ПОДВОДНЫЕ РАНЫ
Залив Принц-Уильям-Саунд выздоравливает от разлива нефти, но подводные раны не заживают
Вальдез, шт. Аляска (США).
Стэн Стивенс не мог сдерживать счастливую улыбку, направляя 27-метровое прогулочное судно «Глейшиер Спирит» через секцию залива Принц-Уильям-Саунд, известную как Вальдезские Сужения.
По обоим бортам его судна зеркальную гладь фьорда то и дело нарушали касатки, увлеченные охотой на пришедшего на нерест лосося, морские котики дрейфовали автостопом на льдинах — крупных и мелких осколках ледников, а сивучи лениво созерцали происходящее с навигационного буя. Словно по сигналу, белоголовый орлан расправил крылья над ледником Колумбия и, к всеобщему восторгу и буйным овациям туристов, спикировал на посадку прямо на ледяную колонну в непосредственной близости от «Глейшиер Спирит».
Внезапно по моей спине пробежал холодок. Публика на борту судна приумолкла.
Прямо по курсу силуэт гигантского нефтеналивного танкера, некогда следовавшего на Вальдез за очередной порцией нефти-сырца с месторождения Нортслоуп, закрыл весь юго-западный горизонт. Мы были на траверзе рифа Блай, того самого злосчастного места, где в пятницу на Страстной неделе 1989 года супертанкер «Экссон Вальдез» напоролся на скалы, пролив около 11 миллионов галлонов (прибл. 50 миллионов литров) нефти в первозданно чистые воды залива. Стивенс, председатель объединения тур-операторов залива Принц-Уильям-Саунд, был среди первых на месте катастрофы в ту ночь. На него сразу нахлынули воспоминания. Казалось, как будто мой старый приятель читал мои собственные мысли. «Боже упаси этому повториться», — сказал он, покачивая головой.
По истечении девяти лет после самого крупного по своим масштабам и уровню нанесенного ущерба разлива нефти в истории США запив Принц-Уипьям-Саунд, непревзойденное по красоте место Аляски, сумел, как это может показаться на первый взгляд, полностью поправить свое изрядно «потрепанное» здоровье. Однако сродни маслянистому осадку, скрытому под валунами в карстовых пещерах и самых неприступных гаванях береговой линии залива, реальное наследие катастрофы по-прежнему таится где-то на глубине.
Некоторые виды морских млекопитающих и птиц, похоже, полностью оправились от неприятностей, другие все еще с трудом отвоевывают утраченное. Суммы штрафов, оплаченных корпорацией «Экссон», были использованы на создание нового центра по охране природы в г. Сюард. На эти деньги были куплены 1.000 статутных миль (прибл. 1609 километров) прибрежной линии для создания природных парков и заказников. Тем не менее, по крайней мере, одно из местных рыбацких сообществ так и не смогло избежать финансового краха, вызванного последствиями разлива нефти.
В настоящее время многочисленным гостям залива Принц-Уильям-Саунд простительно не вспоминать о происшедшем. Пассажиры круизных лайнеров, пассажирских паромов и экскурсионных катеров, бороздящих воды залива, уже практически не встречают реальных свидетельств массивного загрязнения нефтью.
Дрейфующая нефтяная пленка осквернила до 1.500 миль береговой пинии западнее порт-пункта Вальдез до самого полуострова Аляска, но каким-то чудом миновала основные туристические каналы. Пляжи оказались нетронутыми. Ни одно из нефтяных пятен не коснулось плеяды ледников. Представители морской флоры и фауны сохранились в изобилии.
Тем не менее общая картина остается неясной. Недавний отчет Совета Попечителей по вопросам загрязнения танкером «Экссон Вальдез» — специального управления, созданного и базируемого в г. Анкоридж для целей надзора за восстановительными работами, финансируемыми посредством штрафных санкций, наложенных на корпорацию «Экссон», — свидетельствует, что многие представители морского животного и растительного мира по прежнему испытывают на себе последствия загрязнения нефтью. Из обследованных Советом видов только популяция белоголовых орланов восстановилась полностью. Горбуша, нерка, чистики обычные (морские птицы) и мидии обозначены в списках как «восстанавливающиеся». Котики, касатки (орки), каланы, сельдь тихоокеанская, бакланы, утки-арлекины, мраморные и голубеобразные гагарки значатся как «не восстанавливающиеся». Состояние черных устрицеловов, гагар обыкновенных, клем, кларки (красноголового лосося) и речных выдр обозначено как «неопределенное». Биологи, однако, предупреждают, что было бы неверным во всех проблемах обвинять данный случай утечки нефти. Несколько видов, включая котиков, мраморных и голубеобразных гагарок, уже имели тенденции спада популяций еще до происшествия. Ученые не определились в окончательных причинах данного спада.
Нефть по-прежнему там...
Искрящиеся синие воды залива Принц-Уильям-Саунд могут выглядеть первозданно чистыми с экскурсионных паромов, хотя масляные мешки по-прежнему присутствуют. «Да, перевернув камни в ряде мест можно найти нефть, — заметил научный координатор при Совете Попечителей Стэнли Е. Сеннер, — но она не слишком сильно распространена, так что необходимо заранее знать, где искать».
Большая часть галечных пляжей, «пропитанных» нефтью, располагается в юго-западной части залива, в отдаленных районах, изредка посещаемых пешими и водными туристами.
Прошлым летом группы из национального поселения Ченига-Бэй, мобилизованные для ликвидации последствий загрязнения, расположенного на юго-восточном побережье залива Принц-Уильям-Саунд, обнаружили большое количество остаточной нефти в районе Слипи-Бэй и в других местах на близлежащем острове Латуш. С помощью мероприятий, оцененных в сумму 2 миллиона долларов и профинансированных Советом Попечителей, представители поселения в течение 6 недель вымывали нефть с островных пляжей, применяя методы вдувания воздуха и растворителей. «Мы смогли собрать много нефти, — сообщил Лэрри Еванофф, житель Ченига-Бэй. — Но гораздо больше еще осталось».
Корпорация «Экссон» заявила, что на «беспрецедентные и успешные» очистительные мероприятия было потрачено корпорацией порядка 2,5 миллиарда американских долларов и что в июне 1992 года правительственные чиновники заявили об официальном завершении всех очистительных мероприятий в полном соответствии с федеральными и региональными требованиями. В дополнение нефтяная корпорация заявила, что она оплатила более 300 миллионов долларов частным и юридическим лицам, компаниям и сообществам, которым был нанесен прямой ущерб вследствие утечки нефти. «Корпорация «Экссон» сразу приняла на себя всю ответственность за весь ущерб, нанесенный экосистеме залива Принц-Уильям-Саунд, и добровольно организовала программу по встречной реализации исков и компенсации фактического ущерба и всех соотнесенных убытков» — прозвучало в официальном заявлении корпорации. Сверх того, корпорация согласилась оплатить около миллиарда долларов в качестве сатисфакции иска Федерального суда США в 1991 году.
Уголовные штрафы со стороны федерального и регионального (шт. Аляска) правительства составили по 50 миллионов долларов. Но именно компенсация гражданского иска, которая составила 900 миллионов долларов с рассрочкой на 10 лет, обеспечивает покрытие стоимости всех важнейших природоохранных процедур, предпринимаемых в настоящее время в заливе Принц-Уильям-Саунд.
Новые общественные земельные владения
До настоящего времени Совет Попечителей как федерального, так и регионального уровней израсходовал около 270 миллионов от суммы компенсации гражданского иска в целях приобретения земель для организации природных и национальных парков, заповедников, заказников, морских охраняемых районов и национальных лесных угодий окрестностях залива. Самые последние приобретения охватывают более 1000 миль береговой линии и до 280 сегментов нерестовых рек и ручьев.
Новые выгоды и преимущества для жителей и гостей Аляски выражаются в открытии новых районов общественного доступа для любителей путешествий на каяках и плотах, пеших туристов и рыболовов, дополнительных природоохранных мероприятиях, запрете коммерческих лесных вырубок в некоторых зонах риска, надзоре за береговыми зонами нерестовых рек, необходимом для успешного нереста лосося.
В этом году для путешественников самым примечательным проектом в период после разлива нефти будет , новый Аляскинский Центр Морской Жизни в г. Сюард, который расположен в 120 километрах к югу от Анкориджа, связанный с ним автомобильным и железнодорожным сообщением. Сюард — это один из самых активных портпунктов, обслуживающих многочисленные круизные линии.
Новый комплекс стоимостью 52 миллиона долларов открылся 2 мая и предлагает научные и развлекательные программы для своих посетителей. Спонсоры надеются, что данный комплекс станет одной из самых популярных и наиболее посещаемых достопримечательностей штата, и прогнозируют наплыв посетителей за первый сезон до 270.000 человек (для сравнения: численность местного постоянного сообщества всего 3.000 человек).
Совет Попечителей разместил 25,5 миллиона долларов для развития научных программ комплекса. Правительство штата Аляска и мэрия Сюарда предоставляют остальную сумму на развитие проекта. Посетители будут приятно удивлены сериями экспозиции натуральных миниареалов и вольеров некоторых видов животных, включая сивучей, котиков, морских птиц, многих пород рыб, ракообразных и моллюсков, а также других представителей животного и растительного мира Аляскинского побережья. Также гости смогут присутствовать при проведении реальных лабораторных исследований и получить больше полезной и разнообразной информации об экосистемах Аляски.
Центр рассмотрит и возможности лечения и ухода за больными или ранеными морскими млекопитающими и птицами, которых так не хватало в первые дни после катастрофы.
Кордова по-прежнему в крайнем положении
Однако лишь малая толика от сумм компенсаций смогла достичь небольшого рыболовецкого поселка Кордова, где несколько семей понесли тотальный ущерб, утратив свои рыболовные суда — единственные средства к существованию в трудные годы, последовавшие за катастрофой.
«Похоже, нам опять не повезло, — заявил мэр города Марги Джонсон, — мы пострадали больше всех от последствий утечки, но получили меньше всех компенсационных средств». Он сообщил, что большой помощью для Кордова может стать открытие консультационного центра для гостей и молодежи по вопросам загрязнения нефтепродуктами. Также он выразил необходимость развития возможностей глобального маркетинга морепродукции Аляски.
Кордова по-прежнему ожидает от корпорации «Экссон» компенсационной оплаты в размере 5 миллиардов долларов, назначенной Судом Присяжных г. Анкориджа в 1994 году в пользу рыбаков Аляски и всех, кто может фактически доказать понесенный вследствие утечки нефти ущерб. Корпорация, со своей стороны, апеллирует к решению суда. Она заявила в официальном сообщении: «Экссон» считает, что данные санкции являются необоснованными и не удовлетворяют ни один из логических или юридических критериев справедливости и целесообразности. С категоричностью, не свойственной избранным представителям власти, Джонсон заявил: «Корпорация «Экссон» — это одна большая боль в известном месте со стороны спины. Она никогда не была одним из нас и никогда не будет. Аляскинцы если договариваются, то пожимают руки и держат свое слово».
Черри Шоу, исполнительный директор рыболовецкого профсоюза округа Кордова сообщила, что многие в поселке потеряли надежду увидеть какиелибо деньги вообще. «Компенсация — это звучит хорошо, но никто здесь не станет ставить свою ферму на спор, что эти деньги будут нами получены». Черри Шоу от имени 200 коммерческих рыбаков сообщила, что «восстановление «обвалившейся» индустрии происходит медленно и большой кровью. Некоторые рыбаки просто оставили всякую надежду. Другие ушли рыбачить в других районах Аляски. Это грустно. Но мы выживем, как делали это и прежде».
Немногие путешественники знают Кордова. Поселок не сообщается с Другими районами шосейной трассой. По причине отсутствия глубоководной гавани бум круизных маршрутов обошел стороной этот красивый порт в заливе Принц-Уильям-Саунд. Но ситуация aieжна вот-вот измениться. Круизная корпорация «Аласка Сайтсиинг/Круз Вэст», которая в прошлом году инициировала программу суточных круизов на малых паромах в пределах залива, уже в этом году включит Кордова в список своих туров. Были запланированы уже два судна на заход в Кордова на текущий сезон: «Спирит-ов-Аласка» (82 пассажира) и «Спирит-ов-Глейшиер-Бэй».
По городу ходят разговоры об углублении портовой гавани для обеспечения безопасного захода круизных лайнеров. Этот шаг может резко изменить сонный ритм жизни в Кордова и укрепить финансовое положение поселка. «Это может произойти в один прекрасный день», — с надеждой заявил Джонсон.
Новые меры безопасности
За 9 лет с момента катастрофы произошли многие перемены и были предприняты многие шаги с целью предотвращения и профилактики потенциальных повторений подобных загрязнений или сведения потенциального ущерба к минимуму. Они затронули широкий спектр мер ускоренного реагирования, начиная с модифицированных электронных систем управления движением входящих и выходящих танкеров и заканчивая размещением специальных барж со всем необходимым нефтесборным оборудованием и снаряжением ускоренного реагирования в различных секторах залива. Стэн Стивенс считает: «Нововведения просто отличные. Мы теперь чувствуем себя гораздо безопаснее, чем раньше. Но вызывают тревогу некоторая преждевременная удовлетворенность и тот факт, что много танкеров старых лет постройки входит в залив. Их необходимо менять на более молодые суда».
Вальдез является конечным пунктом нефтепровода длиной 800 миль, который тянется от Прудхое-Бэй в Арктической части Аляски. Нефтепровод доставляет ежедневно до 1,4 миллиона баррелей нефти к морскому нефтеналивному терминалу в Вальдезе. Туристы имеют возможность посетить экскурсии морского терминала, а пассажиры круизных лайнеров также наблюдать крупным планом терминал и бункерующиеся танкеры.
Ежедневно здесь бункеровались в среднем до 2 танкеров. Но один из них, под названием «Экссон Вальдез», после аварии был переименован на «Си Ривер Медитеррениан» и в настоящее время находится в Средиземном море.
Конгресс США, по настоянию Сенатора Аляски Теда Стивенса, запретил данному танкеру заходы в воды Аляски. Это послужило лишь символическим актом, но он глубоко запал в душу населения Аляски, Тем не менее экс — «Экссон Вальдез» может снова объявиться в заливе Принц-Уильям-Саунд. Корпорация «Си Ривер Мэритайм», дочернее предприятие корпорации «Экссон», подала иск на предмет возврата судна на Аляску.
Но при любых стечениях обстоятельств этот танкер будет, по мнению аляскинцев, нежеланным и непрошеным гостем. Профессор кафедры рыболовства Университета Аляски Рик Штайнер выразился так: «Это равносильно сообщению в японской прессе, что атомный бомбардировщик «Энола Гей» вернется в Японию для осуществления пассажирских перевозок».
Одно остается ясным, что залив Принц-Уильям-Саунд и население Аляски нуждаются в дополнительном времени для залечивания ран.
Стэнтон X. Пэтти, заместитель редактора «Сиэттл Таймс»
Назад