LOGO
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ
ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА

Хроника рыбацкого столетия

Присоединение Камчатки к России. Казачьим пятидесятником, анадырским приказчиком Владимиром Атласовым «со товарыщи» 13 (24) июля 1697 года в устье реки Канучь (Белой, Крестовой) в честь этого был установлен крест. В «скасках» Атласова мы встречаем и первое сообщение о главных богатствах нашего полуострова.
Население Камчатки в этот период составляет примерно 20 тысяч человек. На каждую душу вылавливалось около 900 штук рыбы (для питания людей и собак). Общий улов достигает примерно 300 000 центнеров рыбы в год.

1697 год.

Известный исследователь Камчатки С.П. Крашенинников так передавал свои впечатления о рыбных богатствах полуострова в бессмертном «Описании земли Камчатки»: «Главное довольство камчатских обывателей состоит в разных родах лососевых... Все рыбы на Камчатке идут летом из моря в реки такими многочисленными рунами, что реки оттого пребывают и выступают из берегов...»

1737 — 1741 года.

От оспы, завезенной на полуостров казаками, погибло около пяти тысяч камчадалов.

1768 год.

По данным историка А.С.Сгибнева, автора «Исторического очерка главнейших событий в Камчатке», «был страшный неулов рыбы».

1769 год.

Капитан Т.И.Шмалев сообщал в Охотск, что казенное судно приходит на Камчатку один раз в год, привозит продовольствие и забирает «мягкую рухлядь» — меха, и по легкости судно догружается балластом — камнями, когда можно было бы рыбой...

1773 год.

До 1800 года России было достаточно рыбы, которая добывалась из рек и озер. Но в ХIХ веке при быстром росте населения (без учета Финляндии в 1856 г. — 56,2 миллиона человек, 1897 — 126,4 миллиона, 1904 — 141,4, а в 1911 — 164 миллиона) речной и озерной рыбы уже было недостаточно.
Первым усиленной эксплуатации подверглось Азовское море. Затем — Балтийское (в 60-х годах ХIХ века уловы здесь достигали нескольких сотен тысяч пудов). В 70-х годах началось промысловое освоение Каспийского моря, позднее — Черного.
На Белом море и в Ледовитом океане промысел за столетие расширился слабо.

Начало ХIХ столетия.

Катастрофический «неподход» рыбы к берегам Камчатки. Голод в северных районах полуострова. Отмечались случаи людоедства.

1816-1817 и 1820 г.г.

С конца XYII в. до середины XIX в. количество добываемой рыбы на Камчатке уменьшилось более чем в 10 раз. Если вся пушнина шла на вывоз, то рыба оставалась на месте. Обмен, как 200 лет назад, оставался внутриплеменным.

Середина ХIХ века.

11 декабря в японской бухте Симода во время землетрясения потерпел крушение фрегат «Диана». Экипаж под руководством лейтенанта А.Ф.Можайского в присутствии японцев построил новую шхуну — «Хеда», тем самым заложив основы японского кораблестроения в соз-дании парусного флота принципиально нового типа — способного преодолевать большие расстояния.
Вслед за американскими и канадскими браконьерами японцы отправились за морскими котиками и бобрами, а затем за камчатским лососем и крабом.

1854 год.

В Сан-Франциско создано три тресколовные компании — Линдх — Хауф, Бишард и Мак-Коллен, специализирующиеся на промысле у берегов Южной Камчатки — в районе Явинской тресковой банки. Добыча каждой шхуны (а их ежегодно посылали 10-12) составляла от 180 до 350 тысяч штук. Продукция — соленая треска и рыбий жир из тресковой печени — до 400 галлонов на шхуну. Ежегодная прибыль — около 40 000 долларов у каждой компании.

1860 год.

Американцы освоили изготовление пищевых консервов из тихоокеанских лососей.

1862 год.

Курильские острова переходят к Японии в обмен на остров Сахалин.

1875 год.

Русское правительство запрещает иностранный промысел в своих территориальных водах без разрешительных билетов и облагает налогом вывозимую за пределы России рыбопродукцию.

1882 год.

Начинается продажа японцам дальневосточного лосося в низовьях реки Амур.

1892 год.

2 декабря. Приамурским генерал-губернатором введены особые правила для производства промыслов в Приморской области (Камчатка входила в нее как округ) для пресечения иностранного браконьерства.

1894 год.

Доверенный Русского Товарищества П. М. Гринвальд в устье реки Камчатки засолил 87 бочек чавычи весом 1218 пудов методом посолки двинской семги. Но этот метод не оправдался: рыбу, направленную в Санкт-Петербург через Сан-Франциско, пришлось выбросить в море.

1896 год.

Гринвальд переходит на японский сухой посол рыбы- «бара»: «...рыбу, только что пойманную, потрошат, пластуют, складывают рядами на циновку, обильно пересыпают каждый ряд сухой солью...»
Заготовлено 8 тысяч пудов рыбы, которая вся была продана в Японии по очень высокой цене.
Русское Товарищество котиковых промыслов реорганизовано в Камчатское торгово-промышленное общество. Основной капитал  — 1 миллион рублей золотом, разделенный на 8000 акций по 120 рублей золотом каждая.

1897 год.

При Приамурском генерал-губернаторе учреждено особое управление государственными имуществами, в ведение которого вошла и дальневосточная рыбная промышленность.
Камчатское торгово-промышленное общество ведет промысел рыбы помимо устьев рек Камчатки и Столбовой в устье реки Озерной (восточной) и бухте Тарья (Авачинская губа).
Заготовлено и продано в Японию 30 831 пуд соленой рыбы. Уплачено в казну (по 5 копеек с пуда) 1941 рубль 57 копеек.
Отмечено появление большого количества браконьерских японских шхун не только на западном, но и на восточном побережье полуострова.

1898 год.

Официально японцы ведут промысел на 47 участках охотоморского побережья. Общий вылов в год составил 130 000 центнеров рыбы.
Русские рыбопромышленники заготовили и вывезли с Камчатки 114 684 пуда рыбы, пошлина составила 5840 рублей 40 копеек.
Камчатское торгово-промышленное общество приступает к строительству рыбоконсервного завода в бухте Тарья мощностью 800 ящиков по 4 дюжины — 48 банок — весом 1 фунт или 38 400 банок ежесуточно и тукового завода суточной мощностью 50 тонн. Были механизированы процессы: подача рыбы от разделки на пристани в завод, нарезка рыбы на части фунтового веса, подача банки к укладке, укладка рыбы в банки, закупорка крышкой, которая, проходя по желобу, заливалась оловом.

1899 год.

Камчатское торгово-промышленное общество арендует на Камчатке 21 рыболовный участок.
Вылов составил 46 тысяч центнеров.
Хищнический промысел камчатского лосося ведут экипажи 16 японских пароходов и 30 парусных шхун. Ежегодная добыча браконьеров — 100 000 центнеров.
Американец Прот на бриге «Пай» добыл на песчаной лайде мыса Семенова 1500 штук моржей. Взяты были только моржовые клыки. С той поры моржи на многие десятилетия покинули мыс Семенова.

1900 год.

На 27 рыбалках Камчатки работают 600 японских рыбаков. 29 ноября вступают в силу новые «Временные правила для производства в территориальных водах Приамурского генерал-губернаторства морского промысла». Правилами разрешалось производство добычи и обработки рыбы только рабочими, имеющими русское подданство.
Иностранный промысел в российских дальневосточных водах запрещался.

1901 год.

Камчатка стала давать доход казне. В этот год он составил 55 тысяч рублей.

1902 год.

В связи с запретом использовать на промыслах иностранных рабочих на торгах было приобретено всего 8 рыболовных участков.
На Камчатке введены должности двух надзирателей за рыболовными промыслами западного побережья полуострова. Первыми рыбинспекторами стали Максим Иванович Сотников и Македон Александрович Ворошилов.
В Авачинской бухте, рядом с Петропавловским портом, канонерской лодкой «Манджур» задержана браконьерская японская шхуна «Явата-мару».

1903 год.

26 января Япония объявила войну России.
В ночь с 21 на 22 апреля 1903 года сообщение о русско-японской войне поступило на Камчатку. Созданы дружины народного ополчения. Смотритель рыболовных промыслов, отставной унтер-офицер М.И.Сотников назначен заведующим обороной западной Камчатки.

1904 год.

Июль. Японские шхуны уничтожены в устье реки Опала и у селения Явино.

1905 год.

18 июля. В устье реки Воровской японскими браконьерами убиты надзиратели за рыболовными промыслами М. И. Сотников и М. А. Ворошилов. Погибли и их добровольные помощники — восемь человек из камчадальского селения Воровское с одной родовой фамилией Спешневы.

1906 год.

15 июля подписана российско-японская рыболовная конвенция. Отменена пошлина за вывоз рыбы из России с японских рыбаков. Рыболовные участки сдавались в долгосрочную аренду. Разрешалось нанимать в рабочие лиц любой национальности.
В этот год японцами арендовано 74 морских рыболовных участка.
Российские рыбопромышленники Бонди и Бирич предприняли первую попытку замораживания лосося.

1907 год.

В Японии образовано «Общество морских промыслов Приморской области» — Рорио Енкайшу Суйсан — Кумий.
Началось переселение на Камчатку из Приморья ссыльных украинцев-молокан, ставших камчатскими рыбаками.
По данным статистики, в Японии в этот год жили исключительно рыболовством 810 тысяч человек, в Северных Соединенных Штатах Америки — 144 тысячи, в России (по переписи 1897 года) — 124 тысячи.

1908 год.

17 июня образована самостоятельная Камчатская область во главе с губернатором.
Началась засолка красной икры «русским» способом, на которую сразу же возник спрос в европейской части России.
В Лондоне образована компания английских рыбопромышленников с основным капиталом в 105 тысяч фунтов стерлингов. Компания имела на Камчатке три рефрижератора и закупала рыбу у русских и японских рыбаков.

1909 год.

В Санкт-Петербурге состоялся III Всероссийский съезд рыбопромышленников. Впервые был поставлен вопрос о необходимости правительственного кредита для русских рыбаков на Дальнем Востоке, чтобы воспрепятствовать японской экспансии, но вопрос был проигнорирован правительством.
Пущены в эксплуатацию рыбоконсервный завод Х. П. Бирича в Усть-Камчатске, завод К. В. Аккермана в устье реки Паланы.
Японцами построен первый рыбоконсервный завод по выпуску лососевых консервов в Усть-Камчатске (первый рыбоконсервный завод в Японии появится только в 1913 году, на о.Хоккайдо).

1910 год.

Траулер «Федя» «Тихоокеанского товарищества Грушецкого и К°» совершил свой первый рейс в заливе Петра Великого и добыл 200 тонн рыбы. Совещание рыбопромышленников в Хабаровске признало деятельность траулеров «вредной для всей охотско-камчатской промышленности потому, что они сильно понижают ценность продуктов, привозимых оттуда на рынки...».

1911 год.

На 12 лет подписана российско-японская рыболовная конвенция, согласно которой арендная плата не превышала 10 копеек за пуд выловленной рыбы.
В результате столыпинского переселения крестьян из центральной части империи на Дальний Восток было основано 12 новых поселений на Камчатке.

1912 год.

Грузооборот Петропавловского флота составлял: ввоз — 8 619 тонн, вывоз — 627 тонн. Посетило порт 37 судов.

1913 год.

Организовано крупнейшее японское монополистическое объединение «Ничиро Гио Гио Кабусики Кайша» по добыче и переработке рыбы в русских конвенционных водах, сконцентрировавшее в своих руках 85-90 процентов всей добычи.
Русские рыбопромышленники произвели на Камчатке 77000 ящиков консервов из лососей.
Краболовы Дальнего Востока выработали 730 ящиков консервов, после чего наступила длительная депрессия, продлившаяся вплоть до 1920 года.
Акционерным обществом «С. Грушецкий и К"» на Камчатке построен первый рыбоводный завод (в бассейне реки Большой, в 10-ти верстах от устья реки Быстрой). Выпущено 145000 мальков летней кеты и 475000 мальков нерки.

1914 год.

Начало работы рыбоводного завода А. Г. Демби, «построенного на небольшой горной речке, впадающей в Нерпичье озеро приблизительно в 20-ти верстах от устья р.Камчатки».
Выпущено 469227 мальков нерки и 83302 — кеты.

1915 год.

На острове Парамушир японская рыболовная компания «Ничиро Гио Гио Кабусики Кайша» построила крабоконсервный завод и стала эксплуатировать крабовые запасы западного побережья Камчатки.
Рыбоводный завод А. Г. Демби выпустил 214405 мальков летней кеты и 6668479 мальков нерки.

1916 год.

Японцы арендовали на Камчатке 218 рыболовных участков, вылов составил 450 тысяч коку (коку — полтора центнера). Обслуживало рыбалки 355 судов, общий тоннаж  — 117 тысяч тонн.
Камчатскими рыбоконсервными заводами выпущено 510 тысяч ящиков консервов (из них 239232 — русскими рыбопромышленниками, остальное — японскими).
На островах Шумшу и Парамушир работает 14 крабоконсервных заводов.

1917 год.

Японское военное командование объявляет свободный лов рыбы в охотско-камчатских водах. Беспредел продолжался до 1922 года.

1918 год.

К берегам западной Камчатки подошли японские плавучие крабоконсервные заводы (крабоконсервная фактория).
Русскими рыбопромышленниками на Камчатке изготовлено 45965 ящиков лососевых консервов.

1919 год.

28 февраля подписан декрет «О реорганизации Главного управления по руководству рыбной промышленности в России и его органов на местах», 31 мая — декрет «О рыбной промышленности и рыболовстве», в котором сделан упор на создание собственного рыболовного флота, охране рыбных запасов страны и направлении больших капитальных вложений в развитие рыбной промышленности Мурманска и Дальнего Востока.
Японские рыбопромысловые фирмы и компании объединились в «Союз японских рыбопромышленников в русских водах» («Кумиай») с правлением в Токио.

1921 год.

«...83 речных и 26 морских рыболовных участков по документам рыбного управления отданы 32 арендаторам — русским промышленникам, фактически же все эти лица играют подставную роль японцев». По данным Дальрыбохоты, в 1922 году выработано рыбных продуктов на речных и морских участках русскими рыбопромышленниками 1656178 пудов = 23583027 шт. и японцами на морских участках 4561483 пуд = 91306778 шт. По тем же сведениям японские рыбопромышленники имеют в Охотско-Камчатских водах приспособления и пост-ройки для добычи и заготовки рыбных продуктов на сумму до 40000000 рублей. Консервов вырабатывается на Камчатке 900000 ящиков, из них 200000 ящиков вырабатываются на русских заводах Демби и Грушецкого. Всего из лососины на Камчатке можно выработать до 7000000 ящиков. Америка вырабатывает 6100000 ящиков консервов из лососины. В ящик консервов входит 48 банок. Стоимость ящика колеблется от 6 до 10 амер. долларов.« (из отчета облревкома за 1923 год).
Между Хакодате (Япония) и некоторыми пунктами Камчатки (Петропавловск, Усть-Камчатск, Большерецк) открыто экспрессное пароходное сообщение.

1922 год.

Численность жителей Камчатской области — 35574 человека. Из них русских — 4561.
«На Камчатке частный капитал развернулся в форму добывающей промышленности (рыба, пушнина). Обрабатывающая промышленность выражена в 23-х консервных заводах, из которых только два завода (под сомнением) принадлежат русскому промышленнику, остальные принадлежат японскому синдикату. Ежегодный улов рыбы лососевой породы на речных и морских участках Охотско-Камчатского побережья достигает до 135-ти миллионов штук, из которых местным населением вылавливается для собственного потребления и корма собак 10000000 шт., а остальное количество добывается рыбопромышленниками. Арендная плата в 1923 году за речные участки выразилась в сумме 302312 руб. За морские участки в текущем году предполагается выручить 1500000 рублей.
Как морские, так и речные участки сдаются с торгов Дальрыбохотой во Владивостоке.» (Отчет облревкома за 1923 год).
Декретом от 2 марта «О порядке эксплуатации рыбных и звериных промыслов на Дальнем Востоке» аннулировались все ранее заключенные договоры о концессиях.
Обработку крабов на западном побережье Камчатки ведут шесть крабоконсервных плавучих заводов Японии.
Частные русские рыбопромышленники на Камчатке: Надецкий, Грушецкий, Гурдлев, Попов, братья Люри.
Прекратил работу рыбоводный завод на реке Рыборазводной, впадающей в озеро Нерпичье.

1923 год.

Образовано Охотско-Камчатское рыбопромышленное общество (ОКАРО), членами которого стали Дальгосрыбпром, Дальгосторг, Центросоюз. Уставной капитал  — миллион рублей. В задачи ОКАРО входило развитие и эксплуатация рыбных и звериных промыслов края, закупка пушнины и золота у местного населения, снабжение жителей предметами первой необходимости, охотничьими припасами и рыболовными снастями.

1924 год.

На основе постановления Дальревкома от 25 ноября было создано и другое государственное предприятие — «Дальгосрыбтрест».
К концу года добыча рыбы в водах Дальнего Востока увеличилась по сравнению с 1923 годом в семь раз.
В 1925-1926 гг. на восточном побережье Камчатки, главным образом в бассейне реки Камчатки, работала рыбоводно-охранная экспедиция Дальрыбы.

1925 год.

Постановлением Президиума ВСНХ РСФСР «Дальгосрыбтрест» был слит с акционерным обществом ОКАРО. Новое объединение сохранило название «Дальгосрыбтрест».
Японский синдикат Ничиро Гио-Гио Кабусики Кайша объединяет на Камчатке 22 из 24 рыбо- и крабоконсервных заводов, на которых работало 20 тысяч рабочих из 21 800 работающих на Камчатке.

1926 год.

Силами «Дальгосрыбтреста» на Камчатке, в устье реки Камчатки, строится первый государственный рыбоконсервный завод. В первый год завод выработал 57 тысяч ящиков лососевых консервов. Мощность 288000 банок за 8 часов работы. Все процессы 8 технологических линий механизированы.
Промысел и обработку крабов в западнокамчатских водах ведут девятнадцать японских крабоконсервных плавзаводов.
24 июля образовано Акционерное Камчатское общество по развитию экономической жизни и рационального использования естественного богатства Камчатского округа, Охотского и Ольского районов Дальневосточного края, островов, находящихся в Охотском и Беринговом морях, и острова Врангеля в Ледовитом океане. Основной капитал Акционерного общества определялся в 11 миллионов рублей. Акционерами могли быть только государственные учреждения и предприятия.
АКО приобретает в США свой транспортный флот: парусную шхуну «Охотск» грузоподъемностью 700 тонн, мощностью 300 л.с., деревянную моторную шхуну «Чукотка» грузоподъемностью 325 тонн, мощностью 384 л.с.
В Авачинской бухте АКО создана тресколовная база.
Начато строительство рыбоводного завода на озере Ушки, в бассейне реки Камчатка, мощностью 12 миллионов икринок (нерки, кеты и кижуча) в год.

1927 год.

В Японии, в порту Осака, поднят флаг СССР на переоборудованном японском пароходе «Тайя-мару» — плавучем крабоконсервном заводе «Дальгосрыбтреста», получившем новое название «Первый краболов» (капитан А.И.Дудник).
«Первый краболов», а затем и первый крабоконсервный плавучий завод АКО — «Камчатка» (капитан Г. И. Александров) встали на якорь в районе острова Птичьего, у западного побережья Камчатки, в одном из самых богатых крабовых районов мира.
В Москве создан Комитет по делам Камчатки и Сахалина, возглавляемый А. И. Микояном.
Заработала жестяно-баночная фабрика во Владивостоке, обеспечивающая камчатские рыбоконсервные заводы.
До 1928 года на Камчатке работает только один крабоконсервный завод — Кихчик-Кольский братьев Люри.
В этот год на промысел крабов вышло 22 японских крабоконсервных плавучих завода, выработавших 420 тысяч ящиков консервов на 16 миллионов 776 тысяч золотых рублей. Японцы выловили сетями 44,2 миллиона крабов.
Общий вылов по АКО составил 110,2 тысячи центнеров рыбы.
Начато строительство рыбокомбинатов: Озерновского, в устье реки Озерной, Микояновского, в двадцати километрах южнее Усть-Большерецка, а также Олюторского и рыбокомбината в устье реки Камчатки.
Подписана советско-японская рыболовная конвенция сроком на 12 лет. Всю необходимую рабочую силу японцы должны были привозить с собой.
На рыбопромышленных предприятиях Камчатки 52 процента всех рабочих — японцы.

1928 год.

Часть закупленных АКО американских пароходов переоборудована в плавучие крабоконсервные заводы — «Тунгус», «Юкагир», «Ламут», «Гиляк», «Коряк», прибыли с перегонов пароходы «Ительмен», «Эскимос», «Якут». Начат прибрежный промысел нерестовой сельди ставными неводами.
Открыт береговой крабоконсервный завод на острове Птичий.
В Петропавловске и в его окрестностях организованы рыболовецкие колхозы: «Амурский партизан» (председатель П. Щипляков), колхоз имени Лазо (председатель Н. Томский), колхоз «Красная связь» (председатель И. Максимов).
Общий вылов рыбы по АКО составил 214,5 тысячи центнеров.
Построен рыбокомбинат имени С. М. Кирова в устье реки Воровской.

1929 год.

На Озерновской косе появляются производственные мастерские (будущий судоремонтно-механический завод).
Летом во время пожара погибла шхуна «Охотск».
Проведена акклиматизация серебряного карася в бассейне реки Камчатки.
В августе в Петропавловск прибыл из США пароход «Орочон». Создан трест крабоконсервных заводов — «Кработрест», в состав которого переданы плавучие заводы — «Камчатка», «Тунгус», «Ламут», «Юкагир», «Гиляк», «Коряк», крабоконсервный завод на острове Птичьем.
Выпуск крабовых консервов осуществлялся и рядом предприятий в Усть-Камчатске-2 («Второй завод»), Озерной, Большерецке, Кихчике, Иче.

1930 год.

Зажата льдами Чукотского моря и раздавлена шхуна «Чукотка». Экипаж спасен.
В камчатских водах работает 9 плавучих крабоконсервных японских заводов.

1931 год.

Введены в действие «Правила рыболовства и добычи продуктов моря в тихоокеанских водах СССР».
В Петропавловске организована государственная МРС (моторно-рыболовецкая станция) для обеспечения колхозов промысловым оборудованием и рыболовецкими судами.
Камчатская область вошла в состав Хабаровского края.
В составе берегового хозяйства АКО 16 рыбокомбинатов с восемью консервными заводами, пятью жиромучными участками, пятью тресколовными и тремя сельдяными базами.
Общий вылов рыбы по АКО составил 672 тысячи центнеров. Уловы остальных камчатских рыбаков — 581 тысячу центнеров.
Число японских крабоконсервных плавучих заводов в камчатских водах сократилось до семи.
Приобретенный АКО американский пароход водоизмещением более 11000 тонн переоборудован в китобойную базу-фабрику «Алеут». В Тихом океане были убиты первые киты. По приказу из Москвы «Алеут» передан в Дальморзверпром, где была создана китобойная флотилия.

1932 год.

Впервые камчатская рыбная промышленность обошлась без найма японских рыбаков.
Государственный вылов рыбы составил 403,9 тысячи центнеров.

1933 год.

Первое траление камбалы произведено на тральщике «Лебедь» зимующей экспедицией Тихоокеанского института рыбного хозяйства.
Построен Карагинский рыбокомбинат на острове Карагинском. В системе АКО уже семь рыбокомбинатов.
Управление транспорта, связи и портов пополнилось новыми судами. Это был пароход «Колыма» и пять рыболовных траулеров, построенных в Германии: «Блюхер», «Буревестник», «Восток», «Дальневосточник» и «Палтус». Траулеры имели паровые машины по 600 л.с., развивали ход до 8 узлов и имели грузоподъемность 300 тонн каждый.
Начато строительство в Петропавловске жестянобаночной фабрики.
Создана авиаэскадрилья.
Вылов рыбы государственными предприятиями рыбной промышленности превысил 800 тысяч центнеров.
В пределах Камчатской области работает 16 рыбоконсервных заводов с общей производственной мощностью 52 линии. На западном побережье — Малая Озерная, Большая Озерная, Усть-Большерецк, Митога, Кихчик, Немтик-Пымта, Крутогорово, Ича; на восточном  — Жупаново, мыс Шуберта, Усть-Камчатск, Апука...

1934 год.

В Петропавловск прибыли закупленные в Германии суда  — «Кижуч», «Чавыча», «Сима»,капитаном «Чавычи» стала первая в стране женщина такой профессии — Анна Ивановна Щетинина.
К концу года флот АКО состоял из двенадцати единиц.

1935 год.

Создана база активного опытного лова (БАОЛ) в составе Карагинского рыбокомбината. БАОЛ имел два рыбодобывающих судна — сейнеры «Авача» и «Вилюй» (по 270 лошадиных сил), два дрифтера. В первом промысловом рейсе сейнеры взяли 360 тонн олюторской сельди.
В сентябре в состав БАОЛ вошел рыболовный траулер «Дальневосточник» — первенец отечественного рыболовного флота на Дальнем Востоке, построенный в Кенигсберге (мощность главного двигателя 650 л.с., скорость — 8 узлов, грузоподъемность — 300 тонн). «Дальневосточник» первоначально был использован как плавбаза — на нем производили посол сельди в бочках.
В конце года подошли дрифтеры «Ударник», «Стахановец» и разведчик «Сатурн».
Петропавловская МРС стала получать суда типа «кавасаки»: 12-метровые мотоботы с двигателями мощностью 30 л.с., которые строились в камчатском селе Ключи.
В связи с увеличением транспортного флота из АКО выделяется самостоятельное Управление транспортным флотом — «Акофлот». Весь флот переводится из Владивостока для базирования в Петропавловске. В составе АКОфлота пароходы: «Орочон», «Ительмен», «Сима», «Чавыча», «Эскимос», «Якут», «Колыма», рыбные траулеры «Буревестник», «Восток», «Дальневосточник» и самоходная баржа «Кит» (пароход «Кижуч» в конце 1935 года был передан Северному Приморскому тресту).

1936 год.

Авиаэскадрилья АКО выделена в самостоятельное авиазвено АКО (просуществовало до 1950 года).
В Японии закончено строительство танкера «Максим Горький».

1937 год.

Во Владивосток прибывает купленный в США пароход «Щорс», а через неделю — однотипный «Чапаев».
База активного опытного лова (БАОЛ) переименована в Управление активного морского рыболовства — Морлов.
Общий вылов по Морлову — 0,3 тысячи тонн.

1938 год.

Из Англии прибыл пароход «Коккинаки» (в 1958 году переименован в «Петр Соловьев», в честь первого секретаря Камчатского обкома КПСС П. Н. Соловьева).
Пущены первые линии Петропавловской жестянобаночной фабрики.
В сентябре в Акофлот прибыл пароход «Терней».
Морлов добыл 0,5 тысячи тонн рыбы. Всего рыбаками Камчатки выловлен 1 миллион центнеров рыбы. Японцами на рыболовных участках в охотско-камчатских водах добыто 131115 тонн лосося.

1939 год.

Cеверным морским путем на Камчатку прибывает пароход «Анатолий Серов» под командованием А. И. Дудника.
К концу года флот Морлова состоял из 16 промысловых судов: семь паровых траулеров (650-700 л.с.): «Дальневосточник», «Буревестник», «Гага», «Восток», «Лебедь», «Палтус», «Топорок»; четыре сейнера калифорнийского типа (270 л.с.): «Авача», «Вилюй», N 1 и N 2, два дрифтера (150 л.с.): «Стахановец» и «Ударник»; три разведчика (150 л.с.): «Нептун», «Сатурн», «Юпитер». Общий вылов — 1,9 тысячи тонн рыбы из 88900 тонн, добытых в тот год камчатскими рыбаками.

1940 год.

Введена вторая очередь Петропавловской жестянобаночной фабрики. Начат промысел камбалы в Тихом океане (добыто 7,8 тысячи центнеров).

1941 год.

В Петропавловске открыт морской рыбопромышленный техникум из трех отделений — технологическое, судоводительское и судомеханическое. Добыто Морловом за год 3,4 тысячи тонн рыбы.

1942 год.

Началось строительство морского порта.
Добыто Морловом 4,4 тысячи тонн рыбы.

1943 год.

У японцев на советском берегу 32 консервных завода на 79 линий, 74 рыбообрабатывающих базы, 5 холодильников, 42 рефрижератора, 2 утильзавода, 183 буксирных катера, 52 моторных кавасаки и 1284 кунгаса.

1944 год.

Экипажи транспортных судов «Максим Горький», «Чапаев», «Коккинаки» вместе с промысловыми судами «Буревестник» и «Дальневосточник», сейнерами «Авача» и «Вилюй» в составе десантного отряда (состоявшего из 14 транспортов, 16-ти десантных судов, двух самоходных барж, четырех катеров «кавасаки», восьми сторожевых катеров, четырех тральщиков, двух катеров-тральщиков и военных кораблей «Охотск», «Дзержинский» и «Киров») освобождали от японцев острова Шумшу и Парамушир, на которых были размещены японские военно-морские базы Касивобара и Катаока.
Все рыболовные участки Камчатки, сдаваемые японским рыбопромышленникам, перешли в ведение АКО. В его составе стало 34 рыбокомбината и две самостоятельные базы против имевшихся на начало года 26 рыбокомбинатов.
С 1 октября Акционерное Камчатское Общество реорганизовано в Камчатский государственный рыбопромышленный трест.
На флот поступил отряд малых сейнеров черноморского типа (МЧС) — деревянные, мощностью 150 л.с.: «Адмирал Корнилов», «Шкив», «Вертлюг», «Ваер», «Блок», «Шток», «Трал» и др. Но они не отвечали условиям плавания в прикамчатских водах и их вскоре отправили в Приморье.
«Акофлот» переименовывается в «Камчатрыбфлот».
На Петропавловскую МРС стали поступать суда с 40- и 80-сильными двигателями «Шеппард» и «Крайслер», имевшие не румпельное, а штурвальное управление.
Достигнут рекордный вылов нерки на восточном побережье Камчатки — 7769 тонн. Камчатские рыбаки начали промысел минтая в Охотском море — выловлено 19,7 тысячи центнеров.

1945 год.

Госрыбтрест переименован в Главкамчатрыбпром. В его подчинении 40 рыбокомбинатов, 45 консервных заводов и более 60 рыбозаводов.
Предприятиями Камчатрыбпрома и рыболовецкими колхозами Камчатки достигнут рекорд в вылове кеты на восточном побережье полуострова — 21337 тонн.
Из США перегнан паровой буксир «Кашалот».
В августе пароход «Якут» (капитан Г. А. Козырев) зашел в устье реки Камчатки, чем было положено начало создания Усть-Камчатского морского порта.

1946 год.

Поступают трофейные пароходы «Барнаул», «Рылеев» и танкер «Херсонес». Рыболовецкими артелями, расположенными на берегу Авачинской бухты, добыто 5 853 тонны рыбы.

1947 год.

Поступают деревянные трехмачтовые парусно-моторные шхуны финской постройки «Актиния», в их числе две баркентины «Штурман» и «Горизонт» — учебные суда мореходного училища.
В Морлове 4 паровых траулера и 12 сейнеров. План на сейнер — 6-8 тысяч центнеров рыбы. Сельдь брали кошельковыми неводами «на фосфор» — на светящиеся пятна, показывавшие скопления рыбы. Камбалу ловили только на Явинской банке.

1948 год.

Камчатрыбфлот пополняется паровыми морскими буксирами финской постройки типа «Геркулес».
Вылов по Морлову — 9,9 тысячи тонн рыбы. Выловлено рекордное для того времени количество минтая в Охотском море — 56,4 тысячи центнеров (вылов поднимется до этой цифры только в 1960 году).

1949 год.

Петропавловская МРС получила два судна типа РБ-80.
Управление активного морского рыболовства переименовано в Управление тралового флота. Вылов по УТФ — 7,5 тысячи тонн.

1950 год.

На Камчатку стали прибывать первые средние рыболовные траулеры СТР-300 (10 судов): «Красное знамя», «Беркут», «Ястреб», «Кречет», «Камчатская правда», «Камчатский комсомолец», «Портовик», «Сокол» и др. Сельдь ловили дрифтерными сетями. Выбирали их прямо через борт вручную. Вылов по тралфлоту 14,2 тысячи тонн.
Доля активного морского промысла не превышала 7 процентов по отношению к общему вылову рыбы на Камчатке.

1951 год.

Выходит первый номер многотиражки «За высокие уловы» (редактор Я. А. Герасимов).
На Камчатку поступило 14 средних рыболовных траулеров СРТ-300: «Альбатрос», «Северянин», «Полярник» и СРТ-400 — «Академик Книпович», «Крузенштерн», «Рыбак» и др.; танкеры типа «Иртыш», транспортно-холодильные суда хабаровской постройки.

1952 год.

Пришла партия рыбных ботов для колхозов Авачинской бухты. Рыбу ловили переметами и датскими снюрреводами.
Начал поступать большой отряд траулеров (29 судов с 1953 по 1958 г.г.). Среди них «Алупка», «Алушта», «Камбальный», «Карагинский», «Калагирь», «Корф», «Кошегочек», «Крутой», «Ропша», «Семипалатинск», «Серпухов», «Синарск», «Соликамск», «Николай Вилков» и др.
«Полярник» (капитан П. Е. Алешкин) взял два годовых плана.

1953 год.

Петропавловская МРС получает первые рыболовные траулеры, и колхозы, расположенные в Авачинской бухте, начинают активный океанический промысел.
В Камчатрыбфлот поступают теплоходы «Атласов», «Академик Губкин», «Алдома», «Витим», «Вега», «Гомель», «Дежнев», «Крашенинников».
В Охотском море на промысле камбалы у камчатского побережья появляются рыболовные суда Приморрыбпрома и Сахалинрыбпрома.

1954 год.

Добыто тралфлотом 30,2 тысячи тонн рыбы.
Резко увеличилась лобыча камбалы в Тихом океане — 241,7 тысячи центнеров (до этого в 1941 добыто 7,8; в 1942 — 15,6; в 1943 — 40; в 1944 — 62,1 тысячи центнеров...).
Японские рыбаки на морском промысле лососей буквально обложили юг Камчатки и Северные Курилы на границе территориальных вод СССР.

1955 год.

Совет Министров СССР принял решение, по которому в одностороннем порядке запрещался без разрешения органов рыбоохраны Советского Союза промысел в районе, ограниченном с востока и юга линией, проходящей от мыса Олюторского на севере до точки 48 градусов северной широты и 170 градусов восточной долготы на юге, а затем на запад — до острова Анучина. Действие ограничений начиналось с 15 мая.
Японцы уже в феврале начали переговоры, закончившиеся заключением новой советско-японской рыболовной конвенции сроком на 10 лет. Стороны подписали конвенцию 14 мая, за сутки до вступления Постановления Совета Министров СССР в силу.
Новая конвенция должна была вступить в силу только при условии подписания мирного договора или установления дипломатических отношений между СССР и Японией. В конце года дипломатические отношения установлены, и с декабря 1956 года рыболовная конвенция вступила в силу.
Флот Камчатки начал оснащаться хорошей поисковой аппаратурой и электро-радионавигационными приборами. На судах устанавливают ролы, сететрясные машины и рыбопосольные агрегаты. Добыча рыбы на судно увеличивается до 12-18 тысяч центнеров в год. Общий вылов по УТФ достиг 39,1 тысячи тонн (доля трески — 132,8 тысячи центнеров).
Экипаж СРТ «Север» (капитан А. А. Кузнецов) добыл 2 760 тонн рыбы и установил всесоюзный рекорд для судов этого типа. «Полярник» (капитан П. Е. Алешкин) добыл 2 500 тонн. Оба капитана стали Героями Социалистического Труда.
В этот год с камчатскими рыбаками совместно начали ловить нагульную охотоморскую сельдь рыбаки Сахалина и Приморья.

1956 год.

Управление тралового флота переименовано в Управление активного морского рыболовства (УМАР). Траловый флот объединен с Управлением транспортного флота («Камчатрыбфлот») и Петропавловск-Камчатским морским рыбным портом. Общий вылов по УМАР 48 тысяч тонн рыбы.

1957 год.

В мае в распоряжение УМАР поступила из новостроя плавучая судоремонтная база «Фреза».
Небывалый подход сельди к воротам Авачинской бухты. Малыми рыболовными сейнерами (МРС-80) выловлено кошельковыми неводами и сдано на Петропавловский рыбокомбинат 94442 центнера сельди.
Под рыбообрабатывающие базы переоборудованы пароходы «Орочон» и «Эскимос».
Флотом УМАР добыто 75,1 тысячи тонн рыбы.
Петропавловская МРС получила два первых рыболовных сейнера — РС-300 «Воросма» и «Волгодонск».
Резко сократился подход западнокамчатской горбуши на нерестилища. Вылов составил всего 14,3 тысячи центнеров (против 1008,4 в 1953 году). В связи с подрывом лососевых богатств Камчатки в 50-е годы были закрыты 23 рыбокомбината, 25 рыбоконсервных заводов, 18 холодильников, 36 рыбоперерабатывающих береговых баз, 7 моторно-рыболовных станций, 30 рыболовецких колхозов. Камчатскому побережью был нанесен страшный удар, от которого оно не опомнилось и спустя полвека.
В конце 50-х годов рыбная отрасль была нацелена на освоение био-ресурсов океана. Так, за 1960-1983 гг. средняя мощность добывающего судна возросла в 3,2 раза, обрабатывающего — в 1,8 раза. За первое же десятилетие освоения океана (1960-1970 гг.) улов рыбы по МРХ СССР удвоился, а к 1983 г. вырос в три раза.
К 1966 году флот Камчатрыбпрома произвел 40 процентов товарной продукции, а к середине 80-х годов — уже 70 процентов. За эти годы флот КРП нарастил объем производства по товарной продукции почти в восемь раз, берег — в два раза, производство консервов флот увеличил в 66 раз, а берег — в три раза.

1958 год.

Подход сельди к Авачинской губе повторился, но значительно слабее. Он был последним в истории сельдевого промысла у ворот Авачинской губы.
В связи с поступлением нового рефрижераторного флота Управление морского активного рыболовства переименовано в Управление транспортного и рефрижераторного флота (УТРФ).
У Петропавловской МРС — 14 судов типа РС-300 хабаровской пост-ройки. Колхозные рыбаки начали работать тралами в Охотском море и кошельковыми неводами на промысле сельди в Олюторском заливе. Общий вылов трех авачинских колхозов составил 153 тысячи центнеров рыбы.
УТРФ принимает из Японии новостроем первую сельдяную базу с охлажденными трюмами — «Ламут» (3360 л.с.).
Поисковые суда «Академик Книпович» и «Крузенштерн» в зимнюю пору впервые пересекают 180-й меридиан и обнаруживают в Бристольском заливе большие скопления сельди.
Траловый флот добыл 665 тысяч центнеров рыбы.

1959 год.

На базе трех колхозов, расположенных в Авачинской бухте, — имени Сталина, Кирова и «Красной связи» — создан колхоз имени В. И. Ленина (первый председатель М. К. Старицын).
Новым колхозом выловлено и сдано 27 366 тонн рыбы (на 12 045 тонн больше, чем тремя колхозами в 1959 году).
Траловым и рефрижераторным флотом выловлено и переработано 98,2 тысячи тонн рыбы.
Объединенным дальневосточным флотом добыто 1 130 тысяч центнеров олюторской сельди и 650 тысяч центнеров западнокамчатской камбалы.

1960 год.

Поступают средние рыболовные траулеры с охлаждаемыми трюмами и оснащенные морозильными аппаратами.
Из Польши в состав УТРФ прибывает из новостроя плавбаза типа В-62 «Советская Камчатка» (5000 л.с.).
Вылов промыслового флота УТРФ достигает одного миллиона сорока четырех тысяч центнеров рыбы.

1961 год.

Прибыл первый БМРТ (2000 л.с.) — «Браслав», построенный в г.Николаеве. Добыча в »год «Браслава« — составила 60 тысяч центнеров рыбы (всего с 1961 по 1968 год поступает 19 БМРТ).
Поступает из новостроя плавбаза «Чукотка».

1962 год.

В «год »Хингана» (капитан В. А. Дубовицкий) — вылов БМРТ составил 110 тысяч центнеров.

1963 год.

Поступают СРТМ-800 с морозильными аппаратами.
Год БМРТ «Николай Островский» (капитан П. А. Рязанов) — добыто 150 тысяч центнеров — всесоюзный рекорд для судов этого типа. Всего по УТРФ — 186,1 тысячи тонн.
Вылов олюторской сельди судами Камчатки, Приморья и Сахалина — 1053,7 тысячи центнеров, западнокамчатской камбалы (Сахалинрыб-пром в 1963-1965 гг. не ведет промысла)  — 190,8.

1964 год.

13 тысяч тонн рыбы добыл БМРТ «Узбекистан». Капитану Г. В. Мещерякову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Вылов по УТРФ составил 196,7 тысячи тонн рыбы.
Промысел олюторской сельди пошел на спад — добыто объединенным дальневосточным флотом — 629,4 тысячи центнеров, западнокамчатской камбалы — 272,4.

1965 год.

Вылов тралфлота достиг двух миллионов ста шестидесяти одной тысячи центнеров рыбы.
БМРТ начали поступать в рыболовецкий колхоз имени Ленина.
Все колхозы области добыли 2251447 центнеров рыбы (колхоз им. Ленина — 533971 центнер).
Идет «добивание» олюторской сельди: камчатцы выловили 602,3 тысячи центнеров, приморцы — 95,5, сахалинцы — 334, «добивали» и западнокамчатскую камбалу — 265,6 тысячи центнеров.
На промысел минтая с камчатскими, приморскими и сахалинскими рыбаками выходят магаданцы и хабаровчане.

1966 год.

Вылов по УТРФ два миллиона пятьсот двадцать две тысячи центнеров.
Из состава УТРФ выделился транспортный флот — «Камчатрыбфлот» и морской рыбный порт.
Последний год работы объединенного дальневосточного флота на промысле олюторской сельди. Добыто 474,5 тысячи центнеров. И предпоследний на промысле западнокамчатской камбалы — 250,2 тысячи центнеров.

1967 год.

Принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О континентальном шельфе СССР».
Из УТРФ выделился флот БМРТ — образовано Управление океанического рыболовства — «Океанрыбфлот».
Из Польши начинают поступать новые плавбазы (типа В-69  — 7200 л.с.): «50 лет Октября», «Северный полюс», «Новая Каховка», «Арктика» (в 1970 г. переименована в «Орочон»), «Авача», «Советская Сибирь», «Советская Бурятия»; и паровые суда польской постройки из «Запрыбы» типа «Кузбас» — «Алтай», «Даугава», «Новая Земля», «Приморск», «Пятрас Цвирка» (грузоподъемность 3200 тонн, возраст — 12-15 лет).
Этот год — кульминация добычи минтая объединенным флотом в 60-х годах: камчатскими рыбаками -1335,1 тысячи центнеров, приморцами — 1371,5; сахалинцами — 1564,5; магаданцами — 177 и хабаровчанами — 323, 9. Общий вылов минтая в Охотском море составил 4772 тысячи центнеров.

1968 год.

Из УТРФ выделился судоремонтный завод «Фреза».
Вылов трески достиг 283,7 тысячи центнеров. Вылов олюторской сельди — 2,3 тысячи центнеров (в 1962 году — 1769,3). Промысел западнокамчатской камбалы — 190,9 тысячи центнеров.

1969 год.

Вылов трески поднялся до 404 тысяч центнеров, а вылов минтая Охотского моря до 5429,3 тысячи центнеров.
В то же время вылов западнокамчатской камбалы упал до 146,9 тысячи центнеров (против 1048,2 в 1958 году), а вылов западнокамчатской горбуши составил 0,1 тысячи центнеров — самый низкий вылов горбуши — самого массового вида лососей — за все предшествовавшие годы.
Общий объем добычи рыбы к концу года достиг в области 7,4 миллио-на центнеров.

1970 год.

В управление океанического рыболовства поступило 30 БМРТ (за три года 25 судов).

1971 год.

По итогам хозяйственной деятельности Востокрыбхолодфлота за 1971 год его работа признана неудовлетворительной. Решено оставить в Востокрыбхолодфлоте только крупные транспортные суда-перегрузчики; старые суда и производственные рефрижераторы, как нерентабельные, передать территориальным управлениям.
Таким образом, управление транспортного и рефрижераторного флота Камчатрыбпрома — «Камчатрыбфлот» — «обновилось» следующими судами 1956-1962 годов постройки: «Андрей Евданов», «Дмитрий Часовитин», «Ирбит», «Баскунчак», «Болонь», «Кизи», «Орель», «Ханка», «Хасан», «Эверон», «Эльтон», «Первомайск», «Приморск», «Тауйск».

1972 год.

В Петропавловске-Камчатском создается объединенный флот колхозов из среднетоннажных судов. Из колхозов вместе с флотом переходят 1558 колхозников.Их имущественные права никак не оговариваются, в то же время их не лишают таких прав.
Создание объединенного флота автоматически приводит к преобразованию Рыбакколхозсоюза в Камчатрыбколхозобъединение.
Одной из основных причин передачи среднетоннажного флота явилась неэффективность его работы в условиях раздробленности, отсутствия единой базы ремонта и снабжения.

1975 год.

На баланс Камчатрыбфлота от «Севрыбы» переданы плавбазы «Земля Кольская» и «Печенга».
Вступил в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР "О временных мерах по сохранению живых ресурсов и регулированию рыболовства в морских районах, прилегающих к побережью СССР."

1976 год.

«Камчатрыбфлот» реорганизован в производственную базу транспортного и рефрижераторного флота — «Рыбхолодфлот».
Достигнут рекордный вылов чавычи на восточном побережье полуострова — 2864 тонны.
Большинством прибрежных стран были объявлены 200-мильные экономические зоны. С этого периода начинает резко возрастать удельный вес вылова рыбы в собственных экономических зонах и в открытых частях Мирового океана.

1977 год.

Период с 1975 по 1978 год характеризуется крайне неудачной работой объединенного флота колхозов. За три года убытки составили 1 миллион 957 тысяч рублей, так как не имелось ни достаточного опыта эксплуатации такого флота, ни экономической и организационной модели.
Поэтому руководство объединенным флотом поручается части аппарата КМПО (Камчатского межколхозного производственного объединения) и создается УПФ (Управление промыслового флота) КМПО, которое фактически было самостоятельным — со своим балансом, но без права юридического лица.
В «Океанрыбфлот» начали поступать БАТМы — "Алексей Стаханов", "Славянский", "Мыс Золотой", "Капитан Редкокаша", "Баево", "Бабыкино", "Багарево" (всего до 1988 года поступило 20 БАТМов).
Первые БАТМы осваивали капитаны-директора В. И. Бекетов, В. Е. Еременко, Н. М. Шевчук, А. В. Никитин, Г. М. Швалов...
21 апреля. Между СССР и Японией заключено соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства. На основе соглашения была образована советско-японская комиссия по рыболовству, которая на ежегодных заседаниях устанавливала меры регулирования и квоты вылова рыбы. В этот год количество промысловых судов на морском промысле лосося достигло 172 единицы.

1978 год.

Выловлено рекордное количество кижуча на восточном побережье полуострова — 4515 тонн.

1979 год.

Начинает работать с прибылью Управление промыслового флота КМПО.

1980 год.

Предприятия Камчатрыбпрома и рыболовецких колхозов Камчатки впервые выловили на восточном побережье полуострова 41.681 тонну горбуши.

1981 год.

На базе Малкинского контрольно-наблюдательного пункта Камчатрыбвода организован Малкинский экспериментально-производственный геотермальный рыбоводный завод, где занимались ускоренным подращиванием молоди лососей на подогретых водах. Мощность завода 130 тысяч штук подращенной до веса 3 граммов молоди.

1982 год.

В балансе сырья объединения Камчатрыбпром минтай, сельдь-иваси и ставрида занимают 68,7 процентов (окунь, сельдь, камбала — 6,7 процентов).

1983 год.

Вступил в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об экономической зоне СССР».

1984 год.

Рыбаками Тралфлота накануне 50-летнего юбилея своего предприятия добыто 265,5 тысячи тонн рыбы и морепродуктов.
12 мая между СССР и Японией заключено соглашение «О сотрудничестве в области рыбного хозяйства».
Рыбаками области выловлено 1238 тысяч тонн рыбы и морепродуктов, выработано более 300 миллионов условных банок консервов (муб), 449 тысяч тонн пищевых рыботоваров.

1985 год.

УПФ КМПО рассчитывается перед государством за долги колхозов в сумме 71 миллион рублей. Помимо этого многим колхозам постоянно оказывалась финансовая помощь по решению КМПО.
Начинается строительство Паратунского экспериментально-производственного рыборазводного завода.

1986 год.

Коллектив УПФ КМПО преобразован в Акционерное общество «Акрос».
В Норвегии начинается строительство для АО «Акрос» 6 филейных траулеров-морозильщиков на условиях бербоут-чартера и — в Германии — 12 ярусоловов.

1992 год.

Из Обращения камчатских рыбаков к Президенту России Б. Н. Ельцину.
«Рыбаки Камчатки поражены той антинациональной политикой, которая проводится правительством России в лице Комитета по рыболовству в экономической зоне России в Охотском и Беринговом морях. Мы, русские рыбаки, традиционно осваивали эти районы промысла. В 1996 году рыбной промышленности Камчатки исполняется сто лет. За этот период с 30 тонн рыбы, добытых русскими рыбопромышленниками в 1896 году, добыча поднялась до миллиона тонн. Мы добывали и добываем лосось, сельдь, треску, камбалу, краб, минтай, окунь, палтус, которые все прошлые годы кормили нашу страну. Вложили миллионы рублей и долларов в создание рыбопромыслового и рыбообрабатывающего флота Камчатки. Построили один из крупнейших на Дальнем Востоке морской рыбный порт. Создали береговую инфраструктуру. Население област-ного центра — Петропавловска-Камчатского, где базируются основные рыбопромышленные организации и предприятия полуострова, выросло за это столетие в триста раз.
И что же мы имеем накануне юбилея — развал рыбной отрасли!.. Кто только ни добывает сегодня в Камчатском промысловом бассейне рыбу, кому только ни предоставлено это право под всевозможные межправительственные соглашения — рыбакам Японии, Южной Кореи, Китая, Республики Польша, США — либо напрямую, либо опосредованно через различные совместные предприятия... Это попросту обман — совместные рыбодобывающие предприятия регулярно получают квоты на валютоемкие объекты: краб, палтус, окунь... Те самые объекты, которые мы традиционно осваивали, накапливали многолетний опыт, проводили совместные с наукой исследования, да и просто вкладывали в этот промысел свои жизни, свое здоровье. Для Камчатки с ее ориентацией на рыбный промысел такая политика означает экономическую смерть».

1995 год.


СОДЕРЖАНИЕ