САХАЛИНСКИЕ ПИСЬМА #5 от 06.08.98Прилагаемый материал рассказывает об «однодневной» экспертизе в целях «предварительного рассмотрения», организованной Сахкомэкологии одновременно с проведением официальной Гос.экологической экспертизы «Программы разведочного бурения...» Приказ Госкомэкологии об утверждении экспертной комиссии ГЭЭ датирован 19.06.98. Приводимое ниже Заключение — 22.06.98, оно вошло в перечень документов, представленных на ГЭЭ. Заключение ГЭЭ утверждено приказом Данилова-Данильяна от 23.06.98. Оно также изобилует «рекомендациями» (среди которых также есть указание на правовые акты РФ, прямо запрещающие сброс буровых растворов и шлама в море), раздел «Выводы» полностью одинаков в обоих Заключениях. Данный пример хорошо иллюстрирует, каким образом можно, меняя ЗАМЕЧАНИЯ на «рекомендации», превратить Государственную экологическую экспертизу в пустую, малозначашую формальность.
Сергей Алексеенко PS Очень просим всех — по возможности распространить этот материал как можно шире для СМИ!! Газета «Регион» от 31.07.98КУЧА ЗАМЕЧАНИЙ, НО «БУРИТЬ РАЗРЕШАЕМ» (Я.Скобарь)Мы уже сообщали о сверхбыстрой работе председателя гос.комитета по охране окружающей среды Сахалинской области госпожи Н. Онищенко — когда она смогла заключение экспертной комиссии Сахалинской области по Программе оценочного бурения 1998г. проекта «Сахалин-1» В ОДИН ДЕНЬ и на Сахалине принять, и 13 московским экспертам дать изучить, и у председателя Госкомэкологии В.Данилова-Данильяна подписать.
// Этот день — 22 июня 1998г. — Вахта//Поэтому очень любопытно посмотреть сам текст документа, разрешающий сброс отходов бурения в Охотское море. Достаточно сравнить «Рекомендации» и «Выводы». Обращаем внимание, что эти самые рекомендации по закону должны иметь статус «замечаний» и в этом случае проект на бурение обязан быть возвращен на доработку. Однако «рекомендации» этого не требуют и таким образом, заменив термины, удается обойти экологическое законодательство России. Остальное внимательный читатель увидит из приводимых фрагментов документов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
//Эксон Нефтегаз Лимитед — компания, зарегистрированная на Багамских островах — Вахта//
//Заключение приводится в сокращенном виде — Вахта//«Рекомендации и предложения. 4.Глава «Воздействие на качество морской воды» в части воздействия сбрасываемых буровых отходов на морскую среду требует более глубокой проработки и конкретизации за изменением значений рН и концентрацией взвешенных веществ в толще морской воды. 5. В главе «Воздействие на недра и морское дно» результаты проведенных в 1996-1967 гг. исследований трактуются достаточно вольно. Так, по результатам мониторинга 1996-1997гг. на отдельных станциях отмечались повышенные значения содержания нефтяных углеводородов и тяжелых металлов. Что касается гранулометрического состава, необходимо отметить, что, во-первых, штормовое воздействие также приводит к гибели донных животных, но это естественный процесс; во-вторых, выбуренная порода не столько увеличивает долю мелкодисперсной фракции, сколько засыпает определенную площадь дна, нарушая условия обитания организмов. 6. В главе «Воздействие на биологическую среду» рассматривается воздействие только в виде повреждений дна якорями и опорами СПБУ, а также влияние воздушного и гидроакустического шума. С выводами о незначительности данных воздействий можно согласиться, за исключением влияния на морских млекопитающих. Вполне вероятно, что высокоорганизованные животные (серый кит) будут избегать районов с повышенными уровнями шума. 7. В будущем необходимо продолжить исследования влияния на фитопланктон. По результатам мониторинга не удалось обнаружить изменений в составе и показателях обилия фитопланктона, которые выходили за пределы сезонных колебаний. Это не означает, что воздействия на фитопланктон не существует, поскольку по неопубликованным данным наблюдается угнетение фотосинтеза, при повышенной мутности морской воды (искусственно увеличение количества взвешенных веществ от бурового раствора).
//Мониторинг состояния морской среды при проведении буровых работ в 1996-1997гг. проводился и организовывался исключительно компанией Эксон НЛ — Вахта//Заслуживает внимание факт обнаружения погибших планктонных животных (до 5-10 у. о.), обнаруженных методом прижизненного окрашивания. 9. Поскольку прямое отторжение определенной площади дна непосредственно происходит при сбросе бурового шлама, часть организмов будет физически погребена, для других ухудшатся условия дыхания и питания. Это неизбежно ведет к гибели бентосных животных, масштабы которой требуют уточнения в дальнейшем на основе мониторинга и научных исследований. 10. Несмотря на оговорку о небольших участках и краткосрочности воздействия, признается вредное воздействие на ихтиофауну, выражающееся в засорение жабр, механических повреждениях и погребение икры. В будущем желательно данные о биологическом тестировании буровых растворов дополнить токсикологическими исследованиями на охотских объектах. 12. Представленные материалы являются макетом, а не программой мониторинга бурения разведочных скважин. В письме за #11-07/47 от 03.06.98 г. СахНИРО запросил у компании «Эксон Нефтегаз Лтд» означенную программу для внесения своих предложений по существу проведения исследований и форме участия, в соответствии с условиями согласования заявки на проведение буровых работ в 1998 г. департаментом по рыболовству РФ. Необходимо ускорить решение этого вопроса. 13.По всему комплексу оценки воздействия на биоту буровых работ необходимо продолжить исследования и уточнить расчеты возможных ущербов. 14. Обязательным условием проведения мониторинга считать участие СахНИРО с целью контроля за экологической ситуацией и доступа к результатам исследований. В противном случае данные о влиянии буровых работ на морскую среду и биоресурсы останутся недоступными для специалистов, как это произошло с результатами наблюдений в 1997 г. при бурении разведочных скважин Даги — 6-8. 15. Рекомендовать компании проводить согласование разрабатываемых программ и проектов этих материалов первоначально на уровне Сахалинской области, в установленном порядке до подачи на рассмотрение на федеральном уровне для наиболее полного учета местных особенностей. 16. На организации Сахкомэкология и Сахалинрыбвод возложить обязательный контроль за выполнением компанией «Эксон Нефтегаз Лтд» указанных рекомендаций и предложений, вырабатываемых в процессе ГЭЭ и внесенных специалистами. 17. Размещение СПБУ в районах планируемых разведочных буровых работ на Аркутун-Дагинском участке шельфа, с точки зрения воздействия на биологические ресурсы моря особых возражений не вызывает. Однако вопрос о возможных убытках российских рыбодобывающих организаций и их компенсации в связи с установлением 250-метровых охранных зон вокруг самоподъемных плавучих буровых установок на скважинах Даги-13, Даги-15 и Даги-7 в представленных документах не рассмотрены. Согласно представленным документам при выше упомянутых разведочных буровых работах планируется производить сброс отработанного бурового раствора и шлама непосредственно в море. Это противоречит действующему нормативному документу «Правила охраны вод от загрязнения при бурение и освоении морских скважин на нефть и газ» (ГОСТ 17.1.3.02.-77). Сброс бурового раствора и шлама в море будет возможным лишь при получении специального разрешения в порядке производственного эксперимента. Окончательное решение об экологической безопасности сброса в море отходов бурения от куста скважин можно будет сделать после получения исчерпывающей информации через 2-3 года после получения результатов количественных оценок влияния этих сбросов, основанных на результатах экологического мониторинга. 18. Принятое решение по планируемым природоохранным мероприятиям и их финансированию в рассмотренном варианте не отвечает всей полноте охватываемой проблемы. В частности, оценка ущерба морским биоресурсам от сбросов отработанного бурового раствора и шлама при разведочных буровых работах на СПБУ в представленных компанией «Эксон» документах отсутствует. Соответственно не определены величина компенсации и компенсационные мероприятия, направленные на возмещение наносимого ущерба рыбному хозяйству. 19.Необходимо произвести и представить оценку ущерба морским биоресурсам северо-восточного шельфа Сахалина от сброса отходов бурения с трех разведочных скважин в сезон 1998г., а также определить компенсационные мероприятия, направленные на возмещение рассчитанного ущерба. 20. В представленных документах необходимо рассмотреть вопрос о возможных убытках рыбохозяйственных организаций Сахалина от введения охранных зон вокруг СПБУ на трех разведочных скважинах Аркутун-Дагинского морского месторождения в сезон 1998г., и также определить компенсационные меры. 21. Необходимо провести обоснование достаточности величины страховых сумм в размере 160 млн. американских долларов, определенных для покрытия экологических рисков и финансирования в полном объеме работ по ликвидации экологических последствий аварийных ситуаций при разведочных буровых работах на Аркутун-Дагинском месторождении в сезон 1998г. 22. С целью полноценного контроля за состоянием морской акватории и обитающих там биоресурсов в период разведочных буровых работ намеченная программа экологического мониторинга на всех ее этапах должна осуществляться при непременном участии СахНИРО. 25. В связи с отсутствием в проекте конкретной программы мониторинга высших позвоночных животных считаем необходимым разработать специальную программу мониторинговых наблюдений за определенным составом фоновых, хозяйственно ценных и редких (особо охраняемых) видов птиц и морских млекопитающих в зоне работ, не ограничиваясь кратковременными, бессистемными, визуальными наблюдениями за всеми видами этих животных только персоналом обслуживающих судов и ПБУ (буровых установок). 26. К разработке и выполнению программы экологического мониторинга, а также для изучения прямого и возможного последующего долговременного влияния буровых работ (с планируемым сбросом в море буровых растворов и шлама) на морских птиц и млекопитающих необходимо предусмотреть привлечение дальневосточных специалистов (в т. ч. и сахалинских научных и научно-хозяйстванных организаций) как наиболее информированных о современном состоянии популяций этих животных и среды их обитания в районе северо-восточного шельфа Сахалина. 27. Считаем чрезвычайно важным еще до начала разведочного бурения конкретизировать и согласовать с природоохранными службами области место предполагаемой утилизации или захоронения отходов, подлежащих вывозу на берег, т. к. долговременное хранение их в порту Москальво повышает риск возможного загрязнения залива Байкал — одного из высокопродуктивных районов, выделяющегося на Сахалине максимальным биологическим обоснованием ценных и редких видов позвоночных.
//Давно идет бурение, а ни о каком согласовании места утилизации не слышно — Вахта//ВЫВОДЫ: 1. Экспертная комиссия, рассмотрев материалы «Программы оценочного бурения 1998 г. по двум морским разведочным скважинам Даги — 13 и Даги — 15, а также по испытанию пробуренной ранее скважины Даги-7 «Эксон Нефтегаз Лимитед», отмечает общую направленность проектных решений на обеспечение экологической безопасности и соблюдение природоохранных требований, достаточную степень проработки материалов по оценке воздействия на окружающую природную среду. 2. Экспертная комиссия считает возможным реализацию «Программы оценочного бурения... «Эксон Нефтегаз Лимитед» на континентальном шельфе острова Сахалин при условии выполнения рекомендаций и предложений, изложенных в данном заключении, и внесения их в заключение ГЭЭ Главгосэкспертизы РФ по данному объекту. 3.Рекомендации и предложения, изложенные в данном заключении, должны быть учтены как при разработке рабочей документации, так и при последующих стадиях реализации. 4.Экспертная комиссия просит руководство Госкомэкологии РФ и управление ГЭЭ проводить государственную экологическую экспертизу документации на разведочные, кратковременные работы на шельфе о. Сахалин силами сахалинских экспертов с утверждением состава комиссии и заключения ГЭЭ приказом Госкомэкологии РФ.» Остается назвать героев этого однодневного спектакля: экспертная комиссия создана председателем государственного комитета по охране окружающей среды Сахалинской области приказом #112 от 22.06.98 в составе:
руководителя — Саматова Андрея Дамировича,
членов:
2. Воронова Геннадия Александровича, к.б.н.,
3. Великанова Анатолия Яковлевича, к.б.н., 4. Чикова Леонида Валерьевича, гл. специалиста регионального отдела госкомитета по проблемам коренных народов Севера по Сахалинской обл.; 5. Золотухина Евгения Георгиевича, и.о. нач. центра мониторинга природной среды.
P.S. В тексте сахалинского заключения предусмотрительно не поставлена
дата, но она для этого документа упомянута в московском заключении
экспертов //Государственной экологической экспертизы — Вахта//
К чему бы следы заметать?
Назад |