САХАЛИНСКИЕ ПИСЬМА N47 от 1 октября 1999г.


Дорогие получатели «Писем»!

Мы пытались информировать вас оперативно и своевременно о тех печальных событиях, которые происходили у берегов Сахалина в последние дни сентября этого года. К сожалению, это не удалось по причине неожиданного сбоя нашего списка рассылки «Сахалинские письма». Вот теперь, похоже, все улажено, и мы посылаем два основных блока информации — один из них был отправлен вам «по горячим следам» событий (обозначен как Часть 1), второй был сформирован несколько позже и содержит уже более ясную картину (Часть 2).

Не смотря на то, что эта информация утратила свежесть в качестве новостей, мы будем очень благодарны всем, кто поможет разместить ее в любых СМИ.

Удачи!************Дима.


Часть 1.

САХАЛИНСКИЕ ПИСЬМА N47 от 29.09.99г

Друзья!

ПРОСИМ РАСПРОСТРАНИТЬ ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ КАК МОЖНО ШИРЕ!!!

Случилось страшное...

Выдержки из пресс-релиза компании «Сахалинская Энергия»:

«28 сентября в 00 часов 32 минуты произошло незапланированное разъединение швартовых канатов, соединяющих плавучее нефтехранилище (ПНХ) с одноякорным причалом (ОЯП). При этом произошла расстыковка быстроразъемной муфты нефтеналивного рукава, соединяющего ОЯП и ПНХ, в результате чего в море попало незначительное количество нефти. Немедленно была приведена в действие система аварийного отключения платформы Моликпак. Добыча нефти на платформе и ее перекачка в ПНХ были немедленно приостановлены.

В результате из быстроразъемной муфты подводящего нефтепровода в море попало лишь небольшое количество углеводородов. В настоящее время объем выброса уточняется представителями компании «Сахалин Энерджи» и государственных органов.

Ведется расследование причин разъединения двойного троса, поскольку ветер и волновые условия в момент возникновения данной ситуации находились в нормальных рабочих пределах. Предпринимаются все меры для выяснения точного количества углеводородов, попавших в море. Компания располагает всеми необходимыми силами и средствами для того, чтобы наиболее эффективно ликвидировать данную ситуацию с учетом требований экологии и в соответствии с Планом неотложных действий по ликвидации разливов нефти, утвержденным российскими природоохранными органами. О случившемся компания поставила в известность соответствующие органы государственной власти РФ, своих акционеров, Российскую сторону СРП, кредиторов и страховщиков.»

Сегодня по каналам Интерфакс пришло сообщение о том, что объем пролитой нефти составил около полутонны, а размер нефтяного пятна составляет 7 км в длину и 800 метров в ширину. Пятно находится в 15 км от берега и движется на юг. В районе разлива работает специализированное спасательное судно «Агат».

Неофициально эти сведения были известны еще вчера. Однако как вчера, так и сегодня все государственные органы, принимающие участие в расследовании причин авариии и оценки объема пролитой нефти, боятся сказать нам лишнее слово и вообще отказываются отвечать на наши вопросы и отправляют в «Сахалинскую Энергию». «Сахалинская Энергия» в свою очередь отвечает, что ничего страшного не случилось, пролилось всего немножко и незачем так волноваться (вчера по Сахалинскому государственному телеканалу в новостях передали, что пролилось всего 10-15 литров нефти, а пятно имеет площадь 100х500 метров).

Сегодня представители Гринпис России и Экологической вахты Сахалина, а также операторы телекомпаний НТВ, Эн-Эйч-Кей (Япония) и АСТВ (Сахалин) на арендованном самолете АН-2 полетели в район разлива нефти. Сегодня вечером, либо завтра утром мы узнаем от них точные подробности об этой аварии и ее масштабы, и сообщим вам об этом.

До связи, Наташа.


Часть 2.

Вахта — Ниже приводится статья в одной из островных газет — в одной из тех, которые на своих страницах совсем недавно связывали все самое светлое в жизни сахалинцев с проектом Сахалин-2. Это очень символичный факт — наступает прозрение.


«Свободный Сахалин», N49, 30 сентября 1999г.

НЕФТЬ С ПЛАТФОРМЫ «МОЛИКПАК» ПЛАВАЕТ ПО ОХОТСКОМУ МОРЮ.

28 сентября с севера Сахалина пришла весть — на комплексе «Витязь» произошел разлив нефти.

Информация пришла из неофициальных источников и требовала подтверждения. На звонок нашего корреспондента в южносахалинский офис компании «Сахалинская Энергия» менеджер по связям с общественностью Валентина КИСЕЛЕВА ответила, что произошли технические неполадки, но подробностями она не располагает — идет расследование. И пообещала отправить пресс-релиз, как только он появится. На вопрос, почему журналисты не имеют вообще никакой информации, добавила, что все соответствующие службы уже проинформированы...

Так что сведения пришлось собирать из различных источников, и в итоге сложилась следующая картина.

Авария произошла 28 сентября приблизительно в 1.30 ночи, во время шторма. По информации СахБАСУ, на комплексе «Витязь» произошел разрыв трубопровода, по которому сырая нефть подается с добывающей платформы «Моликпак» на плавучее нефтехранилище — танкер «Оха». В результате аварии произошла утечка нефти. Катастрофических масштабов загрязнения удалось избежать благодаря срабатыванию автоматических систем перекрытия трубопровода, предусмотренных на случай его разрыва.

Причина разрыва — смещение судна с точки стоянки. В первые часы после случившегося с борта аварийно-спасательного судна «Агат», базирующегося рядом с комплексом «Витязь», наблюдали на поверхности Охотского моря нефтяное пятно, ширина которого состаляла примерно 100 метров, а длина превышала полкилометра. Пятно дрейфовало на юго-восток вдоль берега Сахалина.

В аэропорту Южно-Сахалинска нам сообщили, что в первой половине дня 28 сентября в Ноглики ушел самолет, на борту которого находились сотрудники различных компаний, в том числе «Сахалинской Энергии». А из Корсакова на север вышло еще одно аварийно-спавательное судно.

К концу светового дня в районе «Моликпака» работало два судна и два вертолета. Пятно увеличавалось, быстро двигалось на юг. К 21-00 с судна «Агат» поступила информация о том, что они прекращают преследование пятна, поскольку велечина пленки стала столь мала, что собрать ее уже не удается.

По непроверенным данным, всего удалось собрать с поверхности моря около 200 кг нефти.

В ночь с 28 на 29 сентября поступила информация о первых подстчетах вылитой нефти: ее количество по сведениям из разных источников колебалось от 300 до 500 кг. В основу подсчетов легли данные о величине пятна и толщине пленки углеводородов (одна тонна нефти способна создать пятно площадью 24 кв.км).

Утром 29 сентября нефтяное пятно размером 7 км на 1.8 км продолжало дрейфовать вдоль берега Сахалина.

И лишь через сутки, 29 сенятября в 10.47, в редакцию пришел факс из компании «Сахалинская Энергия» с пресс-релизом о случившемся. Руководство компании назвало аварию «незапланированным разъединением швартовых канатов», в результате которого произошла «расстыковка быстроразъемной муфты нефтеналивного рукава» и в море «попало незначительное количество нефти». По их информации, добыча и перекачка нефти была сразу же прекращена. В настоящее время «ведется расследование причин разъединения двойного троса, поскольку ветер и волновые условия в момент возникновения данной ситуации находились в нормальных пределах»....

В самом конце пресс-релиза скромно указано, что оператором плавучего нефтехранилища и одноякорного причала по чартерному соглашению с «Сахалинской энергией» является компания «Сахалин марин Лимитед». Понять данную приписку можно следующим образом: вся вина за происшедшее ложится именно на «Сахалин марин»....

Итак, то, чего так боялись, — случилось. Конечно, это ЧП значительно уступает в размерах трагедии «Эксон-Валдиз». Но все же обещанное супернадежность не выдержала испытания Охотским морем: сорван с места танкер, оборваны трубы, нефть вылилась в море, пятно грязи движится на юг.

Больше всего в этой истории возмущает позиция компании «Сахалинская энергия», которая несмотря на обещания, не только не предоставляет жителям области информацию, но и умышленно ее искажает. Заверения управляющего офисом в Южно-Сахалинске Дейва Лорана о том, что «мы будем максимально открытыми», остались лишь сотрясением воздуха и демонстрацией неуважения к местному населению.

Система замалчивания «Сахалинской энергией» вообще стала практикой — задолго до инцидента, случившегося 28 сентября, многие журналисты неоднократно обращались за более или менее значимой информацией в «Сахалинскую энергию» и, как правило... не получали ничего. Администация ссылалась на обычные технологические накладки, на мелочность случающегося, наконец, на внутренние дела компании. Однако для сахалинцев такие ссылки просто неприемлемы — ведь в любом случае, пусть даже очень мелком, речь идет о нешем регионе и будущем нашей области.

В конце концов отсутствие информации из первых уст создает атмосферу слухов и домыслов, которые лежат в основе скандалов и недоразумений.


Дополнительная информация от Вахты.

Вчера, 30 сентября состоялась пресс-коференция Сахалинской Энергии. Тема - разлив нефти 28 сентября на ПНХ. Управляющий компании по Сахалинской области Девид Лоран подробно рассказал собравшимся об аварии и действиях по ее ликвидации. Вот краткий пересказ содержания пресс-конференции. Изложение построено от первого лица — Лорана. Наши дополнения помечены ак ---

**

Все началось в 0.32 с разрыва толстых швартовых, которыми ПНХ крепится к одноякорному причалу (два нейлоновых каната диаметром в 40 см и длиной 60 метров каждый). Совершенно непонятна причина этого события — каждый из канатов держит нагрузку в 450 тонн. При том волнении на море и ветре, которые были в ночь на 28.09.99, эта нагрузка составляла около 65 тонн на каждый. Шторма не было — высота волны была 3-5 метров. После разрыва швартовых, произошло разъединение нефтеналивного рукава (окло 20 см диаметром и 120 метров длиной). Согласно пояснениям Лорана, рукав не порвался, а разъединился в специальном аварийном разъеме (муфте), который предназначен именно для таких случаев. Муфта имеет клапаны на каждом конце рукава в месте разъема. В море вылилось около 2 баррелей нефти.

Все подразделения были подняты по тревоге, никто не знал ночью — сколько нефти вылилось и поэтому предположили самое худшее. С рассветом началось наблюдение за пятнами с воздуха (вертолетом). Для поиска пятна были задействованы две компьютерные модели поведения пятна в зависимости от погодных и гидрологических условий — одна на Сахалине (ее разработала компания Владивосток Гидромет (?), другая  — в Хьюстоне. Был в полном объеме задействован План ЛАРН. В первую очередь уведомили все госорганы. Сразу же было сообщено в Хьюстон международной группе быстрого реагирования (видимо - компании Марафон). Эта команда очень быстро была готова вылететь на Сахалин в течении суток.

Компания из Хьюстона задействовала команду в Сингапуре — и они тоже были готовы прийти на помощь. Также был оперативно задействован Экошельф. Судно Агат сразу же ночью приступило к поиску следов нефти. В 3.15 с него обнаружили пленку 5 х 30 метров. Мы поняли, что НЕ произошло катастрофического разлива. Тем не менее с борта Агата были спущены боны и скиммеры и была предпринята попытка сбора разлитой нефти. Однако, пленка была столь тонкой, что нам удалось собрать очень небольшое количество нефти. Рядом с Витязем находилось также вспомогательное судно «Смит Сибу», который отбуксировал ПНХ на безопасное расстояние и помог ПНХ встать на якорь. В 1.30 ПНХ встал на якорь. Затем Смит Сибу подключился к наблюдению за пленкой. Нам удалось направить суда в нужные координаты благодаря нашим моделям поведения разлива. Они очень важны в случае крупного разлива — 500 и более тонн. Если при таком разливе ветер будет таким, как он был 28 сентября (северо-западное направление), то нефть достигнет берега через 62 часа. около 50% нефти во время пути ее к берегу таким путем испарится. На затем в нашем случае ветер сменился на северо-востоный - то есть пленка пошла в сторону моря, а не на берег. То есть в случае крупного разлива нефть скорее пойдет в море, а не на берег. ТО есть в случае большого разлива у СЭ есть около 60 часов для выставления береговых бонов. У нас был готов полный план задействования всех возможных сил и средств в течении 24 часов.

Через полтора суток нефть была разбита ветром и волнами — естественным образом она рассеялась. Причины обрыва канатов пока не установлены — завтра у нас будет встреча с представителями их производителя.

У нас есть свои видеоматериалы разлива.

Вопрос Вахты — Можно ли их посмотреть?

Да, я их вам покажу.

СЭ разместила страховое обеспечение на сумму 700 млн долларов для ПНХ.

--- Один из журналистов предъявил претензии о недостаточно оперативном и полном предоставлении информации.

Лоран — в нефтяной отрасли такого объема разливы являются обычным и нормальным явлением. Мы понимаем, что должны лучше работать с общественностью и журналистами. Мы намерены сейчас улучшить наш План ЛАРН в части связи с общественностью.

Вахта — Намерена ли СЭ заплатить Сахалину за это загрязнение?

Да, мы рассчитаем плату за загрязнение  — мы предоставим в Комитет по экологии наш расчет параметров воздействия и Комитет сделает расчет платы за загрязнение. Эту сумму мы оплатим.

Вахта — А если у Комитета есть свое мнение о параметрах воздействия и соответственно сумме ущерба - какой вариант примете вы?

Представитель комитета участвовал с нами во всех обследованиях и мы уверены, что наши расчеты будут одинаковы.

--- (дополнение Вахты — мы встречались с руководством Комитета и точно знаем, что расчеты Комитета на порядок отличаются от расчетов СЭ  — по крайней мере пока. Дело в том, что председатель Комитета Н.И.Онищенко в командировке в Хьюстоне и очень вероятно, что с ее возвращением расчеты Колмитета сразу станут похожи на цифры СЭ)

Вопрос — На Сахалине есть очень хорошая компания Терра, которая выпускает очень хорошие сорбенты для борьбы с разливами.

Я не знаком с такой компанией. У нас есть возможность задействовать очень много ресурсов по всему миру. Но мы готовы рассмотреть участие местных ресурсов.

Авария повлияла на наши экспортные планы. У нас есть запасные швартовы, но мы не будем пока их задействовать, пока не выясним причину. Дополнительные канаты будут готовы в конце октября и в начале ноября мы планируем возобновить эксопрт.

(дополнение Вахты  — а лед? В ноябре в этот район уже подходят тяжелые льды с Шантарских островов)

Вахта — Повлияет ли эта авария на серых китов?

Их местообитание находится к северу от платформы (--- пояснение Вахты - вранье!). Разлив ушел на юг и был рассеян морем. Даже если бы был гораздо больший разлив — он также ушел бы на юг и не повлиял бы на серых китов.

У нескольких журналистов вырывается: « А там же морские котики!»

Лоран — да, возможно, если бы был более крупный разлив, то котики пострадали бы, но сейчас это исключено.

--- Один из журналистов поднял вопрос о Декларации промышленной безопасности.

Да, есть такой документ. Он раскрывает все возможные экологические риски и шаги компании по их минимизации. Эта Декларация  — часть Плана ЛАРН.

Журналист: Можно ли ее получить?

Мне надо это уточнить с российскими органами.

(от Вахты — мы неоднократно обращались в СЭ в т.ч. в письменном виде, с просьбой предоставить нам Декларацию промышленной безопасности. Компания отказала нам, сославшись на то, что это обязанность госорганов — предоставить общественности этот документ)

Мы  — группа журналистов — намерены заявить протест на плохое предоставление информации.

Лоран -Судно Агат собрало менее чем один баррель.


Contact: Sakhalin Environment Watch watch@sakhalin.ru

tel./fax (42422) 3-21-53

We'll survive! *~*



Назад