LOGO
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ
ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА

СМЕНИВ МУШКЕТ НА АВТОМАТ,
ПИРАТ ПО-ПРЕЖНЕМУ ПИРАТ

Г. ЯСТРЕБЦОВ.
Из газеты «Труд», печатается с сокращениями

 

Грабитель — профессия если и не древнейшая, то очень-очень древняя. Первый разбойник, скорее всего, явился на белый свет рука об руку с первым владельцем частной собственности. Во всяком случае, многие исторические манускрипты, как о деле весьма обычном, повествуют о нападениях злодеев на торговые караваны и купеческие суда. Так, автор арабского трактата IV века «Чудеса суши и моря» Шамсаддин Абу Абдаллах ас-Суфи ад-Димашки предупреждает мореплавателей о том, что на островах Индийского океана обосновались пираты, которые безжалостно разоряют и топят проходящие мимо корабли.
Что уж говорить о временах великих географических открытий, когда испанцы, португальцы и прочие покорители океанов на собственном опыте убедились, что наша планета отнюдь не плоская, как блин, а совсем наоборот — круглая, будто апельсин.
Тяжело груженные золотом, отобранным у инков, майя и ацтеков, галеоны завоевателей-конкистадоров направлялись из Америки к пиренейским берегам, но не все из них счастливо достигали Испании. Одни становились жертвами штормовых волн, другие подвергались нападениям любителей легкой наживы. Пираты, флибустьеры, буканьеры — как только они себя не именовали! Однако суть была одна — грабить, отбирать.
Наивно было бы полагать, что дальние океанские путешествия притягивали энтузиастов-романтиков. Даже в первое плавание на каравеллах Колумба шли, по утверждению известного исследователя Хельмута Ханке, закоренелые бандиты, каторжники, «рыцари удачи».
Как говорится, охота пуще неволи. Испанцы грабили американских индейцев, англичане нападали на испанцев, французы — на англичан. В 1695 году арматоры Бристоля вооружили парусник «Дюк», задачей которого было, как пишет автор книги «Флибустьерское море» Жорж Елен, «бороться с флибустьерами Карибского моря». Арматоры получали деньги от продажи богатств, захваченных на борту пиратских, да и не только пиратских судов. Таким образом, борьба с морским бандитизмом приносила не меньше барыша, чем сам этот бандитизм, тем более что капитан «Люка» единолично решал, какое из остановленных и осмотренных судов считать пиратским — в зависимости от ценности груза на его борту. После такого «осмотра» экипаж высаживали на пустынный берег, а судно переоборудовали или пускали ко дну.
Многим известно имя англичанина Фрэнсиса Дрейка, жившего в XVI веке. Он «прославился» множеством пиратских рейдов в Карибском море и Атлантике. Но, наверное, не все знают, что этот разбойник с большой морской дороги однажды превратился в аристократа и адмирала. О том, как это произошло, рассказывает историк морского флота Пауль Вернер Лайте.
После захвата галеона «Какафуэго» в руки Дрейка попало двадцать шесть тонн серебра, сорок килограммов золота и тринадцать ящиков, доверху набитых золотыми изделиями и драгоценными камнями. Понимая, что на обратном пути его может ожидать возмездие со стороны испанцев, пират принял решение окольными путями возвратиться на родину. После долгой и изнурительной кругосветки в апреле 1581 года Дрейк оказался в Англии. Королева Елизавета I посвятила его в рыцари прямо на палубе «Золотой лани», бросившей якорь в Дептфорде.
Новоиспеченный сэр Фрэнсис Дрейк получил также чин адмирала и в 1588 году участвовал в разгроме испанской «Непобедимой армады».
А ряды флибустьеров год от года пополнялись добровольцами-волонтерами, желавшими быстро разбогатеть и тут же шумно прокутить награбленное. Небезынтересно, что действия пиратов после взятия каждого торгового судна были расписаны в особом документе. Первоначально по канцелярской терминологии он назывался фрахтовой грамотой, но очень скоро в разбойничьей среде его переименовали в «фартовую» грамоту.
«В соответствии с законом Флибустьерского (Карибского) моря, — повествует Жорж Елен, — оценщики на острове Тортуга должны были произвести опись добычи, после чего она делилась на несколько частей: определенная доля шла Вест-Индской компании, губернатору и прочим властям. Из общей добычи непременно забиралась часть, предназначенная для выплаты компенсации получившим ранения или увечья. За потерю одного глаза причиталось сто реалов, за оба глаза — шестьсот, за правую руку — двести, за ногу — тоже двести. Получатель мог взять вместо денег рабов, когда таковые оказывались на «призовом» судне.
На случай, если в опьянении битвой в момент штурма вражеского корабля кому-то случалось украдкой сунуть в карман пригоршню дукатов или драгоценных камней, экипажу торжественно предлагалось перед дележкой добровольно вернуть эти предметы в общую казну. Причем слишком жуликоватого пирата его собратья могли без долгих раздумий вздернуть на рее, раскаявшегося же даже не упрекали — дескать, кто из смертных без греха.... »
Так и подмывает успокоить наших читателей: мол, все эти пиратские страсти-мордасти остались где-то в «темном царстве» феодализма. Ан нет! Грабителей в морях и океанах и по сей день полным-полно. Естественно, вместо старинных мушкетов на вооружении у них современные автоматы, а плавают они не на парусных бригах, а на небольших, но скоростных и маневренных катерах с мощными моторами.
Мне самому во время плавания на учебном барке «Товарищ» довелось быть свидетелем и участником довольно-таки экзотических событий. В одно прекрасное утро радист принес капитану Олегу Ванденко радиограмму из Москвы. Высокое начальство Минморфлота предупреждало все суда, находящиеся у северо-западного побережья Африки, о возможном нападении пиратов. Оказывается, незадолго до этого был прецедент — пострадал экипаж сухогруза, плававшего под либерийским флагом. А мы на «Товарище» как раз вышли из пролива Гибралтар в Атлантический океан и спускались на юг вдоль побережья Марокко.
По судну была объявлена тревога. Капитан приказал усилить бдительность, выставил дополнительные вахты с биноклями. Члены экипажа и курсанты во все глаза осматривали горизонт, не мчит ли на нас пиратский катер. Тем более что в те годы было много сообщений в прессе о «подвигах» знаменитой мадам Вонг в Южно-Китайском море: катера с вооруженными до зубов молодчиками этой мадам успешно грабили торговые и рыболовецкие суда.
Не знаю уж, были ли вооружены иностранные экипажи, а у нас на «Товарище» кроме старой сигнальной ракетницы да «духовой» винтовки, позаимствованной в херсонском тире, никакой другой «артиллерии» не оказалось. Но и пиратов не пришлось увидеть — повезло. А вот в Бомбее мне рассказывал индийский моряк, как темной ночью его судно ограбили вблизи острова Ява. Море было спокойным, теплоход шел заданным курсом, когда тишину разорвали выстрелы — к левому борту незаметно подкрался катер с потушенными бортовыми огнями. Несколько пиратов с помощью веревок и крючьев взобрались на палубу, дали очередь из автомата для устрашения, приказали капитану остановитъ судовые двигатели. Не прошло и десяти минут, как налетчики скрылись, опустошив капитанский сейф и каюты моряков.
Во Владивостоке я слышал рассказы российских моряков и рыбаков о встречах с пиратами. Нападают чаще всего в районе Сингапура и в Малаккском проливе — там суда идут на малой скорости. Однажды банда китайцев и филиппинцев напала на сухогруз, идущий во Владивосток из Одессы. При этом был ранен второй помощник капитана. В другой раз прямо в порту бандиты забрались на палубу камчатского БМРТ. Вахтенный матрос успел поднять тревогу и тут же получил ножом в живот.
Возникает закономерный вопрос: кто-нибудь пытается остановить на морях и океанах волну насилия? Официально морской бандитизм строго порицается. Женевской конвенцией от 29 апреля 1958 года пиратство в открытом море определяется как «незаконный акт насилия или хищения (грабежа) со стороны экипажа или пассажиров одного корабля против другого, или лиц, или их имущества, находящегося на борту...»
По сути же гражданские суда оказываются абсолютно беззащитными. Вот зарубежная статистика. В течение одного 1993 года пиратским нападениям подверглось более четырехсот судов различных стран мира. С 1984 по 1994 год в стычках с морскими разбойниками погибло более тысячи моряков.
Недавно генеральный секретарь Международной Морской организации (ИМО) Уильям О'Нил направил всем членам ИМО официальное предупреждение о росте угрозы пиратства в мире. Глава организации письменно потребовал от председателя Комитета по безопасности на море (есть и такой) г-на Паттофатто усилить меры по предупреждению и подавлению актов пиратства и вооруженных ограблений судов.
Помогут ли такие «бумажные залпы» оградить моряков и пассажиров от бандитов? Вряд ли. Ежеквартально штаб-квартира ИМО получает не менее двух десятков сообщений о нападениях. Чаще всего — у берегов Юго-Восточной Азии, Южной Америки, Африки.
Пиратский промысел приносит морской мафии немалые доходы. И потому он продолжается.

СОДЕРЖАНИЕ