже предполагали возвести и другие здания. После этого часть существовавших корпусов мореходки намеревались передать в распоряжение филиала. К концу 1969 г. ожидалось окончание строительства нового общежития для учебных заведений на улице Владивостокской (названного «Домом студентов»), рассчитанного на четыреста сорок мест. Двести из них должны были отойти к филиалу.
24 марта 1969 г. МРХ СССР распорядилось организовать при филиале кафедры гуманитарных наук и механики. 30 сентября 1969 г. ректор Дальрыбвтуза издал приказ № 335: «1. Образовать в Камчатском филиале заочного факультета с 1 октября 1969 г. кафедру гуманитарных наук в составе Б. С. Апарц, В. Н. Аров, Л. М. Бессонова, В. С. Калинина, Ю. М. Колесник, А. М. Мальгина, А. И. Пономарев. 2. Образовать в Камчатском филиале заочного факультета с 1 октября 1969 г. кафедру механики в следующем составе: В. Н. Бреславец, Г. Г. Бурмакин, В. П. Васильева, Ю. А. Волков, А. В. Громов, В. С. Гузь, Ж. Ф. Иваницкая, В. В. Кузнецова, Р. А. Ляндзберг, Н. Л. Мареева, Т. С. Степанова, Б. И. Фризоватый, Ф. А. Церих, Л. Д. Кустова, Т. А. Ким, Т. Я. Зельвина, Н. М. Емельянова».
20 октября 1969 г. заведующими кафедрами были утверждены Витольд Густавович Кариус (механики) и Юрий Макарович Колесник (гуманитарных наук). Кафедра механики контролировала и обеспечивала учебный процесс по двенадцати дисциплинам и имела довольно многочисленный состав. Для удобства управления этим сложным «хозяйством» было решено ввести должность заместителя заведующего кафедрой. Им с 24 ноября 1969 г. стал Рэм Артурович Ляндзберг.
В дальнейшем формирование новых кафедр продолжилось. 17 октября 1970 г. в должности заведующих кафедрами марксизма-ленинизма и химии были утверждены Ю. М. Колесник и Р. А. Ляндзберг. 16 января 1971 г. в соответствии с приказом МРХ СССР № 375 от 1 декабря 1970 г. организовывались кафедры машиноведения и физико-математических наук. Кафедру машиноведения возглавил доцент Ф. А. Церих, кафедрой физико-математических временно стал заведовать В. Г. Кариус, который спустя несколько дней передал ее профессору Р. С. Прасолову.
Радий Сергеевич Прасолов стал первым на Камчатке доктором технических наук, правда, приглашенным с материка. Он работал в филиале до 15 ноября 1972 г. «Собственным» доктором технических наук полуостров разжился гораздо позже — в начале 1980-х гг. им стал тогдашний директор филиала Игорь Сергеевич Лукьянов.
В октябре 1970 г. филиал въехал в новое капитальное пятиэтажное здание на улице Ленинградской, 13 площадью 2 433 кв. м (ныне учебный корпус КамчатГТУ № 5). Его возводили для Облрыбакколхозсоюза, но директор филиала занял зданием «явочным» порядком для нужд своего учебного заведения и «отвоевал» его в областных властных инстанциях. Приобретение собственного здания стало заметным событием: здесь оборудовали лаборатории гидравлики, комплекс физических лабораторий, разместили аудитории, библиотеку и различные службы, на первом этаже организовали небольшой буфет. Все это существенно облегчило положение студентов, сотрудников и преподавателей.
1 мая 1971 г. в филиале в соответствии с многолетними традициями появился высший орган — Совет в составе 15 чел. Его возглавил директор Ю. А. Волков. 19 ноября 1971 г. на общественных началах вводились должности заместителей директоров по учебной и научной работе. Первым стал Р. А. Ляндзберг, вторым — Р. С. Прасолов.
В феврале 1972 г. учебное заведение получило здание общежития на 183 места с магазином на Комсомольской площади, введенное в эксплуатацию в 1971 г. (ныне учебный корпус № 1). О его первоначальном предназначении свидетельствуют многочисленные дверные проемы в стенах, сохранившиеся и поныне. Здесь разместились аудитории, лаборатории теплотехники, технологии металлов, небольшие чертежные залы, позже появился вычислительный центр. Одновременно часть помещений занимали под жилье сотрудники филиала, ожидавшие получения квартир. Последних постепенно расселили, и весь новый корпус стал использоваться для учебных целей.
В начале 1972 г. окончательно «созрел» и выплеснулся наружу подспудно тлевший межличностный конфликт в среде руководителей учебного заведения. В него вмешались вышестоящие «инстанции» — головной институт и областные власти. Результатом этого вмешательства стала смена руководства филиала и существенное изменение условий его деятельности.
В марте 1972 г. проверять состояние дел в своем камчатском филиале прибыла комиссия из Дальрыбвтуза. Она выявила ряд серьезных недостатков в его работе. Ученый совет Дальрыбвтуза, заседавший 17 марта во Владивостоке, выслушал и обсудил доклад директора филиала и акт, составленный комиссией, и решил с 21 марта 1972 г. освободить Ю. А. Волкова от должностей директора филиала и декана его заочного факультета. Исполнять обязанности декана стал Ю. Н. Шлык.
В этот же день, 17 марта 1972 г., ректор Дальрыбвтуза назначил новым директором филиала Алексея Максимовича Тарана, до этого работавшего во Владивостоке старшим преподавателем кафедры промыслового судовождения. В Петропавловск он прибыл в апреле 1972 г. «Приказ директора Камчатского филиала Дальрыбвтуза № 1 от 19 апреля 1972 г. 1. Сего числа приступил к исполнению обязанностей директора Камчатского филиала Дальрыбвтуза… 2. Врио директора филиала товарищу Келиму Ю. М. приступить к исполнению своих обязанностей — заведующего кафедрой механики».
24 марта 1972 г. бюро Камчатского обкома КПСС приняло постановление «О неудовлетворительной работе филиала Дальрыбвтуза». Прошла проверка профессорско-преподавательского состава на соответствие занимаемым должностям, в результате которой некоторым педагогам пришлось их покинуть, а некоторым — расстаться и с самим учебным заведением. Обновилось и руководство отдельных кафедр: так, 7 апреля 1972 г. новым заведующим кафедрой марксизма-ленинизма стал Николай Иванович Шендрик.
26 апреля 1972 г. ректор Дальрыбвтуза В. П. Олейник утвердил «Положение о Камчатском филиале Дальрыбвтуза». Вскоре в него стали вносить изменения. Так, учитывая отдаленность филиала и неудобство связи с ним, для своевременного и оперативного обеспечения учебного процесса с 1 декабря 1972 г. директору филиала давалось право самостоятельно, без согласования с головным вузом, принимать и увольнять необходимый административно-управленческий и вспомогательный персонал. А 15 февраля это право распространилось на преподавателей, привлекаемых к работе на условиях почасовой оплаты.
Одновременно продолжались поиски путей оптимизации учебного процесса. Так, с 16 мая 1972 г. за кафедрой механики закреплялось преподавание аж сорока двух дисциплин! Для удобства управления этим разветвленным и разнородным хозяйством внутри кафедры выделялся курс «Энергетические установки и технологическое оборудование», включавший восемнадцать предметов.
С 11 сентября 1972 г. с учетом того, что преподаватели физического воспитания были обязаны уделять большое внимание воспитательно-организационной работе со студентами, курс физвоспитания закреплялся за кафедрой марксизма-ленинизма. Заведовала курсом старший преподаватель Людмила Николаевна Гордеева. Отдельная кафедра физического воспитания в соответствии с приказом заместителя министра рыбного хозяйства СССР В. М. Каменцева была организована 1 января 1976 г. Л. Н. Гордеева стала ее первой заведующей.
29 декабря 1972 г. «с целью организации учебного процесса на научной основе и улучшения учебно-методической работы, в целях повышения качества преподавания учебных дисциплин» была организована учебно-методическая комиссия под председательством декана дневного факультета Н. Е. Крыловой
Приведем несколько зарисовок из повседневной жизни филиала, облеченных в форму приказов его директора. Вот пример нерадивого отношения к учебе, датированный осенью 1972 г.: «Студент группы ПР-22 К… в течение первых двух учебных недель систематически нарушал дисциплину на лекциях по теоретической механике… Неоднократное требование преподавателя представить конспект первой лекции К… не выполнил. Отмечая, что невыполнение требований преподавателей является грубым нарушением норм и правил поведения студентов высшей школы, студенту К … объявить выговор…».
Порядок нужно было наводить не только среди некоторых студентов, но и в помещениях учебного заведения. 29 ноября 1972 г. вышел приказ «О мерах по наведению порядка в зданиях филиала», содержание которого остается весьма актуальным и сейчас: «В последнее время участились случаи приведения коридоров и лестничных площадок зданий филиала в антисанитарное состояние вследствие того, что курящие студенты не соблюдают элементарной чистоты и не следят за собой. Так, 29 ноября студент Б… бросил на пол окурок и затушил его ногой, за что был задержан директором. Для искоренения подобных проступков и наведения чистоты в зданиях филиала приказываю: 1. Запретить курение в коридорах и на лестничных площадках зданий филиала. 2. Курение разрешается только в туалетных комнатах…». Борьба с курением в стенах учебного заведения административными мерами ведется уже четвертое десятилетие, и, похоже, что конца ей не видно…
В конце декабря 1972 г. был составлен «Список преподавателей Камчатского филиала Дальрыбвтуза», в котором указана дата их поступления на работу в филиал. Он включал 68 фамилий. Дольше всех в учебном заведении работали: В. В. Кузнецова (с 7 сентября 1959 г.), В. С. Гузь (с ноября 1960 г.), Л. Д. Кустова (с 22 октября 1961 г.), Т. Я. Зельвина (со 2 марта 1963 г.), Л. М. Бессонова (с 1 сентября 1963 г.), А. И. Пономарев (с 20 августа 1964 г.), Ж. Ф. Иваницкая (с 30 ноября 1965 г.).
Одному из опытнейших сотрудников — старшему преподавателю и заместителю декана механического факультета Валентине Степановне Гузь 1 октября 1973 г. исполнилось пятьдесят лет со дня рождения и двадцать пять лет с начала трудовой деятельности. Она начала работать на Камчатке в Сопочном рыбокомбинате в августе 1948 г. в должности инженера добычи. Проработав около двенадцати лет на рыбокомбинатах и судоремонтных предприятиях области, в ноябре 1960 г. перешла на работу в филиал в качестве ассистента, затем стала старшим преподавателем. Ведя начертательную геометрию и черчение, Валентина Степановна приобрела большой педагогический опыт и заслуженный авторитет среди коллег и студентов. В 1971 г. она стала заместителем декана дневного отделения, а с 1 сентября 1973 г. — заместителем декана вновь образованного механического факультета. Работая в деканате, трудолюбивая, вежливая и общительная Валентина Степановна уделяла большое внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, являясь примером честного и добросовестного исполнения служебных и общественных обязанностей. За долголетнюю и безупречную работу ей объявили благодарность и наградили «Почетной грамотой».
1 марта 1973 г. заместителем директора по научной работе стал Иван Андреевич Шевелев, старший преподаватель кафедры механики. В этот же день деканом заочного факультета по совместительству назначили Владимира Степановича Филева.
10 мая 1973 г. в преддверии первого выпуска инженеров, подготовленных на дневном отделении, МРХ СССР своим приказом № 202 предписало организовать на базе дневного отделения с 1 сентября 1973 г. «механический и технологический факультеты и кафедру “Машины и аппараты пищевых производств”, реорганизовать кафедру гуманитарных наук в кафедру иностранного языка».
Коллектив новой кафедры «Машины и аппараты пищевых производств» составили доценты А. В. Громов и Т. А. Ким, старшие преподаватели В. Н. Дегтярев, П. И. Макаров, Б. И. Фризоватый, В. Г. Хиславский, ассистенты Н. П. Осипова, В. А. Ткаченко и Г. А. Уткин. Возглавил кафедру Евгений Владимирович Сизых. Не за горами была организация других самостоятельных выпускающих кафедр: эксплуатации судовых силовых установок, промышленного рыболовства и технологии рыбных продуктов.
Теперь в учебном заведении действовали три самостоятельных факультета: заочный, механический и технологический. 1 сентября 1973 г. деканами двух последних были назначены соответственно В. Н. Дегтярев и Н. Е. Крылова. В это время в филиале работали уже двадцать семь кандидатов наук, но он по-прежнему испытывал недостаток в высококвалифицированных преподавателях специальных дисциплин. Филиал имел двадцать восемь учебных лабораторий.
20 июня 1973 г. вуз отчитывался «о работе над ошибками», обозначенными в прошлогоднем постановлении обкома КПСС. Ее итоги содержатся в докладной записке, подготовленной новым руководством учебного заведения. За год с небольшим в нем произошли серьезные перемены: появились пять дополнительных единиц административно-управленческого персонала, в том числе заместители директора по научной и учебной работе, декан заочного отделения. Приступили к работе десять новых высококвалифицированных преподавателей. Усилился состав партийного бюро, комитета комсомола и местного комитета профсоюза. «Все это позволило преодолеть нездоровые явления в коллективе и наладить дисциплину. Как отметили коммунисты на своем отчетно-выборном собрании 16 апреля 1973 г., в институте восстановлена деловая атмосфера».
Принятые меры дали результаты: улучшилась дисциплина среди студентов, сократилось число пропущенных занятий и опозданий. Повысилась и успеваемость: если в зимнюю сессию 1971—1972 учебного года «двойки» полу-чил каждый второй студент, то через год 700 учащихся дневного отделения из 849 были аттестованы положительно.
В июне 1973 г. филиал готовился сделать свой первый выпуск на дневном отделении. «Многолюдно, но тихо на третьем этаже главного корпуса. “Идет защита диплома” — сообщает плакат, прикрепленный к дверям аудитории. Сколько радости и надежд, тревог и волнений вмещает в себя эта короткая фраза! Происходит событие, значение которого трудно переоценить для нашего края: рождаются первые инженерные кадры в стенах первого технического вуза Камчатки».
Ряд представленных к защите дипломных проектов имел практическое значение. В их число вошли: «Реконструкция цеха обработки производственного рефрижератора с целью выпуска сельди специального посола» и «Расширение баночного цеха Петропавловской жестянобаночной фабрики» дипломников Г. Ананьева и В. Петрук. Три проекта разделочных цехов различных рыбокомбинатов защитили Г. Юнкер, Н. Будникова и О. Панькова, два проекта реконструкции цеха обработки БМРТ для комплексной переработки минтая представили В. Валетов и В. Неупокоев.
«Темноглазый юноша уверенно водит указкой по чертежам. О волнении Константина Кашурина можно догадаться лишь по напряженной мысли в глазах да по лицам сокурсников. Они тоже предстанут сегодня перед Государственной комиссией. Идет защита дипломных проектов будущих инженеров промышленного рыболовства».
В начале июля 1973 г. наступил торжественный день, венчавший пятилетние усилия учебного заведения: в красочно убранном малом зале Дворца культуры рыбаков прошло вручение дипломов первым выпускникам дневного отделения Камчатского филиала Дальрыбвтуза. Ими стали сорок семь инженеров-технологов, в их числе шестеро, закончивших учебу с отличием: Н. И. Котова, В. В. Назаренко, Е. И. Миронникова, В. И. Калашников, Т. Н. Ульянова и О. А. Инявкина.
С напутственным словом к выпускникам обратился директор филиала А. М. Таран: «Сегодня вы стали инженерами, и очень скоро вам предстоит влиться в большой производственный коллектив рыбаков Камчатки. Не уроните честь нашего Дальрыбвтуза, храните память о первом выпуске!».
Этот день стал памятным и для тех, кто в течение пяти лет учил выпускников азам инженерных знаний. Почетные грамоты получили многие преподаватели и руководители дипломных проектов — специалисты Камчатрыбпрома, Петропавловской жестянобаночной фабрики и других городских предприятий.
С добрыми пожеланиями к выпускникам обратились заведующий отделом науки и учебных заведений обкома КПСС С. В. Захаров, заместитель начальника Камчатрыбпрома А. В. Симонов, заведующий кафедрой марксизма-ленинизма Н. И. Шендрик, заведующий кафедрой химии Р. А. Ляндзберг и другие.
Вот теперь-то можно было с полной уверенностью утверждать, что первое камчатское высшее техническое учебное заведение состоялось в полной мере! Оно впервые выпустило 84 молодых специалиста. Почти все они остались работать на Камчатке.
Младшие товарищи выпускников в это время готовились отправиться на плавпрактику и принять участие в третьем — трудовом — семестре. Студенты, закончившие первый и второй курсы, собирались выехать в составе путинных отрядов на рыбокомбинаты побережья. Формировал отряды комитет комсомола филиала. Общая численность отрядников достигала 300 чел. Первые из них — 180 будущих технологов, механиков и промрыбаков — 1 июля 1973 г. отправились на Хайлюлинский рыбокомбинат. Второй отряд, включавший 80 студентов — должен был работать на Кировском комбинате, а третий — в Усть-Камчатске.
История путинных отрядов началась летом 1971 г., когда 130 студентов отлично потрудились на Хайлюлинском комбинате. За месяц через студенческие руки прошли почти 30 000 центнеров рыбы. Ребята выполняли установленные нормы на 150—170 %. В числе наиболее отличившихся называли члена комитета комсомола Сергея Серебрянникова, отличника учебы, председателя студенческого научного общества Анатолия Лысого, кандидата в члены бюро городского комитета комсомола Валерия Трофимцева, председателя студенческого совета Ларису Ячину.
Летом и осенью 1972 г. подавляющее большинство студентов филиала также активно участвовало в деятельности студенческих строительных отрядов, работавших на ремонте и возведении различных объектов в области, городе и в самом филиале. Студенты первого курса во главе с преподавателями выезжали на сельскохозяйственные работы в совхозы области.
За успешную организаторскую работу среди студентов благодарности заслужили преподаватели Н. В. Ермак, Е. А. Плотников, Л. Н. Гордеева, Н. Л. Мареева и В. Н. Дегтярев. На полях «битвы за урожай» отличились студенты Олег Марьянов, Владимир Кульбацкий, Виктор Неустроев, Татьяна Дерменева, Галина Ткач, Сергей Милешин, Владимир Шахов, Лариса Ячина и другие. Денежные премии в размере месячной стипендии получили Юлия Дуранина, Владимир Суворов, Олег Шеховцов, Илья Шишкин, Мария Панькова и другие.
В конце июля 1972 г. в филиале были сформированы следующие строительные отряды:
— первый на базе Тиличикского строительно-монтажного управления (СМУ) в составе 41 чел., командир А. Борзин, комиссар Е. Значковский;
— второй численностью 33 чел. на базе СМУ-6, командир М. Старицын, комиссар Г. Бердыган;
— третий и четвертый из 25 юношей на базе СМУ-4, командир В. Суворов, комиссар В. Успенский и из 27 девушек во главе с командиром Л. Бубенчиковой и комиссаром С. Крючевской;
— пять отрядов на базе Управления океанического рыболовства общей численностью 198 чел., командиры Г. Арусланов, Г. Ткач, Л. Острая, А. Дерябин, Ю. Дуранина, комиссары С. Гончаров, Л. Тетерина, О. Мельникова, В. Соколова;
— отряд на базе СМУ- 6 в составе 45 бойцов, командир А. Сторублевцев, комиссар Ю. Кагай.
Командиром всех городских студенческих отрядов филиала стал А. Г.Миронов.
Вот что рассказывал летом 1973 г. о некоторых членах путинного отряда и стоявших перед ними задачами старший преподаватель кафедры механики В. Г. Хиславский: «Среди бойцов путинного отряда Дальрыбвтуза много отличных парней и девчат, недавно окончивших петропавловские средние школы. Из седьмой городской школы пришла к нам Людмила Садчикова — отличница учебы, комсорг группы, член комитета ВЛКСМ. Людмила — участница путины 1971 года. Работала отлично, и нынче ребята единодушно избрали ее комиссаром самого большого — Хайлюлинского отряда. Ее школьные подруги — Людмила Тетерина и Анна Гофман — тоже активные комсомолки, хорошо учатся.
Из 17-й городской школы пришел в институт Александр Писанко — комсорг группы, отличник, спортсмен. А лучший комсорг группы, активистка Татьяна Черненко — выпускница вечерней школы.
Перед отрядом Люды Садчиковой стоят большие задачи. Во-первых, ударным трудом поддержать честь в соревновании с путинными отрядами Иркутского медицинского и Улан-Удэнского педагогического институтов. Во-вторых, с максимальной пользой использовать два месяца трудового лета. Штаб отряда наметил обширную программу. Важное место в ней отведено организации соревнования между звеньями и бригадами. Все мы примем активное участие в Дне труда 27 июня. Средства, заработанные в этот день, будут перечислены на строительство Дворца пионеров и школьников города Гагарина.
Студенты-лекторы познакомят рабочих комбината, местных жителей и коллег с материка со своими новыми работами: “Культурная революция на Камчатке”, “Камчатка в годы Великой Отечественной войны”, “Развитие культур на Камчатке в предвоенные годы”, “О развитии производительных сил Севера на примере Корякского национального округа”. Студенты различных специальностей расскажут ученикам местных школ о нашем институте, помогут им готовиться к вступительным экзаменам нынешнего года. Участники художественной самодеятельности выступят с концертами».
19 октября 1973 г. прошло торжественное посвящение в студенты. По этому случаю директор филиала обратился к вчерашним абитуриентам, уже немножко нюхнувшим студенческого пороха, с напутственными словами: «Товарищи! В армию советских студентов влился отряд студентов-первокурсников, успешно выдержавших конкурсные экзамены в самый восточный технический вуз нашей страны… Студенты первого курса Дальрыбвтуза приняли активное участие в оказании помощи на уборке урожая в совхозе “Лазовский” Мильковского района, на ремонтных работах…
Поздравляю вас с вступлением в дружную студенческую семью. Желаю вам отличной учебы, плодотворной общественной деятельности. Желаю стать вам высококвалифицированными специалистами, глубоко владеющими марксистско-ленинской теорией и техническими знаниями и умело их применяющими на благо нашей Родины в деле построения коммунизма».
В преддверии нового выпуска в соответствии с «Положением о персональном распределении молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения СССР» 29 октября 1973 г. в филиале появилась комиссия по распределению под председательством А. М. Тарана. В нее вошли деканы факультетов, председатель профкома, секретари парткома и бюро ВЛКСМ, начальник отдела кадров и представители предприятий, в распоряжение которых направлялись молодые специалисты. В будущем 1974 г. планировался выпуск инженеров по четырем специальностям дневной формы обучения и заочников.
31 января 1974 г. МРХ СССР утвердило состав Государственных экзаменационных комиссий (ГЭК), которым предстояло оценивать уровень подготовки молодых инженеров. Комиссии по специальности «Промышленное рыболовство» возглавили бывшие выпускники филиала А. Р. Янсон — начальник управления Камчатрыбфлота и Г. В. Мещеряков — первый заместитель начальника Камчатрыбпрома (в то время выпускники этой специальности одновременно получали две профессии: штурман дальнего плавания и инженер промышленного рыболовства).
Председателем ГЭК по специальности «Технология рыбных продуктов» стал Ю. В. Галкин — начальник отдела обработки Камчатрыбпрома, по специальностям «Эксплуатация судовых силовых установок» и «Машины и аппараты пищевых производств» — Ю. П. Бородин, главный инженер Океанрыбфлота и Ю. Г. Орел, главный инженер Камчатрыбпрома.
Защиты дипломных проектов прошли с 4 по 22 июня 1974 г. В этом году стены филиала покинули 185 новоиспеченных инженеров (52 судомеханика, 58 механиков машин и аппаратов пищевых производств, 44 технолога и 31 механик промышленного рыболовства). При подведении итогов защит за лучший дипломный проект, выполненный на актуальную для рыбной промышленности тему, за хорошую учебу и активное участие в общественной жизни филиала Почетными грамотами и денежными премиями наградили выпускников В. Г. Кокорина, В. С. Фомченко, В. П. Трофимцева, Н. Н. Дерибезову, В. П. Кириенко, П. Г. Машихина, Е. В. Макарова, Г. А. Кузнецову, Л. В. Фомину, В. А. Семенова, В. М. Яковлева и Т. А. Афонину.
С 1 сентября 1974 г. заработала кафедра «Эксплуатация судовых силовых установок». Она появилась в соответствии с приказом МРХ СССР № 167 от 17 апреля 1974 г. Во исполнение этого распоряжения ректор Дальрыбвтуза закрепил за новой кафедрой тринадцать дисциплин общеинженерного и специального циклов. В их число вошли: «Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация», «Судовые турбины и их эксплуатация», «Теория и проектирования судовых силовых установок», «Гидравлика и гидравлические машины», «Общая теплотехника», «Введение в специальность», «Методика научных исследований» и другие.
Первый состав преподавателей кафедры включал всего пять человек: доцента Арсения Викторовича Громова, старших преподавателей Партальона Ивановича Макарова, Бориса Ильича Фризоватого, Владимира Григорьевича Хиславского и ассистента Владимира Андреевича Ткаченко. Возглавил кафедру В. Г. Хиславский. Вскоре в ее составе произошли перемены: в ноябре 1974 г. на завод «Фреза» ушел Б. И. Фризоватый, а в коллектив влился Вячеслав Петрович Абушкевич.
Одной из форм подготовки грамотных специалистов в высшей школе традиционно являлось участие студентов в научно-исследовательской работе. Ее ежегодным итогом стали студенческие научно-технические конференции. Первая из них прошла в 1972 г. А 5—6 марта 1975 г. состоялась уже третья конференция. Она работала по трем секциям: общественных наук (руководитель кандидат исторических наук Г. Н. Романов), технических наук (руководитель кандидат технических наук Ю. М. Оглуздин и химических наук (руководитель кандидат химических наук Ю. М. Шлык).
Наиболее отличившиеся ее участники за высокое качество представленных докладов были премированы месячной стипендией, составлявшей в то время 64 рубля. Ими стали: Лилиана Кузьмина (ТР-31), Владимир Клейменов (СМ-31), Светлана Лежнина (МА-51) и Вера Чуркина (ТР-32). (В скобках указа-на нумерация студенческих групп, которая тогда отличалась от принятой сейчас: она включала сокращенное обозначение специальности, курс и номер группы в потоке). Победители секций с 8 марта на десятидневный срок командировались в Мурманск для участия в IV межвузовской студенческой конференции. Делегацию от филиала составили Галина Додон (ТР-42), Любовь Боровская (ТР-41), Вячеслав Роденков (СМ-52), Николай Ащин (МА-52) и Нина Масловская (ТР-32).
В конце июня 1975 г. прошел очередной выпуск молодых специалистов дневной формы обучения, составивший 147 человек (46 технологов, 42 судовых механика, 44 механика машин и аппаратов и 15 промрыбаков). 27 июня к ним добавились еще 39 заочников (12 механиков машин и аппаратов, три промрыбака, один судоводитель, 16 судовых механиков и семь технологов).
По состоянию на 31 октября 1975 г. филиал располагал девятью кафедрами: марксизма-ленинизма, физико-математических наук, иностранных языков, машиноведения, химии и технологии рыбных продуктов, механики, машин и аппаратов пищевых производств, эксплуатации судовых силовых установок, физвоспитания и спорта. В общей сложности на них трудились 84 преподавателя.
Вскоре к ним добавилась еще одна: приказом МРХ СССР с 1 сентября 1976 г. организовывалась кафедра «Промышленное рыболовство и судовождение», а кафедра механики переименовывалась в кафедру «Электротехники и автоматики».
В 1976 г. была опробована новая форма идейно-воспитательной работы со студентами: в апреле «в целях повышения и поднятия авторитета отличников учебы и активных общественников» прошел первый слет отлично успевающих студентов. Его организацией активно занимались деканы В. Н. Дегтярев и А. В. Левченко, заместитель секретаря партбюро А. И. Пономарев, секретарь комитета комсомола А. С. Кондратьев и председателя студенческого профсоюзного комитета Л. Е. Рогачева.
«Слет прошел на должном организационном уровне, отличники обменялись мнениями по улучшению учебы. Слет принял свое первое решение». За отличную учебу и активное участие в общественной жизни института на нем были отмечены лучшие студенты: месячную стипендию получили А. А. Гаврилов, Л. В. Голосков, Н. М. Дулин, Т. В. Лапина, В. Б. Чибижеков, благодарности — О. Н. Шеховцов, Н. А. Резина, Т. М. Хамидзянова, Н. В. Устинова, Иванов, Николаева.
«Поздравляю всех участников слета с отличными успехами в учебе и общественной работе, — обращался к ним директор филиала, — желаю вам, дорогие товарищи, успешной учебы, эффективной работы в научно-техническом студенческом обществе и активного участия в общественной жизни филиала, района и области».
Пример отличников был как нельзя кстати: значительная масса студентов относилась к учебе с прохладцей. Вот свидетельство на этот счет, приведенное серьезным ученым-ихтиологом И. А. Полутовым, преподававшем с 1968 г. курс «Промысловая ихтиология и гидробиология» промрыбакам и технологам, а позднее — и судоводителям: «Студенты дневных факультетов в массе были случайным элементом. Ихтиология особого интереса для них не представляла. Лекции они посещали нормально, но слушать не слушали, занимались, чем вздумается, вплоть до карточной игры. Некоторые занимались и выполнением заданий по общественным наукам. Легко представить качество работы, выполненной между делом. Обмануть преподавателя, получить зачет, ничего не зная, — это было их основной целью. Шли и на откровенное мошенничество: крали уже зачтенную работу, меняли обложку, поставив свою фамилию. Самое печальное: уличенные в нечестности, студенты особенно не переживали. Этому было простое объяснение: в Дальрыбвтуз шли, как мне не раз говорили преподаватели 4-й городской школы, самые слабые ученики…».
Подобное отношение к учебе предопределило и дальнейшую судьбу многих выпускников, часть которых оказались «за бортом профессии, работали, где придется и где полегче. Один из выпускников-судоводителей сообщил мне, что из двадцати трех его коллег только трое работают по специальности». По-другому занимались заочники, хорошо подготовленные практически: «Они с большим вниманием слушали лекции по теоретическим основам рыболовства, по состоянию запаса рыб и прогнозированию их подходов».
Выводы старого ученого, сделанные в 1970-х гг., вполне справедливы и в наше время: любой из преподавателей отмечает существенную разницу между студентами-дневниками и заочниками, в которой возрастной фактор играет едва ли не ведущую роль, и возросший инфантилизм первых, несмотря на существенно ужесточившиеся за прошедшие десятилетия условия жизни.
Обучение на всех специальностях, в том числе и на заочном отделении, в то время было бесплатным. Все затраты по подготовке специалистов несло государство. Но выпускникам ставилось условие: после окончания учебы они должны были проработать три года по так называемому «распределению», то есть на конкретном предприятии. «Распределение» проходило примерно за полгода до выпуска. Им занималась специальная комиссия, оценивавшая результаты учебы и общественную работу выпускников, выстраивавшая их в очередь, сообразно с которой каждый выбирал себе место будущей работы. Список вакансий составлялся в соответствии с заявками промышленности. Это тоже служило определенным стимулом в учебе: отличники и хорошисты по сравнению с троечниками имели большую свободу выбора.
Таким образом, всем выпускникам дневного отделения гарантировалось трудоустройство по полученной специальности. Напротив, уклонение от прибытия к месту «распределения» предусматривало наказание вплоть до судебного преследования. Впрочем, существовали и официальные способы избежать его. Им являлась, например, срочная служба в вооруженных силах, через которую проходила большая часть выпускников-юношей. Дело в том, что военной кафедры в то время филиал не имел, а поэтому молодых специалистов ждал призыв в качестве рядовых матросов или солдат на срок от одного до двух лет. После окончания службы возвращаться на место «распределения» было необязательно. Правда, после этого выпускник терял права «молодого специалиста», в число которых входила, например, льготная очередь на получения бесплатного жилья.
Отсутствие военно-морской подготовки для будущих флотских специалистов было крупным недостатком. Этим нарушалась традиционная форма подготовки моряков, которая обычно проходила в условиях закрытых учебных заведений, таких, например, как среднее мореходное училище. Несение вахт и жизнь по уставу позволяли эффективнее прививать молодым людям чувство ответственности за порученное дело и готовить их к службе на промысловых и транспортных судах. Студенты филиала этой возможности были лишены.
Впрочем, последний недостаток отчасти компенсировался большим количеством летних практик на береговых заводах и на судах. Так, автор этих строк в свое время за период учебы прошел на различных предприятиях четыре практики, не считая преддипломной.
Выпуск дневного отделения 1976 г. составил 140 чел. 24 июня 1976 г. директор филиала подписал приказ о выдаче новеньких дипломов 45 механикам машин и аппаратов пищевых производств, 25 судовым механикам, 44 технологам и 26 промрыбакам.
Так прошли первые два десятилетия из истории первого высшего технического учебного заведения полуострова. Спустя еще десять лет оно обрело самостоятельность: в январе 1987 г. Камчатский филиал Дальрыбтуза официально сменил статус, превратившись в Петропавловск-Камчатское высшее инженерное морское училище. Затем последовала череда преобразований, приведшая в апреле 2001 г. к организации Камчатского государственного технического университета.
В настоящее время КамчатГТУ является самым крупным учебным заведением Северо-Востока России. Здесь накоплен обширный опыт подготовки специалистов для экономики. Университет располагает двенадцатью корпусами, в которых размещены лекционные и специализированные аудитории, лаборатории, компьютерные залы, научная библиотека, Дворец культуры, культурно-информационный центр, редакционно-технический отдел. Университет издает учебную и научную литературу, собственную газету.
Ныне университет включает шесть факультетов: мореходный, технологический, экономики и управления, информационных технологий, заочный и военного обучения, ведущих подготовку по двадцати восьми специальностям и направлениям. В состав университета входит колледж, в котором можно получить среднее специальное образование по девяти специальностям.
В 2003 г. университет выпустил в жизнь 1 044 специалистов. Им на смену в этом году пришло пополнение в числе 1 760 абитуриентов. В начале 2004 г. Численность студентов и курсантов составляла 7 351 человек.

  ВОЗВРАТ К СОДЕРЖАНИЮ