LOGO
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ
ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА

ВЗРЫВ? ВОЛНА? СКАЛА? СТОЛКНОВЕНИЕ?

МАЗУТНЫЕ ПЯТНА ВЕРСИЙ

Сообщение о трагедии, которая произошла 2 января в Японском море, в тот же день облетело весь мир. Во время шторма переломился надвое российский танкер «Находка», шедший с 19000 тоннами мазута из Китая в Петропавловск-Камчатский.
Рано утром капитан Мельников направил судовладельцу радиограмму, что в 03 часа 41 минуту ударом волны оторвало нос ориентировочно в шлаговом отделении (середина судна), ветер 20-25 метров в секунду, волнение — 5-6 метров.
Из хроники морских катастроф
За последние три года (по неполным данным) на просторах Мирового океана произошло 25 катастроф с танкерами, перевозившими сырую нефть и нефте-продукты. Гибель российского судна с 19 тысячами тонн нефти нельзя назвать самой крупной катастрофой.
Вот лишь некоторые инциденты из списка, распространенного информационным агентством Ассошиэйтед Пресс:
  • 5 января 1993 года — к северу от Шотландии на камни наскочил либерийский танкер, перевозивший более 84 тысяч тонн нефти.
  • 21 января 1993 года — сингапурский танкер, шедший из Омана в Японию с 2 миллионами тонн нефти, столкнулся в Адаманском море с пустым японским танкером. Вылившаяся и загоревшаяся нефть разлилась пятном длиной 35 миль.
  • 3 июня 1993 года — английский танкер «Бритиш трент» столкнулся с панамским сухогрузом, в результате у берегов Бельгии вылилось 24 тысячи тонн нефти.
  • 31 мая 1994 года — панамский танкер у берегов Объединенных Арабских Эмиратов, столкнувшись с другим танкером, стал причиной крупной экологической катастрофы — из его резервуаров вылилось около 16 тысяч тонн нефти.
  • 25 июля 1995 года — либерийский танкер «Си эмпресс» наскочил на камни у берегов Уэльса, 40 тысяч тонн нефти оказалось за бортом.
  • Первый сигнал поступил в японское Управление безопасности на море примерно в три часа ночи. К месту происшествия направились два патрульных самолета. Они обнаружили шесть надувных плотов, два были перевернуты. Самолеты навели в этот район спасательные вертолеты и суда, которые сняли и доставили в больницы Японии тридцать одного члена экипажа танкера.
    К исходу дня 8 января все еще не был найден 46-летний капитан Валерий Мельников. Тело его было найдено японцами почти месяцем позже.
    Когда спасенные моряки были доставлены в Майдзуру, второй механик сообщил, что в 08.45 поступила команда покинуть судно, а в 09.15 его кормовая часть затонула. В этом промежутке люди на плотах видели капитана Мельникова на шлюпочной палубе — он как будто бы пытался спустить спасательный бот. Команда перебралась на спасательные плоты, скорее всего, по парадному трапу. Причем все свидетельствует о том, что сделано это было достаточно организованно. Естественно, что капитан должен был покинуть судно последним. Какие обстоятельства отделили его от предпоследнего члена экипажа — загадка.
    Судьба танкера и его капитана в течение всей недели была предметом яростных дискуссий приморских моряков. Многие опытные мореплаватели категорически утверждали, что судно длиной 170 метров, шириной 20 и с осадкой 20 метров не могло переломиться даже на самой крутой волне. Другие предполагали почти немыслимое: вдруг из моря появилась какая-то скала? Когда об этом предположении сообщили японским спасателям, те заявили, что не отвергают полностью и такую возможность. Повреждение могло вызвать и столкновение с затонувшим кораблем («Находка» погибла примерно в том районе, где ранее затонул российский рыболовный сейнер «Каргат 2851», на котором произошел пожар), или — со взрывным устройством. Камчатские рыбаки, например, иногда поднимают с уловом мины еще со времен войны.
    Тем не менее среди профессионалов преобладает следующая точка зрения: катастрофа произошла вследствие стечения непреодолимых обстоятельств. Последнее словосочетание — официальная морская формула, как и бытующее в некоторых зарубежных формулировках выражение — «по воле Бога». Моряки называют Японское море коварным. В силу его «конструктивных» особенностей здесь быстро возникает короткая и высокая волна, на нее может наложиться отбойная волна от берега, вследствие чего возникает водная толчея: в этих обстоятельствах может проявиться какой-то скрытый на судне дефект.
    Трагедия на воде привела Камчатку на грань экономической катастрофы. Гибель драгоценного груза — мазута — грозила отключением электроэнергии и света в Петропавловске. Администрация области в состоянии чрезвычайного положения с помощью правительства России нашла выход, используя неприкосновенные запасы министерства обороны, завернув в Петропавловский порт «вольные» танкеры, бороздящие дальневосточные моря, ускорив плановые заходы танкеров. Рождество камчатцы встретили в тепле и со светом.
    Аварийная ситуация плавно перетекла в коммерческую: речь идет о выплате огромной многомиллионной страховки и возможном возмещении ущерба, связанного с загрязнением моря. Судовладелец танкера «Находка» — компания «Приско Траффик», дочерняя фирма акционерного общества «Приморское морское пароходство», зарегистрирована в оффшорной зоне на острове Мэн (Великобритания), что посредине Ирландского моря. Защита ее интересов осложняется тем, что судовые документы утеряны при посадке экипажа в спасательные средства.
    Гибель российского танкера стала серьезнейшей экологической катастрофой для жителей городка Микуни в префектуре Фукуи. Именно туда волнами и ветром вынесло носовую часть танкера. Громадный обломок застрял на мели в 200 метрах от побережья. Крупные мазутные пятна достигли берега. Именно в этом районе находятся водные фермы по разведению креветок и других ценных морепродуктов. Об урожае этого года придется забыть. Убытки предварительно оцениваются в миллиарды иен. Сумма экологического ущерба японской стороне будет возмещена. На очистке моря от мазута работали, кроме японских кораблей, и российские.

    По страницам местных и центральных газет.






    Химическая очистка акватории Японского моря опасна для экосистем
    Природоохранные правительственные службы Японии разрешают к применению 2 типа химикалий для борьбы с нефтяным загрязнением моря. Эти химические вещества, подобные детергентам, которые применяются при мытье посуды, разлагают нефть на более мелкие молекулы, которые откладываются на уровне примерно около 1 метра ниже поверхности дна в течение нескольких месяцев. Если размельчение молекул имеет достаточный эффект, эти частицы затем поглощаются морскими бактериями. В 5 префектурах, на побережье которых пришли мазутные волны, с вертолетов и судов распыляются эти детергенты.
    Другой путь очистки состоит в том, чтобы использовать жидкость или порошкообразный химический состав, который превращает топливную нефть в желеобразную массу, сообщил Такаси Онда, специалист Управления по безопасности на море. Но этот способ неприменим в данной ситуации, считает Онда, так как метод гелирования не будет работать в условиях штормового моря.

    «Владивосток».


    СОДЕРЖАНИЕ