ПЕТРОПАВЛОВСК ПОЛВЕКА НАЗАДДо 1956 г. Камчатская область входила в состав Хабаровского края. Осенью 1949 г. в областном центре — городе Петропавловске — проживало более 40 тыс. человек (без учета военнослужащих), что составляло 26 % от всего населения области. Продукция городских предприятий занимала значительный удельный вес в народном хозяйстве области: на ее долю приходилась почти четверть ее объема. В городе размещались два порта, многочисленные подразделения основного рыбацкого предприятия — Главкамчатрыбпрома, Камчатско-Чукотское государственное морское пароходство, судоремонтные заводы и прочие организации. Однако столица Камчатки в тот период была совершенно не благоустроена.
Территория города в 1949 г. была равна 2 300 гектаров. Вся городская жилая площадь в этом году составляла 85 тыс. кв. м, из числа которых коммунальный жилой фонд владел немногим более 7 тыс., то есть всего 8,2 %. Таким образом, на одного жителя приходилось всего два с небольшим «квадрата» жилья. К тому же большинство жилых домов нуждались в капитальном ремонте, а их значительная часть по своему техническому состоянию требовала сноса.
Город не имел канализации. Его водоснабжение совершенно не удовлетворяло нужды населения. Имевшиеся коммунальный и несколько ведомственных водопроводов, общей протяженностью 11 км, обеспечивали суммарную суточную подачу в летний период 2 460 куб. м воды. Зимой же из-за замерзания источников она снижалась до 1 510 куб. м.
Мощность коммунальной дизельной электростанции составляла всего 120 кВт и не обеспечивала потребности города в электроэнергии. Электрическим освещением пользовалось только население, проживавшее на двух центральных улицах. Дома, располагавшиеся на остальных улицах, даже находившиеся в центральной части города, не освещались. Из-за значительного износа оборудования электростанция часто останавливалась на ремонт, поэтому продолжительное время в году город не освещался совсем. Кроме коммунальной, имелись четыре ведомственные станции, которые в силу своей маломощности зачастую не покрывали потребностей даже собственных предприятий.
В исключительно неудовлетворительном состоянии находилось городское дорожное хозяйство. Улицы не имели твердого покрытия, только центральная дорога была засыпана гравием вулканического происхождения. Он быстро разрушался и летом образовывал под колесами автомашин тучи пыли. Весной и осенью проезд и проход по улицам затрудняли глубокие лужи и непролазная грязь. Тротуары отсутствовали. Исключением являлась центральная улица Ленинская, одна сторона которой имела тротуар длиной 900 м. Эта улица, являвшаяся к тому же единственной транспортной магистралью города, крайне нуждалась в надежной асфальтовой одежде.
Улица Ключевская в 1939 г.Несмотря на то что город имел ряд пригородных поселков, расположенных от него на расстоянии от семи до тридцати километров, автобусного сообщения с ними не было. Внутри города автобусы также не ходили, хотя его протяженность из конца в конец превышала четыре километра.
Весь городской автопарк в 1949 г. насчитывал 636 автомашин, принадлежавших 91 организации. Имеющийся грузовой транспорт потребностей города полностью не обеспечивал, техническое обслуживание существующей автотехники было неупорядоченно. Большинство автовладельцев не располагало необходимым для этого оборудованием, в лучшем случае автохозяйства имели один-два станка и простейшие кузницы. Ремонт автомобилей проводился кустарными способами, для них постоянно недоставало инструментов и запасных частей.
Город испытывал исключительную нужду в служебных зданиях и помещениях для учреждений культуры. Так, городской исполнительный комитет размещался в помещении городской бани, занимая ее половину. Это вдвое снизило пропускную способность бани, которая не могла удовлетворить потребностей горожан.
Единственный городской кинотеатр по-прежнему размещался в деревянном здании бывшей церкви. Драматический театр занимал ветхое каркасно-засыпное здание, построенное в 1939 г. Областной музей располагался в небольшом старом деревянном доме, не вмещавшем всей коллекции. Значительную часть ценных экспонатов приходилось хранить на складе. В таких же условиях находилась областная библиотека, которая не имела читального зала и хороших книгохранилищ.
Несмотря на эту безрадостную картину, средства, отпускаемые на развитие городского хозяйства и культурно-бытовое строительство, в конце 1940-х гг. полностью не расходовались. Из сумм, выделенных на эти цели в 1949 г., за первое полугодие было освоено всего 20 %. Многие сооружения (гостиница, ясли, школа) строились более трех лет. Их сдача сдерживалась нехваткой санитарно-технического оборудования, арматурного железа, олифы, красок, мела и других материалов.
Такая медленная работа объяснялась маломощностью организации, на которую возлагалось все городское строительство, ведшееся по линии местных Советов. Ею являлся строительно-монтажный трест Камчатгражданстрой. В 1949 г. трест имел всего девяносто рабочих, одну бетономешалку и пилораму, и на протяжении всего своего существования испытывал острую нужду в стройматериалах, оборудовании и механизмах. Он также был не укомплектован инженерно-техническим персоналом.
Сложившаяся в городе ситуация требовала скорейшего разрешения. С этой целью секретарь обкома ВКП(б) Т. Калинников и председатель областного Cовета депутатов трудящихся И. Сорокин 17 августа 1949 г. обратились к секретарю Хабаровского краевого комитета ВКП(б) А. Ефимову со следующей просьбой. «Учитывая значительное место города Петропавловска в экономической и культурной жизни области, обком ВКП(б) и облисполком просят Вас войти с ходатайством в Совет Министров СССР для принятия предлагаемого проекта постановления Совета Министров СССР о благоустройстве города Петропавловска-на-Камчатке».
Центр Петропавловска. Переулок от улицы Советской к улице ЛенинскойПодготовленный областными властями проект постановления «О мероприятиях по улучшению хозяйства города Петропавловска-на-Камчатке» предусматривал выполнение ряда неотложных работ. В соответствии с ним, Министерство коммунального хозяйства РСФСР и Камчатский облисполком должны были приступить в следующем 1950 г. к строительству городского водопровода суточной производительностью 12 тыс. куб. м стоимостью 1 млн руб., здания горисполкома стоимостью тоже в 1 млн руб. и восьмиквартирного жилого дома за 400 тыс. руб. Кроме этого, им предписывалось заасфальтировать 15 тыс. кв. м улиц, на что требовалось затратить 2 млн руб., а также закончить строительство гостиницы (получившей впоследствии название «Восток») и еще одного восьмиквартирного дома общей стоимостью 1 215 тыс. руб.
На городской электростанции следовало установить два новых двигателя мощностью по 500 кВт. Расширение городских электросетей требовало 32 км провода, 3 000 штук изоляторов и затрат в размере 200 тыс. руб. На благоустройство городского парка на Никольской сопке, озеленение и ремонт его сооружений предполагалось выделить 1 млн руб. Для усиления городского коммунального хозяйства его парк следовало пополнить шестью грузовыми, двумя поливальными и двумя ассенизационными автомашинами, а также двумя тракторами.
Для улучшения «культурного обслуживания населения» проект постановления предлагал обязать Министерство кинематографии СССР приступить в 1950 г. к строительству кинотеатра на 600 мест (стоимостью 1,5 млн руб.) и выделить 200 тыс. руб. на строительство фильмохранилища. Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР должен был приступить в 1950 г. к строительству здания драматического театра на 700 мест (500 тыс. руб.) и организовать в 1950 г. городскую музыкальную школу (ныне ДМШ № 1). Для постоянной работы в школе требовалось направить в Петропавловск двух преподавателей по классу рояля, по одному по классам скрипки, аккордеона и баяна. Школа нуждалась в трех роялях, семи пианино, двадцати скрипках, десяти аккордеонах и тридцати баянах.
Кроме этого, Комитет по делам культурно-просветительских учреждений при Совете Министров СССР должен был приступить в 1950 г. к строительству музея, а Управление полиграфии и издательств — к возведению Дома печати. Общая стоимость этих сооружений определялась в 900 тыс. руб.
Все указанные строительные работы должен был выполнять трест Камчатгражданстрой. С целью его усиления Министерству граждан-ского строительства РСФСР предполагалось выделить 2 млн руб. для организации набора рабочих на материке, 1 млн руб. на собственное строительство, а в распоряжение треста направить по пять инженеров и техников-строителей. Для упорядочения работ по благоустройству города Министерству городского строительства СССР следовало разработать в 1950 г. генеральный план его застройки и организовать областную проектную контору в составе двенадцати человек, а также ввести должности городского архитектора и стройконтролера.
С целью развития городской телефонной сети Министерству связи СССР предписывалось в 1950 г. начать строительство телеграфа, а также приступить к проектированию, а в 1951 г. — к строительству АТС на 2 000 номеров в Петропавловске и на 120 номеров в поселке Индустриальном, в котором проживали 12 936 чел.
Так как основой камчатской экономики являлась рыбная промышленность, то серьезные обязанности по развитию городского хозяйства возлагались на Министерство рыбной промышленности СССР. Оно должно было построить в 1950 г. 6 200 кв. м жилплощади и приступить к возведению больницы на 300 коек с объемом работ 5 млн руб., а также принять долевое участие в создании городского водопровода с затратами 900 тыс. руб. В поселке Индустриальном министерство должно было сдать 1500 кв. м жилья, начать сооружение школы на 400 мест и яслей на 80 мест. На благоустройство поселка ему следовало выделить 500 тыс. руб.
Кроме этого, значительное количество средств и материалов предполагалось выделить для частных застройщиков, решавших жилищные проблемы своими силами.
Так выглядели основные положения проекта постановления Совета Министров СССР, реализация которых должна была к началу 1950-х гг. существенно изменить облик нашего города. В действительности по различным причинам в плановые сроки удалось выполнить лишь часть намеченного, а осуществление остального растянулось на долгие годы.
В течение 1950 г. было сдано 8 480 кв. м жилой площади, в том числе 2 275 из них — в домах индивидуальных застройщиков, построено три трехэтажных жилых дома, десять двухэтажных домов, музыкальная школа, завершена гостиница на 110 номеров. Кроме этого, было сооружено 150 м бетонных тротуаров, две бетонные лестницы, начато ограждение городского кладбища, выполнены работы по благоустройству улиц Набережной, Ключевской и прочих. В этом году было начато возведение первого в городе четырехэтажного здания — школы на 880 мест (ныне школа № 4) и Дома офицеров.
Некоторые предприятия решали жилищные проблемы своими силами. Так, недавно образованному Камчатско-Чукотскому государственному морскому пароходству для жилищной застройки был отведен участок, расположенный в районе Красной Сопки, где оно намеревалось строить свой поселок. В ноябре суда пароходства «Бородино» и «Полина Осипенко» доставили в порт несколько стандартных жилых домов.
В целом намеченный план работ в 1950 г. выполнить не удалось, а городское благоустройство оставалось на низком уровне.
Областная проектная контора «Облпроект» (предшественник института «Камчатскгражданпроект») была создана в январе 1952 г. Разработка же генерального плана развития Петропавловска началась в 1956 г. в Ленинграде институтом «Ленгипрогор».
|