Как бани и банки "мылят" крабов




     Больше двух месяцев по заданию главы государства Главное контрольное управление Президента занималось проверкой положения дел в рыбной отрасли. Результаты проверки были рассмотрены на последнем заседании ВЧК. Выяснилось: "В процессе пяти реорганизации центрального органа управления отраслью за последние шесть лет не достигнуто повышения ее эффективности... отсутствует отраслевая политика... оказались утраченными многие районы промысла, практически потеряны рынки сбыта в государствах -участник" СНГ.

     С 1992 года по 1996 год Россия переместилась по добыче морепродуктов со второго на седьмое место в мире, а национальная судостроительная промышленность (для целей рыб добычи) - с шестого на двадцатое. Объем неучтенного экспорта, по экспертным оценкам, превышает 2,5 миллиарда долларов США".

     "Российская газета" не раз писала о состоянии дел в отрасли. 3а рубежами Отечества продается около 90 процентов добытой российскими рыбаками свежей, 80 процентов мороженой, 84 процента филе, 80 процентов крабовой продукции. Специалисты утверждают: экспортная ориентация присуща всем рыбопромышленным предприятиям России. Впрочем, сказать точно, сколько вылавливают и продают наши рыбаки, не может никто. Статистики как таковой не ведется.

     Ясно только одно - рыбу у родных берегов ловят и везут к берегам иностранным. Скажем, только в норвежских портах реализуется рыбопродукции на сумму один миллиард норвежских крон. 70 процентов предприятий Норвегии занимаются переработкой рыбы, выловленной российскими рыбаками. И только потом эта переработанная рыба попадает в Россию. Естественно, по значительно более высокой цене. И это при том, что фактически закрылась вся переработка на родном берегу, утеряны тысячи рабочих мест.

     Но рынок не терпит пустоты. И вот в Дании с "нашей подачи" открылось 11 тысяч рабочих мест. По данным только пяти торгпредств в США, Великобритании, Германии, Японии, КНР, импорт рыбы и морепродуктов из России в эти страны превысил 590 тысяч тонн на сумму 1,8 миллиарда долларов.

     Понятно, никто не может заставить ныне российского рыбака возить рыбу к родным берегам, если это ему в убыток. Можно развернуть его, лишь создав выгодные экономические условия. Они просты: выгодные кредиты, удобные льготы. Сегодня же все наоборот.

     Об этом ухе писалось в "Российской газете": в норвежских портах нашим рыбакам питьевую воду отпускают бесплатно, а в Мурманске она стоит денег. Или вот еще - заправка горючим у "викингов" нашим рыбакам обходится б среднем на 30 долларов за тонну дешевле. И уж совсем необъяснимым представляется такой факт: за проход наших рыболовецких судов по нашему Кольскому заливу с них взимают плату. А еще кредиты, ссуды, которые российским рыбакам гораздо выгоднее брать в японских. Южнокорейских банках, нежели в отечественных.

     Однако вернемся к квотам, вернее, к их распределению: этим занимаются в рыбном департаменте Минсельхозпрода. Механизм распределения квот и прост, и сложен одновременно. После определения так называемого оптимально допустимого улова (ОДУ) его делят по регионам. И зачастую одному Богу известно, почему тот или иной соискатель получает больше или меньше. Говорят, что у чиновника, занимающегося дележом, большие возможности для импровизации.

     Борьба главным образом идет за квоты на баренцевоморскую треску, морского ежа, гребешка. Но прежде всего - за краба. 124 тысячи долларов стоит тонна. И это неудивительно. Говорят: не пахал, не сеял, не поливал, а выудил краба - и огромные деньги в кармане. А потом среди обладателей этих квот - руководители банно-прачечных комбинатов, таксисты, известные банки - кто угодно. Что уж говорить о больших квотах на вылов краба и гребешка для якобы научных целей. Будь так, наши ученые давно бы открыли свои крабоконсервные заводы.

     Словом, решение об аукционной продаже квот назрело давно, и то, что Сергей Кириенко обратил на это внимание, конечно, не случайно. Он лишь обозначил известную проблему. Она во многом связана с продвижением в жизнь закона "О рыболовстве и охране водных биоресурсов", проект которого был готов еще в 1996 году. Но в июле 1997 года при третьем чтении депутаты его "похоронили". Почему?

     Да прежде всего потому, что он подводит к главному, к тому, на чем настаивает глава Правительства. А именно - квоты на биоресурсы (читай - рыбу, краба) должны распределяться по конкурсу, необходима аукционная их продажа. Кто предлагает государству лучшие условия, грубо говоря, больше платит, тот и квоту получает. Все просто? Как бы не так... '^

     Ни для кого не секрет, что среди депутатов много так называемых лоббистов с мест. С ними, с их противодействием наверняка и столкнется инициатива главы Правительства в первую очередь. Лоббисты противятся принятию закона, будут противиться к идее премьера об аукционной продаже квот. Известна причина. Случись такое, деньги за квоты, иначе говоря, за федеральные ресурсы будут попадать в федеральный бюджет. Исчезнет "кормушка", возможность, мягко говоря, для злоупотреблений.

     Впрочем, есть люди, выступающие против платы за ресурсы, и в самом рыбном ведомстве. Иначе откуда же странная арифметика, о которой упомянул премьер? "Разница" данных различных официальных источников о фактическом вылове крабов составила более 21 тысячи тонн, стоимость которых более 200 миллионов долларов, а по лососевым -соответственно 83 тысячи тонн и 80 миллионов долларов.

     И, по существу, некому остановить этот беспредел. После долгой и изнурительной борьбы Указом Президента рыбоохрана была возложена на пограничников. Можно спорить - целесообразно это или нет. Но улучшилось ли состояние рыбоохраны после передачи функций? По данным Главного контрольного управления Президента, к примеру, в первой половине 1997 года на малокурильском направлении "корабли несли службу неподвижным дозором". Иначе говоря, они охраняли от браконьеров, в том числе японских, южнокорейских, нашу рыбу, стоя на якоре(!). Без горькой усмешки об этом говорить не приходится. Из 10 штатных судов 8-й отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей только один несет службу, то есть передвигается. Остальные либо подлежат списанию, либо стоят на ремонте. Снабжение пограничных военно-морских сил Северо-Восточного пограничного округа снизилось от потребности с 39 процентов в 1996 году до 15 процентов в 1997 году.

     Словом, председатель Правительства попал в точку, не надо ждать, когда Россия будет уже не в состоянии полностью выбирать ресурсы в своей исключительной экономической зоне. И тогда там появится иностранный флот. Нет, надо возвращать России возможности и славу сильной рыболовной державы.


"Российская газета"

Назад