LOGO
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ
ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА

ХУДОЖНИК СВОЕГО НАРОДА

Е. Е. Володарская,
старший научный сотрудник Камчатского областного краеведческого музея
К. Килпалин
5 октября 2000 г. исполнилось бы 70 лет Кириллу Васильевичу Килпалину — замечательному корякскому художнику, поэту, автору многочисленных сказок, легенд и рассказов, составителю нымыланско-русского словаря, члену Союза художников России и заслуженному работнику культуры России.
Его жизнь навсегда останется для нас легендой. Грустной легендой, где друг подле друга шли красота и убогость, душевное богатство и материальная нищета; огромные нравственные здоровье и сила и физические болезни, радостное и весёлое общение с людьми и глубокая печаль и горечь долгого непонимания, непризнания; сказка, мечта, любовь и одиночество; мудрость философа и наивность ребенка.
Родился Кирилл Васильевич Килпалин 5 октября 1930 года в селе Хаилино Олюторского района Камчатской области в семье оседлых коряков-нымыланов.
Отец его, Лэхтыле Василий Васильевич, был охотником. Он умер, когда Кириллу исполнился год. Рос Кирилл с матерью Анной Кирилловной Рултын, которую очень любил.
Смерть Анны Кирилловны в ноябре 1969 года стала для него большим горем.
«Очаг потух дома. И теперь еще не могу успокоиться, душа болит. Перед глазами всегда мать — добрая, ласкательная»,— писал Килпалин в письме к Г. Г. Поротову.
Воспитывали Кирилла родные дядья: дядя Нутолхут Николай Кириллович — начальник районного отдела внутренних дел села Тиличики, дядя Ляко — председатель райисполкома в Тиличиках, дядя Тналхут — брат его отца.
«Куйкинняку и Митты»
«Куйкинняку и Митты»
В школу Кирилл пошел в Хаилино, продолжил учёбу в Тиличиках. После окончания средней школы два года работал мотористом на моторно-рыболовной станции, затем — пастухом-оленеводом в совхозе с. Пусторецк Пенжинского района. В 1949 г. оттуда был направлен дирекцией совхоза на учебу в окрсельхозшколу в Палане.
А в 1952 г. возвратился в совхоз с. Пусторецк дипломированным фельдшером, стал работать там ветфельдшером и учетчиком.
Затем — долгие месяцы и годы тяжёлых болезней, лечение в Оссоре, операция в Петропавловске, в област-ной больнице, снова лечение — в Мильково, в санатории «Сосновка» Ульяновской области.
В 1957 г., после участия в областной выставке изобразительного и декоративно-прикладного искусства, Кирилла послали учиться во Владивостокское художественное училище на отделение живописи.
Через два года, не доучившись, он вернулся домой на Камчатку. Поработал немного художником в Доме культуры в Палане и в 1962 г. навсегда вернулся в родную Тополевку, что недалеко от Хаилино, где до последних дней своих жил, работая охотником и рыбаком, и где рождались его рисунки и картины, иллюстрации к сказкам и сами сказки.
Искусство Кирилла Килпалина — искусство художника из народа, художника «чистого сердца», искусство самобытное, подчас интуитивное и наивное в своей чистоте и искренности — не может никого оставить равнодушным.
Художник Килпалин — человек, одарённый от природы, не получивший систематического художественного образования,— занимался творчеством, реализуя свою духовную потребность через художественные образы передать людям свои мысли и чувства. Он разработал ту образную и живописно-пластическую систему, в которой наиболее полно смог выразить свое отношение к действительности. Его работы несут ярко выраженное индивидуальное начало, в них покоряют удивительная чистота и непосредственность восприятия мира, поэтичность, проникновенность.
В творчестве художника более всего выделяются три жанра: портрет, бытовой и мифологический жанры.
Широко известны как графические портреты родных, друзей, односельчан, выполненные художником в карандаше, сангине, акварели, которые отличают глубина, уверенный почерк, точность характеристик, значительность («Старушка Дуня», «Баянист Тапанан», «Портрет Ивыгина», «Девочка» и др.), так и его портреты, написанные маслом, среди которых наиболее удачные «Автопортрет», «Портрет оленевода», «Портрет Георгия Поротова», «Портрет Владимира Косыгина».
Многие портреты написаны Килпалиным не с натуры, а по памяти. А это непросто, это требует умения отвлечься от протокольной действительности, проникнуть в пластическую красоту и особенности формы, света, цвета, умения отбирать наиболее существенное. Кроме того, Килпалин-портретист очень наблюдателен, вдумчив, он настоящий психолог. Вот почему ему удается передать не только внешнее сходство человека, но добиться большего — раскрыть его внутренний мир.
«На батах»
«На батах»
У художника достаточно насыщенная палитра. Начав с карандаша и акварели, с ее легкостью и прозрачностью, он пришел к маслу, добиваясь и в нем такой же прозрачности и чистоты. Он хорошо передавал цвет. Особенно ему удавались коричневый, оттенки синего и голубого.
Это с особой яркостью проявилось в его многофигурных композициях, жанровых картинах о том, что знакомо и дорого самому Килпалину — нымылану, охотнику, рыбаку, пастуху («Кораль», «Согжой пойман», «На батах»).
Кирилл Васильевич Килпалин был не только художником, но и собирателем корякского, чукотского, ительменского фольклора, автором многочисленных рассказов, сказок, легенд.
Уже в середине 1950-х годов он написал первые свои сказки в стихах: «Небесный смерч», «Сестра», «Золотой рог», «Куткинняку — шаман», «Острова страданий», «Два брата» и рассказы «Чайка-матушка», «Дурак», «Странный скакун». Его рассказы о забавных приключениях и охоте — «Первая охота» — печатала газета «Корякский коммунист». В 1964 году две его сказки — «Полярный олень» (по чукотским мотивам) и «Длинный и короткий» (на основе ительменского фольклора) были опубликованы в сборнике «Здравствуй, утро камчатское!».
Эти первые произведения Килпалина, безусловно, обладают художественной ценностью, в них сохранена характерная особенность нымыланов: любое обыденное событие преподносить как невероятное приключение, в них сохранен стиль, язык, дух сказочника — нымылана. В 1986 году вышла в свет изданная в Камчатском отделении Дальневосточного книжного издательства книжка «Здравствуй, солнце!» на русском и корякском языках с наиболее известными сказками Кирилла Килпалина «Спор рыб», «Здравствуй, солнце!», «Кала», «Белый рог» и первой частью легенды «Аня». Язык этих сказок — сочный, образный. В них много фантазии, выдумки: кала — деревянное огниво — ищет потерявшихся оленей; решили помериться силами ветвейский хариус с золотисто-стальной чешуей и гладкая да круглaя, как карась морской, камбала; дракон, съедающий смельчаков, дарит свои белые рога бедняку Евалу. Сказки Килпалина светлы, лиричны: красива, добра славная дочь Чимура Аня, побеждающая каменного Великана; находит своё счастье с богатырем Харой красавица Рыврана; добрый Покко дарит жизнь маленькому олененку. В каждой из них — стремление к справедливости, добру, мудрости.
«Возвращение Ани и Мотыги»
«Возвращение Ани и Мотыги»
В 1993 году, после смерти Килпалина, увидела свет книга его сказок «Аня», в которую вошли не публиковавшиеся ранее сказки «К земле предков», «Копьеборец Хуммавири», вторая–четвертая части легенды «Аня». В этих сказках земля предков — чудесный мир, где свободно живут и люди, и птицы, и звери, куда ведет солнечная дорога; в них мир побеждает войну, как коряки и эвены побеждают своих воинственных врагов тангитов.
Интерес к фольклору не мог не отразиться на творчестве Килпалина-художника. Именно произведения по его сказкам и по сказкам других писателей делают его творчество особенно ярким, наполненным своеобразным национальным колоритом, запоминающимся, особенным.
Своеобразной визитной карточкой художника Килпалина стали образы Куткинняку — ворона, прародителя коряков, и его жены Миты, воплощенные им в акварелях и в живописном произведении «Куткинняку и Миты».
Большой интерес для характеристики творчества Килпалина представляют иллюстрации к его собственным сказкам, впервые опубликованным в книге его сказок «Аня» (1993).
Рисунки эти сделаны быстро, на одном дыхании, тушью и пером. Они исполнены контуром, линии в них тверды, с предельным лаконизмом передают все наиболее существенное, излишние детали отброшены, фон часто отсутствует.
Скромные, безыскусные, но глубоко содержательные, эти рисунки прекрасно выполняют свою роль, иллюстрируя и вместе с тем органично дополняя сказки художника.
Все они относятся к 1969 году, к тому времени, когда творчество, казалось, должно было бы навсегда уйти из его жизни.
«Автопортрет»
«Автопортрет»
...В 1982 году судьба послала Килпалину еще одно испытание: спасая от подстреленного медведя сына Валерия Уягинского, он сам попал в лапы зверя. Как жить дальше? Болят, ноют кости, скрепленные уже на всю оставшуюся жизнь штырями, нет глаза, отнимается рука. А на нем большая семья: жена Дарья Ивановна, нежно любимые дочки Аннушка и Марфушка, маленький сынишка Кирилл... И по-прежнему нет сносного жилья, давит нужда. И это у него, произведения которого знают в Москве и Ленинграде, в Японии и ФРГ.
Но краски и холст, карандаш и бумага призывают к себе. Искусство — смысл всей его жизни — спасает и поддерживает.
В этот последний период своей жизни художник создаёт не только иллюстрации к своим сказкам «Аня», но и известные рисунки «Нымыланка Ивтократ», «Ламут Капитон», «Портрет оленевода Олелэй», «Автопортрет на нартах» и живописные произведения «Полярный олень Покко», «Автопортрет», «Портрет В.И. Успенской», «Аня», «Аня. Битва», «Счастье Ани. Возвращение Ани и Мотыги с сыном Хиу», «Любимые женщины».
... Кирилл Васильевич Килпалин умер 5 декабря 1991 года неожиданно, тихо, никого не тревожа, как жил. Вечером зашел к соседу по лестничной клетке в доме в Хаилино. Пожаловался на головную боль, попросил анальгин, выпил две таблетки... Ночь спал с открытой дверью, чего раньше не бывало. Утром его нашли уже мертвым...
Одетого в кухлянку, с наглухо зашитым на лице капюшоном, на тракторе с прицепом отвезли его за село, на сопку, вознесли на верх кедровой кучи, уложили в продолговатое углубление, подожгли кедрач...
Что положили Кириллу Васильевичу по обычаю с собой в дальнюю дорогу, другую жизнь? Хочется верить, что не забыли добрые люди о карандаше и бумаге, холсте, красках и кисти. Хочется верить, что уже там, у верхних людей, сумел Кирилл Килпалин преодолеть раздвоенность, терзавшую его всю жизнь, раздвоенность между тяготами повседневной жизни, необходимостью каждый день добывать хлеб насущный, и потребностью творить.
И пусть и прежде, и теперь маститые художники и искусствоведы обвиняли и обвиняют его в дилетантизме, отсутствии школы, проявляющихся в незавершенности рисунков, в диспропорции лиц, в невладении техникой живописи. Пусть темы произведений Килпалина — не значительные события, а родная природа, знакомые лица односельчан, друзей, сценки из окружающей жизни, такой близкой и понятной, сказочные сюжеты. Ведь именно это делает его произведения такими близкими людям. A егo самого — Художником своего народа.

 


Содержание

BACK NEXT