САХАЛИНСКИЕ ПИСЬМА N25 от 23 мая 1999г.


Дорогие друзья!

Представляем вам протокол встречи Сахалинской Энергии и Экологической вахты Сахалина, который скоро обещает стать официальным документом — после подписания его представителями Сахалинской Энергии.

Мы надеемся, что это произойдет в ближайшие дни.

Удачи!***********Дмитрий Лисицын.


Протокол встречи представителей
«Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, ЛТД.»
и областной общественной организации
«Экологическая вахта Сахалина».

7 мая 1999г.

П Р И С У Т С Т В О В А Л И

Экологическая вахта Сахалина (ЭВС)

Дмитрий Лисицын

Наталия Баранникова


Сахалинская Энергия (СЭИК)

Деннис Ройл, менеджер по безопасности и охране окружающей среды.



ЭВС:

На предыдущих двух встречах вы обещали предоставить нам ряд документов, многие из которых мы уже получили, но некоторые еще нет. В частности, это отчет по траловой съемке, выполненный СахНИРО и содержащий информацию о распределении рыб в зоне влияния платформы «Моликпак». СахНИРО согласился предоставить нам результаты этой съемки, но мы до сих пор ничего не получили.


СЭИК:

Мы попросим СахНИРО предоставить вам результаты этого отчета.


ЭВС:

Также мы не получили какие-либо материалы, описывающие процесс обработки бурового раствора.


СЭИК:

Недавно мы присутствовали на Экологическом Совете, председателем которого была Онищенко Н.И. Цель проведения Совета — выявить производственные операции, которые могут представлять опасность для окружающей среды. На этом Совете мы предоставили отчет о прошлогоднем бурении, включающий детальное описание очистки бурового раствора. Мы предоставим вам эту часть отчета.


ЭВС:

Список требований к танкерам?


СЭИК:

Мы не можем предоставить вам список этих требований, так как он еще не завершен.Как только этот документ будет готов — мы его вам предоставим.


ЭВС:

Какова зона ответственности Сахалинской Энергии при разливе нефти с танкеров?


СЭИК:

Мы реагируем немедленно на все разливы, произошедшие в нашей зоне ответственности, которая находится в радиусе 500м вокруг Моликпака, ПНХ и подводного трубопровода. Но нести финансовую ответственность за разлив мы будем только в том случае, если он произошел по нашей вине. Например, если челночный танкер столкнулся с другим судном — мы не несем юридической ответственности за произошедший разлив, где бы это ни произошло. Сахалинская Энергия реагирует только на свои разливы, но если будет чужой разлив, мы немедленно рассмотрим предоставление своих сил и средств в распоряжение администрации области. Подчеркиваю, что Сахалинская Энергия не несет ответственности за чужие разливы.


ЭВС:

Отчет ТИНРО-центра об ущербе морским биоресурсам при разработке Пильтун-Астохского месторождения?


СЭИК:

Мы до сих пор не продвинулись в этом вопросе, но это не наша вина. У нас есть разногласия с ТИНРО в методиках расчета ущерба. Сейчас мы ведем переговоры с Сахрыбводом по частичной оплате компенсации ущерба, которая пойдет на поддержку Ногликского рыборазводного завода. Но и здесь есть юридические сложности по перечислению денег.


ЭВС:

На основании каких расчетов производится выплата компенсации? Или это просто авансовый платеж до определения общей суммы ущерба?


СЭИК:

Да, это является именно авансовым платежом. Размер суммы этого платежа пока еще не определен.

ЭВС:

Ущерб рассчитывается ТИНРО только от воздействия при установке платформы «Моликпак» или расчет включает еще ущерб от сброса буровых отходов в море?


СЭИК:

Только ущерб от установки платформы «Моликпак». В прошлом году мы уже произвели выплаты за загрязнение при разведочном бурении по прошлому году (1998г).


ЭВС:

Что это были за выплаты — плата за загрязнение окружающей среды или компенсация за ущерб?


СЭИК:

Несколько видов выплат, в том числе и компенсация за ущерб.


ЭВС:

Кто производил расчет ущерба?


СЭИК:

Я не знаю, но почему Вас это интересует?


ЭВС:

Потому что если раньше вы произвели оплату компенсации ущерба, следовательно, вы были согласны с расчетами ущерба и соответственно с методиками расчета. Тогда почему у вас разногласия с ТИНРО сейчас?


СЭИК:

Хороший вопрос. Хотел бы я сам знать это. Вы задаете слишком много детальных вопросов. Мы готовы заплатить деньги, предусмотренные законом. Теперь, когда мы готовы произвести авансовые выплаты, у нас проблемы и с этим. Мы хотим заплатить, но не знаем как.


ЭВС:

На какой стадии находится согласование плана ЛАРН? Одобрен ли он соответствующими государственными органами и международными финансирующими агентствами?


СЭИК:

Мы еще не получили окончательного согласия — остались одна-две организации на Сахалине. Из трех финансирующих агентств одобрили два, но не помню точно какие именно. Мы предоставим вам копию их письма нам. Банки наняли одну аудиторскую фирму, которая присутствовала на учениях СЭИК и рассматривала план ЛАРН. Аудитор сказал, что план соответствует международным стандартам и правилам. На следующей неделе мы выставим план ЛАРН для ознакомления общественности в областной научной библиотеке Южно-Сахалинска, а также в библиотеках Охи и Ноглик.


ЭВС:

Определена ли компания — перевозчик нефти?


СЭИК:

Нет. Мы еще не знаем кто будет перевозить нефть. Это будет зависеть от кого, кто эту нефть будет покупать. Покупатель нефти сам будет нанимать компанию-перевозчика. Возможно, перевозчиков будет несколько.


ЭВС:

Известен ли покупатель нефти?


СЭИК:

Нет. Мы еще не знаем этого.


ЭВС:

Кто занимается маркетингом нефти, т.е. ищет покупателей?


СЭИК:

СЭИК сама занимается этим. Сейчас мы не можем говорить о покупателе нефти. Рынок нефти динамичен и мы не найдем покупателя, пока не начнем добывать нефть. То есть, покупатель должен быть уверен в том, что он сможет купить эту нефть в точно определенный день. Мы конечно не сидим и не ждем когда пойдет первая нефть, а ищем покупателя, но пока никаких определенных договоренностей не достигнуто. Но предположительно нефть будет вывозиться в Японию и Корею. Я могу поговорить с отделом маркетинга сырой нефти и выяснить какие наметки есть по покупателям нефти и сообщить эту информацию вам.


ЭВС:

Вопрос о маршрутах перевозки нефти.


СЭИК:

Маршруты танкеров зависят от капитана и правительства страны, в водах которой осуществляются перевозки. Мы не можем диктовать свои условия танкеру, пока он не войдет в зону нашей ответственности. Единственно, что мы можем — это предъявить жесткие требования к техническим условиям танкера и к команде. По международному законодательству суда могут выбирать любой маршрут по своему усмотрению. Эта проблема существует во всем мире. Компетенция правительства распространяется только на территориальные воды, но они могут задержать судно только за несоответствие технических характеристик судна, маршрут же капитан не обязан с кем-то согласовывать. Однако, например, в Англии есть места в пределах тер.вод, которые правительство считает опасными и запрещает там проход танкеров.


ЭВС:

Делался ли статистический анализ риска аварий танкеров?


СЭИК:

Нет. Попыток рассчитать это не было. Я знаю, что в мире проводятся подобные исследования, но они вряд ли помогают предотвратить катастрофу. Единственные факторы для предотвращения аварий — разум, дисциплина и технические условия судна.


ЭВС:

Мы считаем, что помимо этих факторов существует и финансовая ответственность за разлив, как мощный фактор, стимулирующий применять самые высокие стандарты и меры безопасности.


СЭИК:

Согласен. В мире есть надежные перевозчики, которые осознают возможные штрафы, но есть компании, которые стремятся экономить и это увеличивает риски. Мы пытаемся делать требования к танкерам жесткими, что исключает худшие суда.


ЭВС:

Есть ли требования к флагу?


СЭИК:

Нет, требований к флагу нет. Существует недопонимание по флагу в отношении безопасности. Большинство судов в мире зарегистрировано под теми флагами, которые им удобны. Оттого, что судно имеет флаг Панамы, Бермудских или Багамских островов не зависит его техническое состояние и состав команды.


ЭВС:

Но может зависеть его финансовая ответственность.


СЭИК:

Если судно отвечает требованиям МАРПОЛ, оно будет застраховано на определенную сумму. Поэтому флаг не имеет значения. Да, верхний предел финансовой ответственности зависит от размера судна и страны, где оно зарегистрировано. Но я в этом не уверен. Все зависит от свода правил, подписанных данной страной. Россия не подписала последний свод правил, поэтому предел финансовой ответственности здесь будет ниже, чем в других странах. Но в нашем случае мы не принимаем все это во внимание и требуемый нами от судовладельцев размер страхования будет одинаковый для всех судов. Мы сделаем для вас подборку информации по страхованию танкеров и выплатам за разливы в мире, также я подберу вам информацию по страховым требованиям согласно конвенции МАРПОЛ.


ЭВС:

Каким образом выплачивается компенсация за ущерб пострадавшим от нефтяного загрязнения?

СЭИК:

Многие владельцы танкеров являются членами ITOPF и выплачивают регулярно определенные суммы в «общий котел». ITOPF ( The International Tanker Owners Pollution Federation Limited) — это не страховая компания, а фонд взаимопомощи, который создан в соответствии с МАРПОЛ. Когда происходит разлив нефти, ITOPF направляет своего представителя на место аварии и все счета за нанесенный ущерб пострадавшие направляют непосредственно в ITOPF через этого представителя. За последние 10 лет ITOPF покрыл огромные иски пострадавших от разливов танкеров «Си Эмпрес» и «Браер». ITOPF платит пострадавшим напрямую, так как есть вероятность того, что компания — владелец танкера может быть ликвидирована в результате банкротства от разлива.


Из международной практики формат и механизм предоставления требований пострадавших в ITOPF по возмещению их убытков сделан таким образом, чтобы максимально сократить время предоставления денег. Но все же есть предел суммы, которая может быть выплачена пострадавшим. Мы предоставим вам материалы презентации по страхованию, которую мы несколько месяцев назад устраивали для администрации области. В наших требованиях к челночным танкерам есть требования по минимальному уровню страховки и она выше, чем требования ITOPF (??-В.)


Я дам вам информацию о наших требованиях по уровню страховки. Ранее мы говорили о системе безопасности на судах. Одно из наших требований к танкерам — они должны соответствовать требованиям ISM — International Safety Management Code. Эта структура находится под Lloid's Register.


ЭВС:

Сколько скважин уже пробурено на платформе «Моликпак» и сколько планируется пробурить их в этом году? Когда вы ожидаете получение первой нефти? Были ли аварийные ситуации на Моликпаке?


СЭИК:

Мы заканчиваем бурение второй скважины. Всего в этом году планируем пробурить пять скважин. Первая нефть ожидается первого июля. Аварийных ситуаций не было.


ЭВС:

Какая компания является все же владельцем ПНХ?


СЭИК:

SBM — Single Buoy Moorings . Это очень известная, большая и уважаемая компания. Оператором ПНХ будет компания ICB SHIPPING A.B.


ЭВС:

Почему вы решили сменить состав группы ученых, которые занимались исследованиями серых китов в районе залива Пильтун?


СЭИК:

Это нормальная коммерческая практика. Мы даем возможность всем организациям, компетентным в этой области, получить этот проект на конкурсной основе. Исследования в этом году будут проводиться Институтом биологии моря (Владивосток) — доктор Соболевский Евгений Иванович. Техасский университет из Хьюстона будет проводить фотосъемки с воздуха.


ЭВС:

Мы слышали, что деньги, выделенные на эти исследования в этом году, включают не только наблюдения за серыми китами, но и изучение всех млекопитающих, обитающих в этом районе — в отличие от прошлого года, когда сумма этого контракта включала только серых китов.


СЭИК:

Нет, эти деньги предназначены только на исследования серых китов. Точную сумму я не могу назвать, но она очень велика. Эти исследования будут основываться на данных предыдущих исследований. Это очень тщательные и детальные исследования.


ЭВС:

Мы направляли вам запрос на предоставление всех дополнений к 9 тому ТЭО «ОВОС» и до сих пор не получили ответа.


СЭИК:

Я просмотрю все дополнения и если в них нет коммерческой информации, мы предоставим вам их.


Contact: Sakhalin Environment Watch watch@sakhalin.ru
tel./fax (42422) 3-46-26


We'll survive! *~*


Назад