САХАЛИНСКИЕ ПИСЬМА N45 от 02.09.99гДорогие друзья! Мы обращаемся ко всем, кто занимается проблемами Сахалинских нефтяных проектов на шельфе. Мы подготовили нижеследующий документ (далее — Позиция), который в целом отражает нашу позицию по принципиальным вопросам, связанным с загрязнением Охотского моря при разведке и добыче нефти на Сахалинском шельфе. Прошу обратить внимание — этот документ касается только сахалинских проектов, причем уже тех, которые каким-то образом продвинулись дальше стадии обсуждения и уже оказывают реальное воздействие на морскую среду. Готовя проект этого документа мы постарались утвердить в нем мысль о том, что мы согласны на развитие сахалинских проектов ТОЛЬКО в случае выполнения (соблюдения) ВСЕХ тех условий, которые приведены в Позиции. Этот документ необходим именно в форме УСЛОВИЙ или, если хотите, ТРЕБОВАНИЙ. Мы все чаще сталкиваемся с тем, что фигуры, принимающие решения по проектам, не понимают (а чаще делают вид, что не понимают), чего же хотят неправительственные организации в связи с сахалинскими проектами. Также это очень полезно для прессы, рыбаков, заинтересованной общественности и т.д. и т.п. Так или иначе, но вся наша работа связана с людьми и во многом от них зависит — с людьми в самом широком смысле (включая и чиновников, и нефтяников, и банкиров, и дядю Вову, тралового мастера с СРТМ «Поперечный»,). И очень во многом успех нашего общего дела защиты Охотского моря от нефтяного загрязнения зависит от отношения людей к нашей работе и нашей позиции. И то, что без добычи нефти в Охотском море Сахалин и значительная часть Дальнего Востока может вполне обойтись — очевидно далеко не для всех. Например, на Сахалине я знаю таких не более 5 человек. С помощью предлагаемого документа мы (пока «мы» — это Вахта) хотим показать, что мы не кучка экстремистов, которые хотят лишить мир энергетических ресурсов, а точнее — красиво выглядеть, поливая грязью других (делающих настоящее дело), а разумные люди, соотносящие ценность Охотского моря, вред, причиняемый нефтяной промышленностью, и необходимость и возможность этот вред устранить. А также и зависимость ВСЕХ НАС от энергетических ресурсов. Предлагаем всем желающим присоединиться к этой Позиции. Мы планируем издать этот документ с перечнем всех организаций и частных аквтивистов, согласных с этими требованиями и условиями, и распространять его максимально широко. Естественно, он станет доступным всем другим для распространения и использования. Желающим мы готовы предоставить часть тиража. Но сначала необходимо его согласовать и доработать. Мы знаем, что многие из вас разбираются в проблемах сахалинских нефтяных проектов и могут обоснованно предложить что-то дополнить или убрать, изменить. Мы ждем любых предложений, замечаний, мнений — не только по сути, но и по форме, по стилистике — любых! Если кто-из из вас согласен с тем, что здесь изложено — сообщите нам об этом с указанием Вашего имени и организации, которую Вы представляете и мы включим Вас в перечень поддерживающих данную Позицию. В любом случае после приема всех замечаний и предложений и доработки текста в соответствии с ними мы разошлем окончательный вариант Позиции для окончательного утверждения. Надеемся, что вручную подписать этот документ многие из вас смогут в середине сентября на Камчатке. Мы планируем собрать реальные подписи и издать это дело с ними. Очень ждем ваших сообщений и будем рады любым мнениям. Если вы принципиально не согласны — сообщите нам об этом тоже с хотя бы кратким объяснением причин, это поможет нам найти правильный путь.
Удачи!************Дмитрий Лисицын, (проект)
П О З И Ц И Я
российских и зарубежных общественных (неправительственных) Охотское море является уникальной экосистемой, представляющей высочайшую ценность в масштабе всей планеты. Охотское море — одно из самых чистых и биологически продуктивных морей в мире. Охотское море имеет огромное экономическое значение за счет вылова большого количества морских биоресурсов (здесь добывается 64% от общероссийского улова рыбы и морепродуктов). Рыбный промысел в Охотском море дает работу и зарплату сотням тысяч людей во многих странах. Добытая здесь рыбная продукция занимает большое место в рационе миллионов жителей северной части Тихого океана. Охотское море имеет высокий показатель биологического разнообразия, здесь обитает множество редких и исчезающих видов животных и растений. Все это находится под угрозой в связи с развитием нефтегазовых проектов на охотоморском шельфе в той форме, в какой это происходит сейчас. Мы не можем согласиться с теми методами управления отходами и теми мерами безопасности, которые применяются в настоящее время. Наиболее опасными проектами на сегодняшний день являются Сахалин-1 и Сахалин-2. В целях сохранения окружающей среды и морских биоресурсов Охотского моря общественные экологические организации России и зарубежных стран при подготовке и реализации проектов Сахалин-1, Сахалин-2, Сахалин-3, Сахалин-4 настаивают на обязательном соблюдении следующих условий: 1. Сброс в море отходов бурения и нефтедобычи (отработанные буровые растворы, буровой шлам, пластовые воды) должен быть немедленно и полностью прекращен и законодательно запрещен в явной форме. Предпочтительной технологией обращения с отходами мы считаем закачивание их в глубоко залегающие подземные изолированные пласты горных пород (технология «реинджекшн»). Необходимо проведение детальных независимых исследований с использованием всей имеющейся геологической информации для определения возможности применения такой технологии в конкретных местах бурения и добычи. Также необходимо тщательно изучить возможность вывоза отходов на берег и закачивания их в береговые скважины. В качестве промежуточной временной альтернативы сбросу в море может быть принят вывоз отходов на берег и размещение их в специально оборудованных, исключающих просачивание в почву хранилищах в жидком виде. Также необходимо изучить возможность применения флуктуационных установок, превращающих буровые растворы и шлам в твердые, нетоксичные блоки, для обработки вывезенных на берег отходов. 2. Нефть, добываемая в настоящее время по проекту Сахалин-2, должна транспортироваться только танкерами с двойным корпусом. Кроме того, транспортировка нефти не должна происходить до тех пор, пока не будут приняты следующие меры безопасности по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти: 2.1. Разработан «План ликвидации аварийных разливов нефти» специально для всей системы танкерной транспортировки совместно с японской стороной и, в частности, с администрацией Хоккайдо. Этот План ЛАРН должен проверяться и совершенствоваться в ходе периодических учений и тренировок. 2.2. Установлен единый для всех танкеров, наиболее безопасный с точки зрения природно-климатических и навигационных условий маршрут движения по Охотскому морю и при выходе из него. Груженые нефтью и порожние танкеры должны двигаться по раздельным коридорам. Нахождение любых других судов в этих коридорах должно быть запрещено. Информация об этом должна быть доведена до сведения всех капитанов и владельцев судов, ведущих промысел или перевозящих грузы в юго- западной части Охотского моря. 2.3. Создана береговая система независимого постоянного радиолокационного контроля за движением танкеров через Охотское море и проливы при выходе из него, а также система постоянной связи между экипажами танкеров и службой наземного контроля. Внедрена система постоянного наблюдения за параметрами окружающей среды на всем пути следования танкеров и обеспечения их экипажей оперативными прогнозами погоды. 2.4. Группой независимых экспертов выявлены наиболее опасные с точки зрения аварий танкеров участки маршрута транспортировки нефти (например, проливы при выходе из Охотского моря) и созданы специальные базы оборудования для ликвидации аварийных разливов нефти (прежде всего, бонов и нефтесборных систем) в непосредственной близости от этих участков. Установлено постоянное дежурство специальных буксиров в непосредственной близости от наиболее опасных участков транспортировки нефти для того, чтобы в случае аварии и потери управления груженым нефтью танкером предотвратить выброс его на скалы. Буксиры должны иметь достаточно мощности и прочности буксировочных систем для буксировки груженого нефтью танкера максимального водоизмещения в сильный шторм. 3. Необходимо разработать и ввести в действие систему комплексного мониторинга состояния окружающей среды в районах разработки шельфовых месторождений, проводимого российскими государственными (либо имеющими государственную лицензию) организациями независимо от нефтяных компаний. Исследования и наблюдения, проводимые в рамках этой системы, должны опираться на данные об исходном, «нулевом» уровне состояния окружающей среды в районе работ, принятом и утвержденном в официальном порядке государственными органами. 4. Необходимо разработать и принять на федеральном уровне специальный закон «О нефтяном загрязнении». Этот закон должен полностью регламентировать все правовые аспекты проблем, возникающих при загрязнении морей нефтью и отходами ее разведки и добычи, включая вопросы финансовой ответственности за загрязнение и участия общественности. 5. Необходимо выявить участки морской акватории на шельфе Сахалина, представляющие наибольшую ценность с точки зрения запасов ценных объектов морского промысла, экологической чувствительности и уязвимости, наличия местообитаний редких и исчезающих видов. Исследования по определению таких участков должны быть проведены группой независимых экспертов, на этих участках должны быть полностью или частично запрещены все виды работ по изучению и освоению месторождений по проектам Сахалин-1, Сахалин-2, Сахалин-3, Сахалин-4. 6. Вся проектная информация, имеющая экологическое значение (включая материалы научных исследований), должна быть полностью открыта для общественности. Решение об отнесении той или иной информации к коммерческой тайне должно приниматься специально созданной комиссией из представителей российских государственных органов и операторов проектов, при этом последние должны в каждом конкретном случае представить веские доказательства необходимости ограничения доступа к той или иной информации. В обязательном порядке должны стать открытыми для общественности все заключенные Соглашения о разделе продукции и проекты таких Соглашений. Данный документ подготовлен для сведения государственных органов, нефтяных компаний, финансирующих агентств (банков), предприятий рыбной промышленности, прессы и заинтересованной общественности. Эта позиция принята по состоянию дел на осень 1999г. и может меняться в зависимости от хода развития проектов. Общественные (неправительственные) организации и активисты экологического движения:
Назад |