ДВУХ КАМЧАТСКИХ КАПИТАНОВ ВЫПУСТИЛИ ИЗ КОРЕЙСКОЙ ТЮРЬМЫ.
ТРЕТИЙ — ВСЕ ЕЩЕ ЗА РЕШЕТКОЙ.
Мы уже сообщали о неудавшемся побеге 1 августа трех камчатских судов «Св. Петр»,
«Св. Павел» и «Елизово» — из корейского порта Чинхэ, недалеко от
Пусана (см. «РК» за 12 августа). Там они, а также судно «Крутогорово» стояли под
арестом в связи с предъявленным японской фирмой «Шойо Суйсан» иском к ПТФ «Рыбхолодфлот»
. Кстати, президент «Шойо Суйсан» — наш соотечественник К). А. Злыгостев.
Он же — правая рука В. В.Васильева, президента приморского СП «Посейдон».
Судовладельцы знают: если судно арестовано в южнокорейском порту, оно скорее превратится
в металлолом, чем вернется на родину. Сама процедура ареста в Корее очень упрощена. Скажем,
фирма А предъявляет материальные претензии к фирме Б и претендует на ее суда, которым не повезло
оказаться в этот момент в Корее. Фирма А передает свои претензии на рассмотрение в корейский
суд. Законны ли эти претензии или нет неважно. Спорные суда арестовывают. Начинается судебный
процесс. Еще одна национальная особенность — слушание дела в корейском суде можно откладывать
бесконечное количество раз. И даже если правда на стороне фирмы Б. свои суда она скорее всего
уже не увидит. В корейских портах, особенно в Пусане, полно арестованных кораблей. Российских,
в основном. И по российским законам половина из них арестована неправомерно. Хотя, согласно
международным нормам, корейский суд в таком случае должен соблюдать российское законодательство,
но этого не происходит.
За два года, пока «Св. Петр», «Св. Павел», «Елизово»
и «Крутогорово» стоят под арестом, корейский суд не вынес ни одного решения по этому вопросу.
В то же время Федеральный арбитражный суд России постановил вернуть эти суда их прежнему владельцу,
ПТФ «Рыбхолодфлот». В июле 99-го года 000 «Галис» приобрело у
«Рыбхолодфлота» многострадальные суда и направило в Корею экипажи для перегона своего
флота в порт Петропавловск.
«Шойо Суйсан» не имела к «Галису» никаких претензий. Однако с камчатских
пароходов арест так и не был снят.
На акты захвата в Корее российской собственности приходится отвечать такими же крайними
мерами — просто угнать очередное арестованное судно в другую страну. Если корейцы арестанта не
догнали, ему уже ничто не угрожает. У корейских властей в большинстве случаев нет никаких оснований
требовать выдачи беглецов. А дело, в котором фигурирует убежавшее судно, корейцы просто сдают в архив.
Итак, камчатские капитаны, кроме капитана «Крутогорова», решили бежать. Представитель
«Галиса» в Корее Фесуненко одобрил несанкционированный уход из порта. Впрочем, приказать
он это не мог. Капитаны действовали на свой страх и риск. Закончилось все печально. Суда были
задержаны морской полицией Республики Корея, при этом два судна находились уже за пределами
корейских тервод. 2 августа трех камчатских капитанов: Глонти, Хоменко, Кальнева, двух членов
экипажа «Св. Петра» Сергиенко и Ильясова взяли под стражу. Представитель «Галиса»
благополучно вернулся из Кореи.
Известие об аресте капитанов не стали предавать на Камчатке широкой огласке. Может быть, это было в
интересах дела. Но представьте чувства Лидии Глонти, жены капитана «Елизово» Вахтанга
Глонти, когда она совершенно случайно узнала о том. что ее муж уже две недели томится в- корейской
тюрьме. Гендиректор «Галиса» К. П. Бочаров спустя время все же встретился с женами капитанов
и обещал держать их в курсе событий. Но несчастных женщин это мало успокоило. Все говорило о том,
что ситуация очень серьезная. Тем временем фирма «Галис» предпринимала попытки освободить
своих сотрудников из заключения. Корейцам предложили залог за наших капитанов. Были направлены
обращения в Госдуму, Совет Федерации. Российский профсоюз работников рыбного хозяйства. В Корее
работали российские адвокаты. Но все это не дало особых результатов. К решению проблемы также
подключились корейская агентирующая фирма «Комасо» и генконсульство РФ в Корее. 4 августа с
арестованными камчатцами «встретился консул-советник Семенов. Но, судя по содержанию
письма генерального консула России в Пусане Костюнина в адрес «Галиса», можно
предположить, что слишком активных действий его ведомство не планировало: «Генкоисульство
предпринимает меры, адекватные развитию ситуации... В дальнейшем Ваши обращения по поводу
обстоятельств данного дела будут направляться в МИД РФ или его представительства».
Наконец, 16 сентября гендиректор «Галиса» встретился с губернатором В. Бирюковым и
попросил о помощи. Губернатор направил письмо в МИД и в Российкое посольство в Сеуле. Только
после этого наши дипломатические службы зашевелились.
Оставалось ждать 30 сентября. В этот день корейский суд должен был объявить свое решение. И вот
первая хорошая новость. Четверо наших земляков освобождены в зале суда. Их решено депортировать
на родину. Плохая новость — капитан Кальнев приговорен к 1,5 годам тюрьмы. Но приговор можно
обжаловать в течение 30 дней. Так что надежда есть
«А почему вы сразу не пошли к губернатору?» — спросил я у гендиректора «Галиса»
К. П. Бочарова.
«По каждому поводу к губернатору не побегаешь. Сначала надо было сделать, что зависело от нас.
Но когда ничто не помогло, мы обратились к губернатору».
Хочется верить, что гендиректор «Галиса» сделал все. Чтобы выручить своих моряков.
Они, конечно, нарушили закон. Но пошли на это в интересах фирмы. В интересах Камчатки наконец
— лишних судов у нас никогда не было.
А возможна ли такая ситуация: капитаны в корейской тюрьме, но руководитель фирмы не заинтересован
им помогать? К. П. Бочаров даже представить этого не может: «Во — первых, есть моральные
обязательства. Во — вторых, если бы наших сотрудников приговорили к тюремному заключению, то расходы
на их содержание, на содержание их семей легли бы на нашу фирму. То есть и с точки зрения
экономики это невыгодно...».
На этой неделе вызволенные из плена герои «корейской эпопеи» возвращаются в Петропавловск.
А российские суда продолжают бегать из портов — ловушек.
К. МАРЕНИН.
Газета «Рыбак Камчатки» №41 1999 год.
Назад