Назад

Ледяные творения Арктики

Любой человек, кому хоть раз довелось их увидеть, вряд ли останется равнодушным и после еще долго с восхищением будет вспоминать и рассказывать своим друзьям и близким о встрече с айсбергами, этими прекрасными и величественными творениями природы, похожими на замки с башнями, горные пики с зубцами или плавающие глыбы с подобными отвесным утесам сторонами. Однако айсберги пользуются у моряков плохой репутацией (достаточно вспомнить трагическую судьбу «Титаника») и потому они избегают лишний раз встречаться с ними.
Айсберг
Когда эти гигантские сверкающие ледяные горы, значительная часть которых находится под водой, путешествуют на юг из высоких широт Арктики, они тают до тех пор, пока их центр тяжести не смещается. Айсберги становятся неустойчивыми и переворачиваются в считанные секунды. В дальнейшем, по мере таянья, они будут переворачиваться снова и снова, до тех пор пока не станут маленькими белыми холмиками льда.
Отдельные очень большие айсберги дрейфуют почти до Бермудских островов (однако это не прямой маршрут и путешествие занимает два или три года), но большинство из них до того как растают, едва достигают района острова Ньюфаундленд.
Лед айсберга имеет мало общего с замерзшей морской водой (так называемым паковым льдом). Ведь айсберг состоит из пресноводного льда. Он происходит из снега, который выпал на сушу там, где зимний снегопад превосходит летнее таянье. Этот снег накапливался в течение нескольких тысяч лет и прессовался своей собственной тяжестью в массу плотного льда, полного воздушных пузырей, которые захватывались во время снегопадов. Они и придают айсбергам их сверкающее искрение и мягко шипят при таянье льда, освобождая воздух тысячелетней давности. Так как айсберг состоит из пресного льда, аборигены Арктики нередко используют талую воду для питья и приготовления пищи.
Когда ледовое покрывало начинает двигаться под своей собственной тяжестью, оно становится ледником, незаметно скользящим вниз по склону через долины по направлению к морю. У кромки воды на выступающий край ледника действуют сила тяжести, приливы и отливы, солнечный свет, ветра и волны, которые отламывают от него огромные куски — айсберги.
93% айсбергов в мире образуется в водах, окружающих Антарктиду, где 11 тыс. км прибрежной линии материка состоит из ледников, которые сталкиваются с водами океана. Эти айсберги являются наиболее крупными — размеры одного, замеченного в 1956 г., составляли 100 км в ширину и 330 км в длину.
В северном полушарии Гренландия обладает самым большим ледовым панцирем, измеряемым в 1,7 млн. кв. км. Около 10 тыс. лет тому назад она накопила покров льда толщиной в 3 км. Он настолько тяжел, что поверхность Земли в центре этого огромного острова на 365 м ниже уровня моря. Гренландия является фабрикой айсбергов Северной Атлантики, производящей ежегодно свыше 10 тыс. ледяных глыб от почти тридцати ледников.
Айсберг
Насколько велики арктические айсберги? Самый большой, когда-либо зарегистрированный в северном полушарии, был замечен вблизи Баффиновой Земли в 1882 г. и достигал 11 км в длину и 6 км в ширину. Его вершина возвышалась на 210 м.

     После трагической гибели «Титаника», когда люди осознали какую угрозу для судоходства представляют айсберги, 30 января 1914 г. прибрежные страны северного полушария основали Международный Ледовый патруль, который с тех пор, за исключением периода двух Мировых войн, постоянно патрулирует район площадью 600 тыс. кв. км от 52 параллели на севере до 40 на юге и от 39 до 57 градуса западной долготы. Ледовый патруль обнаруживает айсберги, определяет их местоположение, прогнозирует дрейф и дважды в сутки передает радиосводки для находящихся поблизости судов, а также для команд по наблюдению за айсбергами, посылаемых компаниями, ведущими разведку месторождений газа на континентальном шельфе с плавучих буровых платформ. Поскольку последние могут быть повреждены или даже опрокинуты, если их заденет самый маленький обломок айсберга, компании используют специальные буксиры для того, чтобы оттягивать или отталкивать айсберги с их курса, пока они не приблизились на опасное расстояние к буровой установке.
До 1931 г. Ледовый патруль работал на судах; после Второй Мировой войны наблюдения стали проводиться в основном с самолетов, причем в последние годы широко используется электронное оборудование дистанционного слежения, при помощи которого с высоты 3000 м контролируется полоса поверхности океана шириной в 85 км, что позволяет обнаружить любой айсберг даже в туман и снег. Работа Ледового патруля позволила практически полностью исключить угрозу столкновения судов с айсбергами, однако при каждой встрече с ними люди, по-прежнему, не перестают восхищаться величественной красотой этих ледяных творений природы.

(По материалам журнала «Canadian Geographic»)

Назад