САХАЛИНСКИЕ ПИСЬМА #20 от 11.03.99г.
Дорогие друзья! «В 1998 году на Аркутун-Дагинском месторождении были пробурены две разведочные скважины, которые, к сожалению, не подтвердили первоначальные предпосылки о возможности быстрой окупаемости затрат на проектируемую платформу за счет достаточно высокого уровня добычи углеводородов. В отличие от Пильтун-Астохского месторождения (проект Сахалин-2), здесь и глубины побольше, и коллекторские свойства пластов не столь высоки. Расчеты показали, что ПЛАНИРУЕМАЯ ПЛАТФОРМА НА 100 ДОБЫВАЮЩИХ СКВАЖИН была бы в этих условиях слишком дорогой. //выделено вахтой// Поэтому в конце 1998 года мы начали рассматривать вариант платформы поменьше, НА 40-49 СКВАЖИН. //выделено вахтой// Правда, уменьшение числа скважин снижает не только расходы, но и добычу. // Информация к размышлению: объем бурового раствора и шлама с 14 скважин на платформе Моликпак (Сахалин-2) составляет за два года, согласно ТЭО 1997г. — 25 000 м3, согласно же отчета «Сахалинской Энергии» за март 1998 года «Анализ вариантов удаления отходов на морских объектах нефтегазодобычи и установках для разведочного бурения» — 70 000 м3. Как сказано в этом отчете: «бурового раствора и шлама, произведенного за два года эксплуатационного бурения, хватит, чтобы заполнить резервуар величиной с футбольное поле до отметки 12,7 м. Объема же пластовой воды, добытой за 5 лет (199 500 м3), будет достаточно, чтобы заполнить такой же резервуар до отметки 36 м.» На добывающей платформе по проекту Сахалин-1 скважин будет в три раза больше, следовательно, и отходов будет в три раза больше, значит и резервуар величиной с футбольное поле заполнится уже до отметки около 38м. Высота приличного небоскреба! А если этих платформ будет 5-6, как сказано ниже? А ведь глубина моря, где планируется установить добывающие платформы составляет 35-45 м! Не будет ли в акваториях северо-восточного шельфа Сахалина больше буровых растворов и шлама, чем чистой морской воды? Кроме того, все отходы, о которых мы здесь ведем речь, — так сказать, «сухой остаток». ТО есть, согласно утвержденным ПДК, перед сбросом в море их необходимо разбавить морской водой — таким образом, объем сбросов (приведенных к ПДК) уже на добывающей платформе Моликпак по проекту Сахалин-2, установленной на шельфе Сахалина в сентябре 1998г. будет измеряться цифрами миллионных порядков! На планируемых добывающих платформах по Сахалин-1 это будут десятки миллионов (разбавленных до ПДК) // Результаты сейсморазведки на месторождении Чайво позволяют прогнозировать здесь запасы газа и нефти, значительно превышающие наши первоначальные, предварительные оценки. В этой связи возникает как бы интегрированный проект, предусматривающий комплексное освоение этих двух месторождений. Здесь могут быть разные варианты, предстоит найти наиболее эффективный с точки зрения окупаемости затрат. Одновременно в 1998 году консорциум проводил активную работу по маркетингу газа. Главная проблема заключается в выборе технологической схемы экспорта: продавать ли газ в сжиженном виде или поставлять по трубопроводу. В мире используются оба эти способа, но более распространен трубопроводный транспорт — он дешевле при относительно небольшой протяженности доставки и некоторых других условиях. В нашем случае сжиженный природный газ (СПГ) также немного проигрывает при поставках в страны Юго-восточной Азии. Сейчас мы рассматриваем возможности поставки газа, добываемого в рамках проекта Сахалин-1, по трубопроводу в Японию и (альтернативный вариант) в Китай. Хотя японский рынок в принципе ориентирован на СПГ, там серьезно относятся и к возможности импорта газа по трубопроводу. Дело в том, что основные потребители СПГ находятся в южной части страны (в Токио и далее на юг), где создана и хорошо работает соответствующая инфраструктура. Но уже в 150-200 км севернее столицы Японии энергию получают в основном от угольных электростанций и АЭС, поэтому сахалинский природный газ в своем , так сказать, первозданном виде может пользоваться хорошим спросом. Высоко оценивается и китайский рынок на северо-востоке страны. Во-первых, это рынок платежеспособный. Во-вторых, он может открыться для нас на год-полтора раньше, чем японский. На изучение этих двух вариантов было затрачено много сил и средств, но параллельно консорциум нашел возможность изучить и отечественный рынок газа в регионе Дальнего Востока. Практически готово маркетинговое обоснование: какие края и области нуждаются в поставках сахалинского газа и в каком конкретно объеме. Открытым остался вопрос о платежеспособности этого рынка. Если бы мы были уверены, что наши отечественные потребители будут четко расплачиваться за поставки (необходим соответствующий механизм гарантий), мы могли бы форсировать газовую составляющую проекта Сахалин-1. Пока же такого механизма нет, и никто не может прогнозировать сроки его появления. Вот почему приходиться ориентироваться на зарубежные рынки. Что касается планов на 1999 год, то, как ожидается, вплоть до июня будем вести интенсивные переговоры с потребителями газа с целью получить документальное подтверждение их намерений. Такие письма дадут нам уверенность в реальности сбыта продукции, в результате чего мы сможем перейти на новый, более высокий уровень инвестиций. Если в текущем году мы планировали истратить в общей сложности около 110 млн. долларов, то в случае удачного исхода переговоров эта цифра возрастет втрое. Другой немаловажный пункт нашего плана — бурение разведочной скважины «Чайво-6». Эта глубокая скважина должна подтвердить наши прогнозы на увеличение запасов нефти и газа, дать возможность организовать опережающую добычу углеводородов, как это делает «Сахалинская Энергия» по проекту Сахалин-2. Таковы два «кита», на которых стоит производственная программа консорциума в 1999 году. Разумеется, будут проводиться и сопутствующие работы: изучение трасс, по которым пройдут газопроводы, эскизное проектирование береговых сооружений. Продолжится концептуальное проектирование платформ (теперь уже не только для Аркутун-Даги, но и для Чайво). В конечном итоге на обоих месторождениях, по нашим прогнозам, будут работать 5-6 добывающих платформ. Когда верстался номер по каналам ИТАР-ТАСС пришло следующее сообщение. Крупнейшая американская нефтяная корпорация «Эксон» приступила к созданию совместного предприятия с японскими партнерами, которому предстоит готовить ТЭО проекта строительства газопровода от российского острова Сахалин до Японии. Как сообщил в последнем номере специализированный американский журнал «Оффшор», освещающий проблемы нефте — и газодобычи, магистраль планируется ввести в строй в 2005 году. По ней будет поступать газ с месторождений на шельфе Сахалина, в первую очередь блока Сахалин-1, а также из восточных районов Сибири. Большую часть на подготовку ТЭО возьмет на себя японская государственная корпорация. Около 30% средств выделит Эксон. Вклад японских компаний «Иточи» и «Марубени» будет менее весомым. Четыре иностранные фирмы участвуют в проекте Сахалин-1 вместе с российскими компаниями «Роснефть-Сахалин» и «Сахалинморнефтегаз-Шельф». Трубопровод планируется проложить от города Корсакова через территорию северного японского острова Хоккайдо до центральных районов крупнейшего острова Хонсю. С помощью этой магистрали Страна восходящего солнца надеется удовлетворить более 10% своих потребностей в природном газе и уменьшить зависимость от поставок нефти». // В качестве небольшого комментария можно заметить, что ситуация с развитием проекта Сахалин-1 пока находится в тумане. Одно мы знаем точно — и об этом нам неоднократно в личных встречах заявлял представитель Эксона — пока не будет официально объявлено о коммерческой рентабельности проекта Сахалин-1, ни о каком официальном проектном решении речи не идет. И в принципе, все сообщения этой статьи нужно воспринимать достаточно осторожно. В дополнение к приведенной информации будет также интересно узнать, что по последним сообщениям прессы (интервью в «Советском Сахалине» с новым генеральным директором Сахалинморнефтегаза С.Землюком) российские участники проекта Сахалин-1 «РН» и «РН-СМНГ» ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СОБИРАЮТСЯ ПРОДАТЬ ЧАСТЬ СВОЕЙ ДОЛИ АКЦИЙ В ПРОЕКТЕ САХАЛИН-1. Планируется продать около 30% российской доли в проекте и для этого уже объявлен конкурс и открыт прием заявок.
Удачи! Наталия Баранникова, Экологическая вахта Сахалина///Назад |