Отчет о поездке на Аляску
в рамках обмена опытом по строительству и эксплуатации трубопроводов,
организованной ПЕРКом с 03 по 17 июня 2001г.
Об Аляске
Площадь Аляски составляет 586 000 кв. миль (или 1,5 млн. км2, что в 19,5 раз больше площади острова Сахалин), численность населения на 1999г. достигла 622 тысячи человек (на Сахалине около 600 тысяч).
Владение землями штата Аляска распределяется следующим образом 12% земель принадлежат коренным народам Аляски, 29 % штату, 58% федеральные земли и 1% земель находится в частной собственности. 80% федеральных земель занято заказниками, заповедниками, национальными парками (это около 70,5 млн. га или 46,4 % от общей площади Аляски, на Сахалине процент территории, занятой ООПТ, составляет 10% или менее 1 млн. га).
История добычи нефти
На Аляске нефть впервые была найдена в заливе Кука в 1950 году, а в 1968 г. на Северном Склоне Аляски было открыто крупнейшее нефтегазовое месторождение в Северной Америке Прудо Бэй. За ним последовало открытие других, но уже менее крупных нефтяных месторождений Купарук Ривер, Эндикот, Лисберн и др.
Запасы нефти месторождения Прудо Бэй составляют 3,6 млрд. тонн нефти, из них извлекаемые запасы на 1968 год оценивались в 1,5 млрд. тонн, но в 1999 году добыли уже 2 млрд. тонн и добыча нефти продолжается по сей день. Суммарные запасы других месторождений нефти на Северном Склоне составляют 2,2 млрд. тонн.
На Сахалине суммарные извлекаемые запасы нефти по проектам Сахалин-1 и Сахалин-2 составляют 913,4 млн. тонн нефти, что более чем в 4 раза меньше запасов нефти Северного Склона, и 1097 млн. м3 газа.
Трансаляскинский нефтепровод
Владелец Трансаляскинского трубопровода (далее ТАТ) компания «Алиеска Пайплайн Сервис Компани» (далее Алиеска), учредителями которой являются компании БП (50,01%), АРКО (22,29%), Эксон-Мобил (23,42%), Амерада (1,5%), Филлипс (1,42%), Юнокал (1,36%). Алиеска была создана в 1970 году для проектирования, строительства и управления ТАТ.
| |
ТрансАляскинский нефтепровод |
Строительство трубопровода началось 29 апреля 1974 г. и завершилось 20 июня 1977 (т.е. длилось 3 года). В пик строительства ТАТ на его прокладке было занято 28072 человек, а всего при проектировании и строительстве всей трубопроводной системы с 1969 по 1977 год было занято 70000 человек, включая постоянных служащих Алиески и контракторов. При строительстве ТАТ произошло несколько инцидентов в результате которых погиб 31 человек.
Интересно, что сахалинский трубопровод будет всего в 0,6 раз меньше ТАТ около 800 км, но на его строительстве предполагается задействовать всего 3-4 тысячи человек, что в 7 раз меньше, чем при строительстве ТАТ.
Сейчас ТАТ обслуживают постоянно 873 человека, из них 16% коренные народы (по закону о строительстве трубопроводов компания обязана нанимать определенный процент коренных народов).
Ежегодно на обслуживание ТАТ выделяется около 500 млн. долларов, из них 100-150 млн. идет на ремонт.
Первоначально ТАТ хотели целиком прокладывать под землей, но в результате споров и участия общественности, около половины трубопровода в районах вечной мерзлоты проложена над землей на специальных опорах.
Всего под ТАТ 78 000 опор. Из-за глобального изменения климата температура Аляски за последние 10 лет поднялась на 1,8 градуса. Соответственно изменилась и температура в зоне вечной мерзлоты, из-за чего за последние несколько лет 25 000 опор под трубопроводом двигалось вверх или вниз, т.е. опоры либо проседали, либо мерзлота выдавливала их наверх.
В начале проектирования трубопровода в 1969 г. стоимость работ по его прокладке была оценена в 900 млн. долларов, это при условии, что весь трубопровод был бы проложен под землей. Но в 1973 году его стоимость возросла до 4,5 млрд. долларов, а после завершения строительства в 1977 г. составила 8 млрд. долларов (включая строительство насосных станций, клапанов, морского терминала). Большой вес в удорожание ТАТ внесли специальные опоры, на которые был положен трубопровод, и меры для защиты от разрыва трубопровода при землетрясении.
Если бы ТАТ начали строить в 1999 году, то в современных ценах строительство обошлось бы в 22 млрд. долларов, почти в 3 раза больше. Эта цифра основана на сегодняшней стоимости трубопровода, насосных станций, морского терминала, а также 25% расходов на дополнительные природоохранные меры.
Интересно, что стоимость сахалинского трубопровода в ТЭО 1992 г. закладывалась в размере 2 млрд. долларов, но к маю 1999 года эта цифра снизилась до 820 млн. долларов. Если произвести некоторые расчеты, получается, что по ценам 1999 года прокладка 1 км ТАТ стоила бы 17 млн. долларов, а прокладка 1 км сахалинского трубопровода 1 млн. долларов, т.е. в 17 раз меньше.
Управление ТАТ происходит с Операционного Контрольного Центра, расположенного в г. Валдиз. На всех насосных станциях и других важных участках ТАТ установлены видеокамеры, и в Центре могут видеть все, что происходит на этих участках.
Транс-Аляскинский трубопровод (ТАТ) имеет длину 800 миль (1288 км), диаметр трубы 122 см. ТАТ пересекает 34 крупные реки и 800 других более мелких водотоков. Большую часть рек ТАТ пересекает под землей (для этого под руслом реки бурили наклонную скважину, в которую укладывали трубопровод). Для 13 рек были построены специальные мосты, на которых крепится ТАТ.
Опять же проведем параллель с Сахалином. Трубопровод на острове пересечет 463 водотока, из которых 65 важные нерестовые реки, дающие до 73% горбуши, добываемой на Сахалине (взято из ТЭО по Сахалин-2). В материалах прессы о строительстве трубопровода говорится, что переходы через реки будут осуществляться методом наклонно-направленного бурения тоннелей под дном рек, однако количество водотоков указывается всего 108.
На всем протяжении трубопровода есть так называемые клапаны автоматические задвижки, которые моментально включаются при изменении давления в трубопроводе и перекрывают поток нефти. Поэтому объем разлива ограничен 20-40 тысяч баррелей (от 3 до 6 тысяч тонн) нефти. Всего вдоль ТАТ 151 клапан, которые управляются как автоматически, так и вручную. Поток нефти в трубопроводе может быть остановлен за 4-8 минут.
Также вдоль трубопровода расположены насосные станции по перекачке нефти. Первоначально станций было 10, но из-за падения добычи нефти сейчас действует только 5. На каждой станции установлено по три огромных бака для отвода нефти из трубопровода в случае аварии. Каждый бак рассчитан на 8 тысяч тонн нефти.
ТАТ пересекает 3 больших сейсмоопасных зоны, поэтому сконструирован так, чтобы выдержать землетрясение максимум в 8,5 баллов. К трубопроводу крепится металлическая подставка (на амер. pipe shoes), которая в случае землетрясения может скользить вдоль горизонтальной перекладины опор, предотвращая разрыв трубы.
Сахалин тоже является сейсмоопасной зоной, но какие меры будут предприняты здесь для безопасности трубопровода при землетрясении неизвестно. Поэтому опыт Аляски в этом очень важен для нашего острова.
Зигзагообразная форма трубопровода позволяет компенсировать его расширение или сжатие при изменении температуры, а также делает его более устойчивым во время землетрясения.
Ежегодно по ТАТ прокачивается более 60 млн. тонн нефти (более 165 тыс. тонн в день). Пик объема прокаченной нефти по ТАТ был в 1988 году 118,3 млн. тонн нефти. Всего с 1977 по 1999 год по трубопроводу было прокачено 2 млрд. тонн нефти.
На Сахалине максимальный предполагаемый объем добычи нефти с двух платформ по проекту Сахалин-2 в десятки раз меньше, чем на Аляске 9 млн. тонн.
Регулярно ТАТ проверяют на предмет коррозии специальным аппаратом, который в России называется «крот» («pig" на англ.). Этот аппарат запускается прямо в трубопровод и движется в потоке нефти. Помимо обнаружения трещин, выбоин и складок у «крота» есть другая функция очищать стенки трубопровода от различных отложений парафиновых фракций для улучшения течения нефти.
Терминал Валдиз
Расположен на побережье залива Принс Уильям. Занимает площадь 400 га, его строительство обошлось в 1,4 млрд. долларов. На терминале построены 4 нефтеналивных причала, из которых сейчас действует только два из-за падения добычи нефти. В баках для хранения нефти, расположенных на терминале, может одновременно храниться 1,5 млн. тонн нефти. На строительстве терминала было занято 4300 человек. Сейчас терминал обслуживают 337 работников, включая SERVS.
SERVS Ship Escort Response Vessel System, служба, созданная после принятия закона США «О загрязнении нефтью» (Oil pollution Act 1990). Ее цель предотвращение и реагирование на разливы нефти. Служба входит в структуру компании Алиеска и тесно сотрудничает с Береговой охраной, Департаментом по охране окружающей среды и Гражданским советом залива Принс Уильямс.
База оборудования в заливе Принса Уильяма имеет самое большое количество средств для реагирования на разливы нефти в мире и рассчитана на сбор 47,7 тысяч тонн нефти за 72 часа.
SERVS проводит постоянные учения разного масштаба по реагированию на нефтяные разливы. На случай аварии и нефтяного разлива SERVS заключила контракты с 350 рыбаками на участие в ликвидационных работах по сбору нефти и включает их в проводимые учения.
Разливы нефти
Нефть в заливе Кука добывают с 50-х годов, поэтому очень много старого, изношенного оборудования. Из-за старости трубопроводы подвержены сильной коррозии и это является главной причиной многочисленных разливов нефти из них. Только в первом квартале 2001г. в заливе Кука произошло около 100 утечек нефтепродуктов, в основном с трубопроводов (по сообщениям от Департамента по охране окружающей среды). Сколько всего миль трубопроводов и их точное расположение в заливе Кука не знает точно никто, даже Департамент по ООС. Такая же ситуация на Северном Склоне из-за старости трубопроводов количество утечек нефти там с каждым годом увеличивается. На месторождениях Северного Склона нет государственного инспектора, который следил бы за ситуацией там.
Инфраструктура месторождения Прудо Бэй занимает площадь 207 тысяч га и в год выбрасывает в воздух загрязняющих веществ больше, чем город Вашингтон. В год на месторождении происходит в среднем около 400 разливов нефти. По информации от Департамента ООС каждый год по всем проектам добычи нефти на Аляске происходит около 2500 разливов нефти, правда все они небольшого объема.
С 1977 по 1999 годы при эксплуатации ТАТ и терминала Валдиз произошел 721 разлив нефти, общий объем пролитой нефти составил 46 тысяч тонн. Самый маленький разлив был объемом в 62 литра и самый большой (не считая разлив Эксон Валдиз 41 тысяча тонн) 2544 тонны.
За время функционирования ТАТ по нему было прокачено 2 млрд. тонн нефти и столько же отгружено с терминала Валдиз. Т.е. объем пролитой нефти за все годы даже с учетом Эксон Валдиз составил 0,002 % от объема прокаченной нефти. Однако урон от разлива с танкера Эксон Валдез природе залива Принса Уильяма был нанесен непоправимый на сегодня из 23 видов представителей животного мира залива, пострадавших от разлива, восстановилось полностью только 2. До сих пор на побережье залива находят нефть.
Экономические и социальные аспекты
Доходы, получаемые штатом Аляска состоят на 70% из поступлений от нефтяной промышленности и на 30% от других сфер деятельности. Например, в 1999 году доходы, полученные от нефтяной промышленности составили 913,2 млн. долларов и от «не нефтяной» 438,9 млн. Между тем, занятость населения распределяется так:
нефть и газ 3%
государственные служащие 26%
услуги 25%
финансы 5%
торговля 21%
транспорт 9%
строительство 5%
мануфактуры 5%
уголь 1%
Куда входит занятость в рыбной отрасли не совсем понятно и жаль, что не удалось выяснить это сразу на Аляске.
Первое место в экономике Аляски занимает нефть и газ, второе туризм, и третье рыбный промысел. Рыба стоит на третьем месте поскольку цены на лосось значительно упали и существует конкуренция со стороны Чили, где выращивают лосось искусственно на рыбных фермах и стоит он очень дешево.
Нефтяные компании на Аляске платят следующие налоги:
1. налог на имущество 2%.
2. налог на добычу нефти 15 %.
3. роялти 12,5 %.
4. налог на доходы корпораций 9,4%.
За 30 лет доход от добычи нефти на Аляске составил 282 млрд. долларов, из них 43% (120 млрд.) получили нефтяные компании, 33% (95 млрд.) штат Аляска, и 24 % (66 млрд.) федеральное правительство. Т.е. в год Аляска получает примерно 3,1 млрд. долларов или 47,5 долларов на каждую тонну добытой нефти.
На Аляске создан Перманентный Фонд куда отчисляется часть доходов штата от нефтяной промышленности. С этого Фонда население Аляски каждый год получет дивиденды. Сначала сумма двидендов была 300 долларов, а в 2000 г. каждый житель штата получил по 1976 долларов.
Также штат получает 5 центов с каждого барреля добываемой нефти, которые идут в специальный фонд и тратятся на природоохранные мероприятия и инспекции (аналогично российскому экофонду). Как только размер фонда достигает 50 млн. долларов, взимание налога прекращается, если фонд сокращается до 30 млн., налог начинает взиматься снова. Штрафы за аварии также идут в этот фонд.
ТАТ окупился за несколько лет только потому, что в 70-е годы были самые высокие цены на нефть за всю историю нефтедобычи, без этого удачного стечения обстоятельств трубопровод не окупился бы никогда.
Финансовая ответственность танкеров, подходящих на загрузку к терминалу Валдиз, составляет от 750 до 900 млн долларов, однако в случае аварии компания-судовладелец обязана убрать за собой все или заплатить за очистку, даже если это больше суммы финансовой ответственности.
Очень интересно, что получая такие огромные доходы от нефтяной промышленности ведущие экономисты штата Аляска считают, что это очень мало и могло бы быть гораздо больше, если бы налоговая система США была не регрессивной (когда чем больше доход, тем меньше ставка налога), а прогрессивной. Сахалинские же Соглашения о разделе продукции по проектам Сахалин-1 и Сахалин-2 построены таким образом, что и Россия, и Сахалин вряд ли что-то получат от этих проектов. Те небольшие налоги и бонусы по проектам, которые идут в областной и федеральный бюджеты, являются возмещаемыми затратами и будут вычтены из российской доли прибыли.
Законодательство США и штата Аляска
Один из главных природоохранных законов США National Environment Protection Act (NEPA). Поскольку ТАТ пересекает и земли штата, и федеральные земли, то он подпадает под действие этого закона.
Разработка проекта по строительству ТАТ началась до принятия закона NEPA. Нефтяные компании в то время еще не знали, что прохождение трубопроводом зоны вечной мерзлоты будет большой проблемой. Разработка проекта шла очень медленно и Агентство по охране окружающей среды США писало, что проект будет очень сложный (в США разработкой ОВОС занимается Агентство, а не сами компании). Экологические организации подали иски в суд против этого проекта и он был заморожен на некоторое время. Потом приняли закон NEPA и разработка проекта вновь началась при новом законе.
Схема подготовки проекта в США в соответствии с NEPA такова:
1 этап. Общее описание проекта.
2 этап. Внесение технических деталей (например, способы перехода через реки, вечную мерзлоту и т.п.).
3 этап. Экологическая оценка (подготовка ОВОС в общем виде, очень коротко)
4 этап. ОВОС
скопинг первоначальные общественные слушания по намерениям проекта
подготовка первоначального варианта ОВОС (draft)
общественные слушания по первоначальному варианту ОВОСа
подготовка окончательного ОВОС
В рамках ОВОС Агентство рассматривает следующие виды воздействия:
1. Прямое воздействие (например, строительство трубопровода)
2. Непрямое воздействие (временное или которое может возникнуть в будущем).
3. Кумулятивный эффект от всех видов промышленности, действующей в этом районе.
Интересно, что стандарты штата Аляска гораздо строже, чем федеральные и международные. Например, нормы содержания нефти в балластной воде, которая сбрасывается с танкеров в залив Принс Уильям после очистки 1-3 мг/л, для бензина 0,5 мг/л, в то время как международная норма составляет 15 мг/л.
После подготовки ОВОС Агентство разрабатывает условия, которые компания должна соблюдать при строительстве и эксплуатации объекта. Если компания согласна с этими условиями, то она должна сделать объявление о продолжении проекта. После этого компании выдается одобрение (разрешение) на реализацию проекта и начинается строительство.
Через 2 года будет пересматриваться лицензия на строительство и эксплуатацию ТАТ, т.к. закончиться срок ее действия. Необходимо будет вновь пройти весь процесс ОВОС и информирования населения. Многие общественные организации собираются воспользоваться этим, чтобы предъявить более строгие экологические требования к трубопроводу, в частности по его демонтажу и рекультивации земель после окончания эксплуатации.
Проблема демонтажа ТАТ заключается в том, что ни в одном документе не прописана обязанность компании владельца ТАТ демонтировать трубопровод. Тем не менее с каждого барреля нефти компаниям отчисляется определенный процент от тарифа за перекачку на демонтаж трубопровода. Эти средства копятся на счету у компаний и по разным расчетам сейчас у нефтяных компаний должно быть уже от 5 до 10 млрд. долларов для демонтажа. Но доступа к этой информации нет и никто не знает сколько уже средств накопили нефтяные компании на демонтаж. Между тем, эти деньги освобождаются от налогов и на них могут накручиваться проценты по банковски вкладам, т.е. компании еще и получают прибыль от этих средств.
Нефтеперерабатывающий завод
Очень интересно было посещение НПЗ "Tesoro Alaska Refinery" на Кенайском полуострове. Завод включает непосредственно НПЗ, а также нефтеналивной терминал и баки для хранения нефтепродуктов общей емкостью 207 тысяч тонн. Нефть с НПЗ отгружается на танкера, а также по системе подземных трубопроводов, протяженностью около 120 км с завода отправляют бензин, керосин в Анкоридж.
НПЗ был построен в 1969 г., т.е. ему более 30 лет, но он постоянно модернизируется и реконструируется. До 1975г. они производили только диз. топливо, потом переоборудовали завод и для производства бензина. В 1980г. оборудовали завод для выпуска керосина. В середине 80-х вновь усовершенствовали оборудование и расширили производство диз. топлива, а также стали выпускать водород и неэтилированный бензин (без свинца). В 1994г. дооборудовали завод для производства асфальта.
Нефть для завода получают с добывающих платформ в заливе Кука, привозят с месторождений Северного Склона и из-за рубежа (около 10% привозной нефти). Мощность завода 9,5 тысяч тонн в сутки (около 3,5 млн. тонн в год).
Производимый на НПЗ бензин продается и используется на Аляске, более промышленные виды топлива отправляют на западное побережье США и за рубеж.
По словам руководства завода, серьезных аварий здесь не было. Есть программа безопасности для реагирования на аварии. Осуществляется постоянная поддержка, обновление и техническое обслуживание оборудования. Претензий от местных жителей по загрязнению окружающей среды на завод не поступало.
Очень интересно, что средняя зарплата простого рабочего завода 60-70 тысяч долларов в год (5-6 тысяч в месяц), что во много раз выше средней зарплаты простых работников компании «Сахалинская Энергия». Всего на НПЗ работает 180 человек. Площадь, занимаемая заводом 40 га.
На заводе действует компьютерная система, которая в случае аварии автоматически обзванивает всех местных жителей и предупреждает об аварии.
Газопровод
Помимо нефти Северный склон Аляски богат запасами природного газа. Строительство газопровода планируется уже несколько десятков лет, с тех пор, как был построен ТАТ.
Есть три варианта прокладки газопровода:
по морю Бофорта в Канаду через дельту Маккензи,
рядом с ТАТ до Фэрбенкса и оттуда рядом с высокоскоростной магистралью в Канаду,
сжиженный газ по трубопроводу, построенному рядом с ТАТ до Валдеза и оттуда отгружать его на танкера и отправлять в страны АТР.
Весь газопровод планируется прокладывать под землей, т.к. газовая труба холодная и не будет создавать угрозу таяния вечной мерзлоты. Осуществление второго варианта строительства наиболее вероятно. Но пока идут только обсуждения и конкретного проекта по строительству газопровода нет.
Гражданский консультативный совет залива Кука
Миссия совета представлять интересы жителей залива Кука для обеспечения экологической безопасности при транспортировке и нефтяных операциях в заливе Кука. Совет был создан после принятия закона США ОРА-90. В Совет входят представители муниципалитетов городов, расположенных на побережье залива Кука, рыболовецкие, туристические, экологические организации и представители коренных народов.
В Совете действуют четыре комитета:
1. Комитет по экологическому мониторингу.
2. Комитет по предотвращению, реагированию на нефтяные разливы и безопасности нефтяных операций.
3. Исполнительный комитет.
4. Комитет по рассмотрению планов ЛАРН.
Закон ОРА-90 требует нефтяные компании финансировать Совет. Каждые три года Совет готовит смету расходов на свою работу и согласовывает с нефтяными компаниями. Часто сумма, которую хотели бы выделить нефтяные компании, не совпадает с тем, что запрашивает Совет, т.к. в законе записано, что нефтяные компании должны выделять на работу Совета не более 1 млн. долларов в год. Поэтому, если Совету требуется больше, то необходимо договариваться с компаниями. Но при этом нефтяные компании все же не могут влиять на то, как Совет распорядится этими средствами.
Совет обладает только консультативными и наблюдательными функциями и не может ничего запретить или прекратить чью-то деятельность.
В заливе Кука работает 15 платформ. Пластовая вода на платформах частично сбрасывается, частично отправляется на берег. Буровой раствор на водной основе сбрасывается в залив, а на нефтяной и синтетической основе закачивается обратно под землю. Это единственные прибрежные платформы в США с которых разрешен сброс отходов в море в связи с тем, что течения в заливе очень сильные и перемешивание происходит очень быстро, а также потому, что нефтяная промышленность убедила государство в том, что поскольку запасы нефти в заливе Кука истощены, то очень дорого будет закачивать или вывозить отходы и нефтедобыча станет нерентабельной.
Гражданский консультативный совет залива Принс Уильям
Совет залива ПУ заключил контракт на финансирование своей работы до принятия закона ОРА-90, т.е. сразу после знаменитого разлива. Им было действовать легче, т.к. после огромного разлива Эксон Валдез местные жители были очень злы на нефтяные компании, а тем в свою очередь очень хотелось восстановить «испачканную» репутацию. Поэтому нефтяные компании без возражений согласились на финансирование Совета в размере 2 млн. долларов в год. Сегодня это сумма увеличилась до 2,6 млн. в результате инфляции. Контракт гарантирует эту сумму, пока нефть течет по ТАТ.
По контракту Совет не может подавать в суд на компанию. В Совете 19 членов, все представляют различные местные организации залива Принс Уильям. Совет снабжает их информацией, а они уже сами подают в суд.
Деятельность общественных организаций
На Аляске очень много общественных организаций, которые занимаются проблемами добычи нефти Хранители залива Кука, Сьерра-Клуб, Попечители Аляски (эта организация занимается защитой экологических прав НПО в суде. Работают уже 25 лет. 7 адвокатов в организации, 6 из них участвуют в судебных процессах и один менеджер), Alaska Forum for environmental responsibility (организация занимается проблемами ТАТ и защитой прав служащих нефтяных компаний), Nothern Alaska Environment Center организация борется против добычи нефти в Арктическом заказнике Аляски и Национальном резерве нефти и газа (территория, с запада прилегающая к месторождениям Северного Склона, где пока запрещена добыча нефти).
Арктический заказник был создан в 1960 г., его площадь занимает 12,8 млн. акров (8 млн. га) и прилегает к району добычи нефти на Северном Склоне Аляски. Заказник место миграции 130 видов птиц, обитания 3 видов медведей, место отела оленей. В течение 21 года в заказнике проводили исследования и сейчас конгресс на основании этих исследований должен решить можно ли там добывать нефть или нет.
Большинство аляскинцев (более 50%) выступает за добычу нефти в заказнике, т.к. они получат доход с этого, в то время как 70 % американцев против нефтяной эксплуатации заказника. 144 организации местные (Аляски) и национальные (США) объединились для защиты заказника.
Судебные дела
Очень интересен пример судебного разбирательства НПО «Хранители залива Кука».
По законодательству США сброс отходов бурения запрещен в пределах 3 миль от берега. За тремя милями сбрасывать можно растворы на водной и синтетической основе, но под строгим контролем и с учетом всех норм ПДК, ПДС и т.д. Исключением является 15 платформ в заливе Кука, которые расположены в пределах 3 миль от берега, но отходы им сбрасывать разрешено.
Общественная организация «Хранители залива Кука» судится уже несколько лет, чтобы прекратить сбросы отходов. Их позиция в суде такова: по законодательству США нефтяные компании обязаны применять наилучшие возможные технологии (best available technology BAT). Практика утилизации отходов бурения при добыче нефти в США и в мире показывает, что наилучшей возможной технологией является реинджекшн закачка отходов под землю. Таким образом, нефтяные компании в заливе Кука должны применять реинджекшн для утилизации отходов. Но в законодательстве США вместе с требованием применять ВАТ есть оговорка, что если это экономически возможно. Поэтому нефтяные компании убеждают суд, что реинджекшн это дорого и у них нет средств, чтобы применять эту технологию.
В США действуют всего 850 эксплуатационных платформ в пределах 3 миль от берега, и все они применяют реинджекшн для утилизации отходов.
В целом практика судебных дел показывает, что если организация подает в суд на какую-либо нефтяную компанию, то в большинстве случаев проект не запрещается, а лишь становится лучше ОВОС. Также нефтяные компании очень не любят судебные процессы, т.к. это влияет на их имидж и соответственно на получаемую прибыль. Поэтому судебные процессы бывает заканчиваются тем, что компания добровольно отказывается от лицензии или проекта.
Заключение.
В целом поездка была очень продуктивной, много важных и нужных вещей я узнала и познакомилась со многими людьми, с которыми необходимо налаживать сотрудничество дальше. Опыт Аляски очень важен для Сахалина, но в то же время грустно от того, насколько велика разница между степенью обеспечения безопасности трансаляскинского трубопровода и тем, что предполагается строить на Сахалине. Дальше моя задача заключается в том, чтобы донести всю информацию, собранную на Аляске, до государственных органов и общественности и добиваться того, чтобы сахалинские трубопроводы были такие же безопасные, как и ТАТ.
Назад
|