САХАЛИНСКИЕ ПИСЬМА #4 от 02.07.98.«Экспертиза в рекордные сроки!»Госкомэкологии России провел государственную экологическую экспертизу сложнейшего объекта — Программы буровых работ на морском нефтегазовом месторождении в рамках проекта Сахалин-1 — в четырехдневный срок. Здесь представлен материал, ярко иллюстрирующий то, каким образом продвигаются нефтегазовые проекты на шельфе Сахалина — при полном пренебрежении экологическим законодательством! Несколько дней назад нами был получен приказ от 23.06.98г. об утверждении заключения государственной экологической экспертизы материалов «Программы оценочного бурения на месторождении Аркутун-Даги» (по «Проекту Сахалин — 1») и само заключение. Программа предусмативает бурение и испытание на продуктивность четырех скважин с морских буровых платформ у северо-восточного побережья Сахалина (расстояние от берега 26-28 км, глубина моря 34.5-42 м). Вот наиболее важные части этого документа с нашими (вот в таких //...// скобках) комментариями: «В соответствии с федеральным законом «Об экологической экспертизе» (статья 18) ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить заключение экспертной комиссии государственной экологи- ческой экспертизы, образованной во исполнение приказа Госкомэкологии России от 19.06.98. °376 материалов «Программы оценочного бурения на месторождении Аркутун-Даги» (по Проекту Сахалин — 1) Председатель В.И, Данилов-Данильян.» // Прежде всего, обращаем ваше внимание на сроки проведения этой экспертизы:1. Приказ Госкомэкологии #376 об утверждении экспертной комиссии в количестве 13 человек датирован 19 июня 1998г. 2. Заключение экспертной комиссии датировано 22 июня 1998г. 3. Приказ об утверждении заключения — 23 июеня 1998г. Такие сроки проведения экспертизы привлеченными специалистами столь сложного материала (особенно если взглянуть на список представленных документов) просто нереальные!// «На государственную экологическую экспертизу представлены следующие материалы: 1. «Программа оценочного бурения на месторождение Аркутун-Даги», Генеральный проектировщик — Сахалинморнефтегаз-шельф. 1.1 Том 1, Программы бурения на 1998 год. 1.2 Том 2, Обоснование экологической безопасности работ по геологическому изучению недр Аркутун-Дагинской морской площади. 1.3 Отчет о результатах экологического мониторинга, сопровождающего бурение разведочных скважин на площади Аркутун-Даги-море в 1997 году. 1.4 Письмо МЧС России от 01.06.98 ° 9-421-\Э по вопросу согласования программы бурения. 1.5 Письмо Гостехнадзора России от 26.05.98 #10-03\270 о согласовании программы бурения по проекту Сахалин — 1 на 1998 год. 1.6 Письмо Департамента по рыболовству Минсельхозпрода России от 21.05.98 #43-52\1061 о выдачи разрешения на бурение летом-осенью 1998 года морских разведочных скважин Даги-13, Даги-15, и испытание пробуренных в 1997 году скважин Даги-7 и Даги-8 в соответствии с представленным проектом. 1.7 Отчет комиссии Московского Государственного Университета и института ВНИРО по «Программе мониторинга окружающей среды при проведении буровых работ на Аркутун-Дагинском месторождении в 1997 году (замечание и рекомендации). Контракт #CIS-00452, приложение А-1. 1.8 Совместная резолюция американско-российского семинара по управлению буровыми отходами, Россия, Москва, 27-28 апреля 1998г. 1.9 Доклад об опыте обеспичения охраны окружающей среды и экологической безопасноти при бурение разведочных скважина морских месторождениях шельфа Сахалинской области в период 1992-1997 гг. представленный председателем Государственного коммитета по охране окружаюшей среды Сахалинской области Н.Онишенко на американо-российском семинаре по управлению буровыми отходами, Россия, Москва 27-28 апреля 1998г. 1.10 Заключение Государственного комитета поохране окружающей среды Сахалинской области от 22.06.98. °2040.»»
//Сам факт получения нами этого документа не от официальных лиц субъекта федерации, а через вторые руки, а также полное отсутствие какой-либо информации о проведении экспертизы объекта повышенной опасности (связанного с существенным воздействием на окружающую среду) вызывает у нас ряд сомнений в подлинности процедуры проведения экологической экспертизы и в целом ее законности и правомерности. Согласно «Федерального закона об экологической экспертизы» (Статья 3. «Принципы экологической экспертизы») экологическая экспертиза основывается на принципах: ...........гласности и участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;Статья 6. «Вопросы ведения субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы»: К ведению субъектов РФ в области экологической экспертизы на соответствующих территориях относятся. ........информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и их результатах. В «Регламенте проведения государственной экологической экспертизы» сказано, что для объектов средней сложности срок проведения государственной экологической экспертизы составляет до 60 дней, этот срок мы считаем достаточным для детального изучения материала воздействия на окружающую среду, но срок в 4 дня — довольно сомнительный и вызывает большие сомнения правильной оценке сложившийся ситуации. Также в экологической процедуре было нарушено «Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации». В этом документе сказано, что к видам хоз. деятельности, при подготовке обосновывающей документации к которым ОВОС проводится в обязательном порядке, относятся «... Разведка, добыча нефти и газа, лицензируемые виды геологических изысканий.» Обязательно составной частью ОВОС являются общественные слушания. Ничего подобного в связи с данной «Программой...» на Cахалине не проводилось. «5. Общественные слушания. 5.2 Заказчик с участием разработчика проводит общественные слушания или обсуждения в средствах массовой информации проектных и иных предложений в целях: (1) информирования общественности о проекте намечаемой деятельности или разрабатываемых проектных предложениях. 5.3 Общественные (публичные) слушания и обсуждения организуются и проводятся: (1) на федеральном уровне, когда преимущества и издержки реализации принимаемого решения наносят общенациональный характер; (2) на местном уровне или уровне субъекта РФ, когда преимущества и издержки реализации проекта намечаемой деятельности распространяются на определенный географический регион в пределах субъекта РФ.» Руководство Госкомэкологии сделало все, чтобы общественность не приняла участие в этой экспертизе и даже никак не проинформировало о факте ее проведения.// Выводы заключения: ...2. По результатам рассмотрения представленных материалов экспертная комиссия считает допустимым предусмотренное в документации воздействие но окр. прир. среду в процессе проведения поисково-оценочных работ по Программе, ВКЛЮЧАЯ СБРОС БУРОВОГО РАСТВОРА И ШЛАМА В МОРСКУЮ СРЕДУ. 3. Проведение геологического изучения недр на месторождении Аркутун-Даги не противоречит основным положениям защиты и сохранения под контролем загрязнения морских вод искл. экономзоны РФ, выполнение которых контролируется РФ в соответствии с требованиями Конвенции ООН по морскому праву...
Сергей Алексеенко
|