Под килем — кальмар.
Вот уже несколько лет на севере Курильской гряды ведется промысел кальмара. Ранее
этому виду даров моря должно? о внимания не уделяли. Социалистический вал отвергал
ценный белковый объект, поскольку его промысел не обещал объёмов. А нынче кальмар
приобрел авторитет, цену на рынке. Потому и отправляют фирмы свои суда на его добычу.
Никогда не предполагал, что у Северных Курил водятся такие огромные кальмары.
Среди обычных он был исполином, занимал всю ширину транспортера. Гладкая, с коричневыми
разводами по телу, воронка вместе с пером хвоста была больше метра длиной. От глазастой
головы на полтора метра тянулись толстые шишкастые нити щупальцев. Огромный клюв в
мгновение ока мог перекусить крупного лосося. Рыбе спасаться от морской «торпеды» трудно.
Она быстра и хитра в атаке. И очень прожорлива. Потому в ночной погоне за пищей. А ее
тут. у Курил, с избытком. Вот кальмар и жирует у Онекотана, Парамушира и Симушира.
Ранее никому в голову не при ходило поохотиться на кальмара у Северных Курил. За ним отправлялись к Новой Зеландии.
А «он, подишь ты, водится и у себя под боком, и в немалом количестве». С июля в районе, где рыбаки испокон добывали
минтай, камбалу и треску, промышляют кальмар порядка 20 судов всевозможных дальневосточных фирм. Каждое судно за рейс
вылавливает вкруговую по 1000 тонн ценного морепродукта. Потешить родного потребителя решило в этом году АО «Акрос».
Нашлись в России коммерсанты, которые предложили В. Б. Воробьеву цену за кальмара больше, чем иностранцы. И тот снарядил
в этот промысловый район экспедицию из 4 филейных траулеров, заводы которых способны эффективно перерабатывать любую рыбу.
В первый рейс пошел капитаном на МФТ «Василий Головнин» Владимир Владимирович Казаков. Пройдя до этого основательную
практику добычи разных океанских рыб, он и на кальмаре оказался удачливым. Общая добыча уже перевалила за 2000 тонн.
Остальным судам всевозможных фирм, присутствующих на промысле, о таком вылове остается только мечтать.
Право, диву даешься, как траулер умудрился набрать такую цифру. Уловы кальмара даже в 5 тонн — редкость.
Чаще они 1,5 — 2 тонны. А то на слип вынимают и вообще «пустырь». Тралы приходят нередко испоротые на всю длину
или изодранные в клочья, точно побывали в руках рассерженного Посейдона. Тогда в море «макают» запасной трал,
а этот чинят, беззлобно зубоскаля в адрес вахтенного штурмана, дающего утомительную работу тралвахтам Вячеслава
Васильева или Сергея Макеева.
Несмотря на чубастые изобаты в районах островов, частые порывы тралов, постоянные штормовые погоды, завод «Василия Головнина»
простаивал редко. В уловистые дни на линии весь экипаж. И тогда в трюм уходило до 30 тонн тушки в сутки. В монетную
копилку экипажа ложилось сразу 300 млн. рублей. Не дурно. Весомо. Не очень жадничает в оплате труда своих рыбаков
Воробьев. Экипажи «Акроса» это устраивает, тем более, что у других цены за килограмм тушки ниже.
А вот заготавливать щупальца экипажу не нравится. Стоимость щупальцев — копейки, а трудоемкость высокая.
Почитай, втрое снижается производительность линии. И заработок соответственно. Но мастера давят на «толпу», и
та, нехотя, подчиняется их воле. Их ли? Нет, не их. Мастера лишь исполнители в цепочке ответственности за использование
даров моря, которая наконец-то, после многих лет бездарного и хамского отношения к океану, потихонечку начинает
работать. Пока в волевом порядке. Деньгами рыболовные фирмы полное использование морепродуктов поддерживать не хотят:
накладно. На нравственность рассчитывать тоже нечего: не для ее демонстрации идут вкалывать в море в напряженном режиме
парни. Потому фирмы, дабы быть в ладах с комитетом но охране природы, и давят на своих работяг проверенным десятилетиями
способом: не хочешь — вон из фирмы. Желающих не находится. Но недовольство тлеет. И козлами отпущения этого недовольства
оказываются мастера которые ближе всех к исполнителям.
Но все же все траулеры «Акроса» продолжают выполнять обязательства, взятые фирмой перед своими покупателями.
Это, по сути, и определяет собранность экипажей, их исполнительность. Это заставляет спать урывками капитанов в
неудачливые штормовые дни, когда под килем судна упорно не хочет обнаруживать себя кальмар или когда он прячется среди
скал на промысловом изобате.
Лев ЛЕБЕДЕВ.
РЫБАК КАМЧАТКИ Петропавловск-Камчатский 13 декабря 1996 г.
Назад