САХАЛИНСКИЕ ПИСЬМА N31 от 29 июня 1999 г.


Дорогие друзья!

Здесь текст выступления Сергея Алексеенко на пресс-конференции, которую Экологическая вахта Сахалина организовала в конце марта этого года после возвращения Аляске, где Сергей Алексеенко и Дмитрий Лисицын принимали участия в меропориятиях, связанных с десятилетним мрачным юбилеем разлива с танкера Экссон-Валдиз.

Понимаем, что годовщина трагедии давно прошла (по техническим причинам мы не могли разослать этот текст раньше) но считаем, что лучше поздо чем никогда. Этот материал поможет не только лучше узнать о проблемах с безопасностью добычи нефти на Сахалине, но и понять, сколь велики могут быть масштабы трагедии большого разлива нефти. Опыт Аляски предостерегает нас всех.

Удачи!***************Дмитрий Лисицын, Экологическая вахта Сахалина.

ПРИВЕТСТВУЕТСЯ САМОЕ ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ДЛЯ ПРЕССЫ ДАННОГО МАТЕРИАЛА!

МЫ ГОТОВЫ ОТВЕТИТЬ НА ЛЮБЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ЕСЛИ ЭТО ПОТРЕБУЕТСЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПУБЛИКАЦИЙ

ПОЖАЛУЙСТА, ОБРАЩАЙТЕСЬ!


ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ.

Большое спасибо за то что Вы нашли время и пришли насегодняшнею встречу. Сегодня в нашей жизни очень важна роль журналиста и Ваше внимание к экологическим проблемам Сахалина мы очень ценим. Мы хотим рассказать вам о визите группы экологов с Дальнего Востока на Аляску по неправительственной программе обмена опытом между партнерами в деле охраны природы. В ней приняли участие ученые, журналисты, чиновники природоохранных ведомств, общественные экологи Сахалина, Камчатки и Магадана. Эта программа была организована Тихоокеанским центром окружающей среды и природных ресурсов и приурочена к десятилетней годовщине со дня аварии танкера «Эксон Валдиз».

Цель поездки:

ознакомление с развитием нефтегазовой промышленности на Аляске; изучение опыта в области обеспечения экологической безопасности и общественного регулирования вопросов охраны окружающей среды.

Во время нашего пребывания на Аляске местная общественность, жители вспоминали трагедию десятилетней давности, оценивали прошедшие годы с того памятного дня и в очередной раз пересматривали свое отношение к угрозе разливов и воздействию нефтяного загрязнения на все живое. Печальная дата была отмечена симпозиумом по подведению итогов прошедшего десятилетия в г.Валдиз и научной конференцией в Анкоридже с рассмотрением результатов многочисленных исследований последствий разлива.

Что же такое — большой разлив нефти? Чтобы лучше понять это, можно представить, что ночью кто-то принес огромное количество черной, липкой, отвратительной грязи с мертвым запахом и разлил ее перед дверями вашего дома. И вот вы просыпаетесь утром, выходите на улицу и видите, что это пришло к вам и дальше предстоит жить иначе, чем вы жили вчера.

Именно в такую ситуацию попали жители Аляски утром 24 марта 1989 года. Произошедшая в эту ночь авария потрясла всех. Танкер, груженый сырой нефтью, вышел в море в заливе Принца Уильяма и, уходя от дрейфующих льдин и сбившись с курса налетел на рифы. Из образовавшейся пробоины в чистейшие и богатые рыбой воды залива вылилось 40 тысяч тонн нефти. Через несколько дней она покрыла береговую линию длинною в 1500 миль. Красивейшие бухты, устья нерестовых рек, места обитания каланов и морских птиц — все было отравлено. Как нам рассказал Ден Лоан, бывший тогда инспектором департамента окружающей среды штата Аляска и первым прибывший на страшный танкер — «нефти было так много, что мне пришлось перелезать через ее толстый слой, который поднялся до бортов моей лодки».

Но, как отмечали многие специалисты, этой аварии могло и не быть, если бы тогда существовали все те системы безопасности, которые есть в заливе сегодня. Это четкий непрерывный контроль движения танкеров с помощью специальных радиолокационных станций, спутников и качественной радиосвязи, высокие стандарты на техническое состояние каждого танкера и профессиональную готовность его команды, специальные коридоры, предназначенные только для перевозки нефти и запретные для движения других судов. Любое передвижение груженых танкеров по заливу теперь осуществляется только в сопровождении как минимум двух буксиров, еще более мощные буксиры находятся в постоянной готовности на случай непредвиденных обстоятельств. Созданы огромные запасы средств для ликвидации разливов — по всему маршруту движения танкеров постоянно дежурят специальные баржи с полным комплектом боновых заграждений нескольких типов, с разнообразными скиммерами (нефтесборщиками) и установками для их автономного питания, с мощными насосами для сбора нефти с загрязненных берегов. В заливе отработана система взаимодействия между множеством крупных и мелких судов по разворачиванию всего этого оборудования.

Последствия аварии на рифах Блай также могли быть намного меньше, если бы План реагирования на аварийные ситуации компании Эксон был по настоящему эффективен. Жестокая реальность показала, что на самом деле это была просто красивая бумага, несмотря на шумную рекламу и утверждение в государственных органах. Действия по ликвидации были несогласованны, оборудование посылалось не в те места, компетентные лица никак не могли поделить полномочия и ответственность, а рыбаки, вышедшие на помощь заливу на своих судах, порой собирали больше нефти простыми ведрами, чем нефтесборщики компании.

Нефть, покрывшая берега заливы Принца Уильяма, нанесла огромный ущерб животному миру и всей экосистеме. Большой урон нанесен рыбной промышленности, туризму. Нарушен естественный ход традиционной жизни коренных народов. Индейцы тысячелетиями питались и жили тем, что давал им залив. И вот они враз лишились всего — лишились источника средств к существованию и вековых традиций.

После аварии жители Аляски столкнулись с проблемой определения ущерба природе и экономике. Трудности были в том, что никогда ранее не измерялось первоначальное фоновое состояние окружающей среды и биоресурсов в заливе — просто не от чего было считать этот ущерб. А косвенный ущерб для пострадавших людей вообще невозможно определить. К примеру, как можно его определить для аборигенов, живших за счет рыбы, моллюсков, моркого зверя и вынужденных в результате загрязнения питаться гамбургерами. Какими долларами можно оценить разрушение национальной культуры?

Но не смотря на эти трудности в определении ущерба, компании Эксон уже пришлось выплатить около 1,3 миллиарда долларов пострадавшим людям и сегодня ей предъявлен следующий иск в 5,3 миллиарда долларов. Этот иск уже одобрен судом штата и компания сейчас оспаривает его на федеральном уровне, оттягивая таким образом выплату денег. Экономисты подсчитали, что эта задержка заведомо проигрышного дела приносит Эксону 18 миллиардов долларов в год.

Жители Аляски получили большой урок, который сильно изменил их сознание в отношении участия в регулирование экологических проблем, связанных с нефтедобычей. Они стали активно требовать от нефтяной промышленности повышения природоохранных стандартов. В результате гражданской активности американцев уже полтора года спустя, в августе 1990 года Конгресс принял закон ОРА-90, который резко усилил охрану морей и побережья от нефтяного загрязнения. Этот закон установил строгие требования к транспортировке нефти и обязал владельцев танкеров, перевозящих нефть в водах США, внести по одному миллиарду долларов в Федеральный фонд и Фонд штата в качестве страхового залога. В случае аварии эти деньги будут использованы на ее ликвидацию, а также на исследования для определения ущерба. Такой высокий уровень финансовой ответственности является для компаний хорошим стимулом применять наиболее надежные и безопасные системы на своих судах и не жалеть на это средств. Закон ОРА-90 хорошо согласуется с ранее существовшими нормами, согласно которым танкеры, перевозящие американскую нефть в порты США должны ходить только под американским флагом и их судовладельцы не могут иметь статуса «общество с ограниченной ответственностью» (Лимитед). Эти условия не дают компаниям уйти от ответственности в случае тяжелой аварии.

Закон хорошо регулирует прохождение танкеров в заливах. В частности, в заливе Принца Уильяма установлена мощная система контроля за движением судов, которая находится в ведении Береговой Гвардии. Информация о месте нахождения, курсе судов, о метеорологической и сейсмической обстановке непрерывно поступает на центральный диспетчерский пункт. Буксирное сопровождение также стало требованием нового закона.

ОРА-90 узаконил участие общественности в рассмотрение экологических вопросов через образование двух Гражданских консультативных советов в заливах Кука и Принца Уильяма. Они финансируются компаниями, эксплуатирующие там нефть, по специальным контрактам. Эти договоры сделаны таким образом, что бюджеты Советов наполняются от нефтяных денег в обязательном порядке и не зависят от результатов их работы. В Советах осуществляются постоянные программы — ведения мониторинга окружающей среды, рассмотрения планов ликвидации разливов, наблюдения за эксплуатацией нефтяных терминалов.

Размещенные в заливах аварийные силы реагирования позволяют к минимуму свести загрязнение морской среды. Только в одном заливе Принца Уильяма сконцентрировано 34 мили бонов различных типов. Четыре баржи, набитые различным оборудованием, с емкостями для сбора нефти постоянно дежурят по трассе следования танкеров. Имеется около 70 нефтесборочных систем (скиммеров) для любого состояния пролитой нефти.

И все это — высокие стандарты, контролирующие системы, силы реагирования и участие общественности — установлено законом ОРА-90, все это появилось лишь после разлива, который стал мощным толчком в обеспечении безопасной эксплуатации нефти на Аляске. И несмотря на все — это отрицательный пример в решении проблем экологической безопасности, так как для того, чтобы принять все необходимые решения американцам потребовался разлив с танкера «Эксон Валдиз», нанесший огромный ущерб природе Залива и навсегда оставшийся черным пятном в душах людей.

Проблемы лучше предупреждать, чем с ними бороться — эта старая истина трижды права по отношению к нефтяным разливам. Потому что бороться с ними по настоящему невозможно. Несмотря на титанические усилия более чем 1500 человек, удалось собрать лишь около 8% нефти, разлитой из пробоины в борту Эксон Валдиз. А образовалась она оттого, что капитан (кстати, ранее лишенный прав на управление автомобилем из-за пьянства) спал в каюте в момент аварии, хотя должен был находиться на мостике, вместо третьего помошника, а диспетчер на берегу не видел танкер на экране своего радара.

В июне этого года, всего через три месяца, на шельфе Сахалина должна начаться добыча первой нефти с платформы Моликпак. Еженедельно от нее будет отходить груженый танкер емкостью 90 тыс. тонн и направляться на рынки Японии. Точные маршруты танкеров до сих пор неизвестны, однако ясно, что двигаться они будут вдоль побережья Сахалина, и им не миновать проливов у берегов наших островов. Компания Сахалинская Энергия хорошо продемонстрировала свою готовность к ликвидации разливов на недавних учениях, однако касались они только инцидентов, связанных с платформой Моликпак. На итоговой пресс-конференции руководство компании дало понять, что Сахалинская Энергия — кстати, Бермудская компания с ограниченной ответственностью — никакой этой самой ответственности за разлив с транспортных танкеров не несет. Это позже подтвердил на встрече с нашей организацией официальный представитель Сахалинской Энергии. Вся ответственность лежит на владельце каждого конкретного судна  — однако, до сих пор неизвестно, какая компания (или компании), под каким флагом, с какими техническими характеристиками и от чьих берегов будет посылать свои танкеры за сахалинской нефтью. Однако известно уже сегодня, что верхний предел финансовой ответственности, установленный для этих танкеров, составляет 81 миллион долларов. Как сказано в ТЭО по первому этапу проекта Сахалин-2: «:включая все расходы на очистку и компенсацию ущерба пострадавшим». Понять, много это или мало, поможет сравнение — компания Эксон потратила только на очистку залива Принца Уильяма 2,5 миллиарда долларов.

Конечно, проблема безопасности при транспортировке нефти у берегов Сахалина и Курил не столько в ограниченной ответственности Сахалинской Энергии, сколько в отсутствии в России специального закона, эту ответственность устанавливающего. Как, впрочем, и многое, многое другое, что крайне необходимо установить для предотвращения возможных разливов.

В городе Валдиз мы узнали, что тот опыт и юридические и технические системы, которые Аляска приобрела после разлива 1989 года, еще в начале 80-х годов существовали на экспортном терминале Салом Во, на севере Англии, в Северном море. И будь они применены заранее — условия, приведшие танкер Эксона на рифы Блай были бы исключены. Так неужели Сахалину необходимо дождаться своего разлива, чтобы начать наконец заботиться о предупреждении этой беды?! Мы сегодня обращаемся к вам с просьбой привлечь внимание сахалинцев, и, в особенности, руководства области к угрозе разлива нефти при танкерной транспортировке. Мы считаем, что если разлив произойдет на страницах газет, на экранах телевизоров, в сознании людей, то его не будет в нашем пока еще богатом рыбой Охотском море и на наших пока еще чистых берегах.

В противном случае они могут стать такими, какими до сих пор являются берега некоторых бухт в заливе Принца Уильяма — вот настоящая галька, три недели назад собранная на пляже одной из них — отдаленной и уединенной бухты Слиппи Бэй. Вы можете видеть, что она до сих пор перемешана с нефтью.

Спасибо за внимание.

P.S.

Эксплуатация крупных танкеров считается наиболее экологически опасным звеном транспортировки нефти в мире. Именно они являются источником большей части разливов. Сегодня зона Северо-Восточного побережья Сахалина по обеспечению контрольно-техническим оборудованием приравнена к арктическим условиям — локаторных станций и систем слежения у нас не больше, чем на пустынных побережьях Северного ледовитого океана. Тяжелая метеорологическая обстановка, льды, волновые нагрузки и сильные течения здесь увеличивают опасность транспортировки нефти. Нам до сих пор не известно, какие танкера будут транспортировать нефть, какая их техническая характеристика, кто их владелец и сумма их финансовой ответственности. Сегодня остается под вопросом, какие силы предназначены для ликвидации аварийных разливов нефти и на сколько все это эффективно.


Contact: Sakhalin Environment Watch watch@sakhalin.ru

tel./fax (42422) 3-21-53

We'll survive! *~*


Назад