МИНТАЙ: ПРОМЫСЕЛ И...ПРОБЛЕМЫ


Минтай как объект промысла был известен на Корейском полуострове еще в XIX в. Название этой рыбы имеет корейские корни и в воображении местного населения связывается с праздничной символикой. Быстрое расширение промысла минтая за пределами Корейского полуострова — в первую очередь в Японии — началось в середине 50-х годов благодаря развитию в этой стране техники донного тралового промысла. Освоение ресурсов минтая было обусловлено резким снижением запасов сельди у о-ва Хоккайдо и необходимостью замещения потерянных уловов за счет освоения других морересурсов.

Устойчивое развитие добычи минтая сдерживалось значительными колебаниями спроса на продукцию из этой рыбы в прибрежных странах Северо-восточной Азии (СВА) — основных потребителей японского рыбного экспорта, а также узким ассортиментом готовой продукции. Виды переработки улова с целью хранения и транспортировки были ограничены изготовлением сушено-вяленой тушки, соленой ястычной икры и печени.
Новый шаг в развитии минтаевого промысла был сделан в 60-е годы после разработки японцами «морской» технологии производства мороженого фарша сурими идеальным сырьем для которого стал минтай. Свойства нового полуфабриката были использованы для изготовления все новых и новых видов продукции на его основе. Спрос на минтаевое сырье, а следовательно, и уловы рыбы стали быстро расти.
Дополнительным стимулирующим эффектом для развития промысла минтая стал растущий потребительский спрос на новые виды продуктов питания на основе сурими, а также и на ястычную икру минтая, вкусовые качества которой постепенно улучшались «азиатскими» технологами.
Спрос восточных рынков на ястычную икру и филе из минтая сделал его одним из важных объектов международной торговли. Но в то же время это стало одной из главных причин загрязнения океанических вод выбросами в море некондиционной части улова при одновременном расширении неселективного промысла судами практически всех осуществляющих его стран — России, США, Японии, Китая, Польши и Южной Кореи.
Подобная ситуация характерна и для многих видов морских биоресурсов, промысел которых ведется в Мировом океане. Объем выбросов «ненужной» части уловов в море доходит до 25 млн. т (ОАО, 1995 г.).

CОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Некоторые виды продукции из минтая (икра, филе, сурими) пользуются большим спросом на рынках многих прибрежных государств Тихого океана и имеют высокую стоимость. Поэтому с началом либерализации внешней торговли в России переработка минтая получила дополнительный импульс к развитию. Основная часть минтаевого фарша, производимого в России, экспортируется в Японию (табл. 1,2).
Главным сырьем для производства «сурими» продолжает оставаться минтай, несмотря на то что белковый фарш изготовляют из многих видов рыб, например таких, как треска и пикша (табл. 2). А одним из главных тихоокеанских рынков, потребляющих минтая, особенно в виде продуктов переработки, является японский рынок (табл. 3). Причин тому несколько. Технология производства мороженого сурими в море появилась не на пустом месте: традиция производства рыбных паст на берегу не для длительного хранения «тикува» и «камабоко» было известна в Японии еще около 600 лет назад. Важным фактором развития рыбохо-зяйственных технологий стала нехватка биоресурсов. В Стране восходящего солнца также ужесточились международные условия рыболовства, значительно снизились возможности японского экспедиционного флота по работе в международных водах. К тому же высокие цены японского рынка, формируемые растущим курсом иены, привлекли к Японии внимание экспортеров
ПОСТАВКИ МИНТАЕВОГО ФАРША
из России в Японию за период с 1992 по 1997 г.
Год Объем,
тонн
Стоимость,
млн. иен
Средняя цена,
иен/кг
1992 26961 11770 436,6
1993 16702 3922 234,8
1994 17306 3762 217,4
1995 22071 5486 248,6
1996 15715 3819 243
1997 12649 4339 343
Иточник: Отчет Российско-Японской комиссии
по урегулированию претензий, связанных с рыболовством, в Токио за 1997 г.
На японский рынок поступает также минтаевая ястычная икра. Этой продукции в 1996 г. в зоне России российскими и иностранными судами (Япония, КНР, КНДР, Польша и др.) было выпущено более 60 тыс. т. Основная ее часть, включая реэкспорт через Южную Корею, была продана в Японию. Треть объема экспортной продукции была низкого качества, икра либо сбывалась по бросовой цене, либо оставалась долго нереализованной, находясь на хранении в холодильниках южнокорейского порта Пусан. Этот нереализованный объем ястычной икры оказал негативное влияние на цены 1997 г. Если средняя цена 1996 г. составила 980 иен/кг, то в 1997 г. она снизилась до 911 иен/кг.
Основными поставщиками икры минтая на японский рынок (по сути же, это индикатор рынка рыботоваров в АТР) являются Россия и США. В 1997 г. из общего объема поставок в 49 885 т 54 % пришлось на Россию, 40 % — на США, 5,4 % — на Польшу. Резко снизился экспорт минтаевой икры на японский рынок из КНДР: с 2420 т в 1994 г. до 222 т в 1996 г. Запасы минтая в Японском море находятся на крайне низком уровне.
При промысле, нацеленном только на производство икры, также происходит выброс минтая в море.

ЮМИРОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО ФАРША «СУРИМИ»
в 1993-1997 г.г. (ориентировочно, тыс.тонн);
По видам/по странам 1993 1994 1995 1996 1997
Минтай
      Япония 85 89 77 70 65
      Южная Корея 16 16 40 22 10
      США 143 174,6 178,9 161 154
      Россия 14 17,2 22,4 20,7 18
      Прочие страны 0 6 6 1 3
      ИТОГО 258 302,8 324,3 274,7 250
Другие виды рыб, кроме минтая
   Япония:
      макрруронус 3 4,4 7 5 5
      южная треска 4 7,3 4 3 3
      иваси 39 33 37 43,2 40
      ВСЕГО 46 44,7 48 51,2 48
   Южная Корея:
      хек / сабля-рыба 20 20 20 20 20
      морской карась/ горбыль 49 60 66,5 63 65
   США:
      хек 20 35 26,6 29 33
   Аргентина:
      южная треска 29 24 25 23,6 20
   Чили:
      южная треска 0 0 5 7,4 6
      Другие страны 21 28 39 35 35
      ВСЕГО 185 211,7 230,1 229,2 227
      ВСЕГО фарша «сурими» 443 514,5 554,4 503,9 447

Примечание. 1997 год-прогнозные данные.
Источник: «Суйсан цусин». 23 июня 1997 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС
Быстрая либерализация внешнеторговых связей может спровоцировать нерациональное использование природных запасов добывающими отраслями в странах, где экспорт имеет преимущественно сырьевую направленность. В условиях происходящих реформ в России это связано в первую очередь с отсутствием в рыболовстве необходимой законодательной базы. Механизмы контроля на государственном уровне не успевают вырабатываться, а другие попытки регулирования внешнеторговых операций с рыбой пока неэффективны.
Например, наделение ВАРПЭ функциями органа, выступающего в сущности от лица государства по регулированию экспорта рыбопродукции, вызвало реакцию молчаливого игнорирования со стороны дальневосточных экспортеров. ВАРПЭ-организация общественная, инициативы которой могут иметь только рекомендательный характер даже в тех случаях, если ей удалось договориться о помощи в контроле за российским экспортом морепродуктов с зарубежными инспектирующими организациями.

Спрос и предложение на «сурими»
в Японии в 1993-1997 гг. (тыс.тонн)
  1993 1994 1995 1996 1997
Складские запасы 157 134 119 128 89
Собственное производство
Минтай 85 89 77 71 65
Прочие виды 46 45 47 47 48
Итого 131 134 124 118 113
Импорт
Минтай 151 146 149 127 112
Прочие 110 100 133 131 130
ИТОГО 261 246 282 258 242
ВСЕГО — предложение 392 380 406 376 356
ВСЕГО — спрос 415 395 397 415 375
Ненамного более сильной стала мера по заключению соглашения между Федеральной службой валютного и экспортного контроля России и японской ассоциацией «Син-Нихон Кэнтэй Кекай» (СК) об инспектировании российского рыбного экспорта в зарубежных портах. Выбор данной японской организации определялся тем, что ее деятельность носит транснациональный характер и ее офисы со штатами инспекторов расположены в ряде азиатских стран, включая Южную Корею, Гонконг, Индонезию и др. Но пока СК не вполне справляется с задачами по оценке российской экспортной продукции даже в Японии, хотя специально для обслуживания российского направления ею создана база в порту Отару, одного из главных пунктов по приему российских рыботоваров
По признанию представителей Дальневосточного таможенного управления в последние годы торговля рыбой и рыбопродукцией в значительной степени вышла из поля зрения государственных органов, призванных осуществлять контроль в этой области. Негативных последствий этой ситуации достаточно много, в первую очередь это рост неконтролируемого, а значит, и нерационального промысла минтая как российскими, так и зарубежными судами.
Находясь на промысле минтая в течение нескольких месяцев, суда под видом бункеровок и пополнения судовых запасов в море могут осуществлять сдачу продукции на подходящие рефрижераторы. Именно по этой причине затруднен контроль за деятельностью флота, находящегося на промысле. В результате рамки рациональных объемов изъятия могут быть значительно превышены.
Несмотря на ряд мер по усилению контроля за использованием рыбных ресурсов в российских водах путем расширения функций ФПС по защите экономических интересов в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России и попыток совершенствования действий таможни в территориальных водах, их результативность неадекватна прилагаемым усилиям и понесенным затратам. Объяснить это можно только отсутствием надежной законодательной базы ресурсооградительного характера. Для сравнения: в США существует несколько десятков федеральных законов, направленных на охрану конкретных видов живых морских ресурсов, касающихся в том числе и минтая.
Абсурдность ситуации, связанной со слабостью российских государственных органов при осуществлении контроля за рациональным использованием рыбных запасов в своей ИЭЗ, особенно контрастно высвечивается на фоне весьма жестких мер по управлению запасами минтая на многостороннем уровне, например, в открытой части Берингова моря.
17 декабря 1994 г. был подписан Федеральный закон РФ «О ратификации Конвенции ООН о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря». Участниками Конвенции стали Россия, США, Республика Корея и Китай. Позднее к ним присоединились Япония и Польша.
Установленный в рамках этой Конвенции шестью странами-участницами мораторий на промысел минтая был вызван его нерациональным промыслом в центральной части Берингова моря и резким снижением запаса. Однако первопричиной случившегося, на наш взгляд, стали действия США по полной национализации своей 200-мильной зоны, вытеснение иностранных судов за ее пределы, например в открытые воды, спровоцировавшее развитие неконтролируемого промысла и в центральной части Берингова моря. Оставив часть иностранного промысла в своей зоне (при этом обеспечение полного контроля береговой охраной США сомнения не вызывает), американцы вполне могли бы не допустить разгромления ресурсов в Беринговоморской «дырке от бублика», в которой нагуливается минтай как российского происхождения, так и американского.
Более сложная ситуация сложилась в Охотском море. Нет особой необходимости пересказывать, каких трудов стоило прекратить широкомасштабный нерегулируемый промысел минтая в его открытой части. Главное отличие в технологии решений проблемы нерационального промысла в анклавах Берингова и Охотского морей заключается в следующем. Американцы взамен моратория на вылов минтая в открытой части Берингова моря не дали никаких альтернатив продолжения добычи судами других государств экспедиционного рыболовства. При решении охотоморской проблемы главным фактором убеждения в пользу прекращения нерегулируемого промысла минтая в открытой части моря стала предоставляемая Россией возможность продолжения работы в пределах российской 200-мильной зоны, но на условиях оплаты и под строгим контролем.
«Охотоморский» подход к решению проблемы защиты ресурсов минтая не вызвал большого одобрения со стороны российских дальневосточных рыбаков, хотя в тот момент были необходимы любые меры по прекращению иностранного промысла минтая в открытой части Охотского моря. К сожалению, лучшего метода решения этой проблемы пока никто не придумал. Лозунгам «Объявить Охотское море внутренним Российским морем» или «Установить в Охотском море российскую ИЭЗ шириной в 250 миль» не соответствует действующим нормам международного морского права. Необходима серьезная кропотливая работа по созданию правовых основ ведения рационального промысла как такового.
Есть, на наш взгляд, другие пути к утверждению рациональных основ ведения промысла минтая. Во-первых, это — ужесточение мер контроля за иностранным и своим промыслом силами ФПС, рыбоохраны и других государственных органов. Во-вторых, создание узкопрофильных общественных объединений российских дальневосточных рыбаков, что дало бы возможность за счет проведения единой политики лучше защищать интересы своих рыбопромышленников, избегая при этом неоправданной конкуренции друг с другом, вместе с тем удерживая на более высоком уровне экспортные цены на продукцию из минтая.
Упорядочение внешнеторговой деятельности — один из путей выработки механизмов обеспечения рационального промысла, в том числе и минтая. В этом контексте постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1998 г. № 872 «О мерах контроля за внешнеторговыми операциями с продукцией морского рыбного промысла за пределами таможенной территории Российской Федерации» может стать базой для последующих действий в данном направлении.
Однако наиболее важным в сложившейся ситуации является срочное принятие базового закона о рыболовстве Российской Федерации с изложением основных принципов ведения рационального и ответственного рыболовства. Но и этого может оказаться недостаточным. Поэтому, учитывая огромное значение минтая не только для устойчивости экономики дальневосточного рыболовства, но и для социальной стабильности (промысел минтая обеспечивает до 70 % занятости дальневосточных рыбаков), нужен специальный закон о минтае.

Канд.экон. наук А. Курмазов, ТИНРО-центр
Журнал «Рыбное хозяйство» №2 1999 год.

Назад