ПОТРЕБИТЕЛЬ ПРЕДПОЧИТАЕТ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОДУКТЫ

Рыбохозяйственный комплекс России готов удовлетворить спрос населения

Лозунг «Покупай российское!» сегодня становится все более популярным. На фоне шумных скандалов вокруг зараженной английской говядины и отравленных диоксином бельгийских кур отечественный потребитель все чаще отдает предпочтение продуктам питания, произведенным в России —, недорогим отечественным по сравнению с иностранными. Что ж, это вполне закономерный выбор. Подобная тенденция, в свою очередь, не только создает хорошие предпосылки для стимулирования деятельности российских товаропроизводителей, но и позволяет приступить к решению проблемы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации в масштабах страны. Как в этой связи видит свои задачи Государственный комитет РФ по рыболовству?
Рыбное хозяйство России играет важную роль в продовольственном обеспечении населения страны продуктами питания и является крупным поставщиком технической и кормовой продукции. Несмотря на существенное снижение потребления рыбопродуктов на душу населения с 23 кг в 1990-м до 9 кг в 1998 г., в общем балансе потребления населением страны белков животного происхождения их доля составляет около 16%, а в мясорыбном балансе — 40%. В отрасли вырабатывается более 2000 наименований пищевых рыбопродуктов, значительное количество кормовой продукции (мука, рыба и фарш) для комбикормовой промышленности, животноводства и птицеводства, а также сырье и полуфабрикаты для медицинской, пищевой, легкой промышленности и других отраслей. За 1998 г. было выловлено рыбы и морепродуктов 4517,3 тыс. тонн, что обеспечило производство продукции на сумму около 20 млрд. руб., 938,5 тыс. тонн было экспортировано за рубеж на сумму 1,12 млрд. долл. Для сравнения: это почти половина техсредств, которые были получены в том же году за счет экспорта военной техники по линии государственной компании «Росвооружение».
Рыбное хозяйство РФ — сложный комплекс с многоотраслевой кооперацией и широкими международными связями. Он объединяет рыболовство и производство пищевой, технической и кормовой продукции, а также ряд смежных и обслуживающих производств — судостроение, судоремонт, тарное и сетевязальное, портовые службы, товарные хозяйства по разведению рыбы и другие. Основа производственного потенциала рыбной отрасли — флот, составляющий более половины стоимости ее основных фондов. По состоянию на начало 1999 г., по данным Государственного судового регистра, в отрасли насчитывалось 3891 судно. В отрасли занято 398 тыс. человек.
В не меньшей степени, чем другие сферы российской экономики, отрасль оказалась затронутой финансово-экономическим кризисом. К тому же с 1994 г. рыбохозяйственный комплекс РФ не имеет государственной поддержки и существует за счет собственных и заемных средств.
Не секрет, что в результате предпринятых мер по приватизации (к сожалению, часто непродуманных и поспешных) произошла структурная перестройка промышленных предприятии рыбного хозяйства: разукрупнение ранее созданных производственных объединений и образование 1,5 тыс. предприятий новых организационно-правовых форм, многие из которых балансируют сегодня на грани банкротства. В целом свыше 90% хозяйственных субъектов отрасли имеют частную и смешанную форму собственности.
Государством был практически полностью утерян контроль за оптимальным использованием сырьевой базы, деятельностью российских судов в 200-мильных зонах иностранных государств и открытых районах Мирового океана, формированием ценовой политики на внутреннем и внешнем рынках, обеспечением воспроизводства основных фондов, а также организацией государственной поддержки отечественных товаропроизводителей во взаимоотношениях с бюджетами различных уровней. Pегулированием внешнеэкономической деятельности. Кризис управления совпал с усилением экономической экспансии иностранных компаний в рыбную отрасль России, стремящихся максимально монополизировать добычу, переработку, транспортировку и реализацию нашей рыбопродукции.
На исправление сложившейся критической ситуации был направлен Указ президента России от 22 сентября 1998 г. №1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», в соответствии с которым учреждался Государственный комитет РФ по рыболовству. В феврале 1999 г. правительство РФ приняло постановление № 147 «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству», и с этого времени деятельность комитета направлена на стабилизацию и улучшение положения дел в отрасли, прежде всего на совершенствование законодательной базы с целью поставить надежный заслон на пути всех желающих половить рыбку в мутной воде. Ожидает принятия Государственной Думой проект закона О рыболовстве и охране водных биологических ресурсов. Внесены на рассмотрение поправки к Федеральному закону «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности» в части, касающейся вывоза за рубеж выловленной рыбы и выработанной из нее продукции. Утвержден Кодекс торгового мореплавания.
С участием комитета подготовлен ряд постановлений правительства РФ. Одним из основополагающих для отрасли является постановление правительства № 1490 «О мерах по усилению государственного управления водными биологическими ресурсами». В соответствии с ним создан целевой бюджетный фонд управления, изучения, сохранения, воспроизводства биологических ресурсов. Наполнение фонда осуществляется за счет платежей за использование морских биоресурсов иностранными и российскими компаниями.
Для обеспечения экономической безопасности России в области сохранения водных биологических ресурсов с 1999 г. вводится в действие отраслевая система мониторинга на Дальнем Востоке. Она призвана эффективно контролировать промысловые операции российского и иностранного флотов в исключительной экономической зоне, а также на континентальном шельфе Российской Федерации и надежно перекрыть пути нелегального вывоза рыбопродукции за рубеж. Реализация поставленных задач осуществляется в тесном контакте с Федеральной пограничной службой России.
Своевременным и необходимым шагом стало создание в соответствии с постановлением правительства РФ от 19 июня 1999 г. № 951-р отраслевого федерального государственного унитарного предприятия «Национальные рыбные ресурсы». Его деятельность будет направлена на аккумуляцию средств для модернизации предприятий отрасли, финансирование отраслевых программ, упорядочение системы распределения биоресурсов.
В целях стабилизации и обеспечения развития отрасли Госкомрыболовством разработан пакет экстренных и среднесрочных мер, направленных на восстановление государственного управления рыбным хозяйством, поддержку отечественных производителей, регулирование экспортно-импортных операций, развитие российского, судостроения. В оперативном порядке готовится проект концепции устойчивого развития рыбного хозяйства России до 2015 г., в котором на государственном уровне определяются цели и требования к отечественному рыбному хозяйству в условиях рыночных отношений с социальной направленностью.
Для восстановления вертикали оперативного управления в регионах с наиболее развитой рыбохозяйственной инфраструктурой создаются территориальные органы с непосредственным подчинением Госкомрыооловству. Их деятельность планируется направить на реализацию федеральных и региональных программ, на распределение водных биоресурсов между пользователями, поставку рыботоваров на внутренний рынок, координацию внешнеторговой деятельности.
Совершенствуется система разработки, согласования и утверждения общих допустимых уловов для территориальных вод, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и открытых районов Мирового океана. В целях повышения эффективности использования водных биоресурсов и их сохранения пересматриваются система распределения и условия выделения квот вылова рыбы и морепродуктов, что в конечном счете призвано стимулировать развитие отечественного производства. Ведется работа по погашению предприятиями отрасли имеющихся задолженностей перед бюджетами различных уровней. В результате только в июне текущего года возвращено в бюджет около 3 млн. долл.
Несомненно, серьезное значение для развития отрасли имеют международные соглашения, реализуемые Госкомрыболовством, в части освоения исключительных экономических зон других стран. Речь идет о дополнительном вылове 1-1,5 млн. тонн морепродуктов, что, в свою очередь, снизит прессинг на сырьевые ресурсы исключительной экономической зоны России. Нами интенсивно ведутся переговоры о продолжении или возможности работы российского рыбодобывающего флота в 200-мильных экономических зонах стран Африки, Латинской Америки и др. В мае 1999 г. завершились длившиеся шесть лет переговоры по решению проблемы ведения Исландией бесконтрольного промысла в «лазейке» Баренцева моря. Подписано трехстороннее российско-норвежско-исландское соглашение, создающее новую правовую основу ведения промысла в этом регионе. Готовится ряд других соглашений.
Скорейшая реализация мер по оздоровлению рыбохозяйственного комплекса России, уверен, создаст серьезные предпосылки для наращивания объема производства, повышения его рентабельности, получения необходимых средств для восстановления основных фондов и осуществления хозяйственной деятельности, а также значительного увеличения поставок отечественной рыбопродукции на российский рынок.

Н. А. ЕРМАКОВ,
председатель Государственного комитета РФ по рыболовству.

Назад