САХАЛИНСКИЕ ПИСЬМА N45 от 02.09.99г

Дорогие друзья!

Мы обращаемся ко всем, кто занимается проблемами Сахалинских нефтяных проектов на шельфе.

Мы подготовили нижеследующий документ (далее — Позиция), который в целом отражает нашу позицию по принципиальным вопросам, связанным с загрязнением Охотского моря при разведке и добыче нефти на Сахалинском шельфе.

Прошу обратить внимание — этот документ касается только сахалинских проектов, причем уже тех, которые каким-то образом продвинулись дальше стадии обсуждения и уже оказывают реальное воздействие на морскую среду.

Готовя проект этого документа мы постарались утвердить в нем мысль о том, что мы согласны на развитие сахалинских проектов ТОЛЬКО в случае выполнения (соблюдения) ВСЕХ тех условий, которые приведены в Позиции.

Этот документ необходим именно в форме УСЛОВИЙ или, если хотите, ТРЕБОВАНИЙ.

Мы все чаще сталкиваемся с тем, что фигуры, принимающие решения по проектам, не понимают (а чаще делают вид, что не понимают), чего же хотят неправительственные организации в связи с сахалинскими проектами. Также это очень полезно для прессы, рыбаков, заинтересованной общественности и т.д. и т.п.

Так или иначе, но вся наша работа связана с людьми и во многом от них зависит — с людьми в самом широком смысле (включая и чиновников, и нефтяников, и банкиров, и дядю Вову, тралового мастера с СРТМ «Поперечный»,). И очень во многом успех нашего общего дела защиты Охотского моря от нефтяного загрязнения зависит от отношения людей к нашей работе и нашей позиции.

И то, что без добычи нефти в Охотском море Сахалин и значительная часть Дальнего Востока может вполне обойтись — очевидно далеко не для всех. Например, на Сахалине я знаю таких не более 5 человек.

С помощью предлагаемого документа мы (пока «мы» — это Вахта) хотим показать, что мы не кучка экстремистов, которые хотят лишить мир энергетических ресурсов, а точнее — красиво выглядеть, поливая грязью других (делающих настоящее дело), а разумные люди, соотносящие ценность Охотского моря, вред, причиняемый нефтяной промышленностью, и необходимость и возможность этот вред устранить. А также и зависимость ВСЕХ НАС от энергетических ресурсов.

Предлагаем всем желающим присоединиться к этой Позиции. Мы планируем издать этот документ с перечнем всех организаций и частных аквтивистов, согласных с этими требованиями и условиями, и распространять его максимально широко. Естественно, он станет доступным всем другим для распространения и использования.

Желающим мы готовы предоставить часть тиража. Но сначала необходимо его согласовать и доработать.

Мы знаем, что многие из вас разбираются в проблемах сахалинских нефтяных проектов и могут обоснованно предложить что-то дополнить или убрать, изменить. Мы ждем любых предложений, замечаний, мнений — не только по сути, но и по форме, по стилистике — любых!

Если кто-из из вас согласен с тем, что здесь изложено — сообщите нам об этом с указанием Вашего имени и организации, которую Вы представляете и мы включим Вас в перечень поддерживающих данную Позицию.

В любом случае после приема всех замечаний и предложений и доработки текста в соответствии с ними мы разошлем окончательный вариант Позиции для окончательного утверждения.

Надеемся, что вручную подписать этот документ многие из вас смогут в середине сентября на Камчатке. Мы планируем собрать реальные подписи и издать это дело с ними.

Очень ждем ваших сообщений и будем рады любым мнениям. Если вы принципиально не согласны — сообщите нам об этом тоже с хотя бы кратким объяснением причин, это поможет нам найти правильный путь.

Удачи!************Дмитрий Лисицын,
Экологическая вахта Сахалина.

___________________________________________________________________

(проект)

П О З И Ц И Я

российских и зарубежных общественных (неправительственных)
природоохранных организаций и частных активистов
по экологическим аспектам развития нефтегазовых проектов
Сахалин-1, Сахалин-2, Сахалин-3, Сахалин-4.

******************************************************************************

Охотское море является уникальной экосистемой, представляющей высочайшую ценность в масштабе всей планеты.

Охотское море — одно из самых чистых и биологически продуктивных морей в мире.

Охотское море имеет огромное экономическое значение за счет вылова большого количества морских биоресурсов (здесь добывается 64% от общероссийского улова рыбы и морепродуктов).

Рыбный промысел в Охотском море дает работу и зарплату сотням тысяч людей во многих странах. Добытая здесь рыбная продукция занимает большое место в рационе миллионов жителей северной части Тихого океана.

Охотское море имеет высокий показатель биологического разнообразия, здесь обитает множество редких и исчезающих видов животных и растений.

Все это находится под угрозой в связи с развитием нефтегазовых проектов на охотоморском шельфе в той форме, в какой это происходит сейчас. Мы не можем согласиться с теми методами управления отходами и теми мерами безопасности, которые применяются в настоящее время. Наиболее опасными проектами на сегодняшний день являются Сахалин-1 и Сахалин-2.

В целях сохранения окружающей среды и морских биоресурсов Охотского моря общественные экологические организации России и зарубежных стран при подготовке и реализации проектов Сахалин-1, Сахалин-2, Сахалин-3, Сахалин-4 настаивают на обязательном соблюдении следующих условий:

1. Сброс в море отходов бурения и нефтедобычи (отработанные буровые растворы, буровой шлам, пластовые воды) должен быть немедленно и полностью прекращен и законодательно запрещен в явной форме. Предпочтительной технологией обращения с отходами мы считаем закачивание их в глубоко залегающие подземные изолированные пласты горных пород (технология «реинджекшн»).

Необходимо проведение детальных независимых исследований с использованием всей имеющейся геологической информации для определения возможности применения такой технологии в конкретных местах бурения и добычи. Также необходимо тщательно изучить возможность вывоза отходов на берег и закачивания их в береговые скважины.

В качестве промежуточной временной альтернативы сбросу в море может быть принят вывоз отходов на берег и размещение их в специально оборудованных, исключающих просачивание в почву хранилищах в жидком виде. Также необходимо изучить возможность применения флуктуационных установок, превращающих буровые растворы и шлам в твердые, нетоксичные блоки, для обработки вывезенных на берег отходов.

2. Нефть, добываемая в настоящее время по проекту Сахалин-2, должна транспортироваться только танкерами с двойным корпусом. Кроме того, транспортировка нефти не должна происходить до тех пор, пока не будут приняты следующие меры безопасности по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти:

2.1. Разработан «План ликвидации аварийных разливов нефти» специально для всей системы танкерной транспортировки совместно с японской стороной и, в частности, с администрацией Хоккайдо. Этот План ЛАРН должен проверяться и совершенствоваться в ходе периодических учений и тренировок.

2.2. Установлен единый для всех танкеров, наиболее безопасный с точки зрения природно-климатических и навигационных условий маршрут движения по Охотскому морю и при выходе из него. Груженые нефтью и порожние танкеры должны двигаться по раздельным коридорам. Нахождение любых других судов в этих коридорах должно быть запрещено. Информация об этом должна быть доведена до сведения всех капитанов и владельцев судов, ведущих промысел или перевозящих грузы в юго- западной части Охотского моря.

2.3. Создана береговая система независимого постоянного радиолокационного контроля за движением танкеров через Охотское море и проливы при выходе из него, а также система постоянной связи между экипажами танкеров и службой наземного контроля. Внедрена система постоянного наблюдения за параметрами окружающей среды на всем пути следования танкеров и обеспечения их экипажей оперативными прогнозами погоды.

2.4. Группой независимых экспертов выявлены наиболее опасные с точки зрения аварий танкеров участки маршрута транспортировки нефти (например, проливы при выходе из Охотского моря) и созданы специальные базы оборудования для ликвидации аварийных разливов нефти (прежде всего, бонов и нефтесборных систем) в непосредственной близости от этих участков.

Установлено постоянное дежурство специальных буксиров в непосредственной близости от наиболее опасных участков транспортировки нефти для того, чтобы в случае аварии и потери управления груженым нефтью танкером предотвратить выброс его на скалы. Буксиры должны иметь достаточно мощности и прочности буксировочных систем для буксировки груженого нефтью танкера максимального водоизмещения в сильный шторм.

3. Необходимо разработать и ввести в действие систему комплексного мониторинга состояния окружающей среды в районах разработки шельфовых месторождений, проводимого российскими государственными (либо имеющими государственную лицензию) организациями независимо от нефтяных компаний. Исследования и наблюдения, проводимые в рамках этой системы, должны опираться на данные об исходном, «нулевом» уровне состояния окружающей среды в районе работ, принятом и утвержденном в официальном порядке государственными органами.

4. Необходимо разработать и принять на федеральном уровне специальный закон «О нефтяном загрязнении». Этот закон должен полностью регламентировать все правовые аспекты проблем, возникающих при загрязнении морей нефтью и отходами ее разведки и добычи, включая вопросы финансовой ответственности за загрязнение и участия общественности.

5. Необходимо выявить участки морской акватории на шельфе Сахалина, представляющие наибольшую ценность с точки зрения запасов ценных объектов морского промысла, экологической чувствительности и уязвимости, наличия местообитаний редких и исчезающих видов. Исследования по определению таких участков должны быть проведены группой независимых экспертов, на этих участках должны быть полностью или частично запрещены все виды работ по изучению и освоению месторождений по проектам Сахалин-1, Сахалин-2, Сахалин-3, Сахалин-4.

6. Вся проектная информация, имеющая экологическое значение (включая материалы научных исследований), должна быть полностью открыта для общественности. Решение об отнесении той или иной информации к коммерческой тайне должно приниматься специально созданной комиссией из представителей российских государственных органов и операторов проектов, при этом последние должны в каждом конкретном случае представить веские доказательства необходимости ограничения доступа к той или иной информации.

В обязательном порядке должны стать открытыми для общественности все заключенные Соглашения о разделе продукции и проекты таких Соглашений.

Данный документ подготовлен для сведения государственных органов, нефтяных компаний, финансирующих агентств (банков), предприятий рыбной промышленности, прессы и заинтересованной общественности. Эта позиция принята по состоянию дел на осень 1999г. и может меняться в зависимости от хода развития проектов.

Общественные (неправительственные) организации и активисты экологического движения:

..................................



Назад