"Японцы стояли на коленях перед чекистами".
Вчера после обеда в кабинете начальника Управлении ФСБ по Камчатской области Е.А. Лаухина состоялась пресс-конференция для журналистов по вопросам охраны биоресурсов - экономзоне РФ. Одним из поводов, побудивших чекистов собрать средства массовой информации, стала заметка Евгении Долбиной, опубликованная 26 августа в магаданской газете "Телерадиорегион" под заголовком "Магаданский инспектор защищает японских рыбаков от пиратов - силовиков".
Суть статьи заключается в следующем. Инспектор Магаданской региональной инспекции охраны морских биоресурсов Федеральной пограничной службы РФ (МРИ-ОМБР) Н. Яковлев в качестве официального представителя находился на борту траулера "Дзуйхо Мару-88" в Беринговом море. К японскому рыбаку подошло судно "Алаид" без опознавательных знаков, и с него поступила команда: "Поднять трап и застопорить ход". На борт поднялась "группа захвата", двое из которых были офицерами камчатской "ЧеКа" с автоматами имени тов. Калашникова, а двое -сотрудники Камчатской спецморинспекции Госкомэкологии. "Гости" вскрыли трюма, подсчитали неправильно ящики с продукцией, составили протокол на якобы неучтенную продукцию и приказали идти в порт Петропавловска-Камчатского. Но на следующий день камчатский инспектор внезапно приказал стоять на месте, а затем старший инспектор МРИОМБРА. Александров, находившийся в районе промысла на борту патрульного судна "Антиас" (просьба не путать (ярусоловом "Акроса"), приказал идти в район мыса Наварина для пересчета рыбопродукции.
Далее следовало из статьи, что магаданский госинспектор Н.Яковлев отказался подписать протокол, что экипаж "Дзуйхо Мару-8" выбросил за борт 100 кг продукции, и судну приказали идти в порт Петропавловска-Камчатского.
После того, как траулер стал на якорь в Авачинской бухте, на него с катера высадились полковник ФСБ, переводчик и начальник Камчатской спецморинспекции. Вооруженную группу сняли с борта, а через два дня "Дзуйхо Мару-88" разрешили направить форштевень в сторону японского порта Исиномаки. То есть отпустили восвояси. Там в родном порту спец-комиссия произвела выгрузку рыбопродукции и никаких нарушений не выявила. Теперь магаданцы хлопочут, чтобы наши вернули компании "Морикава Шодзи Кайша ЛТД" 80 тыс. долларов, которые были оставлены в залог Камчатской спецморинспекции. А надежды на то, что отчаянные камчатские пираты с автоматами будут наказаны, весьма прозрачны, пишет магаданская газета.
"90 % статьи - это вымысел. Публикация бросает тень не только на инспекторов спецморинспекции, но и на сотрудников нашего управления", - сказал Е.А. Лаухин, На пресс-конференции камчатские чекисты и представители спецморинспекции изложили иную трактовку происшедших событий, в доказательство подкрепив ее документами и кадрами видеосъемки, А после пресс-конференции сотрудники спецморинспекции дополнили корреспонденту "В" сведения, рассказанные контрразведчиками.
РТС "Алаид" находился в промысловом районе Западно-Беринговоморской подзоны в патрульном режиме со всеми опознавательными знаками. Он работал в рамках операции ФСБ "Невод". 28 июля около 14 часов "Алаид" подошел к судну "Дзуйхо Мару-88", шедшему малым ходом с тралом, и вышел с ним на связь. Причем 12 минут в эфире не могли дозваться японский борт .
С борта японца спустили трап, но, когда высадочная группа по дошла к судну на резиновой моторке, трап неожиданно подняли. Пришлось снова выходить на связь требовать объяснений. С борта иностранного судна российский представитель показывал нашим инспекторам свое удостоверение (метров с 20) и сказал, что у него есть команда не пускать высадочную группу на борт. Как сказал на пресс-конференции главный чекист области, потом было установлено, что такую команду дал старший инспектор Магаданской РИОМБР Абаев, находившийся на судне "Пионер океана". Все же шторм-трап спустили. На мостике наши спросили, что за фокусы с трапом. Магаданский инспектор РИОМБР Н. Яковлев сказал, что это приказал синдо (капитан). Но японский капитан указал, что эту команду дал русский.
Дальше начался стандартный досмотр судна, проверка документации. После арифметического подсчета продукции у сотрудников Камчатской спецморинспекции возникли серьезные подозрения, что на судне имеется излишек, не зафиксированный в журналах. Примерно в количестве 49 тонн.
Н. Яковлев выходил на связь со своим старшим района Александровым. Он сказал, чтобы тот перешел на другой канал, так что камчатские проверяющие не могли слышать, о чем они говорили между собой.
28 июля вечером по "Инмарсату" с нашими инспекторами связался начальник Магаданской РИОМБР С.М. Карачун бывший начальник "Магаданрыбвода"). Он предложил помощь своих инспекторов, находившихся на патрульном судне "Антиас" Поскольку "Антиас" в это время находился очень далеко и бункеровался топливом, решили идти навстречу друг другу. Шли почти сутки и встретились только 29 июля вечером.
Магаданские инспектора поднялись на борт японского траулера и стали выяснять, кто в доме старший. Давили на наших, что у них у магаданцев больше полномочий, что это их зона, что "Алаид" не представился их патрульному судну "Антиас" и т.д. В это время старший группы МРИОМБР Александров по рации передал сообщение на10 японских судов (на каждом находился наблюдатель МРИ-ОМБР), чтобы "Алаид" к себе не подпускали, осмотровую группу на борт не принимали (?). Насчет "Дзуйхо Мару-88" приняли решение идти к мысу Наварина для укрытия и пересчета продукции. На борту находились и наши, и магаданские инспектора.
29 июля вечером, около 22часов, камчатцы, сидя в каюте, услышали, что работает завод. Решили проверить. Когда спускались, то увидели японского матроса, стоявшего "на шухере", с веником. Он кубарем скатился вниз по трапу с криком. Наши зашли в помещение завода и увидели, как во все стороны разбегался японский экипаж. Пришлось вскрыть морозильные камеры. Все это снималось на видеопленку. В заводе были обнаружены 300 пустых поддонов из-под сурими (это своеобразный фарш из рыбы), серебрящихся инеем. То есть толстый слои инея свидетельствовал о том, что их только достали из морозилки. Рядом стояли стопки сотен поддонов темного цвета температуры окружающей среды. Каждый поддон рассчитан на 10кг продукции. Наши заподозрили, что незадолго до их появления японцы выбросили за борт 3000 кг сурими. По пути выброса валялись куски сурими, а также на транспортерной ленте, а один замороженный блок сурими упал под ленту.
Начались разборки. И капитан Миура Куникацу... признался в том, что они выбросили за борт продукцию. Но сказал, что смайнали в море не 3 тонны, а всего 1 тонну и то- испорченной. Почему тогда не попросили засвидетельствовать этот факт наших инспекторов и офицеров ФСБ, присутствовавших на борту? Или хотя бы магаданских (Яковлев потом пояснил; что они это время спал)?!
Но самое потрясающее наша камчатская группа увидела чуть позже, после признания капитана. По громкой связи раздалась команда на японском языке, и ВЕСЬ ЯПОНСКИЙ ЭКИПАЖ ВСТАЛ НА КОЛЕНИ И ТАК СТОЯЛ ВСЮ НОЧЬ в знак прощения своей вины за выброс продукции. Синдо и его штурмана встали на колени на мостике, а остальной экипаж - в кают-компании. Потом офицеры (на японских и других иностранных судах старший комсостав называют офицерами) тоже ушли в кают-компанию и как проштрафившиеся дети молча стояли с преклоненными головами целых 8 часов, и их сняли на видеокамеру. Судно шло на авторулевом, и камчатские инспектора всю ночь посматривали за приборами.
"Японцы никогда в жизни не посмеют выбросить за борт продукцию, какой бы она браконьерской, "левой" ни была", - говорит Виктор Потапеня, инспектор Камчатской спецморинспекции Госкомэкологии. " Это чисто русская черта. Чуть что - сразу все концы в воду в прямом и в переносном смысле этого слова. Японцев этому могли надоумить(или научить) только наши. В данном случае я подозреваю, что им это посоветовали сделать магаданские инспектора РИОМБР, находившиеся на борту "Дзуйхо Мару-88". Точно также наши рыбаки научили иностранцев закрывать бортовые номера и названия при промысле в запретных районах."
В тот вечер, когда камчатцы обнаружили, что из морозильной камеры выбросили сурими и в этом сознались синдо и его первый офицер, были вскрыты трюма. Выяснилось, что в 3-м трюме кардинально изменилась картина, виденная инспекторами накануне, 28 июля. Сразу было видно, что уменьшилось число ящиков с сельдью. По предварительным подсчетам, вырисовывалось, что "испарилось" 15 тонн. Это косвенно подтверждали судовые документы. Из них следовало, что 27 июля выпустили 129 кг продукции из сельди, а в трюме находилось1440 кг (100 ящиков) продукции, выпущенной в этот день.
В море невозможно было определить количество и видовой состав сокрытой продукции, а также получить экспертную оценку орудий лова. Для этого следовало идти в порт. О чем и было принято решение.
Чтобы не обострять ситуацию, японская сторона быстро признала, что на судне имеется 49 т неучтенной продукции и 31 т сокрытой, и попросили отпустить судно, а взамен судовладелец, компания "Эсаси Гe Ге", перечислила в залог на счет спецморинспекции 80.000 долларов США (это разрешено делать на основании СТ.73 п.2 Конвенции по морскому праву и соответствующему пункту Соглашения).Начальник спецморинспеции Сергей Паняев принял решение отпустить судно. Поэтому неудивительно, что в японском порту при выгрузке насчитали несколько килограммов неучтенки.
<Когда синдо понял, что его судно не поведут в порт Петропавловска-Камчатского, он начал с нами играться, - поведали корреспонденту Виктор Потапеня и его коллега Вячеслав Королев. - Капитан начал рисовать на бумаге и объяснять, что когда он идет в дальний район промысла, то в рефрижераторные трюма заливает топливо. И потом, когда уже ловит, по мере выработки горючего складирует в холодильники продукцию. Но мы не поверили ему. Кто же будет заливать в трюм для рыбопродукции солярку? Но, видимо, капитан хотел нам похвастаться кое в чем другом. Мы уже дышали, что есть такие прецеденты, когда "левую" рыбопродукцию складируют в пустые топливные танки. В танке вырезают горловину, которая закрывается герметично и в которую можно попасть через люк трюма. Когда топливо из танка выработано, то пустую резиновую камеру отодвигают под одну из стен, отгораживают досками на освободившееся место складируют ящики с рыбопродукцией. В танки заранее подведено охлаждение. Специалисты рефрижераторщики говорят, что это делать нереально, но разговоры такие ходят. Видимо, капитанy "Дзуйхо Мару-88" не терпелось нам сказать про это, но он начал плести чушь, что топливо заливает в рефрижераторные трюма.>
4 августа, когда траулер стоял недалеко от входа в Авачинскую бухту, на него высадились начальник спецморинспекции С.Паняев и начальник одного из управлений УФСБ А.Ю. Федорченко, руководивший операцией "Невод". "Я спросил у Яковлевa, как же так, он находится на борту иностранного судна в качестве официального российского представителя и на судне происходят такие нарушения, -рассказывает Александр Юрьевич. - Яковлев ответил, что для того, чтобы за всем уследить, ему надо не спать 25 часов в сутки". На вопрос контрразведчика, зачем же он тогда вообще находится на судне, - "Спросите наше руководство" - был ответ магаданского инспектора МРИ-ОМБР.
" Я считаю, что японцы рыбачили донным тралом вместо пелагического, как записано у них в рыболовном билете, - продолжает Виктор Потапеня. - Пелагический трал - это который идет в толще воды, не касаясь дна. На палубе "Дзуйхо Мару-88" и в заводе мы видели много камней явно морского происхождения. Поэтому можно предположить, что они выгребали шельф донным тралом".
"Причем когда камчатская группа находилась на "Дзуйхо Мару-88", японцы почему-то очень долго не поднимали трал. Можно предположить, что они ждали, пока из него вымоет камни.
Об этом косвенно свидетельствует и рыболовный билет, выписанный в Москве в Главрыбводе. В билете судну "Дзуйхо Мару-88" разрешается выловить пелагическим тралом 2180т рыбы. Из них 2000 т минтая, а остальное: палтус, треска, камбала, сельдь. Как можно выловить таким тралом донные виды рыбы? Это значит, в Главрыбводе не ведают, что творят? Ведь, наделив лимитами донных пород, но не разрешив лов донным тралом, московские чиновники сознательно толкают японцев на нарушения. Куда в таком случае смотрел наблюдатель Магаданской инспекции охраны биоресурсов Яковлев? Не поэтому ли все и началось с того, что трап дважды поднимали и опускали, приказали не пускать камчатскую группу на борт японских сейнеров с магаданцами на борту? Впрочем, может вины чиновников здесь нет, дали лимит на минтай, ну и на всякий случай записали 180 т прилова, чтобы потом не было проблем."
Рыбаки говорят, что на хороших судах, с нормальной аппаратурой, на которой хорошо видно дно и трал, рыбаки, управляя ваерами, опускают пелагический трал на дно и выгребают шельф.
Контракт с судовладельцем "Эсаси Ге Ге" (этой компании принадлежит "Дзуйхо Мару-88")подписало Объединение акционерных обществ предприятий и организации рыбного хозяйства Дальнего Востока (г. Владивосток, президент Ю.И. Москальцов). За выделенные японцам квоты (2180 т) инофирма обязалась перечислить 523,050 долларов на счет Госкомрыболовства (так записано в контракте). А вот насчет комиссионных, причитающихся Объединению, в контракте записана интересная фраза в п. З.З: "Компания оплатит Объединению комиссионные, которые будут определены дополнительным соглашением". Это уже что-то из новой оперы. Паркетные рыбные генералы, торгующие государственными рыбными ресурсами, всегда заботились и о своем кармане, но чтобы обличать это в такие туманные формулировки -это уже слишком!
В конце июля руководители УФСБ Дальнего Востока РФ встретились В Пусане с представителями южнокорейской службы национальной безопасности. На встрече поднимались вопросы деятельности преступных группировок России, Китая, Кореи, браконьерства и "черного" экспорта. На встрече также присутствовал Е.А. Лаухин. Наши бандиты и браконьеры выручают крупные денежные суммы за экспорт неучтенной, браконьерской продукции за рубеж. В результате чего некоторые виды рыб и крабов уже находятся на грани чуть ли не полного исчезновения. Несмотря на то, что эти функции не свойственны корейским разведчикам, они обещали помощь нашим чекистам. Их заботит только одно - Северная Корея, - говорит Евгений Анатольевич, - а то, что у нас воруют, их это мало волнует. У них это законный бизнес, доход фирмам и государству. По свидетельству Е.А.Лаухина, японцы остерегаются брать браконьерскую продукцию. Им нужны чистые документы. И легализация "черного" экспорта из России в основном идет через Южную Корею. Дальше продукция уже поставляется в Японию, как корейская с легальными документами.
Из-за несовершенства российского и международного законодательства российские силовые и рыбоохранные ведомства не могут в полном объеме реализовать меры пресечения нарушений в море. В настоящее время, благодаря подобным совместным операциям, как "Невод", ФСБ, спецморинспекция и погранслужба нарабатывают опыт борьбы с браконьерством, познают слабые места в охране российской экономзоны, вырабатывают новые методы контроля и пресечения нарушений российского законодательства.
Игорь Кравчук.Петропавловск-Камчатский, Газета "Вести" 9 сентября 1999 года.