LOGO
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ
ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА
Алексей ВАХРИН
 

  ИНТЕРЕСНЫЙ ЧЕЛОВЕК СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ  


ЮРИЙ БАБУШКИН

На Первом Всероссийском кинофестивале «Живая вода» студии «Кинопрограмма ХХ век» за фильм «Каиновъ дымъ» был вручен Гран-при фестиваля — выполненная из рога снежного барана прекрасная скульптурная композиция, фотографию которой вы можете увидеть на 163 странице нашего журнала. Гран-при был изготовлен косторезами Магаданской творческой мастерской. Менеджер этой мастерской — устроитель выставок и торгов изделиями из кости — Юрий Бабушкин. Добавим, что Юрия Алексеевича хорошо знают во многих регионах Дальнего Востока России и на Аляске. Поэтому сегодня мы расскажем о нем в новой рубрике нашего журнала — «Интересный человек Северной Пацифики».
 
Резьба по кости животных, как вид искусства, зародился, наверное, в ту пору, когда дикий человек, мясоед-охотник, превратился из зверя в человека, то есть стал разумным и понял, что из бесполезных обглоданных костей могут получиться весьма нужные вещи: скребки, ножи, наконечники для копий и стрел, а также иглы, которыми можно шить из шкур одежду, а позже даже пуговицы…
Чукотская культура насчитывает две с половиной тысячи лет. И уже тогда, по мнению Юрия Алексеевича, появились первые примитивные орнаменты на костяных изделиях: на гарпунах, наконечниках, грузилах, иглах. Но очень редко еще встречались фигурки животных и людей, потому что кость тогда можно было обработать только с помощью камня. Это позже появляются самые замысловатые инструменты. Интересна и причина рождения орнамента и рисунка на кости. У древних жителей Чукотки совсем не было материала для передачи информации, того, что мы называем писчим материалом. У них не было бумаги, бересты, дерева и даже глиняных дощечек. Но у северян в избытке были моржовые клыки с гладкой и светлой поверхностью — материал, на котором можно было что-то нацарапать. Собственно, и сегодня свои сказки и былины северяне «пишут и печатают» (изображают) на клыках моржа, хотя это уже больше традиция, чем необходимость, — прекрасная визитная карточка Севера.
 
Сам Юрий Алексеевич не занимается резьбой по кости: по собственному признанию, природа не наделила его этим талантом. Но зато, это уже по нашему мнению, щедро одарила организаторскими способностями. Закончив заочный факультет Киевского института инженеров гражданской авиации, он получил специальность физика-кристаллографа. С распадом СССР, в новом государстве, эта столь узкая специальность оказалась не востребованной. Но нужно было на что-то жить. К тому же за время работы на Севере Юрий Алексеевич полюбил этот край и не мог уже с ним расстаться. А тут — назовем это удачей — его пригласили возглавить цех по обработке камней в одном из предприятий Магадана, производящего сувениры. Бабушкин оказался на месте и очень быстро поднялся по служебной лестнице от начальника одного из цехов до директора этой организации.
12 лет назад Юрий Алексеевич начал заниматься поиском мастеров резьбы по кости и самой костью. 8 лет назад Бабушкин заявил миру о магаданских косторезах.
Он сумел направить свои знания и опыт не только в нужное коммерческое русло, но и развил свою деятельность до создания творческой мастерской. Как правило, сегодня наиболее талантливые резчики являются свободными художниками. И вот именно интересы этих свободных художников и представляет Юрий Бабушкин на мировом рынке. Надо заметить, что с ним сотрудничают мастера не только из Магадана. И он не закупает, как прежде, лучшие изделия своих мастеров, а заказывает их, очень часто по совместно разработанным эскизам. Он же организует выставки изделий своей мастерской, выпускает красочные буклеты. В планах — выпуск большого цветного альбома.
Очень высоко оценивают профессиональный уровень дальневосточных косторезов их зарубежные коллеги. Косторезная мастерская Бабушкина поддерживает давние уже связи с Аляской. И вот что удивительно — на Аляске, в Номе, уже пять лет подряд магаданцы преподают местным эскимосам… искусство резьбы по кости. Один из таких «чукчей-аборигенов», с образом которых мы всегда связывали умение работать с костью, — Виктор Максимович Вихлянцев, член Союза художников, замечательный резчик и очень талантливый человек. А еще несколько таких же «аборигенов» основали на Аляске уже собственное дело. Это большие мастера. Их изделия, как правило, являются эксклюзивными то есть создаются в единственном числе. Имеют большую ценность. И материальную, то бишь денежную. И, что самое главное, в оценке Бабушкина, — художественную.
У американцев существует запрет на ввоз кости моржа. Но эскимосам на Аляске разрешено добыть какое-то количество моржей на еду. Клыки животных сертифицируются, на них вешается бирочка присутствовавшего при охоте егеря, который засвидетельствовал, что морж был добыт на законном основании и что клык можно легально использовать. Только после этого эскимосы (и только они!) имеют возможность резать на клыке. Что касается остальных («белых») косторезов в США, то они, как правило, используют материал, добытый на разрешенной для них охоте или найденный, — режут по позвонку кита или рогу лося,либо по бивню мамонта. Все кости прекрасно идентифицируются таможней, где знающие люди легко отличают слоновую кость от мамонтовой. Кстати, рисунок у них одинаков, но кость слона белее, ведь слон не пролежал тысячи или миллионы лет в земле и, как говорится, не «подморился» той средой, в которой он находился все эти годы. Так, торф придает кости мамонта коричневый оттенок, железо — охристый, а медесодержащие породы — синеву.
Но что в Америке, что в России рыночная ценность изделий из бивня мамонта очень высокая, и она отпугивает покупателя. Дорого стоят и поделки из моржового клыка. Поэтому Бабушкин «со товарищи» постоянно ищет все новые и новые материалы для изделий. Он попробовал даже кость коровы Стеллера, которую вырезали до последнего экземпляра наши земляки — русские зверобои-землепроходцы еще в XVIII веке. Изделия из кости морской коровы являются раритетами, а потому тоже достаточно дорогие.
Недавно магаданские мастера начали работать с рогом снежного барана, позвонком и ребром кита. Сложные, но очень интересные по своей фактуре в обработке, эти материалы позволили расширить творческие возможности косторезов. Немаловажно и то, что эти изделия востребованы на рынке.
Хотя школа магаданских резчиков еще молода, она уже достаточно известна. Взяв лучшие традиции чукотско-эскомосского и европейского стилей резьбы, многие резчики, по мнению Юрия Алексеевича, уже нашли свой собственный — достаточно яркий — язык художественного самовыражения. За последние годы Союз художников России пополнился новыми членами из Магадана — были приняты В. Вихлянцев, В. Похелюк, О. Хорошилов, А. Дикарев. Многие годы Юрий Бабушкин работает с такими известными мастерами, как Анастасия Сушко, Марина Воронова, Сергей Сидоренко, Наталья Зайцева.
Мы публикуем на страницах «Северной Пацифики» фотографии нескольких работ косторезов из творческой мастерской Юрия Алексеевича Бабушкина.
Если захочется ближе познакомиться с нашим героем — вот его визитная карточка.
Бабушкин
Юрий Алексеевич
Творческая мастерская
Художественная резьба
по бивню мамонта,
клыку моржа
Магадан(work) т/ф: (41322) 2-35-38
П.-Камчатский(soul) тел: (41522) 9-40-60
Москва(registration) моб: 8(901) 738-5658