LOGO
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ
ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА

«АМЕРИКАНСКИЙ МОНАРХ» СРЫВАЕТ МАСКУ ИЛИ БЕСПРЕДЕЛ ПО-ПРИМОРСКИ.

Сергей Вахрин,
главный редактор журнала «Северная Пацифика», президент Благотворительного Общественного Фонда сохранения биоресурсов Северной Пацифики

В Приморье разгорается скандал. 22 февраля 1999 года Комитет рыбного хозяйства администрации Приморского края принял беспрецедентное решение — объявить региональную олимпийскую систему на промысле охотоморского минтая...
Чего уж тут беспрецедентного, удивится каждый, кто хоть мало-мальски знаком с тем, что ежегодно происходит в Охотском море на промысле икряного минтая. А там происходит одно и тоже — объявляется олимпийская система и отменяются какие-либо региональные — камчатские, приморские, сахалинские, магаданские, хабаровские квоты. Каждый урывает столько из общего дальневосточного лимита, сколько способен урвать. Обычно в победителях оказывались приморские рыбаки —  как правило, они успевали полностью освоить собственный лимит и еще добавить к нему две-три, а то и четыре-пять сотен тысяч тонн икряного валютоемкого минтая.
Но путина 1999 года началась с того, что регионы — прежде всего, Камчатка и Сахалин, добились наконец суверенитета в освоении своей — камчатской, сахалинской — региональной квоты. Москва поклялась, что не посягнет на их исконные, но вечно ущемляемые, права. И сдержала свое слово.
А беспрецедентность решения Комитета рыбного хозяйства Приморского края как раз и заключается в том, что было принято решение, которое оказалось направленным ПРОТИВ ПРИМОРСКИХ РЫБАКОВ. И потому это решение БЫЛО СКРЫТО от самих приморских рыбаков.
«ДАЛЬМОРЕПРОДУКТ» ОБАНКРОТИЛ ДАТСКУЮ СУДОВЕРФЬ
Российская холдинговая компания «Дальморепродукт» во Владивостоке стала виновником того, что судоверфь «Плавучий док Орхуса» в датском городе Орхус объявлена банкротом и 1000 человек получили уведомление об увольнении. Рефрижераторные суда на общую сумму примерно 750 млн. датских крон (114 млн. долл. США), заказанные «Дальморепродуктом» и построенные судоверфью, так и остались неоплаченными. Убытки составляют на сегодня 450 млн. датских крон (примерно 68 млн. долл. США).

Газета «Сегодня»

Да-да, скрыто. Цитирую: «Свое решение Комитет оформил протоколом «рабочего совещания» : без приглашения владельцев квот и даже без уведомления их в дальнейшем.
Решение о перераспределении квот принималось без ведения Приморского рыбохозяйственного Совета, который ранее уже признал порочность «олимпийской системы».
Суда приходили из Владивостока, преодолевая тысячи морских миль, на промысел в Охотское море, и изгонялись оттуда под улюлюканье насытившихся чужой квотой земляков. В рыбопромышленных компаниях хватались за голову — разрывались договоры, подписанные под миллионные кредиты на этот самый — ГАРАНТИРОВАННЫЙ ГОСУДАРСТВОМ и ПРИМОРСКИМ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫМ СОВЕТОМ — лимит на охотоморский икряной минтай.
Цитируем документ: «Комитет рыбного хозяйства администрации Приморского края в нарушение действующего порядка произвел перераспределение квот на вылов минтая. При этом члены Ассоциации (рыбопромышленных предприятий Приморья , АРПП — С.В.) — ЗАО «Магеллан», ООО «Татчер», ЗАО «Рыболовецкий колхоз «Восток-1», а также рыболовецкие колхозы Приморского крайрыбакколхозсоюза, были незаконно лишены квот на минтай в Охотском море на общую сумму порядка 20 тысяч тонн минтая. ЗАО «Магеллан» был лишен квоты на 855 тонн, прямые потери в рублевом выражении составили 10,5 млн. рублей. ООО «Татчер» лишен 1705 тонн, прямые потери 25 млн. рублей. Рыболовецкие колхозы Приморского крайрыбакколхозсоюза лишены 14000 тонн, прямые потери 54,5 рублей».
Из каких же высоких государственных или региональных соображений исходил Комитет по рыбному хозяйству Приморского края?
Как сообщили в АРПП председатель Комитета В. Сидоров и руководитель рабочей группы И. Иванов: «При перераспределении квот исходили из того, что промысловый флот приморских рыбаков не должен простаивать при наличии региональной квоты».
И ведь лукавили, господа чиновники — Охотоморская минтаевая экспедиция всех ее зонах и подзонах завершилась 26 апреля, то есть через два с лишним месяца после упомянутого полусекретного совещания.
На день исторического совещания при региональной квоте 404 400 тонн минтая вылов составил чуть больше 260 тысяч тонн. Отловился крупнотоннажный флот и его должен был заменить среднетоннажный — которые, по естественным причинам, даже и будучи с января на промысле, квоту свою осваивали в несколько раз медленнее, нежели те же супертраулеры. За что и были наказаны — ведь «ПРИМОРСКИЙ флот не должен проставивать при наличии региональной квоты».
Раньще такая формулировка работала очень даже успешно  — ну, конечно же, приморский флот не может простаивать при наличии общерегиональной (то бишь общедальневосточной) квоты и крупнотоннажный флот во главе с «голубыми» штурмовали Охотское море. Но в 1999 году расхожие и вполне, главное, приемлемые прежде, шаблоны формулировок разделили уже рыбацкий флот самого Приморского края на ИСТИННО ПРИМОРСКИЙ И ПРИМОРСКИЙ, скажем, ТАК СЕБЕ.
Кто же относится к «истинным арийцам» по приморскому табелю о рангах? Думаю, что не ошибетесь, если в числе самых первых назовете пресловутый «Дальморепродукт» с его промысловым флагманом «Американским Монархом», который уже в январе перебрался с тощего беринговоморского на толстенький (набитый дорогой икрой) охотоморский минтай, как и остальные супертраулеры, принадлежащие американскому хозяину Дальморепродукта.
Что же лежит в основе основ новой расовой теории Комитета рыбного хозяйства Приморского края, теории по-приморски, в определении «истинности» — «неистинности» своих сограждан?
Цитируем: «Предприятия, которым было разрешено работать на промысле минтая в счет региональных квот : ДАЮТ БОЛЕЕ 45% ВСЕХ НАЛОГОВ, КОТОРЫЕ ПОСТУПАЮТ ОТ РЫБАКОВ».
А ведь это уже прямая ложь, господа. Я не буду говорить обо всех организациях, которые попали в список «истинных приморцев», — думаю, что там есть и достойные компании, типа Находкинской БАМР, к руководителю и коллективу которой я испытываю самые добрые чувства, получая информацию об их мужественной борьбе в этой экономической национальной бойне, которую в насмешку называют «экономическими реформами».
Я конкретно говорю о холдинговой компании «Дальморепродукт». Еще несколько лет назад, собирая материал для фильма «Крабовая лихорадка», я узнал (и это у меня хранится в видеозаписи) о том, что долги по налогам у Дальморепродукта составляют такие суммы, какие не снились и всему приморскому рыбопромысловому флоту в целом. Это первое. И второе — кому, какой стране, какой нации служит сегодня истинно приморская рыбопромышленная компания «Дальморепродукт» и ее президент, кошевой атаман Уссурийского казачьего войска. Я думал, заслушиваясь рассказами Юрия Григорьевича Диденко о том какой хороший-расхороший Дальморепродукт и его президент, недоедающий и недосыпающий во имя национальных интересов России. Это позже выяснилось, что истинные интересы Дальморепродукта за «бугром». И они ничего общего не имеют с интересами учителя из Рязани или врача из Саратова, о чем очень любит говорить Диденко, когда ему нужно выбить лишнюю долю краба или минтая из общерегиональной квоты.
РОССИЙСКИЙ ФЛАГ НАД «АНДРОМЕДОЙ»
Любопытна история «Андромеды» и еще шести транспортных рефрижераторов, построенных в Дании по заказу ДМП. «Рыбак Приморья» в свое время подробно рассказывал о ней. Началась она еще в середине 90-х годов, когда под кредит банков развернулось строительство транспортов, давшее работу тысячам датчан. Гарантировал проект Датский Королевский Фонд, и супер-современные, автоматизированные, прекрасные суда были построены, но к своей прямой работе — перевозке рыбопродукции, выпущенной ДМП,— так и не приступили. Четыре судна были арестованы («Андромеду», правда, не отдали, но и работать она не могла).
А дело в том, что в силу всяких причин политического и экономического характера Королевский Фонд снял свои гарантии (испугался нестабильности в России и у своего партнера, не доверял ему). Новые красавцы-рефрижераторы не могли установить у себя флаг России, заходить в иностранные порты. И началась огромная работа по нормализации положения. Незаурядную энергию и стратегическое мышление проявили в «Дальморепродукте» и — уговорили крупнейшую в мире судоходную компанию «Лавиния» выкупить эти суда, передать их в «Дальморепродукт» при условии, что «Лавиния» получает львиную долю прибыли от их работы — 80 процентов, а 20 процентов — ДМП. Предложение было принято, и вот первый из транспортов — во Владивостоке.

версия газеты «Рыбак Приморья»

Ни в чем не изменил себе Дальморепродукт и в данной ситуации: налогов не платит, а дополнительные лимиты получает под завязку, разоряя уже не соседей по региону, а соседей по родному дому. Но они же козявки по сравнению с ним, ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫМ МОНСТРОМ, который, как любит сообщать прессе президент холдинга, имеет наивысшие по рыбацкой России производственные показатели, кормит страну рыбой и содержит бюджетников. Все это блеф. Мифы и легенды.
Но под эти мифы и легенды Комитет по рыбному хозяйству Приморья дает реальную рыбу, отнимая ее у других. ОТНИМАЯ ЕЕ У ТЕХ, КТО НЕ ИМЕЕТ НИ КОПЕЙКИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГАМ — у вышеназванных предприятий АРПП. Кто ИСТИННО озабочен сегодня проблемой возрождения приморского берега, влачащего самое жалкое существование, благодаря тем же монстрам, бросившим на произвол судьбы береговые предприятия, существовавшие прежде только на завозном сырье. А это опять же ассоцианты АРПП, проводящие в жизнь программу строительства судов малого флота для развития прибрежного рыболовства.
Так кто же из них истинный патриот края и Дальнего Востока?
Эта история, которая произошла в Приморье, не имеет конца. Она не просто повторится — она не имеет другого решения, пока есть валютоемкие объекты типа краба, икряного минтая, нерки, с одной стороны. И есть пробивная несокрушимая мощь монстров, которым некому противостоять в Приморском крае.
Но есть и другое мнение. Цитирую «Рыбак Приморья»: «В заключение следует отметить, что ответ руководителя комитета рыбного хозяйства (который мы цитировали выше — С.В.) нам показался вполне убедительным. Это, кстати, подтвердил при встрече : один из руководителей Приморского крайрыбакколхозсоюза. Он также добавил, что большие лимиты, отпущенные рыболовецким колхозам на сельдь (которую никто не покупает-С.В.), вполне компенсируют некоторые проблемы с минтаем (! —  С.В.). И обиды на комитет у них нет. Только вот вопрос: поможет ли все это погасить страсти вокруг лимитов: Остается надеяться — поможет! Тем более, что впереди новые путины и новые лимиты».

А когда пришла новая — теперь уже Беринговоморская — минтаевая путина с новыми лимитами, оказалось, что резервы сюрпризов для рыбаков Дальнего Востока со стороны Дальморепродукта и его высокопробивного президента далеко еще исчерпаны.
Летом нынешнего года приказом Госкомрыболовства в Дальморепродукт переданы 12 бербоут-чартерных судов, которые прежде были во Владивостокской базе тралового и рефрижераторного флота (ВБТРФ), затем в закрытом акционерном обществе «Супер». Как заявил в одном из своих интервью губернатор Приморского края Евгений Наздратенко, компания «Супер» была российским прикрытием американской компании «Фема». Ну, а теперь, двенадцать супертраулеров испанской постройки вольются в бербоутчартерный флот холдинговой компании «Дальморепродукт», которая является российским прикрытием то ли американской, то ли норвежской компании American Seafoods (не случайно в американской печати флот Дальморепродукта официально называется «российский флот American Seafoods»), и принадлежа на 33,3% иностранцам получает на бесплатной основе российское рыбное сырье. И не просто получает — а в первую очередь: не успели еще высохнуть чернила на приказе о передаче в Дальморепродукт «голубых испанцев», как называют рыбаки эти супертраулеры, как следом полетела радиограмма о выделении для бербоутчартерного флота ДМП дополнительно 50 тысяч тонн минтая из общедальневосточной квоты.
(Для справки сообщаем, что в последние годы Дальморепродукту лимиты преподносятся на блюдечке с голубой коемочкой (что в переводе с русского на русский же означает многое — по крайней мере то, что дело здесь явно не чистое: когда другим компаниям не хватает сырья (как той же Находкинской базе активного морского лова (БАМР), имеющей в своей собственности флот супертраулеров, или Корсаковской базе океанического рыболовства, камчатской компании «Океанрыбфлот», также являющихся собственниками отечественных «суперов») «Дальморепродукт» или получает его через квоты, или отнимает через «олимпийку», как было зимой в Охотском, и как случилось летом в Беринговом морях. А вот вам и конкретные цифры: за период с 1991 по 1998 год квоты ДМП выросли в 2,3 раза и составили в 1998 году 207,7 тысячи тонн.)
Итак, у компании «Супер» отобрали бербоутчартерный флот. Причин, как выясняется, две. О первой мы узнали из интервью с Евгением Наздратенко, губернатором Приморья. Вторая причина тоже известна — задолженность компании «Супер» перед бюджетом России и Приморья.
Но, как выясняется, ситуация с «голубыми испанцами» —  это как раз тот случай, когда говорят, что от перемены слагаемых сумма не меняется.
Судите сами: и та, и другая компания фактически работали и работают на иностранцев. Это первое. И второе — и та, и другая компания не платили и не платят налогов в бюджет. Компания «Супер», правда, когда клюнуло в одно место и запахло жареным, говорят, вернула свои долги государству. А вот Дальморепродукт, хоть и заявил публично в печати, что он рассчитался со всеми своими долгами, явно кривит душой — то же самое Диденко заявлял и несколько лет назад, когда мы снимали фильм «Крабовая лихорадка», но, как выяснилось в администрации Приморского края, Дальморепродукт был и остается одним из самых главных неплательщиков налогов.
Да откуда же браться деньгам, если перемалывая свои и чужие сотни тысяч тонн рыбы, и увеличивая эти сотни тысяч тонн ежегодно, Дальморепродукт работает только на убытки. По данным Счетной палаты за 1997 год компания «получила» 75613 миллионов рублей убытка (имея львиные доли в вылове краба!), за девять месяцев 1998 года — 187 миллионов рублей. По состоянию на 1 января 1997 года недостаток собственных оборотных средств составил 601,6 миллионов рублей, или 64% к потребности, на 1 января 1998 года — 583,7 млрд. рублей (56,3%). Задолженность по кредитам банка по состоянию на 1 января 1998 года составляла 389,5 млрд. рублей. К началу 1999 года ее объемы возросли до 904 млн. рублей или увеличилось по сравнению с 1996 годом в 2,3 раза. В 2,5 раза увеличилась с 1998 по 1999 год и задолженность по валютным кредитам банков.)
В то же время известно, что American Seafoods имеет эксклюзивные права на рыбопродукцию «Дальморепродукта». Как, вероятно, имеют подобные права и другие хозяева ДМП, которым принадлежит весь бербоутчартеный флот холдинга. А ведь такого количества бербоутчартерных судов нет ни в одной из компаний всего Дальнего Востока, а может быть и во всей России. Считайте сами: краболовы (некоторые 1933 — 1945 года постройки) в количестве десяти единиц («Рондис», «Си продюсер», «Сардоу», «Аляска Трейдер», «Оушеник», «Магнгум», «Джуно», «Анита Джей», «Шелихов») находятся в собственности компании «Ол Аляскен Сифудс», пятнадцать голубых супертраулеров испанской постройки в собственности в собственности «Берген Индастриз энд фишинг корпорейшн», супертраулер «Американский Монарх» в собственности компании «Нью Поллак Л.П. Инк.», как и супертраулеры «Сага Си», «Клеймор Си», «Хедер Си», крабоконсервный завод «Рыбак Чукотки», о котором господин Диденко во всеуслышание заявлял: «Мы отремонтировали, мы сделали, мы... мы... мы...»,— принадлежит компании «Ол Аляскен Сифудс» (следовательно, она купила, она отремонтировала, она и получает барыши с камчатского краба и всего того, что попутно готов проглотить этот плавучий завод), и далее — транспортный рефрижератор «Фрио Атенс» (собственник «Кери Навигайшен компани ЛТД»).

Но это еще не все — «Рыбак Приморья» сообщил, что «Дальморепродукт» вкупе с судоходной компанией «Лавиния» (при дележе прибыли 20 к 80 соответственно) получил семь транспортных рефрижераторов датской постройки.(Правда, в Интернете мы прочли раньше совсем другую новость, связанную с датскими судами: оказывается Дальморепродукт, разместив заказ на постройку этих рефрижераторов, отказался платить и обанкротил датские судостроительные верфи, теперь же выясняется, что это, вполне вероятно, была очередная «многоходовка» — и флот датских рефрижераторов (возможно, приобретенный по бросовым ценам в результате банкротства) также, как и весь остальной флот ДМП, с присущим этой компании энтузиазмом продолжает перемалывать российское дармовое рыбное сырье для заокеанских хозяев).

Итак, меняется ли от перемены слагаемых общая сумма.
Безусловно, меняется!
Если эта сумма  — концентрация бербоутчартерного флота подставной российской рыбопромышленной компанией, являющейся, по сути, компанией другого или других иностранных государств.
Безусловно, меняется!!
Если эта сумма — рыбопромысловая экспансия против России.
Безусловно, меняется!!!
Если эта сумма — уничтожение рыбацкой отрасли.

Для справки: В рыбной отрасли России насчитывается 3862 единицы флота. Из них количество судов со сроком эксплуатации от 16 до 20 лет — 495 единиц, свыше 20 лет — 1076 судов. Приобретено за период с 1990 по 1998 год 1243 судна (из них 84 по бербоут-чартеру), в том числе крупнотоннажного — 162 (13%!), среднетоннажного —  794 (64%), малотоннажного — 287 (43%). При этом только 587 судов (47%) из новостроя.
Так что имеется ли в таком случае альтернатива бербоутчартерному флоту? Имеется ли альтернатива очередной после краба и рождающейся у нас на глазах монополии в российской рыбной отрасли иностранной холдинговой компании «Дальморепродукт»? И, может быть, стоит уже сейчас задуматься вот над этой строчкой из материалов Счетной палаты Российской Федерации: «Таким образом, рыбная отрасль Приморского края превратилась в сырьевой придаток зарубежных государств».

Содержание

NEXT