ОБРАЩЕНИЕИнститута морской геологии и геофизики ДВО РАН Президенту РФ В. Путину, Спикеру Государственной Думы Г. Селезневу, Председателю Совета безопасности при Президенте РФ С. Иванову, Президенту РАН Ю.Осипову, Председателю Президиума ДВО РАН Г.Елякову, Председателю Счетной палаты РФ С.Степашину22 июня 1994 года заключено соглашение по проекту «Сахалин-2», предусматривающее разработку Пильтун-Астохского (100 млн. тонн нефти) и Лунского (400 млрд. МЗ газа) шельфовых месторождений нефти и газа на условиях Соглашения о разделе продукции (СРП). Открытые российскими людьми и за российские деньги крупнейшие месторождения нефти и газа на шельфе Сахалина отданы в 100 % владение иностранным компаниям сроком на 25 лет на самых кабальных в мире условиях. Не неся никакого финансового и геологического риска на стадии поиска и разведки месторождений, консорциум по соглашению получает «до 100 % ликвидной продукции на возмещение своих затрат, оставшаяся после этого (!) продукция распределяется следующим образом: 90% консорциуму и 10% России». Эти условия раздела продукции будут действовать до момента достижения рентабельности 17,5 %, после чего
раздел продукции будет производиться в пропорции 50:50. Инвестор обещает достичь данной рентабельности приблизительно к 2017-2019 году. Однако, при существующей ситуации, когда вся затратная часть проекта находится в руках инвестора, можно уверенно считать, что указанная рентабельность не будет достигнута никогда. Доказательством этого является ТЭО, разработанное инвестором, в котором однозначно определено, что «рентабельность Пильтун-Астохского месторождения составляет минус 0,35%, а затраты на его обустройство не окупятся никогда». Согласно принятому варианту разработки доля России в первый год составляет 0,8% от добытой нефти, на второй год 1,9%, в третий 2,7% и максимальный объем 4,7%, после которого опять идет снижение. Плата за недра (роялти) составляет всего 6%. В мире нет аналогов подобного кабального раздела продукции.
На таких же условиях в 1996 году заключено соглашение Сахалин-1. В случае продажи в данном проекте «Роснефтью» своей 40%-ой доли какой-либо иностранной компании, а по этому поводу ведутся переговоры (Индия уже закупила 20% доли), Россия останется без источников энергоресурсов на Дальнем Востоке в ближайшие 15-20 лет.
Можно ли вести речь о развитии экономического потенциала Дальневосточного региона без достаточного топливно-энергетического обеспечения промышленности? Общеизвестно, что даже для средней полосы России доля отопления в объеме общих энергозатрат промышленности составляет три четверти. К этому необходимо прибавить затраты на освещение.
Элементарный расчет показывает, что при добыче нефти с Сахалинского шельфа иностранными компаниями в объеме 4-7 млн. тонн нефти в год, России достанется в лучшем случае несколько сотен тонн, а это составляет 5-7% от потребности Дальнего Востока.
С началом разработки газовых месторождений предусмотрено строительство завода по сжижению природного газа (СПГ) для его экспорта за границу. Ни один дальневосточный порт России не имеет инфраструктуры для принятия сжиженного газа. Таким образом, планами реализации проектов предусмотрено строительство завода стоимостью 3,5 млрд. долларов США (со строительством трубопровода с севера на юг Сахалина), продукцию которого Россия не может использовать, но по соглашению обязана возместить затраты инвестора на завод СПГ своим углеводородным сырьем. Если же России потребуется газ для собственных нужд, то согласно СРП ст. 6(и) «При реализации Компанией... природного газа на внутреннем рынке Российской Федерации ... продажа производится с оплатой в свободно конвертируемой валюте по средней цене франко-граница Западной Европы...»
В Дальневосточной климатической зоне при этих условиях производство чего бы то ни было не просто не выгодно, а крайне не выгодно.
Статья 24(е) соглашения «Российская Федерация не распространит на Сахалинский Проект действие любых решений Президента, Правительства Российской Федерации, Администрации Сахалинской области и органов местного самоуправления, которые вносят изменения ...после 31 декабря 1999 года, ущемляя права компании по настоящему Соглашению».
Статья 30(в) «Настоящее Соглашение регламентируется и толкуется в соответствии с законодательством штата Нью-Йорк США, без учета соответствующих норм коллизионного права».
Преступность соглашения Сахалин-2 заключается в создании прецедента, который лег в основу последующих СРП. Госдума РФ уже приняла решение о разработке на условиях СРП крупнейшего на шельфе Киринского газоконденсатного месторождения (примерно 1 трлн. куб. м) в составе проекта Сахалин-3. В случае его реализации на прежних условиях Россия полностью лишается подготовленной базы углеводородного сырья на шельфе Сахалина.
Печальный опыт осуществления проекта Сахалин-2 должен заставить Президента, Правительство и Госдуму РФ задуматься о том, что СРП и возрождение экономики Дальневосточного экономического региона взаимоисключающие понятия.
Замерзающие Приморье, Сахалин, Камчатка, и 100 %-й вывоз миллионов тонн добываемой на шельфе нефти это ли не признак убогости и государства, и власти? Дальнейшая реализация подписанных соглашений на изложенных условиях, а тем более продажа новых месторождений на условиях СРП это верх глупости, превосходящей всякое разумение.
Желая возвратить России статус Великой Державы, в первую очередь необходимо помнить, что ближайшие десятилетия XXI века нефть по-прежнему останется основой безопасности России, процветания нации и самой сущности цивилизации. Тем стратегическим товаром, имеющим решающее значение для национальной стратегии государства и международной политики.
Приложение : подпись 21 членов Ученого Совета ИМГ и ГДВОРАН
20 декабря 2000 года 9-30
ЗАСЕДАНИЕ УЧЕНОГО СОВЕТАПовестка дня:
1. Доклад «Вопросы разработки шельфа Сахалина на основе СРП и развитие
экономического потенциала ДВЭР». Докл. Черный А.В.
2. Кадровые вопросы.
3. Разное.
ЧЛЕНЫ УЧЕНОГО СОВЕТА:
|