В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:Компания «Эксон Нефтегаз Лтд» объявила о начале консультаций с общественностью по проекту «Сахалин-1».Уважаемые подписчики бюллетеня «Нефть и Море»!
Компания «Эксон Нефтегаз Лтд» (зарегистрирована в государстве Багамские острова) начала процесс общественных консультаций по материалам предварительной оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и социально-экономического воздействия в рамках проекта «Сахалин-1», стадия 1. Чтобы предоставить возможность всем желающим задать вопросы разработчикам проекта и высказать свои замечания «Эксон НЛ» проводит дни открытых дверей по следующему графику:
г. Южно-Сахалинск Сахалинская областная универсальная научная библиотека, 25.10.2001г., 15:00-20:00;
г. Холмск центральная районная библиотека им. Ю. Николаева, 26.10.2001г., 15:00-20:00;
п. Вал Дом культуры, 29.10.2001г. 15:00-20:00;
п. Ноглики районная центральная библиотека, 30.10.2001г., 15:00-20:00;
г. Оха центральная библиотека г. Охи, 31.10.2001г., 15:00-20:00;
п. Де-Кастри Дом культуры, 01.11.2001г. 15:00-20:00.
Ознакомиться с материалами ОВОС можно по этим же адресам уже сейчас.
Предложения и замечания относительно проекта принимаются до 09 декабря 2001г. по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Пушкина, 80, компания «Эксон НЛ», по факсу (4242) 46-26-30 или электронной почте enl@snc.ru Действует «горячая линия» по телефону 422-111 вы можете задать все интересующие вас вопросы.
Убедительно просим вас всех не оставаться равнодушными, придти на общественные слушания и высказать свои озабоченности касательно проекта компании «Эксон НЛ». Крайне важно, чтобы Эксон получил как можно больше
замечаний от всех заинтересованных сторон, могущих оказаться под угрозой вследствие негативного воздействия на природу. Безусловно, это прежде всего рыбаки. Понимая, что вы все очень занятые люди и у вас нет возможности
придти в библиотеку и ознакомиться с томом ОВОС, мы предлагаем вашему вниманию краткое содержание проекта и наши небольшие комментарии к нему.
Надеемся, это поможет вам составить свои предложения и вопросы к проекту. Мы, в свою очередь, планируем привлекать независимых специалистов для получения профессиональных экспертных заключений о воздействии проекта на окружающую среду, особенно на реки и морские биоресурсы, и какие технические решения необходимо принять, чтобы минимизировать это воздействие. После получения всех возможных экспертных заключений мы планируем подготовить сводное заключение и направить его в компанию «Эксон НЛ».
Из нашего опыта, а также практики развития крупных проектов по всему миру известно, что большое количество замечаний, высказанных в ходе обсуждения проекта с общественностью, реально способно изменить негативные стороны проекта к лучшему.
Кроме того, предлагаем прислать копии ваших замечаний и предложений по проекту нам, в «Экологическую вахту Сахалина», для включения их в сводное экспертное заключение. Мы постараемся придать вашему мнению большую
эффективность. Адрес: 693020, Южно-Сахалинск, ул. Адмирала Макарова, 27, тел/факс (42422) 3-21-53 e-mail: watch@dsc.ru
С уважением,
Наталия Баранникова, Дмитрий Лисицын,
Экологическая вахта Сахалина.
Материалы предварительной оценки воздействия на окружающую среду.Проект Сахалин-1. Эксон Нефтегаз Лтд, Южно-Сахалинск, Россия, сентябрь 2001г.(Краткое содержание.)
Описание проекта
ЧАЙВОМесторождение Чайво находится в 6-12 км от берега. Его освоение планируется вести с берега и с морской платформы «Орлан» (ранее разводочная платформа для моря Бофорта), которая будет установлена на глубине 15м, в
11 км от берега. С платформы будет пробурено 20 эксплуатационных скважин 8 нефтедобывающих, 7 нагнетательных для закачки газа, 1 для закачки буровых отходов, 4 дополнительных, назначение которых будет определено позднее.
С буровой площадки, расположенной на берегу Охотского моря, на Чайвинской косе, будет пробурено 10 добывающих скважин, 1 для закачки буровых отходов и несколько скважин для забора пресной воды. На буровой площадке построят жилой блок на 120 человек.
В 8 км от буровой площадки, вблизи мыса Нгаян в 1 км к западу залива Чайво, будет построен Береговой комплекс подготовки продукции (БКП), на котором будет обрабатываться нефть, добываемая на месторождениях Чайво и Одопту. Платформа «Орлан» и БКП будут соединяться двумя трубопроводами 19 км длиной, из которых 11 км морской участок.
ОДОПТУМесторождение Одопту, расположенное в 7-24 км от берега, будет разрабатываться с двух береговых площадок северной (?2) и южной (?1), расстояние между которыми 9 км. Буровые площадки находятся на Пильтунской косе, ? 2 южнее мыса Лебединый, и ? 1 южнее мыса Островной.
На площадке ? 1 в течение 7-8 лет пробурят: 9 добывающих скважин, 3 для закачки газа, 5 для закачки воды, 1 для закачки буровых отходов, 3 для забора воды (всего 21).
На площадке ? 2 за 5 лет пробурят: 9 добывающих скважин, 4 для закачки воды, 1 для закачки буровых отходов и 3 для забора воды (всего 17). Рядом с площадкой ? 1 будет построен БКП. Буровые площадки и БКП будут соединяться сетью трубопроводов.
С обоих месторождений будет добываться:
нефти 12 млн тонн в год (40 тыс. тонн в сутки),
газа 31,2 млн м3 в сутки. 1,1 млн м3/сут. сухого обработанного газа будет использоваться как топливо для БКП, до 2,8 млн м3/сут пойдет на продажу на местном рынке.
ТРУБОПРОВОДОт БКП Одопту до БКП Чайво будет проложен сухопутный трубопровод длиной 67 км. От БКП Чайво трубопровод пойдет на терминал Де-Кастри, пересекая пролив Невельского от мыса Уанги до мыса Каменный.
Длина нефтепровода до п. Де-Кастри 221 км и диаметр 610 мм. Нефтепровод пересекает 24 дороги, 129 водных преград с общей длиной их пересечения 492 м. Длина пересечения пролива Невельского 20 км. Отключающие задвижки на нефтепроводе будут установлены на обоих берегах пролива Невельского, в местах пересечения крупных водных преград, сейсмически активных разломов. Окончательная трасса трубопровода будет определена к концу 2001г.
ТЕРМИНАЛС терминала Де-Кастри нефть будет перевозиться круглогодично танкерами через Татарский пролив в Японию и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Танкера будут с двойным корпусом и водоизмещением до 110 тыс. тонн. Каждые 2-3 дня нефть будет отгружаться на 6 танкеров для перевозки 40 тыс. тонн/сут. На терминале будут использоваться буксиры при маневрировании и подходе танкеров. Четыре ледокола будут использоваться для обеспечения прохода танкеров в Татарском проливе и подхода к терминалу в течение 3-4 суровых зимних месяцев для обеспечения круглогодичной отгрузки.
Часть строительных материалов будет перевозиться баржами, а затем на грузовиках к местам строительства.
СРОКИ наиболее важных этапов реализации проекта:
Строительство БКП и бурение площадки на Чайво 3 квартал 2002г.
Бурение на Чайво 4 квартал 2002г., добыча 4 квартал 2005г.
Строительство на Одопту 1 квартал 2004г., добыча 4 квартал 2007г.
Де-Кастри строительство и дноуглубительные работы 4 квартал 2002г.
Морская платформа «Орлан» установка 2 квартал 2004г.
Сухопутный трубопровод строительство 3 квартал 2002г.
Морской трубопровод 3 квартал 2004г.
Ввод в эксплуатацию платформы «Орлан», БКП Чайво и терминала Де-Кастри в конце 2005г., БКП Одопту в 2007г. Эксплуатация этих комплексов потребует рабочей силы в количестве 500 человек.
ВОЗДЕЙСТВИЕ от проекта
Воздействие от проекта на окружающую среду, по мнению разработчиков, слабое и умеренное. Слабое воздействие классифицируется как: краткосрочное, масштаб от локального до регионального, последствия обратимы и могут быть заметны на уровне субпопуляции биоты, экосистем и человеческой популяции. Умеренное среднесрочное, масштаб местный или региональный, последствия обратимы и заметны на уровне популяций и экосистем. Краткосрочное воздействие 1-10 дней для физической среды, 1 день месяц для биологической и 1 день сезон для социальной среды. Среднесрочное от 10 дней до сезона для физической среды, от месяца до сезона для биологической и от сезона до годы для социальной.
КОНСУЛЬТАЦИИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И МИНИМИЗАЦИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Эксон НЛ проведет консультации с малочисленными коренными народами для определения мест расположения объектов и сроков строительства, чтобы свести к минимуму воздействие на миграции северных оленей.
Морские сооружения, трубопроводы и безопасные зоны вокруг них будут нанесены на навигационные карты. Эксон НЛ будет регулярно проводить совещания с рыболовецкими организациями и коренными народами для решения возникающих озабоченностей.
Строительная деятельность при пересечении водотоков будет осуществляться по возможности вне нерестовых периодов.
Некоторые токсичные отходы, большая часть бурового раствора и шлама, пластовая вода и другие технические сточные воды будут закачиваться в подходящие подземные пласты. На платформе «Орлан» вынос шлама и бурового раствора на дно моря ожидается только во время бурения верхних интервалов скважин с использованием буровых растворов на водной основе. В процессе бурения будут использоваться и низкотоксичные буровые растворы на нефтяной основе.
Процесс закачки может вызвать гидравлический разрыв пласта, но последствия этого будут проявляться лишь в пределах участка бурения из-за пластичности межпластовых глин. По заказу компании Эксон Институт Морской Геологии и Геофизики ДВО РАН провел исследования зависимости между закачкой буровых отходов и сейсмической активностью. Результаты работ показали весьма низкую вероятность инициирования катастрофических землетрясений при закачке флюидов на рекомендованном удалении от активных разрывов.
«Компания ЭНЛ будет предоставлять информацию, проводить лекции в школах, природоохранных общественных организациях, для местной администрации, представителей бизнеса и широкой общественности. Общественные консультации в период строительства и эксплуатации проектных объектов рассматриваются как ключевой фактор поддержания сложившихся отношений между компанией ЭНЛ и основными заинтересованными сторонами: Компания ЭНЛ будет организовывать данные консультации в течение всего срока реализации проекта».
ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА РАБОТ ПО ПРОЕКТУ
Площадь проекта «Сахалин-1» расположена в районе, характеризующимся наличием сильных морских течений, интенсивным волнением, изменением уровня моря, сложными ледовыми условиями, образованием торосов и стамух, а также высокой сейсмичностью, приводящей к возникновению цунами. В 1964 г. в Ногликском районе произошло землетрясение в 8 баллов, а в 1995г. в Нефтегорске 7,2 балла с эпицентром 15-25 км от береговой линии.
В районе строительства объектов проекта возможны землетрясения, оползни, лавины, сели, эрозия и заболачивание. Нефтепровод Одопту-Чайво-Де-Кастри 43 раза пересечет крупные реки и ручьи и 140 более мелких водотоков.
На заливах Чайво и Пильтун гнездятся или останавливаются на миграциях 355 видов птиц, 10 видов внесены в Красную Книгу РФ. В 2,5 км от северной буровой площадки находится памятник природы о. Врангеля. Акватория, прилегающая к заливу Пильтун, является местом нагула охотско-корейской популяции серых китов, занесенных в Красные Книги РФ и МСОП, как вид, находящийся под угрозой исчезновения.
В зоне воздействия проекта находятся 6 рыборазводных заводов на реке Тымь Тымовский, Пиленга, на реке Поронай Побединский, Буюкловский, на реке Пугачевка Пугачевский, Урожайный на реке Черная.
Потери лесных ресурсов от прокладки трубопровода составляют 120 га, лесных ресурсов 1 категории 17 га, строевого леса 14000 м3. Ущерб животному миру оценен в 29 млн руб., потери морских биоресурсов 102 тонны.
Разработчики провели оценку АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВАРИАНТОВ по проекту:
1. Морское бурение по сравнению с бурением с берега. Бурение с берега охватывает только 75% запасов нефти. Только морское бурение слишком дорого. Поэтому было выбрано бурение и с берега, и в море.
2. Трасса экспортного нефтепровода до морского терминала. Поскольку затраты на нефтепровод на юг Сахалина до Пригородного и строительство там терминала гораздо выше, чем трубопровод до Де-Кастри, терминал там и фрахт 4 ледоколов, был выбран последний вариант. Несмотря на то, что трасса нефтепровода на Де-Кастри пересекает район высокой сейсмической активности с тремя изолированными разломами.
3. Местоположение БКП Чайво. На выбранном месте несколько лет назад был лесной пожар и это обстоятельство снижает объем вырубленной древесины при строительстве.
4. Трасса трубопровода от БКП Одопту до БКП Чайво. Сухопутная трасса была выбрана поскольку морская длиннее на 20 км и ее строительство принесет более сильное воздействие на рыбные ресурсы и морских млекопитающих.
5. Нулевой вариант (отказ от деятельности). В этом случае экологическая обстановка в районе не изменится. Осуществление проекта может дать чистую выгоду (рабочие места, доходы для РФ, исчисляемые млрд. долларов, строительство инфраструктуры). Нулевой вариант может привести к потере выгодной возможности для Росси и регионов.
Для работы по проекту будут приглашать специалистов из России и Сахалина. В ходе осуществления проекта будет производиться выплата налогов и предоставление доли «прибыльной нефти», как администрации Сахалинской области, так и федеральному правительству.
В течение зимы 2002 г. компания ЭНЛ начнет испытание танкерных перевозок до Де-Кастри в сопровождении двух ледоколов для определения самых безопасных маршрутов отхода и прибытия танкеров.
_______________________________________
ВОПРОСЫ и КОММЕНТАРИИ «Экологической вахты Сахалина»:После ознакомления с материалами ОВОС у нас возникло очень много вопросов, ответы на которые, к сожалению, не освещены в проекте. Мы уверены, что добиваться получения ответов на эти вопросы ДО того, как проект будет одобрен властями к разработке. Мы приводим эти вопросы ниже и планируем отправить их в компанию «Эксон» с просьбой осветить их на общественных консультациях и предоставить нам письменный ответ, который будет разослан в бюллетене «Нефть и Море». Предлагаем все заинтересованным гражданам и организациям также требовать от «Эксона» ответов на эти вопросы.
Вопросы к компании «Эксон» по реализации проекта «Сахалин-1»:
1. Каким образом будем осуществляться переход трубопровода через реки? Путем горизонтального бурения под руслом реки, прокладки трубопровода прямо через русло реки или каким-то иным способом?
Комментарий: Совершенно точно, что если для прокладки трубопровода нефтяники будут копать траншею прямо поперек русла каждой реки, то это нанесет огромный ущерб нерестовым рекам, даже в случае, если работы будут проводиться во вненерестовый период.
2. Как будет прокладываться трубопровод над землей или под землей? Просим описать технические решения выбранного варианта, т.е. на какой высоте/глубине над/под землей и т.п.
Комментарий: Насколько нам известно, труба будет проходить под землей. Это значительно дешевле, но и значительно более экологически опасно. Во-первых, это сильно затрудняет контроль за состоянием трубы и не дает возможности быстро определять место порыва и ликвидировать его в случае аварийной утечки. На сегодня это большая проблема для Сахалинмонефтегаза на всех его подземных трубопроводах почти всегда определить, что произошел разрыв и нефть из трубы поступает в окружающую среду, можно лишь по тому, что давление на выходе трубы становится меньше, чем на входе. На поиск таких порывов сахалинским нефтяникам порой требуется больше недели. Во-вторых, подземный трубопровод значительно более уязвим для землетрясений, чем надземный. Для того, чтобы предохранить трубу от разрывов при подвижках земной коры необходимо прокладывать ее не только над землей, но и на специальных стойках с компенсаторами, как это сделано на Аляске. Доказано, что за много лет эксплуатации эти стойки много раз спасали аляскинский трубопровод от разрывов. Мы уверены, что нам на Сахалине необходимо требовать для трубопроводов компаний «Шелл» и «Эксон» не менее жестких мер безопасности, чем те, что эти компании применяют на Аляске потому что наша природа и наша рыба не менее ценны и не менее дороги нам, чем природа и рыба Аляски американцам.
3. Как трубопровод будет защищен от разрыва при землетрясении, оползне и других природных явлениях?
Комментарий: В материалах «Эксона» для общественности совершенно ничего не говорится о мерах по безопасности трубопровода, а между тем это крайне важный вопрос ведь про то, что опасность оползней и землетрясений существует, прямо указано в материалах проекта.
4. Какие меры безопасности предусмотрены для береговой инфраструктуры проекта на случай цунами?
Комментарий: В ХХ веке на Сахалине и Курилах уже случались цунами это значит, что такое катастрофическое явление природы может повториться.
5. Какой максимальный возможный объем разлива нефти с трубопровода прогнозируется при разрыве? Какова его вероятность?
Комментарий: в большинстве стран мира при вводе в эксплуатацию крупных, потенциально опасных промышленных объектов (платформ, трубопроводов, терминалов, нефтеперегонных заводов) всегда заранее просчитываются риск и масштабы возможной аварии. Причем делает это независимый аудитор. Прежде всего это касается возможных нефтяных разливов. Оценка такого риска помогает понять, достаточны ли меры предотвращения аварий, предложенные разработчиками. Часто бывает так, что анализ вполне надежного, на первый взгляд, проекта показывает, что он подготовлен таким образом, что одна крупная авария за, например, 20 лет ГАРАНТИРОВАНА. В таком случае власти и общественность требуют, чтобы меры безопасности были усилены. Одобряя проект без тщательного просчета всех рисков мы «покупаем кота в мешке». Готовы ли мы согласиться с этим?
6. Какое количество буровых отходов образуется при реализации всего проекта? Какое количество из этого будет закачено и какое сброшено?
Комментарий: В приведенных выше материалах «Эксон» называет буровые растворы на нефтяной основе «низкотоксичными» это просто возмутительно, поскольку давно и бесспорно доказано, что такие буровые растворы крайне токсичны и во всем мире считаются очень опасными для природы и всего живого. Называть эти ядовитые смеси «низкотоксичными» значит просто издеваться над нами, считая сахалинцев абсолютно глупыми.
7. Каким компаниям будут принадлежать (либо находиться во фрахте) танкеры для перевозки нефти и кто будет нести ответственность за возможный разлив нефти с танкера?
8. Каков предел финансовой ответственности за разлив нефти?
Комментарий: В мире немало случаев, когда в результате разлива нефти с танкера, пострадавшим рыбакам, гражданам, турфирмам и местным властям очень трудно получить компенсацию ущерба и добиться возмещения расходов на ликвидацию разлива. По международным законам ответственность несет владелец судна, но что, если этот судовладелец подставная фирма-однодневка, зарегистрированная где-нибудь на далеких Багамах (как кстати и «Эксон НЛ») и в случае крушения танкера и потери его груза она просто самоликвидируется? Необходимо, чтобы судовладелец был достаточно солидным и крупным и имел достаточно финансовых ресурсов для покрытия максимально возможного ущерба от разлива. Необходимо также, чтобы были заранее юридически закреплены его обязательства возместить ущерб и расходы на ликвидацию последствий.
9. Предусмотрены ли вообще какие-либо силы и средства для оперативного реагирований на разливы? Если да, то каким количеством оборудования и персонала эти силы располагают? Где расположены эти силы и средства?
Комментарий: Крайне важно, чтобы средства борьбы с разливами (боны, нефтесборщики, сорбенты и т.д.) применялись максимально быстро и в максимальном количестве. Мировой опыт показывает, что если нефтяное пятно в море не было взято под контроль в течение первых нескольких часов, то дальнейшие усилия по локализации и сбору нефти уже не помогут.
10. Как предполагается защитить подводный трубопровод от стамух?
Комментарий: Давно доказано, что стамухи, эти огромные многокилометровые ледяные гряды, способны оставлять борозды глубиной 6 метров на дне моря на глубине до 25-30 метров.
12. Планируется ли строительство пирсов? Как оценивается воздействие на исчезающую популяцию серых китов пирса, который будет на Одопту?
Комментарий: По нашим данным, на Одопту точно планируется строительство пирса. Это представляет огромную угрозу самому существованию уникальных серых китов у берегов Сахалина, поскольку строительство будет вестись практически в центре главного пастбища китов. Кроме того, интенсивное судоходство в течение многих лет будет дополнительным угрожающим фактором для этих животных.
13. 14000 м3 такое количество леса на Сахалине заготавливает за год довольно крупная и устойчивая лесозаготовительная компания. Один м3 строевого леса в Японии стоит минимум 70 долларов, т.е. количество потерянного строевого леса при прокладке трубопровода оценивается в 1 млн долларов. Как будет использован срубленный лес? Если он будет продан, то кому пойдет прибыль от его продажи?
14. Какие конкретно налоги будет платить Эксон НЛ в бюджет Сахалинской области, если областная Дума освободила проект Сахалин-1 от всех областных налогов?
15. Когда ожидается получение прибыли по проекту и достижение рентабельности, при которой часть прибыли будет получать российская сторона?
Комментарий: Согласно СРП, Консорциум по проекту Сахалин-1 должен выплатить России бонусы: на дату вступления СРП в силу 15 млн долл. (уже выплачен), на начало реализации углеводородов с каждого рентабельного месторождения: Чайво 15 млн долл., Одопту 10 млн долл., Аркутун-Даги 20 млн долл. (по Чайво бонус будет в конце 2005 г., по Одопту в 2007 г.). Также причитается роялти 8% от добытых углеводородов. Но они, как и в случае с проектом Сахалин-2, пойдут в первую очередь на возмещение НДС, ранее уплаченного Эксоном. Остается на ближайшее время только взнос в фонд развития Сахалина, который должен уплатить консорциум по СРП это 100 млн долл. в течение 5 лет (после того, как программы работ и сметы затрат будут одобрены Россией). При этом областная Дума освободила проект Сахалин-1 от всех областных налогов на весь срок разработки месторождения, причем не только «Эксон» получил эту небывалую льготу, но и все подрядчики и субподрядчики работ по проекту. Поэтому слова «Эксона» о том, что ходе проекта будет производиться выплата налогов Сахалинской области, не совсем соответствуют действительности. А в отношении предоставления области части прибыльной продукции очень важным является вопрос «когда?» через 10 лет, через 20?
Общий комментарий: «Эксон» предоставил крайне скудный материал, который не дает возможности получить ясное представление о всех сложностях, опасностях проекта и его воздействия на природу. Даже «Сахалин Энерджи» осенью 1997 г. на общественных слушаниях по «Моликпаку» давала во много раз более серьезно подготовленный документ. Такое отношение «Эксона» к населению нашего острова крайне тревожит и наводит на мысль, что на самом деле воздействие на природу и рыбные запасы будет значительно более серьезным, чем пытается представить компания. Мы считаем, что «Эксон» должен представить общественности не краткое общее описание своих планов, а полные проектные материалы, за исключением сведений, представляющих коммерческую тайну. При этом надо помнить, что информация экологического характера, по российским законам, не может быть секретной.
Если у вас возникли какие-либо еще вопросы, которые вы бы хотели включить в наше письмо к компании «Эксон», пожалуйста, присылайте их на наш электронный адрес watch@dsc.ru или звоните нам по телефону (42422) 3-21-53.
Всего доброго!
Наталия Баранникова,
Дмитрий Лисицын.
*** Уважаемые читатели! Вся информация, опубликованная в номере, подтверждена документально. Если вас заинтересовали подробности или использованные документы обращайтесь к нам в «Экологическую вахту Сахалина» по тел. (42422) 3-21-53 или электронной почте: watch@dsc.ru.
Если вы не хотите в дальнейшем получать этот бюллетень, сообщите нам об этом по тому же электронному адресу watch@dsc.ru и мы исключим Ваш адрес из списка получателей.
|