МИНТАЙ: ПРОМЫСЕЛ И...ПРОБЛЕМЫ
Минтай как объект промысла был известен на Корейском полуострове еще
в XIX в. Название этой рыбы имеет корейские корни и в воображении местного
населения связывается с праздничной символикой.
Быстрое расширение промысла минтая за пределами Корейского полуострова — в первую
очередь в Японии — началось в середине 50-х годов благодаря развитию в этой стране
техники донного тралового промысла. Освоение ресурсов минтая было обусловлено
резким снижением запасов сельди у о-ва Хоккайдо и необходимостью замещения
потерянных уловов за счет освоения других морересурсов.
Устойчивое развитие добычи минтая сдерживалось значительными колебаниями спроса на продукцию из этой рыбы в
прибрежных странах Северо-восточной Азии (СВА) — основных потребителей японского рыбного экспорта, а также
узким ассортиментом готовой продукции. Виды переработки улова с целью хранения и транспортировки были
ограничены изготовлением сушено-вяленой тушки, соленой ястычной икры и печени.
Новый шаг в развитии минтаевого промысла был сделан в 60-е годы после разработки японцами «морской»
технологии производства мороженого фарша сурими идеальным сырьем для которого стал минтай. Свойства нового
полуфабриката были использованы для изготовления все новых и новых видов продукции на его основе. Спрос
на минтаевое сырье, а следовательно, и уловы рыбы стали быстро расти.
Дополнительным стимулирующим эффектом для развития промысла минтая стал растущий потребительский спрос
на новые виды продуктов питания на основе сурими, а также и на ястычную икру минтая, вкусовые качества
которой постепенно улучшались «азиатскими» технологами.
Спрос восточных рынков на ястычную икру и филе из минтая сделал его одним из важных объектов международной
торговли. Но в то же время это стало одной из главных причин загрязнения океанических вод выбросами в море
некондиционной части улова при одновременном расширении неселективного промысла судами практически всех
осуществляющих его стран — России, США, Японии, Китая, Польши и Южной Кореи.
Подобная ситуация характерна и для многих видов морских биоресурсов, промысел которых ведется в
Мировом океане. Объем выбросов «ненужной» части уловов в море доходит до 25 млн. т (ОАО, 1995 г.).
CОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Некоторые виды продукции из минтая (икра, филе, сурими) пользуются большим спросом на рынках многих
прибрежных государств Тихого океана и имеют высокую стоимость. Поэтому с началом либерализации внешней
торговли в России переработка минтая получила дополнительный импульс к развитию. Основная часть минтаевого
фарша, производимого в России, экспортируется в Японию (табл. 1,2).
Главным сырьем для производства «сурими» продолжает оставаться минтай, несмотря на то что белковый
фарш изготовляют из многих видов рыб, например таких, как треска и пикша (табл. 2). А одним из главных
тихоокеанских рынков, потребляющих минтая, особенно в виде продуктов переработки, является японский
рынок (табл. 3). Причин тому несколько. Технология производства мороженого сурими в море появилась
не на пустом месте: традиция производства рыбных паст на берегу не для длительного хранения «тикува»
и «камабоко» было известна в Японии еще около 600 лет назад. Важным фактором развития
рыбохо-зяйственных технологий стала нехватка биоресурсов. В Стране восходящего солнца также ужесточились
международные условия рыболовства, значительно снизились возможности японского экспедиционного флота
по работе в международных водах. К тому же высокие цены японского рынка, формируемые растущим курсом
иены, привлекли к Японии внимание экспортеров
ПОСТАВКИ МИНТАЕВОГО ФАРША
из России в Японию за период с 1992 по 1997 г.
Год |
Объем, тонн |
Стоимость, млн. иен |
Средняя цена, иен/кг |
1992 |
26961 |
11770 |
436,6 |
1993 |
16702 |
3922 |
234,8 |
1994 |
17306 |
3762 |
217,4 |
1995 |
22071 |
5486 |
248,6 |
1996 |
15715 |
3819 |
243 |
1997 |
12649 |
4339 |
343 |
Иточник: Отчет Российско-Японской комиссии
по урегулированию претензий, связанных с рыболовством, в Токио за 1997 г.
На японский рынок поступает также минтаевая ястычная икра. Этой продукции в 1996 г. в зоне России российскими
и иностранными судами (Япония, КНР, КНДР, Польша и др.) было выпущено более 60 тыс. т. Основная ее часть,
включая реэкспорт через Южную Корею, была продана в Японию. Треть объема экспортной продукции была низкого
качества, икра либо сбывалась по бросовой цене, либо оставалась долго нереализованной, находясь на хранении
в холодильниках южнокорейского порта Пусан. Этот нереализованный объем ястычной икры оказал негативное
влияние на цены 1997 г. Если средняя цена 1996 г. составила 980 иен/кг, то в 1997 г. она снизилась до 911 иен/кг.
Основными поставщиками икры минтая на японский рынок (по сути же, это индикатор рынка рыботоваров в АТР)
являются Россия и США. В 1997 г. из общего объема поставок в 49 885 т 54 % пришлось на Россию, 40 % — на
США, 5,4 % — на Польшу. Резко снизился экспорт минтаевой икры на японский рынок из КНДР: с 2420 т в 1994 г.
до 222 т в 1996 г. Запасы минтая в Японском море находятся на крайне низком уровне.
При промысле, нацеленном только на производство икры, также происходит выброс минтая в море.
ЮМИРОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО ФАРША «СУРИМИ»
в 1993-1997 г.г. (ориентировочно, тыс.тонн);
По видам/по странам |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
Минтай |
Япония |
85 |
89 |
77 |
70 |
65 |
Южная Корея |
16 |
16 |
40 |
22 |
10 |
США |
143 |
174,6 |
178,9 |
161 |
154 |
Россия |
14 |
17,2 |
22,4 |
20,7 |
18 |
Прочие страны |
0 |
6 |
6 |
1 |
3 |
ИТОГО |
258 |
302,8 |
324,3 |
274,7 |
250 |
Другие виды рыб, кроме минтая |
Япония: |
макрруронус |
3 |
4,4 |
7 |
5 |
5 |
южная треска |
4 |
7,3 |
4 |
3 |
3 |
иваси |
39 |
33 |
37 |
43,2 |
40 |
ВСЕГО |
46 |
44,7 |
48 |
51,2 |
48 |
Южная Корея: |
хек / сабля-рыба |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
морской карась/ горбыль |
49 |
60 |
66,5 |
63 |
65 |
США: |
хек |
20 |
35 |
26,6 |
29 |
33 |
Аргентина: |
южная треска |
29 |
24 |
25 |
23,6 |
20 |
Чили: |
южная треска |
0 |
0 |
5 |
7,4 |
6 |
Другие страны |
21 |
28 |
39 |
35 |
35 |
ВСЕГО |
185 |
211,7 |
230,1 |
229,2 |
227 |
ВСЕГО фарша «сурими» |
443 |
514,5 |
554,4 |
503,9 |
447 |
Примечание. 1997 год-прогнозные данные.
Источник: «Суйсан цусин». 23 июня 1997 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС
Быстрая либерализация внешнеторговых связей может спровоцировать нерациональное использование природных
запасов добывающими отраслями в странах, где экспорт имеет преимущественно сырьевую направленность.
В условиях происходящих реформ в России это связано в первую очередь с отсутствием в рыболовстве
необходимой законодательной базы. Механизмы контроля на государственном уровне не успевают
вырабатываться, а другие попытки регулирования внешнеторговых операций с рыбой пока неэффективны.
Например, наделение ВАРПЭ функциями органа, выступающего в сущности от лица государства по регулированию
экспорта рыбопродукции, вызвало реакцию молчаливого игнорирования со стороны дальневосточных экспортеров.
ВАРПЭ-организация общественная, инициативы которой могут иметь только рекомендательный характер даже в
тех случаях, если ей удалось договориться о помощи в контроле за российским экспортом морепродуктов с
зарубежными инспектирующими организациями.
Спрос и предложение на «сурими»
в Японии в 1993-1997 гг. (тыс.тонн)
|
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
Складские запасы |
157 |
134 |
119 |
128 |
89 |
Собственное производство |
Минтай |
85 |
89 |
77 |
71 |
65 |
Прочие виды |
46 |
45 |
47 |
47 |
48 |
Итого |
131 |
134 |
124 |
118 |
113 |
Импорт |
Минтай |
151 |
146 |
149 |
127 |
112 |
Прочие |
110 |
100 |
133 |
131 |
130 |
ИТОГО |
261 |
246 |
282 |
258 |
242 |
ВСЕГО — предложение |
392 |
380 |
406 |
376 |
356 |
ВСЕГО — спрос |
415 |
395 |
397 |
415 |
375 |
Ненамного более сильной стала мера по заключению соглашения между Федеральной службой валютного
и экспортного контроля России и японской ассоциацией «Син-Нихон Кэнтэй Кекай» (СК) об инспектировании
российского рыбного экспорта в зарубежных портах. Выбор данной японской организации определялся тем, что ее
деятельность носит транснациональный характер и ее офисы со штатами инспекторов расположены в ряде
азиатских стран, включая Южную Корею, Гонконг, Индонезию и др. Но пока СК не вполне справляется с
задачами по оценке российской экспортной продукции даже в Японии, хотя специально для обслуживания российского
направления ею создана база в порту Отару, одного из главных пунктов по приему российских рыботоваров
По признанию представителей Дальневосточного таможенного управления в последние годы торговля рыбой и
рыбопродукцией в значительной степени вышла из поля зрения государственных органов, призванных осуществлять
контроль в этой области. Негативных последствий этой ситуации достаточно много, в первую очередь это рост
неконтролируемого, а значит, и нерационального промысла минтая как российскими, так и зарубежными судами.
Находясь на промысле минтая в течение нескольких месяцев, суда под видом бункеровок и пополнения судовых
запасов в море могут осуществлять сдачу продукции на подходящие рефрижераторы. Именно по этой причине затруднен
контроль за деятельностью флота, находящегося на промысле. В результате рамки рациональных объемов изъятия могут
быть значительно превышены.
Несмотря на ряд мер по усилению контроля за использованием рыбных ресурсов в российских водах путем расширения
функций ФПС по защите экономических интересов в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России и попыток
совершенствования действий таможни в территориальных водах, их результативность неадекватна прилагаемым
усилиям и понесенным затратам. Объяснить это можно только отсутствием надежной законодательной базы
ресурсооградительного характера. Для сравнения: в США существует несколько десятков федеральных законов,
направленных на охрану конкретных видов живых морских ресурсов, касающихся в том числе и минтая.
Абсурдность ситуации, связанной со слабостью российских государственных органов при осуществлении контроля
за рациональным использованием рыбных запасов в своей ИЭЗ, особенно контрастно высвечивается на фоне весьма
жестких мер по управлению запасами минтая на многостороннем уровне, например, в открытой части Берингова моря.
17 декабря 1994 г. был подписан Федеральный закон РФ «О ратификации Конвенции ООН о сохранении ресурсов минтая
и управлении ими в центральной части Берингова моря». Участниками Конвенции стали Россия, США, Республика
Корея и Китай. Позднее к ним присоединились Япония и Польша.
Установленный в рамках этой Конвенции шестью странами-участницами мораторий на промысел минтая был вызван
его нерациональным промыслом в центральной части Берингова моря и резким снижением запаса. Однако первопричиной
случившегося, на наш взгляд, стали действия США по полной национализации своей 200-мильной зоны, вытеснение
иностранных судов за ее пределы, например в открытые воды, спровоцировавшее развитие неконтролируемого промысла
и в центральной части Берингова моря. Оставив часть иностранного промысла в своей зоне (при этом обеспечение
полного контроля береговой охраной США сомнения не вызывает), американцы вполне могли бы не допустить
разгромления ресурсов в Беринговоморской «дырке от бублика», в которой нагуливается минтай как
российского происхождения, так и американского.
Более сложная ситуация сложилась в Охотском море. Нет особой необходимости пересказывать, каких трудов стоило
прекратить широкомасштабный нерегулируемый промысел минтая в его открытой части.
Главное отличие в технологии решений проблемы нерационального промысла в анклавах Берингова и Охотского морей
заключается в следующем. Американцы взамен моратория на вылов минтая в открытой части Берингова моря не дали
никаких альтернатив продолжения добычи судами других государств экспедиционного рыболовства. При решении
охотоморской проблемы главным фактором убеждения в пользу прекращения нерегулируемого промысла минтая в открытой
части моря стала предоставляемая Россией возможность продолжения работы в пределах российской 200-мильной зоны,
но на условиях оплаты и под строгим контролем.
«Охотоморский» подход к решению проблемы защиты ресурсов минтая не вызвал большого одобрения со стороны
российских дальневосточных рыбаков, хотя в тот момент были необходимы любые меры по прекращению иностранного
промысла минтая в открытой части Охотского моря. К сожалению, лучшего метода решения этой проблемы пока никто не
придумал. Лозунгам «Объявить Охотское море внутренним Российским морем» или «Установить в Охотском
море российскую ИЭЗ шириной в 250 миль» не соответствует действующим нормам международного морского права.
Необходима серьезная кропотливая работа по созданию правовых основ ведения рационального промысла как такового.
Есть, на наш взгляд, другие пути к утверждению рациональных основ ведения промысла минтая. Во-первых,
это — ужесточение мер контроля за иностранным и своим промыслом силами ФПС, рыбоохраны и других государственных
органов. Во-вторых, создание узкопрофильных общественных объединений российских дальневосточных
рыбаков, что дало бы возможность за счет проведения единой политики лучше защищать интересы своих
рыбопромышленников, избегая при этом неоправданной конкуренции друг с другом, вместе с тем удерживая на
более высоком уровне экспортные цены на продукцию из минтая.
Упорядочение внешнеторговой деятельности — один из путей выработки механизмов обеспечения рационального
промысла, в том числе и минтая. В этом контексте постановление Правительства Российской Федерации от
30 июля 1998 г. № 872 «О мерах контроля за внешнеторговыми операциями с продукцией морского рыбного
промысла за пределами таможенной территории Российской Федерации» может стать базой для последующих
действий в данном направлении.
Однако наиболее важным в сложившейся ситуации является срочное принятие базового закона о рыболовстве
Российской Федерации с изложением основных принципов ведения рационального и ответственного рыболовства.
Но и этого может оказаться недостаточным. Поэтому, учитывая огромное значение минтая не только для устойчивости
экономики дальневосточного рыболовства, но и для социальной стабильности (промысел минтая обеспечивает
до 70 % занятости дальневосточных рыбаков), нужен специальный закон о минтае.
Канд.экон. наук А. Курмазов, ТИНРО-центр
Журнал «Рыбное хозяйство» №2 1999 год.
Назад