САХАЛИНСКИЕ ПИСЬМА 56-57 от 14 — 17 декабря 1999г. 21 декабря 1999 г.

Друзья! К сожалению, из-за проблем с рассылкой нам не удалось разослать два этих письма своевременно. Понятно, что сейчас эта информация не настолько актуальна — но тем не менее, каких-либо новых сведений пока не появилось, следовательно, эта информация является последней.

САХАЛИНСКИЕ ПИСЬМА #56 ОТ 14 ДЕКАБРЯ 1999г.

Дорогие друзья!

Прежде всего приносим свои извинения за длительное отсутствие комментариев к инциденту с сейнером «Авача-101», севшем на мель в районе мыса Терпения 3 декабря. Такое положение было обусловлено объективными факторами, в числе которых — время, необходимое для сбора и обработки следующей информации, а также желание дать оценку происшествию не только на уровне эмоций, а более взвешенно и конкретно.

МЫ ОБРАЩАЕМСЯ К ВАМ С ПРОСЬБОЙ КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ И ПО ВОЗМОЖНОСТИ ШИРЕ РАСПРОСТРАНИТЬ ЭТОТ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРЕССЫ!

Мы считаем необходимым как можно шире освещать подобные инциденты, ведь то, чего чудом удалось избежать у нас сегодня — легко может произойти с вами завтра! К тому же, на наш взгляд, данные материалы интересны как один из примеров взаимодействия различных структур для решения конкретной неожиданной проблемы.

Итак, вот информация, которой мы располагаем на данный момент.


Рыболовный траулер (СТР) «Авача-101», принадлежащий невельскому рыболовецкому колхозу «Сахалин», был выброшен на подводную каменную гряду в 7 утра 3 декабря. Водоизмещение траулера — 650 тонн, он был взят рыбколхозом в чартер у одной из хоккайдских фирм и застрахован японской стороной.

В тот момент у мыса Терпения была непогода. Траулер сел на камни примерно в 150-200 метрах от берега, в корпусе судна образовалась пробоина, в трюм стала поступать вода. Экипаж немедленно стал принимать необходимые меры для спасения. На помощь потерпевшему судну направились СРТМ «Хива» и «Павел Копытин», но из-за тяжелых погодных условий они вынуждены были держаться на безопасном расстоянии от берега. . В танках судна содержалось от 50 до 70 тонн дизтоплива (до сих пор нет информации о точном количестве).Место аварии находится приблизительно в 12 километрах от острова Тюлений, являющегося уникальным местообитанием морских котиков и сивучей. Во время затопления судна из-за попадания воды в работающий двигатель начался пожар и возникла опасность возгорания и разлива дизтоплива.

Для эвакуации членов экипажа (19 человек) пришлось прибегнуть к помощи вертолета МИ-8 авиакомпании «Сахалинские авиатрассы». В настоящее время экипаж вне опасности.

В течение трех суток спасатели Сахалинского бассейнового аварийно-спасательного управления (СахБАСУ) на специализированном судне «Рубин» не раз безрезультатно пытались подойти к терпящему бедствие траулеру, помехой был сильный шторм. Наконец 6 декабря осмотровой группе с «Рубина» удалось высадиться на СТР, итоги осмотра: судно практически полностью выгорело, возможно, там побывали морские мародеры. Трюмы траулера оказались затоплены, судно «сидело» на камнях на глубине 2,5-3,5 метра.

Опасность разлива дизтоплива по-прежнему сохранялась, так как откачать горючее на другие суда или на берег было сложно (практически нереально) из-за непогоды и сложного рельефа морского дна в этом районе.

Во избежание возможного разлива так близко от о. Тюленьего решено было выжечь соляр и машинное масло, остававшееся на судне, предварительно перекачав их из танков в трюмы. За безопасностью при этом следили сотрудники сахалинской природоохранной морской службы. (источником информации здесь явились публикации в областной газете «Советский Сахалин» за 4-9 декабря, авторы — П. Очеров, П. Васильев)

Конечно, мы знаем, что сжигание нефтепродуктов не является идеальным выходом в таких случаях, но очевидно, в данной ситуации «ликвидаторы последствий» не нашли иного выхода, более лояльного по отношению к природе и озоновому слою в частности).

Сотрудники Главного Управления ГО и ЧС Сахалинской области (информация получена от Ольги Коробковой) посоветовали рыбколхозу обратиться за дальнейшей помощью в СахБАСУ, но те отказались из-за отсутствия необходимых финансовых средств.

Впоследствии выяснились и такие интересные факты: по данным Сахалинрыбвода (Татьяна Чупахина) «Авача-101» не должна была находиться в этом районе и на восточном побережье вообще, так как соответствующий разрешительный билет судна закончился 22 ноября, то есть фактически корабль был в запретной зоне. В настоящее время ведется выяснение обстоятельств. В Службе наблюдения за флотом ( Анатолий Фомичев, заместитель директора капитана порта) удалось узнать, что в данный момент ведется сбор документов, готовится расследование обстоятельств происшествия, на что отведено 3 недели. В ходе расследования будет установлена причина аварии, ее следствия, сделаны соответствующие профилактические выводы.

Закономерным было бы в получении необходимой информации рассчитывать на Госкомэкологии Сахалинской области, в связи с чем мы предприняли попытку выяснить обстоятельства дела у председателя Госкомэкологии Натальи Онищенко.

В первый раз полученная информация включала кое-какие доселе неизвестные детали, но основной упор был сделан на то, что «СКОРЕЕ ВСЕГО ОКОНЧАТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ МАСШТАБЫ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ УДАСТСЯ ТОЛЬКО ВЕСНОЙ». Следующие попытки узнать что-то оказались абсолютно безрезультатными — в информации было отказано на том основании, что «ЭТИ ФАКТЫ — НЕ ДЛЯ РАЗГЛАШЕНИЯ (т.е., не для журналистов и обывателей вообще)».

Все это является очередной иллюстрацией отношения Государственных (пусть и природоохранных) органов к попыткам общественности наладить такой необходимый двухсторонний контакт в жизненно важной сфере!

В общем, вывод таков — по предварительным итогам, из очередной чрезвычайной ситуации удалось выйти, отделавшись «малой кровью» (хотя совсем не исключено, что этот инцидент будет иметь свои малоприятные последствия).

Но ход и результаты проведения спасательных работ в очередной раз наглядно доказали, что мы по- прежнему не можем читать себя совершенно готовыми к ЧС, подобным этой, а слаженность и четкость взаимных действий всех относящихся к этому структур, организаций, учреждений — оставляют желать лучшего!

САХАЛИНСКИЕ ПИСЬМА N 57 ОТ 17 ДЕКАБРЯ 1999 г.

Друзья!

Поступила новая информация о сейнере «Авача-101», таким образом, это письмо продолжает тему предыдущего.

Не оставляя попыток узнать о судьбе сейнера, севшего на мель у мыса Терпения в Охотском море 3 декабря, мы вновь обратились в Сахгоскомэкологии, председатель которого Н.И. Онищенко на этот раз отослала нас в Сахалинскую природоохранную морскую службу.

Заместитель начальника Сахалинской природоохранной морской службы, Леонид Петрович Шкурин сообщил следующее.

Поскольку из-за трудностей погоды и донного рельфа невозможным оказалось подойти к судну и высадить на него представителей природоохранных служб и владельца — рыбколхоза «Сахалин», на судне еще не произведено предполагаемое сжигание дизтоплива.

13 декабря, в понедельник, состоялось заседание правления колхоза, на котором рассматривался этот вопрос. Было принято решение обратиться за дальнейшей помощью в специализированное предприятие — Сахалинское бассейновое аварийно-спасательное управление (СахБАСУ). Но поскольку траулер взят колхозом в чартер у японской фирмы, на получение необходимой документации требуется определенное время.

Подробные же технические документы нужны для того, чтобы водолазы СахБАСУ, ознакомившись с расположением объектов на сейнере, смогли максимально эффективно выполнить свою задачу — обеспечить перекачку горючих материалов из танков судна в его трюмы, затем горючее будет-таки сожжено. Положение «Авачи-101» за это время изменилось — судно перебросило через каменную гряду в прибрежную зону, теперь оно более защищено от стихии волн. В настоящий момент два основных необходимых фактора — это получение техдокументации из Японии и образование припая, который поможет приблизиться к судну. А пока ситуация находится в режиме ожидания...

Информации о разливах с «Авачи-101» пока, к счастью не поступало.


Назад