LOGO
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ
ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА

ПОД ПАРУСАМИ НА МОТОРКЕ

ХРОНИКА ОХРАНЫ РЫБНЫХ ПРОМЫСЛОВ
Ирина ВИТТЕР
Русская рыбопромышленность впервые появилась на Камчатке в конце 19 века. По закону от 3 июля 1914 года заведование всеми промыслами Дальнего Востока было возложено на Управление рыбными и морскими звериными промыслами Дальнего Востока. Камчатка была разделена на промысловые районы, возглавляемые смотрителями, которые осуществляли надзор за рыболовством и рыбоводством. В 1914 году, как писалось в «объяснительной записке к общим сведениям о рыбопромышленных и других промыслах в русских территориальных водах Дальнего Востока», в производстве надзора принимали участие 23 промысловых стражника.
Все стражники доставлялись из Владивостока на судах Добровольного флота в мае-начале июня и выезжали с Камчатки в конце сентября, «когда арендаторы морских участков, вполне закончив свои промысловые операции, разъехались; арендаторы же речных участков выехали с Камчатки на тех же пароходах Добровольного флота». Между речными участками стражники обычно передвигались пешком или через речки на лодках, предоставляемых арендаторами. Со стороны моря надзор осуществлялся на двух парусно-моторных лодках «Волна» и «Кунжа». На «Волне» плавал смотритель рыболовства, на «Кунже» — второй старший промысловый стражник.


Значительная часть морских участков, производивших промысел в 1915 году, была сосредоточена в руках японских подданных предпринимателей. Из 135, состоявших в аренде, морских участков 125 числились за японскими и лишь 10 — за русскими рыбопромышленниками. Но из 10 числившихся за русскими морских участков 3 участка промысла не производили, 4 — хотя и числились за русскими предпринимателями, в действительности эксплуатировались японцами.
В связи с тем, что подавляющее количество участков находилось в руках японцев, то и значительное большинство рабочих были японцами. В 1915 году в промысловой работе участвовали: японско-подданных рабочих 8939 человек, китайцев — 52, корейцев и русских — 16 человек.
В течение сезона 1915 года было составлено более 100 протоколов, которые фиксировали следующие нарушения правил лова рыбы: лов рыбы неразрешенными орудиями, пользование берегом за пределами отведенного земельного угодья, стоянка мелких судов вне пределов рыболовного участка; неправильное и несвоевременное ведение записей улова; недоставление сведений о положении промысла; антисанитарное содержание промысла; засолка икры без выборки надлежащих документов; варка тука из рыбы; скупка рыбы без надлежащего разрешения; продажа спирта, привезенного на участок японцами.
«Одно судно обслуживать охрану побережья Охотско-Камчатского края не в состоянии. »Красный вымпел« в этом году не мог посетить Гижигинский и Олюторско-Наваринский районы. Японцы заранее знали, куда пойдет единственное охранное судно.
Парусно-моторная шхуна, необходимая для охраны северной части Олюторско-Наваринского района, должна удовлетворять следующим условиям: 1. Деревянный корпус с нефтяным мотором и парусной оснасткой. 2. Ход от 12 до 15 миль в час. 3. Одна небольшая пушка и радиостанция. 4. Осадка 6-8 футов. Дейт-Вайт 200-300 тонн. Неоднократно уже указывалось, что американские шхуны ежегодно приходят к нашим берегам для боя моржей и китов, причем убой ведется самым хищным способом».
26 апреля 1919 года Правительством адмирала Колчака на Управление рыбными и морскими звериными промыслами Дальнего Востока было возложено также и заведование пушными промыслами, котиковыми, песцовыми Командорских островов и бобровыми промыслами южной оконечности полуострова Камчатка — мыса Лопатка.
В штате служащих Управления рыбными и морскими звериными промыслами Дальнего Востока в 1919 году было 139 человек. Для охранной службы промыслового надзора в распоряжении Управления имелись всего лишь один охранный крейсер, семь моторных катеров.
Постановление СНК от 2 марта 1923 года положило начало государственной рыбной промышленности. Однако в силу особых политических условий на Дальнем Востоке рыбная промышленность не могла развиваться за счет национализированных предприятий частного сектора из-за отсутствия промышленного капитала, оборудования, рабочей силы, специалистов. Поэтому до середины 30-х годов XX века на полуострове по-прежнему преобладала японская рыбопромышленность.
В начале 20-х годов для развития рыболовства и рыбоводства на Дальнем Востоке было образовано Дальневосточное управление рыболовства и охоты на морского зверя (Дальрыба), которое подчинялось Главрыбе при Наркомате пищевой промышленности.
Рыбопромысловые районы Камчатки контролировались рыбоохранными инспекциями. Инспекторы вели надзор за производством рыбной промышленности, носившей сезонный характер.
С годами промыслы расширялись, менялись и функции инспекторов. В 1925 году во Владивостоке была образована Тихоокеанская научно-промышленная станция, которая открыла на Камчатке контрольно-наблюдательные пункты. Они вели наблюдения за нерестом рыбы, проводили опыты по ускорению созревания лососей, т.е. занимались рыбоводством.
В 1915 году для искусственного рыборазведения (лососевых пород) на Камчатке имелось два частных завода, один — фирмы Г. Г. Демби у Нерпичьего озера, существовавший с 1915 года, рассчитанный на 6 млн. мальков; второй — Акционерного общества С. Грушецкого и Ко на реке Быстрой, построенный в 1914 году.
В декабре 1930 года на Камчатке было создано отделение Дальрыбы — Камчатское районное управление рыбоводства. В ведении управления находились все внутренние водоемы Камчатского округа и прибрежные внеконвенционные воды, объединенные в 10 рыбопромышленных районов.
Инспекторы занимались распределением рыболовных участков между заинтересованными организациями, следили за рациональным использованием водных богатств, нормировали вылов лососей, охраняли нерестилища, взыскивали арендную плату и другие платежи за эксплуатацию рыбоугодий.
В 1932 году вышло постановление Главрыбы «Об организации общественного рыбохозяйственного надзора», в котором говорилось, что «на борьбу с нарушением правил рыболовства должны быть привлечены рыбацкие массы путем организации общественного надзора».
ПОДПИСКА
г. Петропавловск-на Камчатке. 14 июля 1923 года. Я, нижеподписавшийся капитан моторной шхуны «Оотори-Мару» Симохачи Ринзо, дал настоящую подписку Камчатскому Губревкому в том, что во время нахождения шхуны у берегов восточного побережья Камчатки, где шхуна будет находиться с целью научных исследований по изучению моря и оказания медицинской помощи рыболовецкому населению, я сам и все находящиеся на шхуне лица, спиртныя напитки (в чем бы они не заключались), а так же разныя яды продавать населению Камчатки и обменивать у них на сырье под страхом конфискации шхуны и имущества я прав не имею.
Подлинную подписали: Капитан шхуны Симохачи Ринзо.
Переводчик при шхуне Такеучи Хайдзиро. 14 июля 1923 года.
Общественный рыбохозяйственный надзор организовывался при каждом рыбацком колхозе и товариществе из числа наиболее активных работников. На него возлагалось наблюдение за точным выполнением действующих правил рыболовства, предупреждение нарушений этих правил, борьба с утечкой рыбы на сторону с мест лова и в местах сдачи улова, и т.д. Работники общественного рыбнадзора получали по этому постановлению вознаграждение в размере 30 процентов от суммы, полученной от пресечения нарушений.
1 апреля 1947 года было создано Камчатское управление рыбоохраны и рыбоводства (Камчатрыбвод) на базе Камчатского отделения Дальрыбы. Основанием для создания послужил приказ Министерства Рыбной промышленности Восточных районов СССР N186 от 11 декабря 1946 года. В своей деятельности Камчатрыбвод подчинялся Главрыбводу при Государственном комитете по рыбному хозяйству СССР. В задачу Управления входило обеспечение охраны воспроизводства рыбных запасов и регулирования рыболовства в водах Камчатских рыбопромышленных районов. Управление имело отделы — общий, рыбоводный, рыбоохранный, бухгалтерию и отдел кадров.
Для несения службы на местах во всех административных райнах области имелись районные рыбинспекции. В составе Камчатрыбвода было 11 рыбоводно-мелиоративных станций и Ушковский рыбоводный завод. В 1956 году открылся второй — Азабачинский рыбозавод.
В 1952 году при Камчатрыбводе была открыта постоянно действующая экспедиция по водоустройству нерестилищ.
В августе 1956 года Камчатрыбвод был преобразован в Камчатскую Государственную инспекцию по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (Камчатгосрыбвод) на основании приказа по Главной государственной инспекции по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства Минрыбпрома СССР N1 от 20 февраля 1956 года.
В функциях охраны рыбных запасов ничего не изменилось. Рыбоводный отдел был переименован в рыбоводно-мелиоративный. Рыбоводные заводы были переданы Камчатрыбпрому.
В 1956 году Камчатрыбвод стал вести контроль за японским промыслом лососей в открытом море в рамках советско-японской рыболовной конвенции.
В 1963 году инспекция стала называться Камчатским управлением по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства. Оно подчинялось Главрыбводу при Министерстве рыбной промышленности. К функциям рыболовства присоединились функции рыбоводства. Рыбоводные заводы перешли в ведение Главкамчатрыбвода.





«С 1914 года котиковые лежбища и бобровые местообитания охраняются назначенными Управлением рыбными и морскими звериными промыслами чинами промыслового надзора и находящимися в распоряжении надзора караулами из промышленников-алеутов.
На о.Медном во главе охраны состоит Заведующий пушными промыслами на Командорских островах.
Заведующему промыслами подчинены два караула. Один из караулов — десять человек — несет охрану следующих котиковых лежбищ, расположенных на юго-западной стороне острова: Лебяжьего, Урильего, Палаты, Запалаты, Секачинского, Водопада, Говорушечьего и Бабичьяго Подъема.
Второй караул — двенадцать человек, и несет охрану бобровых местообитаний.
В распоряжении надзора имеется моторный катер «Сивуч», снабженный 37 мм орудием системы «Гочкиса». Чины караула вооружены трехлинейными винтовками кавалерийского образца.
Кроме указанной выше пушки «Гочкиса», имеется одна исправная пушка системы Барановского и одна медная гаубица.
Чины караула восемнадцать человек тоже вооружены трехлинейными винтовками кавалерийского образца.»





«Появление в нынешнем (1923) году русского военного судна с целью надзора за рыболовством имело особенно большое значение не только для японцев, но и для русских. Русский красный военный флаг был показан на обоих берегах Камчатского и Охотского побережий, и это сыграло немалую роль в отношении японцев к лицам промыслового надзора.
Требования надзора японцами исполнялись, нигде надзор не просил моего (капитан Клюсс) вмешательства для воздействия на японских и русских рыбопромышленников вооруженной силой. Нынешним летом пришлось действовать вообще, по отношению к японским рыбопромышленникам очень осторожно. В Петропавловске стояли 2-4 японских миноносца, ходивших по побережью Камчатки.
«Красный Вымпел» своим присутствием на камчатском побережье повлиял и на местное население и местные власти, которые до прибытия корабля совершенно не считались с чинами рыболовного надзора и не исполняли их законных требований. После же моих надлежащих разъяснений контакты между местными сельвластями и надзором установились, а население оказывало свое содействие надзору в случае надобности.
За время плавания по побережью Охотско-Камчатского края было составлено 19 протоколов и 9 актов о нарушении правил производства рыбного промысла.
Наибольшее количество нарушений обнаружено у японских рыбопромышленников, а именно: незаконное устройство неводной ловушки.»

Специально для «Северной Пацифики».


СОДЕРЖАНИЕ