Бюллетень «Нефть и Море»

№ 2 от 2 июня 2001 г.  


 

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

Воздействие отходов бурения и нефтедобычи на морские биоресурсы.
 
Шельф Охотского моря — зона активного рыболовства и добычи морепродуктов, именно здесь сосредоточена основная часть биомассы, это места обитания подавляющего большинства промысловых видов рыб, крабов, моллюсков и других, добываемых человеком морских организмов, зоны их нереста и нагула. Однако здесь же расположены и все морские месторождения нефти и газа, как разрабатываемые, так и «ждущие своей очереди». Крайне сложно производить нефтегазодобычу так, чтобы, ее последствия не наносили вред рыбе и рыбакам. Разведка и добыча нефти на шельфе Сахалина сопровождается интенсивным сбросом токсичных отходов в море: это отработанные буровые растворы (более 2000 тонн на одну скважину) и шлам (выбуренная с подземных глубин горная порода), пластовые воды (отходы нефтедобычи). Часто можно услышать от представителей нефтяных компаний, что буровой раствор — это обычная морская вода, а шлам — всего лишь безобидный песок. Однако, это не так. Наукой доказано негативное воздействие буровых и нефтяных отходов на обитателей морской среды.
Буровой раствор на водной основе может содержать различные токсичные компоненты: тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий, медь, цинк, железо, никель, мышьяк), биоциды, синтетические поверхностно-активные вещества (СПАВ), радиоактивные добавки, нефтепродукты.
Значительная часть планируемых на сахалинском шельфе скважин будет буриться наклонным бурением — это требует применения синтетических буровых растворов, либо растворов на нефтяной основе. Их токсичность гораздо более высока, чем растворов на водной основе и сброс в море запрещен в подавляющем большинстве стран мира. Тем не менее, на Сахалине эти растворы также будут сбрасываться в море.
Обычно бурение разведочных скважин заканчивается их испытанием на продуктивность — при этом неизбежно в море попадает сырая нефть, порой ее количество измеряется тоннами.
Выбуренный шлам — приобретает токсичность вследствие контакта с буровым раствором. Кроме того, при сбросе в море шлам образует огромные облака мути (взвешенных частиц), разносимые течениями на большие расстояния и резко ухудшающие качество морской воды. Удаляемый буровой шлам представляет собой тонкодисперсную массу, которая при сбросе в море с буровой установки образует огромный шлейф мути (длиной до километра), не оседающей длительное время. При осаждении тонкодисперсные частицы бурового шлама покрывают ядовитой пленкой места обитания донных организмов — крабов, креветок, различных моллюсков.
Пластовые воды — это отходы нефтедобычи, которые образуются на добывающих нефтяных платформах в гораздо больших количествах, чем буровые растворы и шлам в процессе их промышленной эксплуатации. Нефть, поступающая из земных глубин на поверхность, содержит огромное количество воды. На платформе (например, такой как Моликпак) эта вода отделяется от нефти при помощи сепарации и сбрасывается за борт. Однако полностью отделить нефть от воды не удается и поэтому сбрасываемая вода всегда содержит некоторое количество нефтяных углеводородов. Но это не просто немножко сырой нефти в тонне воды — это бензол, этиловый бензол, толуол, которые являются одними из самых ядовитых и опасных для живых организмов нефтепродуктов. Пластовая вода образуется в течении всего процесса нефтедобычи и в огромном количестве, этот вид загрязнения, обычно мало упоминаемый, является существенной угрозой для моря и его обитателей. Пластовые воды высоко минерализованы (засолены) и обеднены кислородом, содержат многочисленные токсические компоненты (тяжелые металлы, фенолы и др.), взвешенные вещества и радионуклиды, такие как радий-226 и -228 с их дочерними продуктами распада. При контакте с морской водой радионуклиды выпадают в осадок и образуют локальные скопления, создавая очаги повышенной радиационной опасности. После сепарации нефти в пластовой воде остаются наиболее токсичные, полиароматические углеводороды — бензол, этиловый бензол, толуол.

Влияние отходов бурения и нефтедобычи на морскую биоту.

—  Отходы крайне негативно воздействуют на все участки «пищевой пирамиды» — и прежде всего на планктон, основу всего живого в Океане, основной производитель кислорода на планете. Уменьшается общая биомасса планктона в данном участке моря, со временем меняется его видовой состав. Это крайне отрицательно сказывается на развитии молоди многих видов рыб, так как планктон является кормовой базой для большинства морских обитателей — от мелкой рыбешки до китов.
— Тяжелые металлы из буровых отходов, накапливаясь в гидробионтах, не выводятся в течении десятков лет и передаются дальше по пищевой цепи. При этом у рыб происходит нарушение обмена веществ, теряется способность к воспроизводству. И конечно, снижаются потребительские качества рыбы и морепродуктов.
— Токсикологические исследования, проведенные в лаборатории прикладной экологии и токсикологии ТИНРО, показывают высокую токсичность ряда компонентов буровых растворов для морской фауны, а также то, что буровые растворы обладают более сильным токсическим эффектом, чем их отдельные компоненты.
— Повышенное содержание взвешенных веществ в морской среде (следствие сброса в море бурового шлама) негативно воздействует на кормовую базу рыб — планктон, на молодь ценных промысловых видов рыб, а также на икру и личинки минтая, трески, кальмара, рыб семейства камбаловых, пассивный дрейф которых проходит и через лицензионные участки по разведке и добычи нефти.
— Наличие взвесей в воде нарушает поведение и обмен веществ у рыб. Осаждение взвешенных частиц ухудшает условия обитания и нереста донных организмов, а при слое в несколько мм убивает бентос, в т.ч. такие ценные виды промысловых беспозвоночных, как краб и креветка, которые из-за своих биологических особенностей не способны выйти из зоны загрязнения и вынуждены постоянно находится в ней.
— Крайне важным является и то, что буровые растворы и нефтепродукты даже в незначительных концентрациях, не вызывающих токсикологического эффекта, отпугивают рыб от мест нагула и нерестилищ, меняют миграционные пути.
— Загрязняющие вещества буровых и нефтяных отходов могут разноситься течениями на значительные расстояния и нефтедобычи не будет ограничиваться только локальными участками шельфа, где идет разведка и добыча нефти. Учитывая протяженные миграции рыб и пассивный перенос массы личинок и молоди многих промысловых видов через зону сбросов на сахалинском шельфе, негативное влияние будет оказываться на значительную часть биоресурсов Охотского моря.
Между тем, существует более экологически безопасная технология — закачивание отходов бурения и нефтедобычи под землю, который позволяет изолировать их глубоко под землей. Об этом мы расскажем в следующем выпуске.

 
*** Уважаемые читатели! Вся информация, опубликованная в номере, подтверждена документально. Если вас заинтересовали подробности или использованные документы — обращайтесь к нам в «Экологическую вахту Сахалина» по тел. (42422) 3-21-53 или электронной почте: watch@dsc.ru.
Если вы не хотите в дальнейшем получать этот бюллетень, сообщите нам об этом по тому же электронному адресу watch@dsc.ru и мы исключим Ваш адрес из списка получателей.

 

Назад