В июне прошлого года население Аляски отметило знаменательную и весьма значимую дату в истории штата. В 1997 году Транс-Аляскинский нефтепровод отпраздновал свой 20-летний юбилей.
20 ЛЕТ ЭКСПЛУАТАЦИИ 3 ГОДА СТРОИТЕЛЬСТВА 7 ЛЕТ БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ ВОЛОКИТЫ
НЕФТЯНАЯ ИДЕЯ АЛЯСКИ
В памяти многих жителей штата Аляски хорошо сохранились времена предшествующие строительству Транс-Аляскинского нефтепровода. Во многих полярных поселках отсутствовали системы водоснабжения и канализации. Все сухопутные и воздушные сообщения были, как правило, блокированы в зимние месяцы. Электроэнергия считалась почти роскошью. Вырабатывалась она в основном малыми дизельными генераторами. Местной учащейся молодежи приходилось на несколько месяцев в году выезжать на кемпусы учебных заведений в других районах Аляски для стационарного обучения, а местные спортивные команды с трудом выбирались с периферии в центр. Просто не было ни денег, ни инфраструктуры. Потом была обнаружена нефть в районе Норд-Слоуп и был построен Транс-Аляскинский нефтепровод.
Аляска расцвела и превратилась в регион с современной экономикой. Для многих это было просто из разряда маловероятного. На Аляске теперь имеются: хорошие дороги, развитая система транспортных сообщений, развитая коммуникационная инфраструктура и современные программы по искусственному разведению лосося. Все это оплачивается деньгами, заработанными на нефти. Созданная таким образом инфраструктура, в свою очередь, благоприятствует развитию и стимулирует становление других, совершенно новых промышленных отраслей. Также немаловажно, что на сегодняшний день в Долговременном Фонде штата Аляски имеется более 20 миллиардов долларов сбережений, что называется на «черный дождливый день». Аляска теперь ведет процветающий образ жизни со всеми современными удобствами. Большая часть текущих экономических благ ассоциируется с фактом строительства нефтепровода, который стал нефтеносной артерией, передающей нефть-сырец от месторождений в окрестностях Прадхо-Бей через одну из самых сложных по рельефу частей суши в мире до порта Валдиз. Во многих чертах этот проект стал технологическим чудом, самым крупным проектом в истории, финансируемым из частных источников.
С момента обнаружения нефти в районе Норд-Слоуп потребовалось целых 9 лет для начала воплощения «нефтяной идеи». Сначала предстояло решить все природоохранные, законодательные и технологические проблемы. Затем, немногим более, чем через 2 года первая нефть начала прибывать на нефтеналивной терминал на южном окончании нефтепровода в Валдизе, преодолевая почти 800 миль (1270 км) через 3 горных хребта, 34 крупные реки, и сотни миль арктической тундры. Июнь 1997 года ознаменовал 20-летие начала перекачки нефти. За весь период эксплуатации нефтепровода более 11 миллиардов баррелей (1.750.000.000.000 литров) нефти совершило пятидневный переход от Прадхо-Бей до Валдиза. Около 13.000 заправленных танкеров взяли курс из Валдиза на нефтеперерабатывающие предприятия. За годы с момента выявления обширных нефтяных запасов на Аляске в 1968 году, нефть оказалась здесь в фокусе всеобщего внимания, а сам нефтепровод стал символизировать собой наличие огромного количества новых рабочих мест, большую часть бюджетных поступлений штата, и повышение жизненного уровня для целого поколения аляскинцев. Даже притом, что производительность нефтеносного района несколько снизилась, и трубопровод перекачивает уже меньше нефти — значительно ниже своей пиковой пропускной способности (2.000.000 баррелей в сутки) — виды на будущее все равно хороши. В ближайших перспективах не предвидится финала для той роли, которую играет нефтепровод в жизни Аляски. Современные технологии, новые, хотя и небольшие по приращению запасов, месторождения, а также новые продукты добычи (к примеру, существует возможность добычи и перекачки природного газа из района Норд-Слоуп) — все это звучит многообещающе. Во многом, настоящий период является переломным. В прошлом году, суточный дебит нефтепровода сократился до 1.400.060 баррелей (222.600.000 литров). Но 20 лет назад никто даже и не мечтал, что дебит превысит текущие показатели. И хотя вопрос дальнейшей жизни нефтепровода подвергался различным сомнениям за последние годы, сама история его строительства и эксплуатации отвергает всякие сомнения.
Молодая нефтяная отрасль быстро собрала под свои знамена строительные компании и начала транспортировку оборудования на север. Уже до окончания года, консорциум нефтяных компаний заказал трубы для нефтепровода, которому было суждено пролечь через весь штат с севера на юг. Поставка труб была спланирована на конец 1971 года. Но, как оказалось, такая спешка была преждевременной. Судебные тяжбы с природоохранными органами и земельные иски со стороны этнических групп (индейских племен, населяющих Аляску), надолго приостановили развитие предприятия и превратили многочисленные штабеля труб в часть аляскинского ландшафта. Для продолжения строительства было необходимо получение 515 правительственных разрешений на федеральном уровне и 832 -на уровне штата. Также, необходимым условием было вмешательство Конгресса США с несколькими законопроектами, а также разрешение всех спорных вопросов, претензий и исков. Только по истечении 5 лет была заложена первая секция нефтепровода. Завершение строительства оказалось подвигом юридическим и законодательным, не менее чем подвигом технологическим, или подвигом преодоления сип природы. Строительство потребовало привлечения усилий 70.000 человек.
Но, не смотря ни на что, нефтепровод был построен. Все, начатое строительством Аляскинской автомагистрали, получило достойное завершение и имело неизгладимый эффект для региональной экономики. После строительства автомагистрали американское правительство инвестировало около 2 миллиардов долларов в строительство военных баз на Аляске, что сказалось на развитии расширенной транспортной и коммуникационной инфраструктур, которые в свою очередь, способствовали увеличению числа рабочих мест и стимулировали рост населения штата с 70.000 до 250.000 человек. А нефтепровод — проект общей стоимостью 8 миллиардов долларов, способствующий гораздо большему ежегодному притоку финансов, обеспечил Аляске экономику в ее современной форме.
Месторождение в районе Прадхо-Бей было самой, крупной нефтеносной структурой открытой в Северной Америке. Но и находилось оно на максимальном удалении от рынков сбыта. Вариантами доставки нефти из Прадхо-Бей на нефтеперерабатывающие заводы в «южных 48 штатах в разное время рассматривались возможности использования флотилии супертанкеров-ледоколов или подводных атомоходов-танкеров вместимостью до 170.000 тон.. Для обеспечения свободной навигации подводных атомоходов, один из ученых, работавший в свое время над созданием атомной бомбы, предложил вариант использования мощного заряда с целью расчистки фарватера мелкой гавани у Прадхо-Бей.
С другой стороны, нефтепровод, являющийся более практичным вариантом, должен был пересечь федеральные земельные владения, на которые распространялись еще не разрешенные претензии и иски со стороны этнических меньшинств. Уже к 1971 году Конгресс США принял Закон по урегулированию претензий на земельные владения со стороны индейских племен, который обеспечил особый статус штату Аляска в вопросах политики по отношению к национальным меньшинствам. Вместо формирования индейских резерваций, данный закон предусматривал образование национальных (этнических) корпораций. Каждой такой корпорации законом было гарантировано предоставление 500 миллионов долларов и 44 миллионов акров земельных владений. При этом представители индейских племен стали акционерами своих собственных региональных корпораций.
А между тем, природоохранные структуры продолжали регистрировать иск за иском, основываясь на положениях Закона национальной природоохранной политики, обязательным условием которого было заявление о потенциальном воздействии на окружающую среду. Сторонники строительства нефтепровода сетовали, что судебные тяжбы безнадежно блокировали проект стратегической важности. Но представители «зеленых» предупреждали, что нефтепровод нарушит существующие экологические системы, не говоря уже о его уязвимости с точки зрения возможных землетрясений, лавин, и эффекта нагревания нефти, которая достигает при движении в нефтепроводе температуры 120 градусов по Фаренгейту (48 градусов по Цельсию, — это создает опасность таяния верхнего слоя вечной мерзлоты по которому и должно было пролегать маршруту нефтепровода. Таяние могло вызвать деформацию и разрыв нефтепровода.
Все эти страхи, ни много ни мало, способствовали появлению нововведений, инженерных решений, которые, по мнению самих инженеров, ранее не имели прецедентов. Часть трубопровода была размещена над поверхностью земли с обеспечением специальной теплоизоляции, для предотвращения воздействия температур на вечную мерзлоту. Другие секции нефтепровода, например в районе перевала Атиган, там, где трасса достигает наивысшей точки над уровнем моря 4.739 футов (1.444 метров), были изолированы и проложены под землей, во избежание разрыва из-за возможных сходов снежных лавин. Некоторые подземные секции общей протяженностью 4 мили (6.5 км) специально охлаждаются искусственными методами во избежание таяния вечной мерзлоты.
Линия нефтепровода пролегает зигзагообразно, обеспечивая необходимый допуск по деформации растяжения, сжатия и продольного смещения на случай землетрясений. Магистральная труба также укрепляется на опорах, которые могут «гулять» из стороны в сторону на специально предусмотренных треках. Амортизирующие бамперы нейтрализуют любой контакт трубы с опорными стойками. На интервалах в несколько миль установлены клапаны, автоматически запирающие поток при возникновении любой утечки. В местах, где магистральная труба установлена над землей, непременно обеспечен достаточный клиренс, минимум 5 футов (1.5 м) для обеспечения беспрепятственной миграции животных (оленей, карибу и др.).
Новый фактор, усугубляющий необходимость строительства нефтепровода, возник 6 октября 1973 года, после начала Йом Киппурской войны на Ближнем Востоке, в результате которой Египет и Сирия оккупировали Израиль. В ответ на поддержку, оказанную Соединенными Штатами Израилю, Саудовская Аравия и другие страны-члены ОПЕК объявили нефтяное эмбарго. Месяц спустя Конгресс США принял Закон о санкционировании Транс-Аляскинского нефтепровода и Президент Никсон собственноручно его подписал. В начале следующего года мировые цены на нефть возросли в 4 раза и достигли 11 долларов за баррель (159 л).
Компании «Арко» и «Хамбл» теперь «Экссон») приступили к строительству нефтепровода. Позже этот проект привлек и других участников. Всего семь корпораций объединили свои усилия в осуществлении проекта: «Арко», «Экссон», «Амерада Гесс», «Бритиш Петролеум», «Мобил», «Филлипс» и «Унакэл». Они образовали корпорацию «Алиеска Пайплайн Сервис Ко.» специально для обслуживания проекта. Еще одна корпорация, «Кроули Мэри-тайм» выступила в качестве перевозчика для транспортировки морем всех необходимых строительных материалов. Весь маршрут нефтепровода был разделен на пять отдельных секций. За каждую отвечал отдельный генеральный подрядчик из привлеченных пяти: «Моррисон Хадсон Ривер», «Перини Арктик Ассосиэйтс», «Эйч-Си Прайс», «Ассосиэйтед Грин Энд Арктик Констракторс». Корпорация «Алиеска» совместно с бюро по земельному управлению и другими правительственными наблюдателями координировала и контролировала развитие всего проекта.
Многие современники проекта до сих пор помнят трубы, много труб. Они складировались повсеместно — секции по 12 и 18 метров, 1.22 м в диаметре, каждая могла весить до 10 тонн. Трубы заполнили все свободные пространства в Анкоридже. Уложенные в огромные штабеля, они копили на себе снег в зимние месяцы, а летом беззастенчиво выставляли свою рыжую ржавчину на всеобщее обозрение. В течение целых 5 лет, вплоть до середины 1970 года, свалки труб напоминали всем и каждому, что судьбе штата Аляска еще предстоит свершиться. Каждый, кто побывал на Аляске в тот период, непременно сфотографировался стоящим на трубе, сидящим внутри трубы или смотрящим сквозь трубу. Для рядовых рабочих-строителей нефтепровод создал свою особую атмосферу. Это было сродни летнему лагерю, с одним отличием — платили хорошие деньги. По воспоминаниям непосредственных участников, работать приходилось очень много. Таких строительных «городков» или «лагерей» насчитывалось всего 29. В одном из них, расположенном в окрестностях Валдиза, наряду с 270 мужчинами работали и 30 женщин. Рабочий день продолжался от 14 до 18 часов, однако питание и проживание рабочих были организованы великолепно.
В общей сложности, на Аляску были доставлены 3 миллиона тонн различных строительных материалов. Транспортировка до Валдиза не составила проблем, так как она производилась через портпункты, открытые для операций круглый год. А вот доставка оборудования для трубопровода и месторождения в районе Норд-Слоуп подразумевала крупномасштабную морскую перевозку водами Северного Ледовитого океана, которые обычно свободны от ледового покрова всего несколько недель в году. Объем оборудования и материалов, подлежащих перевозке, был действительно впечатляющим. Партии грузов для корпорации «Арко», например, включали 10 насосных модулей длиной 100 футов (30.5 метров) и весом 272 тонны каждый; 4 модуля той же длины, но весом по 850 тонн; различные конструкции высотой с 9-этажный дом весом до 500 тонн; рекреационный центр, включающий гимнастический зал, волейбольную площадку, конференц-зал на 250 мест, сауны, библиотеку, и беговую дорожку. Представители перевозчика «Кроули Мэритайм» утверждают, что все перечисленное было самым крупногабаритным грузом, когда-либо перевозимым с помощью барж на длинные расстояния. По мнению руководства компании, вся операция была опытом «набивания синяков и шишек». Приходилось мириться с тем, что работу можно было начинать только в середине июня и продолжаться она могла только в течение 6 недель, пока морской путь не был закрыт льдами. Также пришлось научиться на горьком опыте, что характер прохождения ледовых полей в каждый конкретный год зависел от розы ветров.
В некоторые годы рейсы проходили гладко. Например, в 1970 году 36 барж, преодолев расстояние 3.500 миль (5.630 км) доставили на северные строительные площадки 187.000 тонн грузов. Выгрузка была произведена за 18 дней. Представителям «Кроули» одно время очень льстила одна цитата из популярного журнала, которую приписывают одному известному американскому писателю, которому случилось побывать на Аляске: «Вызов, брошенный Норд-Слоуп, имел временные рамки, логическое обоснование, эмоциональный заряд и риск, характерный, для дня высадки десанта, с одним отличием — никто не открывал огня». Но в 1975 году ветры подули с севера. Льды связали все подходы и выходы. Все попытки пробиться оказались тщетными, и ледовый напор стал представлять реальную опасность для груза. Это был не лучший момент для флотилии, чтобы оказаться в тисках льдов. Строительство нефтепровода набирало темпы, и без оборудования подача нефти на Валдиз могла быть отложена еще на один год. Президенты всех нефтяных компаний и администрация компании перевозчика провели экстренное совещание с представителями Береговой Охраны США. Получив дополнительные гарантии о предоставлении экстренной помощи от Береговой Охраны, стороны решили форсировать операции. В итоге, после 2 сентября, когда лед отступил, 10 баржам удалось пробиться.
Был момент, когда лондонское страховое общество «Ллойд-с», обслуживающее компанию-перевозчика, информировало о своем отказе покрывать дальнейшие убытки и риски в связи с текущими транспортными операциями. Тогда, во избежание потенциальных рисков для флотилии компании перевозчика барж и груза стоимостью 500 миллионов долларов, корпорации «Кроули Мэри-тайм», «Арко» и «Сохио», совместно приняли решение покрывать до 40 процентов всех неустоек, связанных с простоями. Уже к 27 сентября появился еще один просвет. Флотилия продвинулась дальше и обогнула Пойнт-Барроу. Дальше проход был блокирован. Температуры резко упали. Крупные и более мощные океанские буксиры («Ворриорс» — 9000 л.с.) еще могли маневрировать во льдах, а менее мощные буксиры малого класса были полностью скованы. Экипажи попытались выставлять грузы на лед. Было всего два выхода из ситуации: либо попытаться спасти баржи, либо остаться скованными во льдах и все потерять. В течение нескольких недель мощные буксиры резали тропы, во льду, чтобы освободить остальные буксиры и баржи. Но «тропы» снова перемерзали и становились еще менее проходимыми. Но попытки вырваться предпринимались снова и снова. Вместо обычной даты прибытия во второй половине августа грузы на этот раз были доставлены на строительную площадку только в октябре.
Нефтяные вентили на Прадхо-Бей впервые были открыты 20 июня 1977 года, через 2 года 3 месяца после укладки первой трубы. С тех пор нефтепровод вознаградил Аляску сполна. Транспортные тарифы, которые варьируются в зависимости от цены транспортируемой нефти, принесли доходов в казну штата до 1,4 миллиарда долларов уже в 1987 году, а к 1992 году доходы штата уже превысили 2 миллиарда долларов. Большая часть этих средств идет на поддержку правительства штата (примерно 4 из каждых 5 долларов правительственных эксплуатационных затрат покрываются за счет поступлений от эксплуатации нефтепровода).
Появление новых статей бюджетных доходов от нефтедобывающих источников не только привело к упразднению подоходного налога в штате Аляска, но также способствовало генерированию новых доходов, которые обеспечивают дополнительные ежегодные дивиденды резидентам штата, в прошлом году -1.130 долларов на душу населения. Эти оплаты поступают из Долговременного Фонда штата Аляска, «общественной свиньи-копилки», который был учрежден общественным референдумом в 1976 году. Таким способом Аляска намерена откладывать деньги на «черный дождливый день», день — когда нефтяной поток в нефтепроводе иссякнет. На апрель 1997 года Долговременный Фонд составил 15 миллиардов долларов.
Прямо или косвенно, нефть и нефтепровод «закачали» миллиардные суммы в экономику штата, создавая несчетное количество новых деловых возможностей. Сегодня, за более чем 20 лет эксплуатации нефтепровода, по нему прошло более 11 миллиардов баррелей (1,749 триллиона литров) нефти. Это превышает изначально прогнозируемые запасы 9,6 миллиардов баррелей (1,526 триллиона литров). По правительственным прогнозам в районе Норд-Слоуп будет добыто еще 5.7 миллиардов баррелей (874,5 миллиардов литров) нефти. Добавили надежды и новые, хотя и не крупные, открытия, а также новые способы добычи дополнительных объемов нефти из существующих и уже эксплуатируемых структур. Такие способы сегодня включают использование растворителей и производного давления природного газа, который до недавнего времени рассматривался как малозначимый поточный продукт нефтедобычи. В прошлом году федеральное правительство также сняло запрет на экспорт Аляскинской сырой нефти, что обеспечило местным производителям более благоприятные условия для конкуренции на мировых рынках, где уже не существует нефтяных картелей, способных оказывать давление на США, угрожая сокращением или прекращением объемов поставок нефти.
Надежда укрепляется и в форме финансовых ассигнований и вложений. Корпорация «Бритиш Петролеум», которая за последние 10 лет инвестировала около полумиллиона долларов ежегодно в развитие экономики Аляски, в декабре 1997 года вынесла решение в течение последующих 5-ти лет увеличить ежегодные вложения до 700 миллионов долларов.
Среди многих других направлений, «Бритиш Петролеум» намеревается предпринять разработку месторождения «Нордстар», характеризуемое объемом запасов 130 миллионов баррелей (20,670 миллиардов литров) и символизирующее новую эру в истории взаимодействия между нефтяными корпорациями и правительством штата. В 1996 году правительство Аляски приняло законопроект, который предоставлял «Бритиш Петролеум» некоторые концессии взамен на обязательство привлечь аляскинских подрядчиков для разработки и эксплуатации месторождения, Данный законопроект сразу же вызвал правовой спор, основанный на (факте конституционных противоречий. Но правительство штата все же предоставило концессии для ускорения разработки маргинальных (второстепенных) нефтеносных структур, которые в обратном случае были бы попросту игнорированы.
По мнению представителей «Бритиш Петролеум», как ведущий производитель нефти в районе Норд-Слоуп эта корпорация может предпринять рад обширных мероприятий с целью «перечертить угрожающие прогнозные графики», которые утверждают постепенный и неуклонный спад производства нефти в этом районе. По словам менеджеров «Бритиш Петролеум» даже существует возможность стабилизации собственного уровня добычи в течение нескольких лет. В 1996 году «Бритиш Петролеум» производила до 526.000 баррелей (83.634.000 литров) нефти в сутки. В планах корпорации — увеличение производства нефти до 600.000 баррелей (95.400.000 литров) в сутки уже к 2000 году. Корпорация «Арко» также открыла новые нефтеносные структуры и продолжает поисковые работы. Она также надеется добиться выравнивания объемов выработки к концу уходящего столетия, работая под девизом: «Без спадов после 1999!».
А теперь на Аляске у всех на слуху новое слово — «газ». Ранее рассматриваемый в качестве отходного побочного продукта производства нефти, в современных условиях природный газ — это уже ценный продукт и товар. И хотя идея поставки природного газа из района Норд-Слоуп на американский энергетический рынок была просто осмеяна в прошлом, в настоящее время она обретает все больше сторонников, в том числе и в рядах правительства штата. Корпорация «Арко» владеет примерно третью известных оценочных запасов природного газа на месторождениях Норд-Слоуп, которые составляют 26 триллионов кубических футов (736,32 миллиардов кубометров), что эквивалентно 1,4 миллиарда баррелей (222,6 миллиарда литров) нефти. По величине это, конечно, не сравнится с открытием нефти на Норд-Слоуп от 1968 года, но, тем не менее, может способствовать пополнению сейфов правительства штата на 400 миллионов долларов ежегодно, как утверждают представители Комиссии по внутренним поступлениям штата Аляска. Даже в случае с нефтью изначально существовала проблема доставки ее на рынки сбыта. А что касается газа, существует определенная изменчивость на рынках газа и существует потенциальная опасность, которая состоит в том, что после осуществления инвестиций для разработки какого-либо газового месторождения, в другом месте земного шара может быть открыто другое менее дорогостоящее месторождение, которое подорвет существующие рынки.
Корпорация «Экссон», в числе многих других, выступает пионером в разработке новой концепции транспортировки природного газа — его сжижения и передачи посредством традиционных нефтепроводов. И очевидно, что эта идея привлекает и корпорацию «Алиеска Пайплайн Сервис Ко.».
Участники нефтедобывающего сектора экономики Аляски не прекращают энергичный поиск новых решений и способов наращивания своего потенциала и сегодня. И конечно, никто не берется даже предсказывать «конечную остановку» на трассе жизни, называемой Транс-Аляскинский нефтепровод.
По материалам статьи «Трасса жизни», автор Марк Х. Тернер, «Аляска Эйрлайнз Магазин». Перевод «НКП».
Назад