САХАЛИНСКИЕ ПИСЬМА N40 от 03.08.99г

Дорогие друзья!

Знакомим вас с текстом нашего буклета, который был выпущен к «празднику первой нефти» и раздавался жителям Сахалина во время акции Гринпис и в последующие дни. В соседнем письме мы посылаем текст листовки об ущербе морским биоресурсам и его компенсации, также выпущенной к этой дате.

Счастливо,
Наталия Баранникова.

*************************************************************************** *

ОХОТСКОЕ МОРЕ НУЖДАЕТСЯ В НАШЕЙ ЗАЩИТЕ!

Пустое море — пустое будущее....

Только факты

КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ ЖИВЫЕ РЕСУРСЫ ОХОТСКОГО МОРЯ?

Ценность запасов рыбы и морепродуктов Охотского моря видна из того, как распределяются квоты вылова водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, в соответствии с распоряжением Правительства РФ c 46-р от 11.01.99г.:

«В Охотском море может быть выловлено 1687,6 тыс. тонн рыбы и морепродуктов, а во всех остальных морях России вместе взятых, только 955,4 тыс. тонн.

В том числе, особо ценных продуктов — крабов 54,1 тыс. тонн в Охотском море, и 14,4 тыс. тонн в остальных морях; иглокожих (морских ежей и др.) 12,5 и 2,2 тыс. тонн соответственно.

В Охотском море будет добыто 61,3 тыс. голов морских млекопитающих, а в остальных морях — 29,2 тыс. голов».

Таким образом, указанное распоряжение Правительства установило КВОТЫ ВЫЛОВА ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ В ОХОТСКОМ МОРЕ, КОТОРЫЕ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПРЕВЫШАЮТ КВОТЫ ПО СООТВЕТСТВУЮЩИМ ПРОМЫСЛОВЫМ ОБЪЕКТАМ ВО ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ МОРЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВМЕСТЕ ВЗЯТЫХ!

Этот факт ярко демонстрирует уникальность экосистемы Охотского моря, его высочайшую биологическую и экономическую ценность для всего населения нашей страны.

По данным Сахалинского областного комитета статистики за январь-май 1999 года, предприятиями и организациями области экспортировано за рубеж 40,1 тыс. тонн рыбо- и морепродуктов стоимостью 80 млн. долларов США.

Средние контрактные цены по экспортным поставкам рыбы, рыбо- и морепродуктов возросли на 29,4 %.

За этот же период было экспортировано 489,2 тыс. тонн нефти на сумму 50 млн. долларов США. Средние контрактные цены по экспорту нефти снизились на 14,6%.

Этот факт наглядно показывает, что же в реальности может наполнить и уже наполняет бюджет Сахалинской области.

Ихтиофауна только северо-восточного шельфа Сахалина насчитывает около 70 видов, относящихся к 12 семействам: осетровые, лососевые, тресковые, сельдевые, корюшковые, карповые, бельдюговые, сиговые, терпуговые, камбаловые, рогатковые, скатовые.

Всего по данным разных авторов, в этом районе зарегистрировано не менее 108 видов рыб. Этот район является также местом обитания промысловых беспозвоночных — пяти видов крабов, семи видов креветок, брюхоногих моллюсков и морских ежей.

Помимо промысловых рыб и беспозвоночных, морские акватории северо-востока Сахалина являются местом обитания 25 видов дельфинов и китов, из них 11 охраняемых и находящихся под угрозой исчезновения.

Корейско-охотская популяция серых китов, насчитывающая не более 60-70 особей и находящаяся на грани исчезновения, обитает только вдоль мелководного участка шельфа, расположенного у залива Пильтун.

Этот район Охотского моря характеризуется высокой плотностью бентической биомасы, около 1 млн.кг/км2 и представляет собой единственное известное пастбище этой популяции серых китов.

Многочисленные лагуны и заливы северо-восточного побережья внесены в список водно-болотных угодий, имеющих международное значение, и являющихся местом гнездования, и остановок на пути миграций, видов птиц, занесенных в Красную книгу РФ и Международного союза охраны природы (IUCN).

Мы все, Сахалинцы, как и многие граждане России, а также жители других стран, очень зависим от вылова рыбы и морепродуктов в пока еще богатейшем и уникальном Охотском море. Оно по праву заслуживает название «Море, дающее жизнь».

НЕСЕТ ЛИ ПРОЕКТ САХАЛИН-2 ОПАСНОСТЬ ЭТОЙ БОГАТЕЙШЕЙ РЫБНОЙ ЖИТНИЦЕ РОССИИ, А ЗНАЧИТ, И ВСЕМ НАМ?

Для ответа на этот вопрос приведем мнение официальных государственных экспертов.

Вот некоторые выдержки из заключений трех Государственных экологических экспертиз по проекту «Сахалин-2»:

** «Опыта проектирования, строительства и эксплуатации морских промыслов для столь суровых природных условий, какие имеют место на северо-восточном шельфе Сахалина, в мировой практике нет».

** «Освоение нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина с прокладкой наземного трубопровода на юг острова, чревато необратимыми последствиями для рыбного хозяйства, являющегося приоритетной отраслью в экономике области».

** «В случае крушения буровой платформы, разрыва трубопровода, аварии танкера или аварии на береговых объектах хранения и переработки нефтепродуктов, сопряженных со значительным разливом этих продуктов в море, покрытое сплоченными тяжелыми льдами, ликвидация аварии и ее последствий будет практически невозможна».

** «Вероятный объем разлива нефти авторы технико-экономического обоснования оценивают для Пильтун-Астохского месторождения в 1700-8500 м. куб. летом, и 11100-36300 м. куб. зимой».

** «Разливы нефтепродуктов представляют чрезвычайную опасность в тяжелых гидрометеоусловиях Охотского моря. Один из важнейших механизмов самоочищения морской среды от нефти (микробиологическое окисление) в условиях шельфа северо-восточного Сахалина, практически исключен».

** «Район предполагаемой добычи нефти находится в зоне постоянного и довольно мощного холодного Восточно-сахалинского течения, что создает опасность распространения загрязнения при аварийных ситуациях к Южным Курилам, которые дают до 30% улова горбуши.
Еще более серьезные последствия вызовут аварийные разливы наземных трубопроводов на водотоках, где загрязнение будет разноситься течением на значительные расстояния.
Под его воздействием могут быть утрачены значительные площади нерестилищ, что уже отмечатеся на многих реках Сахалина, в которых нарушен миграционный ход лососевых».

** «Вопрос о достаточности финансовых средств для ликвидации возможных аварий остается открытым».

** «Можно сделать вывод о том, что при аварийных разливах нефти окажется загрязненным огромный участок береговой линии».

** «Учитывая исключительную ценность биоресурсов шельфа Сахалина и близость месторождений от береговой полосы, по мнению экспертов, сброс в морскую среду шламов, буровых растворов, пластовой воды и прочих промышленных сточных вод и отходов, должен быть полностью исключен».

СЕГОДНЯ, КОГДА ПЕРВАЯ НЕФТЬ НАЧИНАЕТ ПОСТУПАТЬ В ТАНКЕР ПОД БАГАМСКИМ ФЛАГОМ, ДЛЯ ОТПРАВКИ В ЯПОНИЮ И КОРЕЮ — ВСЁ ЛИ СДЕЛАНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СНИЗИТЬ ОПАСНОСТЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОХОТСКОГО МОРЯ???

НЕТ!!!

Только факты

В настоящее время с Моликпака в море сбрасываются тысячи тонн отработанных буровых растворов и выбуренного шлама, содержащие тяжелые металлы, нефтепродукты и другие токсичные вещества, а также радионуклиды.

За период 1999 — 2000 гг. по проекту «Сахалин-2» планируется сбросить в море
- согласно Технико-экономического обоснования — 25000 тонн буровых отходов;
- согласно официального отчета Сахалинской Энергии «Анализ вариантов утилизации буровых отходов при разработке нефтяных месторождений на северо-восточном шельфе Сахалина» — 70000 тонн.

При промышленной добыче нефти, в море будет сбрасываться огромное количество пластовых вод, получаемых при очистке нефти на Моликпаке и ПНХ.

Эти отходы содержат наиболее ядовитые и устойчивые полиароматические углеводороды (ПАВ), такие, как бензол, этиловый бензол, толуол. Счет при сбросе пластовых вод, будет идти уже на сотни тысяч тонн.

Только за 2000-й год с Моликпака планируется сбросить вместе с этим видом отходов 2100 кг ПАВ.

Уже сегодня на Моликпаке происходят аварийные разливы нефтепродуктов.

30 мая 1999 года на платформе «Моликпак» произошла утечка 1387 л. компрессорного масла из системы маслоснабжения турбокомпрессора высокого давления. При этом в Охотское море попало 416 л. и образовалась масляная пленка размером 5 х 50 м.

Отсутствие адекватных мер безопасности и предупреждения аварийных ситуаций при движении транспортных танкеров, сложнейшие природно-климатические и навигационные условия в Охотском море, низкий уровень финансовой ответственности компаний — владельцев танкеров, отсутствие необходимой информации о маршрутах транспортировки нефти, делают реальной угрозу крупных, катастрофических разливов.

НЕ СЛИШКОМ ЛИ ВЫСОКА ЦЕНА ШЕЛЬФОВОЙ НЕФТИ, КОТОРУЮ ПЛАТИТ ОХОТСКОЕ МОРЕ УЖЕ СЕГОДНЯ? НЕ СТАНЕТ ЛИ ОНА НЕПОМЕРНОЙ В БУДУЩЕМ?

ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ ИЗ ВАС ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОХОТСКОГО МОРЯ?

Требуйте от Правительства России, от руководства области и «Сахалинской Энергии» внесения изменений в планы освоения морских месторождений нефти и газа в части внедрения наиболее чистых технологий обращения с отходами - закачивания их в подземные изолированные пласты горных пород.

Такие технологии существуют и те же компании, которые создали «Сахалинскую Энергию», как и многие другие ведущие компании мира, применяют их в других частях света.

Например, 95% отходов на всех нефтяных месторождениях северной Аляски закачивается под землю.

Требуйте от депутатов Государственной думы и Областной думы разработки и принятия специальных законов о нефтяном загрязнении федерального и областного уровня.

Требуйте от Правительства Российской Федерации и руководства Сахалинской области повышения мер безопасности при транспортировке нефти:

1. Установления единого для всех танкеров, наиболее безопасного с точки зрения природно-климатических и навигационных условий, маршрута при выходе из Охотского моря.

2. Выделения специальных коридоров для движения транспортных танкеров - раздельных для груженых нефтью и порожних танкеров и запретных для любых других судов.

3. Создания специальных баз оборудования для ликвидации аварийных разливов нефти (прежде всего, бонов и нефтесборных систем) в наиболее опасных с точки зрения аварийных разливов местах — проливах при выходе из Охотского моря.

4. Разработки Плана ликвидации аварийных разливов нефти для транспортных танкеров совместно с японской стороной и, в частности, с администрацией Хоккайдо

5. Создания береговой системы независимого постоянного радиолокационного контроля за движением танкеров через Охотское море и проливы при выходе из него, обеспечения постоянной связи между экипажами танкеров и службой наземного контроля, внедрения системы постоянного контроля за параметрами окружающей среды на всем пути следования танкеров и обеспечения их экипажей оперативными прогнозами погоды.

6. Применения для транспортировки сахалинской нефти только танкеров с двойными корпусами.

7. Установления постоянного дежурства мощных буксиров в непосредственной близости от наиболее сложных и опасных мест при выходе из Охотского моря для того, чтобы в случае аварии и потери управления груженого нефтью танкера предотвратить выброс его на скалы.

8. Повышения уровня финансовой ответствености компаний-судовладельцев за аварийный разлив нефти с транспортного танкера.

Требуйте от всех будущих кандидатов на всех будущих выборах во все органы власти включения в их предвыборные программы разделов о мерах повышения экологической безопасности и снижения загрязнения Охотского моря при добыче и транспортировке нефти и газа на морских месторождениях.

Реальность такова, что в мире все больше и больше открывается новых месторождений, все больше и больше добывается нефти. Глобальный рынок углеводородов перенасыщен. Падение мировых цен на нефть — наглядное тому подтверждение.

Вместе с тем, в Мировом океане все меньше и меньше остается чистых, богатых морскими биоресрусами регионов. Мировые запасы рыбы и морепродуктов с каждым годом сокращаются — примером может являться резкое падение уловов минтая в северо-западной части Тихого океана.

Охотское море требует более чистых технологий и более высоких мер безопасности при нефтедобыче!

Охотское море нуждается в нашей защите!

Выходные данные:
тираж 500 экз.;
организация-автор издания — областная общественная организация «Экологическая вахта Сахалина»;

адрес:
693000 Россия, Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск, ул.Адмирала Макарова, 27,
тел/факс (42422) 3-21-53

Распространяется бесплатно.



Назад