САХАЛИНСКИЕ ПИСЬМА #21 от 12 марта.
Друзья! Желающие получить бюллетень по почте — пишите, присылайте адреса, мы обязательно вышлем!
Счастливо (Чао)!
1. ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!Издание, первый номер которого вы держите в руках, носит имя «Все живое». Оно названо так не случайно — с его помощью мы хотим рассказать о том, чего еще немало осталось в нашем островном крае — о чистых реках, тенистых зеленых лесах, таинственных морских глубинах, наполненных жизнью — и о тех опасностях, которые всему этому угрожают. К сожалению, освоение природных богатств нашего острова, использование их на благо человека, все чаще оборачивается трагедией для самой природы. Добывая природные ресурсы — нефть, газ, уголь, древесину, рыбу — мы почти всегда подрываем ресурсы другие — ресурсы красоты, чистоты и жизни Окружающего Мира. Запасы этих ценностей нашего Сахалина, оказывается, тоже можно вычерпать, они могут закончиться, как, например, кончается нефть на севере нашего острова или кончился зеленый сахалинский осетр в наших морях и реках. На страницах «Всего живого» мы будем рассказывать об экологических проблемах, которые существуют в нашей области, о фактах и примерах загрязнения среды обитания человека, разрушения естественных природных экосистем, о негативном промышленном воздействии на живой окружающий мир. Но самое главное — мы будем стараться рассказать о тех бедах, которые еще не случились, но опасность которых подстерегает Сахалин, если во время не обратить на них внимание. Мы считаем, что каждый сахалинец имеет право знать о том, что происходит с его землей, с его морем, с его природой — и о том, что может с ними произойти. Нам хорошо известно, что знать об этом нелегко, но это знание необходимо для того, чтобы что-то в нашем отношении к природе менялось к лучшему. На страницах бюллетеня также можно будет найти описание тех ценных и уникальных уголков Дикой Природы Сахалина, которые еще сохранились. Кроме того, мы намерены затрагивать вопросы прав граждан на чистую окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. «Все живое» выпускается общественной редакцией, работающей на базе областной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина». Страницы бюллетеня открыты для любых авторов, чьи материалы рассказывают о Природе и угрожающих ей опасностей. Но на них не будет места материалам, явно связанным с политикой, предвыборной борьбой и призывами к насилию. Мы также будем рады любой информации об охране природы и связанных с этим проблемах. Общественная редакция «Всего живого» готова освещать их на страницах бюллетеня, общественная организация Экологическая вахта Сахалина — предпринимать конкретные шаги по их решению. Надеемся, что и вы, читатели, не останетесь в стороне. Редакционная коллегия.
2. ОКЕАН ПЛАТИТ ЖИЗНЬЮ ...Мировой океан, этот огромный водный резервуар, покрывающий две трети земной поверхности и вобравший в себя около 97% всей воды планеты, играет ведущую роль в поддержании жизни на Земле. Вырабатывая до 70% кислорода, поступающего в атмосферу планеты, он является еще и крупнейшим «поставщиком» пищевых продуктов. Сейчас, когда человечеству грозит потепление климата и ощущается дефицит белковой пищи, естественная природная функция Мирового океана особенно важна. Как никогда эта гигантская акватория нуждается в защите от загрязнения и других видов антропогенного воздействия. Чтобы перейти от истощительного растрачивания морских ресурсов к экологически правильному их использованию, жителям планеты Земля надо активно сотрудничать в охране Мирового океана. И строить это сотрудничество необходимо на понимании самого океана и нависшей над ним угрозы как единого целого. Сегодня к океану необходимо относиться не как к бездонной кладовой, а как к живому организму, вторжение в который не может проходить безболезненно. Одна из значительных опасностей для Мирового океана — загрязнение химическими веществами и нефтепродуктами, образующимися в результате добычи нефти и газа на континентальном шельфе. Эта тенденция постоянно усиливается и в XXI веке может привести к серьезным экологическим последствиям. Решительные шаги гигантов мировой нефтегазовой индустрии в открытое море вызывают большую обеспокоенность ученых, рыбаков, общественности во многих странах мира. Осваивая все новые и новые уголки Мирового океана, нефтегазовый комплекс добрался и до одного из самых чистых и богатых морскими биоресурсами морей на Земле — Охотского моря. На свою беду оно оказалось богатым и нефтью. Важнейшей частью Охотского моря, как и всего Мирового океана, является шельф. Именно здесь сосредоточена основная часть биомассы, здесь находятся места обитания подавляющего большинства промысловых видов рыб, крабов, моллюсков и других, добываемых человеком морских организмов, зоны их нереста и нагула, а поэтому и районы активного рыболовства и добычи морепродуктов. Однако здесь же расположены и все морские месторождения нефти и газа, как разрабатываемые, так и «ждущие своей очереди». Крайне сложно совместить нефтегазодобычу и рыболовство так, чтобы первая не мешала второй. Практически во всех регионах земного шара, где идет морская добыча нефти и газа, ее последствия наносят вред рыбе и рыбакам. Разработка морских нефтяных месторождений всегда связана с загрязнением окружающей среды. При бурении разведочных и добычных скважин на нефть и газ образуется и в большинстве случаев сбрасывается в море огромное количество различных отходов (более 1000 тонн на одну скважину). Это отработанные буровые растворы и шлам — выбуренная с подземных глубин горная порода. Часто можно услышать от представителей нефтяных компаний, что буровой раствор — это обычная морская вода, а шлам — всего лишь безобидный песок. Однако, это не так. * Опасность для морских организмов представляют содержащиеся в использованных буровых растворах различные химические реагенты, добавленные для придания растворам тех или иных, требуемых при бурении свойств. Многие из них токсичны и содержат тяжелые металлы (например, ртуть и мышьяк), некоторые - радиоактивны. * Удаляемый буровой шлам представляет собой тонкодисперсную массу, которая при сбросе в море с буровой установки образует огромный шлейф мути (длиной до километра), не оседающей длительное время. Это крайне отрицательно сказывается на развитии молоди многих видов рыб, а также на планктоне, который является кормовой базой для большинства морских обитателей — от мелкой рыбешки до китов. * Как буровые растворы, так и шлам насыщены нефтепродуктами, поднятыми из земных глубин — большинство из них относится к токсичным, то есть разрушающе действующим на все виды живых организмов веществам. * Обычно бурение разведочных скважин заканчивается их испытанием на продуктивность — при этом неизбежно в море попадает сырая нефть, порой ее количество измеряется тоннами. * Бурение морских скважин и сопутствующее ему загрязнение происходит не только при разведке месторождений углеводородов, но и при их промышленной эксплуатации. На этой стадии добавляется еще один существенный вид загрязнения океана — так называемые пластовые воды. Дело в том, что нефть, поступающая из земных глубин на поверхность, содержит огромное количество воды. На добывающей нефтяной платформе (например, такой как Моликпак) эта вода отделяется от нефти при помощи сепарации и сбрасывается за борт. Однако полностью отделить нефть от воды не удается и поэтому сбрасываемая вода всегда содержит некоторое количество нефтяных углеводородов. Но это не просто немножко сырой нефти в тонне воды — это бензол, этиловый бензол, толуол, которые являются одними из самых ядовитых и опасных для живых организмов нефтепродуктов. Учитывая то, что пластовая вода образуется в течении всего процесса нефтедобычи и в огромном количестве (например, на Моликпаке это будет около 400 куб.м в сутки, при этом только за 2000 год вместе с ней планируется сбросить 2100 кг нефтепродуктов), этот вид загрязнения, обычно мало упоминаемый, является существенной угрозой для моря и его обитателей. * Еще одним видом загрязнения с нефтяных платформ являются различные палубные, хозяйственные и бытовые стоки, также несущие с собой различные вредные вещества. Все это обычное, неизбежное, запланированное отравление морской среды, сопровождающее разведку и добычу нефти и газа на шельфе. Но оно бледнеет перед теми масштабами, каких достигает воздействие от аварийных разливов нефти, некоторые из которых являются настоящими экологическими катастрофами. Ежегодно десятки миллионов тонн нефти поступает в Мировой океан. Значительная ее часть связана с различными авариями при транспортировке, а также при эксплуатации морских месторождений. Чемпионами по количеству пролитой в море нефти по праву считаются гигантские танкеры. Такие катастрофические разливы, как при авариях танкера «Браер» на севере Великобритании (85 000 т пролитой нефти), танкера «Эксон Валдиз» в Заливе Принс Уильям на Аляске (40 000 т пролитой нефти), навсегда останутся в памяти людей как величайшие трагедии природы и всех тех, кто живет теперь на берегах, покрытых нефтью. Раны, нанесенные гигантскими нефтяными разливами, затягиваются десятилетиями — и тем дольше, чем холоднее пострадавшее море. Со временем нефтеуглероды в морской среде разлагаются на более простые и менее вредные вещества, испаряются в атмосферу, оседают на дно в виде вязких битумов и асфальтоподобных отложений. Однако, в таких холодных морях как Охотское скорость этих процессов падает до нуля, то есть, распада почти не происходит. В наших условиях нефть, попавшая в воду, отравляет все живое гораздо дольше, чем, к примеру, в Персидском или Мексиканском заливах. Помимо этого нефть, покрывая пленкой большие площади морских акваторий, препятствует свободному газообмену водной толщи с атмосферой, что отрицательно сказывается на морской флоре и фауне. Это приводит к снижению воспроизводства, а в больших концентрациях и к гибели планктонных водорослей, составляющих основу биопродуктивности Мирового океана. Негативное действие нефтяное загрязнение оказывает и на рыб, особенно на ранних стадиях развития, в период нереста и нагула. Взрослыеособи менее подвержены влиянию загрязнения, однако нефтеуглероды, как и другие токсиканты, имеют свойство накапливаться по мере перехода от одного уровня пищевой цепи к другому, постепенно воздействуя на все ее звенья и ухудшая вкусовые качества рыбы и морепродуктов, делая их непригодными в пищу. Рыбы обладают чувствительностью к токсическим концентрациям нефти и под влиянием загрязнения могут изменить пути миграции. Отрицательному влиянию нефтепродуктов подвержены теплокровные морские животные, птицы. Даже если бы океан был только огромным водным резервуаром, его стоило бы хранить в чистоте. Но это еще и огромный живой мир, возможно, более населенный, чем тот, что мы видим на суше. Отбрасывая вопрос об этике нашего отношения к той жизни, естественный ход которой мы нарушаем, мы мало задумываемся и о взаимосвязи ее с нашей собственной жизнью. Проблема загрязнения Мирового океана в результате освоения шельфовых месторождений нефти и газа существует и с каждым годом усиливается. Сегодня эта проблема становится актуальной и для Охотского моря. Крайняя суровость и сложность здешних природно-климатических условий значительно усиливает и усугубляет «нефтяную угрозу». В отличие от множества других источников загрязнения морей, нефтегазодобыча является универсальным загрязнителем, действующим на самые разнообразные компоненты морской экосистемы и стадии их развития. Сегодня можно смело сказать, что добывать нефть в море — значит подвергать опасности самую древнюю экосистему на планете, давшую начало всему живому, ее населяющему — Мировой океан.
3. ТАМ ГДЕ МЫ ЭКОНОМИМ ДЕНЬГИ.«Правилом компании Эксон Нефтегаз Лимитед является соблюдение всех законов и стандартов, установленных российскими регулирующими органами, как того требует Соглашение о разделе продукции по проекту Сахалин-1, а также ведение работ компании безопасным с экологической точки зрения образом». (Заявление для прессы компании Эксон Нефтегаз Лимитед от 19 ноября 1998г.) «Согласно СРП по проекту «Сахалин-1» разработка углеводородов должна вестись методами, совместимыми с принципами бережного отношения к природе, ...., включая соблюдение всех правовых норм по охране окружающей среды.» (Информационный буклет о проекте «Сахалин-1»,выпущенный компанией Эксон НЛ) 5 октября 1998 года Председатель Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды В.И. Данилов-Данильян своим приказом #558 ликвидировал Специализированную морскую инспекцию Сахалинского региона как структурное подразделение Госкомэкологии России, переподчинив ее Сахалинскому комитету по охране окружающей среды. На первый взгляд, это явление из ряда обычных — мало ли подобных перетрясок чиновничьего аппарата происходит в наше неспокойное время. Однако, событие это вызвало бурную реакцию экологической общественности и возражения некоторых руководителей областного уровня. Начали появляться публикации в местной и центральной прессе. Так что же на самом деле кроется за рядовым, казалось бы, событием? Часто с самых высоких трибун области мы слышим о том, насколько необходимо строгое соблюдение всех экологических норм и правил при освоении нефтегазовых месторождений сахалинского шельфа. Но обычно правила и нормы соблюдаются лишь тогда, когда кто-то следит за этим и наказывает нарушителей. В данном случае, на языке официальных документов это называется «экологический контроль». Именно его-то и осуществляла Спецморинспекция, причем делала это принципиально и последовательно. Одной из важнейших экологических норм является так называемая плата за загрязнение. Согласно ст.20 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» загрязнение не запрещено в тех случаях, когда его не удается избежать при развитии производства. Но за это предприятие-загрязнитель обязано заплатить, причем плата эта должна пойти на природоохранные мероприятия, призванные смягчить воздействие загрязнения, восстановить экологическое равновесие. Никто не застрахован и от аварийных загрязнений. Но в этом случае плата за ущерб, нанесенный природе, возрастает. Таким образом, основополагающий природоохранный закон России устанавливает принцип — «загрязнил — плати!». Такой порядок принят во многих странах мира. С одной стороны, он позволяет хоть немного ослабить давление человека на природу, с другой — подталкивает предприятия к поиску возможностей для ограничения сбросов отходов, к применению более чистых технологий. Однако, некоторые из них все же находят способы сэкономить копеечку, то бишь, простите, цент, и избежать дополнительных расходов в виде платы за загрязнение. Вот выдержка из документа, волею случая ставшего достоянием общественности: «Уважаемый господин Данилов-Данильян! Я очень огорчен сделанными вами на прошлой неделе заявлениями для прессы о том, что судебный иск, поданный Специализированной морской инспекцией Сахалинского региона Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, является правомерным, и что по нему должен состояться судебный процесс. Мы с вами дважды встречались для обсуждения этого вопроса, и оба раза вы лично заверяли меня, что действия Спецморинспекции являются необоснованными и что иск должен быть отозван. Эти же заверения неоднократно повторялись и вашим заместителем, курирующим работу Спецморинспекции, во время многочисленных встреч с другими представителями компании «Эксон». ...» Из процитированного письма от 03.11.98г. представителя компании «Эксон НефтегазЛимитед» (Багамские острова) Терри Кунца председателю Госкомэкологии России В.И.Данилову-Данильяну совершенно ясно, что высокий чиновник федерального правительства, главный эколог России дал некие гарантии предприятию-загрязнителю (компания Эксон Нефтегаз Лтд) в том, что это загрязнение останется безнаказанным, то есть, что не понесет компания Эксон НЛ никаких убытков, связанных с необходимостью выполнять основной экологический закон России. Судебный иск, которым так возмущен багамский предприниматель Кунц, был подан Сахалинской Спецморинспекцией 29 июня 1998г. на взыскание с компании Роснефть-Сахалинморнефтегаз (РН-СМНГ) 6 миллионов рублей в пользу государства за сброс 131 кг сырой нефти и около 3300 т необезвреженных отходов бурения на Аркутун-Дагинском месторождении по проекту Сахалин-1. РН-СМНГ является участником этого проекта и подрядчиком компании Эксон НЛ. При проверке работ, проводимых нефтяниками, сотрудники Спецморинспекции выяснили, что в процессе бурения разведочных скважин на шельфе происходит загрязнение морской среды, да еще какое! Например, в сентябре 1997г. был зафиксирован аварийный сброс нефти в количестве 1,55 т на буровой «Эхаби», площадь нефтяного загрязнения составила около 700 000 кв. м. В целях соблюдения российского экологического законодательства, Спецморинспекция выдала предписание нарушителю — возместить государству нанесенный природе ущерб. Сахалинморнефтегаз платить отказался. Следующим шагом уже был иск к этому предприятию в арбитражный суд на сумму 152 000 новых рублей. Суд признал это требование обоснованным и законным и постановил возместить указанную сумму в доход государства, что и сделал ответчик. Следующим шагом по наведению порядка на шельфе Сахалина было предъявление требования к РН-СМНГ о компенсации государству ущерба не только от вновь пролитой нефти, но и от сброса в море в сезон 1997г. отходов бурения - буровых растворов (2183 т) и шлама (1355 т), причем сброса несанкционированного, без получения специального разрешения. И снова отказался платить нарушитель. Новый иск в арбитражный суд был уже на 6 млн. рублей. И вот здесь страсти разгорелись не на шутку! Оно и понятно — в сравнении с первым процессом сумма уже другая. Хотя в этих ли деньгах дело? По разным оценкам, сумму в 6 млн. руб. (около 300 тыс. долл. по нынешнему курсу) компания Эксон зарабатывает за несколько минут. Если во время первого иска Эксон НЛ, будучи заказчиком работ, всячески открещивался от ответственности за загрязнение, то с новым иском он начал активно пробиваться в соответчики, хотя по российским законам отвечает предприятие-загрязнитель, а по своей ли инициативе нарушитель выполнял работы или нанялся к кому — в данном случае не имеет значения. Судебное разбирательство начало затягиваться, и через некоторое время ответчиков стало двое. Затем, по их просьбам заседание несколько раз откладывалось. И вот 5 октября 1998г. удар по Спецмориспекции был нанесен, причем, со стороны стоящей над ней организации, Госкомэкологии России. Это был пресловутый приказ #558 о реорганизации (конечно же, в целях совершенствования структуры) Спецморинспекции и переподчинения ее Сахкомэкологии — естественно, с потерей статуса юридического лица и права продолжать в суде любые иски. О том, что такой поворот событий был следствием активности компании Эксон НЛ в коридорах московского экологического ведомства, красноречиво говорит вышеприведенный отрывок письма, полученного российским природоохранным министром от западного нефтяного магната. И отозван был бы иск, как было обещано господину Кунцу, не вмешайся неугомонная экологическая общественность. После волны публикаций и возмущенных писем в Госкомэкологии РФ, после проведенной общественными юристами-экологами в Москве пресс-конференции, председатель Госкомэкологии РФ Данилов-Данильян публично заявил, что иск о плате за загрязнение Охотского моря будет продолжен. Это вызвало бурю возмущения со стороны Эксон НЛ и активные действия по переводу судебного разбирательства на международную арену — в Стокгольмский арбитраж. Причем, в качестве обоснования такого шага сахалинским судьям были выдвинуты положения Соглашения о разделе продукции (СРП) по Сахалин-1 — основополагающего, но никем (кроме считанных лиц в администрации области) в глаза не виданного документа. Дескать, принимай решение, судья, по СРП, а видеть тебе его нельзя — конфиденциален он, тайна коммерческая. И что же теперь? А теперь дело вступило в долгую-долгую стадию судебных разбирательств о законности приказа #558, принятия и обжалования в очередных инстанциях судебных решений. И когда суд самой высшей инстанции поставит окончательную точку в этом споре Спецморинспекции с Госкомэкологии РФ, только тогда Сахалинский арбитражный суд вернется к делу о загрязнении и плате за него. И только тогда будет определено, кто же будет отстаивать интересы государства по защите Охотского моря от недобросовестных природопользователей и инвесторов. В заключение хочется немного поразмышлять о том, почему же так спокойно был компенсирован ущерб, предъявленный в первом иске — за загрязнение нефтью (152 тыс. рублей) и такая яростная борьба развернулась за то, чтобы избежать расплаты за ущерб по второму иску, на 6 млн.? Вряд ли дело здесь только в сумме... Компания Эксон НЛ, как, кстати, и другие зарубежные нефтяные компании, пришедшие на наш остров, много сил и немалые средства тратит на убеждение сахалинцев в том, что отходы бурения можно сбрасывать в море, что это безвредно и безопасно, что не наносит это ущерба богатейшим рыбным запасам Охотского моря. Много исписано для этого бумаги, проведено различных презентаций-шоу и общественных слушаний, заказано газетных публикаций и научных исследований, даже специальная программа мониторинга морской среды организована (правда, по принципу «сам загрязняю — сам же за собой и наблюдаю»). Такая забота по утверждению в общественном сознании и юридической практике мнения о безопасности сбросов не случайна. Пришли эти компании на наш шельф всерьез и надолго. И бурить будут еще ох как много скважин! Гигантские запасы углеводородов по проектам Сахалин-1 и Сахалин-3 на многие десятилетия находятся под контролем Эксона. А запас надо подсчитывать и знать, что лежит у тебя в кармане до лучших времен — вот поэтому бурить еще предстоит много, и объемы сброшенных отходов будут исчисляться многими тысячами тонн. А может, и многими десятками тысяч тонн, в случае начала нефтедобычных работ. Если сейчас не позаботиться, не закрепить собственную безнаказанность за подобное загрязнение морской среды, то и суммы в качестве платы за это загрязнение в будущем станут ощутимыми даже для богатой Эксон НЛ. Эта компания добывает нефть в самых разнообразных регионах планеты и накопила огромный опыт в работе с туземными правовыми системами. Сейчас для нее крайне важно избежать прецедента привлечения к ответственности, прецедента расплаты за загрязнение морской среды. Она хорошо предвидит далеко идущие последствия для своих будущих прибылей от соблюдения строгих российских законов. В данном случае эти прибыли под угрозой, потому что цена ущерба (который в России надо компенсировать!) уникальной природной кладовой жизни — Охотскому морю слишком велика. И потому так яростно бьется компания Эксон за то, чтобы избежать ответственности за компенсацию этого ущерба.
Дмитрий Лисицын, |