Назад

Материалы к истории страны Камчатки, ее жителей, их нравов, наименовании, образа жизни и различных обычаев

Сокращения, использованные в «Комментариях»
А.Б. — А.Е. Бобров
А.Л. и В.Ф. — А.Ф. Литвинов и В.Н. Федореев
Е.Л. — Е.Г. Лобков
Л.Л. — Л.Е. Лобкова
И.М. — И.В. Мелекесцев
А.О. — А.Г. Остроумов
Б.П. — Б.П. Полевой
А.П. — А.К. Пономаренко
Н.С. — Н.К. Старкова
О.Ч. — О.А. Чернягина
В.Ш. — В.С. Шишкин

БСЭ — Большая Советская Энциклопедия
ВНИИОЗ — Всесоюзный научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства
РФФИ — Российский фонд фундаментальных исследований
СМАЭ — Сборник Музея антропологии и этнографии
ТИНРО — Тихоокенский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии
УЗЛГПИ — Ученые записки Ленинградского государственного педагогического институт

1. …Камчаткою именуется… — По современным воззрениям, — Камчатка — полуостров протяженностью около 1200 км, расположенный в пределах 50°52’–60° 52’ северной широты и 155°34’–164°00’ восточной долготы. Максимальная ширина полуострова 470 км на широте мыса Африка (56°10’ с. ш.). Узким, около 100 км, перешейком на севере Камчатка соединяется с материком. В этих границах площадь Камчатки составляет около 270 тыс.км.кв (Стырикович Б.В. Физико-географическое описание и экономическая характеристика. Геология СССР. Т. XXXI, Камчатка, Курильские и Командорские острова. Ч. I. Геологич. описание. —М.: Недра, 1964. С. 25–45). Вопрос о действительной площади полуострова Камчатка заслуживает особого обсуждения. В известной книге Е.Л. Любимовой «Камчатка» (М.: Географгиз, 1961) площадь полуострова по линии бухта Рекинники залив Анапка, определена в 350 тыс.км.кв. В статье С.Л. Кушева и В.И. Тихонова (БСЭ, 3-е изд. М., 1973. Т. 11. С. 288) площадь — 370 тыс.км.кв., а наибольшая ширина полуострова — 450 км. В справочнике «Ресурсы поверхностных вод СССР» (Гидрологическая изученность. Т. 20. Камчатка. — Л.: Гидрометеоиздат, 1966. С. 1) площадь полуострова в границах от устья р. Рекинники до устья р. Вывенки — 250 тыс.км.кв. В заметке «Шторм раскачивает Камчатку» (Известия. 1980. 22 февр.) утверждается, что площадь полуострова 350 тыс.км.кв. Произведя несложные вычисления, воспользовавшись книгой И.С. Гурвича и К.Г. Кузакова «Корякский национальный округ» (1960), получим площадь, близкую 270 тыс.км.кв. Расположение северной границы полуострова у разных авторов варьируется, но сравнительно незначительно. Возникающий при этом излишек территории никак не может оцениваться в 80–100 тыс.км.кв. Автор этих комментариев прибегнул к известному специалистам, достаточно простому и точному, весовому способу определения площадей при помощи аналитических весов. Полученная при этом площадь, в границах устьев рек Рекинники — Анапка составила около 270 тыс.км.кв. Следовательно, площадь полуострова Камчатка занимает 57% территории всей Камчатской области (472,3 тыс.км.кв), имея в виду прежнее административное деление, принятое до разделения на Камчатскую область и Корякский автономный округ. — А.О.
2. …в направлении с запада на восток это пространство связано с материком 60-верстным перешейком…  — Разные авторы место соединения Камчатки с материком обозначают неодинаково (см. коммент. 1). По линии устьев рек Рекинники — Анапка это около 95 км; верста — упоминается в литературных памятниках с XI в. В настоящее время вышедшая из употребления мера расстояний, равная 500 саженям (тоже устаревш.), или 1,0668 км (БСЭ. 3-е изд. М., 1971. Т. 4. С. 549). — А.О.
3. …именуется… каналом де Фриса между Америкой и Азией. — На карте Ф. И. Страленберга 1730 г. юго-восточная часть Камчатки заканчивается «проливом Фриса». Он дан между «Землей Штатов» и «Землей Компании», то есть между Итурупом и Урупом. Это изображение было заимствовано из карты голландского мореплавателя М.Г. Фриса 1643 г. Страленберг ошибочно решил, что этот пролив находится между Камчаткой и Америкой. Г.В. Стеллер, к сожалению, поверил этой ошибке. — Б.П.
4. …лежит материк Америки… на 56° широты… на расстоянии 60–70 голландских миль…  — это 444,42–518,49 км. Ошибочное представление того времени. Истинное расстояние значительно преуменьшено, в чем легко убедиться, взглянув на карту. Голландская, или нидерландская миля равнялась 7,407 км (БСЭ. 2-е изд. М., 1954. Т. 27. С. 494). — А.О.
5. …острова канала (пролива) расположены на расстоянии всего 20–25 миль…  — или, по-современному, это 148,14–185,175 км. В действительности, от мыса Африка (на Камчатке) до мыса Северо-Западного (на о-ве Беринга), а это ближайшие точки на суше, — около 180 км, от мыса Камчатского — около 188 км. — А.О.
6. Наибольшей ширины оно достигает на 56° северной широты… — См. коммент. 1. Некоторые другие авторы наибольшую ширину полуострова считают равной 450 км (БСЭ. 2-е изд. М., 1953. Т. 19. С. 552). — А.О.
7. …местность между устьем реки Большой… и гаванью Авача… имеет 28 миль… — это 207,396 км. В действительности это расстояние, по прямой, — около 170 км. — А.О.
8. …с середины его [перешейка] в обе стороны открывается вид на море. — О том, что с перешейка Камчатки между Лесной и Карагой в ясную погоду можно увидеть сразу два моря — Охотское и Берингово, — русские знали еще в середине XVII века. Так, в росписи чертежа Сибири 1673 («181») года было сказано: «А через тот камень ходу день, а как на него человек взойдет, и он моря видит — Ленское и Амурское» (Титов, 1890, с. 53–54). Писал об этом и С.П. Крашенинников: «… в тех местах земля так уска, что, по достоверным известиям, с высоких гор в ясную погоду на обе стороны море видно» (Крашенинников С.П., 1949, с. 99). То же самое отмечается в знаменитой, составленной А. Деливроном «Лоции северо-восточного океана» (1910. Т. 4. С. 136). — Б.П.
9. О происхождении названия «Камчатка» смотри многочисленные публикации Б.П. Полевого. — А.О.
10. …назвали… обитавших на ней [реке Камчатке] жителей… камчадалами. — Г.В. Стеллер совершенно правильно отмечает, что этноним «камчадал» происходит от названия реки Камчатки. К сожалению, многие современные филологи, плохо знающие раннюю историю Камчатки (Н.А. Бондарева, В.В. Леонтьев и др.), пытаются доказать обратное: что название реки Камчатки будто бы возникло от этнонима «камчадал». Однако всем серьезным исследователям хорошо известно, что название реки Камчатки возникло в начале 60-х годов XVII в., тогда как этноним «камчадал» появился лишь с 90-х годов XVII в. Лишь во второй половине XX в. изучение документов середины XVII в. показало, что название «Камчатка» впервые возникло еще на Колыме в середине 50-х годов XVII в., когда группой казака Камчатого был открыт южный переход с Колымы на Индигирку. Тогда по имени Ивана Камчатого стала называться река индигирской водной системы, на которую выходил волок верховьев колымской реки Ожегиной. Подробнее см.: «В поисках истины. О происхождении названия «Камчатка» и о походе И.М. Рубца «вверх реки Камчатки» (Полевой Б.П., 1988, с. 142–162). — Б.П.
11. См. коммент. 12.
12. К сожалению, большинство приведенных в труде ительменских названий (топонимов, животного и растительного мира, соседей и т. д.) представлены на исчезнувшем еще в XIX в. «восточном языке» (так именуют современные лингвисты: Володин А.П. Ительменский язык. Л., 1976. С. 16). А в бытующем ительменском языке таких терминов нет. — Н.С.
13. Интересно заметить, что названная Г.В. Стеллером группа ительменов отмечалась и др. исследователями более позднего времени (К. Дитмар, В.Н. Тюшов, В.Н. Маргаритов и др.). Самоназвание «ительмен», производное от «итэнмэн» — живущий — сохранилось до настоящего времени. — Н.С.
14. В современном языке «кэмма», «кма» в переводе значит «я». — Н.С.
15. «Хуиггоай» — Huigh goai — этноним, использованный Г.В. Стеллером, но отвергнутый С.П. Крашенинниковым, хотя он обычно ссылался на мнение немецкого ученого. — Б.П.
16. Японцы… получили… имя «сюсаманн». — Этноним suhsamann действительно относится к японцам. На Сахалине японцев называли «шишам», «шиши», «сюзам». От этого айнского названия происходит самое первое русское название японцев — «чижем» — в 1652–1653 гг. Подробнее см.: «Первое известие с Амура о японцах» (Полевой Б.П., 1994, № 3, с. 96–100). Многие полагают, что это название происходит от айнского слова «шиша» («металлическая иголка»). — Б.П.
17. «Куши» — Kusin, Kuschi — наименование айнов. — Б.П.
18. Утку Anas caudacuta Islandica Wormii… называют также «аангич», давая в этом имени звукоподражание крикам данной утки… — Речь идет о морянке Clangula hyemalis (L.), отряд Гусеобразные (Anseriformes). На Камчатке это обычная и наиболее многочисленная из уток в период пролета и зимой. Ее повсеместно можно увидеть в устьях крупных рек, в лиманах, бухтах и заливах, на морях и океане у побережий. Собираясь стаями, морянки крикливы (особенно в марте и апреле во время весеннего пролета), и их крик действительно напоминает употребляемое здесь название. Гнездится морянка на заболоченных тундрах с озерами, главным образом в континентальных районах Камчатской области. На полуострове Камчатка ее гнездовья спорадичны. — Е. Л.
19. Археологические исследования на Южной Камчатке (Диков, 1979; Дикова, 1983; Пономаренко, 1993), а также исследование широкого круга источников по этнокультурным связям ительменов, предпринятое И.С. Вдовиным (История и культура ительменов. 1990. С. 24–30), подтверждает мнение Г.В. Стеллера. Н. Н. Диков пришел к выводу о сильном культурном и этническом воздействии айнов на ительменов Южной Камчатки, которое, тем не менее, не повлекло их ассимиляции. Т.М. Дикова отметила влияние айнов на культуру ительменов Южной Камчатки только позднего периода. По ее мнению, нет оснований говорить о границе обитания айнов на Южной Камчатке. Лучше поставить вопрос о границе их влияния, распространившегося на ительменов, живших на морском побережье. Результаты археологических исследований А.К. Пономаренко на Юго-Восточной Камчатке и п-ве Лопатка в 1990–1991 гг. подтверждают существование этнокультурных контактов предков ительменов Южной Камчатки с населением Курильских островов начиная с конца II тыс. до н. э. до XVII в. н. э., когда охотскую культуру Курильских островов сменяет неоайнская культура нейдзи. На Южной Камчатке от м. Лопатка до широты г. Петропавловска-Камчатского сейчас известны около 70 археологических памятников древнеительменской культуры возрастом от III тыс. до н. э. до XVII–XVIII вв. н. э. И.С. Вдовин обоснованно считает, что связи ительменов с населением Курильских островов начали складываться до появления на них айнов, когда там существовала охотская культура. Под влиянием контактов с айнами на юге Камчатки сформировалась особая этническая группа ительменов, впитавшая некоторые элементы культуры айнов. Ительменское влияние на айнов, оказавшихся на Камчатке, было многосторонним и напоминало ассимиляцию их ительменами. С присоединением Камчатки к России и началом сбора ясака миграция айнов с Камчатки на Курильские острова усилилась, а во второй половине XVIII в. они окончательно ушли с Камчатки, и с этого же времени прекращаются их связи с ительменами. — А.П.
20. По новейшим исследованиям с айнами связывается формирование неолитической культуры Японии. Еще на рубеже нашей эры айны, населявшие Японские острова, постепенно вытеснялись пришельцами с материка. В дальнейшем, с расширением границ первого Японского государства, айны были вытеснены на о. Хоккайдо. До XV в. о. Хоккайдо был независимым, в Японии его рассматривали как иностранное государство, хотя никакого государственного правления там не было. Для социальной организации айнов в этот период, близкой к военной демократии, были характерны территориальные группировки, объединявшиеся, по-видимому, только в момент военной опасности. В остальном айны легко поднимали оружие не только на своих врагов, но и друг на друга. Начиная еще с XVII в. японцы все настойчивее проникали на о. Хоккайдо, стремясь там закрепиться. По-видимому, под все возраставшим напором теснимые айны начали переселяться на Сахалин и Курилы, где айнская культура нейдзи начала формироваться с XV в., адаптируясь среди местного населения, носителей охотской культуры, сохранившейся на Курилах до XVII в. В основе хозяйства охотской культуры лежал морской зверобойный промысел. Переселявшиеся с о. Хоккайдо на Курильские острова айны постепенно слились с коренным населением островов. Сформировалась локальная группа курильских айнов. Морской зверобойный промысел не имел у них широкого распространения, долгое время сохранялось речное рыболовство как основной вид хозяйства. Под влиянием охотской культуры айны освоили морской зверобойный промысел, теплое полуподземное жилище, а от ительменов Южной Камчатки заимствовали сани и ездовых собак. При этом Северные Курилы были, по-видимому, крайней точкой распространения айнской культуры, где она сформировалась к XVII–XVIII вв. (Голубев, 1976; 1986; 1988. Таксами, Косарев, 1990). — А.П.
21. Парамузис. — Остров Парамушир. — Б.П.
22. Якуты — самоназвание саха; чукчи — общее самоназвание луораветлан (настоящие люди); оленные чукчи — чаучу, чавчу; береговые — анкалын. — Н.С.
23. Современными специалистами подтверждаются данные Г.В. Стеллера о происхождении этнонима коряки — от названия оленя — койана; о близости культуры чукчей и коряков, их языков (Вдовин И.С. Очерки истории и этнографии чукчей. М.; Л., 1965). — Н.С.
Общность происхождения коряков и чукчей подтверждают исследования И.С. Вдовина (1973, с. 256–257) и И.С. Гурвича (1983, с. 117). Генетическую близость чукчей, эскимосов и коряков констатировала группа исследователей, проводивших генетико-антропологические исследования на Чукотке (Алексеева и др. 1978, с. 39–40). По археологическим данным происхождение чукчей связано, по-видимому, с усть-бельской культурой Чукотки, датируемой началом II – первой половиной I тыс. до н. э. (Диков, 1979, с. 152, 154). Древнекорякская культура начала формироваться на северном побережье Охотского моря в конце I тыс. до н. э. — начале I тыс. н. э. на основе местной неолитической токаревской культуры (Лебединцев, 1990, с. 226, 232). — А.П.
24. В корякском языке существует несколько диалектов и специалистами они разделены на две ветви: чавчувенскую (северо-западную) и алюторскую (юго-восточную) (Вдовин И.С. Очерки этнической истории коряков. Л., 1973. С. 16–17). — Н.С.
25. Деление ительменского языка в XVIII в. на три части: северный народ — долина р. Камчатки и восточное побережье от р. Уки до р. Налачевой; южный народ — по восточному побережью — от р. Налачевой до м. Лопатка, а по западному — от м. Лопатка до р. Хайрюзовой; и западный народ — от р. Хайрюзовой до Тигиля сохранилось до середины XIX в. с незначительными территориальными изменениями. В XX в. сохранилось лишь «западное наречие», которое делится на два диалекта: седанкинский (северный) и хайрюзовский (южный). Последний условно называется в настоящее время напанским (Володин А.П. Ительменский язык. Л., 1976. С. 16–17). — Н.С.
26. …не нашлось ни одного русского толмача, знающего этот язык. — По-видимому, речь идет об «особой народности» — айнах. — А.О.
27. …Кунашира, четвертого со стороны Японии острова. — Г.В. Стеллер ошибался, считая остров Кунашир «четвертым со стороны Японии». На самом деле Кунашир отделен от Японии только одним островом — Хоккайдо («Матмей»). — Б.П.
28. Неверно включение «чукотского наречия» в корякский язык. Это два самостоятельных палеоазиатской группы языка. — Н.С.
29. Америка была заселена в палеолите из Северо-Восточной Азии хорошо вооруженными против арктического холода людьми, пришедшими на Чукотку не позднее 27–25 тыс. лет назад накануне сартанского оледенения, в период карагинского межстадиала (межледниковья). Первой обнаруженной и исследованной Н.Н. Диковым подлинно палеолитической культурой на Северо-Востоке Азии является ранняя ушковская верхнепалеолитическая культура Камчатки, возраст которой 13–14 тыс. лет. Н.Н. Диков считает, что Канадский и Лаврентьевский ледниковые щиты, слившись, стали непроходимым барьером. Распространение льда на севере Канады вынуждало людей покидать ранее заселенные места, вызвало отток населения в разных открытых направлениях и в том числе с территории Северной Канады в сторону Аляски и через Берингию к Чукотке и Камчатке. Североамериканские охотники, носители культуры бритиш-маунтин, известной на Аляске еще для периода 20–18 тыс. лет назад, но распространенной, видимо, шире, чем ареал отмеченный ныне ее памятниками, под натиском наступающего ледника мигрировали по всей обширной Берингийской зоне от Аляски до Камчатки. Ушковская культура VII слоя, вероятно, является реликтом культуры, производной от субстрата, в формировании которого не последнюю роль сыграла культура бритиш-маунтин. Ушковская культура развивалась на своей собственной основе, она является реликтом еще не выявленной на Камчатке более древней фазы ушковской культуры без клиновидных нуклеусов, которая древнее любых других культур с клиновидными нуклеусами, включая дюктайскую. Ранняя ушковская культура не участвовала в самом первоначальном заселении Америки, однако она сыграла существенную роль в ее заселении в конце сартанского времени, примерно, 13–12 тыс. лет назад, когда в Северной Америке снова возник межледниковый коридор, ведущий вглубь континента со стороны Аляски. В конце плейстоцена на Аляску распространилась ушковская позднепалеолитическая культура. Это была миграция древнейших в Америке протоэскимосо-алеутов. Тесная типологическая связь позднего камчатского палеолита с дюктайским на Алдане имеет отчасти генетическую основу. В то же время его резкое отличие от раннего камчатского палеолита в наиболее характерных вещах — наконечниках стрел и нуклеусах — является, вероятно, следствием принадлежности обеих культур (VII и VI слоев ушковских стоянок) к совершенно различным этническим общностям с особыми технико-типологическими традициями (Диков, 1977; 1979). — А.П.
30. Речь идет, скорее всего, об эскимосах Аляски. — Н.С.

Назад