Морская программа WWF.

 

Рождение морской программы Российского представительства Всемирного Фонда дикой природы.

Несмотря на то, что Россия обладает обширными морскими пространствами и море играет в хозяйственной жизни страны огромную роль, несмотря на многолетнюю национальную традицию морских исследований, ее роль в области охраны морского биологического разнообразия так и не стала заметной. Национальные программы по морскому биологическому мониторингу и охране морской среды в России практически отсутствуют. В то время как на суше создано около ста заповедников и тридцать два национальных парка, всего лишь два заповедника, Кандалакшский в Белом море и Дальневосточный в Заливе Петра Великого (Японское море) являются преимущественно морскими. Такое положение дел частично объясняется тем огромным грузом повседневных проблем, который довлеет над людьми, не оставляя места для мыслей об ценности, многоообразии и необходимости сохранения природного наследия. Дело, однако, не только в этом. Для большинства граждан России и немалого числа отечественных ученых моря, их природа и ресурсы являются чем-то далеким, лежащим вне обычного поля зрения. Кроме того, получение надежных данных о состоянии морской среды и населяющих ее популяций и сообществ морских организмов объективно затруднено. Только иногда общественное мнение бывает слегка возбуждено публикацией очередных скандальных фактов о расхищении морских живых ресурсов наших морей, объеме нелегального экспорта рыбы и других морских продуктов, о загрязнении морских акваторий отходами военной деятельности. В этом отношении коренное и старожильческое население Севера и Дальнего Востока находится совсем в другом положении. Сохранение живых ресурсов и всего разнообразия морских организмов и мест их обитания для людей издавна живущих на побережье должно быть естественным стремлением. От этих ресурсов зависит их благосостояние и привычный образ жизни.
Между тем мы переживаем невиданное прежде воздействие человеческой деятельности на моря. На глазах одного поколения в результате загрязнения и вселения чужеродных видов животных радикально изменился биологический облик Черного моря. Разгул морского браконьерства грозит сделать каспийские и азовские популяции осетровых не менее истощенными, чем в Черном море. В Баренцевом море не осталось, наверно, ни одного квадратного метра дна, который не был бы хоть раз да пропахан тралом. На этом фоне дальневосточные моря России могут казаться относительно слабо затронутыми влиянием человека. Однако незаконная добыча рыбы, крабов и других промысловых организмов, стимулированная несовершенством налогового регулирования российской экономики и практически неисчерпаемой емкостью рынка стран юго-восточной Азии, именно в этих водах принимает сокрушительные размеры. В дальневосточных водах развертываются широкомасштабные проекты освоения нефтегазовых ресурсов шельфа, причем именно в тех районах, которые или важны в промысловом отношении или включают уникальные прибрежные или береговые местообитания, такие, где нагуливаются, например, редкие виды китов добыча золота и вырубка лесов оказывает разрушающее влияние на экосистемы лососевых рек, а через них и на морские экосистемы. При этом компании, осуществляющие все эти проекты, стратегически стремятся как можно меньше средств вкладывать в обеспечение экологической безопасности и меньше всего думают о населении побережья. Воды и донные осадки в районах, примыкающих к большим портовым городам, таким как Владивосток и Находка сильно загрязнены, а не столь уж обширные участки «теплого» дальневосточного побережья России оказались под воздействием такой нагрузки «дикого» туризма, которая, если не ее не регулировать, вряд ли оставит эти берега столь же богатыми жизнью как раньше.
И в то же время, начиная широкую морскую природоохранную программу на Дальнем Востоке России, мы оказываемся в несколько более выгодном положении, чем если бы мы работали, скажем, в Баренцевом море, не говоря уже о Черном и Каспийском. Дальневосточные моря России можно рассматривать как несколько достаточно обособленных в экологическом смысле районов, или, как теперь часто говорят, экорегионов. По счастью, значительная часть морских и прибрежных экосистем в экорегионах Берингова, Охотского и Японского морей остаются пока довольно слабо затронутыми человеческой деятельностью. Поэтому, оценив разнообразие морских организмов и их сообществ, глобальные процессы, влияющие на них, например, изменения климата, и экономические тенденции, можно, в принципе, сформировать перспективное видение того, как это биологическое разнообразие могло бы быть сохранено. Но сохранено не за счет ухудшения условий жизни людей, живущих на побережье, а в их интересах. Такое видение и стратегия сохранения биологического разнообразия для экорегиона должны быть выработаны учеными и практиками охраны природы в диалоге с государственными институтами, пользователями ресурсов и местным населением. Природоохранные же организации выступают как инициаторы и своего рода организаторы этого процесса.
Именно такие соображения были приняты во внимание, когда в конце 1998 г. Всемирный Фонд дикой природы начал первую свою морскую программу в России, а в качестве ее основного географического приоритета были выбраны дальневосточные моря. Понятно, что любая региональная программа по сохранению биологического разнообразия прежде всего нуждается в стратегии. Успешная стратегия способна не только обеспечить сохранение нашего величайшего природного наследия, но и изменить принципы использования биологических ресурсов, придав ему неистощительный характер. Подготовка и реализация морской природоохранной стратегии потребует серьезной экспертизы, для которой необходима мобилизация всего научного потенциала российских морских биологов, географов, специалистов по экологическому и морскому праву и экономике, а также, не в меньшей степени, добрая воля к сотрудничеству между федеральными, региональными властями неправительственными организациями (НПО) и коренным и старожильческим населением берегов наших дальневосточных морей. С другой стороны, морская природоохранная деятельность на Дальнем Востоке России способна дать примеры и сформировать организационные возможности для того, чтобы бросить вызов соответствующим проблемами в других российских морях, в частности в сибирских водах Северного Ледовитого океана, в Баренцевом и Белом морях. Поэтому мы полагаем, что организованное должным образом движение за охрану природы дальневосточных морей России способно сыграть и большую интегрирующую роль для страны в целом. Стратегия ВВФ далеко не претендует на то, чтобы заменить собой национальную морскую природоохранную стратегию или стать универсальной стратегией этого движения. Она, однако, может оказать ему большую пользу, поскольку разрабатывая морскую программу, мы стремились к тому чтобы она:
  • исходила бы из приоритетов сохранения биологического разнообразия и, одновременно, устойчивого развития целого региона;
  • основывалась бы на глубоком научном анализе экологических проблем;
  • осуществлялась бы совместными усилиями государственных организаций и общественных образований.
Подготовка стратегии ВВФ.
В конце 1998 Российское представительство ВВФ начало работу по подготовке стратегии сохранения морского биологического разнообразия на Дальнем Востоке России. Для того, чтобы определить круг проблем, за которые нужно браться, и в решении которых можно достичь надежно оцениваемых результатов, мы обратились к анкетой к экспертам: морским биологам, океанологам, специалистам по рыбному хозяйству, практикам охраны природы и работникам системы Государственного комитета по охране окружающей среды (Госкомэкологии). Основная цель этого обращения состояла в том, чтобы взглянуть на проблему глазами людей, которые в своих научных исследованиях или практической деятельности, а часто и в обеих областях одновременно постоянно сталкиваются с проблемами сохранения живой природы дальневосточных морей. Мы получили около пятидесяти откликов на свою анкету. Как и следовало ожидать, взгляды людей довольно сильно зависели от того с чем они сталкиваются непосредственно и от того, из какой географической точки они смотрят на дальневосточные моря в целом. Тем не менее, проведенный анализ оказался очень полезен, поскольку помог учесть крайние точки зрения и классифицировать основные антропогенные факторы, создающие угрозу биологическому разнообразию в морях Дальнего Востока России.
Для обсуждения частных проблем, мы организовали серию морских семинаров ВВФ. Четыре проведенных семинара были посвящены следующим, не столь часто обсуждаемым у нас в стране вопросам проблемам: состоянию прибрежной зоны и водорослевого пояса, работе наблюдателей на промысле, вопросам прибрежного рыболовства и его значению для неистощительного использования морских ресурсов, а также взаимодействию общественных природоохранных организаций разного профиля в области охраны морской среды.
После консультаций с рядом экспертов и сотрудников Государственных Комитетов по охране окружающей среды и по рыболовству мы подготовили черновой вариант стратегии, который и вынесли на обсуждение рабочего совещания, проводившегося во Владивостоке с 21 по 24 мая 1999 г. На совещание было приглашены ученые, известных своими интересами в области биологических ресурсов и биологического разнообразия моря, активисты общественных организаций, сотрудники природоохранных ведомств и инспекций, всего около пятидесяти человек. Они представляли 14 институтов из Анадыря, Петропавловска Камчатского, Магадана, Южно-Сахалинска, Владивостока и Москвы, 6 региональных НПО с Чукотки, Камчатки, Сахалина, из Магаданской области и Приморья, в том числе Союз морских зверобоев Чукотки и 10 государственных организаций из Корякского автономного округа, Магаданской, Камчатской и Сахалинской областей, Хабаровского и Приморского краев. Несмотря на то, что мнения участников совещания или позиции организаций, которые они представляли, не сходились по многим вопросам, дискуссия была чрезвычайно плодотворной. В результате черновой вариант стратегии изменился довольно сильно. И хотя тот документ, который был доработан сотрудниками ВВФ вряд ли удовлетворит всех, кто принимал участие в его разработке, морская стратегия ВВФ безусловно является плодом коллективного труда, в котором сделана попытка сбалансировать различные взгляды и подходы. Как же она выглядит?
Общая цель.
Общая цель морской программы Российского представительства ВВФ в период с 2000 по 2005 г. определена как сохранение и восстановление биологического разнообразия в и предотвращение нарушений естественных экологических процессов в морях Дальнего Востока России. На совещании во Владивостоке возникали споры о том, что такое биологическое разнообразие, почему именно биологическое разнообразие поставлено во главу угла и как можно ставить задачу сохранения разнообразия, не ставя задачи его изучения. На первые два вопроса можно ответить просто. Говоря «биологическое разнообразие» мы, вслед за общей стратегией ВВФ и других международных организаций используем основное понятие Конвенции о биологическом разнообразии (принята в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г.), которая определяет его как «вариабельность живых организмов из всех источников … разнообразие в пределах вида, между видами и разнообразие экосистем» (ст. 2). Это понятие охватывает, таким образом, практически весь круг классических объектов охраны природы (популяции, виды, биоценозы, ландшафты). Северо-западная часть Тихого океана предоставляет редкую возможность для сохранения своего биологического разнообразия, которое, хотя и понесло значительный урон в результате китобойного и зверобойного промысла в последние 250 лет, но в целом остается пока умеренно затронутым человеческой деятельностью. Таким образом, для большей части акватории дальневосточных морей России задача состоит в сохранении существующего биологического разнообразия и поддержании естественного хода экологических процессов в условиях совокупного действия растущей антропогенной нагрузки и глобальных изменений климата. Это предполагает переориентацию использования ресурсов, придание ему более устойчивого, неистощительного характера, что в условиях современного хозяйственного развала в России, в особенности на огромных участках тихоокеанского побережья, оказавшихся заброшенными, является непростой задачей. В ряде «горячих точек», в частности подвергающихся прессу браконьерства (Южные Курилы, Приморье), загрязнению (Приморье), интенсивному промышленному освоению берегов речь должна идти о восстановлении биологического разнообразия.
Что же касается исследований биологического разнообразия, то будучи природоохранной организацией, которая стремится строить свою деятельность на твердом научном фундаменте, ВВФ в лице его Российского представительства намерен осуществлять сотрудничество со всеми морскими научными организациями и приветствует интеграцию их усилий по оценке биологического разнообразия морей России, которая, очевидно, еще далека от своего завершения. Не имея возможности финансировать чисто научные исследования по оценке морского биологического разнообразия, Российское представительство ВВФ стремится оказывать информационную и организационную поддержку таким проектам, поскольку они закладывают основу для решения природоохранных задач.
Основные компоненты стратегии.
Определяя основные компоненты морской стратегии ВВФ на Дальнем Востоке России мы развили общий подход совместной морской политики ВВФ и Международного Союза Охраны Природы, описанный в недавно изданной брошюре Creating a Sea Change, the WWF/IUCN Marine Policy (1998). В результате морская программа ВВФ оказалась подразделенной на шесть связанных между собой частей.
  • Развитие и интеграция морских охраняемых акваторий в региональный экологический каркас
  • Охрана отдельных видов
  • Управление морскими биологическими ресурсами на неистощительной основе
  • Развитие экологического законодательства и международных соглашений по морским экологическим вопросам.
  • Экологическое образование, информированность населения и поддержка местной природоохранной инициативы.
  • Предотвращение и смягчение разрушительного экологического воздействия индустриального освоения шельфа и загрязнения прибрежных участков и водосборных бассейнов.
В то же время уже в процессе разработки стратегии стало очевидно, что содержание этих разделов будет отражать значительное своеобразие сегодняшних проблем наших дальневосточных морей. Так в разделе по морским охраняемым акваториям мы исходим из того, что их система в российских морях находится в зачаточном состоянии. Она должна развиваться как сверху: на основе тщательного анализа данных о биологическом разнообразии, проектировании своего рода экологического каркаса системы охраняемых участков разного режима охраны, так и снизу: на основе уже существующих ядер - морских участков прибрежных заповедников.
Виды морских животных, которые нуждаются в специальных мерах для их сохранения, делятся на две существенно различные категории. Одна из них - виды, мигрирующие на огромные расстояния. Это, прежде всего, киты. Популяции ряда видов остаются, по-прежнему, уязвимыми, а для серых китов Охотско-Корейской популяции и гренландских китов в Охотском море остро стоит сам вопрос выживания. Охрана таких видов требует гораздо более высокого уровня сотрудничества государственных и неправительственных организаций как внутри страны, так и на международном уровне. В то же время задача организации такого сотрудничества традиционна для ВВФ, опыт работы которого может оказаться здесь неоценимым. Другая категория - это довольно жестко привязанные к определенным районам объекты интенсивного браконьерства, такие как дальневосточный трепанг, которым грозит если не полное истребление, то исчезновение в качестве промысловых видов. Их сохранение невозможно без учета современной социо-экономической ситуации на Дальнем Востоке России и скоординированных действий различных служб. И в этом случае ВВФ вместе с другими природоохранными организациями может и должен выступить с инициативой преодоления ведомственной ограниченности.
Проблемы, связанные с рыболовством на Дальнем Востоке России чрезвычайно сложны. Рыбные промыслы здесь это арена столкновения интересов регионов, корпораций и ведомств. Фактор борьбы за ограниченные ресурсы и плохо предсказуемая динамика запасов, на которую воздействуют глобальные факторы, делают преобладающее ныне у нас морское экспедиционное рыболовство фундаментально неустойчивым и зачастую разрушающим биологическое разнообразие предприятием. Не менее существенны экономические и международные аспекты проблемы: жалкое состояние береговой перерабатывающей базы, неблагоприятная для рыбаков налоговая и таможенная политика вкупе с практически неограниченной емкостью рыбного рынка стран Юго-Восточной Азии приводит к увеличению пресса на ресурсы и делает вылов сверх квот и прямое браконьерство обычным делом. От этого серьезно страдает как биологическое разнообразие так и национальная экономика. ВВФ видит свой вклад в решение связанных с рыболовством проблем прежде всего в развитии процесса управления морскими биологическими ресурсами, в частности, обеспечения надежности получаемой информации (в том числе и о незаконном вылове), а также в стимулировании развития прибрежного рыболовства и традиционного использования морских живых ресурсов на неистощительной основе. Следующий шаг будет очень нелегок, но избежать его, если мы хотим, чтобы заработали экономические механизмы регулирования использования биологических ресурсов, невозможно. Это побуждение рыбопромышленников самим повернуться лицом к экологическим проблемам, перестроить работу своих добывающих предприятий в соответствии с критериями неистощительного использования запасов. Это позволит им пройти через процесс добровольной экологической сертификации, инициированной международным Морским Попечительским советом (Marine Stewardship Council) и завоевать рынок экологически чувствительных потребителей морской продукции, который, вне всякого сомнения, будет развиваться.
Раздел программы, посвященный вопросам освоения нефтегазовых месторождений на шельфе один из самых важных. Разработка морских нефтяных месторождений в районе Сахалина развивалась быстрее, чем реакция природоохранных организаций. В то же время нет сомнений, что деятельность ряда НПО, таких как «Экологическая Вахта Сахалина», «Институт Экоюрис» и организаций коренного населения Сахалина – нивхов уже изменило общественные установки и заставило нефтяные компании уделить несколько больше внимания хотя бы официальному представлению экологических проблем, связанных с их бизнесом. Существует настоятельная необходимость продвигаться в этом направлении дальше и развивать институт независимой экспертизы по экологическим и юридическим аспектам проектов. Не менее важна демонстрация в глазах общества потенциального риска разработки морских месторождений нефти и газа в дальневосточных и арктических морях в целом и публичное обсуждение их альтернатив (рыболовство, другие источники энергии).
Как морская программа ВВФ предполагает достичь своих целей.
Существенная часть программы посвящена подготовке ключевых обзоров и концепций. При этом предполагается, что они не останутся просто документами, но будут, благодаря деятельности ВВФ, активно использованы государственными и общественными организаций, при подготовке федерального и местного законодательства, а также в работе межправительственных консультативных групп. Далеко не полный примерный перечень такого рода документов представлен ниже:
  • Анализ пробелов в организации морских ООПТ и определение приоритетов для развития системы морских особо охраняемых участков;
  • Отчеты по статусу и планы сохранения отдельных, нуждающихся в особой охране видов
  • Обзоры современной практики управления морским рыболовством через определение ОДУ и квотирование и анализ незаконной добычи рыбы и других морских организмов;
  • Концепции традиционного использования морских живых ресурсов и прибрежного рыболовство для Чукотки, Камчатки, Охотоморского побережья и Сахалина, выработанные в сотрудничестве с общинами коренного и старожильческого населения;
  • Сборник существующего законодательства, имеющего отношение к морскому биологическому разнообразию и ресурсам с комментариями по важнейшим актам и выявлением пробелов;
  • Аннотированные списки региональных законодательных актов по морскому биологическому разнообразию и биологическим ресурсам;
  • Проекты изменения законодательства;
  • Неависимая стратегическая оценка воздействия на среду обитания всей совокупности проектов освоения нефтегазовых ресурсов присахалинских вод;
  • Оценка влияния загрязнения крупных рек Охотско- Япономорского на морские экосистемы.
ВВФ предполагает использовать свое общественное влияние для развития морских природоохранных структур, горизонтальных связей между ними и международной инфраструктуры, в частности:
  • создания межрегиональных и межведомственных групп по борьбе с морским браконьерством;
  • развития независимой экспертизы в области морского рыболовства и индустриального освоения шельфа и побережья, в том числе с привлечением экспертов из числа коренного и старожильческого населения;
  • развития института научных наблюдателей на промысле;
  • организации сети прибрежного мониторинга силами местного населения поддержки ее федеральными и региональными властями;
  • формирования межправительственных механизмов решения общих экологических проблем.
Выполнение морской природоохранной программы невозможно без развития гражданской инициативы, которое, благодаря образовательной и информационной и организационной поддержке ВВФ, должно пройти через самоорганизацию в то, что в последнее время получило название Action network (что приблизительно переводится на русский язык как «сеть быстрого отклика»). Именно с помощью этой сети любые широкомасштабные планы, пролоббированные «партиями интересов», такие, как, например Концепция освоения морских углеводородных ресурсов или проекты прибрежной добычи золота, могут получить действительно широкое обсуждение, в котором могут быть учтены и интересы местного населения, и альтернативные пути развития. Речь здесь идет не только и не столько об акциях «зеленого» протеста, которые остаются крайним средством, сколько об осознании и продуманном отстаивании своей позиции через средства массовой информации, в местных органах власти и суде.
Особое внимание мы предполагаем уделить работе с коренным и старожильческим населением побережья Дальнего Востока. Дело в том, что в этом случае связь вопросов сохранения морских биологических ресурсов и сохранения традиций, здоровья, благосостояния и этнического самосознания людей не вызывает никаких сомнений и объединения коренного и старожильческого населения Дальнего Востока могут стать одними из самых влиятельных партнеров морской программы ВВФ.
Помимо указанных подходов реализация морской стратегии будет основываться и на выполнении конкретных проектов. Эти проекты включают налаживание эффективного функционирования приоритетных морских ООПТ, таких например, как Командорский заповедник, Шантарский заказник и природный парк на о. Монерон, организацию новых морских парков и резерватов, а также зон традиционного использования морских ресурсов. Сюда также входит поддержка центров морского экологического образования и организация пилотных проектов по морскому экологическому образованию и экотуризму.
Важнейший вопрос для успешности стратегии это средства и партнеры. Понятно, что выполнение морской программы ВВФ потребует значительных средств, большую часть из которых мы рассчитываем получить с помощью организаций ВВФ во всем мире. Это станет возможным в том случае, если мы сумеем связать наши цели и задачи с приоритетами этих организаций. Мы, однако, рассчитываем и на поддержку государственных, общественных организаций и частного сектора в самой России. При этом эта поддержка не обязательно должна быть финансовой; нередко организационная и информационная помощь оказывается гораздо важнее денежной.
Процесс выявления партнеров и выработки политики по отношению к вовлеченным социальным группам и институтам далеко не завершен. В морской стратегии ВВФ намечены лишь общие контуры решения этих вопросов. Российское представительство ВВФ будет продолжать работу по поиску потенциальных партеров в области реализации своей морской программы. Что еще более существенно, мы поставлены перед необходимостью не только понять современную расстановку сил и области совпадения и столкновения интересов разных социальных групп, которые имеют отношение к использованию и сохранению морского биологического разнообразия, но и выработать правдоподобные, базирующиеся на научном анализе сценарии изменения этих интересов в будущем.
Морская программа ВВФ надеется на сотрудничество с Ассоциацией северных народов и с организациями коренных и малочисленных народов, в особенности Дальнего Востока и восточного сектора Арктики. Мы будем благодарны за любые замечания и предложения совместной деятельности, которые соответствовали бы задачам нашей морской стратегии. Со всеми предложениями и запросами можно обращаться к координатору морской программы Спиридонову Василию Альбертовичу.

Морская программа Российского представительства ВВФ,
г.Москва ул. Николоямская 19.
Телефон (095) 727 09 39

Назад