ГРАБИТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
Осенью на Сахалине состоялось рабочее совещание юристов-экологов, представителей общественных экологических организаций, а также представителей ряда контролирующих природоохранных органов. Встреча была посвящена проблемам освоения нефтяных месторождений шельфа Охотского моря. Аналогичные проблемы все плотнее нависают и над Камчаткой, поэтому нелишне будет заранее изучить горький опыт соседей.
Соглашение между Российской Федерацией и иностранной компанией «Сахалин Энерджи инвестмент Компани ЛТД» о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на шельфе Охотского моря (от 22.06.94г.) — яркий пример того, как наше Правительство «решает» экономические проблемы страны и вытаскивает ее из кризиса, как оно распоряжается принадлежащими всему российскому народу богатствами: сахалинский шельф — это федеральная собственность и принадлежит всей России. Нет уверенности, что подобное соглашение не будет заключено в отношении Камчатского региона, ведь в планах правительства — дальнейшее освоение нефтяных месторождений дальневосточных морей. И если не проводится пока у наших берегов нефтеразведка, то только, наверное, благодаря твердому «нет» нашей администрации.
Сразу оговорюсь, что приведенные в этой статье факты заимствованы из Экспертной оценки по проекту Сахалин-2 и вышеупомянутому Соглашению. Оценка разработана доктором юридических наук, профессором, консультантом Комитета Госдумы по вопросам геополитики Г. Мелковым, кандидатом химических наук, членом-корреспондентом Международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности В. Гороховым и кандидатом юридических наук, президентом Института эколого-правовых проблем «Экоюрис» В. Мищенко.
Анализ Соглашения показывает, что оно заключено на самых невыгодных для России условиях, на которые в XX веке не соглашались даже беднейшие развивающиеся страны. Оно стоит в одном ряду с кабальными соглашениями 1854, 1856 и 1866 гг., навязанными Англией и Францией Египту и закрепившими право Всемирной Компании Суэцкого канала на строительство и эксплуатацию канала сроком на 99 лет. Те договоры были аннулированы Декретом Президента Республики Египет лишь в 1956 г. И вот — в конце XX века — открытые российскими людьми и за российские деньги крупнейшие месторождения нефти и газа на шельфе Сахалина отданы в 100-процентное владение иностранным компаниям сроком на 25 лет, до 2021 года.
Не понеся никакого геологического и финансового риска на стадии поиска и разведки месторождений, Консорциум МММ получает по Соглашению до 100% в ликвидной продукции на возмещение своих затрат, а оставшаяся после этого(!) продукция распределяется следующим образом: 90% — Консорциуму и 10% России. Эти условия раздела продукции будут действовать до момента достижения рентабельности 17.5%. При существующей ситуации, когда все затраты пока несут инвесторы, можно почти уверенно сказать, что указанная рентабельность не будет достигнута никогда. Согласно принятому варианту «раздела продукции» доля России в 1-й год составляет 0.8% от добытой нефти, на 2-й — 1.9%, на 3-й — 2.7% и максимальный объем — 4.7%, после которого опять идет снижение. В мире нет аналогов подобного раздела продукции!
Но начнем с истории. К 1993 г. на сахалинском шельфе были открыты 8 месторождений нефти и газа, из них с промышленными запасами 5: Одопту, Чайво, Пильтун-Астохское, Аркутун-Дагинское и Киринское. Но поскольку в 1991 году у СССР не было своих достаточных финансовых и технических средств, решено было провести конкурс среди инофирм и создать совместное предприятие для их освоения. Победителем конкурса стал консорциум известных западных фирм — «Маратон», «Маклермонт» и «Мицуи» (МММ), возник проект Сахалин-2, а в 1992 году к нему присоединились еще 2 дочерние компании таких известных гигантов нефтегазового бизнеса, как «Шелл»(Нидерланды) и «Мицубиси» (Япония). Я не случайно упоминаю о том, что все компании, входящие в проект Сахалин-2, являются дочерними предприятиями. Сама «Сахалин Энерджи» зарегистрирована на Бермудских островах, а ее собственники — на Каймановых. В случае каких-либо неприятностей, могущих произойти впоследствии, компании будут отвечать только сами и только имеющимся у них имуществом, а именно, капиталом в 100 млн. долларов.
При выборе партнера почему-то не учтены такие важные моменты, как то, что оператор проекта — американская фирма «Маратон» — имела в 1991 году 71 млн. долларов убытков. А проектировщик и строитель платформ, фирма «Маклермотт», несла убытки с 1987 по 1990 год. Можно ли всерьез считать надежными и ответственными таких партнеров? В водах США ни один танкер не может перевозить нефть без сертификата финансовой ответственности на 750 млн. долларов, а верхний предел финансовой отчетности владельцев танкеров по проекту «Сахалин-2» определен в 81 млн. долларов. Почему же для России установлен такой смехотворный предел ответственности со стороны малонадежной компании?!
И это не все. Компания предусматривает использование устаревшей платформы Моликпак. Эта платформа в конце 80-х гг. отработала в море Бофорта, а с 1990 г. была в отстое из-за отсутствия на нее спроса. По мнению специалистов, данная платформа абсолютно не предназначена для добычи нефти. Она была спроектирована исключительно для бурения разведочных скважин при глубине моря до 12 метров (в Охотском будет использоваться при глубине 25-30 м) и использовалась в паковых льдах Канадской Арктики исключительно как временное сооружение. Не нашедшая более применения в Канаде, платформа была куплена Компанией по цене металлолома — за 30 млн. долларов. На момент монтажа на Сахалине (октябрь 1998 г.) ей исполнилось 20 лет.
Как известно, из соображений экологической безопасности в японские порты не допускаются танкеры, возраст которых превышает 15 лет, а предлагаемое для России «сооружение» должно будет отработать 25 лет (срок на который заключено Соглашение) в богатом рыбой море России. Добавим, что вблизи платформы будет находиться плавучее нефтехранилище (танкер) емкостью 140 тыс. тонн, от которого каждые 6 суток будут отходить челночные танкеры емкостью 80-90 тыс. тонн. Имеются сведения, что Компанией будут использоваться танкеры, уже списанные по своим техническим характеристикам другими компаниями. То есть вероятность аварий и катастроф возрастает многократно, оставаясь в пределах все той же суммы -100 млн. долларов.
Консорциум МММ обещал сверхвысокую рентабельность проекта — 37% и начало подачи на остров природного газа уже в 1995 году. Именно поэтому он, главным образом, и был выбран из всех претендентов. МММ обещал также широко использовать местные материалы и местную рабочую силу, оборудование и т.п. Но, видимо, то были лишь обещания: газа Сахалин не увидел ни в 95-м, ни в 98-м годах, не осуществятся и мечты сахалинцев о создании большого числа рабочих мест для них. И вот почему.
Уже строится (а возможно, и построен) городок для американских рабочих, которые будут обслуживать платформу Моликпак. Заложенная в проект автономная система энергоснабжения построена на базе американских газотурбинных электростанций со шкалой напряжения в 110 вольт, не применяющейся в России. Поэтому использоваться будет исключительно американо-японское оборудование (насосы, компрессоры, системы контроля и т.п.), а это влечет за собой закупку расходных материалов и запасных частей в США и Японии — то есть увеличение рабочих мест именно в этих странах, а никак не на Сахалине,
Строя грандиозные планы по поводу получения будущих нефтяных барышей, нелишне серьезно задуматься и о том, чего в этом деле будет больше — плюсов или минусов. И тут дословно приведем научное описание места, где предстоит качать нефть.
На шельфе северо-восточного Сахалина обитают более 35 промысловых видов беспозвоночных, ихтиофауна района насчитывает более 100 видов, относящихся к 12 семействам: лососевые, тресковые, камбаловые, осетровые и др., 32 вида морских млекопитающих. К постоянным обитателям Охотского моря относятся 2 вида китообразных — полярный кит и белуха, 4 вида ластоногих. В Красную книгу России и в Список Международного Союза охраны природы занесены 22 вида морских млекопитающих Охотского моря. Промышленное освоение данного места представляет серьезную угрозу для крайне малочисленной Охотско-Корейской популяции серых китов, насчитывающей сейчас не более 100 голов, находящейся на грани полного исчезновения и поэтому включенной в 1-ю категорию Красной книги России и Списка МСОП. Планируемые по проекту работы будут вестись не только на путях миграции серых китов, но, главным образом, в непосредственной близости от единственного в Охотском море летне-осеннего нагульного ареала этой популяции.
А ведь именно здесь при проведении разведочного бурения будет происходить сброс непосредственно в море значительного количества шлама, промывочных вод, поступающих из скважины, основной части буровых растворов, а также льяльных вод с повышенным содержанием нефтепродуктов и других отходов. Данными действиями нарушается целый ряд законов РФ и, в частности, Водный кодекс.
По мнению специалистов, в проекте абсолютно не учитываются такие важные особенности Охотского моря, как высокая сейсмичность (до 10 баллов), полутораметровые дрейфующие льдины, малая глубина моря (30 метров), частые шторма и разрушительные тайфуны, практически не исследованы часто меняющие свое направление течения.
Просто не понятно, каким же образом подобный проект получил положительное экспертное заключение! Удивительно и то, что Лицензия на производство работ в этом районе выдана без согласования с федеральными органами исполнительной власти по рыболовству.
Чего же стоят тогда вообще все наши законы и все органы, осуществляющие надзор за соблюдением законности в стране, если даже требования природоохранной межрайонной прокуратуры, которая еще в самом начале 1997 года вынесла решение о прекращении дальнейших работ по освоению нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина, оставлены без внимания и Компанией, и Министерством природных ресурсов, и Министерством топлива и энергетики, и самим Правительством? Сахалинская Спецморинспекция не может добиться от компаний необходимой ей для осуществления своих рабочих функций информации. Компании почему-то считают эту информацию секретной (иначе говоря, коммерческой тайной). Даже об установке платформы Моликпак инспекция узнала из газеты. А главный орган, осуществляющий контроль и дающий разрешение на все мероприятия Компании, — Государственный комитет по экологии Сахалина знающие люди в шутку называют «рекламным агенством»; комитет в лице его главы, Н. Онищенко, является первым и самым рьяным защитником всех нарушений со стороны «Сахалин Энерджи».
Хочу привести еще несколько парадоксальных моментов данного Соглашения, особенно удивят они юристов. Многие знают, что в данном случае должно применяться законодательство России, ведь хозяйственная деятельность осуществляется иностранными компаниями на ее территории. Так почему же п. 30 Соглашения гласит о том, что оно (т. е. соглашение) регламентируется и толкуется в соответствии с законодательством... штата Нью-Йорк США, без учета соответствующих норм коллизионного (иначе — спорного) права. Почему Россия должна разрешать свои хозяйственные споры в Стокгольмском Арбитраже? Почему отказывается от любых имеющихся у нее прав, которые в силу суверенного иммунитета ограждают ее от арбитража, исков, исполнительного производства до и после вынесения судебного решения, а также наложения ареста на имущество? И далее: «Российская сторона приложит все возможные усилия для обеспечения принятия Законодательным Органом РФ всех необходимых законодательных решений для придания юридической силы отказу от иммунитета, предусмотренному настоящим пунктом 30, каковые решения должны быть по форме и по существу приемлемыми для Компании».
Читаешь все это и думаешь: «В своем ли уме были сочинявшие?» И осталось ли у этих людей вообще что-то святое внутри? Пожалуй, они самые несчастные, хоть и кажется им, наверное, что все имеют. Продающие свою Родину и землю, на которой живут, потерявшие совесть люди.
Пожалуй, не один россиянин удивится, узнав, что компании, добывающие нефть на шельфе Охотского моря, полностью, на все 25 лет, освобождены от уплаты налогов. Неужели они все беднее нас, русских? Закон такой придумала сама Сахалинская область, лишив себя тем самым 20-ти годовых бюджетов. Это более чем 4 млрд. долларов.
А что же сахалинцы?! На Сахалине большая часть населения ратует за добычу нефти в Охотском море и боготворит занимающиеся этим делом компании. Консорциум хорошо и постоянно платит сахалинским газетам (исключение, пожалуй, — «Регион», но тираж ее не очень велик), платит и местному телевидению за рекламу и восхваление. Написание цифр покрупнее, да еще и в долларах, рассказы о том, как компании вкладывают деньги, например, в детские летние турлагеря. Да, компании заботятся о своем престиже. Даже в Краеведческом музее не так давно образовался целый зал, посвященный процессу добычи нефти на Сахалине. Много там ярких и красивых макетов и фотографий, посвященных «Сахалин Энерджи».
Сахалинцы словно спят и во сне видят прекрасные сны о теплом и сытом будущем, об улучшении своего экономического положения. Будто и нет у них иных сокровищ, кроме нефти, добыча которой варварскими руками может перечеркнуть все остальное.
Обогатится ли Сахалин от добычи нефти или больше потеряет, чем приобретет? Ведь нефть когда-то кончится, а что останется?.. И не грабит ли наш народ наше же правительство, прикрываясь избитыми фразами о спасении страны от экономического кризиса? Судя по всему, это так: описанное Соглашение — доказательство тому.
Сложившейся на Сахалине ситуацией заинтересовалась Государственная Дума, и в ближайшее время планируется создание парламентского комитета по изучению экономической и финансовой деятельности Компании. Институт «Экоюрис» намеревается юридически подойти к проекту Сахалин-2 и от имени граждан РФ (по доверенностям, которые планируется собирать в отдельных регионах страны) обратиться в суд.
О. МАНЖОС. газета«ВЕСТИ»
Назад