ВОЗВРАТ К СОДЕРЖАНИЮ 

ПРОЕКТ МОРСКОЙ СПЛОТКИ В УСТЬ-КАМЧАТСКЕ

К самому началу Великой Отечественной войны относится проект морской сплотки, составленный в 1941 г. Камчатской комплексной лесной экспедицией института Гипрорыба. Применение этого нового способа снабжения предприятий лесом в отсутствии других путей сообщения с началом войны приобретало стратегическое значение. Вскоре была освоена не просто доставка леса из Усть-Камчатска в Петропавловск вдоль восточного побережья полуострова, но и его перевозка на западный берег. К концу войны лес в «сигарах» поступал на Камчатку и с Сахалина. Начиналось же это так…

…Отсутствие морского порта в Усть-Камчатске исключает возможность погрузки леса с каких-либо причалов. Перевозка леса в трюмах пароходов из Усть-Камчатска практически трудноосуществима. Для этого необходимо пиломатериал перевозить с реки к пароходам на кунгасах, а круглый лес небольшими частями по 30—50 кубических метров выводить к пароходам на буксире катеров… Небольшое волнение в два-три балла уже исключает возможность такой перевалки…
Вследствие этих обстоятельств лес долины реки Камчатки по существу из года в год не вывозился. Создалось положение, при котором развитие лесного хозяйства стало на путь удовлетворения только нужд Ключевского лесокомбината, что в значительной степени предопределило даже систему рубок. Сплошная рубка не практиковалась, между тем она с точки зрения механизации трудоемких процессов является более рациональной.
…Было решено произвести соответствующие топографические и гидрологические работы в районе Усть-Камчатска с тем, чтобы на основе материалов изысканий составить проект рейда морской сплотки в Усть-Камчатске.
Одновременно с изыскательскими работами в июле — августе 1941 г., во исполнение распоряжений заместителя наркома рыбной промышленности СССР т. Николаева Камчатская комплексная экспедиция Гипрорыбы выделила старшего инженера — начальника водной группы Г. А. Жукова для практического технического руководства в деле организации морской сплотки.
…Необходимо указать на то, что идея организации морской сплотки леса в Усть-Камчатске зародилась еще несколько лет тому назад. Инициатором ее был бывший капитан, сотрудник Усть-Камчатской базы АКОтехснаба Милютин А. И.
(Первая «сигара» объемом 685 куб. м была собрана в июле 1937 г. При пятибалльном волнении и зыби за двое с половиной суток она доставлена буксиром «Кит» в Петропавловск без потерь. Второй плот объемом 658 куб. м также был собран в июле 1937 г. 29 октября 1937 г. он двинулся в путь, был застигнут восьмибалльным штормом и рассыпался у мыса Крюгера. Третий плот объемом 675 куб. м был готов в июне 1938 г. В сентябре 1938 г. он потерпел аварию по пути в Корф. Еще две сигары были сплочены в июле и августе 1938 г. Оба не буксировались и были разобраны в сентябре 1939 г. — Ред.).
Формировались плоты в сигары в колыбелях. Крепление сигар заключалось в прокладке центрального лежня с усами и установке поперечных обвязок.
В общем при всей неудовлетворительности результатов внедрения морской сплотки в Усть-Камчатске, опыт прошлых лет имел большое значение, заключавшееся в доказательствах принципиальной возможности перевозки леса (пиломатериала) в морских плотах-сигарах.
Причины неудачи кроются в организационных и технических недостатках при проведении этого чрезвычайно важного для АКО мероприятия. Какая-либо техническая документация, характеризующая организацию дела морской сплотки, отсутствует. Но анализ имеющейся переписки и устный опрос лиц, участвовавших в этом деле, дает возможность вывести следующие основные причины неудач:
1. Управление АКО не уделяло всему делу надлежащего внимания. Работники морской сплотки были предоставлены сами себе. Такелаж был старый, некомплектный и собирался путем случайного подбора в складах.
2. Конструктивно сигары имели большие недостатки, заключающиеся в отсутствии торцевых щитов и продольной шлаговки (бортовые, верхний и нижний лежень), закрепляемой также за торцевые щиты. Выдержать шторм силой 7—8 баллов эти плоты не могли.
3. Буксировка плотов сигар производилась, как правило, в осенние месяцы: сентябрь, октябрь, то есть в то время, когда по техническим условиям волнового режима они буксироваться не должны.
Летом 1941 г. работы по морсплотке возобновились. (Были подготовлены шесть сигар объемом от 402 до 954 куб. м. Две из пяти сигар, составленных из круглого леса, отправились в июле и августе, три — в сентябре. Буксировка проводилась в основном при волнении 5—6 баллов. Но самая большая сигара объемом 954 куб. м попала в девятибалльный шторм по пути в Корф и благополучно выдержала это испытание. Плоты с лесом буксировали траулеры АКО «Топорок» и «Восток». Шестая сигара из пиломатериала осталась зимовать в Усть-Камчатске из-за отсутствия буксира. — Ред.).
Результаты следует признать вполне удовлетворительными.
В целях предохранения от выпирания бревен в концах плота у большой сигары были поставлены торцевые щиты. По бортам плота сверху и снизу, а также посредине сигары (по нейтральной оси) были проложены продольные лежки. Верхний лежень прокладывался с устройством трех шлагов по длине сигары. Все концы лежней прикреплялись к торцевым щитам и скреплялись взаимно друг с другом. Кроме этого, кормовая часть сигары и середина ее шлаговалась специальным буксирным тросом, который своим концом подавался на гак пароходов. Плот-сигара новой конструкции формировалась в специальном связанном поддоне при помощи шестибревенных бонов. (Эту сигару успешно отбуксировал траулер «Восток» под руководством капитана Ленского, но из-за шторма в Петропавловск ее завести не удалось, пришлось оставить в бухте Моржовой. — Ред.).
Наилучшая конструкция — рассмотренные выше сигары. «Эта конструкция являлась переносом опыта последних достижений сплавной техники в СССР — практически опробована в штормовых условиях Тихого океана и блестяще выдержала испытание при девятибалльном волнении».
Предстоящие объемы морской сплотки в Усть-Камчатске настоятельно требуют строительства специального рейда морской сплотки с механизацией трудоемких работ по погрузке круглого леса в морские плоты-сигары…
Сам рейд сплотки примыкает непосредственно к пристани АКОтехснаба, расположенной на реке Озерной…

  ВОЗВРАТ К СОДЕРЖАНИЮ