17 декабря 1998 года N 191-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Принят
Государственной Думой
18 ноября 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
2 декабря 1998 года



Настоящий Федеральный закон определяет статус исключительной экономической зоны Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации в ее исключительной экономической зоне и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Вопросы, относящиеся к исключительной экономической зоне Российской Федерации и деятельности в ней, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне Российской Федерации и деятельности в ней.



Глава I. Общие положения

Статья 1. Определение и границы исключительной экономической зоны Российской Федерации

1. Исключительная экономическая зона Российской Федерации (далее также - исключительная экономическая зона) - морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее - территориальное море) и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.
Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.
2. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря.
3. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.



Статья 2. Делимитация исключительной экономической зоны

Делимитация исключительной экономической зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или общепризнанными принципами и нормами международного права.



Статья 3. Карты и перечни географических координат

1. Линии внешних границ исключительной экономической зоны или заменяющие их, утвержденные Правительством Российской Федерации перечни географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных и делимитационные линии, определенные международными договорами Российской Федерации или на основе общепризнанных принципов и норм международного права, указываются на картах установленного масштаба и публикуются в "Извещениях мореплавателям".
2. Формирование банка данных о внешней границе исключительной экономической зоны осуществляется федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.



Статья 4. Основные понятия

1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
2. Перечень промысловых видов живых ресурсов, включая анадромные, катадромные, трансграничные, трансзональные, далеко мигрирующие виды рыб, живые организмы "сидячих видов" и виды морских млекопитающих, по отдельным морям и океанам устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды.



Статья 5. Права Российской Федерации в исключительной экономической зоне

1. Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет:
  1. суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны;
  2. суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов, а также промысла живых организмов, относящихся к "сидячим видам" морского дна и его недр. Геологическое изучение, поиск, разведка и разработка минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, а также промысел живых организмов, относящихся к "сидячим видам", производятся в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации", другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне и деятельности в ней;
  3. исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей. Буровые работы для любых целей осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации";
  4. исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности. Создание, эксплуатация и использование искусственных островов, установок и сооружений в исключительной экономической зоне осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации";
  5. юрисдикцию в отношении:
  6. другие права и обязанности, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.
2. Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации.
3. Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне, не препятствует осуществлению судоходства, полетов, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
4. Живые и неживые ресурсы исключительной экономической зоны находятся в ведении Российской Федерации; регулирование деятельности по разведке, разработке (промыслу) таких ресурсов и их охрана входят в компетенцию Правительства Российской Федерации.



Статья 6. Права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне

1. В исключительной экономической зоне все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, а также другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, связанными с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов.
2. Указанные свободы осуществляются при условии соблюдения настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, а также при условии обеспечения защиты и сохранения морской среды, живых и неживых ресурсов исключительной экономической зоны.



Статья 7. Компетенция федеральных органов государственной власти в исключительной экономической зоне

В компетенцию федеральных органов государственной власти в исключительной экономической зоне входят:
  1. разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации об исключительной экономической зоне и о деятельности в ней;
  2. координация деятельности органов государственной власти в отношении исключительной экономической зоны и деятельности в ней, защиты прав и законных интересов Российской Федерации в исключительной экономической зоне и охраны морской среды, живых и неживых ресурсов;
  3. определение стратегии изучения и промысла живых ресурсов, поиска, разведки и разработки неживых ресурсов, защиты и сохранения морской среды, живых и неживых ресурсов на основе федеральных стратегии, программ и планов с учетом заключений государственной экологической экспертизы, а также с особым учетом экономических интересов коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации и населения в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов. Федеральные программы и планы составляются с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, если эти программы и планы предусматривают использование береговой инфраструктуры соответствующих субъектов Российской Федерации;
  4. определение общего допустимого улова живых ресурсов по районам их вылова (добычи) и видам живых ресурсов с учетом имеющихся наиболее достоверных научных данных, положений международных договоров Российской Федерации и решений компетентных международных организаций, участником которых является Российская Федерация;
  5. установление порядка выдачи деклараций о видах и об объемах живых ресурсов, выловленных (добытых) российскими и иностранными судами в исключительной экономической зоне, а также о произведенной из этих ресурсов продукции;
  6. установление с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, порядка использования живых ресурсов, включая выдачу лицензий (разрешений) на промысел живых ресурсов, разработку и установление правил и норм рационального использования, сохранения и воспроизводства живых ресурсов;
  7. установление с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, запретов и ограничений на использование живых ресурсов, а также установление правил и норм воспроизводства живых ресурсов;
  8. разработка и внедрение системы наблюдения и контроля за рыбопромысловой деятельностью в исключительной экономической зоне, в том числе с использованием космических средств связи и радионавигации;
  9. разработка совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, мер по предотвращению гибели живых ресурсов при осуществлении хозяйственной или иной деятельности и судоходства;
  10. оказание помощи живым ресурсам, в том числе морским млекопитающим, в случае возникновения угрозы их жизни при стихийных бедствиях или вследствие иных причин;
  11. установление с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, порядка использования неживых ресурсов, включая порядок лицензирования, и разработка соответствующих стандартов (норм и правил);
  12. регистрация работ по изучению, разведке и разработке неживых ресурсов, составление федерального баланса запасов неживых ресурсов;
  13. контроль за рациональным использованием и сохранением живых и неживых ресурсов, защита и охрана морской среды, живых и неживых ресурсов с привлечением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью;
  14. регулирование проведения ресурсных и морских научных исследований;
  15. установление контрольных пунктов (точек) и порядка прохождения их российскими и иностранными судами, участвующими в промысле живых ресурсов и следующими в исключительную экономическую зону и выходящими из нее, в целях проведения контрольно - проверочных мероприятий;
  16. объявление отдельных районов исключительной экономической зоны районами, в пределах которых гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам, иностранным государствам и компетентным международным организациям, иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам не будут выдаваться разрешения на проведение морских научных исследований в связи с ведением (или планированием ведения) в указанных районах работ по разведке и разработке неживых ресурсов и промыслу живых ресурсов с сообщением географических координат таких районов в "Извещениях мореплавателям";
  17. установление системы платежей, определение размеров, условий и порядка взимания платы за использование живых и неживых ресурсов;
  18. регулирование создания, эксплуатации и использования искусственных островов, установок и сооружений в целях изучения, поиска, разведки и разработки неживых ресурсов и промысла живых ресурсов, проведения ресурсных и морских научных исследований, а также в иных целях;
  19. определение и регулирование условий прокладки подводных кабелей и трубопроводов, используемых для разведки и разработки неживых ресурсов или для эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений, в том числе выводимых на территорию Российской Федерации;
  20. определение трассы и условий прокладки подводных кабелей и трубопроводов в исключительной экономической зоне с учетом проложенных подводных кабелей и трубопроводов и с учетом деятельности по разведке и разработке (промыслу) природных ресурсов исключительной экономической зоны;
  21. проведение государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля и государственного мониторинга состояния исключительной экономической зоны с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью;
  22. ведение Российского государственного фонда данных о состоянии исключительной экономической зоны и состоянии ее живых и неживых ресурсов;
  23. установление правового режима в зонах чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия; обеспечение немедленных действий по ликвидации последствий аварий, приводящих к загрязнению нефтью или веществами, иными, чем нефть;
  24. установление экологических нормативов (стандартов) содержания загрязняющих веществ в сбросах вредных веществ, а также в отходах и других материалах, предназначенных к захоронению в исключительной экономической зоне, перечня вредных веществ, отходов и других материалов, сброс и захоронение которых в исключительной экономической зоне запрещены, регулирование сброса вредных веществ и захоронения отходов и других материалов, а также контроль за указанными сбросом и захоронением;
  25. защита и охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов живых ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, предотвращение нарушения среды их обитания, условий размножения (нереста) и миграции; создание заповедников, заказников, заповедных зон и установление других особо охраняемых природных территорий, в том числе прилегающих к курортам, лечебно - оздоровительным местностям и зонам отдыха на побережье, о чем сообщается в "Извещениях мореплавателям";
  26. обеспечение совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации выполнения мероприятий, направленных на охрану исключительной экономической зоны, ее морской среды, живых и неживых ресурсов, пресечение нарушений настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации и привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении противоправных действий;
  27. разрешение споров в отношении исключительной экономической зоны и деятельности в ней;
  28. заключение и реализация международных договоров Российской Федерации в отношении исключительной экономической зоны и деятельности в ней.



Глава II. Рациональное использование и сохранение живых ресурсов

Статья 8. Виды и порядок использования живых ресурсов

1. Видами использования живых ресурсов являются:
2. Выдача лицензий (разрешений) на отдельные виды использования живых ресурсов производится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству.
3. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству совместно со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, разрабатывает правила промысла и других видов использования живых ресурсов. Указанные правила и общие допустимые уловы живых ресурсов утверждаются Правительством Российской Федерации.
4. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обороне определяет районы и сроки промысла в исключительной экономической зоне для российских судов и уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе.
5. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству по согласованию со специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти по обороне, федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе и федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды определяет районы и сроки промысла в исключительной экономической зоне для иностранных судов и уведомляет об этом специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по таможенному делу.
6. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, определяет в пределах общего допустимого улова живых ресурсов, указанного в подпункте 4 статьи 7 настоящего Федерального закона, лимиты и квоты на вылов (добычу) живых ресурсов. Лимиты и квоты на вылов (добычу) живых ресурсов утверждаются Правительством Российской Федерации.
7. Специально уполномоченные федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе и федеральный орган исполнительной власти по рыболовству ежеквартально информируют специально уполномоченные федеральный орган исполнительной власти по таможенному делу и федеральный орган исполнительной власти по налогообложению о результатах промысла живых ресурсов.



Статья 9. Предоставление права на использование живых ресурсов

1. Право на использование живых ресурсов предоставляется:
2. Преимущественное право на использование живых ресурсов имеют:
3. Иностранные заявители могут использовать живые ресурсы в научных, промысловых и других целях после удовлетворения всех заявок российских заявителей при условии, что российские заявители не имеют возможности выловить весь допустимый улов заявленных видов живых ресурсов в конкретных промысловых районах, и только в соответствии с международными договорами Российской Федерации с государствами, гражданами которых являются эти иностранные заявители или в которых они зарегистрированы, с соблюдением настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации.



Статья 10. Порядок и условия представления заявок на получение лицензий (разрешений) на промысел живых ресурсов

1. Российские и иностранные заявители представляют в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству заявки на получение лицензий (разрешений) на промысел живых ресурсов, составленные соответственно на русском языке и языке иностранного заявителя.
2. Заявка на получение лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов должна содержать следующие сведения:
Одновременно с указанной заявкой заявители - юридические лица представляют копию свидетельства о регистрации юридического лица.
3. В заявке на получение лицензий (разрешений) на промысел живых ресурсов представители коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов, не указывают ту часть живых ресурсов, которая необходима этим народам и общностям для содержания семьи.
4. Российские заявители указывают также в заявке сведения об участии в промысле живых ресурсов иностранных граждан или иностранных юридических лиц, а иностранные заявители - об участии в промысле живых ресурсов граждан Российской Федерации или российских юридических лиц.
Российские заявители одновременно с заявкой представляют выданные им соответствующим налоговым органом документы о постановке на учет и о начисленных и фактически уплаченных налогах, сборах и других платежах в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды за прошедший календарный год.
5. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству в месячный срок со дня получения указанной заявки информирует заявителя о месте, времени и порядке получения лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов или уведомления об отказе в ее выдаче.
6. Основаниями для отказа в выдаче лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов являются:
7. В целях защиты экономических и иных законных интересов Российской Федерации Правительством Российской Федерации могут вводиться ограничения на выдачу лицензий (разрешений) на промысел живых ресурсов.



Статья 11. Порядок и условия выдачи лицензий (разрешений) на промысел живых ресурсов

1. Российским и иностранным заявителям лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов в пределах выделенных лимитов и квот выдаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству с уведомлением специально уполномоченных федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды, федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, федерального органа исполнительной власти по таможенному делу и федерального органа исполнительной власти по обороне.
2. Выданные лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов подлежат регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Иностранным заявителям лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов выдаются в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона.
4. Лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов действительны в течение календарного года в пределах установленного срока в указанных в них районах промысла живых ресурсов на указанные виды живых ресурсов. На каждом судне, производящем промысел живых ресурсов, должен находиться подлинник лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов.
5. Право на использование живых ресурсов в соответствии с полученной (полученным) лицензией (разрешением) на промысел живых ресурсов не может передаваться третьим сторонам.



Статья 12. Права и обязанности российских и иностранных лицензиатов, ведущих промысел живых ресурсов

1. Российские и иностранные заявители, получившие лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов (далее - лицензиаты), имеют право на его осуществление в пределах только тех объемов, сроков, видов и районов, которые указаны в лицензии (разрешении) на промысел живых ресурсов.
2. Лицензиаты обязаны:
3. Иностранные суда, ведущие промысел живых ресурсов в соответствии с лицензией (разрешением) на промысел живых ресурсов или заходящие в исключительную экономическую зону для приемки выловленных (добытых) живых ресурсов с других судов, также обязаны:
4. Российским и иностранным судам в исключительной экономической зоне и за ее пределами запрещается производить не предусмотренные в лицензии (разрешении) на промысел живых ресурсов погрузку, выгрузку или перегрузку живых ресурсов в любом виде, выловленных (добытых) в исключительной экономической зоне.
Погрузка, выгрузка или перегрузка живых ресурсов, предусмотренные в лицензии (разрешении) на промысел живых ресурсов, должны осуществляться в присутствии должностного лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе.



Статья 13. Основания для прекращения промысла живых ресурсов

1. Основаниями для прекращения промысла живых ресурсов являются:
2. Добровольный отказ от промысла живых ресурсов должен быть заявлен пользователем:
3. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству оповещает лицензиата по телеграфу с последующим письменным уведомлением об аннулировании лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов и о прекращении промысла живых ресурсов. Об аннулировании лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов в журнале регистрации выданных лицензий (разрешений) делается отметка, а также уведомляются специально уполномоченные федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе, федеральный орган исполнительной власти по таможенному делу, федеральный орган исполнительной власти по охране окружающей среды.



Статья 14. Особенности рационального использования и сохранения трансзональных и трансграничных видов рыб

1. В случае, если один и тот же (одни и те же) запас (запасы) трансзональных видов рыб встречается (встречаются) в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в исключительных экономических зонах других прибрежных государств, Российская Федерация сотрудничает с указанными государствами прямо или через компетентные международные организации в целях сохранения и увеличения такого (таких) запаса (запасов).
2. В случае, если один и тот же (одни и те же) запас (запасы) трансграничных видов рыб встречается (встречаются) как в исключительной экономической зоне Российской Федерации, так и в районе, находящемся за ее пределами и прилегающем к ней, Российская Федерация прямо или через компетентные международные организации сотрудничает с государствами, ведущими промысел таких трансграничных видов рыб в районе, прилегающем к исключительной экономической зоне Российской Федерации, в целях сохранения такого (таких) запаса (запасов) в указанном районе, в том числе заключает с соответствующими государствами международные договоры по этим вопросам.



Статья 15. Принципы рационального использования и сохранения анадромных, катадромных, далеко мигрирующих видов рыб и морских млекопитающих

1. Российская Федерация, в первую очередь заинтересованная в запасах анадромных видов рыб, которые образуются в ее реках, озерах и других водоемах, несет первоочередную ответственность за запасы указанных видов рыб во всем ареале их обитания и обеспечивает их сохранение путем регулирования промысла, осуществляемого только в водах в сторону берега от внешних границ исключительной экономической зоны Российской Федерации.
2. Российская Федерация сотрудничает с заинтересованными государствами для заключения международных договоров в целях сохранения запасов анадромных видов рыб за пределами своей исключительной экономической зоны и обеспечивает выполнение правил, установленных такими международными договорами.
3. Российская Федерация несет ответственность за управление запасами катадромных видов рыб и обеспечивает мигрирующей рыбе доступ в исключительную экономическую зону и выход из нее. Промысел катадромных видов рыб ведется только в водах в сторону берега от внешних границ исключительной экономической зоны в соответствии с настоящим Федеральным законом.
4. Российская Федерация сотрудничает с государствами, через исключительную экономическую зону которых мигрируют катадромные виды рыб, для заключения международного договора в целях рационального управления запасами катадромных видов рыб, включая промысел, и обеспечивает выполнение правил, установленных таким международным договором.
5. Российская Федерация сотрудничает с заинтересованными государствами для заключения международных договоров в целях обеспечения рационального использования и сохранения далеко мигрирующих видов рыб во всем ареале их обитания, в том числе и за пределами ее исключительной экономической зоны.
6. Российская Федерация в целях сохранения, изучения запасов морских млекопитающих в исключительной экономической зоне и управления ими сотрудничает с заинтересованными государствами прямо или через соответствующие международные организации. Правительство Российской Федерации в целях сохранения и восстановления популяций морских млекопитающих и в иных необходимых случаях может устанавливать более строгие режимы ограничения или регулирования промысла морских млекопитающих в исключительной экономической зоне, вплоть до запрещения промысла отдельных видов морских млекопитающих, с учетом международных договоров Российской Федерации.
7. В случае, если указанные в пункте 2 настоящей статьи международные договоры Российской Федерации не соблюдаются российскими и иностранными заявителями и если запасы анадромных видов рыб во всем ареале их обитания подвергаются серьезной опасности, Российская Федерация по соглашению с другими заинтересованными государствами имеет право объявить мораторий на добычу анадромных видов рыб во всем ареале их обитания. Соответствующая информация о введении моратория направляется заинтересованным государствам и компетентным международным организациям.



Глава III. Разведка и разработка неживых ресурсов

Статья 16. Разведка и разработка неживых ресурсов

1. Разведка и разработка неживых ресурсов производятся гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами, иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, иностранными государствами и компетентными международными организациями на основании лицензии на разведку и разработку неживых ресурсов, выдаваемой специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам геологии и использованию недр.
2. Условия и порядок выдачи указанной лицензии, ее содержание, срок, на который предоставляется лицензия, права и обязанности пользователей лицензии, требования к безопасному ведению работ, основания для прекращения действия лицензии, антимонопольные требования и условия раздела продукции регламентируются Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О недрах", Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и международными договорами Российской Федерации.
3. Условия, предоставляемые иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам, иностранным государствам и компетентным международным организациям, не могут быть более благоприятными, чем условия, предоставляемые гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам.



Статья 17. Производство энергии путем использования приливов, течений и ветра

1. Производство энергии путем использования приливов, течений и ветра осуществляется гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами, иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, иностранными государствами и компетентными международными организациями на основании лицензии на производство энергии путем использования приливов, течений и ветра, выдаваемой специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды по согласованию с другими специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти по рыболовству, федеральным органом исполнительной власти по вопросам геологии и использованию недр, федеральным органом исполнительной власти по обороне, и только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
2. Условия и порядок выдачи указанной лицензии и методы производства такой энергии определяются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды по согласованию с другими специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне и деятельности в ней, и международными договорами Российской Федерации.



Глава IV. Ресурсные и морские научные исследования

Статья 18. Планы проведения ресурсных и морских научных исследований

1. Ежегодные планы проведения ресурсных исследований составляются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству по согласованию со специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды, федеральным органом исполнительной власти по обороне, федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе, а при необходимости с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, на основе федеральных стратегии, программ и планов.
2. Ежегодные планы проведения морских научных исследований составляются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям по согласованию со специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти по рыболовству, федеральным органом исполнительной власти по обороне, федеральным органом исполнительной власти по безопасности, федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе, федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды, федеральным органом исполнительной власти по вопросам геологии и использованию недр, федеральным органом исполнительной власти по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а при необходимости с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, на основе федеральных стратегии, программ и планов.
3. В ежегодных планах проведения ресурсных и морских научных исследований указывается участие в исследованиях иностранных граждан и иностранных юридических лиц, а также компетентных международных организаций, в том числе в соответствии с международными договорами Российской Федерации или в рамках международных исследовательских программ.



Статья 19. Представление и содержание запроса на проведение ресурсных исследований и запроса на проведение морских научных исследований

1. Ресурсные или морские научные исследования могут проводиться:
2. Порядок представления и рассмотрения запроса на проведение ресурсных исследований или запроса на проведение морских научных исследований (далее для настоящей главы - запрос), оценка запросов и порядок принятия по ним решений устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации.
3. Российские заявители не менее чем за шесть месяцев до начала года проведения ресурсных или морских научных исследований подают соответствующий запрос в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству или в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям для включения программы планируемых исследований в соответствующие ежегодные планы.
4. Иностранные заявители не менее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты начала проведения ресурсных или морских научных исследований направляют по дипломатическим каналам соответствующий запрос в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству или в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям.
5. Запрос на проведение ресурсных или морских научных исследований (для иностранных заявителей - на русском языке и языке заявителя) должен содержать:
6. Российские заявители представляют информацию обо всех формах и о степени участия иностранных граждан и иностранных юридических лиц в ресурсных или морских научных исследованиях.
7. Иностранные заявители представляют информацию обо всех формах и о степени участия граждан Российской Федерации и российских юридических лиц в ресурсных или морских научных исследованиях, проводимых иностранными заявителями.
8. От заявителей может быть потребована дополнительная информация о ресурсных или морских научных исследованиях, на проведение которых запрашивается разрешение. В этом случае срок рассмотрения запроса исчисляется со дня представления заявителем дополнительной информации.



Статья 20. Порядок рассмотрения запросов

1. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству или специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям:
2. Разрешение на проведение ресурсных или морских научных исследований или уведомление об отказе в таком разрешении направляется иностранному заявителю через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по иностранным делам.
3. Основанием для выдачи российскому заявителю разрешения на проведение ресурсных или морских научных исследований, как правило, является включение соответствующего исследования в ежегодный план проведения ресурсных или морских научных исследований.
4. Разрешение на проведение ресурсных исследований выдается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству по согласованию со специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды, федеральным органом исполнительной власти по обороне, федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе, а при необходимости и с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
5. Разрешение на проведение морских научных исследований выдается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям по согласованию со специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти по рыболовству, федеральным органом исполнительной власти по обороне, федеральным органом исполнительной власти по безопасности, федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе, федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды, федеральным органом исполнительной власти по вопросам геологии и использованию недр, федеральным органом исполнительной власти по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а при необходимости и с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.



Статья 21. Основания для отказа в разрешении на проведение ресурсных исследований или в разрешении на проведение морских научных исследований

1. В разрешении на проведение ресурсных исследований или в разрешении на проведение морских научных исследований может быть отказано в случаях, если ресурсное или морское научное исследование:
  1. создает или может создать угрозу безопасности Российской Федерации;
  2. несовместимо с требованиями защиты морской среды, живых или неживых ресурсов;
  3. включает буровые работы на морском дне, использование взрывчатых веществ, пневматических устройств или привнесение вредных веществ в морскую среду;
  4. включает строительство, эксплуатацию или использование искусственных островов, установок и сооружений, о которых не было упомянуто в запросе;
  5. создает помехи деятельности, проводимой Российской Федерацией в осуществление своих суверенных прав и юрисдикции в исключительной экономической зоне.
2. В разрешении на проведение ресурсных исследований или в разрешении на проведение морских научных исследований может быть отказано также в случаях, если информация российского или иностранного заявителя о характере и целях исследования является неточной.
3. В разрешении на проведение морских научных исследований может быть отказано в случаях, если морское научное исследование имеет непосредственное отношение к изучению или промыслу живых ресурсов, к региональному геологическому изучению морского дна и его недр, к поиску, разведке или разработке неживых ресурсов либо если проводящий морское научное исследование российский или иностранный заявитель имеет не выполненные перед Российской Федерацией обязательства, вытекающие из ранее проведенных морских научных исследований.



Статья 22. Особенности получения разрешения на проведение морских научных исследований, осуществляемых компетентными международными организациями

Если Российская Федерация в качестве члена компетентной международной организации или по двустороннему договору с этой организацией одобрила представленный этой организацией проект планируемых морских научных исследований или выразила желание участвовать в таких исследованиях, а специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям в течение четырех месяцев со дня получения им от этой организации запроса о сроках и районе проведения указанных исследований не выдвинул каких-либо возражений, компетентная международная организация по истечении указанного в запросе срока может приступить к проведению морских научных исследований в соответствии с настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации.



Статья 23. Обязанности российских и иностранных заявителей, проводящих ресурсные или морские научные исследования

1. Российские и иностранные заявители, получившие разрешение на проведение ресурсных исследований или разрешение на проведение морских научных исследований, обязаны:
2. Кроме того, российские заявители, если в проводимых ими ресурсных или морских научных исследованиях принимают участие иностранные граждане или иностранные юридические лица, и иностранные заявители обязаны обеспечивать участие в ресурсных исследованиях представителей Российской Федерации от специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по рыболовству, а в морских научных исследованиях - от специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обороне, присутствие указанных представителей, их размещение и полное обеспечение на борту исследовательских судов, летательных аппаратов, установках и сооружениях наравне с собственным командным (руководящим) составом, а также обеспечивать указанным представителям доступ ко всем данным и образцам, полученным в процессе таких исследований, и передавать им данные, с которых можно сделать копии и образцы, которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности.
3. Все данные, полученные в результате ресурсных или морских научных исследований, после их обработки и анализа, в том числе окончательные результаты и заключения после завершения исследований, заявители обязаны передать в государственные фонды данных Российской Федерации, адреса которых указываются в разрешениях на проведение ресурсных или морских научных исследований, с уведомлением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по рыболовству или специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям.
4. Российские и иностранные исследовательские суда, летательные аппараты, установки и сооружения, проводящие ресурсные или морские научные исследования, обязаны:



Статья 24. Передача и опубликование результатов ресурсных или морских научных исследований

1. Иностранные заявители, проводившие ресурсные исследования, могут опубликовать результаты таких исследований только с согласия Правительства Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
2. Иностранные заявители, проводившие морские научные исследования и передавшие Российской Федерации все полученные данные, обеспечивают доступ международному сообществу к результатам исследований через национальные или международные каналы.



Статья 25. Изменение программы ресурсных исследований или программы морских научных исследований

1. Программа ресурсных исследований по предложению заявителя может изменяться специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству по согласованию со специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды, федеральным органом исполнительной власти по обороне, федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе, а при необходимости и с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
2. Программа морских научных исследований по предложению заявителя может изменяться специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям по согласованию со специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти по рыболовству, федеральным органом исполнительной власти по обороне, федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе, федеральным органом исполнительной власти по вопросам геологии и использованию недр, федеральным органом исполнительной власти по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а при необходимости и с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
3. Изменение считается согласованным, если соответствующий федеральный орган, подтвердив получение уведомления о предполагаемом изменении, не сообщит в течение 60 дней со дня получения уведомления о своих возражениях.



Статья 26. Приостановление либо прекращение ресурсных или морских научных исследований

1. Ресурсные исследования, проводимые в нарушение настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, могут быть прекращены по решению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по рыболовству либо приостановлены по решению специально уполномоченных федерального органа исполнительной власти по рыболовству, федерального органа исполнительной власти по пограничной службе или федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды.
2. Морские научные исследования, проводимые в нарушение настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, могут быть прекращены по решению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям либо приостановлены по решению специально уполномоченных федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям, федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, федерального органа исполнительной власти по обороне или федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды.
3. Возобновление приостановленных ресурсных или морских научных исследований допускается только после устранения в установленные сроки допущенных нарушений и предоставления соответствующему федеральному органу, вынесшему решение о приостановлении ресурсных или морских научных исследований, гарантий того, что в дальнейшем подобные нарушения допускаться не будут.
4. Ресурсные или морские научные исследования подлежат немедленному прекращению в случаях, если они проводятся:



Глава V. Защита и сохранение морской среды

Статья 27. Государственная экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности в исключительной экономической зоне

1. Государственная экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности в исключительной экономической зоне (далее - государственная экологическая экспертиза):
2. Государственной экологической экспертизе подлежат все виды хозяйственной и иной деятельности в исключительной экономической зоне независимо от их сметной стоимости. Все виды хозяйственной и иной деятельности в исключительной экономической зоне могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
3. Объектами государственной экологической экспертизы должны быть проекты государственных программ и планов, предплановая, предпроектная и проектная документация, относящиеся к изучению и промыслу живых ресурсов, разведке и разработке неживых ресурсов, созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов.



Статья 28. Государственный экологический контроль в исключительной экономической зоне

1. Государственный экологический контроль в исключительной экономической зоне (далее - государственный экологический контроль) представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений применимых международных норм и стандартов или законов, стандартов и правил Российской Федерации по защите морской среды, живых и неживых ресурсов.
2. Государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды с участием других специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
3. Расследование экологических правонарушений в целях возмещения вреда, нанесенного морской среде и живым ресурсам, осуществляют специально уполномоченные федеральный орган исполнительной власти по охране окружающей среды, федеральный орган исполнительной власти по рыболовству, федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе в пределах своих полномочий.



Статья 29. Государственный мониторинг состояния исключительной экономической зоны

1. Государственный мониторинг состояния исключительной экономической зоны (далее - государственный мониторинг), являющийся составной частью единой государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации, представляет собой систему регулярных наблюдений, оценки и прогноза состояния морской среды и донных отложений, в том числе наблюдений за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическими и гидробиологическими параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов.
2. Государственный мониторинг осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием специально уполномоченных федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды, федерального органа исполнительной власти по вопросам геологии и использованию недр, федерального органа исполнительной власти по рыболовству в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при выполнении федеральных стратегии, программ и планов, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона.



Статья 30. Сброс вредных веществ

1. Нормы, правила и меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, действующие в пределах территориального моря и внутренних вод Российской Федерации, настоящим Федеральным законом распространяются на исключительную экономическую зону с учетом международных норм и стандартов и международных договоров Российской Федерации.
2. Перечень вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен, пределы допустимых концентраций вредных веществ, сброс которых разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, и условия сброса вредных веществ устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом международных договоров Российской Федерации и публикуются в "Извещениях мореплавателям".



Статья 31. Морские аварии

Если столкновение судов, посадка судна на мель, морская авария при разведке или промысле живых ресурсов, при разведке или разработке неживых ресурсов либо транспортировании живых или неживых ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне, либо иная морская авария, произошедшие в исключительной экономической зоне, либо действия по ликвидации последствий таких аварий привели или могут привести к серьезным вредным последствиям, Правительство Российской Федерации в соответствии с нормами международного права вправе принять необходимые меры, соразмерные фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты побережья Российской Федерации либо связанных с ним интересов (включая рыболовство) от загрязнения или угрозы загрязнения.



Статья 32. Защита и сохранение покрытых льдом районов

В отношении районов, которые находятся в пределах исключительной экономической зоны и где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды может причинить тяжкий вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его, Российская Федерация в целях предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды может принимать федеральные законы и иные нормативные правовые акты и обеспечивать их соблюдение. В федеральных законах и иных нормативных правовых актах принимаются во внимание судоходство, защита и сохранение морской среды и природных ресурсов исключительной экономической зоны на основе имеющихся наиболее достоверных научных данных. Границы таких районов публикуются в "Извещениях мореплавателям".



Статья 33. Защита и сохранение особых районов

Для отдельных районов исключительной экономической зоны, где по признанным техническим причинам, относящимся к океанографическим и экологическим условиям указанных районов и специфике перевозок, необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения с судов нефтью, ядовитыми жидкими веществами и мусором, при соблюдении необходимых международных процедур и международных договоров Российской Федерации могут быть приняты федеральные законы и иные нормативные правовые акты для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды. Границы таких районов публикуются в "Извещениях мореплавателям".



Глава VI. Особенности экономических отношений при пользовании живыми и неживыми ресурсами исключительной экономической зоны

Статья 34. Система платежей за пользование живыми и неживыми ресурсами исключительной экономической зоны

1. Основными принципами экономических отношений при пользовании живыми и неживыми ресурсами являются платность пользования, финансовое обеспечение изучения, воспроизводства и защиты морской среды, живых и неживых ресурсов и ответственность за нарушения условий хозяйственной деятельности.
2. Платежи за пользование живыми и неживыми ресурсами исключительной экономической зоны устанавливаются настоящим Федеральным законом, а также законодательством Российской Федерации.
3. Пользование живыми и неживыми ресурсами является платным.
Плату за пользование живыми ресурсами и платежи за пользование неживыми ресурсами исключительной экономической зоны осуществляют граждане Российской Федерации, российские юридические лица независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности и иностранные граждане и иностранные юридические лица независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности.
4. Система платежей за пользование живыми ресурсами включает в себя:
Система платежей за пользование неживыми ресурсами включает в себя:
Пользователи уплачивают также другие налоги и сборы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
5. Плата не взимается за проведение наблюдений в рамках государственного мониторинга, ресурсных и морских научных исследований, за вылов (добычу) живых ресурсов в целях воспроизводства и акклиматизации. Объемы вылова (добычи) живых ресурсов в указанных целях определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
6. Плата за пользование живыми ресурсами, платежи за пользование неживыми ресурсами, а также размеры платы, платежей, штрафов, отчислений и сборов, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, порядок их взимания и поступления в федеральный бюджет устанавливаются федеральными законами.
Порядок исчисления и применения нормативов платы за пользование живыми ресурсами, порядок исчисления и применения нормативов платежей за пользование неживыми ресурсами определяются Правительством Российской Федерации.
7. Плата за пользование живыми ресурсами и платежи за пользование неживыми ресурсами, штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование живыми ресурсами поступают в федеральный бюджет.
8. Сбор за выдачу лицензий (разрешений) на пользование живыми ресурсами, а также сбор за выдачу лицензий на пользование неживыми ресурсами направляются в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, выдавшие лицензии (разрешения).
b Денежные средства за реализованную Правительством Российской Федерации часть неживых ресурсов, добытую в исключительной экономической зоне на условиях соглашений о разделе продукции и принадлежащую Российской Федерации, или стоимостный эквивалент этой части неживых ресурсов поступают в федеральный бюджет.
10. За неуплату или за несвоевременную уплату налогов, сборов и других платежей пользователи несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Глава VII. Обеспечение выполнения положений настоящего федерального закона

Статья 35. Органы охраны

1. Охрану исключительной экономической зоны, ее живых и неживых ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации осуществляют в пределах своей компетенции специально уполномоченные:
2. Координация использования сил органов охраны, указанных в настоящей статье, осуществляется федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе в пределах своих полномочий.
3. Должностные лица органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей руководствуются настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации, а также другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Должностные лица органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей в исключительной экономической зоне должны иметь соответствующие служебные удостоверения. Указания должностных лиц органов охраны, отданные ими в пределах своих полномочий, являются обязательными для граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, иностранных граждан и иностранных юридических лиц, а также для представителей иностранных государств и компетентных международных организаций, осуществляющих деятельность в исключительной экономической зоне.
5. Военные корабли и летательные аппараты, другие государственные суда и летательные аппараты Российской Федерации осуществляют охрану исключительной экономической зоны под присвоенными им флагами, вымпелами и отличительными знаками.



Статья 36. Права должностных лиц органов охраны

1. Должностные лица органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей имеют право:
  1. останавливать и осматривать российские и иностранные суда, осматривать искусственные острова, установки и сооружения, осуществляющие:
  2. проверять на судах, искусственных островах, установках и сооружениях документы на право осуществления деятельности, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, а также орудия лова (добычи), оборудование, инструменты, установки и другие предметы, используемые при осуществлении такой деятельности;
  3. в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации:
  4. останавливать суда, если имеются достаточные основания считать, что эти суда произвели незаконный сброс вредных веществ в исключительной экономической зоне. У капитана остановленного судна может быть затребована информация, необходимая для того, чтобы установить, было ли совершено нарушение, а само судно может быть осмотрено с составлением протокола об осмотре с последующим задержанием, если для этого имеются достаточные основания;
  5. составлять протоколы о нарушениях настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, приостановке или прекращении деятельности, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, о задержании нарушителей и судов - нарушителей, о временном, вплоть до вынесения окончательного решения суда, изъятии орудий лова (добычи), оборудования, инструментов, установок и других предметов, а также документов и всего незаконно добытого. Порядок преследования по горячим следам, остановки, осмотра и задержания судов, осмотра искусственных островов, установок и сооружений, порядок составления протоколов и порядок нахождения задержанных судов - нарушителей в портах Российской Федерации определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;
  6. применять оружие против нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации для отражения их нападения и прекращения сопротивления в случае, если жизнь должностных лиц органов охраны подвергается непосредственной опасности. Применению оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применения и предупредительный выстрел вверх.
2. Военные корабли и летательные аппараты федерального органа исполнительной власти по пограничной службе могут применять оружие против судов - нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации в ответ на применение ими силы, а также в других исключительных случаях при преследовании по горячим следам, когда исчерпаны все другие обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания нарушителей. Применению оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применения и предупредительные выстрелы. Порядок применения оружия определяется Правительством Российской Федерации.
3. Должностные лица органов охраны пользуются правами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, также в отношении судов, находящихся в территориальном море или во внутренних водах Российской Федерации, если имеются достаточные основания считать, что эти суда нарушили в исключительной экономической зоне настоящий Федеральный закон или международные договоры Российской Федерации.



Статья 37. Содействие органам охраны

1. Специально уполномоченные федеральный орган исполнительной власти по обороне, федеральный орган исполнительной власти по рыболовству, федеральный орган исполнительной власти по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, федеральный орган исполнительной власти по транспорту попутно с решением своих основных задач оказывают содействие органам охраны в осуществлении ими своих функций путем наблюдения за деятельностью в пределах исключительной экономической зоны с использованием военных кораблей, судов, береговых постов и других средств, а также летательных аппаратов.
2. Капитаны судов и командиры военных кораблей, летательных аппаратов Российской Федерации и лица, ответственные за деятельность на искусственных островах, установках и сооружениях, а также на береговых постах и других средствах, информируют органы охраны об обнаружении военных кораблей, судов, об установках и о сооружениях, о которых не сообщено в "Извещениях мореплавателям". Такая информация передается безвозмездно через соответствующие диспетчерские службы.
3. Граждане Российской Федерации и российские юридические лица, осуществляющие деятельность в исключительной экономической зоне, безвозмездно сообщают органам охраны по их запросам о местонахождении и действиях своих судов, искусственных островов, установок и сооружений.



Статья 38. Экономическое стимулирование работников органов охраны

1. Экономическое стимулирование работников органов охраны осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Экономическое стимулирование работников органов охраны может включать в себя:



Статья 39. Особенности ответственности за нарушения настоящего Федерального закона

1. Арестованное иностранное судно и его экипаж освобождаются незамедлительно после предоставления Российской Федерации разумного залога или другого обеспечения.
2. В случае привлечения к ответственности иностранных граждан за нарушения положений главы II настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, относящихся к живым ресурсам исключительной экономической зоны, к указанным лицам не применяется наказание в виде лишения свободы при отсутствии международного договора между Российской Федерацией и государством гражданства этих лиц об обратном или любая другая форма личного наказания.



Статья 40. Ответственность за нарушения настоящего Федерального закона

1. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, виновные в:
2. Граждане и юридические лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за:
3. Граждане и юридические лица, привлеченные к ответственности за нарушения настоящего Федерального закона или международных договоров Российской Федерации, не освобождаются от возмещения нанесенного вреда.
4. Возмещение вреда осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.



Статья 41. Разрешение споров

1. Споры между гражданами, юридическими лицами, гражданами и юридическими лицами по поводу реализации их прав и обязанностей в исключительной экономической зоне разрешаются в судебном порядке судами Российской Федерации.
2. Споры между Российской Федерацией и иностранными государствами по поводу реализации их прав и обязанностей в исключительной экономической зоне разрешаются мирными средствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.



Статья 42. Контроль и надзор за исполнением настоящего Федерального закона

1. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона и деятельностью органов охраны и их должностных лиц осуществляется соответствующими должностными лицами федеральных органов исполнительной власти.
2. Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется прокуратурой Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.



Статья 43. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.



Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль.
17 декабря 1998 года.
N 191-ФЗ