САХАЛИНСКИЕ ПИСЬМА N39 от 30.07.99г


ЭКОЛОГИ ПРОТИВ НЕФТЕДОБЫЧИ

Южно-Сахалинск, о-в Сахалин, Россия, 30 июля, 1999.

Сегодня Гринпис России, совместно с общественной организацией «Экологическая вахта Сахалина» провел акцию протеста против экологически опасного проекта освоения шельфовых нефтяных месторождений «Сахалин-2».

В момент открытия помпезного «Праздника первой нефти», участниками которого стали представители компании «Сахалинская Энергия», банков и Правительства России, несколько альпинистов вывесили в центре города, на здании администрации г.Южно-Сахалинска плакат с надписью:

«НЕТ ЗАГРЯЗНЕНИЮ ШЕЛЬФА САХАЛИНА»

Активисты Гринпис и «Экологической вахты Сахалина» раздавали людям различные информационные материалы, подробно рассказывающие о проблемах загрязнения Охотского моря.

Этой информации не встретишь в сахалинских газетах и выступлениях официальных лиц — в области существует негласный запрет со стороны местных властей на правду об экологических последствиях разработки нефтяных богатств шельфа.

Может быть поэтому четверо из участников акции уже спустя два часа после ее начала оказались в камере Городского управления внутренних дел.

Милиция прервала акцию дабы не мешать «хозяевам сегодняшней жизни» спокойно праздновать «достижение проекта века».

К счастью, и стражи порядка — также сахалинцы и далеко не все из них равнодушны к состояние окружающей среды острова. Активисты Гринпис и «Экологической вахты» вскорости были отпущены с миром.

«Первая нефть проекта «Сахалин-2» — это шаг назад», — заявила представитель Гринпис России Елена Суровикина,  — «нефтяные разработки в этом районе чрезвычайно опасны для морской среды и могут нанести огромный урон дикой природе и рыбному хозяйству, которое могло бы обеспечить действительно экологически устойчивое экономическое развитие острова».

Охотское море пока остается одним из самых чистых и богатых морскими биоресурсами морей мира и дает больше половины общего вылова рыбы в России.

В районе нефтедобычи обитает более ста видов рыб, в том числе особо ценных в промысловом отношении — горбуша, кижуч, кета, тихоокеанская сельдь, камбала. Здесь обитает множество видов дельфинов и китов, в том числе взятых под строгую охрану.

Из заключений трех Государственных экологических экспертиз по проекту следует, что опыта проектирования, строительства и эксплуатации морских промыслов в столь суровых природных условиях, какие имеют место на северо-восточном шельфе Сахалина, в мировой практике нет.

В случае серьезной аварии на буровой платформе, разрыва трубопровода, аварии танкера или аварии на береговых объектах хранения и переработки нефтепродуктов — последует экологическая катастрофа.

В зимний период ликвидация аварии и ее последствий в море, покрытом сплошными тяжелыми льдами, будет практически невозможна.

Отсутствие адекватных мер безопасности и предупреждения аварийных ситуаций при движении транспортных танкеров, сложнейшие природно-климатические и навигационные условия Охотского моря, низкий уровень финансовой ответственности компаний — владельцев танкеров, отсутствие необходимой информации о маршрутах транспортировки нефти, делают реальной угрозу крупных, катастрофических разливов.

Разлив нефти при аварии танкера «Эксон Валдез» на Аляске продемонстрировал, насколько разрушительными могут быть последствия катастроф на морских нефтяных объектах.

Даже сейчас, по прошествии 10 лет, большое количество нефти продолжает загрязнять берега пляжей и бухт в Prince William Sound (Аляска), некогда являвшихся источником пищи для местных жителей и местом паломничества многочисленных туристов.

Эта катастрофа нанесла серьезный экономический и экологический ущерб району. Из 28 наиболее пострадавших видов животных восстановилось лишь два вида.

Компания «Сахалинская Энергия.Лтд», зарегистрированная на Бермудских островах, является компанией с ограниченной ответственностью. Это значит, что она несет материальную ответственность в пределах своего Уставного капитала, составляющего лишь 100 млн. долларов.

Сравним — почти сразу после аварии танкера «Эксон Валдез» на Аляске, в результате которой было выброшено около 40 тыс. тонн нефти, компания — владелец танкера была вынуждена выплатить в качестве компенсации ущерба и расходов на очистку побережья около 2,5 миллиардов долларов.

В России случались аварии, при которых разливались сотни тысяч тонн нефти.

Очевидно, что в случае крупной аварии, добиться от «бермудских нефтяников» полного возмещения ущерба будет невозможно.

Даже в безаварийном режиме загрязнение от морских нефтяных платформ наносит серьезный урон окружающей среде.

Уже сейчас с буровой платформы «Моликпак» в море сбрасываются тысячи тонн отработанных буровых растворов и выбуренного шлама, содержащих тяжелые металлы, нефтепродукты и другие токсичные вещества. Отмечены аварийные разливы нефтепродуктов.

В течение многих лет в море будет сбрасываться сотни тысяч тонн пластовых вод, содержащих устойчивые ядовитые полиароматические углеводороды (ПАВ), такие, как бензол, этиловый бензол, толуол.

Нефть рано или поздно закончится, а жители Сахалина останутся ни с чем. Не будет, ни нефти, ни рыбы и других морепродуктов, за счет ловли которых действительно можно обеспечить достойную жизнь сахалинцам.

Шельф Охотского моря — один из самых биопродуктивных районов Мирового Океана и добыча нефти на шельфе — это вызов не только общественности Сахалина и России, но и всего мира.

«Разработки нефтегазовых месторождений на Сахалине не являются необходимостью для устойчивого энергоснабжения» — , заявили представители Гринпис России и «Экологической вахты Сахалина», — «проект «Сахалин-2», — пережиток ХХ века, дающий только сверхприбыли в карман транснациональных корпораций.

Вместо того, чтобы инвестировать и всячески поддерживать этот проект, следует поддерживать действительно устойчивую экономику, которая использовала бы возобновляемые источники энергии для жизнеобеспечения о-ва Сахалин».

Информация для редактора

Инвестиционная компания «Сахалинская Энергия. Лтд» — это консорциум, в который входят: Marathon (США — 37, 5 %), Mitsui (Япония — 25%), Shell (Нидерланды — 25 %), Diamond Gas (дочерняя компания Mitsubishi Corporation, Япония — 12, 5 %).

Проект «Сахалин-2» частично финансируется тремя банками  — Европейским Банком Реконструкции и Развития, (EBRD), Японским Экспортно-импортный Банком (JEXIM) и Американской Внешней Частной Инвестиционной Корпорацией (OPIC).

Первая стадия проекта предполагает установку буровой платформы «Моликпак», подводный трубопровод с одноякорной швартовочной установкой, а также плавучее нефтехранилище (ПНХ).

Танкеры будут транспортировать нефть с ПНХ на рынки Юго-Восточной Азии.

Нефтегазовые месторождения на шельфе Сахалина совпадают с районами активного рыболовства, нереста и нагула ценных промысловых видов рыб — лосося, кижуча, кеты, сельди, камбалы, минтая.

Этот район является местом обитания 25 видов дельфинов и китов, из них 11 охраняемых и находящихся под угрозой исчезновения.

Заливы и лагуны северо-восточного побережья острова внесены в международный список водно-болотных угодий и являются местом гнездования и остановок на пути миграций десятков видов птиц, занесеных в Красную книгу.

В зоне воздействия работ расположен уникальный природный объект — остров Тюлений, где существуют одно из трех крупнейших в мире лежбищ морских котиков, большая колония сивучей и большие «птичьи базары».

Рыболовство и переработка морепродуктов традиционно являются основой жизнеобеспечения жителей Сахалина.

Азиатский или Западно-Тихоокеанский серый кит подвержен наибольшей опасности среди всех крупных китов, чье количество насчитывает не более 60-70 особей.

Местонахождение нефтяной платформы «Molikpaq» приходится как раз на тот район, куда мигрирует значительное количество серых китов для летнего кормления.

За дополнительной информацией обращаться:

Южно-Сахалинск — (4242) 47-99-83, 3-21-53, Елена Суровикина, Дмитрий Лисицын, watch@sakhalin.ru
Москва — 257-41-16/18/22/24, Евгений Усов.

Если вы хотите получить фотографии с этой акции в электронном виде, обращайтесь:
Paul Horsman — email: Paul.Horsman@uk.greenpeace.org
Вы их получите немедленно по электронной почте!

Обращаться необходимо на английском языке.

Contact: Sakhalin Environment Watch watch@sakhalin.ru
tel./fax (42422) 3-21-53

We'll survive! *~*


Назад