Горнорудные разработки и проблемы охраны окружающей среды.
(информационно - методические материалы)

Научный руководитель - Н.С. Карпухин,начальник отдела экологической экспертизы Камчатоблкомприроды.
Консультанты - П.Е. Веричева, М. Лонг.
В подготовке материалов к выпуску приняли участие: Д. Гордон, Н.В.Казаков О.А.Чернягина А.Н.Щукин.

ВВЕДЕНИЕ

Дорогие друзья и коллеги!
Развитие горнорудной промышленности не проходит бесследно для окружающей среды. Мировая практика имеет немало примеров, когда при отсутствии жестких природоохранных ограничений и требований, экологического мониторинга горнорудные корпорации загрязняют воду, разрушают земли, и "исчезают", не проводя восстановительных работ по ликвидации ущерба.
Горнорудная отрасль в штате Колорадо Соединенных Штатов Америки имеет большую историю. И в штате Колорадо можно воочию убедиться в негативном влиянии добычи полезных ископаемых металлов на экологию и здоровье человека. Сегодня в этом штате действуют одни из самых строгих в мире природоохранные законы, регулирующие процесс горнодобычи. Природоохранное законодательство, сложившаяся система выдачи разрешений и контроля, в значительной степени отражают практику работы горнорудных компаний и направлены на то, чтобы свести до минимума возможный ущерб окружающей среде. Многие законодательные акты родились в ответ на происшедшие на рудниках катастрофы. Это дорого обошлось государству и компаниям и с экономической точки зрения, и с экологической точки зрения.
Информация, которая дается в этом издании, является лишь частью обмена опытом работы по повышению роли экологического фактора в горнорудной практике. Ранее, в ходе этого обмена, в США побывали специалисты из Камчатоблкомприроды, которые на месте познакомились как действуют американские природоохранные законы при организации горнорудных разработок. Был проведен семинар "Горнорудные разработки и проблемы охраны окружающей среды" в Петропавловске-Камчатском совместно с Камчатоблкомприроды, общественной экологической организацией "Камчатская лига независимых экспертов" и Тихоокеанским Центром Окружающей Среды и Природных Ресурсов.
Цель всей этой работы и данного издания в том, чтобы передать практический опыт по экологическому регулированию развития горнорудной промышленности США нашим коллегам в Сибири и на Дальнем Востоке, где планируется начать разработки месторождений полезных ископаемых с участием транснациональных корпораций. Важно, что такие регионы, как Камчатка, еще имеют возможность избежать ошибок, которые могут привести к невосполнимому ущербу для окружающей природной среды и человека.
Тихоокеанский Центр Окружающей Среды и Природных Ресурсов работает с Камчатоблкомприроды, природоохранными и общественными экологическими организациями Камчатки с 1995 года. Мы благодарны нашим коллегам из Камчатоблкомприроды, других экологических организаций, Майклу Лонгу - директору отдела геологии и минеральных ресурсов Департамента природных ресурсов штата Колорадо за возможность работать над интересной и необходимой программой.
Данное издание показывает важность и сложность вопросов горнодобычи и охраны природы, и мы надеемся, что эта информация поможет правительственным лицам, экологам, специалистам компаний, ученым и всем гражданам Сибири и Дальнего Востока в решении проблем охраны окружающей среды при горнорудных разработках.
Поездки специалистов, семинар и выпуски этого издания осуществлены в результате поддержки фондов: Траста Взаимопонимания, Фонды Рокфеллера и Глобал Грингрантса (Фонд Тайдза).
Камчатка - интереснейший район России, обладающий богатым природно-ресурсным потенциалом. Утвержденный губернатором Камчатской области план действий и программа работ по охране окружающей среды на территории области на 1996-й и последующие годы предусматривает проведение долгосрочной целенаправленной политики на основе утвержденных приоритетов освоения природных ресурсов, охрану и восстановление территорий, разрушенных экологических систем, создание здоровой среды обитания населения. Конец 20-го столетия, возможно, войдет в социально-экономическую историю нашего региона, как период начала активного освоения минерально-сырьевой базы Камчатки, и, в том числе, становления золоторудной промышленности. В связи с этим, не менее остро обозначаются проблемы охраны окружающей природной среды, особенно сохранения рыбных и других биологических возобновляемых ресурсов, уникальных природных территорий полуострова, ряд и из которых включены в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Работа над этими вопросами на сегодня - одно из основных направлений в деятельности государственного комитета по охране окружающей природной среды Камчатской области (председатель В. А. Санталов), и. прежде всего, его отдела государственной экологической экспертизы.
Самым сложным для нас был первый шаг проведение экологической экспертизы Агинского золото-рудного месторождения в 1995 году. И мы благодарны Дэвиду Гордону - исполнительному директору Тихоокеанского центра окружающей Среды и ресурсов (РЕКС, штат Калифорния) и нашему аме-риканскому коллеге - Майклу Лонгу, директору отдела геологии и минеральных Департамента природных ресурсов штата Колорадо (США), которые оказали нам большую консультативную помощь, работая в составе экспертной комиссии.
Следующими, очень нужными для нас этапами, стали организованная РЕRСом поездка в США с целью изучения опыта работы отдела геологии и минеральных ресурсов департамента природных ресурсов штата Колорадо и знакомства с деятельностью горнорудных объектов штатов Колорадо и Калифорнии специалистов Камчатоблкомприроды - П. Е. Веричевой, руководителя сектора эколо-гической экспертизы и А. Н. Щукина, начальника отдела оперативного реагирования. И, наконец, проведение 11-14 октября 1996 года в г.Петропавловске-Камчатском семинара "Горнорудные разработки и проблемы охраны окружающей среды".
Этот семинар вызвал самый большой интерес не только у специалистов Камчатоблкомприроды, других природоохранных организаций, но и у представителей государственных геологических органов и горнорудных кампаний, планирующих вести разработку рудных месторождений Камчатки.
Думается, что методические материалы, обобщающие информацию, накопленную в ходе этого плодотворного сотрудничества, будут полезны в работе административных и природоохранных органов, научных организаций, общественных экологических формирований и горнорудных кампаний не только на Камчатке, но и в других регионах, где идут аналогичные экономические процессы.
Благодарим Тихоокеанский центр охраны окружающей Среды за организационные усилия и финансовую поддержку всех этих мероприятий и выражаем уверенность, что наши творческие контакты будут продолжены.

"Горнорудные разработки и проблемы охраны окружающей среды"

Майкл Лонг, руководитель семинара, директор отдела геологии и минеральных ресурсов Департамента природных ресурсов штата Колорадо, США.
В штате Колорадо около двух тысяч рудников: четыреста из них осуществляют добычу металлических полезных ископаемых - золота, серебра, молибдена, цинка, урана и других, остальные занимаются, в основном, добычей угля и песчано-гравийных смесей. Ежегодно в штате добывается 30 миллионов тонн угля, 4 тыс. тонн молибдена и 200 тысяч унций (5670 кг) золота. Департамент природных ресурсов осуществляет регулирование процесса природопользования и контроль за состоянием окружающей среды на всей территории штата Колорадо. В его структуру входят десять отделов: охраны дикой природы, охраны водных ресурсов, национальных парков, сельского хозяйства, геологии и минеральных ресурсов и другие. Руководитель Департамента природных ресурсов назначается губернатором штата. Наш отдел геологии и минеральных ресурсов осуществляет лицензиро-вание горнодобывающей и, в том числе, золотодобывающей деятельности и контролирует работу этих компаний в дальнейшем. В Америке достаточно разработано природоохранное законодательство, регламентирующее горнорудную деятельность. Особенно интенсивно работа над этими законодательными актами велась последние двадцать лет.
Учитывая интерес на Дальнем Востоке к добыче ископаемых металлов, хотелось бы дать информацию об организации этой работы у нас и осветить опыт решения проблем охраны окружающей среды, связанных, прежде всего, с золотодобычей. На Камчатке еще не начато строительство рудников, поэтому у вас есть возможность Строить их уже в соответствии с современными требованиями и избежать ошибок, которые допускались в Америке.

1. Характеристика природной среды и подготовка к лицензированию

При подготовке материалов по разработке месторождений в горнорудной промышленности очень важно иметь данные по исходному состоянию природной среды, попадающей в зону влияния проекта, предлагаемого горнорудной компанией. Эти фоновые данные необходимы для осуществления процесса лицензирования, а так же для дальнейшей деятельности компании.

1.1. Характеристика вод (грунтовых, подземных, поверхностных) и их охрана при разработке горнорудных объектов.

Одним из главных компонентов природной среды является водный. Прежде всего необходимо выделить исходное состояние воды (физические и химические параметры) и установить как вода будет использоваться во время эксплуатации рудника и после его закрытия: в производстве, для хозяйственно-бытовых или питьевых нужд. В зависимости от этого, устанавливаются стандарты по воде, обязательные для выполнения компанией. Каждая компания разрабатывает Программу мониторинга состояния вод, должна осуществлять постоянный контроль качественного состава и вести количественный учет водопользования в районе месторождения. Заранее необходимо знать место и способы очистки поверхностных, подземных и грунтовых вод в случае их загрязнения.
Особенно важно, чтобы загрязняющие и токсичные элементы не попали, прежде всего, в грунтовые и подземные воды. Для проведения контроля за их качеством необходимо установить границы водосборной площади, определить глубину залегания грунтовых и подземных вод и возможные пути проникновения загрязняющих веществ в водоносный пласт. Оптимальным считается, когда во вре-мя работы рудника предпринимаются особые меры но очистке вод, особенно шахтных, тогда за-грязнение водоносного пласта будет минимальным.
На примере деятельности шахт в штате Колорадо можно сказать, что состояние водоносного пласта не связано напрямую с наличием в них рудных тел. Однако какое-то влияние рудных тел на состояние грунтовых вод все же может быть, особенно если в этом месте есть аллювиальные отложения, так как распространение загрязняющих веществ в них происходит быстрее. Чтобы установить возможную степень деградации водоносного пласта в результате попадания вымываемых из рудных тел токсичных элементов, надо знать химический состав грунтовых вод и состав грунтов, схему расположения аллювиальных отложений, рудных тел и подземных течений.
При золоторудных разработках такое же важное значение имеет изучение состояния поверхностных вод. Компания должна представить данные о поверхностных водах по качественному составу и количественным показателям. Для этого проводится комплексный анализ химических и физических параметров воды (делается серия анализов):
а) на взвешенные частицы,
б) на растворенный кислород,
в) на жесткость и т.д., а так же определяется скорость течения водотоков по сезонам и времени суток.
Дается описание других характеристик водотоков (рек, ручьев и др.) - откуда вытекают, каково направление, какое место занимает этот водоток в данной экосистеме и т.д. Компанией обосновываются объемы изъятия воды для промышленных, хозбытовых и других целей. В проекте особо должны быть предусмотрены меры по предотвращению возможного загрязнения поверхностных вод.
Обязательно надо знать исходные биологические характеристики водоемов, разнообразие животного мира, так как их загрязнение токсичными веществами может привести к разрушению водной биоты (ущербу). Как правило, большинство поверхностных водотоков являются рыбохозяйственными (например, на Камчатке - в районе Агинского золоторудного месторождения), поэтому необходима тщательная разработка компаниями рыбоохранных мероприятий. В них надо предусмотреть вероятность негативного влияния загрязненных сточных вод на состояние рыбных запасов, нерестилищ и меры по их сохранению. Хотя в штате Колорадо встречаются чистые по химическому составу водоемы, но рыбы там нет. Причина - высокая степень естественной минерализации.
Загрязнение рек, ручьев и других водоемов могут привести к самым неблагоприятным экологическим последствиям ввиду того, что вредные элементы из поверхностных вод могут проникать в грунтовые воды и водоносный пласт.
Компания должна разработать план мероприятий по очистке стоков и обеспечить постоянный контроль за состоянием воды в водотоках. Для проведения качественного анализа необходимо иметь несколько точек отбора проб: у истока, в верховьях и в низу по течению настолько, насколько, как предполагается, может распространиться возможный выброс загрязненных технологических стоков. Предусматривая аварийные ситуации, важно знать максимальное загрязнение, которое может быть в экстраординарных случаях - разливах, наводнениях, при разрыве дамб хвостохранилища и т.д. На шахтах штата Колорадо бывали такие аварийные случаи в период наводнений: вода переполняла хвостохранилища, происходило их разрушение и, вследствие этого, - загрязнение поверхностных, фунтовых и подземных вод.
Практика показывает, что, когда основные объекты строятся в горах, влияние их на речную сеть больше, чем если бы объекты находились на нижнем уровне. Не рекомендуется размещать горнорудное производство в долинах рек, особенно в сейсмичных районах, так как в этом случае велика опасность загрязнения вод цианидосодержащими стоками.
Все данные обстоятельства должны быть учтены в проекте, особенно при планировании места строительства элементов рудника, выборе типов хвостохранилища и расчетах параметров дамб.
Таким образом, одно из основных требований, чтобы дизайн (амер.), то есть вся технологическая цепочка, работа рудника в широком смысле слова способствовали минимизации загрязнения поверхностных, подземных и грунтовых вод и, по возможности, сохранению их исходных параметров.

1.2. Геологическая характеристика района месторождения.

Компанией обязательно должна быть дана геологическая характеристика района, в котором предполагаются горные работы: описание месторождения, характеристика рудных тел, их качественный состав и т.д.
Это важно не только для экономической оценки, но и для правильной организации контроля и регулирования процесса добычи и переработки. Даются гидрогеологические и геохимические характеристики рудных тел, в том числе, каков тип рудных тел - сульфидные или окисные, их кислотообразующий потенциал; какие тяжелые металлы (железо, медь, кадмий и т.д.) содержатся в руде и какова возможная степень загрязнения ими и их солями водоемов и грунтовых вод в результате выщелачивания. Чтобы предсказать, какими могут быть результаты выщелачивания, проводятся тесты. Единственная "тонкость" при этом, как показывает наш опыт, - использовать в тестах надо такой же тип воды, который имеется в природе в районе месторождения, то есть в лабораторных условиях нельзя использовать дистиллированную воду, иначе результаты будут неверными.
Необходимо знать геохимические характеристики вмещающих (материнских) пород и какие еще есть в ней металлы, кроме золота и серебра. В зависимости от этого, для извлечения ценных металлов используется та или иная технология. Например, если в руде содержится медь, а ее переработка ведется с применением цианидов, то надо учесть, что медь будет взаимодействовать с ними и образовывать соединения, загрязняющие окружающую среду, которые очень сложно удалить. Следует технологически предусмотреть, чтобы медь и другие металлы после извлечения золота и серебра ушли в отвалы и в дальнейшем могли бы быть извлечены, как самостоятельный элемент.
Отвалы ("хвосты") - это та часть горных пород, которая остается после извлечения из них ценных металлов. Должны быть известны геофизические, геохимические характеристики отвалов, их количество, определены площадки, на которых они будут складироваться, и этапы дальнейшего вовлечения отвалов в хозяйственный оборот, а также их влияние на состояние окружающей среды. В штате Колорадо мы сталкивались с тем, что компании уделяли много внимания и тратили значительные финансовые средства на строительство фабрики и хвостохранилищ, а в дальнейшем самые большие проблемы были связаны с отвалами. Примером может быть экологическое бедствие, происшедшее в 1992 году на шахтном руднике по добыче золота в Самитвилле штата Колорадо. В результате неправильного расчета строительства лайнерной (дренажной) системы под отвалами, а так же площадками, где проходят процессы цианирования и хвостохранилищами, а также необоснованного расчета количества паводковых вод, произошло загрязнение земель цианидами, которые с талыми водами стали поступать напрямую в реку, и на протяжении 70-ти миль погибло все живое. Рекультивационные работы ведутся уже в течение 4-х лет, по анализ проб грунтовых и поверхностных вод до сих пор показывает наличие в них цианидов. Реки на сегодня мертвы.
Надо знать тип горных пород, на которых собираются строить шахту и геофизическую характеристику этого района, например, его сейсмичность. При повышенной сейсмичности района особое внимание следует уделить выбору места, где будет строиться хвостохранилище, предусмотреть меры усиления дамб и знать - какие возможны последствия в случае проявления сейсмичности.
Все результаты геологического исследования района месторождения должны быть отражены в проектных материалах.

1.3. Характеристика почв.

Почвы необходимо характеризовать по двум аспектам: первое - ее пригодность для дальнейшего использования, второе - возможность восстановления после отработки рудника. В нашей практике мы определяем состав почвы, чтобы знать, какое воздействие на нее оказывается во время действия рудника и как, после закрытия рудника, почвенный покров можно рекультивировать и сделать пригодным для использования. Изучаются физические и химические параметры почв (состав , плотность, упругость, пластичность и т.д.). Компания должна знать все инженерно-геологические характеристики почв и учитывать их при проектировании и строительстве элементов рудника, особенно хвостохранилищ.

1.4. Характеристика растительности.

Следует описать растительность в районе рудника: определить тип растительного покрова, его продуктивность, видовое разнообразие, типы корневой системы. Надо учитывать значение растительности, произрастающей в данном районе, для всей экосистемы. И если, возможно, что какие-то растения будут уничтожены, важно знать - как они будут восстанавливаться. У нас в штате есть рудники, где добыча велась, когда еще не было природоохранного законодательства, - там уже невозможно восстановить растительность в первоначальном виде.

1.5. Климатические характеристики.

Необходимо знать особенности климатических характеристик района месторождения: общее количество осадков, типы осадков (снег, дождь), их длительность, в том числе но сезонам, количество штормовых дней и т.д. Анализируются среднесуточные и максимальные метеорологические и погодные данные за прошедшие 10, 25, а возможно даже за 100 лет. Важно иметь информацию о максимальном возможном количестве осадков, чтобы предвидеть, до каких объемов могут увеличится водотоки и предусмотреть опасность стихийных разливов. В связи с этим, строительная конструкция (высота, прочность стен и т.д.) всех объектов рудника должна быть рассчитана на самый максимальный уровень воды.
Обязательно надо рассчитать баланс воды. У нас, в некоторых местах западных штатов, воды недостаточно и, чтобы рудник мог действовать, воду привозят. На Камчатке наоборот - избыток воды, и необходимо планировать меры предосторожности, чтобы в случае обильного снеготаяния па-одковых вод, сточные воды из хвостохранилища не попали в водоемы.
В строительстве, технологии добычи и переработки должны учитываться минимальные и максимальные ежедневные температуры. При этом нужно предусмотреть возможность сильных заморозков и иметь данные о количестве солнечных дней в году в районе месторождения (на солнце, например, цианины разлагаются).

1.6. Характеристика животного мира.

Нужно знать, какие дикие животные обитают на земле и в воде: количество, виды, их миграцию, являются ли они промысловыми объектами. В период деятельности рудника необходимо предусмотреть меры, чтобы максимально сохранить животных и создать условия для их воспроизводства. То же касается и сбора сведений о рыбе: сколько было рыбы, какой видовой состав, как ее добывали, какой возможен ущерб популяции, какие нужны будут условия. чтобы восстановить ее численность до первоначальной.
Если компании намерена получить лицензию на разработку рудного месторождения, то предварительно необходимо собрать все вышеперечисленные данные о состоянии окружающей природной среды и сделать их анализ и оценку возможного воздействия деятельности горнорудного объекта на различные компоненты природной экосистемы района.


Кто и как собирает всю эту информацию?

М. Лонг: Собирает информацию компания. Одним из источников получения информации являются опубликованные данные: научные сводки, официальные отчеты, статьи в журналах и т.д. Но есть и частная, специальная информация, которую компания должна подготовить сама или купить. Исследования должны быть проведены на том месте, где планируется разрабатывать месторождение.

Кто оценивает достоверность, правильность и полноту этой информации?

М. Л.: В отдел геологии и минеральных ресурсов Департамента природных ресурсов входят специалисты разных профилей - геологи, химики, почвоведы, ботаники, зоологи, специалисты по грунтовым, поверхностным водам, инженеры гражданского строительства и т.д. - всего 70 человек. Компания согласовывает с нами объем исследований, который она будет проводить. При этом, представитель отдела посещает и осматривает район будущих исследований. Специалисты Департамента проводят независимые исследования и работы, а затем проверяют достоверность информации компании и соответствие ее требованиям природоохранного законодательства. Кроме этого, согласно существующим законам, компании дают клятву на достоверность представленной информации.


2. Особенности процесса получения лицензии на разработку горнорудных месторождений в США

У нас существуют два типа лицензий:
1) на проведение геологоразведочных исследований, включая фоновые исследования;
2) на разработку месторождения.
Предположим, что компания начинает с "нуля". Научные исследовательские геологические работы в США выполняют специальные геологические службы. Они делают картирование месторождений, химические анализы проб, определяют качественный состав руд, возможный потенциал рудного месторождения.
Вся эта информация является собственностью данной геологической службы.
Первоначальный пакет информации компания берет в этих службах. Но если компания решила провести геологическое изучение с целью дальнейшей эксплуатации месторождения, то есть, планирует геологические работы, имеющие прикладной характер, то она должна заявить об этом в наш отдел. Мы объясняем, каким экологическим требованиям должны соответствовать эти работы, и даем перечень характеристик, по которым надо проводить исследования.
На этом этапе основным и обязательным условием является внесение компанией страхового залога в размере стоимости ущерба и восстановительных работ. Когда страховой залог поступил на банковский счет, наш отдел оформляет и выдает компании лицензию на ведение геологических разведывательных работ. Эта лицензия не регламентирует сроки ведения работ: компания действует как ей удобно. После проведения геологоразведочных исследований, компания решает стоит ли ей заниматься разработкой месторождения.
Пока идут геологоразведочные работы по существующим законам. Департамент не имеет право давать общественности информацию, связанную с деятельностью компании: где и что исследуют, каковы цели разработки, что ищут, как планируется вести разработку, какие технологии и источники энергии будут использоваться, как будет организована рабочая сила и т.д. Эти данные — собственность компании и являются конфиденциальными.
Проводя геологические работы, компания разрабатывает варианты последующей эксплуатации месторождения. Но если же она серьезно намерена перейти к следующему этапу, то уже на этой стадии необходимо собирать данные о состоянии окружающей среды и возможном воздействии на экосистему. Вся информация, собранная в ходе разведки, будет необходима в дальнейшем при эксплуатации рудника.


Характеристики компонентов природной среды, о которых говорилось выше, должны быть собраны компанией до или после получения лицензии?

М. Л.: Эти данные важны для производственной деятельности. Для проведения предварительных исследований они не обязательны.

Такое понятие, как геологические запасы. Контролирует ли Департамент достаточность степени защищенности этих запасов?

М. Л.: Нет, наш Департамент на эти процессы не влияет. Эти проблемы решает федеральное министерство менеджмента минеральных ресурсов и владелец земли.

Кому компания представляет данные исследований?

М. Л.: После того, как компания собрала необходимые данные в ходе геологических исследовательских работ, то она может подготовить заявку на получение лицензии на разработку месторождения.

Возможно ли, что разведка проведена, а фирма отказывается от подачи заявки, но находит покупателя на собранную информацию?

М. Л.: Это является соглашением двух компаний.

А если покупателя нет?

М. Л.: Это проблемы компании. Компания может просто оставить эту информацию для будущих проектов и до лучшей экономической ситуации, когда, например, возрастут цены на золото, а может передать научно-исследовательской организации или в университет.


Прием заявок, рассмотрение и выдача лицензий осуществляется нашим отделом. Если компания, закончив геологические работы, решила начать подготовку к разработке месторождения, то она обращается в Департамент. Специалисты нашего отдела вместе с представителями компании обсуждают имеющуюся информацию, уделяя особое внимание вопросам перспективности эксплуатации месторождения. Кроме этого, компании даются разъяснения: какая информация должна быть представлена в Департамент для получения лицензии на разработку месторождения, каковы стандарты по всем компонентам окружающей среды, какие природоохранные мероприятия необходимо разработать, каковы экологические требования к технологическим процессам и т.д. Чтобы работа компании была более эффективна, специалисты отдела могут давать консультации по отдельным вопросам, связанным с будущей работой рудника. Например, предоставить информацию о наличии и расположении грунтовых вод в районе месторождения и, в связи с этим, дать рекомендации по распо-ложению и количеству скважин для мониторинга. Если же компания дает проект, который противо-речит имеющейся в Департаменте информации, то он может быть возвращен.
Лицензия на разработку месторождения - это базовый документ, который предусматривает разрешение на все основные этапы работ - подготовительный, строительство, добычу и переработку, рекультивацию. Лицензия имеет форму контракта между штатом и компанией. К контракту Департамент дает комплект природоохранных нормативных документов по охране воды, почвы, контролю за радиацией, по дамбам, технике безопасности и т.д. В них содержатся стандарты по всем компонентам окружающей природной среды и даны ограничения, которые компания должна неукоснительно выполнять в целях охраны окружающей среды. В оперативном плане работы рудника указывается тип рудника: открытый или закрытый; какие способы добычи будут использоваться; как будут извле-каться полезные металлы и т.д.

А что понимается под заявкой на получение лицензии на разработку месторождения и что она включает?

М. Л.: Имеется стандартная форма заявки, которая является обязательной для всех компаний — короткий документ, собственно заявка. Но обычно заявкой мы называем полный комплект документов, который необходимо представить для получения лицензии на разработку месторождения. Это большой обзор, в котором компания подробно обосновывает свое обращение за лицензией. По закону в него входят: декларация о намерениях (заявка), проекты объектов рудника, описание методов добычи и переработки руды, анализ состояния окружающей среды и план по минимизации ущерба по всем природным компонентам, план мониторинговых работ, мероприятия по рекультивации земель, оперативный план работы рудника, обоснование страхового залога и т.д. В заявке даются сведения о компании — что представляет из себя эта компания, цели, которые она преследует подавая заявку, указан район, в котором планируются горнорудные работы.


В проектах строительства объектов (фабрики, хвостохранилищ, дамб и др.) указывается, как будет вестись строительство, какие будут сделаны дороги, где будут размещаться отвалы, как будут располагаться лайнерные системы, какие строительные материалы будут использоваться в работах, дается информация о наличии на них сертификатов качества. В плане защиты окружающей среды обяза-тельно надо указать — какие химикаты будут использоваться в работе, в каком количестве, какое влияние они окажут на окружающую природную среду и как уменьшить возможный ущерб.
В плане мероприятий по рекультивации земель определяется: какой ущерб будет нанесен земле и возможно ли после этого их рекультивировать, как земли будут сохраняться от деградации во время работы рудника, как будет производится восстановление продуктивности нарушенных земель для возвращения их к первоначальному типу использования. В этом плане обязательно, например, указывается, где будет складироваться верхний слой почвы, который после закрытия рудника используется для рекультивации и другие подробные практические мероприятия. Если ясно, что в результате эксплуатации месторождения земли будут нарушены безвозвратно, то компаниям не разрешается вести горные работы в этом районе.
Все эти документы должны быть очень конкретными и подробными, чтобы компания четко представляла поэтапно, как она будет проводить все свои мероприятия в жизнь. Он должен обеспечивать уверенность и ясность в работе и Департаменту, и компании.
В дальнейшем данные материалы используются инспекторами отдела при проверках, в ходе которых устанавливается соответствие того, как в реальности идет строительство и функционирует рудик тому, что было заявлено.
Заявка подается в Департамент и компания оплачивает работы по рассмотрению заявки. Срок предварительного рассмотрения — 10 дней. В течение этих десяти дней Департамент должен решить: достаточно ли обосновано заявление данной компании на разработку месторождения и дать компании ответ. Если информации недостаточно, то материалы возвращаются на доработку. Доработка делается за счет компании.

Есть ли у вас стадия проекта или это все отражено в заявке?

М. Л.: Все включается в заявку.

В заявке компания должна дать подробную информацию по экологической ситуации в районе месторождения и тем мерам, которые будут применяться для минимизации ущерба. Компания должна проводить эти экологические исследования до получения лицензии на разработку месторождении или можно это сделать после?

М. Л.: Все это делается до получения лицензии.

ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) компании — делают до получения лицензии или после?

М. Л.: В заявке обязательно должны быть материалы по анализу состояния окружающей среды, в том числе там дастся и оценка воздействия на воду, почвы, флору, фауну и т.д., то есть все делается до получения лицензии и подается в заявке. Существует ли такое понятие - ТЭО?
М. Л.: В заявке есть аналогичные материалы — в ней есть вся проектная строительная и технологическая документация.

Какую геологическую информацию компания представляет в Департамент?

М. Л.: Количество и качество рудных тел, их биохимический состав и физические характеристики и другие.

Каковы основные законы, которыми руководствуются компании при подготовке документов заявки?

М. Л.: Проектная документация, которая включена в заявку, должна быть составлена с учетом требований дизайна. Понятие "дизайн" в американской практике обозначает не только декоративные качества какого-то объекта, а трактуется более широко.
Дизайн рудника (амер.) - это емкое понятие, которое включает в себя описание всех компонентов рудника и всей технологической цепочки или этапов производства. Например, если говорят о дизайне строительства, то подразумевают под этим — где будут расположена фабрика и другие объекты, их привязка к местности и назначение, последовательность и содержание строительных работ, качественные характеристики строительных материалов и т.д.
Существуют два основных закона о дизайне: федеральный закон дизайн-стандарт и закон стандартов функционирования, который действует на уровне штага.
Закон дизайн-стандарт регулирует деятельность компаний угольной промышленности. Согласно этому закону, все угледобывающие шахты, независимо от их места расположения и природных условий, должны быть построены и функционировать в соответствии со стандартами универсального, единого дизайна.
Закон стандартов функционирования, в отличии от закона дизайн-стандарта, допускает различный дизайн. Главное, что он должен быть приспособлен к условиям, в которых работает шахта и соответствовать стандартам ее деятельности. Закон стандартов функционирования касается, в основном, предприятий по добыче полезных ископаемых. Он гибче, имеет широкий диапазон действия и позволяет компаниям работать более эффективно. Департаменту же работать с этими компаниями сложнее, и многое зависит от уровня квалификации наших специалистов.
Приступая к разработке дизайна рудника, необходимо знать качественные характеристики горных пород и других видов строительного материала, который будет использоваться при строительстве компонентов рудника. Часто пустые горные породы используются как главный строительный материал: ими укрепляются шахтные своды, делаются стенки отстойников для сточных вод и т.д. Обязательно надо определить их геохимический состав. Под воздействием воды в породах могут происходить процессы кислотообразования, тогда использовать эти породы в строительстве опасно. Те же требования предъявляются к использованию глин, почвы, песка и т.д. Компании учитывают также и стоимость строительных материалов. С учетом всего этого и принимаются инженерно-дизайновые решения.
Компания должна представить в заявке план строительных работ. В нем дается характеристика территории, на которой будет вестись строительство (тип ландшафта, состав грунтов и т.д.), определяется, каким образом оно будет вестись, последовательность строительных работ, в том числе, включается информация по отдельным объектам — из чего, как, в какие сроки они будут построены, каково их возможное воздействие на экосистему.
Главная цель при этом — чтобы построенное сооружение в будущем работало в соответствии с законом стандартов функционирования. Компания сама контролирует работы и проводит сертификацию объектов. Каждый этап работы компании тоже должен быть сертифицирован. Если сертификатов нет, то строительство может быть приостановлено.
В заявке на получение лицензии на разработку месторождения компания обязательно должна указать сумму страхового залога. Размер страхового залога определяется исходя из максимально возможного ущерба окружающей среде в результате деятельности рудника и необходимых затрат на восстановительные работы. Наши специалисты тоже делают оценку страхового залога. Компания должна согласовать размер страхового залога с Департаментом.

Сразу ли компания соглашается на ту сумму, которое определит ваш отдел?

М. Л.: Обычно идет обсуждение, приводятся аргументы, и в конце все приходят к какому-то одному выводу.

Есть ли в вашем отделе экономисты?

М. Л.: Нет. Экономические проблемы — не наши проблемы.

А кто же подсчитывает размеры залога, если нет экономиста?

М. Л.: Инспектор. Я считаю, что если инспектор осуществляет контроль за деятельностью компании, то он должен уметь и дать оценку ущербу окружающей среды, который может быть в результате деятельности компании.

Что вы понимаете под ущербом и каков принцип его определения?

М. Л.: Когда говорим об ущербе, то понимаем ущерб, который может быть нанесен окружающей среде во время действия рудника и после его закрытия. Например, установлено, что какие-то представители флоры и фауны, возможно, пострадают во время действия рудника. Или несколько изменится качество воды. Это должно быть отражено в заявке и контракте. Но качество всех компонентов окружающей среды при закрытии рудника должно соответствовать стандартам, указанным в контракте.

Один и тот же ущерб можно оценить по-разному. Существует ли конкретная методика расчетов ущерба и порядок его оценки?

М. Л.: В каждом штате, и в штате Колорадо тоже, существуют уже рассчитанные и общепринятые стандарты по предельно допустимым показателям по каждому из компонентов окружающей природной среды. Есть и методики подсчета ущерба, но они достаточно сложны.

Что является границей максимального ущерба, по которому рассчитывается страховой залог?

М. Л.: Максимальные параметры, по которым рассчитывается страховой залог, все же не выходят за границы стандартов качества. То есть, если есть какие-то стандарты качества питьевой воды, то максимум загрязнения, которое берется при определении страхового залога, все равно находится в пределах этих стандартов. Департамент определяет сумму страхового залога, ориентируясь на то, сколько средств необходимо будет затратить на проведение рекультивационных работ, если компания бросит рудник. Нельзя требовать от компании планирования такого объема восстановительных работ, чтобы район стал лучше, чем был,

В какой форме может вноситься страховой залог?

М. Л.: Страховой залог может вноситься путем безналичного перечисления денежных средств, в виде кор-поративного страхового залога страховой компании или банка, недвижимости, находящейся вне района месторождения, других финансовых активов компании, которые на определенный срок замораживаются. В нашем штате минимальная сумма залога была 8 млн. долларов, максимальная — 24 млн. долларов.

Имеет ли Департамент собственную информацию или банк данных о той территории, на которую они собираются выдавать разрешение, эквивалентную хотя бы той, которая имеет компания?

М. Л.: Горные работы в штате Колорадо ведутся уже много лет и в Департаменте накоплена специальная информация, но она в некоторых случаях не имеет особо детальный характер.

Есть ли в штате Колорадо еще какой-то орган, занимающийся специально экологическими проблемами при регулировании процессов горнодобычи?

М. Л.: Нет.

С какими еще организациями, службами компания должна согласовывать документы, входящие в заявку?

М. Л.: Решение по всем вопросам принимает наш Департамент. Единственное ведомство, с которым компании обязаны провести согласование, — Департамент по охране здоровья населения, а точнее с его службой но охране воды. Эта служба выдает разрешение на сброс сточных вод и контролирует состояние водных объектов.

Есть ли службы, занимающиеся животными, растениями, лесами и т.д.? Как вы взаимодействуете?

М. Л.: Когда наш отдел получает заявку от компании, то мы направляем ее в отдел охраны диких животных, службу лесов и другие организации. Они должны дать свои замечания в течении 30 дней. Мы их должны учитывать, но никто из них не имеет право при нашем, предположим, положительном решении, запретить компании действовать.

Дается ли в документах этих служб их оценка размера ущерба, какие-то его стоимостные показатели?

М. Л.: Да, они могут это сделать. Но часто лесная служба и другие Департаменты, которым мы предоставляем возможность высказать свою точку зрения, не используют эти возможности и редко дают ответы.
Есть ситуации, когда чье-то мнение должно быть высказано обязательно. Например, если месторождение находится на территории гослесфонда, то компания делает согласование со службой леса.

Как строятся деловые взаимоотношения геологов и специалистов вашего отдела?

М. Л.: У нас несколько иная организационная структура. Наш отдел — отдел геологии и минеральных ресурсов, в который входит пять групп специалистов: группа по регулированию вопросов по угледобыче; группа, которая регулирует добычу полезных ископаемых и всего другого, кроме угля; группа по рекультивации брошенных месторождений; группа, которая контролирует состояние охраны здоровья и безопасности работников на месте горнодобычи; группа геологической разведки или исследований. Мы работаем вместе. Группа геологов не имеет каких-то специальных полномочий.

Какова система согласования использования земельных ресурсов?

Прежде всего — немного о формах собственности на землю, существующих на сегодня в Штатах.
66 процентов территории штата Колорадо находятся в частном владении, и частный владелец сам решает, как земля может быть использована. Остальные 34 процента земель закреплены следующим образом: 33 процента этих земель являются федеральной собственностью и только 1 процент принадлежит штату Колорадо.
В штате Колорадо существует Совет по восстановлению земель штата (о его статусе и структуру будет сказано ниже), который решает, как оптимально и с максимальной экономической выгодой использовать земли штата. Федеральными землями распоряжаются федеральные органы (сельско-хозяйственный департамент, бюро по национальным паркам, рыболовству, военные ведомства и т.д.). В состав федеральных земель входят так же территории, которые являются индейскими резервациями. Там управление полностью осуществляет Совет аборигенов. Вышестоящие организации не вмешиваются в работу нижестоящих: федеральные органы не вмешиваются в работу органов управления штата и т.д. Каждый решает свои вопросы.
Кроме этого, муниципальные (районные) правительства, в зависимости от планов зонирования земель, имеют право изъятия определенной площади земель и наложения вето на ведение любых видов хозяйственной деятельности на этих территориях. Как правило, такие зоны расположены вокруг городов.
В зависимости от места расположения месторождения компания согласовывает свои действия не только с Департаментом, но и с соответствующими федеральными, штатными и муниципальными органами и частными владельцами.

Земля берется в аренду или в пользование?

М. Л.: Здесь есть разные варианты. Компания может владеть землей, или владеть только минеральными ресурсами на ней, или и то и другое. Для Департамента не важна форма собственности на землю, он дает разрешение на право эксплуатации этого участка и организации там добычи полезных ископаемых.

Часто ли компании нарушают земельное законодательство?

М. Л.: Нет, такие нарушения бывают редко. Компании, как правило, берут земельные участки больше, чем надо для работы, то есть больше, чем планируемая площадь рудника. Если по каким-то обстоятельствам надо изменить границы рудника, то эти действия производятся уже на отчужденной земле.

Если компания берет больший участок земли, то ей придется платить и большие налоги. Неужели это экономически выгодно?

М. Л.: На многих рудниках в процессе добычи идут корректировки практически ежемесячно. Ряд из них прогнозируется специалистами заранее, и компании, действительно, экономически выгодней брать больший участок и платить налоги, чем изменять проект.

Каковы ограничения для разведки и добычи полезных ископаемых в зависимости от охранного статуса природных территорий ?

М. Л.: Существуют два основных типа парков — национальные (федеральные) и государственные парки, принадлежащие штату. На их территории работы по разведке и добыче полезных ископаемых запрещены. Есть так называемые территории дикой природы. Эти территории могут входить в природные парки, но природоохранный режим там более строгий. В отличии от природных парков, на территории которых разрешается, например, строительство дорог, на территории дикой природы запрещены все виды хозяйственной деятельности. И в то же время это территории с менее жестким природоохранным статусом, чем национальные парки: при наличии разрешения они доступны для посещения населением.
Если компания получила лицензию на разработку полезных ископаемых до того, как эта территория была объявлена территорией дикой природы, то она может вести там разработку и добычу при условии компенсации всего ущерба, который может быть причинен природе этого района.

Существуют ли водоохранные зоны рек и ручьев, какова их ширина и по какому принципу они выделяются?

М. Л.: Официально такого понятия — "водоохранные зоны", у нас нет. Хотя определенные ограни-чения есть: запрещено строительство шахт и фабрик на расстоянии 100 футов от берега реки. В остальном компания сама планирует, как ей удобно строить, но с учетом того, чтобы вода в данной реке соответствовала стандартам качества.

В какие сроки компания делает работу по подготовке заявки?

М. Л.: Требований по срокам нет, но обычно компания делает все это в течение в среднем двух лет. В старых горнодобывающих районах это происходит быстрее, так как основная информация уже есть, а в тех районах, которые вновь подвергаются разработкам, этот срок может быть более долгим.
Любая компания заинтересована в том, чтобы все сделать быстрее и начать получать прибыль. А до того момента, когда компания начнет разработки, она только тратит деньги и не получает никаких доходов.
При рассмотрении проектных материалов мы руководствуемся, прежде всего, законами стандартов функционирования по всем компонентам окружающей среды. Мы не требуем от компаний единых универсальных проектов, не указываем как, где и что добывать, как и какие делать коммуникации и т.д. От компании требуется, чтобы ее работа была эффективна и безопасна для жизнедеятельности штата.
Основная цель нашего рассмотрения — определить, насколько оперативный план деятельности компании отвечает требованиям минимизации ущерба окружающей среде от горнорудных разработок. Избежать ущерба совершенно невозможно, но он должен быть сведен до минимума. Это главное требование, которое предъявляется к предложенным проектам. Цели Департамента и компании едины. Компания тоже заинтересована в том, чтобы иметь эффективное производство и наносить минимальный ущерб окружающей среде. Главные расхождения, которые могут возникать между компанией и Департаментом, обычно касаются путей достижения этих целей, а не самих этих целей.
Компания заинтересована в охране окружающей среды, так как невыгодно терять свои деньги на ее долговременное восстановление. Кроме того - несоответствие деятельности компании требованиям природоохранного законодательства может вызвать очень серьезные осложнения: наложение штрафов, изъятие страхового залога и т.д. Как правило, компании получают деньги на свои проекты от крупных и солидных банков, и банки требуют от компании доказательства того, что ее деятельность будет осуществляться в соответствии с законодательством. Они не хотят "пачкать руки" в связях с компаниями, которые не выполняют свои обязательства перед законом и государством. И второй пункт, который выдвигают банки — требование того, чтобы значительная часть полученных денеж-ных средств была направлена на охрану окружающей среды.
Обязательно обсуждается вопрос о том, возможно ли восстановление природных ресурсов после горнорудных работ до первоначального состояния. Что касается водных ресурсов, то ориентир на то, как вода используется до начала разработки рудника: в качестве питьевой, для ирригации, орошения или в рыбохозяйственных целях. Подземные воды должны сохраниться в своей первозданной чис-тоте. В данном случае иные варианты не принимаются.
Земля после рекультивации должна быть плодородна - это основное требование. Даже не обязательно с исходными экологическими показателями, но она должна иметь ценность для дальнейшего использования. Допускается изменение типа хозяйственного использования земли: из сельскохозяйственных угодий земли могут перейти в рекреационные, бывшие лесные угодья могут использоваться как сельскохозяйственные или рекреационные. Есть три критерия, по которому выбираются варианты решения по земельным ресурсам: возможности компании, польза для окружающих, согласие владельца участка. Иногда даже бывает разумней и выгодней изменить их назначение и использование, чем это было ранее. Иногда даже бывает разумней изменить направление течения водотока.
Восстановление природных ресурсов по возможности до первоначального состояния — долговременный процесс. Сроки рекультивации территорий могут быть различны - от 5-ти до 10-ти лет. Все зависит от ситуации. Например, довольно быстро можно воспроизвести рыбные запасы водоема и увидеть зримо результаты: есть ли живые особи, идет ли процесс размножения, какова численность. можно ли вести лов. Сложнее с геологическими объектами. Здесь могут быть только прогнозные предположения.
На весь период рекультивационных работ обязательно должен планироваться биомониторинг, который определяет их правильность и эффективность: насколько успешно и в том ли направлении идут восстановительные процессы. Но если срок прошел, а результатов не будет, то придется проводить дополнительные рекультивационные мероприятия.
Иногда не удается восстановить полностью то, что было испорчено работой. Например, во Франции есть территории бывших горноразработок, где огромные отвалы земли покрыты сейчас лугами, то есть травянистой растительностью. Хотя на самом деле здесь исконно были леса. Восстановить леса не удалось.
Второй пример касается той же Франции. Стоки из хвостохранилища через ручьи попадали на заболоченные территории, и это сильно изменило их экосистему. Водноболотные угодья остались, но они отличаются от тех, что были раньше. Исходных условий достичь не удалось, но данная система сравнима с той, что была первоначально. С учетом этого местные власти все же признали рекультивацонные мероприятия компании положительными.
Для определении возможного ущерба окружающей среде, путей его минимизации и дальнейших рекультивационных мероприятий, разработки методики эффективного и разумного использования природных ресурсов важно знать геологические, физические, биологические, химические и другие характеристики всех компонентов окружающей природной среды.
Лицензия выдается, только в том случае, если предприятие будет выгодным, а ущерб окружающей среде будет минимальным. Однако, если компания сделала заявку и ее документация соответствует стандартам, то Департамент не имеет права отказывать в выдаче лицензии.

Что предпринимается для защиты подземных вод при разработке месторождений и какова стоимость этих мероприятий ?

М. Л.: Конечно, разработка любого месторождения влияет на состояние подземных вод. И природоохранные мероприятия по их защите достаточно дорогостоящи. Например, делают шламовые стенки и шламовый экран. Делают отвод (закачивание и перелив) подземных вод в поверхностные водотоки. Эти воды не имеют контакта с промышленными отходами, поэтому они абсолютно чисты. Каков срок рассмотрения заявки компании Департаментом?
Если поданная заявка и документы компании удовлетворяют необходимым формальным требованиям комплектности, то документы направляются на рассмотрение. Компания об этом информируется. По законам штата Колорадо максимально на рассмотрение заявки дастся 180 дней. Через шесть месяцев мы обязаны сообщить о своем решении компании. Заявка может быть принята с указанными в ней стандартами или какими-либо специальными условиями, и компания продолжает деятельность, но может быть возвращена и компании отказывают в выдаче лицензии.
Когда Департамент приступает к рассмотрению заявки, то один из инспекторов отдела назначается главным инспектором — координатором (менеджером) проекта. Он координирует всю работу по рассмотрению проекта: обобщает замечания и предложения, собирает необходимую информацию и аналитические заключения от специалистов, ведет переговоры с представителями фирмы и т.д. На-пример, если дело касается шахты по золотодобыче, то главный инспектор проекта получает консультации геологов, геохимиков, гидрологов, почвоведов, ботаников и т.д. Затем все собранные данные анализируются и оцениваются Департаментом.
В процессе лицензирования компания и Департамент постоянно контактируют. Все эти переговоры, обсуждения и согласования обязательно должны быть зафиксированы письменно. Работа идет по предварительно утвержденному плану (расписанию) и не должна форсироваться.
После того, как компания подготовит заявку и официально подает ее в Департамент, информация становится общедоступной, за исключением некоторых особо секретных данных. В частности, сведений о рудных телах и технологических тонкостей их дальнейшей обработки. Эта информация принадлежит компании, так как за все предварительные работы платит компания.
С момента подачи заявки компания и Департамент дают информацию о проекте. Например, проводится информационная встреча в городской библиотеке, дается информация в газете, по телевидению и т.д. Общественность имеет право высказать свое мнение о проекте, замечания, протесты, предложения.
Одновременно идет наработка официального письменного документа — письма-обзора адекватности (или соответствия). Департаменту дается 60 дней па подготовку этого документа. Работа ведется в постоянном диалоге с компанией: Департамент высказывает свои замечания и предложения, задает вопросы. Подготовленное письмо — обзор адекватности направляется в адрес компании. Компания должна представить дополнительную информацию, а так же дать ответы и разъяснения па вопросы, изложенные в письме, а так же поставленные общественностью и поступившие от государственных организаций. На эту работу компании дается тоже 60 дней. Кроме этого, специалисты Департамента совместно с представителями компании, других государственных и общественных организаций хотя бы один-два раза должны посетить район, где планируется разработка месторождения. Если компания не успевает представить необходимую информацию и внести изменения в проект в срок, то Департамент может продлить его по какой-то период. Но следует учесть, что компания должна предоставить дополнительную информацию, а департамент должен иметь время на ее рассмотрение.
Если проект не принят, то аргументируется но каким причинам, и если принят, то это решение тоже обосновывается. Департамент официально уведомляет компанию о результатах рассмотрения проекта. Копия данного документа может быть запрошена любыми государственными и общественными организациями. В случае необходимости департамент проводит по итогам рассмотрения проекта неформальные информационные встречи, прессконференции для всех заинтересованных лиц и организаций.
Однако бывает, что протесты общественности продолжаются, и они иногда, в том числе, высказывают требования более широкою плана. которые не входят в компетенцию Департамента по природным ресурсам. Например, общественность возражает против строительства шахты потому, что рядом с их жильем будет слишком интенсивное движение транспорта. Это замечание адресуется не департаменту, а Совету по восстановлению земель. Если протесты продолжаются, то принимается решение о проведении официальных слушаний, на которых дискуссия ведется обязательно с предос-тавлением официальной документации. Официальные слушания проводятся Советом по восстановлению горных земель штата.
Перед официальными слушаниями организуются предварительные слушания, где представители Совета по восстановлению земель. Департамента, компании и общественности еще раз обсуждают все замечания и неясности, определяют какие вопросы окончательно будут вынесены на обсуждение, какие необходимо представить документы, кто должен обязательно выступить и т.д. Официальные слушания проходят через 10 дней после проведения предварительных слушаний.
Общественность, государственные организации, горнорудные компании, все заинтересованные лица заблаговременно информируются о числе, месте, времени, а также программе проведения официальных слушаний.
Подробнее остановлюсь на работе Совета по восстановлению земель нашего штата.
В Совет входит семь человек, пятеро из них назначаются губернатором штата, а двое избираются различными организациями. На сегодня профессионально двое из семи членов совета связаны горной промышленностью и знают горное дело, два человека представляют интересы окружающей среды и охраны природы, есть специалист по сельскому хозяйству, специалист по почвам. А так же в состав Совета входит директор Департамента природных ресурсов штата Колорадо. При назначении членов совета губернатор должен поддерживать профессиональный баланс и учитывать представительство разных интересов. Губернатор назначает членов Совета, но не имеет права в дальнейшем вмешиваться в его деятельность. Совет выбирается на 3 года. Решения Совета обжалованию не подлежат.
Процедура голосования проста: решение принимается большинством голосов, права вето никто не имеет. Голосование тайное. Решение Совета является окончательным. На заседаниях Совета могут присутствовать те граждане и представители общественности, которые имеют возражения против проекта, специалисты и руководители нашего Департамента, компании и все, кто пожелает. Важно то, что в ходе официальных слушаний ни одна из сторон не имеет права давать ложные или искаженные сведения. Это преследуется в судебном порядке.
Ведется магнитофонная и стенографическая записи. После завершения слушаний Совет без свидетелей обсуждает услышанную информацию и выносит постановление — можно ли продолжать работу по этому проекту, согласны ли они с предложенными рекомендациями со стороны департамента, требуют ли они каких-либо изменений в предложенном проекте, а если проект отклонен, то но каким направлениям надо его усовершенствовать. Компания может внести изменения в проект и обратиться вновь в Департамент. Если компания не согласна с решением Совета, то она имеет право обратиться в суд.
После того, как Совет одобряет предложенный проект, Департаменту разрешается официально опубликовать проект. Важно, что после всего этого, Департамент выдает лицензию компании только после внесения страхового залога. Если залог не уплачен в течение года. то все решения аннулируются, и компании нужно будет начинать сначала.
При проведении официальных слушаний очень важным моментом является проверка достоверности информации. Поэтому после заседания Совета все записи перепроверяются. И если обнаруживается недостоверная информация, то решение Совета аннулируется.

Может ли представитель компании быть членом Совета?

М. Л.: Вообще-то представители компании имеют право быть избранными в состав Совета. Но если рассматривается дело, касающееся той компании, где они работают, они должны заявить самоотвод.

Обязательны ли официальные слушания, если нет вопросов в ходе неформальных слушаний?

М. Л.: Предварительные и официальные слушания проводятся только в том случае, если есть незакрытые вопросы.

Так как состав Совета известен, то компания может оказать давление на них?

М. Л.: Это запрещено законом. Если о фактах или даже малейших попытках давления становится известно, то компания не получит разрешения. Им надо будет все начинать сначала. Если же представитель Совета, вопреки истине, будет выступать в пользу компании. ему возможно придется от-вечать в судебном порядке за искажение достоверности информации.

Подобная процедура получения лицензии существует в каждом штате?

М. Л.: Общая схема универсальна, но в каждом из штагов могут быть свои особенности.

Принимает ли участие какой-либо федеральный орган в процессе лицензирования?

М. Л.: У нас пет никаких федеральных органов, имеющих отношение к выдаче лицензий на добычу полезных ископаемых. Заключен меморандум с федеральными органами, который делегировал эти полномочия органам штата. Геологическая служба США не имеет никаких аконодательных функций. Главная функция этого органа — сбор научной информации по ресурсам. В большинстве случаев мы делаем все работы по лицензированию самостоятельно, без привлечения экспертов со стороны, так как это неправомерный расход денег. В нашей службе представлены все необходимые специалисты.

Есть ли при проведении конкурса на получение лицензии на месторождение преимущество у компании, которая является первооткрывателем или провела там геологические исследования?

М. Л.: Абсолютное право на данную территорию имеет та компания, которая проводила там разведку. Результаты исследований, проведенных поданной территории — собственность компании. Хотя она может их продать, передать другой компании и т.д. Были ли случаи, когда вы отказали в выдаче лицензий.
Да. Бывает, что компания недостаточно тщательно готовит материалы заявки, не имеет информации по тем вопросам, которые интересуют Департамент. В таких случаях Департамент имеет право принять решение, что компания не готова к ведению работ по разработке месторождения.

Были ли такие случаи, когда по протесту общественности запрещалась деятельность компании по разработке и добыче полезных ископаемых?

М. Л.: Да. Например, одной из компаний запретили разработку месторождения строительного камня в Голденс, близ Денвера. Протесты общественности имели два аспекта: первое — разработка шахты повлияет на качество жизни людей, и второе — нет уверенности, что земли будут достаточно рекультивированы после закрытия рудника. Анализ правомерности первого аспекта вне компетенции нашего Департамента, а вот оценку эффективности планов рекультивационных работ компании сделал наш Департамент. Общественность — это жители города Денвера.

Всегда найдется в городе 50 человек, которые назовутся общественностью и начнут выступать против, например, золотодобычи. Неужели их голос надо учитывать?

М. Л.: В принципе любой житель может высказать свой протест, который должен быть принят во внимание. До 1400 человек у нас принимали участие в протестах такого плана.
Но возражения общественности учитываются только в том случае, если они имеют веские доказательства и научно обоснованны, прежде всего, по следующим позициям:
а) это наносит вред окружающей среде;
б) это невозможно в достаточной степени восстановить. Возражения общего характера, типа — "...мы не хотим шахту под боком...", не принимаются.

Возмещает ли при этом правительство штата убытки компании? Как это было в случае с компанией, планировавшей горнорудные работы вблизи Иеллоустонского национального парка.

М. Л.: Нет. Тем более, что для разрешения описываемой выше ситуации компания должна была представить дополнительную информацию, но она отказалась.
По Иеллоустонскому национальному парку суть проблемы в том, что возникала угроза не для населения (его там нет), а для хрупкой природной экосистемы геотермальных источников. Шли очень активные протесты и выступления общественности в защиту природы национального парка. К тому же, проект был проработан очень слабо технически.
Решение о лишении лицензии компании было принято на федеральном уровне. Компания получила компенсацию: ей был выделен земельный участок в другом месте. Это нетипичный случай.

Бывают ли ошибки у Департамента? Перед кем он несет ответственность?

М. Л.: Конечно, ошибки бывают. Получаем взбучку, начиная от босса и заканчивая общественностью, телевидением, газетами и т.д. Мы обращаемся к компании за поддержкой и просим внести дополнительные изменения в предложенный проект. Если компания отказывается, то мы можем заставить ее сделать это в принудительном порядке, вплоть до изъятия страхового залога. Получив лицензию, компания может приступать к работе сразу?
Получив лицензию, компания может приступить к работе в любой день, но только после того, как заплатит страховой залог. Лицензией предусмотрено, что разработка месторождения должна начаться в течение года со дня выдачи ли-цензии. Если же в течение этого времени компания не приступила к работам, то лицензия аннулируется, информация об этом публикуется в газетах, а компания должна пройти весь процесс лицензирования сначала.

Обязана ли компания при получении лицензии информировать ваш Департамент о том, когда она получит первое золото?

М. Л.: Компания представляет Департаменту оперативный плач, в котором указаны предварительные сроки строительства объектов, начала разработки, добычи, переработки и т.д. Этого нам достаточно, специальной информации не требуется.

Если в процессе деятельности рудника, вдруг изменяться стандарты качества воды и других компонентов окружающей среды, которые уже зафиксированы в лицензии, будут ли изменены требования к компании?

М. Л.: Все зависит от ситуации. Бывает, что требования к стандартам изменяются в процессе функционирования объекта, как правило, по уважительным причинам. В результате, планируется один уровень, а реальность такова, что, предположим, стандарты должны быть более строгими. Если в изменении стандартов в лучшую сторону заинтересована компания, то расходы идут за счет компании (например, более высокая степень очистки воды). Если же — это была инициатива федерально-го правительства или органов штата, то они берут на себя часть дополнительных расходов компа-нии. Например, правительственные органы решат превратить какой-то ручей в рыболовный, тогда как в документах оговорено, что он должен быть просто чистым. Каждый раз вопрос решается конкретно, исходя из обстоятельств.

Какова возможность получения информации по экологическому мониторингу "зеленой" общественностью? Является ли эта информация платной?

М. Л.: Эта информация открыта. Общественная организация может получить ее по запросу. Как правило, информация предоставляется бесплатно или иногда за чисто символическую плату. Все расходы по распространению этой информации несет Департамент. Кто ведет наблюдение за атмосферным воздухом и осадками?
От компании не требуется проведение климатологических наблюдений по количеству осадков. Они получают эти данные от метеорологических служб. Что касается качества воздуха, то, как правило, наблюдается один из параметров — количество пыли. Чтобы пыли было меньше, делают полив дорог, и инспектор следит за этим.

Проводится ли газовый анализ воздуха на хвостохранилище ?

М. Л.: Нет. Анализируется только наличие в атмосфере пыли.

В случае обнаружения нарушения или какого-нибудь изменения проекта может ли компания самостоятельно приостановить работы?

М. Л.: Компания обязана проконсультироваться в Департаменте. Если они хотят временно прекратить какой-то процесс, то нам представляется отчет с объяснением причин приостановки работ. Не обязательно, чтобы Департамент согласился с предложением компании.
Когда действующая компания по каким-то причинам приостанавливает добычу, то на "размышления" ей дается 5 лет. Если работы не возобновляются, то компания обязана выполнить необходимый объем рекулыивационных работ. Если же процесс идет непрерывно, то она может добывать золото, пока не иссякнут запасы.

А каков механизм лишения лицензии?

М. Л.: Если установлено, что компания нарушает природоохранное законодательство и правила, то для начала налагаются штрафы, а компании предоставляется возможность поправить ситуацию. Если она отказывается выполнить предъявленные требования, то могут быть привлечены силовые структуры. В случае неподчинения компания лишается лицензии. Мы аннулируем страховой залог и организуем проведение рекультивационных работ.

Занимается ли ваш Департамент выдачей лицензий на добычу подземных вод — минеральных, пресных, термальных?

М. Л.: Нет. Это делает другой Департамент.

Организация инспекционной работы на горнорудных объектах.

М. Л.: С момента подачи заявки осуществляется инспекторский контроль работы компании Департаментом.

Кто оплачивает деятельность инспекторов ?

М. Л.: Инспекторам платит Департамент. Наше финансирование идет из двух источников: из федерального бюджета и за счет средств, которые Департамент получает от платы компаниями за рассмотрение заявок, ежегодных платежей за природопользование и страхового залога.
Кроме этого, на руднике постоянно находится государственный инспектор, общественный инспектор и адвокат, работа которых оплачивается компанией.
Есть два основных типа инспекции: инспекция общего соответствия, когда проверяется соответствие реально существующего и работающего объекта тому, что было запланировано, и инспекция, когда внимание фокусируется на каком-то одном объекте или аспекте и проверяется стабильность функционирования системы. Особенно важен контроль за строительством объектов, которые могут принести ущерб окружающей среде, например, хвостохрапилища. Инспекторские проверки проводятся по графику, но чем больше проблем возникает при строительстве или в работе рудника, тем чаще они происходят. Инспектор должен хорошо знать проектные документы, работать очень оперативно и быть в курсе всего, что происходит на руднике. Он обязательно регулярно сообщает результаты своих проверок компании и Департаменту.
Мы считаем, что инспекторы — самые важные люди, это главный посредник между компанией и отделом, так сказать — наши "глаза и уши". Инспекторы наделены довольно большими полномочиями, и их профессиональный уровень должен быть очень высок. Например, они по ситуации могут разрешить внести изменения в лицензию уже в ходе работы и без дополнительных согласований. Инспектор может принять решение об изменении страхового залога, о необходимости вмешательства судебных органов в работу компании в каких-то особых ситуациях. В случае обнаружения нару-шения компанией природоохранного законодательства инспектор имеет право предъявить штраф-ные санкции, размер которых он определяет сам, и предписать меры по исправлению ситуации.

Кто проводит мониторинг за состоянием окружающей среды при эксплуатации месторождения? Контролируете ли вы, как он ведется?

М. Л.: Прежде всего специалисты отдела оценивают степень возможного риска для окружающей природной среды в результате эксплуатации месторождения, и мы предпринимаем все необходимые контрольные меры, чтобы свести его к минимуму. Мониторинг проводит компания, но предварительно она представляет план работ по экологическому мониторингу в Департамент. Мы его просматриваем и даем свое "добро" на исполнение. Компания должна постоянно сообщать нам о том, как идут работы на руднике, и давать данные мониторинга. Кроме того, специалисты Департамента проводят контрольный мониторинг: берут контрольные образцы, пробы, делают контрольные замеры. Инспектор от Департамента. который посещает компанию, может так же проверить текущие данные мониторинга, которые еще не поступали в Департамент.

Как часто компании должны представлять в Департамент отчеты ?

М. Л.: Частота отчетов устанавливается по договоренности между компанией и Департаментом: это может быть раз в квартал или ежегодно.
Если есть необходимость, то инспектор может привлечь для рассмотрения какой-либо проблемы на руднике любого независимого специалиста со стороны или организовать независимую экспертизу. Эксперты, например, могут сделать вывод — достоверны ли данные и результаты экологического мониторинга, которые компания представляет в Департамент, достаточно ли полно и четко мониторинг отражает экологическую ситуацию на руднике. За мониторинговые работы в районе месторождения, который проводится регулярно, платит компания, а за проведение независимой экспертизы платит Департамент (иногда счет выставляется компании). Решение о необходимости независимой экспертизы, ее целесообразности, периодичности проведения принимает Департамент, исходя из своего бюджета и реальных условий, потому что это достаточно дорогое мероприятие.
На практике, в большинстве случаев, компании действуют согласно своим планам, и Департамент доверяет компаниям. Независимая экологическая экспертиза требуется, как правило, только в особых случаях.

Кто проводит анализ проб и образцов?

М. Л.: В Департаменте есть лаборатория и все делается нашими специалистами. Но если проводится независимая экспертиза, то анализы отправляют в независимую лабораторию. Компании тоже пользуются услугами независимых лабораторий. У нас очень много лабораторий, которые занимаются этими работами. Компания сама делает выбор.

Надо ли делать ссылки на то, какая лаборатория сделала анализы ?

М. Л.: Да, обязательно.

Проводится ли сертификация лабораторий? Обязательно ли пользоваться услугами только сертифицированных лабораторий?

М. Л.: Да, лаборатория должна быть достаточно оборудована и иметь персонал соответствующей квалификации. В плане экологическою мониторинга компания указывает методику, по которойбудет проводится химический анализ проб и образцов. В лаборатории, услугами которой пользуется компания, аналитические работы должны проводится именно по этой методике

Имеет JIM право инспектор приехать по своему решению, если даже эта проверка не предусмотрена в графике?

М. Л.: Инспектор имеет право приехать на объект в любое время. Но все же делается график посещения объекта, который согласован с планом строительных работ и оперативным планом деятельности рудника. В нем планируется, что инспектор должен побывать хотя бы один раз на каждом объекте и присутствовать при выполнении наиболее важных работ.
Кроме плановых, проверки проводятся по устным и письменным жалобам граждан и обращениям общественности. Срок рассмотрения жалобы — 30 дней. О результатах проверки письменно сообщается заявителям. Граждане могут оставаться анонимными, и инспектор не имеет право сообщать компании по чьей жалобе проводится проверка, если этого не хочет направивший в Департамент жалобу гражданин.

Кто, кроме инспектора Департамента, имеет право налагать штрафы за нарушение природоохранных мероприятий?

М. Л.: Налагать штрафы может только Департамент. Сумма штрафа не ограничена. Размер штрафа в зависимости от степени ущерба — от 100 до 1000 долларов в день. Штраф начисляется со дня обнаружения нарушения до того дня, когда все будет приведено в порядок.

Какова сумма налогов, которые платят горнорудные компании вашего штата ?

М. Л.: Эта сумма налогов в год составляет — 400 млн. долларов в федеральный бюджет я 600 млн. долларов в местный бюджет (это 25% от бюджета шпата).

Какая доля налогов направляется на природоохранные цели?

М. Л.: Нет какого-то отдельного счета для финансовых средств на охрану природы. Большинство этих денег используется на благо штата и его жителей: строятся новые дороги, школы, больницы и т.п.
На сегодня в Колорадо самое значительное место в экономике занимают сельское хозяйство, туризм и горнорудная отрасль.
Более десяти тысяч человек работают на рудниках и занимаются разработкой месторождений и около пятидесяти тысяч человек работают в сопутствующих службах. Тем, кто работает непосредственно на шахтах, платят больше, чем на любой другой работе.

Каково в вашем штате соотношение площадей, пораженных горной промышленностью, и естественными экзогенными процессами?

М.Л.: Точное соотношение трудно назвать. Известно, что достаточно большие территории подверглись негативному воздействию в результате деятельности предприятий горной промышленности. На экологическую ситуацию в штате Колорадо очень сильно повлияло то, что на его территории находится около 20 тысяч брошенных шахт. Порядка 12 тысяч милей водотоков (ручьев) имеют отклонения от принятых стандартов по качеству вод (кислотность, тяжелые металлы и т.д.).
Однако мы учитываем, что высокая степень минерализации водных объектов и почвенного покрова зачастую не связаны с деятельностью горнодобывающей промышленности, - она является естественной. И иногда, так как очень мало осталось нетронутых человеческой деятельностью территорий, бывает очень сложно провести грань между этими двумя процессами.
Таковы лишь некоторые аспекты практической деятельности Департамента и горнорудных компаний в штате Колорадо. Еще раз подчеркну, что для успешного решения проблем охраны окружающей среды при ведении горнорудных работ необходимо особое внимание уделить тщательному составлению заявок на получение лицензии, правильному определению страхового залога и хорошо поставленной инспекционной работе.
В конечном итоге, надежное строительство и разработка рудника в соответствии со стандартами в интересах всех — не только инспекторов и государственного Департамента, но и компаний, которые, конечно, в будущем хотят работать эффективно и безопасно для себя, а значит вместе мы должны сделать все для сохранения окружающей нас природной среды.

Назад