В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:20 ноября 2001 года на Коллегии Госкомрыболовства РФ был рассмотрен вопрос «О проблемах защиты рыбохозяйственных интересов на морских шельфах России в связи с экспансией нефтегазовых разработок».
Сегодня мы представляем Вашему вниманию материалы этого заседания.
***
Госкомрыболовства РФ выступил за строгий экологический контроль разработки российского шельфаМосква, 20.11.01. В выпущенном по результатам Коллегии пресс-релизе Госкомрыболовства РФ говорится:
«Проблема освоения шельфа океана должна быть под строгим государственным экологическим контролем!» К такому выводу пришли участники совещания. Речь шла о необходимости разработки Национальной концепции охраны водных биоресурсов в условиях интенсивного промышленного освоения внутренних морских вод территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, об объединении усилий всех заинтересованных организаций дабы защитить водные ресурсы и природу от загрязнения.
Так, например, в западных странах США, Канаде, Великобритании, Швеции, Норвегии действует законы, которые регламентирует нефтегазодобывающую деятельность на водных объектах. И в последние годы экологические требования там ужесточаются, вплоть до запретов на проведения буровых работ в прибрежной зоне. Увы, в России подобные законодательства до настоящего времени не существовали.
Был поднят вопрос о необходимости компенсационных мероприятий, которые бы проводили нефтегазовые предприятия, загрязняющие окружающую среду, прежде всего о строительстве предприятий, которые бы и обеспечивали занятость местному населению и выпускали продукцию, равную сумме нанесенного ущерба. Именно так происходит в США и странах Западной Европы. Дело усложняется тем, что часто месторождения нефти и газа совпадают с нерестилищами многих ценных пород рыб. Соответственно, необходимо выработать меры по защите рыбных ресурсов. Увы, все эти вопросы еще недостаточно исследованы, что является результатом политики урезания квот на науку.
Сегодня ученые пока что не могут просчитать величину ущерба от загрязнения акваторий. Что же касается государственной экологической экспертизы, то в ней сегодня существуют элементы несогласованности, а службам государственного контроля не хватает техники и квалифицированных кадров.
На Коллегии говорилось и о том, что сегодня не стоит забывать о загрязнении нефтью не только морской акватории, но и рек. Почему бы не выставлять требования разработчикам строить очистные сооружения и на берегу? задавался закономерный вопрос. Тревогу вызывает и то, что в ближайшие годы Россия будет ежегодно продавать западному миру 130-150 млн.т нефти в год. Причем центр тяжести в транспортировке сместится на моря. Известно, что при добыче и транспортировке в море неизбежно теряется 0,02-0,03% нефти. Это означает, что от 4 до 20 тыс.тонн нефти будет ежегодно попадать в моря.
В пресс-релизе также говорится:
«В настоящее время наступает новый этап в освоении ресурсов нефти и газа на российском шельфе. Прогнозируемые ресурсы превышают 100 млрд. тонн. В Баренцевом и Карском морях открыто 12 месторождений, в том числе супергигантские газовые и газоконденсатные. 8 месторождений нефти и газа открыто в Охотском море. В перспективе на шельфе Сахалина планируется добывать свыше 20 млн. тонн нефти в год. Также намечается нефтедобыча на российском шельфе Балтийского моря, начато разведочное бурение в заповедной зоне Северного Каспия. Десятки миллионов тонн нефти предполагается перевозить по Черному и Балтийскому морям. Из-за этого существует угроза попадания тысяч тонн нефти в территориальное море и исключительную экономическую зону России. (Согласно мировой статистике, при добыче и транспортировке нефти теряется 0,02 0,03%). А учитывая то, что более 2/3 месторождений находятся в зоне повышенной биопродуктивности, рыбному промыслу может быть причинен значительный ущерб. Однако несовершенство нормативно-правовой базы дает возможность нефтегазовым компаниям уклониться от затрат на обеспечение экологической безопасности.
В связи с этим Госкомрыболовство РФ считает необходимым усилить защиту водных биоресурсов в районах нефтегазовых разработок, усовершенствовать нормативно-правовую базу и улучшить экологический контроль за деятельностью инвесторов проектов на морских территориях».
А вот точка зрения депутатов Госдумы и общественных организаций России:
«В соответствии с планами Правительства Россия на ближайшие десятилетия останется сырьевым придатком развитых стран. 130-150 миллионов тонн нефти, продаваемой за рубеж, обеспечат нашу страну сникерсами, памперсами и другим ширпотребом.
Экспорт нефти снижать не планируется, но центр тяжести перемещается на добычу и транспортировку нефти по морям.
Масштабы этой деятельности известны: Охотское море добыча и транспортировка 20-и млн. тонн; Каспийское море 100 млн. тонн; Черное море 70 млн. тонн; Балтийское море 30 млн. тонн; северные моря 30 млн. тонн.
Как показывает мировая статистика, 0,02% этой нефти попадает в море.
Таким образом, в моря России будет попадать от 4-х до 20-и тысяч тонн нефти ежегодно.
Последствия такой деятельности для биоресурсов могут быть самыми печальными.
Существует три пути попадания нефти в море:
1) вынос реками,
2) «технологические потери»,
3) аварии танкеров.
Вот краткая характеристика этих путей.
1) Жителям северного Сахалина, хорошо известно, во что превратились нерестовые реки острова в результате деятельности нефтяников. Во время только нефтегорского (1995 год) землетрясения произошло более тысячи разрывов нефтепроводов, и вся нефть по рекам попала в море. Такая «деятельность» на севере продолжается более 70лет.
2) К «технологическим потерям» относятся, в первую очередь, буровые отходы. Очевидно, что основной целью разведочного и эксплуатационного бурения является достижение нефтяной залежи и определение ее мощности.
Таким образом, при любом продуктивном бурении буровые отходы содержат нефть, и сброс этих отходов губит все живое.
Кроме того, следует учесть, что при бурении на поверхность может подниматься порода, содержащая токсичные металлы, радионуклиды. На сахалинском шельфе бурение проводится около 30 лет и за это время в море сброшены десятки тысяч тонн буровых отходов. Весьма вероятно, что та «биологическая пустыня», которая была обнаружена стараниями ученых СахНИРО в районе работ по проектам «Сахалин-2» и «Сахалин-1» является следствием именно этих сбросов.
3) Следует отметить, что количество аварий танкеров в мире не сокращается. Загрязнение моря при этом принимает катастрофический характер. Вот некоторые примеры:
1989 год. У берегов Аляски терпит аварию танкер «Эксон Валдиз», в море попадает 40 тысяч тонн нефти, нефть заливает 1500 миль побережья, ущерб от аварии оценивается в 5 миллиардов долларов;
2000 год. Возле острова Галапагос потерпел аварию танкер «Джессика», в море попала 1 тысяча тонн дизельного топлива, размер пятна составил 1200 квадратных километров, удалось собрать 265 тонн;
2001 год. В Азовском море столкнулись танкер «Волгонефть-138» и сухогруз, в море вылилось 700 тонн нефти;
У берегов провинции Фунцзянь (Китай) затонул танкер, и в море попало 1200 тонн нефти из 8600, находящихся на борту;
У берегов Бразилии затонула буровая платформа «Дух Колумба», в море попало более 1000 тонн нефти;
В Балтийском море, вблизи Дании столкнулись танкер с ярославским мазутом и сухогруз, в море попало 2700 тонн нефти, удалось собрать не более 500 тонн;
В прибрежной зоне Арабских Эмиратов затонул иракский танкер «Зейнаб» с 3000 тонн дизельного топлива на борту.
Эти примеры можно продолжить. Следует особенно подчеркнуть, что сразу после самой катастрофической аварии с танкером «Эксон Валдиз» в США был принят федеральный закон «О загрязнении моря нефтью» (1990 год) в котором самым тщательным образом прописаны все детали обеспечения безопасности танкерных перевозок нефти.
К сожалению, в Российской Федерации такой закон отсутствует. Более того, даже существующее законодательство не выполняется и об этом не информированы ответственные работники. Так, в ответе на письмо депутатов Госдумы, который подписал заместитель Председателя Госкомрыболовства РФ А. Н. Макоедов, сказано, что «транспортировка нефти танкерами проходит Государственную экологическую экспертизу». Имея на руках официальные ответы на депутатские запросы, можно с полной ответственностью заявить, что ни по одному из проектов: ни по Балтийской трубопроводной системе, ни по Каспийскому трубопроводному консорциуму, ни по сахалинским проектам экологическая экспертиза танкерных перевозок нефти не проводилась.
Депутаты Государственной думы, экологическая общественность обращались и обращаются к Комитету по рыболовству Российской Федерации со следующими предложениями:
не согласовывать технологии бурения скважин, в которых предусмотрен сброс буровых отходов в море (следует отметить, что компания «Эксон Нефтегаз Лтд.» уже согласилась с таким подходом и собирается бурить специальные скважины на месторождениях Одопту и Чайво для закачки в них буровых отходов; при бурении скважин на Каспии российская компания «Лукойл» обязалась проводить работы с «нулевым» сбросом, когда все отходы вывозятся на берег для захоронения);
обратиться в Министерство природных ресурсов РФ с предложением в обязательном порядке проводить государственную экологическую экспертизу танкерных перевозок нефти по морям Российской Федерации;
поддержать предложение о разработке законов «О загрязнении моря нефтью», «О береговой зоне морей Российской
Федерации». Инициатива принятия таких законов должна исходить из Правительства Российской Федерации, а депутаты Государственной Думы и общественность готовы ее поддержать.
Зам. Председателя Комитета Государственной
Думы по энергетике, транспорту и связи
Избирательный округ 160 Сахалинская область И. А. Ждакаев
Исполнительный директор Института эколого-
-правовых проблем «Экоюрис», член-корр. РАЕН В. К. Горохов»
_____________________________________________
Дорогие читатели бюллетеня «Нефть и Море»!
Обращаем ваше внимание, что в последнем материале (в Обращении депутатов Госдумы и общественности) содержатся конкретные предложения к Госкомрыболовства по принятию действенных мер, способных значительно снизить ущерб морской среде и рыбным запасам от нефтяной деятельности. Если московские чиновники начнут эти меры проводить в жизнь, то ситуация станет далеко не такой острой, как сегодня. Со своей стороны предлагаем вам использовать доступные возможности и регулярно поднимать эти вопросы на разных уровнях.
Будущее нашего Моря в наших руках!
Общественная организация «Экологическая вахта Сахалина» и Коалиция дальневосточных общественных организаций «Живое Море» готовы сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами в вопросах сохранения богатств дальневосточных морей!
**************************
Дорогие подписчики Бюллетеня «Нефть и Море»!
Все прошлые выпуски бюллетеня размещены в интернет на сервере Фонда «Северная Пацифика» по адресу:
npacific.kamchatka.ru/np/sovproblem/oil_sea/oil_sea.htm Там же вы можете ознакомиться с дополнительными материалами по экологическим и экономическим аспектам шельфовых проектов Сахалин-1 и Сахалин-2 и в целом с материалами по воздействию нефтедобычи на морские биоресурсы.
По вопросам подписки на электронный бюллетень «Нефть и Море» можно обращаться по адресу watch@dsc.ru.
С уважением,
Наталия Баранникова, Дмитрий Лисицын,
Экологическая вахта Сахалина, Южно-Сахалинск.
tel/fax (42422) 3-21-53
We'll survive!
*** Уважаемые читатели! Вся информация, опубликованная в номере, подтверждена документально. Если вас заинтересовали подробности или использованные документы обращайтесь к нам в «Экологическую вахту Сахалина» по тел. (42422) 3-21-53 или электронной почте: watch@dsc.ru.
Если вы не хотите в дальнейшем получать этот бюллетень, сообщите нам об этом по тому же электронному адресу watch@dsc.ru и мы исключим Ваш адрес из списка получателей.
|