САХАЛИНСКИЕ ПИСЬМА N43 от 12.08.99г
Дорогие друзья!
САХАЛИНУ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!!!
15.07.99 Правительством Российской Федерации принято распоряжение ?1131-р,
которым утвержден «Временный порядок производства буровых работ по разведке
морских нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений в пределах
территориального моря и исключительной экономической зоны Российской
Федерации в районах Дальнего Востока».
Это распоряжение не проходило государственной экологической экспертизы и,
следовательно, принято с нарушением требований Федерального закона
«Об экологической экспертизе» (статья 11).
Приняв распоряжение от 15.07.99 ?1131-р и указанный «Временный порядок ...»,
Правительство, также грубо нарушило Закон РСФСР «Об охране окружающей
природной среды», Федеральный закон «О внутренних морских водах,
территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», что является
нарушением пункта 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации,
предусматривающего обязательное соблюдение органами государственной власти
и должностными лицами Конституции Российской Федерации и законов.
Реализация «Временного порядка производства буровых работ по разведке
морских нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений ...» безусловно
окажет воздействие на водные экосистемы территориального моря и
исключительной экономической зоны Российской Федерации, так как допускает
отведение в море сточных вод буровых установок и кратковременный сброс в море
выбуренного грунта в смеси с морской водой.
Сегодня, общественными юристами и представителями органа законодательной
власти, принято решение обжаловать распоряжение Правительства в Верховном
суде.
Сегодня им, как ни когда нужна ваша поддержка.
Для этого нужно заполнить доверенность на представление ваших интересов
по делу об обжаловании данного распоряжения в суде.
Мы обращаемся ко всем общественным организациям и жителям Дальнего Востока
и всей России с просьбой поддержать своими действиями наших юристов в
обжаловании «ущербного» Постановления Правительства.
Более подробную информацию и образцы доверенностей можно получить по
следующим адресам:
Ecojuris Institute
P.O.Box 172, Moscow, 103009, Russia
Tel./Fax: (7-095) 924-4004, (7-095) 921-5174
E-mail: ecojuris@glasnet.ru
Sakhalin Environment Watch
watch@sakhalin.ru
tel./fax (42422) 3-21-53
GREENPEACE
sts@greenpeace.ru
Охотское море нуждается в вашей защите!
****************************************************************
Коротко об истории деятельности компании Эксон на Сахалине и о развитии
событий, которые привели к изданию распоряжения Правительства о
«Временном порядке...»
ЭКСОН НА САХАЛИНЕ
В последнее время в мире все больше наблюдается усиление роста
транснациональных корпораций, их господство в глобальной политической
экономике все больше определяет дальнейшее развитие многих регионов мира.
Контроль корпораций над правительством и их влияние на принятие решений,
все чаще определяет наше будущее.
Под этим влиянием размазываются основополагающие права человека,
на первое место становятся интересы больших корпораций и промышленных групп.
К одной из таких относится компания «ЭКСОН».
Ниже приводится краткий анализ деятельности компании «ЭКСОН» на Сахалине,
которая под громким лозунгом: «Правилом компании «Эксон Нефтегаз Лимитед»
является ведение работ безопасным с экологической точки зрения способом,
соблюдение всех законов и стандартов, установленных российским
законодательством», практически игнорирует все.
Главной тактикой компании стало, сформировать нормативно-правую базу под
себя, так, чтобы это не мешало зарабатывать деньги.
Компания «Эксон» работает на Сахалине с 1993 года. Получив свою долю,
причем без конкурса, в проекте «Сахалин-1», она получила право на разработку
и дальнейшую эксплуатацию одного из крупнейших проектов в России.
Проект, включает три нефтегазовых месторождения — «Чайво», «Одопту»,
«Аркутун-Даги», суммарный запас которых составляет 325 млн. тонн нефти и
425 млрд. м3 газа.
В проекте, также участвует две российских и одна японская компания.
Компания «Эксон» является оператором проекта и осуществляет свою
деятельность на условиях СРП.
В 1995 году подписано соглашение о разделе продукции между РФ и консорциумом.
В 1996 году оно вступило в силу и в этом же году произошло первое нарушение
российского законодательства — компания ведет работы без положительного
заключения государственной экологической экспертизы.
В 1997 году, компания опять игнорирует российское законодательство,
в частности ФЗ «Об экологической экспертизе», на этот раз, прикрываясь
разрешением Министерства природных ресурсов.
Но это нарушение не осталось безнаказанным.
Специализированная морская инспекция Сахалинского региона, созданная для
осуществления контроля за использованием водных объектов морской среды и
природных ресурсов внутренних морских и территориальных вод, выявила это
нарушение и предъявила иски компании.
При этом один из исков касался выброса нефти в море и был предъявлен к
подрядчику (Сахалинморнефтегаз), проводившему буровые работы по проекту
«Сахалин-1».
Второй иск был предъявлен за незаконные сбросы буровых отходов также к
подрядчику работ по проекту и к компании «Эксон».
Если штраф за первое нарушение — загрязнение моря нефтью, составил небольшую
сумму, и был выплачен, то штраф за второе — незаконный сброс, был во много
раз выше и был оспорен компанией «Эксон».
И кто знает, может быть, и дошло бы это судебное дело до Стокгольмского
арбитража, если бы оно не прекратилось по причине реорганизации, а
фактически ликвидации Спецморинспекции, как самостоятельного юридического
лица и передачи его в подчинение Сахкомэкологии.
Почему Стокгольм?
Да потому, что именно такие условия разрешения споров оговаривают иностранные
компании в СРП.
Пока Спецморинспекция Сахалинского региона отстаивала «ущербный» для России
приказ о ее реорганизации, летний буровой сезон 1998 года проходил без
должного контроля за загрязнением Сахалинского шельфа.
На дворе буровой сезон 1999 года.
Компания, «умудренная» опытом, подает проектные материалы «Программы
оценочных работ на месторождении «Чайво» в 1999 году» на Государственную
экологическую экспертизу.
Экспертная комиссия, рассмотрев проектные материалы, сделала ряд серьезных
замечаний, из них решающее было выявлено при анализе правовой стороны бурения.
Фактически, эксперты запретили компании реализовывать проект со сбросом
буровых отходов в территориальном море, как противоречащий российскому
законодательству.
Отправив проект на доработку, комиссия рекомендовала рассмотреть альтернативный
вариант утилизации отходов — вывоз их на сушу.
Естественно такое предложение не устраивает компанию, так как ведет к
сильному удорожанию проекта в будущем, когда дела дойдут до бурения десятка,
а то и сотни скважин.
Дальнейшие действия компании были очень просты.
Ссылаясь на соответствующие статьи СРП она уведомила Уполномоченный
Государственный Орган по проекту «Сахалин-1» о наступлении действий
обстоятельств «Форс-мажор», которые будут продолжаться до тех пор, пока
компания не получит все разрешительные документы (положительное заключение ГЭЭ).
Естественно у российских чиновников это обстоятельство вызвало много
недовольств, и чтобы разрешить сложившуюся ситуацию, Председателем
правительства Степашиным С.В. были приняты соответствующие меры,
устраняющее предыдущие замечания, сделанные экспертной комиссией ГЭЭ.
Так, 15 июля 1999 г. Правительством РФ принято распоряжение ? 1131-р,
которым утвержден «Временный порядок производства буровых работ по разведке
морских нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений в пределах
территориального моря и исключительной экономической зоны Российской
Федерации в районах Дальнего Востока».
Утвержденный вопреки природоохранному законодательству, «Временный порядок :»
и дальнейшая его реализация, безусловно, окажет воздействие на водные
экосистемы территориального моря и исключительной экономической зоны
Российской Федерации, так как данным Порядком фактически разрешен сброс в
моря Дальнего Востока сточных вод и буровых растворов, содержащих вредные
(в том числе токсичные) вещества.
Принятие распоряжения дало основание Минтопэнерго России и компании «Эксон
Нефтегаз Лимитед» обратиться в Правительство Российской Федерации и
Госкомэкологию России с просьбой отменить отрицательное заключение
государственной экологической экспертизы по проекту «Сахалин 1» и освободить
Консорциум от требования проведения повторной экспертизы по проекту
оценочного бурения скважины «Чайво-6».
Сейчас, руководствуясь распоряжением Правительства РФ, Госкомэкология
России не ставит преград компании в реализации разведочного бурения на
месторождении «Чайво» в 1999.
Фактически, на деле получается, что компания «ЭКСОН», да и все подобные ей
компании, придя в Россию, не собираются много тратиться на охрану окружающей
природной среды.
Да и зачем ей это делать, когда эту проблему можно решить путем незаконно
утвержденных решений, которые все чаще принимаются Правительством вопреки
нашим основополагающим правам, в ущерб будущих поколений, уникальной
природе Охотского и других морей.
Кому как не нам — простым гражданам, чьи права все больше ущемляются,
сказать НЕТ всем противоправным действиям Правительства.
НЕТ сегодня, так как завтра уже может не быть такой возможности.
Алексеенко Сергей
Экологическая вахта Сахалина
****************************************************************
Краткий перевод последних новостей из газеты Moscow Times (10.08.99)
По словам представителей областной администрации, получение отрицательного
заключения ГЭЭ, вместе с тем, что было найдено меньшее количество запасов
нефти чем ожидалось, заставило международную компанию Эксон отложить
буровые работы по 13.5-миллиардному проекту Сахалин-1.
«Это действие было принято в результате решения Госкомэкологии не отменять
ранее отрицательное заключение по программе консорциума бурить важную
нефтяную скважину на Чайвинском месторождении, несмотря на то, что бурение
скважины было одобрено распоряжением премьер-министра,» — сказал московский
представитель Эксона.
Задержка реализации проекта Сахалин-1 может являться поводом для
беспокойства 10-миллиардного проекта Сахалин-2, который начал добычу нефти
на шельфе в прошлом месяце.
Представители двух консорциумов вели переговоры о создании совместной
инфраструктуры на суше когда Сахалин-1 начнет добычу нефти.
Проект Сахалин-2 планирует построить нефте- и газопровод длиной 763 км
с севера на юг Сахалина.
«Проблемы консорциума по проекту Сахалин-1 начались когда оценка
воздействия на окружающую среду программы оценочного бурения Чайво-6
рекомендовала, что проект не может быть разрешен к реализации в таком виде,
как запланирован,» — сказал Геннадий Чегасов, начальник Управления
гос.экспертизы Госкомэкологии.
«Федеральное правительство попыталось разрешить заботы экологии путем
издания распоряжения, которое ослабляет условия по сбросу буровых отходов
в российские территориальные воды.
Но это распоряжение не может отменить отрицательное заключение ГЭЭ,
его может отменить только суд или новая экспертиза,» — сказал Николай
Арсеньев из Сахалинской администрации в понедельник.
Власти же оказывали сильное давление на консорциум начать бурение скважины
Чайво-6.
«Если они начнут бурить в середине августа, то они закончат скважину через
2 месяца,» — сказал зам.министра топлива и энергетики Валерий Гарипов
на недавней пресс-конференции в Южно-Сахалинске.
Тем не менее, комитет по экологии не охотно дает проекту Сахалин-1
«зеленый свет» на сброс вредных отходов, говорят представители гос.структур.
«Закон запрещает сброс в территориальные воды сверх согласованных норм,»
сказал Чегасов в понедельник.
Он так же обвинял Эксон в том, что тот не хочет усовершенствовать технику и
оборудование, для соблюдения российских стандартов по сбросу.
«Стоимость необходимых усовершенствований примерно 25,000 — 50,000 долларов,»
- сказал Чегасов.
(далее о том, что найдено больше газа и меньше нефти, чем ранее оценивалось,
и что инвесторам не очень охотно работать в России пока не пройдут
президентские выборы)
Перевод Биджей Чизхолм.
Назад
|