ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ООН (ПРООН) ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОНД (ГЭФ) ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ/АДМИНИСТРАЦИЯ КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ

Проектный документ - блок Б

Номер Rus/99/G43/A/1G/99

Название:

«Возможности устойчивого сохранения биологического разнообразия на четырех особо охраняемых территориях Камчатской области (Россия)»

Продолжительность: 10 месяцев
Местоположение: Камчатская область
АСС-ПРОООН раздел и пораздел: биоразнообразие
Правительственный раздел и подраздел: Биоразнообразие
Тема ГЭФ: Биоразнообразие
Правительственная проектная организация: SCEP/ Госкомкамчатэкология
Исполнительная организация: NEX/BNOPS
Предположительный срок начала работ: 1 июня 1999 г.
Финансирование (в долларах США)
ГЭФ-ПРОООН - 233, 700
Правительство - 24, 500
ПРООН - 72, 000
ВВФ - 34.500
Фонд братьев Рокфеллеров - 25,000
Итого: 389,700
Краткая характеристика
Цель данного проекта «блока Б» - подготовка предложений для ГЭФ и других финансирующих организаций. В этом документе содержится подробная информация по рабочим планам, бюджету и должностным обязанностям исполнителей в ходе этой подготовительной работы. Цель разрабатываемого проекта состоит в демонстрации возможностей сохранения глобального биоразнообразия с помощью рационального, неистощительного природопользования на примере 4-х особо охраняемых территорий в пределах Камчатской области. Планируемая работа на этих 4-х территориях продемонстрирует как устранить важнейшие угрозы биоразнообразию в границах охраняемых ландшафтов. Для достижения этой цели будет разработана методика управления 4-мя территориями с учетом интересов всех природопользователей, уникальности географического положения и административного устройства территорий, усиливая, таким образом, заинтересованность сторон в сохранении биоразнообразия этих зон.
Это потребует переосмысления традиционной точки зрения на то, кто является природопользователем, для того, чтобы учесть разнообразные интересы групп, составляющих ныне Российское общество. Во-вторых, проект будет новаторским по способам поддержания особо охраняемых территорий в условиях, чрезвычайно трудных для современной России, что потребует от заинтересованных сторон обдуманного подхода к сочетанию механизма самофинансирования в процессе природопользования на охраняемых территориях с одновременным поиском альтернативных источников существования для поддержания устойчивого развития общин и коллективной охраны природы. Более конкретно, проект позволит: 1) создать систему (структуру) совместного управления охраняемыми территориями, 2) укрепить законодательную и политическую базу, сохранять и поддерживать традиционные знания коренных народов, 3) создать систему информации о способах сохранения биоразнообразия, 4) создать союзы заинтересованных природопользователей и зачислить их в состав защитников природы, 5) обеспечить возможность поисков устойчивых (неистощительных) источников существования, 6) усовершенствовать систему образования, пропаганды и информации по значимости биоразнообразия, 7) надежно обеспечить долговременное финансирование охраняемых территорий.
Договаривающиеся стороныПодписьДатаФамилия, должность
Правительство - - В.И. Данилов-Данильян
Председатель
ПРООН - - Ф. Эльгуайель
Постоянный представитель

Содержание

  • Резюме: Цели проекта и его краткое описание
  • История вопроса
  • Организационный, законодательный и политический аспекты
  • Угрозы
  • Взаимодействующие коренные причины
  • Подробное описание проекта
    • - Основные положения
    • - Альтернативы, предлагаемые ГЭФ
    • - Устойчивое развитие
    • - Широкомасштабная природоохранная деятельность
  • Связь с другими проектами ГЭФ/ Увеличение издержек (расходов)
  • Национальная поддержка
  • Подтверждение гранта на подготовку проектного документа
  • Описание блока Б (на стадии подготовки проектного документа) и его результаты (см. также Должностные обязанности)
  • Окончательный бюджет
  • Проектные мероприятия
  • Ссылки
Приложение 1: Подтверждение основной цели ГЭФ
Приложение 2 : Описание территорий
Приложение 3: Угрозы и их основные причины
Приложения по исполнению блока Б
Приложение 4: Должностные обязанности исполнителей блока Б (содержание указано)
Приложение 5: Рабочий план по выполнению проекта
Приложение 6.а: Проектный бюджет NEX (Таблица Excel)
Приложение 6.б: Проектный бюджет UNOPS (Таблица Excel)
Введение
Полуостров Камчатка, включенный в перечень наиболее важных мировых экорегионов (WWF Global 200), широко известен многообразием биологических видов, имеющих глобальное значение. В прежнее время это биоразнообразие было надежно защищено благодаря хорошо отлаженной системе государственных природоохранных организаций, а также удаленности и труднодоступности региона ( он расположен на расстоянии 10 часовых поясов от Москвы), сложности горного ландшафта и тем, что Камчатка имела важное военно-стратегическое значение. За последние 10 лет ситуация коренным образом изменилась, и угроза потери биоразнообразия в настоящее время резко возросла даже на особо охраняемых территориях, поскольку они стали доступнее, а бюджетное финансирование природоохранных организаций практически прекратилось. При сохранении нынешнего способа природопользования в будущем биоразнообразие Камчатки столкнется со все возрастающей угрозой несбалансированного развития территорий (разработкой месторождений полезных ископаемых, разведкой нефти), нерациональным использованием природных ресурсов, расширением бесконтрольного неорганизованного туризма и спортивной охоты, что может в значительной степени сократить мировую ценность данного природного объекта. Администрация Камчатской области и ПРООН разрабатывают программу устойчивого развития региона включающую три основных направления: управление окружающей средой в промышленных зонах, прилегающих к природоохранным территориям, использование экологически чистых источников энергии, альтернативные источники существования для жителей сельских районов на основе развития экотуризма. Программа заложит прочную основу устойчивого развития и создаст условия для дальнейшей широкомасштабной деятельности ГЭФ в регионе.
Исключительные трудности, с которыми сталкивается сегодня Россия требуют от ГЭФ новых подходов, отличных от тех, которые были ранее использованы на охраняемых природных объектах других частей мира. Это должны быть проверенные, взвешенные действия, ориентированные на устойчивое развитие на основе долгосрочного финансирования из различных источников. Финансирование со стороны ГЭФ предназначено на целенаправленную поддержку перспективных проектов, обеспечивающих устойчивые направления развития при поддержке ПРООН и правительства. Проект обеспечит защиту и сохранение биологического разнообразия как мирового достояния во всех 31 охраняемых природных объектах Камчатской области, наглядно продемонстрировав преимущества рационального, неистощительного природопользования на примере четырех особо охраняемых территорий. Ответственность природопользователей и их способность обеспечить сохранение биоразнообразия будут повышаться в ходе совместного (коллективного) управления на двух охраняемых территориях федерального подчинения и двух территориях регионального подчинения. В прошлом Россия продемонстрировала долговременное эффективное управление охраняемыми территориями на государственном уровне. В настоящее время существует разрыв между финансовыми возможностями и постоянно возникающими новыми требованиями времени, и данный проект призван сократить этот разрыв на пути к устойчивому развитию. Финансовая поддержка ГЭФ поможет укрепить административный потенциал и разработать более рациональную законодательную базу, повысить ответственность заинтересованных сторон и активизировать их участие в работе, расширить возможности территорий федерального подчинения работать на региональном уровне и гарантировать долгосрочную (приблизительно на 10 лет) совместную финансовую поддержку природоохранной деятельности по окончании проекта.
Пятилетний опыт существования системы особо охраняемых природных территорий показал, что настоятельно необходима долгосрочная финансовая поддержка природоохранной деятельности на государственном уровне. Финансирование со стороны ГЭФ поможет создать устойчивую систему управления особо охраняемыми территориями практически заново. Это будет включать помощь в создании условий самофинансирования за счет отчислений (ренты) с природопользователей, например, за использование территории для выпаса оленей или развития туризма, помощь в работе органов местного самоуправления и вовлечении природопользователей в работу по охране природы, а также в повышении образовательного уровня населения в области экологии.
История вопроса
Полуостров Камчатка является одним из наиболее красивых и нетронутых заповедных природных территорий. Равная по территории Германии, Австрии и Швейцарии вместе взятым территория полуострова длиной в 1500 километров, имеет население 430 000 человек. Камчатка занимает одно из первых мест в списке всемирно значимых биорегионов Палеарктики. Значение Камчатки велико не столько благодаря многочисленности обитающих здесь видов, сколько благодаря наличию целого ряда редких и уникальных видов и их ассоциаций, а также особенностям экосистемных процессов. Огромное количество эндемичных видов и подвидов растений и животных населяют полуостров Камчатка. В целом 10% из 1 168 растений Камчатки - это эндемичные растения. Из-за длительной изоляции и существования природной среды практически в островном режиме наблюдается постоянный процесс диверсификации эндемичных видов и подвидов.
Приблизительно 5 000 особей Камчатских бурых медведей (Ursus arctos) , второго по численности в мире подвида, обитают на территории полуострова. Полуостров также является центром обитания самого крупного в мире вида орла - редкого белоплечего орлана (Haliaeetus pelagicus). Шестьдесят процентов от общей численности популяции этого вида орлов ( около 4 500 особей) гнездятся и постоянно обитают на полуострове. Приблизительно 1 800 особей северного морского льва (сивуча), находящихся под угрозой вымирания (Eumetopias jubatus), обитают на побережье, также как и единственная популяция морских выдр (каланов) Восточной Пацифики (World Heritage Nomination 1995). Моржи и пять видов тюленей, обитающих на севере Тихого океана, в большом количестве встречаются на побережье полуострова и на прилегающих островах наряду с бесчисленными колониям морских птиц. Пятьдесят процентов всей мировой популяции алеутской крачки гнездится на полуострове. Богата и разнообразна также ихтиофауна полуострова. Различные виды рыб населяют необычайно чистые реки и морские акватории. На полуострове отмечено самое большое в мире число видов лососей, гольцов и один вид радужной форели (микижа). В реках Камчатки нерестятся все семь видов тихоокеанских лососей ( по подсчетам, до одной третьей всей тихоокеанской популяции).
Россия имеет одну из самых старых в мире систем охраняемых природных территорий. Эти территории в течение многих десятилетий были центром научных исследований и отработки управленческих методов. Они представляют собой уникальные источники биологической информации и естественно-научных знаний. Сеть природоохранных территорий одна из самых крупных и значительных в мире и до последнего времени она являлась самой лучшей и с организационной точки зрения. Однако финансирование управления природоохранными территориями сократилось на 90% с 1989 года. Перемены в национальной правительственной политике, начиная с 1989 года привели к практическому отсутствию власти на региональном уровне. Подобная ситуация, которая пришла на смену многолетнему жестко централизованному, часто нерациональному управлению окружающей средой в настоящее время поставила охраняемые природные территории перед лицом неопределенного и опасного будущего (Wells and Williams, 1998).
В то же время Россия обладает и одной из самых новейших систем особо охраняемых территорий, созданных на государственном уровне в переходный период. Администрация Камчатской области создала региональное управление по охране окружающей среды в 1994 году и объявила более 20% территории полуострова природоохранной зоной. В настоящее время на территории Камчатской области расположен 31 охраняемый природный объект федерального и областного подчинения. Четыре особо охраняемые территории, значение которых увеличится при осуществлении данного проекта, имеют репрезентативные, всемирно значимые видовые ассоциации и экосистемы. В них отрабатываются различные формы природоохранной деятельности ( см. Приложение 2).
В советское время природоохранные организации могли игнорировать потребности и нужды соседних территорий, формировать строгое законодательство в своих интересах и полагаться на стабильное государственное финансирование (Wells and Williams 1998). В настоящее время ситуация сложилась прямо противоположная, и если природоохранные территории России, обладающие наиболее значимым разнообразием биологических видов в мире, расположенные на Камчатке и по всей стране, хотят выжить, необходимо разработать новые подходы, которые могли бы обеспечить их долгосрочную эффективность и рациональное природопользование. Социально-экономические условия в России сегодня таковы, что не дают возможности правительству предоставить достаточное финансирование для осуществления мер по охране природы в течение ближайших 8-10 лет. Но как бы сложна ни была ситуация, необходимо изыскивать новые возможности для обеспечения сохранения биоразнообразия, активного участия заинтересованных организаций и получения арендной платы от природопользователей (Wells and Williams, 1998 ). Отработка таких "новых путей" может иметь большое значение и оказать воздействие на ситуацию в других регионах России.
Организационные, правовые и политические аспекты:
Охраняемые природные территории федерального и регионального подчинения сосуществуют в России, имея различное административное устройство и совершенно разную законодательную базу. На федеральном уровне ответственным за осуществление государственной политики в области охраны окружающей среды является Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов (Госкомэкология). Управление биологических ресурсов и заповедников Госкомэкологии ответственно за обеспечение управления федеральными природоохранными зонами на Камчатке. На уровне области Камчатский областной комитет охраны окружающей среды (Госкомкамчатэкология) отвечает за управление природоохранными зонами областного значения и природными парками. Комитет призван обеспечивать рациональное природопользование, управление 23 заповедниками на территории Камчатки, а также совершенствовать законодательство в области природоохранной деятельности (как на региональном, так и на федеральном уровнях) на Камчатке. Камчатский институт экологии и природопользования был основан в 1991 году и оказывает поддержку системе природоохранных территорий Камчатки в проведении исследовательской работы в области экологии. С недавнего времени институт обратился к более прикладным экологическим вопросам, которые связаны с рациональным использованием наземных и водных ресурсов.
Природоохранная деятельность на уровне области расширилась за счет участия российских и международных неправительственных организаций. Более 15 камчатских НПО занимаются вопросами охраны территорий и их биоразнообразия. После осуществления подготовительной фазы проекта А в июле 1998 года в настоящее время они объединились в Лигу независимых экспертов Камчатки. Эта группа работает в тесном взаимодействии с проектом ПРООН/ГЭФ ( при участии координационного проектного центра ПРООН в Петропавловске) и совместно с правительственной администрацией. Эти НПО в свою очередь имеют тесные контакты с международными НПО, в том числе: Тихоокеанским Центром природных ресурсов (the Pacific Environment Resources Centre), Всемирным фондом охраны дикой природы (WWF), Фондом братье Рокфеллеров (Rocheefeller Brothers Fund), Японской организацией «Друзья Земли» (Friends of the Earth - Japan) и Международным союзом охраны природы (МСОП) (IUCN).
Законодательная база:
Федеральное законодательство: Российский "Закон об особо охраняемых природных территориях" (1995) регулирует вопросы организации, охраны и использования природных ресурсов. В дополнение к уже признанным типам природоохранных объектов (например, государственные заповедники), законом предусмотрена возможность создания региональных (местных) природных парков и прочих типов территорий. Законом также предусматривается, что вся прибыль, полученная от эксплуатации охраняемых природных территорий, должна поступать в их собственное распоряжение. Однако, чтобы сделать это законодательство более эффективным, требуются его увязки с другими природоохранных мероприятиями, что позволит управлять охраняемыми природными территориями федерального подчинения как частями единого целого, а не как разрозненными участками. Ни один из пунктов существующего законодательства не способствует обеспечению поддержки охраняемых природных территорий федерального подчинения со стороны местных и региональных властей. Настоятельная необходимость в этом очевидна. Одним из компонентов проекта Всемирного Банка и ГЭФа является оказание поддержки в обеспечении правовых и политических условий для осуществления природоохранной деятельности на федеральном уровне.
Областное законодательство: Закон Камчатской области "Об особо охраняемых природных территориях Камчатской области" (1997) регламентирует создание, организацию, защиту и использование особо охраняемых природных территорий. Закон создает условия, которые позволяют обеспечить сохранение уникальных природных объектов четырех типов: 1) природные парки; 2) заказники), 3)памятники природы и 4) рекреационные и бальнеологические территории. Законом предусмотрено сохранение и/или рациональное использование биологических ресурсов этих территорий. Закон также требует, "чтобы в национальных парках создавались условия для развития традиционных видов деятельности и промыслов коренных народов Камчатской области, которые должны сочетаться с природоохранными, научными, просветительскими и рекреационными задачами парков." Закон не содержит четких разъяснений того, как эти охраняемые природные территории должны управляться, являясь частью единого административного подразделения, в нем также не предусматривается возможность заключения коллективного договора между региональными и федеральными органами власти по вопросам совместного управления парками . По инициативе RBF ведется просветительская деятельность с НПО по привлечению общественности к участию в природоохранных мероприятиях и повышения знаний в этой области, WWF осуществляет работу с местной администрацией по разработке плана управления охраняемыми природными территориями, который поможет разрешить часть этих вопросов.
Нормативные акты по управлению охраняемыми природными территориями:
Федеральные: На Камчатке расположены три биосферных заповедника (I категории МСОП) и два заказника федерального подчинения (IV категории МСОП). Работы в рамках настоящего проекта будут осуществляться в двух из указанных территорий - в Кроноцском заповеднике и в Южно-Камчатском федеральном заказнике (см. описание в Приложении 2). Заповедники (строго научные природные объекты) являются самым важным компонентом в сети российских охраняемых природных территорий. Заповедники являются научно-исследовательскими учреждениями, ответственными за сохранение биоразнообразия и поддержание экосистем и их видового состава в первозданном состоянии. До недавнего времени большинство заповедников были закрытыми для населения, там была строго запрещена какая-либо деятельность, кроме просветительской и исследовательской. Любая хозяйственная деятельность не разрешалась. Сейчас разрабатываются новые правила, дающие возможность для местного населения собирать ягоды, ловить рыбу и развивать экотуризм в ограниченных масштабах на специально отведенных территориях внутри заповедника. Управление заповедниками всегда осуществлялось централизованно на государственном уровне и они не имеют опыта взаимодействия с местными властями и населением этих территорий. Поэтому очень редко кто-либо из местных руководителей был заинтересованность в участии в управлении заповедниками. Поскольку финансовая поддержка центрального правительства резко сократилась, региональные власти оказываются вынужденными нести ответственность за использование природных ресурсов, а местное население все с меньшим уважением относится к законам, защищающим заповедники. Заказники (специальные целевые природные резерваты) предоставляют возможность ограниченной хозяйственной деятельности, такой как охота или сбор ягод, в установленные периоды времени. В прошлом управление ими также осуществлялось централизованно и в настоящее время они тоже сталкиваются с трудностями в обеспечении рационального устойчивого характера деятельности, как и повсюду в стране, утратившей былую жесткую централизацию.
Областные: В 1996 году администрация Камчатской области создала новые категории охраняемых территорий - природные парки, что было предусмотрено новым федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" (1995). К настоящему времени создано 23 местных природных парка (VI категория МСОП). Данный проект будет осуществляться в двух из них - Быстринском природном парке и природном парке в Налычево, оба они были созданы по решению областной администрации Камчатки в 1995 году. Камчатский институт экологии и природопользования осуществляет управление парками на региональном уровне. Управление природными парками осуществляется на более широкой многопрофильной основе с перспективой устойчивого развития, чем это приосходит на территориях федерального подчинения. Так например, на территории Быстринского природного парка проживают около 3 000 человек (подробнее см. Приложение 2). Руководство двумя заповедниками федерального подчинения осуществляется отдельно от управления двумя местными заповедниками, и координация между федеральными и региональными учреждениями и мероприятиями, от просветительской деятельности до экологического мониторинга, крайне недостаточна.
Угроза биоразнообразию
В настоящее время охраняемые природные территории Камчатки не располагают достаточным потенциалом для того, чтобы обеспечить долговременное сохранение биологического разнообразия. Анализ существующей опасности, проведенный в ходе консультаций в рамках Блока А между заинтересованными сторонами, определил коренные причины многих проблем. В ходе осуществления Блока Б основные причины существующих проблем станут еще более явными. Анализ существующей угрозы биоразнообразию на Камчатке показал следующее:
Неправильная эксплуатация природных ресурсов. Добыча ископаемых с нарушением экологических норм и правил является серьезной и неизбежной угрозой для биоразнообразия ряда наиболее значимых регионов Камчатки. Например, получены лицензии на разработку промышленных залежей золота на уязвимых территориях, расположенных в непосредственной близости с Быстринским природным парком и Южно-Камчатским заказником. Предлагаемые методы золотодобычи вызывают большую озабоченность, поскольку наиболее распространенной технологией является экстракция золота с помощью цианидов. Многие водосборные площади на охраняемых природных территориях Камчатки являются местами нереста тихоокеанского лосося. Любая случайная утечка из резервуаров для выщелачивания почти наверняка приведет к катастрофе.
Экологически небезопасная разведка и добыча нефти и природного газа является еще одной неизбежной угрозой, поскольку существуют планы постройки газопровода вдоль побережья полуострова, который пройдет по территории Быстринского природного парка к Петропавловску. Продолжение бурения и продление трубопровода вполне вероятны по мере разведки новых месторождений, особенно на побережье, которое граничит с природоохранными территориями. Доступность горючего и его стоимость в условиях изолированной территории, такой, как Камчатка, является серьезной проблемой, которая делает необходимым поиск альтернативного, более экономичного и экологически чистого источника энергии. Непосредственно на охраняемых природных территориях расположено большое количество геотермальных источников и гидроэнергетических ресурсов. Однако изменения водосборного режима и температуры воды в реках могут повлечь за собой угрозу биоразнообразию в том случае, если подобные разработки будут осуществляться на указанных территориях. Даже за пределами парков они должны проектироваться и строиться таким образом, чтобы оказывать минимальное воздействие на водоемы.
Чрезмерное использование даров природы. Отмечено четыре основных способа хищнического использования живой природы: охота для обеспечения продуктами питания, нелегальная спортивная охота, охота для добычи отдельных органов животных, которые используются в традиционной медицине и нелегальный коммерческий сбор растительного сырья. Все они представляют собой все более серьезную и все возрастающую проблему. Охота с целью пропитания растет по мере того, как в регионах сокращается количество рабочих мест и происходит многомесячная задержка заработной платы из-за тотального экономического кризиса в стране. Нелегальная спортивная охота на медведя, горных козлов и морских млекопитающих происходит в местах их наивысшей концентрации, то есть на охраняемых природных территориях. Рынок традиционной медицины заставляет браконьеров охотиться в заповедных зонах в поисках животных и их внутренних органов (например, медвежий желчный пузырь). Браконьерский лов лососевых на охраняемых природных территориях также является большой проблемой.
Бесконтрольный неорганизованный туризм. Этот сектор на Камчатке развивается, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается страна. Камчатка является одной из последних в мире крупных территорий с нетронутой живой природой, и только недавно она стала доступной, что делает ее чрезвычайно привлекательной для богатых иностранных туристов. Ни одна их заповедных территорий Камчатки не имеет опыта организации экологического туризма. Действительно, закон строго охраняет заповедники; в прошлом доступ на их территорию был разрешен только для научных исследований. В результате инфраструктура для организованного туризма отсутствует, а нелегальный доступ на заповедные территории не может быть надежно предотвращен из-за малочисленности штатных егерей, поскольку раньше не было необходимости в широкомасштабной правоохранительной деятельности. Территории заповедников весьма привлекательны для туристов, которые теперь проникают туда во все большем количестве, в результате разногласия между федеральными и местными властями еще более обостряются.


Основными причинами данной опасности являются следующие:

  1. Недостаточность управленческого потенциала (персонала, знаний, оборудования и технологии): Административные, управленческие возможности, способность проводить мониторинг в полевых условиях и осуществлять правоохранительные функции на охраняемых природных территориях Камчатки не соответствуют потребностям, и это приводит к тому, что эти территории превращаются в парки "на бумаге". Необходимо изыскать более экономичные и эффективные методы управления. В связи с прекращением финансовой помощи из Москвы, разработка программ вовлечения местного населения в процесс управления не только возможна, но и крайне необходима. Традиционный опыт привлечения коренного населения к делам управления и сохранения биоразнообразия отсутствует. Нынешний персонал природоохранных организаций имеет недостаточную подготовку в области новых технологий и современных методов управления. Необходимо привлечь к работе местное население с тем,. чтобы они почувствовали себя подлинными хозяевами охраняемых природных территорий и были бы заинтересованы не только в соблюдении законов, но и в их защите.

  2. Несовершенство финансовых механизмов и недостаточная ответственность природопользователей: Охраняемые природоохранные территории должны разработать новый механизм для получения ренты за хозяйственную деятельности на своей территории (туризм, ограниченный лов рыбы, заготовка древесины и т.п.). Природопользователи, заинтересованные в обеспечении возобновляемости ресурсов не могут обойтись без финансовых механизмов, таких как программы микро-кредитования или местные трастовые фонды. Уровень финансирования должен быть достаточным для того, чтобы обеспечить выплату заработной платы и приобретение оборудования. На Камчатке , как и на остальных территориях российского Дальнего Востока, не имеется эффективных моделей самофинансирования управленческих структур охраняемых природных территорий или программ альтернативных источников существования, которые могли бы обеспечить рациональную хозяйственную деятельность местного населения и охрану природных объектов.

  3. Недостаточная информированность общественности о значимости биоразнообразия: Местные жители не достаточно информированы об истощимости природных ресурсов, о необходимости охраны природы и поиска альтернативных источников существования. Фонд братьев Рокфеллеров оказывает поддержку неправительственным организациям в осуществлении программ, совершенствующих систему экологического образования на Камчатке для местного населения, проживающего в непосредственной близости или на территории охраняемых природных объектов. На Камчатка имеется большое число ученых, высокообразованных специалистов и журналистов в правительственных структурах и в общественных неправительственных организациях, чьи возможности необходимо использовать для осуществления долгосрочных образовательных программ, касающихся роли охраняемых природных территорий в деле сохранения биоразнообразия и обеспечения устойчивого развития.

  4. Недостатки сотрудничества на федеральном и региональном уровнях: В настоящее время на Камчатке ( как и в других регионах российского Дальнего Востока) не существует эффективного сотрудничества между федеральными и местными структурами в деле совместного управления охраняамыми природными территориями. Даже при самых благоприятных условиях успешное взаимодействие между административными структурами, разделенными 10 часовыми поясами, достаточно затруднено. Сотрудничество между федеральной администрацией заповедников и заказников и администрацией Камчатской области, осуществляющей руководство региональными природными парками всегда было затруднительно, а нынешний финансовый кризис в стране еще больше усугубил положение. Заповедники федерального подчинения не имеют опыта сотрудничества с местным населением и руководством районов. Поэтому мало кто из представителей местной власти заинтересован в том, чтобы на их территориях были расположены природоохранные зоны. В целях обеспечения устойчивости сети охраняемых природных территорий как на федеральном, так и на местном уровнях, необходимо обеспечить обмен экспертными знаниями и ресурсами.

  5. Несоответствие законодательной базы и общей стратегии развития региона: Законодательство в области охраны природных территорий федерального и регионального подчинения представляет собой сложное переплетение повторяющих друг друга и противоречащих друг другу законодательных актов. Законодательство, регламентирующее управление охраняемыми природными территориями федерального подчинения носит характер правовых предписаний и в меньшей степени касается вопросов соблюдения взаимодействия в процессе управления. Такой характер законодательства был приемлем в прежнее время, но в настоящее время вопросы управления и согласования законодательных актов требуют большего внимания. У системы заповедников не было необходимости заниматься проблемами соблюдения правопорядка, поскольку вход на их территории был строго ограничен и требовал специального разрешения. Соответственно, заповедники никогда не принимали никаких мер по привлечению местных организаций к своей работе. Необходимо пересмотреть законодательство и общую стратегию развития региона для того, чтобы обеспечить более эффективное управление и реальное многопрофильное использование охраняемых территорий с привлечением заинтересованных организаций на местах. Учитывая возрастающее воздействие на биоресурсы Камчатки, необходимо разработать стратегию ее экономического развития на основе выявленных приоритетов в целях рационального использования ее природных богатств.

  6. Недостаток информационной базы для обеспечения управления и руководства: Российская Федерация обладает мощным научным потенциалом с давними академическими традициями и научно-техническими достижениями, а также высокообразованными и преданными научными и управленческими кадрами. Чего сегодня не хватает Камчатке, так это возможностей для того, чтобы поддерживать этот потенциал и совершенствовать его, а также увеличить возможности доступа к важной информации и ее обмену. Управление охраняемыми природными территориями - это динамичный процесс. Парки нуждаются в постоянном наблюдении и контроле для того, чтобы удостовериться, что они выполняют поставленные перед ними задачи. Компетентные специалисты имеюся как в государственных учреждениях, так и в неправительственных общественных организациях. Тем не менее им требуется дополнительная подготовка по новым технологиям и современным методам работы для создания эффективной базы данных по природоохранной проблематике и решения управленческих вопросов.
Описание проекта.
Подробная схема проектного документа. Основные положения. Альтернативные проектные решения, предлагаемые ГЭФ, (основополагающие условия устойчивого развития и дополнительные мероприятия по сохранению окружающей среды).

В новых условиях демократических реформ и ограничености ресурсов, которые характерны для нынешней ситуации в России, необходимо создать систему взаимодействия между различными социальными группами для обеспечения долгосрочного устойчивого существования охраняемых территорий Цель полномасштабного проектного документа - обеспечить глобальную защиту биоразнообразия на каждой из 31 охраняемых природных территорий Камчатской области с отработкой методов неистощительного, рационального природопользования на примере четырех таких территорий с последующим распространением опыта на весь регион. Для достижения данной цели проекта потребуется выполнение двух задач. Во-первых, проект будет способствовать развитию такого режима на четырех охраняемых территориях, который гарантирует взаимодействие всех заинтересованных сторон и который будет учитывать уникальные географические и административные условия каждой территории, что повысит заинтересованость природопользователей в сохранении биоразнообразия. Это потребует переосмысления традиционной точки зрения на то, кто является природопользователем, для того, чтобы учесть разнообразные интересы групп, составляющих ныне Российское общество. Во-вторых, проект будет новаторским по способам поддержания особо охраняемых территорий в условиях, чрезвычайно трудных для современной России, что потребует от заинтересованных сторон обдуманного подхода к сочетанию механизма самофинансирования в процессе природопользования на охраняемых территориях с одновременным поиском альтернативных источников существования, призванных поддержать устойчивое развитие и сохранение территорий с учетом интересов местного населения.
Основные положения (исходные данные)
Использование природных ресурсов. С прекращением централизованного финансирования со стороны федеральных властей, характерного для советского периода, такие отдаленные регионы, как Камчатка, вынуждены искать способы самовыживания. Необходимость получения средств приводит к усиленной эксплуатации природных ресурсов. Как правило, администрация региона старается обеспечить рациональное использование природных ресурсов, но этому мешает недостаточность профессиональных знаний в области природопользования. Мало кто из чиновников знаком с методами оценки влияния различных видов деятельности на окружающую среду и методами контролю за загрязнением окружающей среды. Горно-рудные концессии продолжают получать разрешения на золотодобычу, а уже имеющие лицензию, скорее всего начнут свои разработки вблизи границ Быстринского природного парка и Южнокамчатского заказника. Нещадная эксплуатация природных ресурсов на так называемых «производственных территориях» и сегодня представляет угрозу биоразнообразию на особо охраняемых природных объектах.
Управление особо охраняемыми природными территориями. Нынешний экономический кризис в России угрожает привести к полному прекращению финансирования из центра на содержание штатных сотрудников парков и приобретение аппаратуры для наблюдения. Особо охраняемые территории продолжают функционировать при минимуме средств, существуя, главным образом, за счет самоотверженности персонала, который работает, месяцами не получая зарплату. Обеспечение правопорядка на охраняемых природных территориях продолжает ослабляться, что приведет к дальнейшему росту незаконной деятельности в их границах. Администрация области по-прежнему по-прежнему стремится расширить площадь особо охраняемых территорий до 31 % от общей территории Камчатки. Международное сотрудничество остается на низком уровне. Тем не менее продолжается сотрудничество России со Всемирным фондом дикой природы, с целью завершения анализа состояния особо охраняемых территорий и укрепления роли Налычевского природного парка в экологическом просвещении населения. Будут опубликованы рекомендации по развитию экотуризма и его потенциальным возможностям; а также проект исследований по биологии камчатских бурых медведей. Учитывая заинтересованность мировой общественности в сохранении особо охраняемых природных территорий, ЮНЕСКО в настоящее время рассматривает вопрос о включении Командорских островов, расположенных у восточного побережья Камчатки, в категорию «мирового наследия», которая была присвоена вулканам Камчатки в 1996 году.
Поиск устойчивых источников существования. Как правило, на поиск устойчивых источников существования денег практически не находится. Областной и федеральный бюджеты способны выделить на нужды сельского населения лишь минимум средств, а устойчивых альтернативных источников существования на Камчатке крайне мало. Однако, администрация области выдвигает экотуризм в качестве приоритетного направления развития своей экономики. С этой целью будут предприниматься усилия по преодолению юридических, политических и экономических барьеров на пути развития экотуризма. Должен быть завершен совместный со штатом Аляска проект по разработке стратегии развития экотуризма. Международные неправительственные организации и PERC по-прежнему будут оказывать поддержку НПО Камчатки в деле устойчивого развития экономики области.
Сохранение окружающей среды и образовательная деятельность. Работа с населением в этой области будет осуществляться в рамках ограниченных бюджетов, которыми располагают пять существующих неправительственных организаций Камчатки, специализирующихся на распространении знаний о защите окружающей среды.
Сбор данных и мониторинг. Восемь расположенных на Камчатке научно-исследовательских институтов продолжат сбор данных по биоразнообразию и природным ресурсам региона. Общество по сохранению диких животных (Wildlife Conservation Society) совместно с российскими экспертами продолжит исследование экологии бурых медведей.
Финансирование. При нынешнем развитии событий было бы нереалистично ожидать в ближайшем будущем сколько-нибудь значительных государственных инвестиций в сохранение биоразнообразия, и шансы привлечь какие-либо другие источники финансирования внутри страны крайне невелики. Понимая угрозу, которому подвергается биоразнообразие России в переходный период, ряд вышеупомянутых международных организаций планируют оказать Камчатке финансовую помощь. Две группы российских исследователей работают по гранту Всемирного фонда охраны дикой природы (WWF) над исследованием финансовых механизмов поддержки особо охраняемых территорий. В докладе, который должен быть завершен к концу 1998 года, рассматриваются возможности получения прямых и косвенных доходов на особо охраняемых природных территориях, а также пути интеграции охраны природы в план экономического развития Камчатки. В блоке Б проектного документа сформулированы результаты, которые должны быть достигнуты в результате этой деятельности.
Альтернативные решения, предлагаемые ГЭФ
    Ниже рассматривается предварительная схема полномасштабного проектного документа по сохранению биоразнообразия Камчатки, имеющего глобальное значение. Безусловно, дальнейшие консультации по блоку Б помогут усовершествовать предлагаемый проект и сформулировать его более четко.
Исходные условия для достижения устойчивого развития:
С целью достижения устойчивого развития и поддержки финансирования со стороны ГЭФ запланированы следующие мероприятия:
А). Демонстрационные проекты для поддержки устойчивых источников существования: Одной из главных угроз глобальному биоразнообразию на данных особо охраняемых территориях является его незаконное и нерациональное использование (браконьерский промысел бурых медведей, морских млекопитающих, анадромных рыб и др.) и неразумная эксплуатация природных ресурсов (древесины и полезных ископаемых). Используя свои основные фонды, а также средства других соответствующих международных донорских организаций, ПРООН окажет содействие устойчивому развитию Камчатки через демонстрационные проекты в трех областях: альтернативные источники существования для сельского населения/туризм, структуры для управления окружающей средой и экологически чистые источники энергии.
  • Альтернативные источники существования: Главная проблема в этой области - отсутствие альтернативных источников существования для большей части сельского населения Камчатки. Другая проблема- отсутствие знаний и информации о том, как изыскивать более устойчивые источники существования. Мероприятия в рамках полномасштабного проекта направлены на преодоление этих и других барьеров. Экономические трудности толкают людей к браконьерству как к способу выживания. Проект предусматривает создание инфраструктуры (финансовой и иной) для поддержки устойчивого развития с использованием средств ПРООН для того, чтобы продемонстрировать пути и методы преодоления существующих барьеров и форм совместного финансирования. Для развития и расширения данных показательных программ будут активно привлекаться финансовые средства из других источников. Возможными альтернативными источниками существования могут служить: развитие экотуризма (рыбалка, наблюдение за жизнью дикой природы и природными ландшафтами), оленеводство и разведение отдельных видов диких животных с целью получения прибыли.
  • Управление окружающей средой: данный компонент проекта направлен на поддержку областной администрации в разработке общей стратегии устойчивого развития, более эффективной инфраструктуры EIA, а также соответствующих структур, связанных с мониторингом окружающей среды.
  • Развитие источников чистой энергии: Данный раздел проекта направлен на разработку методов эффективного использования более дешевых и экологически чистых источников энергии, таких как геотермальные воды и гидроресурсы, позволяющие сохранить существующее биоразнообразие. В двух поселках на границе особо охраняемых территорий будет осуществлен демонстрационный проект по использованию альтернативных источников энергии с целью сохранить горную растительность.
  • Б). Финансирование долгосрочного сохранения биоразнообразия должно быть адресным с тем, чтобы каждое мероприятие по сохранению окружающей среды в течение ближайших 10 лет давало результат. Данный проект предусматривает использование средств ГЭФ, для того, чтобы помочь в создании финансового механизма для поддержания биоразнообразия охраняемых природных территорий, который будет эффективно работать и после завершения проекта.. На основе совместного финансирования будет создан механизм, сочетающий в себе два подхода. Первый - на федеральном уровне: Экоцентр в Москве, созданный совместными усилиями ПРООН и Правительства Российской Федерации, предоставит информацию и своих специалистов для разработки новой политики и финансовых механизмов, ликвидирующих отставание России в этих вопросах, для обеспечения более долгосрочного совместного финансирования охраняемых территорий. Второй подход базируется на существующем на сегодняшний день широкой эксплуатации природных ресурсов Камчатки. Будет разработана программа реинвестирования с тем, чтобы прибыль, полученная в результате использования природных ресурсов, направлялась на цели устойчивого развития и сохранения этих же ресурсов. В Блоке Б предлагается список возможных доноров для совместного финансирования полномасштабного проекта.
    В). Активизация природоохранной деятельности
    Предварительное описание: Для сохранения существующего биоразнообазия на территории России, необходимо в кратчайшие сроки изучить и опробовать новые подходы к сохранению природы на заповедных территориях. В рамках проекта будут разработаны и опробованы такие новые подходы применительно к четырем приоритетным территориям: Кроноцкому заповеднику, федеральному Южно-Камчатскому заказнику, природному парку Налычево и Быстринскому природному парку. Эти территории являются типичными для Камчатки с точки зрения присутствия в них видовых ассоциаций и биом глобального значения. Данные парки также представляют различные формы административного управления, характерные для Камчатки и России в целом: от строго охраняемых территорий до территорий многопрофильного использования (см. Приложение 2). При опробовании новых методов следует соблюдать баланс между необходимостью проводить срочные действия и в то же время принимать меры предосторожности. Чтобы обеспечить устойчивость результатов и свести к минимуму риск неэффективного использования средств, следует постоянно координировать финансовое участие в проекте федерального правительства, местных заинтересованных сторон, ГЭФ и других доноров.
    В частности, в Российской Федерации необходимо разработать систему эффективной охраны территорий многопрофильного использования при наличии минимального «традиционного» федерального финансирования. Быстринский природный парк, который является такой территорией многопрофильного использования, где проживает местное население, может служить идеальным полигоном для создания и апробирования управления охраняемой природной территорией с активным участием местного населения, которое подготовлено к тому, чтобы на самом деле (де факто) охранять биоразнообразие и получать доходы от рационального использования биоресурсов (рыбалка, охота, сельскохозяйственные работы в ограниченных масштабах) и одновременно обеспечивать устойчивое сохранение биоразнообразия. Кроме того, необходимо предоставить людям, привыкшим к совершенно иному политическому и экономическому строю, правовую и организационную структуру и необходимое техническое содействие для выполнения данных задач. Такая демонстрация даст возможность всем заинтересованным сторонам выработать новую линию поведения в условиях нехватки кадров и отсутствия государственного финансирования.
    В противоположность этому, проектом предусмотрено совершенствование управления Кроноцким заповедником, который является строго охраняемой территорией, где не разрешена никакая деятельность, за исключением исследовательских работ. Тем не менее и в этой работе планируется широкое участие всех заинтересованных сторон. В нынешних условиях территория заповедника недостаточно защищена, существует угроза незаконной добычи ресурсов и развития ненужной инфраструктуры, и маловероятно, чтобы эта ситуация улучшилась в ближайшем будущем. Необходима финансовая и техническая помощь для обеспечения сохранения биоразнообразия на 10-летний период, пока Россия будет в состоянии самостоятельно обеспечивать охрану этого и других заповедников, когда ситуация в стране нормализуется. Поэтому необходимо объединить усилия различных доноров для обеспечения природохранных функций Кроноцкого заповедника на период ближайших 10 лет.
    Две другие территории - парк Налычево и Южно-Камчатский федеральный заказник - занимают как бы промежуточное положение. Южно-Камчатский заказник - это отдаленная охраняемая территория многопрофильного использования (рыбалка, спортивная охота), находящаяся под управлением трех различных ведомств (федеральных и государственных), чьи полномочия перекрываются (т.е. частично совпадают). Проект поможет заинтересованным сторонам достичь соглашения и создать коалицию для наиболее эффективного совместного управления данной территорией. Природный парк "Налычево" предназначен для приема туристов и проведения образовательной и разъяснительной работы. Парк получает некоторую финансовую помощь от Всемирного фонда дикой природы (WWF). Данный проект позволит выделить дополнительные средства для улучшения этой работы, т.е. полного и успешного выполнения образовательных программ, а также формирования самоокупаемого туризма.
    Поэтапный подход к достижению устойчивого развития: Успешная разработка и внедрение проектов устойчивого развития на территории России сталкивается в настоящее время с серьезными трудностями и финансовым риском, поэтому блок Б предусматривает поэтапное осуществление полномасштабного проекта с определением задач каждого этапа. Целью подготовки проектного документа будет разделение всего объема работы на этапы, длительностью предположительно 3-4 года каждый, за которыми последует заключительная фаза (около двух лет). По завершении каждого этапа будет проводиться оценка сделанного с тем, чтобы убедиться в выполнении обязательств, которые были запланированы на каждом из этапов, и в достижении желаемых результатов. Выполнение задач предыдущего этапа является обязательным условием для получения дальнейшего финансирования и перехода к следующему этапу.
    Вначале проект будет сосредоточен на принятии необходимых обязательств со стороны каждой из заинтересованных групп,а также на разъяснительной работе и повышении квалификации персонала на всех четырех территориях. В ходе этой подготовительной работы будет создана основа для более развернутых поэтапных мероприятий. Во всех случаях средства ГЭФ будут направляться на устранение угроз биоразнообразию на каждой территории. На первом и втором этапах будут осуществляться обучение и разъяснительная работа, а также разработка нормативной базы и общей стратегии развития терииторий. Третий этап будет обобщающим, при этом основное внимание будет сосредоточено на обеспечении последующего долгосрочного функционирования всех достигнутых компонентов проекта.
    Другие мероприятия начнутся после выполнения специальных задач (а именно, создания нормативной базы и выработки стратегии развития, а также переподготовки кадров). Приоритетным станет выработка стратегии в отношении таких видов деятельности, как лесозаготовка, охота, рыболовство и конфликтное землепользование (горнорудная промышленность, создание предприятий). Кроме того, по окончании двух будет обеспечено дополнительное долгосрочное совместное финансирование работы. Мероприятия, направленные на полное выполнение программы поиска альтернативных источников существования, призванных обеспечить получение доходов местным населением, также начнутся после окончания второго года и продолжатся на этапах I и II. На территории Кроноцкого заповедника, имеющего статус территории со строгим режимом охраны природы, главные усилия будут сосредоточены на создании необходимых структур и привлечении совместных финансовых средств для поддержания охраны данной территории в течение ближайших 10 лет. Конкретные суммы и методы будут определены на стадии подготовки проектного документа (блок Б).
    В развитие данного поэтапного подхода, в процессе подготовки проектного документа (блок Б) будут рассмотрены технико-экономические обоснования (ТЭО) и эффективность соответствующих мероприятий первого этапа на каждой их конкретных территорий с тем, чтобы полученные результаты перенести на другие территории на втором этапе. Например, на первом этапе проекта в Южно-Камчатском заказнике и на прилегающих к нему территориях, а также в парке Налычево будут разрабатываться модели альтернативных источников существования, а также создаваться объекты инфраструктуры (в соответствии и взаимодополнении со средствами других доноров). Однако, возможно, что в интересах устойчивости проекта на втором этапе при создании инфраструктур Налычево и Южно-Камчатского заказника будет более целесообразно воспользоваться опытом, накопленным на первом этапе двумя другими территориями. Кроме того для Налычево и Южно-Камчатского заказника может быть использована та же нормативная база и стратегия развития. Проект дополнит финансирование, уже поступающее от Фонда дикой природы в Налычево. Эти средства будут направлены на координацию деятельности заинтересованных сторон, на усиление разъяснительной работы среди населения и обеспечение организованной поддержки этих двух территорий всеми заинтересованными сторонами. По завершении проекта будет налажено рациональное природопользование на всех запланированных территориях. К началу третьего этапа наибольшее внимание будет уделено обеспечению плавного перехода от показательной работы на охраняемых территориях, ведущей к улучшению природопользования. На ее распространение на другие районы Камчатки и получение более широкой поддержки от других доноров.
    Совершенствование работы на охраняемых природных территориях: проект позволит улучшить работу на четырех охраняемых территориях по следующим направлениям.
    А) Обучение персонала и создание инфраструктуры: Обучение будет организовано по различным темам, связанным с сохранением биоразнообразия, чтобы обеспечить персонал информацией, которая помогла бы в выполнении задач охраны природы, и обучить новым методам работы. Обучение будет включать следующие темы: комплексная охрана окружающей среды и развитие; экономическая оценка биоразнообразия; биология и охрана дикой природы; сбор и использование данных; координированный подход к управлению территориями; политика и законодательство в области охраны окружающей среды; опыт, накопленный другими странами; управление развитием туризма; патрулирование и охрана правопорядка на территориях, а также информационный обмен с использованием сети интернет и способы привлечения средств. Объекты инфраструктуры парков, например, посты охраны, тропы и балки, будут располагаться и поддерживаться лишь там, где это необходимо, а границы особо охраняемых территорий, где это возможно, будут более четко и зримо обозначены. Для осуществления всех основных функций (патрулирование, мониторинг, работа с посетителями) территориям будет предоставлено необходимое оборудование.
    Б) Совместное управление и обеспечение охраны правопорядка: Парки Камчатки регионального подчинения созданы недавно и не имеют опыта сотрудничества и координации работы с охраняемыми территориями федерального подчинения. Усиление охраны должно быть достигнуто не только за счет предоставления основного оборудования и обучения персонала, но также за счет укрепления стратегических связей между программами федеральных и областных органов путем изменения политики (взаимной передачи полномочий представителям охраны правопорядка), а также обмена информацией и распространения справочных пособий для посетителей.
    В) Укрепление правовой базы и стратегии: По мнению всех заинтересованных сторон, эта область требует на Камчатке особого внимания. Данный проект позволит усовершенствовать соответствующие законы в области сохранения окружающей среды на Камчатке и разработать общую стратегию развития региона путем обучения лиц, ответственных за принятие решений, путем расширения возможностей нормативной базы по примеру других стран, а также налаживания связей через сеть Интернет между представителями власти на Камчатке и источниками информации по экологической политике во всем мире. Интеграция различных секторов экономики будет также одной из важнейших задач работы по данному разделу. Проект будет способствовать сочетанию интересов сохранения биоразнообразия с развитием основных производственных секторов экономики Камчатки. На примере четырех демонстрационных зон будет дан образец управления экосистемами, с одновременным налаживанием управленческих связей между охраняемыми природными территориями и прилегающими производственными зонами, что позволит природопользователям сочетать интересы сохранения биоразнообразия на охраняемых природных территориях с рациональным использованием природных ресурсов на прилегающих производственных зонах.
    Г) Разъяснительная работа и пропаганда значимости сохранения биоразнообразия:
    Данный раздел проекта включает в себя:
    1) создание образовательных программ для детей,
    2) создание печатных, а также радио- и видеоматериалов, имеющих главной целью разъяснение значимости сохранения биоразнообразия среди широких слоев населения,
    3) формирование институтов гражданского общества, в особенности, неправительственных организаций, для разъяснительной работы среди населения. Будут созданы учебные пособия, а преподаватели подготовлены и обучены, как ими пользоваться. Будет также оказана поддержка уже ведущейся работе по созданию местных радио и видеопрограмм по отдельным вопросам сохранения биоразнообразия для показа по областному и российскому телевидению. Будет использоваться и расширяться уже имеющийся опыт местных НПО в просветительской работе среди населения. Будет также организовано обучение НПО, тесно связанных с проблемами сохранения биоразнообразия, с целью укрепления основы гражданского общества, от которого непосредственно зависит долгосрочное сохранение живой природы. Усиление роли НПО будет совместно финансироваться такими организациями как Фонд братьев Рокфеллеров (Rоckefeller Brothers Fund) и Тихоокеанский Центр Окружающей Среды и Природных Ресурсов (Pacific Environment and Resources Centre). Местными экспертами при финансовой помощи со стороны Фонда охраны дикой природы (WWF) будет проведено исследование степени образованности широких слоев населения в вопросах сохранения биоразнообразия и их поддержки системы охраняемых природных территорий.
    Д) Разработка планов совместного управления территориями. Проект будет способствовать коллективному подходу к управлению, который будет применен на всех четырех охраняемых территориях. Участие местного населения в управлении охраняемыми природными территориями будет официально обеспечено посредством опроса общественного мнения и создания местных консультативных советов на каждой из охраняемых территорий. Этот процесс будет осуществляться в рамках проекта для того, чтобы выработать коллективный подход, при котором все заинтересованные стороны будут совместно выявлять проблемы, связанные с сохранением биоразнообразия, и принимать согласованные действия для их разрешения в сотрудничестве с региональными и федеральными властями. Фонд братьев Рокфеллеров намерен поддержать усилия НПО по укреплению своего потенциала, что является важным вкладом в создание режима устойчивого сохранения биоразнообразия на Камчатке.
    Е) Создание коалиции заинтересованных сторон. Проект будет способствовать привлечению все большего количества людей и развитию их способностей, необходимых для сохранения биологического разнообразия с использованием подхода, ориентированного на участие местного населения в решении данной проблемы. Это будет осуществлено через создание коалиций, включающих правительственные организации, НПО, частные компании и местное население. Эти коалиции на каждой из охраняемых территорий будут отличаться, поскольку их социально-экономическое содержание весьма различно. Главное внимание будет уделено использованию имеющегося положительного опыта в других регионах России и других странах мира.
    Ж) Сохранение и поддержание знаний, накопленных коренными народами. Важной частью запланированной проектом работы с населением, направленной на сохранение биоразнообразия, станет работа с представителями коренных народов, живущих на территории Быстринского природного парка. По их просьбе проект будет оказывать поддержку сохранению и поддержанию накопленного опыта, практических знаний и навыков коренных народов, связанных с сохранением окружающей среды и устойчивым использованием биоразнообразия.
    З) Мониторинг биоразнообразия и информация по управлению. Существующие базовые исследования и программы мониторинга недостаточны для эффективного принятия решений. Программа M&E обеспечит динамичный и гибкий подход к проблеме управления. На каждой территории будет проводиться биологическая оценка с использованием уже имевшихся ранее данных, с целью выявить наиболее важные местообитания и приоритетные зоны для управления. Уже имеющаяся программа мониторинга и оценки будет развиваться, основываясь, главным образом, на данных проведенной биологической оценки.
    Взаимодействие с другими проектами ГЭФ
    Проект Всемирного Банка (ВБ)/ ГЭФ и «Проекта сохранения биоразнообразия" в Российской Федерации состоит их трех компонентов. Первый представляет собой стратегический анализ, призванный помочь Российской Федерации в разработке национальной стратегии сохранения биоразнообразия. Второй касается особо охраняемых территорий и должен обеспечить укрепление организаций федерального уровня, отвечающих за управление особо охраняемыми природными территориями, и укрепление администраций региональных заповедников, а кроме того, разработку планов управления 8-ью территориями западной части России и двумя территориями Дальнего Востока. Рассматриваемый проект согласуется с указанной деятельностью. Третий компонент уделяет наибольшее внимание озеру Байкал и созданию там региональной модели, сочетающей цели устойчивого развития региона при одновременном сохранения биоразнообразия. Данный проект не охватывает территорию Камчатского полуострова, тем не менее укрепление федеральных структур под эгидой проекта ВБ\ГЭФ будет также способствовать сохранению природы Камчатки.
    Увеличение издержек (расходов со стороны ГЭФ)
    Проект будет составлен как «пакет» взаимосвязанных мероприятий, направленных на выполнение альтернативных решений ГЭФ. Данное альтернативное решение может представлять из себя набор мероприятий, часть из которых является расходными, а часть нет, но все они должны быть направлены на адекватное решение проблем сохранения биоразнообразия. Краткое описание проекта, составленное в рамках данного блока Б, будет содержать анализ расходов, и ГЭФ планирует спонсировать мероприятия по сохранению природной среды с учетом согласованных возросших издержек. В настоящее время такие мероприятия включают в себя расходы на управление парками федерального и регионального подчинения, управление аграрным и лесным сектором, на развитие экономической и социальной инфраструктуры, поддержку источников существования и разъяснительную и образовательную работу среди населения. Средства, поступающие от других доноров помимо ГЭФ, будут направлены на дополнительные мероприятия, обеспечивающие устойчивое развитие как часть альтернативного проектного решения ГЭФ.
    Основания для получения финансовой помощи ГЭФ
    В апреле 1995 года Правительство РФ ратифицировало Конвенцию по биологическому разнообразию. Россия является страной-получателем помощи ПРООН и, соответственно, имеет право на финансирование со стороны ГЭФ. ГЭФ, в свою очередь, может предоставить финансирование на виды деятельности, перечисленные в Оперативной Программе ГЭФ № 4 (Горные экосистемы). Проект будет способствовать выполнению положений Конвенции о защите биоразнообразия на местах и об укреплении национального потенциала по сохранению биоразнообразия.
    Международные источники признают глобальное значение биоразнообразия Камчатки. В 1996 году ЮНЕСКО объявила вулканы Камчатки частью "Мирового наследия". Этим решением было зафиксировано глобальное значение пяти территорий на полуострове. Камчатка названа в числе пяти приоритетных биорегионов в "Инициативе 200" Всемирного фонда дикой природы. Биорегион Камчатка-Охотск является одним из 14 территорий, названных в документе Всемирного фонда дикой природы и Фонда МакАртуров «Сохранение биоразнообразия России».
    Поддержка на национальном уровне
    Правительство России выделило Камчатку в качестве главного приоритета в своем общегосударственном плане действий по сохранению биоразнообразия. Укрепление особо охраняемых природных территорий фигурирует в нем как самая приоритетная задача. В ходе совместной российско-американской работы по определению возможностей устойчивого развития Камчатка была названа в качестве важнейшего региона для развития комплексного подхода к сохранению окружающей среды и сотрудничеству в области развития. В 1991 году представители восьми стран, включая Россию, подписали Декларацию о защите окружающей среды Арктики. Декларация предусматривала принятие Стратегии защиты окружающей среды Арктики и определила охрану мест обитания редких видов на Камчатке как деятельность, требующую особого внимания. Камчатка является приоритетным объектом в программе работы Фонда дикой природы на территории России.
    На стадии консультаций по блоку А данного проекта был инициирован процесс как можно более полного вовлечения всех заинтересованных сторон. Их встреча состоялась до начала разработки предложений в рамках блока Б для того, чтобы привлечь НПО и частный сектор к участию в разработке проекта на самой ранней стадии. Это полностью согласуется с критериями ГЭФ о «владении» проектом всеми партнерами. На стадии разработки проекта по блоку А на встрече заинтересованных сторон были обсуждены многие вопросы, связанные с управлением особо охраняемыми природными территориями на Камчатском полуострове. Рабочие группы определили угрозы биоразнообразию и их основные причины, что поможет в разработке общей стратегии сохранения биоразнообразия на полуострове, которая включает и данный проект.
    Основания для предоставления гранта на стадии подготовки проектного документа
    Ряд мероприятий способствовали достижению соглашения и созданию информационной базы, необходимой для начала разработки проекта развития охраняемых природных территорий Камчатки. Всемирный фонд дикой природы, который уже несколько лет активно работает в регионе, в 1997 году разработал пятилетнюю программу сотрудничества. Уже собрана ценная информация по особо охраняемым природным территориям, правовому статусу ООП и финансовым механизмам для их долгосрочной поддержки. WWF также разработал рекомендации по развитию туризма и план сохранения популяции бурых медведей Камчатки. Решением недавней конференции в Сибири, проходившей при поддержке ПРООН, с целью выявления наиболее «горячих точек », ряд таких точек был отмечен на Камчатском полуострове. Общество сохранения дикой природы проводит полевые исследования по экологии бурого медведя совместно с российскими специалистами. Вся собранная в ходе этих исследований информация будет учтена в ходе работ по блоку Б. Но кроме этого, требуются дополнительные ресурсы для сбора специфической информации по планированию. Следует провести целевую оценку и увеличить совместное финансирование проекта. Для привлечения средств со стороны местных партнеров на Камчатке потребуется больше времени. Нужна более специальная информация, касающаяся степени угроз биоразнообразию, а также соответствующая информация для развития программы поиска альтернативных источников существования.
    (Стр. 13 - 17 англ. текста пока не переведены)
    Приложение 1 (текста приложения не было в представленном офисом ПРООН на Камчатке английском тексте)
    Приложение 2. Описание участков проекта (охраняемых территорий)
    Предварительное указание участков проекта
    Основываясь на консультациях, проведенных в ходе выполнения Блока А, предварительно было выделено четыре участка для включения в проект:
  • Кроноцкий заповедник
  • Южно-Камчатский заказник
  • Налычевский природный парк
  • Быстринский природный парк
  • Эти четыре участка были выделены предварительно на основании следующих критериев:
    1. В каждом из выделенных участков представлены различные репрезентативные глобально значимые биомы, видовые ассоциации и экосистемы, характерные для полуострова Камчатка как такового:
      • 1) Тундра (арктическая и высокогорная);
      • 2) бореальные хвойные леса;
      • 3) широколиственные леса умеренного пояса;
      • 4) пресноводные озерные экосистемы;
      • 5) пресноводные водно-болотные угодья;
      • 6) морские внутренние воды.
    2. Для того, чтобы наиболее наглядно продемонстрировать результаты, которых можно будет достигнуть в ходе выполнения проекта, важнейшим соображением было представить срез различных режимов пользования. На этих четырех участках действуют следующие режимы: 1) федеральный заповедник - строго охраняемая территория, соответствующая категории I по классификации IUCN, приоритеты: только сохранение и научные исследования; 2) федеральный заказник - категория IV IUCN, приоритеты: сохранение дикой природы, устойчивая (щадящая) охота; 3) природный парк - приоритеты: туризм и общественное образование как важнейшие задачи; 4) природный парк/традиционное природопользование - приоритеты: включение традиционного образа жизни коренного населения и устойчивое использование природных ресурсов.
    3. Все четыре участка были включены в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
    4. Будет возможно управлять выделенными участками в рамках одного проекта. Даже если другие участки подпадают под действие критериев, перечисленных в пунктах 1-3, включение их в данный проект было бы нецелесообразно.
    Описание участков:
    Кроноцкий заповедник: Создан в 1966 г. Занимает площадь около 964 тыс. га (включая 135 тыс. га прилегающих прибрежных морских местообитаний) вдоль центральной части восточного побережья Камчатки. Участок является заповедником, т. е. строго охраняемой территорией, предназначенной сугубо для сохранения и научных исследований, что соответствует охраняемой территории категории I по классификации IUCN. Такого рода участки считаются важнейшей частью системы охраняемых территорий России (Wells, M. and Williams, M. 1998). В 1984 г. Кроноцкий заповедник был включен в программу ЮНЕСКО "Человек и Биосфера" ввиду богатства биологического и вулканического наследия. Заповедник известен под названием "Русский Йеллоустоунский парк" и знаменит своими 12-ю действующими вулканами и Долиной Гейзеров. Заповедник был создан для того, чтобы обеспечить охрану и продолжающиеся научные исследования естественных процессов и феноменов, протекающих на Восточной Камчатке, а также уникальных экосистем, растительных и животных сообществ. Заповедник подчиняется федеральному Министерству охраны природы и природопользования.

    В заповеднике насчитывается свыше 2000 видов растений и животных. Заповедник представляет особое значение для сохранения бореальных лиственных лесов, арктической тундры и морских сообществ Берингова моря. К настоящему времени в заповеднике отмечено 749 видов сосудистых растений. Вулканическая деятельность в этом районе обуславливает наличие чрезвычайно разнообразных микроклиматических условий, в которых обитают редкие и уникальные виды. Здесь встречены шесть видов, занесенных в Красную Книгу России: Poa radula, Carex viridula, Fimbristylis ochotensis, Cypripedium macranthon, Isoetes asiatica и Rhodiola rosea. В заповеднике отмечены наиболее яркие для полуострова Камчатка примеры комплексов каменной березы (Betula ermani) / разнотравья; он также считается важнейшим местообитанием бурых медведей. В Кроноцком заповеднике расположена уникальная роща Picea gracilis, одного из редчайших видов деревьев в России. В заповеднике также отмечено 6 видов млекопитающих, занесенных в Красную Книгу IUCN. В озере Кроноцком, крупнейшем пресноводном озере полуострова, обитает эндемичный вид лосося. В прибрежной морской зоне заповедника обитает крупнейшая в мире размножающаяся популяция сивуча, который является угрожаемым видом. Здесь также расположены несколько крупнейших птичьих базаров полуострова. Кроме того, здесь отмечены в значительных количествах моржи и котики и большая гнездящаяся популяция Стеллерова морского орла.

    В настоящее время Кроноцкий заповедник не управляется на устойчивой основе, поскольку он страдает от отсутствия общественной поддержки, человеческих ресурсов, необходимой инфраструктуры и финансирования. Управление на территории слабое. До недавнего времени заповедник, как и другие заповедники России, был полностью закрыт для публики, и человеческая деятельность была строго ограничена рамками проведения научных исследований. В итоге заповедник практически не имеет навыков и истории взаимодействия с местным населением и не приносит тому никакой пользы. Общественная осведомленность о значительности этой территории низка, а несколько местных сообществ, расположенных поблизости от заповедника, не имеют права голоса. Учитывая также и экономические трудности, претерпеваемые местным населением, неудивительно, что люди не слишком расположены уважать законы, защищающие охраняемые территории, и подчиняться им, а скорее склонны рассматривать заповедник как источник ценных и выгодных естественных ресурсов. Как результат, браконьерство становится серьезной проблемой на территории Кроноцкого заповедника, даже при отсутствии близко расположенных населенных пунктов. Изменения в российском обществе также увеличили давление на заповедник в сторону большей открытости и нехищнической экономической деятельности. Поскольку политикой заповедника было запрещать туризм или любые другие виды неофициальной посещаемости, в заповеднике нет опыта контролирования туристического доступа к чувствительным местообитаниям. Таким образом, неконтролируемая посещаемость также становится проблемой.

    В заповеднике имеется план управления, но он был разработан несколько лет назад без участия местных финансовых кругов, и отсутсвие ресурсов сильно затрудняет претворение этого плана в жизнь. Выполняется продолжающаяся программа по мониторингу, но отсутствие финансирования означает, что ученые не в состоянии проводить необходимые полевые исследования. Дирекция заповедника располагается вблизи Петропавловска, крупнейшего города полустрова. Штат включает директора, ботаника, зоолога, вулканолога (все при дирекции), и трех егерей на основе частичной занятости, которые живут в заповеднике.

    Южно-Камчатский федеральный заказник основан в 1965 г. Занимает площадь около 33 тыс. кв. км. Заказник соответствует IV типу охраняемых территорий по классификации IUCN.

    Заказник представляет особую важность для сохранения качественных морских местообитаний и представляет одну из наиболее значимых озерных экосистем всего полуострова. Земли заказника поднимаются от побережья юго-восточной оконечности полуострова до вершин четырех действующих вулканов. Растительность можно охарактеризовать как кустарниковую, горного характера. Флора южной Камчатки насчитывает 718 видов, из них 85 видов считаются редкими, включая C. acranthon, Epipogon aphyllum, Gymnadenia camtschatica, Oreorchis patens, Nuphar pumila и Carex laxa. Разнообразие флоры этого района обусловлено смешиванием видов Камчатского полуострова с видами Курильской островной гряды. Морские местообитания заказника поддерживают наиболее значительную в восточной части Тихого океана популяцию калана (Enhydra lustris) и свыше 1000 самцов сивуча, который является угрожаемым видом. Курильское озеро является ниболее значительным нерестовым озером полуострова для нерки (Oncorhynchus nerka). Периодический неимоверный заход нерки в озеро и в небольшие впадающие в него речки делает этот район одним из важнейших мест питания бурых медведей (в пределах российского Дальнего Востока). Высокое обилие нерки также обычно привлекает в Курильскому озеру одну из крупнейших зимних концентраций хищных птиц в мире. Будучи расположен на южной оконечности полуострова, заказник является важным местом отдыха перелетных птиц, совершающих перелеты по маршрутам север - юг и обратно в восточной Пацифике.

    На юго-западном крае заказника расположены три рыболовецких поселка; возле Курильского озера находится научная станция, занимающаяся мониторингом рыбы. Помимо этого, ограниченное число посетителей прибывает вертолетами. Исторически, обитатели поселков были заняты промышленным рыболовством, а дополнительными видами деятельности являлись спортивная охота, любительская рыбалка и собирание грибов и ягод в заказнике. С уменьшением государственной поддержки промышленного рыболовства воздействие этих дополнительных видов деятельности стало приобретать все более важное значение, поскольку местное население не имело иного выбора. Начиная с еще более недавнего времени ослабленное управление оказалось неспособным остановить возросшее браконьерство на медведей в прибрежной и приозерной частях заповедника, поскольку увеличился спрос на азиатском медицинском рынке. Браконьерство на лососей в районе стока Курильского озера к побережью также является все более возрастающей проблемой. Дополнительное воздействие на заказник будет оказывать планирующаяся добыча минеральных ресурсов вдоль его северной границы. Управление Южно-Камчатским заказником связано с управлением Кроноцким заповедником.

    Быстринский природный парк: расположен в центре полуострова Камчатка, занимает площадь 1 333 478 га. Этот район был выделен в природный парк в 1996 г. на основании тщательных разработок камчатских экспертов. В парке расположены поселки Эссо и Анавгай. В этих сообществах проживает 2 800 чел., 920 из которых принадлежат к эвенкам и корякам. Образ жизни традиционно основан на разведении оленей и ограниченном зимнем пушном промысле. В ходе экономических изменений деятельность людей стала включать традиционное мелкомасштабное сельское хозяйство, охоту (с целью пропитания), рыбалку и собирание лесных ресурсов.

    Известный как «Камчатская Швейцария», Быстринский парк пересекает центральный горный хребет полуострова и особенно важен для сохранения горных экосистем (бореальные хвойные леса), их высокогорных видов-индикаторов и истоков значимых рек. Область центральной Камчатки имеет дополнительное значение как потенциал для развития деятельности по сохранению биоразнообразия с участием местного населения и для программы по устойчивому развитию местных сообществ и местных народностей.

    В Быстринском парке встречены 16 видов растений, эндемичных для Камчатки. Хвойные леса произрастают на восточных склонах центрального горного хребта и главным образом представлены лиственницей (L. Kamchatschatica) и елью (Pinus ajanensis), в то время как каменная береза доминирует на западных склонах. В Быстринском природном парке отмечено около 615 видов сосудистых растений. Здесь обитают 4 угрожаемых вида растений, 5 редких и 5 видов с уменьшающейся численностью и сокращающимися местообитаниями, занесенных в Красную книгу IUCN. Что касается копытных, в парке обитает крупнейшая на Камчатке популяция редкого снежного барана (Ovis nivicola) и оленя (Rangifer tarandus). Этот район также является значительным местом зимовки бурых медведей. Здесь также встречен черноголовый сурок, угрожаемый вид. Район охватывает истоки и верхнее течение многих важнейших лососевых рек, впадающих в Охотское море на западном побережье, и частично реки Камчатки, которая течет к северу и востоку, впадая в Берингово море. Все семь видов лосося, отмеченных для полуострова Камчатка, встречаются в речных системах этой охраняемой территории.

    В противоположность Кроноцкому заповеднику, Быстринский природный парк является районом с устойчивым природопользованием, и основан с целью вовлечения местного населения в устойчивое использование и сохранение биологического разнообразия этой территории. На пути к достижению этой цели возникает много проблем, и парк нуждается в помощи для их стратегического решения. Официальный уровень незанятости среди местного населения составляет 30%, и охота с целью пропитания, рыбалка и собирание грибов и ягод проводятся в Быстринском национальном парке. Потенциальное развитие золотодобычи на окраине парка также является неизбежным, что угрожает истокам и бассейнам значимых лососевых рек. Прямое и косвенное воздействие являются угрозой биоразнообразию парка, и необходимо разработать план управления для регуляции этих видов деятельности. Управление парка также предусматривает выделение зон, где разрешена охота на бурых медведей и снежных баранов. Штат парка включает директора и двух сотрудников, работающих с мест своего проживания в поселке Эссо.

    Природный парк Налычево был организован в 1995 г. Он целиком охватывает бассейн реки Налычево (около 25 тыс га). Хотя Налычевский парк является наиболее доступным изо всех охраняемых территорий Камчатки, поскольку он расположен в 60 км от областного центра, г. Петропавловск, к нему не проложены дороги. Хотя этот район имеет особое значение и предназначен быть лидером в деле образования местного населения в отношении биоразнообразия, повышения заинтересованности местного населения и развития экотуризма, все эти направления находятся на начальных стадиях ввиду отсутсвия дорожной связи. Камчатские эксперты, поддерживаемые Международным Фондом Дикой Природы (WWF), разработали план управления для Налычевского природного парка, организовали просветительский центр для посетителей парка и отпечатали рекламную брошюру в целях содействия развитию парка. Это также служит поддержкой для выполнения плана управления на начальных стадиях.

    Парк Налычево имеет особое значение для сохранения пресноводных водно-болотных угодьев, умеренных широколиственных лесов и исторических вулканических ландшафтов, совместно с остатками ледников и специфическими микроклиматическими условиями долины р. Налычево. Эти условия создали уникальные природные условия обитания для растительности и животных. Здесь отмечено 549 видов сосудистых растений. Особый интерес представляют растительные сообщества, сформированные на гидротермальных почвах минеральных источников, причем их видовой состав уникален для каждого источника. Предполагается, что водорослево-бактериальные сообщества термальных источников (важность которых только сейчас начинает изучаться в Йеллоустоунском национальном парке США) имеют специфические адаптации к местообитаниям. Более того, в парке Налычево необычайно высока концентрация редких видов орхидных (Cypripedium macranthon, Epipactus papillosa, Neottia asiatica). Помимо этого, в данном районе произрастают последние оставшиеся на Камчатке лиственные леса Betula platyphylla и Maianthemum bifolium.

    Животное разнообразие Налычевского парка представлено 33 видами млекопитающих, включая бурого медведя и снежного барана Ovis nivicola nivicola. Здесь было отмечено 145 видов птиц, в том числе 8 видов, являющихся угрожаемыми на национальном уровне (Philacte canagica, Branta bernicla, Pandion haliaetus, Haliaeetus albicilla, H. pelagicus, Falco gyrfalco, F. peregrinus, Gallinago solitaria). Река Налычево и ее притоки поддерживают значительные количества четырех видов лосося, считаемых угрожаемыми на национальном уровне (Onchorynchus sp., Salvelinus alpinus, S. mala, Salmo mykiss) (World Heritage Nomination Materials, 1995).

    В Налычевском парке разрешены охота, рыбалка и собирание грибов и ягод, и разработанный план управления включает регулирование этих видов деятельности. Управление парка также разрабатывает зоны, где разрешена охота на барана и соболя. Браконьерство является проблемой и включает незаконную добычу лососей из р. Налычево, промысел медведей на прилегающих холмах, и другие природные ресурсы. Штат включает директора, одного егеря и три дополнительных сотрудника.

    Назад