САХАЛИНСКИЕ ПИСЬМА N33 от 01.07.99 г.


Уважаемые читатели Сахалинских писем!

К нам поступила просьба дать более общую информацию о шельфовых проектах Сахалина, которая включала бы описание каждого проекта, историю его развития и рассказ об экологических проблемах, возникающих при разработке шельфовых месторождений углеводородов.

Это необходимо нашим коллегам для подготовки материалов для центральных СМИ.

Мы откликаемся на эту просьбу и представляем вашему вниманию доклад, который был подготовлен для выступления на конференции «Становление и расширение партнерства между НПО в решении экологических проблем Каспийского бассейна», проходившей в Баку. Обращаем ваше внимание, что данная конференция проходила в конце апреля этого года и соответственно доклад содержит информацию, известную на этот период. О всех событиях, которые происходили после, мы рассказывали вам в последних Сахалинских письмах.

Если у вас возникнут какие-либо конкретные вопросы — мы всегда готовы ответить на них.

В ближайших Сахалинских письмах мы разошлем статью В.К.Горохова, эксперта института эколого-правовых проблем «Экоюрис», рассказывающую более подробно об истории развития проекта Сахалин-2, а также несколько других материалов, описывающих общую ситуацию с проектами. Кое-какие из них в некоторых местах будут повторять друг друга, так что не обессудьте.

Еще раз — это делается для того, чтобы дать общую картину в помощь заинтересованным журналистам и тем, кто хочет охватить в целом проблему добычи нефти на сахалинском шельфе и ее историю.

До связи,
Наталия Баранникова, Дмитрий Лисицын.


ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ ПРИ РАЗВИТИИ ШЕЛЬФОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ НЕФТИ И ГАЗА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО САХАЛИНА

Материал подготовлен для конференции в Баку

Практически за каждым предложением, которые я скажу, за каждым эпизодом и фактом, упомянутым в моем выступлении, стоит значительный массив информации. В чем-то это похоже на ГИС. Проблема под названием «нефть и Охотское море» огромна и из-за жестких временных рамок доклада я смогу лишь коротко обозначить самое главное. Поэтому очень многое, что заинтересует вас в моем докладе, может быть развернуто гораздо более подробно.

1. Общая информация о шельфовых проектах Сахалина.

В настоящее время на шельфе нашего острова ведутся работы по освоению нефте — и газоносных месторождений на условиях СРП по двум проектам Сахалин-1 и Сахалин-2. На рассмотрении в Государственной думе находится СРП по проекту Сахалин-3 и идет разработка ТЭО для проекта Сахалин-4.

САХАЛИН-1

Площадь проекта Сахалин-1 включает три морских месторождения на северо-востоке Сахалина: Чайво, Одопту, Аркутун-Даги. Оператор проекта  — компания с ограниченной ответственностью «Эксон Нефтегаз Лимитед», официально зарегистрированная на Багамских островах, также в проекте участвуют японская компания СОДЕКО (Сахалин Ойл Девелопмент Корпорейшн Ко ЛТД) и российские компании Роснефть-Сахалин и Сахалинморнефтегаз.

Технико-экономические расчеты, проведенные консорциумом в 1994 году для определения экономической целесообразности совместного освоения трех месторождений, получили отрицательное заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ).

Тем не менее, в июне 1995 года Правительством РФ, администрацией Сахалинской области и участниками консорциума было подписано СРП по проекту Сахалин-1. С тех пор до настоящего времени СМНГ по заказу Эксона НЛ ведет разведочные работы на Аркутун-Дагинском месторождении, которые уже включили в себя 6 пробуренных скважин и значительные площади моря, покрытые сейсморазведкой с применением огромного количества вакуумных ударов.

Планы Консорциума на 1999г. заключаются в бурении одной разведочной скважины на месторождении Чайво. Согласно последним заявлениям руководства Консорциума в прессе, планы по освоению месторождений включают установку добывающей платформы, рассчитанной примерно на 50 скважин и прокладку трубопровода через Сахалин с севера на юг до города Корсакова для доставки сюда газа. Дальше планируется газопровод через пролив Лаперуза до центральных районов крупнейшего японского острова Хонсю для экспорта природного газа. Магистраль планируется ввести в строй в 2005 году. В конечном итоге, по прогнозам Консорциума, на месторождениях Аркутун-Даги и Чайво, будут работать 5-6 добывающих платформ.

Однако, Консорциум до сих пор не объявил о принципиальной коммерческой рентабельности развития проекта Сахалин-1 и постоянно подчеркивает, что для принятия такого решения требуются дальнейшие разведочные работы и более благоприятная рыночная обстановка в регионе.

САХАЛИН-2

Международный проект Сахалин-2 объединяет два месторождения, расположенные также на северо-восточном шельфе Сахалина: нефтяное Пильтун-Астохское и газовое Луньское.

Оператором проекта является компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани ЛТД», официально зарегистрированная в государстве Бермудские острова.

Учредители компании — дочерние структуры фирм Мицуи, Маратон-Ойл, Мицубиси и Ройял Датч/Шелл.

22 июня 1994 года компания «Сахалинская Энергия», Правительство РФ и администрация Сахалинской области подписали cоглашение о разработке Пильтун-Астохского и Луньского месторождений на условиях раздела продукции.

Согласно экономической схеме СРП, при реализации продукции (сырой нефти и СПГ) вся прибыль в первую очередь идет на возмещение затрат СЭ, затем до достижения проектом рентабельности в 17,5% прибыль будет делиться так — 10% — России, 90% — консорциуму, и лишь после достижения уровня рентабельности прибыль будет делиться примерно пополам.

В соответствии с СРП проект Сахалин-2 полностью освобожден от всех федеральных налогов, за исключением «роялти» — плата за пользование недрами — (6%) и налога на прибыль (32%), также решением Сахалинской Областной думы компания СЭ и все ее подрядчики и субподрядчики по проекту Сахалин-2 освобождены от налогов, взимаемых в областной бюджет.

СРП предусматривает разовые выплаты российской стороне — бонусы — по достижении очередных этапов в реализации проекта (всего 50 млн.$), взнос в фонд развития Сахалина (100 млн.$ в течение 5 лет) и возмещение ранее понесенных Россией затрат на геологоразведочные работы (около 160млн.$).

В 1998 году на государственную экологическую экспертизу были представлены материалы «ТЭО обустройства Пильтун-Астохского лицензионного участка. Этап 1 — Астохская площадь», по которым предполагалось начать добычу нефти уже в 1999 году.

Экспертная комиссия, рассмотрев материалы ТЭО, сочла возможной его реализацию.

Первый кредит на осуществление работ по освоению Пильтун-Астохского нефтяного месторождения в размере 348 млн. долларов в равных долях был получен в Европейском банке Реконструкции и Развития (EBRD), Американской корпорации по поддержке частных инвестиций за рубежом (OPIC) и Японском Экспорт-Импорт банке (JEXIM).

Сахалин — 3.

Проект разбит на два блока, перспективных на содержание углеводородов и находящихся на шельфе северо-восточного Сахалина. Право на ведение разведочных работ на одном из них — Киринском — получили компании Мобил и Тексако. В последние несколько лет они провели большой объем сейсморазведочных работ. Бурение первых разведочных скважин здесь планируется в 2001-2003гг. В настоящее время СРП по проекту Сахалин-3 находится на рассмотрении в Государственной думе.

Сахалин — 4.

Проект включает большой перспективный Аяшский блок, находящийся на шельфе у берегов северо-западного Сахалина. Право на ведение разведочных работ на нем получили компании Арко и СМНГ. В сезоне 1999г. Арко планирует пробурить здесь одну разведочную скважину.

Существует также проект Сахалин-5, право на разведку запасов, по которому имеет СМНГ и Бритиш Петролеум.

2. Экологические проблемы, связанные с развитием шельфовых проектов.

Рыболовство, добыча и переработка морепродуктов традиционно являются основой экономики и жизнеобеспечения десятков тысяч сахалинцев. Район северо-восточного побережья Сахалина, как и Охотское море в целом, в рыбопромысловом отношении уникальны не только в России, но и на всей планете. Охотское море пока еще одно из самых чистых и богатых морскими биоресурсами морей и дает почти половину общего вылова в РФ. Рыбный промысел — основной вид деятельности проживающих на побережье северо-востока Сахалина коренных народов. Районы разработки нефтегазвоых проектов имеют высокий показатель биоразнообразия морской фауны, включая одно из богатейших мест обитания промысловых и других видов рыб в Тихом океане и 25 видов дельфинов и китов, из них 11 краснокнижных. Здесь обитает уникальная корейско-охотская популяция серых китов, находящихся на грани исчезновения. Многочисленные лагуны и заливы северо-восточного побережья внесены в список водно-болотных угодий, имеющих международное значение и являются местом гнездования и остановок на пути миграций видов птиц, занесенных в Красную книгу РФ и Международного союза охраны природы (IUCN). На пути движения транспортных танкеров лежит уникальный природный объект — маленький остров Тюлений — это одно из трех крупнейших в мире лежбищ морских котиков, большая колония сивучей и огромные скопления гнезд многих видов морских птиц (птичьи базары). Даже небольшое количество нефти, попавшее на побережье острова, способно нанести непоправимый ущерб его обитателям. Непосредственно под угрозой нефтяных разливов находится 8 особо охраняемых природных территорий, мелководные лагуны и заливы из-за низкой активности береговой линии особо уязвимы для нефтяного загрязнения.

Главная опасность шельфовых проектов — их широкомасштабное воздействие на хрупкие экосистемы Охотского моря и морские биоресурсы.

Неизбежным, запланированным видом воздействия являются отработанные буровые растворы, буровой шлам (измельченная выбуренная порода) и пластовые воды (полученные при сепарации добытой нефти). Разработчиками проекта выбран самый дешевый и простой способ утилизации этих отходов — сброс в море. Не смотря на то, что во многих регионах Мирового океана давно используются различные технологии, предотвращающие сброс отходов бурения и добычи нефти в море (или, как минимум, позволяющие такие отходы обезвреживать), в Охотском море нефтяные компании не допускают даже возможность внедрения таких технологий в ближайшем будущем. И хотя многие положения российского законодательства прямо запрещают сбрасывать отходы бурения в море, нефтяные компании упорно добиваются на это разрешений, экономя, таким образом, значительные средства.

Другим, весьма вероятным видом воздействия являются аварийные разливы нефти. Компанией Сахалинская Энергия выбран самый опасный способ транспортировки этого топлива — добытая нефть с платформы Моликпак будет подаваться по трубопроводу через одноякорный причал на плавучее нефтехранилище и затем отгружаться на транспортные танкеры. Необходимо отметить, что Пильтун-Астохское месторождение находится в одном из самых суровых и сложных, с точки зрения природно-климатических условий, районов мирового океана. Здесь очень высокая сейсмическая активность; значительные скорости морских течений и ураганные ветры при тайфунах создают мощные волновые нагрузки; большую часть времени в году море покрыто плотными туманами; сложнейшие ледовые условия сохраняются более шести месяцев в году. А ведь в мире до сих пор не существует методик сбора нефтепродуктов в сплоченных льдах. Кроме того, из-за низкой температуры прибрежных вод северо-востока Сахалина механизм самоочищения морской среды от нефти практически не действует. Нахождение в этих условиях ПНХ емкостью 140 тыс.т и танкеров емкостью 90 тыс.т грозит катастрофическими разливами нефти и большими трудностями в ликвидации их последствий.

Существуют факторы, усугубляющие опасности и экологические недостатки проектов. Это, прежде всего, низкий уровень финансовой ответственности компаний за возможные нефтяные разливы. Компания Сахалинская Энергия имеет статус «общество с ограниченной ответственностью» и поэтому отвечает по любым своим обязательствам только в размере своего уставного капитала — по официальным данным он равен $100 млн. Страхование платформы Моликпак на время строительства и эксплуатационных работ включает покрытие ответственности в размере 200мнл.$ и покрытие дополнительных расходов операторов в размере 250млн.$. Оба эти покрытия включают стоимость удаления нефтяного разлива, устранение вызванного им загрязнения и расходы на очистку. Предел финансовой ответственности для ПНХ составляет 700 млн.$, а для челночных танкеров всего 81млн.$.

Поэтому мы считаем, что Сахалин крайне нуждается в принятии закона, регулирующего все отношения, связанные с нефтяными разливами, и устанавливающего достаточно высокий уровень финансовой ответственности для судовладельцев. Также необходимо разработать действенную систему предупреждения и реагирования на разливы нефти, которая сейчас на Сахалине практически отсутствует.

Третьим, кратковременным, но весьма интенсивным видом воздействия является строительство объектов нефтедобычи и транспортировки. При установке платформы Моликпак на Пильтун-Астохском месторождении, в течение летнего сезона 1998 года были перемещены сотни кубометров грунта морского дна, в результате чего был нанесен ущерб рыбным и нерыбным биообъектам.

3. Деятельность «Экологической вахты Сахалина» по улучшению шельфовых проектов в области охраны окружающей среды.

На сегодняшний день мы единственная неправительственная организация в Сахалинской области, которая предъявляет реальные требования к нефтяным компаниям и властям по улучшению экологических аспектов шельфовых проектов. Не смотря на скромные размеры и возможности, наша организация ведет последовательную работу по вовлечению жителей Сахалина в процесс общественного участия в продвижении проекта, а также сама активно участвует в этом процессе.

В числе 9 других, наша организация подписала письмо в EBRD, с изложением основных экологических недостатков и опасностей ТЭО первого этапа проекта по добыче нефти «Сахалин-2». Компания Сахалинская Энергия предоставила проект ТЭО на рассмотрение банка для получения кредита в 116 млн.$ для финансирования работ по освоению месторождения. Банк был поставлен в известность, что проект Сахалин-2 не приведен в соответствие с природоохранным российским законодательством и, начав его финансирование, ЕБРР нарушит законы РФ. Совет директоров банка принял решение отложить рассмотрение заявки по проекту Сахалин-2 до того времени, когда Сахалинская Энергия проведет общественные слушания и получит положительное заключение ГЭЭ. Банк рекомендовал авторам и разработчикам проекта провести несколько общественных слушаний после доработки проекта, перед прохождением ГЭЭ, а также предоставить общественности доступ ко всей информации по проекту. Отказ в предоставлении кредита вызвал бурное негодование во властных кругах Сахалинской области и подвигнул компанию к более внимательному отношению к экологическим законам страны, предоставившей ей свою территорию и ресурсы.

В период, предшествовавший общественным встречам, проводимым Сахалинской Энергией в рамках ОВОС осенью 1997г., мы тщательным образом изучили материалы ТЭО и подготовили ряд острых вопросов и конкретных предложений, прозвучавших во время общественных встреч в Южно-Сахалинске, в октябре 1997г. Кроме того, мы вносили различные предложения компании и властям по организации консультаций с общественностью и по предоставлению информации.

15 ноября 1997г. мы организовали круглый стол сахалинской общественности и специалистов «Экологические аспекты проекта Сахалин-2», на котором были затронуты основные природоохранные проблемы проекта. По итогам круглого стола была сформирована и направлена в различные инстанции (в т.ч. Госкомэкологии РФ, Сахалинскую Энергию и EBRD) резолюция, получившая широкий общественный резонанс на Сахалине. Через СМИ о работе круглого стола и поднятых им проблемах проекта узнала значительная часть населения области.

В течение декабря 1997г. мы направили несколько писем с выражением озабоченности конкретными недостатками проекта в Госкомэкологии РФ для рассмотрения их в ходе ГЭЭ.

Одним из результатов этого этапа нашей деятельности мы считаем существенную доработку проекта компанией перед представлением его на ГЭЭ. Администрация области обратила самое пристальное внимание на проблему финансовой ответственности за аварийные разливы нефти — этот вопрос стал постоянно подниматься на всех переговорах между властями и компанией.

В конце декабря 1997г. совместно с PERC мы организовали серию общественных встреч с участием представителей экологических НПО Москвы, Владивостока и Аляски. Помимо широкого распространения информации (в т.ч., об экологических проблемах, связанных с добычей нефти на Аляске), эти встречи послужили началом объединения различных НПО и политических партий области в «Общественный совет по шельфу».

В течение зимы-весны 1998г., в ходе ГЭЭ первой стадии проекта Сахалин-2, мы внесли ряд аргументированных предложений Экспертной комиссии по экологическим аспектам проекта.

В течении всего 1998г. наша работа была направлена на добывание и распространение достоверной информации по многим проблемам шельфовых проектов, в частности связанным с соблюдением российских законов. Так, наша организация привлекла большое внимание общественности и государственных органов к так называемому «делу Спецморинспекции». Оно было связано с тем, что единственный государственный природоохранный орган, вставший на защиту экологических интересов России и предъявивший иск в суд Эксону за незаконное загрязнение морской среды, был ликвидирован Даниловым-Данильяном только для того, чтобы защитить капиталы Эксона. Результатом нашей активности, как и других организаций, стало продолжение судебного иска, хотя и другим истцом — Сахкомэкологии.

В середине октября 1998 года совместно с международной организацией Гринпис мы организовали заход судна «Arctic Sunrise» в порт города Корсакова на юге Сахалина. На судне был проведен День открытых дверей и дана пресс-конференция для журналистов. Затем корабль, приняв на борт нескольких пассажиров, взял курс на север Сахалина, в район установки платформы Моликпак. На расстоянии около 700м от платформы три легкие быстроходные лодки были спущены на воду и на большой скорости, под флагами антинефтяной кампании подошли непосредственно к огромным стальным стенам Моликпака. 7 активистов Гринпис и представитель «Экологической вахты Сахалина» с помощью лозунгов «NO NEW OIL» и «НЕТ ЗАГРЯЗНЕНИЮ МОРЕЙ» продемонстрировали персоналу Моликпака и сотрудникам «Сахалинской Энергии» свой протест против деятельности Бермудской компании в водах пока еще чистого и богатейшего в мире Охотского моря. Московскими и сахалинскими журналистами был снят фото и видео материал, который в последствии транслировался на местном телевидении телекомпанией АСТВ и был показан в программе «Среда» на канале НТВ. Также в местных газетах был опубликован ряд статей на эту тему. Благодаря этой акции нам удалось привлечь внимание местного населения к экологическим проблемам нефтяных проектов, и пополнить ряды нашей организации значительным количеством добровольцев.

После получения положительного заключения ГЭЭ и окончания строительных работ по установке платформы Моликпак в сентябре 1998г., компания Сахалинская Энергия изменила свое отношение к доступу общественных организаций к материалам о воздействии на окружающую среду. На все наши запросы о предоставлении экологической информации и многочисленные предложения встретиться с представителями компании мы получали отказ. Чтобы как-то исправить сложившуюся ситуацию, в январе этого года мы направили письмо в ЕБРР с просьбой предоставить нам сведения касательно воздействия на окружающую среду от установки платформы Моликпак, объяснив свою просьбу тем, что и в компании Сахалинская Энергия, и в Госкомэкологии Сахалинской области нам в предоставлении этой информации было отказано. Результат превзошел все наши ожидания. После замечаний из банка компания активно пошла на встречу. И сейчас мы имеем возможность регулярно, не реже одного раза в месяц, встречаться с представителями компании, а также получать всю требуемую экологическую документацию. В частности, мы получили план ликвидации аварийных разливов нефти, который отдали на изучение нескольким независимым специалистам и ученым. Затем их экспертные заключения, совместно с комментариями западных экологов были направлены в международные финансирующие агентства EBRD, OPIC, JEXIM BANK и копия в Сахалинскую Энергию.

В настоящее время наша организация с помощью независимых ученых и специалистов Дальневосточного региона начала общественную экологическую экспертизу проектных материалов «Программы оценочного бурения месторождения «Чайво» в 1999 году», реализуемой в рамках проекта Сахалин-1 (оператор компания Эксон Нефтегаз Лимитед). Это первый случай проведения ОЭЭ в Сахалинской области, право граждан на которую устанавливают законы РФ «Об экологической экспертизе» и «Об охране окружающей природной среды».

На протяжении всей нашей деятельности мы много внимания уделяем тому, чтобы рассказать людям об опасностях, которые ожидают нашу природу в связи с освоением нефтяных месторождений шельфа. Уже сегодня можно сказать, что многие перестали обманываться насчет полной безопасности добычи нефти в море. Однако этот эффект нашей работы дается с большим трудом , так как благодаря усиленной кампании «паблик рилейшнз» на протяжении последних лет в общественном мнении сахалинцев сложился стереотип: нефтегазовый шельф — панацея от всех бед и палочка-выручалочка для экономики острова. А когда на пути к светлой обеспеченной жизни встают вредные экологи со своими малопонятными заботами о какой-то чистоте, то очень легко превратить их в причину многих неудач и промедлений. Люди надеются на новые хорошо оплачиваемые рабочие места, на решение энергетических проблем, на наполнение бюджетов всех уровней, на подъем экономики и социальной сферы. Это же самое относится и к властям. Не тратя много времени на наведение порядка в традиционных отраслях экономики, они все усилия сосредоточили на продвижении и скорейшем запуске шельфовых проектов. Надежда на избавление от всех проблем с развитием шельфа очень глубоко укоренилась в сознании большей части сахалинцев и постоянно культивируется через СМИ. Это крайне затрудняет нашу работу по информированию населения. Тем не менее, мы ведем такую работу через немногие независимые СМИ, а также распространяем листовки, участвуем в акциях и организовываем общественные встречи. А в марте этого года вышел первый номер нашего бюллетеня «Все живое», с помощью которого мы все же надеемся донести до жителей нашего острова информацию о том, какая опасность грозит Охотскому морю.

Спасибо за внимание! Contact: Sakhalin Environment Watch watch@sakhalin.ru
tel./fax (42422) 3-21-53

We'll survive! *~*


Назад