САХАЛИНСКИЕ ПИСЬМА #16 от 18.01.99


(использование данного материала для публикаций приветствуется)

«Коготок увяз — всей птичке пропасть»
(русская народная пословица)

Друзья!
Приведенный ниже материал из сахалинской областной газеты «Регион» рассказывает об очень важном событии — очередном обмане простодушных сахалинцев со стороны «акул мирового нефтяного бизнеса».

Напомним, что консорциум «МММ» (МакДермат, Марафон, Мицуи) выиграл в 1991г. тендер по проекту Сахалин-2 исключительно благодаря обещаниям начать поставки газа на внутренний рынок ДВ в 1995г.

Предусматривалась опережающая добыча газа (по сравнению с нефтью), использование трех морских добывающих платформ, строительство транссахалинского трубопровода с севера на юг через весь остров, завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) и экпортного терминала на юге Сахалина для отгрузки нефти на танкеры. Было также обещано газифицировать весь Сахалин (в настоящее время около 90% всей электроэнергии на острове, где уже несколько десятков лет добывается природный газ, производится на угольных ТЭС).

Несмотря на то, что МММ по сравнению с другими участниками тендера имел гораздо более худшие экономические показатели собственного бизнеса в других регионах, сахалинское и российское руководство именно ему отдало пальму первенства и два богатейших месторождения нефти газа — уж очень заманчивыми были обещания.

Позже к этому консорциуму присоединились Шелл и Митсубиси, а МакДермот вышла из игры. В 1994г. эти компании образовали «Сахалин Энерджи инвестмент компани Лтд» (СЭ), зарегистрированную на Бермудских островах.

Первый реальный шаг по освоению запасов углеводородов был сделан в 1996г., когда СЭ на Наблюдательном совете представила российской стороне План поэтапного освоения Пильтун-Астохского месторождения.

Этим документом предусматривалось начало добычи нефти в 1999г. только с одной морской платформы (Моликпак) только на одном участке и транспортировка ее танкерами прямо от скважины на рынки АТР (в Японию, прежде всего). Добыча газа, строительство трубы и завода СПГ были отнесены уже на 2004г.

Это обещание «большого газа» было широко разрекламировано (администрация области даже уверяла, что ей удалось договориться о сокращении сроков начала поставок газа — на 2003г.).

И вот — снова перемены в планах. Теперь добыча газа даже не упоминается, также как и трубопровод для транспортировки нефти. Все это укрепляет в мыслях о том, что сахалинские месторождения нужны компании не в качестве источника углеводородного сырья для добычи и реализации, а как стратегический запас этого сырья на далекое будущее, когда поднимутся цены, появятся новые рынки сбыта на тот же газ.

Запас карман не тянет! Зато Сахалин, Хоккайдо и Юго-Западная часть Охотского моря получили бомбу замедленного действия в виде регулярных танкерных перевозок нефти в сложнейших природных условиях Охотского моря и Восточного Сахалина (90 тыс.т каждые 7 дней 6 месяцев в году).

А газификация ДВ — это просто стеклянные бусы для аборигенов. Также, как и развитие инфраструтуры, и рабочие места для экономики острова и все остальное. Достаточно добывать небольшое количество нефти (с платформы Моликпак), чтобы обеспечить контроль над огромными ресурсами на многие годы  — тем более, что СРП по проекту Сахалин-2 это прекрасно позволяет — а также чтобы удовлетворить хоть какие-то надежды местного населения и обеспечить комфортное присутствие персонала на вымирающем острове.

При этом компания экономит где только можно и нельзя на обеспечении безопасности добычи и транспортировки нефти и соблюдении экологических стандартов, но не жалеет денег для того, чтобы убедить сахалинцев в неисчислимых благах, несомых компанией и Моликпаком. По отзывам бывалых и поездивших, такой тотальной кампании «паблик рилейшнз» по внедрению в сознание населения территории необходимого компании мнения и настроений на просторах России пока не встречалось!

К этому можно добавить, что оператор проекта Сахалин-1 — Эксон Нефтегаз Лимитед — до сих пор отказывается вести речь о каких-либо сроках начала добычи углеводородов, несмотря на то, что этот проект имеет еще более давнюю историю, чем Сахалин-2 и также на стадии тендера раздавались обещания и утверждались сроки поставок сырья.

Что ж, остается признать, что Сахалин, уникальная природа и биоресурсы Охотского моря и надежды на «нефтегазовый бум» стали жертвами большой игры и больших стратегических интересов гигантов мирового нефтяного бизнеса. Долгосрочный контроль над ресурсами — вот что нужно на Сахалине опытным парням из Лондона и Хьюстона!

Может хоть это послужит предостережением и уроком тем региональным администрациям Дальнего Востока, которые начинают играть в крайне опасные для природы нефтяные игры — опасные уже на стадии поисков и разведки углеводородов. Как бы в погоне за сахалинскими, магаданскими кувейтами не растратить, не загадить то, что кормило и кормит Дальний Восток — рыбу и морепродукты.

Удачи!
Дмитрий Лисицын,
Экологическая вахта Сахалина.


РЕГИОН. N1 от 15.01.99.
«САХАЛИНСКАЯ ЭНЕРГИЯ» ХОЧЕТ «ЖИТЬ КРАСИВО»

«В конце прошлого года из департамента по освоению минерально сырьевых ресурсов континентального шельфа администрации Сахалинской области ушло письмо в адрес президента компании «Сахалинская энергия» г-на Коллинза и заместителя оминистра топлива и энергетики РФ В Гарипова

Директор департамента Г. Павлова рассматривает итоги работы Наблюдательного совета и обращает внимание на то, что «представленные компанией материалы на рабочей группе выявили значительный отход компании по объемам работ и срокам исполнения объектов инфраструктуры от утвержденных резолюциями

Наблюдательных советов программы работ и сметы расходов на 1998 год и прогнозов на 1999 и 2000 годы». А именно:

 — вместо представления полного плана освоения Пильтун-Астохского месторождения дается лишь общий график;

 — переносятся сроки представления документации в ГКЗ и ЦКР;

 — добыча нефти на Пильтунском блоке отодвигается на конец 2004 года.

Вопреки утвержденной технологической схеме разработки в представленном графике не предусмотрен морской трубопровод (значит, по-прежнему экологии острова будут грозить авариями рискованные танкерные перевозки), нет магистрального трубопровода, отсутствует экспортный термин, хотя все это должно было быть пущено в эксплуатацию в 2003 году.

Общий объем инвестиций в проект «Сахалин 2» в 1999 году компания «Сахалинская энергия» планирует снизить до 58% по отношению к прошлому году.

Однако на фоне снижения финансирования на производство «Сахалинская энергия» запланировала увеличить на 36 процентов затраты на собственные нужды по статье «службы компании». На предусмотренные сметой с этой целью 53,621 миллиона долларов США, как говорится, «красиво жить не запретишь».

Но тем не менее администрация области настаивает на пересмотре этой статьи расходов.

Соб.инф.


Назад