Устав Камчатской области




Принят Законодательным Собранием 30 октября 1996 г.
(в ред. Закона Камчатской области от 4 декабря 1998 г. № 22)



Мы, полномочные представители населения Камчатской области, являющейся равноправным субъектом Российской Федерации, признавая права и свободы человека и гражданина высшими ценностями, сознавая необходимость закрепления конституционно-правового статуса Камчатской области, принимаем настоящий Устав Камчатской области.

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Устав Камчатской области
Устав Камчатской области (далее – Устав) является высшим нормативным правовым актом Камчатской области, принимаемым законодательным (представительным) органом государственной власти Камчатской области.
Устав наряду с Конституцией Российской Федерации определяет статус Камчатской области, основы ее административно-территориального устройства, систему органов государственной власти области, порядок их образования и компетенцию, общие принципы организации местного самоуправления с учетом специфики региона, формы осуществления народовластия, а также иные положения, не противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Статья 2. Правовая основа Устава
Правовой основой принятия Устава являются Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, федеральный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Устав имеет прямое действие, применяется на всей территории Камчатской области и может быть изменен в порядке, установленном настоящим Уставом.
Нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления Камчатской области в пределах своих полномочий, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и настоящему Уставу. В случае такого противоречия действуют нормы Конституции Российской Федерации, федеральных законов и настоящего Устава.

Глава 2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина в Камчатской области


Статья 3. Правовой статус личности в Камчатской области
В Камчатской области признаются и гарантируются права и свободы, охрана чести и достоинства человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации.
Законы Камчатской области могут предусматривать критерии постоянного проживания граждан на территории области как территории с экстремальными условиями жизни человека в качестве права на использование дополнительных льгот.

Статья 4. Гарантии прав коренных народов Севера
Органы государственной власти Камчатской области и органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области содействуют коренным народам Севера в реализации их прав на сохранение и развитие национальной культуры, традиций, обычаев, использование в общении родного языка и его изучение.

Статья 5. Гарантии защиты населения Камчатской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
В Камчатской области, находящейся в сейсмоактивном районе Российской Федерации, где сконцентрированы и интенсивно проявляются наиболее опасные природные явления: землетрясения, вулканические извержения, цунами, оползни, сели, обвалы, органы государственной власти Камчатской области и органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области обеспечивают следующие права граждан на:
– защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайной cитуации;
– возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации;
– медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайной ситуации;
– бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации;
– пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
– пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения от чрезвычайной ситуации, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и порядка.
Механизм реализации прав и обязанностей граждан при чрезвычайных ситуациях устанавливается федеральными законами и законами Камчатской области.

Глава 3. Основы государственно-правового положения Камчатской области


Статья 6. Государственно-правовой статус Камчатской области
Камчатская область является субъектом Российской Федерации и ее неотделимой частью.
Государственно-правовой статус Камчатской области определяется Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом и Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации; краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации; автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации и настоящим Уставом.
Камчатская область во взаимоотношениях с другими субъектами Российской Федерации имеет равные права.
Изменение статуса Камчатской области, ее наименования и территории возможно на основе взаимного согласия Российской Федерации и Камчатской области в соответствии с федеральным конституционным законом.
Правовую основу деятельности органов государственной власти Камчатской области составляет Конституция Российской Федерации, Федеративный договор, федеральные конституционные законы, федеральные законы по предметам ведения Российской Федерации, федеральные законы по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, настоящий Устав, законы и иные нормативные правовые акты Камчатской области, договоры и соглашения органов государственной власти Российской Федерации с органами государственной власти Камчатской области, а также международные договоры.

Статья 7. Народовластие
Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Камчатской области, осуществляют свою власть непосредственно через референдум, выборы, а также через органы государственной власти и местного самоуправления Камчатской области.

Статья 8. Государственная власть в Камчатской области
Государственная власть в Камчатской области осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательную власть в Камчатской области осуществляет Совет народных депутатов Камчатской области.
Исполнительную власть в Камчатской области осуществляет администрация Камчатской области под руководством губернатора Камчатской области.
Судебную власть в Камчатской области осуществляют суды, входящие в единую судебную систему Российской Федерации.
Органы государственной власти Камчатской области взаимодействуют между собой и с федеральными органами государственной власти, а также с органами местного самоуправления в пределах своих полномочий на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, настоящего Устава, законов и иных нормативных правовых актов Камчатской области.
Совет народных депутатов Камчатской области и администрация Камчатской области для представления интересов области и реализации своих полномочий в соответствующих федеральных органах государственной власти могут иметь в них свои представительства. Никто не вправе присваивать полномочия органов государственной власти Камчатской области. Ни одна власть не имеет преимущества перед другой. Они действуют исходя из принципа разделения властей.
Избранные населением депутаты Совета народных депутатов и губернатор Камчатской области подотчетны населению Камчатской области их избравшему.

Статья 9. Государственная защита законодательства Камчатской области
Настоящий Устав, законы и иные нормативные правовые акты Камчатской области подлежат государственной защите равно как и Конституция Российской Федерации и федеральные законы.
Устав Камчатской области, законы и иные нормативные правовые акты Камчатской области, принятые Советом народных депутатов Камчатской области, постановления и распоряжения губернатора Камчатской области, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на всей территории Камчатской области.
Неисполнение настоящего Устава, законов и иных нормативных правовых актов Камчатской области влечет ответственность в соответствии с федеральными законами и законами Камчатской области.

Статья 10. Правовое регулирование по предметам ведения Камчатской области и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Камчатской области
По предметам ведения Камчатской области и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, не относящейся к ведению Российской Федерации, органы государственной власти Камчатской области осуществляют собственное правовое регулирование путем принятия законов и иных нормативных правовых актов. Порядок их принятия, опубликования и вступления в силу регулируется настоящим Уставом и законами Камчатской области.
В случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов Камчатской области федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, применяются федеральные законы.
В случае противоречия между федеральным законом и законом, нормативным правовым актом Камчатской области, принятым по предметам ведения Камчатской области и не противоречащим Конституции Российской Федерации и федеральным конституционным законам, действует закон и иной нормативный правовой акт Камчатской области.
До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения органы государственной власти Камчатской области вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты Камчатской области. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты Камчатской области подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом.

Статья 11. Межрегиональные, международные и внешнеэкономические связи Камчатской области
Камчатская область – самостоятельный участник межрегиональных и внешнеэкономических связей по вопросам своей компетенции.
Камчатская область вправе самостоятельно заключать договоры и соглашения с другими субъектами Российской Федерации, а также с соответствующими полномочными органами иностранных государств в пределах прав, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом.
Камчатская область как участник внешнеэкономических связей не вправе самостоятельно заключать договоры и соглашения межгосударственного уровня.

Статья 12. Символы Камчатской области
Камчатская область имеет свой флаг, герб и гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливается Законом Камчатской области.

Статья 13. Праздник Камчатской области – "День Камчатки"
Праздник отмечается ежегодно 2 декабря – в день издания императорского Указа об образовании Камчатской области в составе России в 1849 году.

Глава 4. Административно-территориальное устройство Камчатской области


Статья 14. Территориальный статус Камчатской области
Территория Камчатской области является частью единой территории Российской Федерации и граничит с территорией Чукотского автономного округа Магаданской области.
Изменение границ Камчатской области не может быть произведено без согласия населения, выраженного на областном референдуме.
Преобразования в административно-территориальном устройстве Камчатской области не могут быть произведены без согласия населения соответствующих административно-территориальных образований, выраженного на местных референдумах.

Статья 15. Административно-территориальное устройство Камчатской области
Административно-территориальное устройство Камчатской области определяется законом Камчатской области, принимаемым Советом народных депутатов Камчатской области.
Территория Камчатской области включает в себя Корякский автономный округ, являющийся субъектом Российской Федерации, города областного значения, районы, город районного значения, поселки, сельские населенные пункты.
Административный центр Камчатской области – город Петропавловск-Камчатский.
В состав Камчатской области входят:
– города областного значения: Вилючинск – закрытое административно-территориальное образование, Елизово, Петропавловск-Камчатский (населенных пунктов 3 – село Авача, поселок городского типа Моховая, село Сероглазка);
– районы: Алеутский, центр – село Никольское; Быстринский, центр – село Эссо; Елизовский, центр – город Елизово; Мильковский, центр – село Мильково; Соболевский, центр – село Соболево; Усть-Большерецкий, центр – село Усть-Большерецк; Усть-Камчатский, центр – рабочий поселок Усть-Камчатск;
– город районного значения – Ключи;
– поселок Вулканный – закрытое административно-территориальное образование.

Глава 5. Основы отношений органов государственной власти Камчатской области и Корякского автономного округа


Статья 16. Правовые основы отношений
Корякский автономный округ находится в составе Российской Федерации, является ее субъектом и расположен на территории Камчатской области.
Отношения между Камчатской областью и Корякским автономным округом определяются конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, Уставом Корякского автономного округа и договором между органами государственной власти Камчатской области и Корякского автономного округа.

Статья 17. Формы сотрудничества органов государственной власти Камчатской области и органов государственной власти Корякского автономного округа
Органы государственной власти Камчатской области и Корякского автономного округа могут взаимодействовать путем проведения совместных сессий законодательных (представительных) органов государственной власти, принятия совместных правовых актов руководителями исполнительных органов государственной власти, а также в иных формах, установленных совместными договорами.
С целью поддержания сложившихся взаимовыгодных экономических, культурных и иных связей между Камчатской областью и Корякским автономным округом и в интересах проживающего в них населения, их законодательные (представительные) органы могут на совместных сессиях принимать законы и иные нормативные правовые акты в пределах своей компетенции. Такие законы и иные нормативные правовые акты действуют на всей территории Камчатской области, включая территорию Корякского автономного округа, при условии соблюдения уставов Камчатской области и Корякского автономного округа.
Действие совместных законов и иных нормативных правовых актов, принятых на совместных сессиях законодательных (представительных) органов, может быть прекращено совместным постановлением, принявших их законодательных (представительных) органов или по постановлению одного из них.
Руководители исполнительных органов государственной власти Камчатской области и Корякского автономного округа могут принимать совместные правовые акты, действие которых распространяется на всю территорию Камчатской области, включая территорию Корякского автономного округа.
Совместный правовой акт прекращает действие в случае его отмены совместным постановлением подписавших его руководителей исполнительных органов государственной власти или постановлением одного из них.

Статья 18. Взаимная передача полномочий
Органы государственной власти Камчатской области и Корякского автономного округа могут добровольно на основе договоров между ними предавать друг другу часть своих полномочий в целях защиты интересов граждан, рационального использования природных ресурсов, эффективной эксплуатации хозяйственных объектов, развития социальной и производственной инфраструктуры.

Статья 19. Участие избирателей Корякского автономного округа в выборах органов государственной власти Камчатской области
Избиратели Корякского автономного округа могут участвовать в выборах органов государственной власти Камчатской области и в соответствии с договором между органами государственной власти Камчатской области и Корякского автономного округа.

Статья 20. Участие населения Корякского автономного округа в референдуме Камчатской области
Граждане, проживающие на территории Корякского автономного округа, могут участвовать в референдуме Камчатской области.
Порядок проведения такого референдума регулируется совместным законом Камчатской области и Корякского автономного округа если это предусмотрено договором.

Глава 6. Осуществление государственной власти в Камчатской области


Статья 21. Совет народных депутатов Камчатской области
Совет народных депутатов Камчатской области является законодательным (представительным) органом государственной власти Камчатской области (далее – Совет народных депутатов).
Совет народных депутатов осуществляет свою деятельность на основе принципов разделения властей, законности, гласности.
Совет народных депутатов является постоянно действующим органом государственной власти Камчатской области.
Совет народных депутатов является юридическим лицом, имеет все его признаки, финансируется из областного бюджета.
Совет народных депутатов избирается сроком на 4 года.
Народные депутаты Совета народных депутатов могут работать как на постоянной профессиональной основе, так и без отрыва от основной деятельности. Количество депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается Советом народных депутатов.
Порядок организации и проведения выборов в Совет народных депутатов устанавливается законом Камчатской области.
Структура и полномочия Совета народных депутатов, полномочия председателя Совета народных депутатов и органов Совета народных депутатов, его взаимодействие с организациями и общественными объединениями определяются законами Камчатской области.
По вопросам организации своей деятельности Совет народных депутатов принимает Регламент.
Совет народных депутатов является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей депутатов от установленного числа депутатов.
Полномочия Совета народных депутатов могут быть прекращены досрочно по основаниям и в порядке, установленными законами Камчатской области.

Статья 22. Право законодательной инициативы в Совет народных депутатов Камчатской области
Правом законодательной инициативы в Совет народных депутатов обладают депутаты Совета народных депутатов, постоянные комитеты Совета народных депутатов, депутаты Федерального Собрания Российской Федерации, избранные от Камчатской области, губернатор Камчатской области, представительные органы местного самоуправления, областной суд и арбитражный суд Камчатской области, прокурор Камчатской области и Избирательная комиссия Камчатской области по вопросам своего ведения.
Порядок реализации права законодательной инициативы определяется законами Камчатской области.

Статья 23. Порядок принятия Советом народных депутатов Камчатской области законов и иных нормативных правовых актов и постановлений
Законы Камчатской области и иные нормативные правовые акты Камчатской области считаются нятыми, если за них проголосовало большинство от избранного числа депутатов Совета народных депутатов.
Законы и иные нормативные правовые акты Камчатской области, принятые Советом народных депутатов, направляются губернатору Камчатской области на подписание. Губернатор в течение 14 дней с момента их получения подписывает и обнародует их или возвращает с мотивированным заключением.
Если при повторном рассмотрении законы и иные нормативные правовые акты Камчатской области приняты не менее чем двумя третями от установленного числа депутатов Совета народных депутатов, то глава администрации области обязан подписать и обнародовать их в течение 7 дней.
В случаях, когда принятые Советом народных депутатов законы и иные нормативные правовые акты Камчатской области не подписаны и не возвращены губернатором Камчатской области в течение 14 дней после передачи на подписание, такие законы и нормативные правовые акты становятся законами и нормативными правовыми актами Камчатской области так, как если бы они были подписаны губернатором Камчатской области.
Законы и иные нормативные правовые акты Камчатской области подлежат официальному опубликованию и вступают в силу с момента их официального опубликования, если в самом законодательном акте о введении его в действие не назван иной срок.
Постановления (не нормативного характера) принимаются большинством голосов от числа присутствующих депутатов Совета народных депутатов.

Статья 24. Орган исполнительной власти Камчатской области
Высшим органом исполнительной власти Камчатской области является администрация Камчатской области (далее – администрация области), возглавляемая губернатором Камчатской области (далее – губернатор области).
В состав администрации области входят: губернатор области, его первые заместители и заместители, структурные подразделения.
Губернатор области организует деятельность исполнительной власти Камчатской области.
Полномочия администрации области и губернатора области устанавливаются законами Камчатской области.

Статья 25. Губернатор Камчатской области
Губернатор области является высшим должностным лицом Камчатской области.
Губернатор области руководит деятельностью администрации области на принципах единоначалия и несет ответственность за надлежащее осуществление ее полномочий.
Губернатор области обладает неприкосновенностью на всей территории Камчатской области в соответствии с федеральными законами и законами Камчатской области.
Губернатор области избирается гражданами Российской Федерации, обладающими избирательным правом и проживающими на территории Камчатской области, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
Статус губернатора области, организация и порядок его избрания устанавливаются федеральными законами, настоящим Уставом и законами Камчатской области.
В случае отсутствия губернатора области его полномочия осуществляет его первый заместитель
Полномочия губернатора области могут быть прекращены досрочно по основаниям и в порядке, установленными законом Камчатской области.

Статья 26. Администрация Камчатской области
Администрация области осуществляет исполнительно-распорядительные функции на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава, законов и иных нормативных правовых актов Камчатской области.
Администрация области может осуществлять дополнительные полномочия, передаваемые ей по договорам органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления Камчатской области либо вправе передавать часть своих полномочий этим органам на договорной основе в соответствии с действующим законодательством.
Администрация области является постоянно действующим органом исполнительной власти, является юридическим лицом, имеет все его признаки и финансируется из областного бюджета.
Статус, структура, порядок формирования и полномочия администрации области определяются федеральными законами и законами Камчатской области.

Статья 27. Общие принципы взаимодействия Совета народных депутатов и администрации Камчатской области
Совет народных депутатов и администрация области взаимодействуют исходя из интересов Камчатской области и ее населения, единства целей и задач в решении вопросов социально-экономического развития в соответствии с принципами разделения властей и осуществляют свои функции самостоятельно в пределах своей компетенции.
Нормативные правовые акты губернатора области направляются в Совет народных депутатов, и соответствующие акты Совета народных депутатов направляются в администрацию области в день их подписания.
Совет народных депутатов и администрация области не вправе самостоятельно принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные соответственно к компетенции друг друга и других органов государственной власти или органа местного самоуправления области.

Статья 28. Организационные взаимодействия органов государственной власти Камчатской области
Совет народных депутатов и администрация области могут создавать совместные рабочие группы и комиссии для осуществления законотворческого процесса и урегулирования разногласий.

Статья 29. Разрешение споров между Советом народных депутатов области и администрацией Камчатской области
Совет народных депутатов вправе обратиться к губернатору области с предложением о внесении изменений и дополнений в акты органов исполнительной власти или их отмене в случае противоречия указанных актов федеральным законам и законам Камчатской области.
Губернатор вправе обратиться в суд о признании несоответствующими законодательству законов или иных нормативных правовых актов Камчатской области.
Споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области, а также между Советом народных депутатов и администрацией области могут разрешаться в Конституционном Суде Российской Федерации.

Статья 30. Система судебной власти в Камчатской области
Правосудие в Камчатской области осуществляется только судом. Судебная власть в Камчатской области принадлежит: Камчатскому областному суду, районным, городским судам общей юрисдикции, арбитражному суду Камчатской области, военным судам.
Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти.

Статья 31. Организация и деятельность судов в Камчатской области
Порядок организации и деятельности судов в Камчатской области определяется Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами.
Формирование кадрового состава судебных органов осуществляется в соответствии с федеральными законами.
Совет народных депутатов и администрация области оказывают судам содействие в обеспечении их деятельности.

Глава 7. Обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности в Камчатской области


Статья 32. Обеспечение безопасности в Камчатской области
Обеспечение безопасности личности, населения, общества и государства на территории Камчатской области, акватории территориального моря, прилегающей к Камчатской области части экономической зоны и в воздушном пространстве, осуществляют Вооруженные Силы Российской Федерации, пограничные и внутренние войска, органы внутренних дел и федеральной службы безопасности, органы налоговой службы и налоговой полиции, службы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны, органы, обеспечивающие безопасность ведения работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве, службы обеспечения средств связи и информации, таможня, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие органы в соответствии с действующим законодательством.
Совет народных депутатов и губернатор области координируют деятельность вышеназванных государственных структур и органов на территории Камчатской области в пределах своей компетенции.

Статья 33. Прокуратура Камчатской области
Органы прокуратуры Камчатской области осуществляют надзор за исполнением действующего законодательства, принимают меры, направленные на устранение правонарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляют уголовное преследование и поддержание обвинения в суде.
Прокурор Камчатской области назначается на должность Генеральным Прокурором Российской Федерации по согласованию с Советом народных депутатов и губернатором области. Иные прокуроры назначаются Генеральным Прокурором Российской Федерации.

Статья 34. Органы внутренних дел Камчатской области
Органы внутренних дел Камчатской области, включая криминальную милицию и милицию общественной безопасности, осуществляют на территории области защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.
Организация и порядок деятельности органов внутренних дел Камчатской области регулируются федеральными законами и законами Камчатской области.

Статья 35. Адвокатура и нотариат в Камчатской области
Организация и порядок деятельности адвокатуры и нотариата в Камчатской области по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц в Камчатской области осуществляется в порядке, определяемом федеральным законодательством и законами Камчатской области.

Глава 8. Местное самоуправление в Камчатской области


Статья 36. Гарантии осуществления местного самоуправления в Камчатской области
В Камчатской области гарантируется право на осуществление местного самоуправления, позволяющего населению самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Камчатской области, регулирующими вопросы местного самоуправления.
Местное самоуправление осуществляется населением в формах непосредственной демократии путем проведения местного референдума (схода), организации территориального общественного самоуправления, а также через формируемые им органы местного самоуправления.
Организация деятельности населения по осуществлению местного самоуправления закрепляется в уставе муниципального образования, принимаемом населением непосредственно на местном референдуме или представительным органом местного самоуправления.
Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления.

Статья 37. Территориальная основа местного самоуправления в Камчатской области
Местное самоуправление осуществляется населением в границах муниципальных образований, устанавливаемых законами Камчатской области.
Границы муниципальных образований не могут быть изменены без учета мнения населения соответствующих территорий муниципальных образований, выраженного на местном референдуме, либо в ином порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Статья 38. Организационная основа местного самоуправления в Камчатской области
Структура и организационные формы местного самоуправления в Камчатской области определяются населением муниципального образования самостоятельно и закрепляются в уставе муниципального образования.
Для осуществления полномочий местного самоуправления населением муниципального образования избирается в обязательном порядке выборный представительный орган местного самоуправления, а также в соответствии с уставом муниципального образования могут формироваться и иные органы местного самоуправления, избираться глава муниципального образования и другие должностные лица местного самоуправления, наделяемые уставом муниципального образования соответствующими полномочиями. Наименование, срок полномочий органов местного самоуправления, главы муниципального образования и иных должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами Камчатской области.
Численный состав представительного органа местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования.
Депутаты представительного органа местного самоуправления и глава муниципального образования, если его должность предусмотрена уставом муниципального образования, и этим уставом закреплено его избрание населением, избираются в соответствии с законом Камчатской области населением муниципального образования на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.
Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования может избираться представительным органом местного самоуправления из его состава.
Статус депутатов представительного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления устанавливается законом Камчатской области, а порядок их отзыва населением устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом Камчатской области.
Выборные и иные органы местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования являются юридическими лицами.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 39. Полномочия органов местного самоуправления в Камчатской области
Органы местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования наделяются всеми полномочиями, необходимыми для решения вопросов местного значения в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Камчатской области.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют собственное правовое регулирование, принимая (издавая) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом Камчатской области. Правовые акты местного самоуправления могут быть отменены только в судебном порядке. Порядок отмены правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятых в порядке исполнения ими отдельных государственных полномочий, переданных им органами государственной власти Камчатской области, устанавливается законом Камчатской области.
Органы государственной власти Камчатской области не вправе самостоятельно принять к своему рассмотрению вопросы, относящиеся к компетенции органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами или договорами с органами местного самоуправления, а также не вправе совершать действия, ограничивающие права местного самоуправления.

Статья 40. Финансово-экономическая основа местного самоуправления в Камчатской области
Финансово-экономическую основу местного самоуправления в Камчатской области составляют природные ресурсы, находящиеся в границах территории муниципального образования, движимое и недвижимое имущество, входящее в состав муниципальной собственности, средства местного бюджета, ценные бумаги, кредитные и иные финансовые ресурсы, государственная собственность, переданная для осуществления отдельных государственных полномочий, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, контролируют исполнение местного бюджета. Доходная часть местного бюджета формируется за счет доходов от местных налогов, сборов, штрафов и отчислений от федеральных и областных налогов, дотаций, субвенций, трансфертных платежей и иных поступлений в соответствии с действующим законодательством.
Органы государственной власти Камчатской области обеспечивают сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Органам местного самоуправления гарантируется компенсация недополученных доходов и дополнительных расходов местных бюджетов, возникших в результате реализации решений, принятых органами государственной власти Камчатской области.
Органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Отчуждение объектов (имущества), находящегося в муниципальной собственности, в государственную собственность Камчатской области или Российской Федерации осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Хозяйственные отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории муниципального образования и не относящимися к муниципальной собственности, строятся на договорной основе.

Статья 41. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления Камчатской области
Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления Камчатской области осуществляются посредством принятия законов Камчатской области по вопросам местного самоуправления и заключения соглашений или договоров между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в Совете народных депутатов Камчатской области.

Статья 42. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления в Камчатской области
Органы местного самоуправления, глава муниципального образования и иные должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением соответствующего муниципального образования, перед государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с действующим законодательством.

Глава 9. Экономическая и финансовая основы Камчатской области


Статья 43. Экономическая основа Камчатской области
Экономическую основу камчатской области составляют государственная, муниципальная, частная собственность, собственность общественных организаций, интеллектуальная собственность отдельных граждан и творческих коллективов, а также иные формы собственности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, законами Камчатской области, Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Камчатской области.
Права всех собственников защищаются равным образом. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им устанавливаются федеральными законами и законами Камчатской области.

Статья 44. Земля и природные ресурсы Камчатской области
Основой экономики, жизни и деятельности населения Камчатской области являются биологические ресурсы прилегающей акватории Тихого океана, земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, а также другие природные ресурсы.
Условия и порядок владения, пользования и распоряжения биологическими ресурсами прилегающей акватории Тихого океана, землей и другими природными ресурсами, являющимися достоянием населения Камчатской области, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Камчатской области, Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Камчатской области.

Статья 45. Областная собственность Камчатской области
Областная собственность Камчатской области является формой государственной собственности.
К областной собственности относятся:
– природные объекты (биологические ресурсы морей и водоемов, земля, недра и другие объекты), отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к ведению Камчатской области;
– средства областного бюджета и областных внебюджетных и валютных фондов;
– имущество Совета народных депутатов и администрации области;
– производственные и непроизводственные фонды, а также иное имущество предприятий, учреждений и организаций, созданных и приобретенных за счет средств областного бюджета, областных внебюджетных и валютных фондов;
– областные ценные бумаги, финансовые активы и депозиты в банковских учреждениях;
– ассигнования, поступившие из федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов в областной бюджет и областные внебюджетные фонды;
– вещные права, переданные Камчатской области в результате разграничения государственной собственности на федеральную собственность и собственность Камчатской области;
– объекты и имущество, переданные Камчатской области от федеральных органов государственной власти и органов государственной власти других субъектов Российской Федерации;
– объекты и имущество области, находящееся за пределами области в соответствии с соглашениями, договорами или по другим основаниям и на основе федерального, областного и иного, в том числе иностранного законодательства;
– имущество и доли в хозяйственных товариществах и обществах, созданные за счет средств областного бюджета, областных внебюджетных и валютных фондов;
– имущество и объекты областной собственности, переданные в аренду, хозяйственное ведение и оперативное управление;
– другие объекты и имущество, созданные или приобретенные за счет средств Камчатской области, а также вещные права, полученные Камчатской областью в соответствии с соглашениями, договорами или по другим основаниям и на основе федерального, областного и иного (в том числе иностранного) законодательства.
Полномочия собственника областной собственности принадлежат Совету народных депутатов.
Управление и распоряжение объектами и вещными правами, образующими областную собственность, осуществляет администрация области в соответствии с федеральными законами и законами Камчатской области.
Администрация области ежегодно ведет пообъектно реестр имущества Камчатской области.
Органы государственной власти Камчатской области могут передавать объекты государственной областной собственности в собственность муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами Камчатской области.
Правовой режим имущества, являющегося собственностью Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, граждан и юридических лиц, иностранных государств, иностранных юридических и физических лиц, находящегося на территории Камчатской области, определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Камчатской области и договорами.

Статья 46. Финансовая система Камчатской области
Финансовые ресурсы Камчатской области составляют средства областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных и валютных фондов, финансовых ресурсов предприятий и учреждений, банков, страховых обществ, инвестиционных и иных фондов, общественных и религиозных объединений, населения, федеральных органов и учреждений, финансирующих свои мероприятия на территории области, иностранные инвестиции.
Финансовые ресурсы области могут на договорной основе объединяться с финансовыми ресурсами других субъектов Российской Федерации, а также с финансовыми ресурсами юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для финансирования совместных социально-экономических программ.
Государственное имущество и финансовые (бюджетные) ресурсы, находящиеся в собственности Камчатской области, не закрепленные за предприятиями, учреждениями и организациями, составляют казну Камчатской области.
Казна Камчатской области находится в управлении и распоряжении администрации области на основании законов Камчатской области. Совет народных депутатов, администрация области определяют общий баланс финансовых и кредитных ресурсов Камчатской области и в пределах своих полномочий регулируют и контролируют их распределение и использование, в том числе на федеральные нужды в интересах социально-экономического развития области и на основе равноправия всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом.
Органы государственной власти Камчатской области вправе создавать финансово-кредитные организации и учреждения в порядке, предусмотренном федеральными законами и законами Камчатской области.
Кредитно-банковская система Камчатской области устанавливается федеральными законами, Центральным банком России, законами Камчатской области.
Совет народных депутатов по представлению администрации области определяет перечень уполномоченных банков, которые в соответствии с принятой в области денежно-кредитной политикой действуют по поручению органов государственной власти Камчатской области.

Статья 47. Бюджетная система Камчатской области
Бюджетная система Камчатской области состоит из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, каждый из которых является ее самостоятельной частью, а также внебюджетных фондов.
Бюджеты муниципальных образований не рассматриваются и не утверждаются органами государственной власти Камчатской области.
Исполнительный орган государственной власти Камчатской области обеспечивает финансирование из областного бюджета деятельности социально-культурной сферы, областных программ социальной защиты населения и социально-экономического развития области, а также содержание органов государственной власти Камчатской области в пределах ассигнований, установленных законом Камчатской области об областном бюджете.
Доходы бюджетной системы Камчатской области формируются за счет источников, установленных федеральными законами, законами Камчатской области и решениями представительных органов местного самоуправления, а также бюджетных ссуд федеральных органов исполнительной власти.
Порядок и сроки формирования и утверждения областного бюджета, взаимоотношения федерального, областного бюджетов и бюджетов муниципальных образований регулируются федеральными законами и законами Камчатской области.
Проект областного бюджета разрабатывается администрацией области и вносится в Совет народных депутатов. Совет народных депутатов утверждает областной бюджет и принимает закон Камчатской области об областном бюджете.
Исполнение областного бюджета осуществляется администрацией области в соответствии с федеральными законами и законами Камчатской области. Контроль за исполнением областного бюджета в соответствии и в порядке, установленном федеральными законами и законами Камчатской области, осуществляет Совет народных депутатов.
Органы государственной власти Камчатской области вправе требовать от органов государственной власти Российской Федерации возмещения за счет федерального бюджета расходов и потерь областного бюджета в случае принятия федеральными органами государственной власти решений, повлекших за собой не согласованное увеличение расходов или уменьшение доходов бюджетной системы области.
Органы государственной власти Камчатской области возмещают за счет средств областного бюджета расходы бюджетов муниципальных образований в случае принятия органами государственной власти Камчатской области решений, повлекших за собой несогласованное увеличение расходов или уменьшение доходов соответствующих бюджетов.

Статья 48. Налоговая система Камчатской области
Налоговая система Камчатской области формируется федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Камчатской области, а также решениями представительных органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.
Органы государственной власти Камчатской области согласно предметов ведения и полномочий субъекта Российской Федерации, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами и в пределах своей компетенции:
– участвуют в установлении общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
– вводят в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации областные налоги и сборы.

Статья 49. Внебюджетные и валютные фонды Камчатской области
Совет народных депутатов и представительные органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Камчатской области вправе образовывать внебюджетные целевые фонды, средства которых находятся на специальных счетах в банковских учреждениях и расходуются администрацией области и исполнительными органами местного самоуправления по целевому назначению.
Источники и порядок формирования внебюджетных целевых фондов устанавливаются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Камчатской области и решениями представительных органов местного самоуправления.
Контроль за расходованием средств областных внебюджетных фондов осуществляет Совет народных депутатов в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Камчатской области.
Совет народных депутатов и представительные органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами Камчатской области вправе образовывать валютные фонды.
Источники и порядок формирования валютных фондов, а также порядок их использования устанавливаются федеральными законами, законами Камчатской области и решениями представительных органов местного самоуправления.
Расходование средств областных валютных фондов осуществляется администрацией области. Совет народных депутатов контролирует использование средств областных валютных фондов в порядке, установленном федеральными законами и законами и иными нормативными правовыми актами Камчатской области.

Глава 10. Охрана окружающей природной среды в Камчатской области


Статья 50. Причины охраны окружающей природной среды
Органы государственной власти и местного самоуправления Камчатской области, организации, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, обеспечивают соблюдение следующих принципов охраны окружающей природной среды в Камчатской области:
– обоснованное сочетание экологических и экономических интересов населения Камчатской области;
– рациональное использование биологических ресурсов Камчатской области;
– обеспечение мер по охране и организации природных заповедников, природных заказников, национальных и природных парков, памятников природы, территорий традиционного природопользования коренных народов Севера;
– обеспечение охраны и сохранения редких или находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных в местах их обитания;
– гласность в работе и тесная связь с общественными объединениями и населением в решении природоохранительных задач.

Статья 51. Экологическое воспитание и образование
В целях повышения экологической культуры населения в Камчатской области устанавливается система комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования.
Порядок организации экологического воспитания и образования регулируется законами Камчатской области.

Глава 11. Основы социально-культурной сферы Камчатской области


Статья 52. Регулирование отношений в социально-культурной сфере Камчатской области
Органы государственной власти и органы местного самоуправления Камчатской области обеспечивают на ее территории проведение единой государственной социально-культурной политики в области образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, социальной защиты и занятости населения.

Статья 53. Образование
В Камчатской области поддерживается развитие системы учреждений образования независимо от форм собственности.
В развитие установленных в Российской Федерации образовательных государственных стандартов органы государственной власти в Камчатской области могут устанавливать собственные стандарты в системе образования.
Органы государственной власти и местного самоуправления Камчатской области за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных и других средств оказывают содействие развитию системы образования.

Статья 54. Наука
Органы государственной власти Камчатской области координируют и оказывают всестороннюю помощь различного рода организациям, участвующим в научных разработках комплексного экономического, социального и экологического развития Камчатской области.

Статья 55. Культура
Органы государственной власти и местного самоуправления Камчатской области в целях развития духовного мира человека и нравственности в обществе разрабатывают программы развития культуры, финансируют учреждения культуры из средств соответствующих бюджетов.

Статья 56. Здравоохранение
Медицинская помощь гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Камчатской области, оказывается учреждениям здравоохранения, находящимися в областной и муниципальной собственности.
Доступная и бесплатная медицинская помощь населению обеспечивается органами государственной власти и местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов, фондов медицинского страхования и других поступлений.
Приоритетным в этом обеспечении является бесплатная медицинская помощь матери и ребенку, а также малообеспеченным слоям населения.
Органы государственной власти и местного самоуправления Камчатской области способствуют развитию системы здравоохранения в Камчатской области.

Статья 57. Физическая культура и спорт
Органы государственной власти и органы местного самоуправления Камчатской области обеспечивают доступное пользование гражданами спортивными учреждениями и сооружениями, естественными природными объектами, если это не противоречит природоохранному законодательству.
Органы государственной власти и местного самоуправления Камчатской области поощряют создание фондов для поддержки и развития физкультуры и спорта, представляют налоговые льготы для организаций, участвующих в строительстве спортивных сооружений и их эксплуатации.

Статья 58. Социальная защита и занятость населения
Органы государственной власти и местного самоуправления Камчатской области обеспечивают социальную защиту населения, принимают меры по сокращению безработицы, созданию новых рабочих мест, профессиональной подготовке и переподготовке кадров, социальной поддержке незащищенных слоев населения.

Глава 12. Порядок принятия и изменения Устава Камчатской области


Статья 59. Принятие и вступление в силу Устава Камчатской области
Устав Камчатской области считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов Законодательного Собрания и подписывается председателем Законодательного Собрания и главой администрации области в течение 14-ти рабочих дней со дня его принятия.
Подписанный Устав Камчатской области вступает в силу со дня его официального опубликования в "Официальных ведомостях".
Устав Камчатской области публикуется в течение семи дней после его подписания.

Статья 60. Внесение поправок в Устав Камчатской области
Поправки в Устав Камчатской области принимаются в форме Закона Камчатской области, если за них проголосовало более половины от числа избранных депутатов. Закон Камчатской области о внесении поправок в Устав Камчатской области вступает в силу после его официального опубликования в срок, установленный для вступления в силу законов Камчатской области.
Предложения о поправках и пересмотре положений Устава могут вносить в Совет народных депутатов председатель Совета народных депутатов, губернатор области, группа депутатов Совета народных депутатов численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов, представительные органы местного самоуправления, а также Камчатский областной суд, Арбитражный суд Камчатской области, прокурор Камчатской области по вопросам их компетенции.

Глава 13. Заключительные положения


Статья 61. Приведение законов и иных нормативных правовых актов Камчатской области в соответствие с настоящим Уставом
Законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Камчатской области и правовые акты органов местного самоуправления в Камчатской области в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Устава приводятся в соответствие с ним.
Законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Камчатской области, принятые до вступления в силу настоящего Устава, применяются в части, не противоречащей его положениям.

Статья 62. Переходные положения
Положения статей настоящего Устава, касающиеся наименования законодательного (представительного) органа государственной власти Камчатской области – Совет народных депутатов Камчатской области и сроков его полномочий не распространяются на Законодательное Собрание Камчатской области, действующего на момент принятия настоящего Устава.

Председатель Законодательного Собрания области М.Б. Машковцев
01.01.97 г.